Статья Возможности облачных технологий в организации групповой работы учащихся

Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ВОЗМОЖНОСТИ ОБЛАЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В ОРГАНИЗАЦИИ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ



Т.Н. Епифанова

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 5

города Светлого Калининградской области



В статье рассмотрен один из способов активного изучения большого объёма теоретического материала с помощью групповой формы работы и использованием облачных сервисов интернета. Автором описывается способ применения приложения Google Диск на одном из этапов урока.



В настоящее время подготовка учащихся невозможна без использования современных информационно - компьютерных технологий обучения. Создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею, работая в команде, быстро ориентироваться в информационном пространстве - задачи, успешно решаемые на уроках информатики.

Уроки изучения теоретического материала, особенно в старших профильных классах, содержат значительный объем информации, требующий для усвоения времени, терпения, усидчивости и, конечно, возможности активного, творческого восприятия знаний. В поисках форм организации работы учащихся на таких уроках я пришла к выводу, что групповая работа в сочетании с использованием облачных технологий поможет в решении поставленных задач. Учебный процесс в этом случае строится как поисковая, исследовательская деятельность, в ходе которой происходит обмен мнениями, разворачиваются дискуссии, имеет место элемент соревнования, игры.

Существует множество облачных сервисов, которые эффективно можно применять в образовательном процессе. Так документы Google позволяют учащимся работать над одним общим документом, а преподавателям осуществлять контроль и управление этой работой.

Например, при изучении темы «История развития вычислительной техники» (§ 31 учебника К.Ю. Полякова) теоретический материал параграфа занимает 8 листов, рассчитан на 2 часа учебного времени. Вряд ли самостоятельное изучение материала, лекционная форма подачи, подготовка и заслушивание докладов учащихся будут эффективны при изучении. Поэтому рассмотреть весь теоретический материал я решила за 1 урок. При этом организовать такую плотность урока и занятость каждого ученика, которая позволила бы максимально обеспечить восприятие и усвоение материала темы.

При подготовке урока была создана таблица (таблица 1, фрагмент) для создания краткого конспекта материала урока, слайды или карточки с задачами каждого участника группы. Накануне урока таблица размещалась на диске Google с предоставлением совместного доступа обладателям ссылки.

Таблица 1 (фрагмент)

Краткий конспект по теме «История развития вычислительной техники».


№ группы, состав

Вопросы, задания

ответы

Иллюстрации, примечания

1 группа

Состав группы:
руководитель-
редактор -
оператор -

Учебник, стр. …
Кем была предложена реализация вычислений в автоматическом режиме? Была ли воплощена эта идея? Имела ли она последователей?


5 группа

Состав группы:
руководитель-
редактор -
оператор-

Интернет

Записать "расшифровку" интернет - профессий. Какие из профессий подходят для роли членов групп?

тайм - менеджер

контент - менеджер

рерайтер

веб - верстальщик


На уроке все учащиеся делятся на группы. Численный состав групп определяет учитель. Это зависит от количества теоретических вопросов и объёма материала. Оптимальное количество - 3 - 4 человека. Но формируют группы и определяют задачи каждого участника сами учащиеся. Общее задание каждой группы: найти и прочитать теоретические сведения; выбрать ответы на поставленные вопросы; краткий ответ, ссылки на интернет - ресурсы (если имеются), необходимые изображения занести в общую таблицу (для доступа к таблице всем предоставляется ссылка на документ, заготовленный учителем накануне урока). Желательно создать однослайдовую презентацию для демонстрации изображений или дополнительного материала (например, интересных фактов по теме). Если изучение темы планируется на один урок, то оптимальное время заполнения таблицы - не более 15 минут и, соответственно, учителю необходимо подумать над формулировкой вопросов, их количеством для каждой группы. Роли участников групп могут меняться от урока к уроку, тем самым расширяя словарь интернет - профессий. Работа над общим документом проходит с энтузиазмом, большим интересом, в хорошем темпе, со 100% - ной занятостью.

По истечении времени руководитель группы представляет работу группы в виде краткого устного доклада продолжительностью 3 - 5 минут с демонстрацией таблицы и дополнительного материала. После каждого выступления 1-2 минуты отводится на вопросы, дополнения, во время которых оператор и редактор вносят исправления в содержание материала таблицы. В зависимости от количества дополнений этот вид деятельности может быть использован на уроке или в качестве домашнего задания членам группы. Удивительно, что в обсуждении принимают активное участие абсолютно все ученики, равнодушным не остаётся никто.

В конечном итоге каждый участник образовательного процесса получает необходимые сведения по теме, краткий конспект в свободном доступе и обязательную оценку, в большинстве случаев, не ниже четвёрки, за работу на уроке. В качестве домашнего задания используется общий документ (рисунок 1, фрагмент), при работе над которым каждый из учащихся может оставить свои online - замечания той или иной группе.

Статья Возможности облачных технологий в организации групповой работы учащихсяРис. 1

Фрагмент итогового документа.


Таким образом, плотность урока увеличивается, активность каждого учащегося возрастает. Совместная работа над документом повышает интерес к изучению темы и уровень успешности каждого ученика, вносит элемент соревнования, игры (рисунок 2).

Статья Возможности облачных технологий в организации групповой работы учащихся

Рис. 2. Обозначение пользователя.

Кроме того, все избавлены от скучной, однообразной работы - записи краткого конспекта в тетради. Интерес к процессу обучения возрастает, а следовательно, повышается и качество знаний, умений и навыков, что способствует развитию личности учащихся.

Литература:

  1. Лункина Е.В.
    Групповая работа как эффективная форма организации урока
    qps.ru/JmQpI

  2. Материалы XXII Международной конференции liceum26.narod.ru/metod/XXIIconf.pdf

© 2010-2022