- Преподавателю
- Информатика
- На пути к разработке компьютерных инструментов обучения сурдопедагогов
На пути к разработке компьютерных инструментов обучения сурдопедагогов
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Созаева Н.С. |
Дата | 12.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
ГКС(К)ОУ школа-интернат для глухих детей
на тему: «На пути к разработке компьютерных инструментов обучения сурдопедагогов: выделение профессиональных умений в области психолого-педагогического обследования ребенка с нарушенным слухом»
г. Владикавказ 2012 год
Т. В. Николаева,
Институт коррекционной педагогики РАО, Москва
В статье представлен один из этапов разработки специальных компьютерных инструментов обучения сурдопедагогов. Первоначально выделенные общие профессиональные умения, необходимые любому дефектологу для проведения психолого- педагогического обследования ребенка, рассматриваются с позиции сурдопедагога. Выделены и обоснованы профессиональные сурдопедагогические умения в области психолого- педагогического обследования детей раннего возраста с нарушенным слухом.
Внедрению ИТ предшествует определение их роли, места и функций в выбранной предметной области. Для этого проводится анализ объектов познания, задач, содержания и форм продуктивной деятельности, необходимых для их освоения [3].
В области применения ИТ в высшей школе впервые данный методологический подход был применен в исследовании, посвященном разработке компьютерных инструментов обучения студентов-логопедов [2]. Было экспериментально доказано, что данные технологии обладают преимуществами в сравнении с традиционными средствами формирования профессиональных знаний и умений студента- логопеда.
Предметом нашего внимания является обучение студентов-сурдопедагогов комплексу профессиональных умений, необходимых для психолого-педагогического обследования детей с нарушениями слуха. Следуя выбранной методологии, на первом этапе исследования мы проанализировали задачи, содержание и формы продуктивной деятельности в данной предметной области с точки зрения определения тех профессиональных умений, которые необходимо освоить студентам-сурдопедагогам в период обучения в вузе. Такой анализ необходим для определения роли, места и функций информационных технологий в учебном процессе. Анализ доступных нам материалов показал, что до настоящего времени не была выделена, обоснована и описана система умений специалиста в сфере психолого-педагогического изучения ребенка с нарушенным слухом. В связи с этим перед нами встала задача выделить и обосновать эти умения. В результате анализа как самой деятельности психолого-педагогического обследования, так и опыта, накопленного в данной области в сурдопедагогике, были описаны профессиональные умения, необходимые любому дефектологу в практике психолого-педагогического обследования детей. Приведем их перечень с подробным описанием каждого умения:
-
понимать, что комплексное психолого-педагогическое обследование детей является исходным этапом взаимодействия с ребенком и его обучения, необходимым для получения наиболее полного представления об уровне развития ребенка, его индивидуальных особенностях и потенциальных возможностях, поскольку только на этой основе возможно построение обоснованной индивидуальной программы обучения;
-
понимать, что процесс изучения развития ребенка должен осуществляться по всем основным его линиям;
-
понимать, что в процессе изучения развития ребенка (по всем линиям) необходимо выявлять не только актуальный уровень (самостоятельные достижения, демонстрируемые без помощи взрослых), но и зону ближайшего развития (достижения, демонстрируемые при поддержке взрослого, при совместном со взрослым выполнении заданий);
-
понимать, что достоверность результатов психолого-педагогического обследования ребенка, полнота раскрытия его потенциальных возможностей и способностей в процессе обследования зависят от профессиональной подготовки педагога, проводящего обследование;
-
осознавать опасность поспешных выводов и поверхностных суждений о ребенке, недооценки или переоценки его возможностей;
-
представлять вероятные негативные последствия ошибочной интерпретации данных психолого-педагогического обследования для дальнейшего развития, обучения и воспитания ребенка;
-
уметь отбирать диагностические методики, адекватные поставленной задаче, возрасту ребенка и особым требованиям, предъявляемым к работе с данной категорией детей;
-
понимать, что при обследовании ребенка следует строго соблюдать правила применения конкретной методики и установленные требования к диагностической процедуре в целом;
-
овладеть конкретными методиками, принципами и способами качественной и количественной оценки получаемых с их помощью данных;
-
уметь выстраивать гибкую стратегию обследования, формируя из известных методик диагностический набор, адекватный поставленной задаче и возможностям ребенка;
-
уметь наблюдать и описывать эмоциональные, поведенческие, речевые реакции ребенка, особенности контакта, сложившегося с ним в ходе обследования;
-
уметь анализировать процесс и правильно интерпретировать результат выполнения предлагаемых ребенку диагностических заданий по заданным критериям;
-
уметь выдвигать на основе полученных данных первичную (рабочую) гипотезу об уровне развития ребенка по каждой изучаемой линии;
-
уметь проверять рабочую гипотезу в ходе дальнейшего обследования ребенка;
-
уметь точно формулировать и аргументировать финальную гипотезу об уровне развития ребенка по каждой линии;
-
уметь интегрировать все полученные в ходе исследования данные и делать обоснованный вывод об уровне развития ребенка в целом;
-
понимать, что дети с одним и тем же первичным нарушением могут иметь разные уровни развития по отдельным линиям;
-
понимать, что у одного и того же ребенка уровень развития по разным содержательным линиям может быть разным;
-
уметь по результатам обследования представить в письменном виде грамотную и обоснованную психолого-педагогическую характеристику ребенка;
-
понимать логику адаптации программы обучения ребенка в зависимости от выявленного уровня и особенностей его развития;
-
уметь адаптировать типовую программу обучения и воспитания ребенка в соответствии с выявленными характеристиками его психического развития.
Сформулировав наиболее общие профессиональные умения, необходимые каждому дефектологу для проведения психолого-педагогического обследования ребенка, мы сделали первый шаг на пути к разработке компьютерных инструментов обучения сурдопедагогов.
Следующей задачей, которая встает перед нами, является выделение и описание собственно сурдопедагогических умений в данной области. Для решения этой задачи, в соответствии с выбранной методологией, необходимо вновь обратиться к анализу выделенных общих профессиональных умений. Но теперь эти требования должны быть рассмотрены с позиций сурдопедагога. На основе анализа накопленного в сурдопедагогике опыта изучения детей с нарушенным слухом раннего возраста, особенностей их развития необходимо определить специфические компоненты профессиональной деятельности психолого-педагогического обследования, возникающие исключительно в работе сурдопедагога. Представим результаты проведенного анализа.
Профессиональные умения, которые необходимы сурдопедагогу, в области психолого-педагогического обследования детей раннего возраста с нарушенным слухом:
-
понимать, что комплексное психолого-педагогическое обследование развития детей раннего возраста с нарушенным слухом является составной частью аудилого-психолого-педагогического обследования, направленного на постановку диагноза;
-
понимать, что комплексное психолого-педагогическое обследование развития детей раннего возраста с нарушенным слухом является исходным этапом взаимодействия с ребенком и его обучения, необходимым для получения наиболее полного представления об уровне развития ребенка, его индивидуальных особенностях и потенциальных возможностях, поскольку только на этой основе возможно построение обоснованной индивидуальной программы обучения;
-
понимать, что в процессе изучения развития ребенка с нарушенным слухом необходимо выявлять особенности его развития по всем основным линиям;
-
понимать, что в процессе изучения развития ребенка с нарушенным слухом (по всем линиям) необходимо выявлять не только актуальный уровень (самостоятельные достижения, демонстрируемые без помощи взрослых), но и зону ближайшего развития (достижения, демонстрируемые при поддержке взрослого, при совместном со взрослым выполнении заданий);
-
понимать, что достоверность результатов психолого-педагогического обследования ребенка с недостатками слуха, полнота раскрытия его потенциальных возможностей и способностей в процессе обследования зависят от профессиональной подготовки сурдопедагога, проводящего обследование;
-
осознавать опасность поспешных выводов и поверхностных суждений о ребенке, недооценки или переоценки его возможностей;
-
представлять вероятные негативные последствия ошибочной интерпретации данных психолого-педагогического обследования для дальнейшего развития, обучения и воспитания ребенка;
-
уметь отбирать диагностические методики, адекватные поставленной задаче, возрасту ребенка и особым требованиям, предъявляемым к работе с данной группой детей;
-
понимать, что от способа предъявления диагностических заданий малышу с нарушенным слухом во многом зависит качество их выполнения;
-
понимать, что при предъявлении ребенку раннего возраста с недостатками слуха диагностических заданий и в процессе всего обследования взрослому необходимо широко использовать естественные жесты наряду со словесной речью;
-
понимать, что при обследовании ребенка следует строго соблюдать правила применения конкретной методики и установленные требования к диагностической процедуре в целом;
-
овладеть конкретными методиками, принципами и способами качественной и количественной оценки получаемых с их помощью данных;
-
уметь выстраивать гибкую стратегию обследования, формируя из известных методик диагностический набор, адекватный поставленной задаче и возможностям ребенка с нарушенным слухом;
-
уметь описывать эмоциональные и поведенческие реакции, особенности контакта, средств общения ребенка в ходе обследования;
-
уметь выявлять, оценивать и описывать речевые реакции ребенка в ходе всего обследования;
-
уметь выявлять и оценивать слуховые возможности ребенка;
-
уметь анализировать процесс и правильно квалифицировать результат выполнения предлагаемых ребенку диагностических заданий по заданным критериям;
-
уметь выдвигать на основе полученных данных первичную (рабочую)
-
гипотезу об уровне развития ребенка по каждой изучаемой линии;
-
уметь проверять рабочую гипотезу в ходе дальнейшего обследования ребенка;
-
уметь точно формулировать и аргументировать финальную гипотезу об уровне развития ребенка по каждой линии;
-
уметь интегрировать все полученные в ходе исследования данные и делать обоснованный вывод об уровне развития ребенка в целом;
-
понимать, что у одного и того же ребенка уровень развития по конкретным линиям может быть разным;
-
понимать, что дети с нарушенным слухом одного возраста могут находиться на разных уровнях развития, как в целом, так и по отдельным линиям (соответствовать возрасту, превышать его, отставать, значительно отставать);
-
понимать, что уровень развития ребенка, а также степень его гармоничности не зависит от состояния слуха, дети с одной и той же степенью снижения слуха могут находиться на разных уровнях развития;
-
понимать, что для выявления максимальных возможностей и индивидуальных особенностей каждого ребенка с нарушенным слухом требуется разное количество времени (от 1-2 недель до 1 -1,5 месяцев);
-
уметь по результатам обследования представить в письменном виде грамотную и обоснованную психолого-педагогическую характеристику ребенка;
-
понимать логику адаптации программы обучения ребенка в зависимости от выявленного уровня развития;
-
уметь адаптировать типовую программу обучения и воспитания ребенка с нарушенным слухом раннего возраста в соответствии с выявленным уровнем развития.
Результатом проведенного анализа стал перечень конкретных умений, из которых складывается профессиональная компетентность сурдопедагога в области психолого-педагогического изучения ребенка с нарушенным слухом раннего возраста. Очевидно, что студенты-сурдопедагоги должны владеть всеми общими профессиональными умениями в данной области и уметь их применять в соответствии со специфическими особенностями своей профессиональной деятельности. Поэтому в данном перечне ранее обозначенные нами общие умения приобретают иной смысл, и представлены как частные, сурдопедагогические, необходимые для освоения студентами-сурдопедагогами применительно к ребенку с нарушенным слухом. Кроме того, выявленный состав умений включает умения, ориентированные на освоение специфических компонентов профессиональной деятельности сурдопедагога в процессе психолого-педагогического изучения детей с недостатками слуха (изменения и дополнения, характеризующие специфику умений, представленных во втором перечне, выделены курсивом).
Почему мы выделили в качестве сурдопедагогических именно эти умения? Как известно, при обнаружении у малыша нарушения слуха первоочередной задачей становится получение наиболее полных данных о состоянии слуха и развитии ребенка, необходимых для диагностики и определения путей коррекционной работы. Для этого проводится всестороннее комплексное обследование ребенка в специализированных медицинских учреждениях - центрах слуха. Комплексный подход предусматривает два больших направления в диагностике: медико-физиологическое (педиатрическое, отиатрическое, сурдологическое обследование) и психолого-педагогическое. Только на основании данных совместного медицинского и психолого-педагогического изучения ребенка составляется заключение о здоровье ребенка, степени и характере нарушения слуха, выявляется уровень его развития, как в целом, так и по каждой линии развития, решается вопрос о слухопротезировании и/или кохлеарной имплантации, определяются условия его воспитания и обучения.
Вот почему, прежде всего, у студентов-сурдопедагогов должно быть сформировано четкое представление о том, что психолого-педагогическое обследование детей раннего возраста с нарушенным слухом является составной частью всестороннего аудилого-психолого-педагогического обследования, направленного на постановку диагноза.
Поскольку речь идет о ребенке с нарушенным слухом, необходимо в качестве значимого и специфического компонента профессиональной деятельности сурдопедагога, осуществляющего психолого-педагогическое обследование, выделить умение определять состояние его слуха педагогическими методами и выявлять уровень развития его устной речи. Каждый сурдопедагог еще до начала своей профессиональной деятельности должен овладеть методиками педагогического обследования слуха и устной речи детей, а также способами их оценки. Одна из методик педагогической оценки состояния слуха детей младенческого и раннего возраста разработана в нашем Институте [5]. Результаты педагогических проверок и наблюдений очень важны, поскольку основанием для оценки степени снижения слуха на начальном этапе работы и в дальнейшем служит сопоставление данных аудиометрических и педагогических исследований. Только при их согласовании можно быть уверенным, что состояние слуха малыша оценено верно. Соответственно, умение выявлять слуховые возможности детей должно быть в составе умений, которые необходимо формировать у студентов-сурдопедагогов. Не менее важным и необходимым для студентов-сурдопедагогов является умение выявлять и описывать речевые реакции ребенка в ходе всего обследования. Как известно, в речевом развитии детей с недостатками слуха отмечаются значительные индивидуальные различия, а уровень развития их речи зависит от степени нарушения слуха, времени потери слуха, условий воспитания и обучения, времени начала коррекционных занятий (1]. В целях изучения понимания ребенком обращенной к нему речи и определения состояния его активной речи ведутся наблюдения за детьми в процессе всего обследования, а также проводится специальная проверка [4].
Специфическим компонентом профессиональной деятельности сурдопедагога является способность обеспечить адекватное понимание инструкции малышу с нарушенным слухом. Из-за отсутствия или резкого недоразвития речи, особенностей развития ребенка с недостатками слуха словесные инструкции могут быть недоступны большинству детей раннего возраста данной категории. Непонимание инструкции может стать причиной невыполнения или неверного выполнения задания. Поэтому взрослому, при предъявлении ребенку инструкции, наряду со словесной речью, следует широко использовать естественные жесты. Соответственно, у студентов-сурдопедагогов нужно формировать понимание того, что именно от способа предъявления диагностических заданий малышу с нарушенным слухом во многом зависит качество их выполнения. У них должно быть сформировано четкое понимание того, что при предъявлении ребенку раннего возраста с недостатками слуха диагностических заданий и в процессе всего обследования взрослому необходимо широко использовать естественные жесты наряду со словесной речью.
В процессе обучения у студентов-сурдопедагогов должно сложиться ясное представление о своеобразии и возможных вариантах психофизического развития глухих и слабослышащих детей. Они должны понимать, что дети с нарушенным слухом одного возраста могут находиться на разных уровнях развития, как в целом, так и по отдельным линиям. Большая индивидуальная вариабельность в развитии детей с недостатками слуха, как по отдельным линиям, так и в целом, была выявлена в результате апробации комплекта заданий для комплексного психолого-педагогического обследования детей третьего года жизни [3]. Были выделены варианты развития детей: гармоничное, неравномерное, отставание в психофизическом развитии. Установлено, что для большинства детей с нарушенным слухом характерно неравномерное развитие. Именно при таком варианте диапазон индивидуальных различий особенно велик [4].
По той же причине - наличию выраженных индивидуальных различий в развитии детей с недостатками слуха - студенты должны осознавать, что для выявления максимальных возможностей и индивидуальных особенностей каждого ребенка с нарушенным слухом требуется разное количество времени (от 1-2 недель до 1-1,5 месяцев).
Принципиально важно формировать у студентов-сурдопедагогов понимание того, что уровень развития ребенка, а также степень его гармоничности не зависят от состояния слуха, дети с одной и той же степенью снижения слуха могут находиться на разных уровнях развития. Многолетний опыт изучения и обучения детей с нарушенным слухом первых трех лет жизни доказывает: дети, как со значительным снижением слуха (тугоухость III степени, глухота), так и с меньшей потерей слуха (тугоухость II степени), могут достигать высокого уровня развития по всем основным линиям, могут отставать в развитии, и могут развиваться неравномерно.
Таким образом, нами выделены, обоснованы и описаны конкретные профессиональные умения студента- сурдопедагога, которые ему потребуется применять в процессе психолого- педагогического обследования детей раннего возраста с нарушенным слухом.
Выделение умений студентов-сурдопедагогов в сфере психолого-педагогического обследования детей с нарушенным слухом позволяет нам перейти к анализу процесса их формирования. В следующей статье мы обратимся к анализу методов и приемов формирования выделенных умений в традиционном обучении, рассмотрим роль и место информационных технологий в этом процессе.
Литература
-
Боскис, Р. М. Глухие и слабослышащие дети / Р. М. Боскис. - М. : АПН РСФСР, 1963. - 335 с.
-
Китик, Е. Е. Использование компьютерных технологий обучения в процессе профессиональной подготовки логопедов (раздел «Дислалия») : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Китик Е. Е. - М., 2006. - 31 с.
-
Кукушкина, О. И. Использование информационных технологий в различных областях специального образования : автореф. дис. ... докт. пед. наук / Кукушкина О. И. - М" 2005. - 58 с.
-
Николаева, Т. В. Комплексное педагогическое обследование ребенка третьего года жизни с нарушенным слухом: автореф. дис.... канд. пед. наук Николаева, Т. В. - М., 2001.-22 с.
-
Шматко, Н.Д. Если малыш не слышит ... / пособие для учителя [Текст] / Н. Д. Шматко, Т. В. Пелымская. - 2-е изд., перераб. - М. : Просвещение, 2003. - 204 с. - Библиогр. - С. 201-203.
7