Методическое пособие по информатике на тему Основы работы в СУБД Access 2010

Раздел Информатика
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Основы работы в СУБД Microsoft Access 2010

Цель: Познакомить с основными понятиями. Сделать постановку задачи для изучения Access. Создать контрольный пример в ручном варианте по заданной задаче.

Материал для изучения

База данных (в широком смысле) - совокупность сведений о конкретных объектах в какой-либо предметной области.

Система управления базами данных (СУБД) - комплекс программных и языковых средств для создания баз данных, поддержки их в актуальном состоянии и организации поиска в них необходимой информации.

В СУБД поддерживаются различные модели данных (Реляционные, Иерархические, Сетевые)

В СУБД для персональных компьютеров поддерживается преимущественно реляционная модель базы данных. Все данные в реляционной БД представлены в виде двумерных таблиц. Каждая строка таблицы содержит информацию только об одном объекте и называется записью. Столбец таблицы содержит однотипную для всех записей информацию и называется полем.

В таблицах должны сохранять все данные, необходимые для решения задач предметной области. Причем каждый элемент данных должен храниться только в одном экземпляре.

Для однозначного определения (идентификации) каждой записи таблица должна иметь уникальный (первичный) ключ. По значению ключа таблицы отыскивается единственная запись в таблице. Значение уникального ключа не может повторяться в нескольких записях. Ключ может быть простым - состоять из одного поля и составным - состоять из двух и более полей.

Самая популярная на данном этапе СУБД Microsoft Access. Как все СУБД для компьютеров - это реляционная база данных.

База данных в Microsoft Access - это файл, который служит для хранения данных об объектах в СУБД. Обычно создается для одной конкретной прикладной задачи.

Основные объекты базы данных: таблицы, схема данных, формы, запросы, отчёты, страницы, макросы, модули.

С последними тремя объектами работают программисты.

Страницы доступа к данным являются диалоговыми Web-страницами, которые поддерживают динамическую связь с базой данных и позволяют просматривать , редактировать и вводить в базу данных, работая в окне браузера.

Макросы позволяют автоматизировать некоторые действия в приложении пользователя. Макрос является программой, состоящей из последовательности макрокоманд, которая выполняется при наступлении некоторого события в объекте приложения или его элементе управления. Создание макросов осуществляется в диалоговом режиме путем выбора нужных макрокоманд и задания параметров, используемых ими при выполнении.

Модули содержат процедуры на языке Visual Basic for Applications.

Таблицы - это объекты, предназначенные для хранения данных в виде записей (строк) и полей (столбцов). Обычно каждая таблица используется для хранения сведений по одному конкретному вопросу.

Форма - это объект, предназначенный для ввода данных. В форме можно разместить элементы управления, применяемые для ввода и изменения данных в полях таблицы.

Запрос - это объект, позволяющий получить нужные данные из одной или нескольких таблиц.

Отчет - это объект, предназначенный для печати данных.

Для запуска СУБД Access выполняют

Пуск- Программы - MS Office 2010 - Microsoft Access

После этого появляется окно, в котором вы открываете имеющеюся или создаете новую базу данных.

Методическое пособие по информатике на тему Основы работы в СУБД Access 2010 Методическое пособие по информатике на тему Основы работы в СУБД Access 2010


Создание базы данных на рисунке. Здесь мы определяем, где будет храниться наша база данных, имя базы данных.

Меню содержит основные пункты (вкладки):

  • файл - работа с файлами (открытие, сохранение, создание, печать),

  • главная - режимы открытия объектов, работа с буфером обмена, оформление текста и т.д Методическое пособие по информатике на тему Основы работы в СУБД Access 2010

  • создание - создание объектов базы данных разными способами

Методическое пособие по информатике на тему Основы работы в СУБД Access 2010

  • внешние данные - импорт - экспорт данных,

Методическое пособие по информатике на тему Основы работы в СУБД Access 2010

  • работа с базами данных - сервисные возможности, связи и анализ данных и т.д.

Методическое пособие по информатике на тему Основы работы в СУБД Access 2010

Дополнительные пункты меню (вкладки) меняются в зависимости от выбранного объекта базы данных.

Надо отметить особенность работы в СУБД Access, что база данных и все ее объекты автоматически сохраняются и хранятся в одном файле. Файл создается на этапе создания базы данных и имеет расширение mdb (для ACCESS 95, XP) и accdb (для ACCESS от 2007).


После чего открывается окно, в левой части которого представлен список всех типов объектов, которые могут создаваться в базе данных Access (таблицы, формы, запросы, отчеты и т.д.). Рабочее поле окна базы данных предназначено для работы с открытыми объектами в режиме просмотра или редактирования. Основные режимы создания объекта - конструирование и с помощью мастера.

В верхней части окна представлен ряд кнопок, имеющих указанное ниже назначение.

Открыть - позволяет открыть выделенный объект.

Просмотреть - позволяет просмотреть выбранный отчет.

Запустить - позволяет запустить на выполнение выбранный макрос или модуль.

Конструктор - позволяет перейти в режим доработки любого ранее созданного объекта.

Создать - позволяет приступить к созданию нового объекта любого выбранного типа.

Для изучения темы мы рассмотрим задачу об учебном процессе.

В базе данных Успеваемость хранится информация о зимней сессии для трех групп по пяти предметам. В каждой группе по 5 человек. Необходимо выдать ведомости сдачи экзаменов для каждой группы с подсчетом среднего балла по предмету; выдать страницу зачетной книжки для каждого студента с подсчетом среднего балла для начисления стипендии.

Для решения задачи необходимо создать и заполнить базу данных Успеваемость. Она будет состоять из следующих таблиц: Студент, Предмет, Ведомость.


Например, в таблицах будут храниться следующие данные:

Студент

Код студента

Группа

Фамилия

Специальность

101

Гк-21

Иванова С.А.

120304

103

В-21

Петрова О. Д.

230105

102

Гк-21

Васин Н. П.

120304

Предмет

Код предмета

Название

1

Математика

2

Информатика

Ведомость

Код студента

Код предмета

Дата сдачи

Оценка

101

1

12.12.04

5

101

2

15.12.04

4

103

1

12.12.04

3

103

2

15.12.04

2

102

2

18.12.04

4

Как видно из данных Ключевые поля будут для таблицы Студент - Код студента (простой ключ), для Предмета - Код предмета (простой ключ), для Ведомости - Код студента и Код предмета (составной ключ)

Связь между таблицами будет 1:М.

Практическое задание:

  1. Записать в тетради и в Word. Дополнить таблицы данными согласно поставленной задаче: студентов 8 в 3 группы, предметов 4, оценок по 3 для каждого студента. Cохранить с именем папке Z:\...\Access с именем Успеваемость.docx

  2. Загрузить Access и Создать файл базы данных в папке Z:\...\Access с именем Успеваемость.accdb

Контрольные вопросы:

  1. База данных. Типы БД.

  2. Реляционный тип БД.

  3. Запись. Поле.

  4. Ключ в таблице.

  5. СУБД.

  6. Связь между таблицами.


© 2010-2022