Мониторинг сформированности универсальных учебных действий»

Понятие «универсальные учебные действия»В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.Функции универсальных учебных действий: обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оцениват...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Самостоятельная работа №4

"Мониторинг сформированности УУД".

Понятие «универсальные учебные действия»

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Функции универсальных учебных действий:

  • обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

  • создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Процедура проведения диагностического исследования

  1. Учителя самостоятельно заполняют сводную таблицу по классу в специально отведенное время и место под руководством представителя администрации, ответственного за экспериментальную деятельность по внедрению ФГОС.

  2. Объектом наблюдения являются особенности отношения учеников к учебному материалу, их поведение и деятельность в самых различных учебных и внеучебных ситуациях и обстоятельствах.

  3. Опираясь на естественно накопившуюся сумму впечатлений о характере учебной активности учеников педагог сопоставляет их с описанием представленных уровней сформированности универсальных учебных действий. Процесс наблюдения за учащимися всего класса осуществляется в течение нескольких дней.

  4. Каждому уровню соответствует свой балл:
    низкий уровень - 0, средний уровень -1, высокий уровень - 2.
    Результаты наблюдений учитель заносит в таблицу по приведенной схеме.

  5. Таким образом, каждому показателю из группы УУД (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных) присваивается свой балл.

  6. Затем определяется средний балл по каждой группе УУД путем деления суммы баллов по всем показателям группы на число этих показателей. Результаты округляются до десятой доли.

Личностные УУД

Задание: Компьютер на службе у человека.

Форма выполнения задания: индивидуальная.

Описание задания: Необходимо определить цели использования компьютера людьми следующих профессий:

Конструктор

Учитель

Архитектор

Музыкант

Модельер

Врач

Бухгалтер

Юрист

Дизайнер

По окончанию выполнения задания ребята должны назвать сферы человеческой деятельности в которых не используется компьютерная техника.

Задание: Работа с почтовыми серверами.

Форма выполнения задания: индивидуальная.

Описание задания:

Практическое задание на работу с почтовыми серверами.

  1. На поисковом сервере Яндекс создать свой почтовый ящик.

  2. Создать сообщение, содержащее приветствие и информацию о вас (фамилия, имя, класс);

  3. Отправить сообщение по указанному преподавателем адресу.

  4. Получить отправленное вам сообщение.

  5. Прочитать сообщение, ответить. К сообщению присоединить фотографию из папки Фото.

  6. Получить и прочитать отправленное вам сообщение. Сохранить фото в папке Фотографии.

  7. Очистить папки «Входящие» и «Отправленные».

Регулятивные УУД

ЗМониторинг сформированности универсальных учебных действий».адание: Выполнить алгоритм.

Форма выполнения задания: индивидуальная

Описание задания:.

А) Какое значение получит переменная а после выполнения следующего алгоритма?

Б) запишите, выражение, для которого был составлен алгоритм.



Задание: Создание рисунка по описанию.

Форма выполнения задания: индивидуальная практическая.

Описание задания: В графическом редакторе создать рисунок снеговика. (Рис 2) Добавляется текстовое описание сюжета: Снеговик находится в лесу звездной ночью.

В результате: Фигура снеговика должна получиться максимально схожей с рисунком, звездная ночь и лес также обязательны, а вот все остальное (цветовая гамма, присутствие дополнительных объектов) выполняется на усмотрение каждого ученика.

Мониторинг сформированности универсальных учебных действий».





Познавательные УУД

Задание: Поиск информации.

Форма выполнения задания: индивидуальная практическая работа за компьютером.

Описание задания: Поиск информации в интернет.

Необходимо найти ответы на вопросы, используя поисковой сервер Яндекс.

  1. Место и дата рождения П.И.Чайковского - великого русского композитора.

  2. Место и дата рождения М.И.Кутузова - великого русского полководца.

  3. В каком году была написана картина Айвазовского «Море. Коктебельская бухта»?

  4. Настоящая фамилия Кира Булычева.

  5. Место и дата рождения математика Н.И. Лобачевского.

  6. Кому принадлежат бессмертные строки «Сколько в человеке доброты, столько в нем
    и жизни».

  7. Назвать режиссера фильма и год создания ленты «В бой идут одни старики»

  8. В каком году и где родился Мишель Нострадамус?

  9. Место и дата рождения Н. К. Рериха, великого Русского художника и философа.

  10. Основатели фирмы Honda и год ее создания.

  11. Назвать издателя и разработчика игры «CounterStrike».

  12. Какой король правил Францией во время похода Жанны д'Арк на Орлеан?

  13. В каком году был построен Дадж Махал?

  14. Когда и где родился Петр Аркадеевич Столыпин?

Задание: создать информационную модель.

Форма выполнения задания: индивидуальная практическая работа за компьютером.

Описание задания: Средствами M. Word создать информационную модель в виде графа:

«Классификация ПО компьютера»


Коммуникативные УУД

Задание: Создание «Мини проекта»

Форма выполнения задания: Работа в парах.

Описание задания: Средствами M. Word и графического редактора Paint создать поздравительную открытку «С Новым годом» или эмблему класса (как вариант, школы). Ребятам в парах следует выбрать тему проекта и обсудить, как должен выглядеть результат их работы. Оценивание работы происходит ребятами, выполнившими данное задание.

Задание: Создание творческого проекта - «Мир профессий» или «Наш класс»

Форма выполнения задания: групповая.

Описание задания: Создание проекта «Мир профессий» или «Наш класс».

Инструкции: Учащимся необходимо определиться с выбором темы проекта, разделить выполнение работы между участниками группы (подбор иллюстраций, описание профессий, верстка и т.д.) Так же необходимо выбрать вид проекта (презентация, газета, сайт). Оценивают работу ребята из других групп.

Показатели сформированности универсальных учебных действий

Оцениваемые параметры

Уровень сформированности

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

I Сформированность личностных УУД

1.1

Сформированность учебно-познавательного

интереса

проявляет устойчивый интерес к любому учебному материалу, как фактическому, так и к теоретическому, старательно и с желанием выполняет любые задания учителя.

обнаруживает интерес преимущественно к новому фактическому учебному материалу, ученик проявляет познавательную активность преимущественно лишь в сотрудничестве с учителем

обнаруживает безразличное или негативное отношение к учебной деятельности, неохотно включается в выполнение заданий, не принимает помощь со стороны учителя, охотно выполняет лишь привычные действия, чем осваивает новые

1.2

Принятие и соблюдение норм школьного поведения

всегда соблюдает правила и нормы поведения в школе и на уроке

знает и старается соблюдать правила школьного поведения, нарушая их, как правило, под влиянием других

нормы и правила школьного поведения не соблюдает, игнорируя либо не осознавая их

1.3

Самооценка

во всем реально оценивает себя, свои достижения и возможности (допустима чуть сниженная самооценка)

в основном реально оценивает себя, свои достижения и возможности (допустима чуть завышенная самооценка)

чрезмерно завышенная или сниженная самооценка, некритичность к своему поведению

1.4

Нравственно-этическая ориентация

выделяет моральное содержание ситуации (рассказа), при осуществлении морального выбора дает адекватную нравственную оценку действий её участников, ориентируясь на мотивы их поступков, умеет аргументировать необходимость выполнения моральной нормы

выделяет моральное содержание ситуации (рассказа), ориентируясь на чувства и эмоции ее участников, в оценке их действий ориентируется на объективные следствия поступков и нормы социального поведения (ответственности, справедливого распределения, взаимопомощи)

не выделяет моральное содержание ситуации (рассказа), при оценке морального выбора участниками ситуации отсутствует ориентация на нормы социального поведения (ответственности, справедливого распределения, взаимопомощи).

1.5

Эмоциональная отзывчивость

всегда сопереживает и стремится сразу оказать помощь другим

способен к сопереживанию, но сразу оказать помощь другим не стремится

переживает только собственные неудачи и безразлично относится к проблемам других

II Сформированность регулятивных УУД

2.1

Действие целеполагания

самостоятельно ориентируется в практических заданиях, учебная задача удерживается и регулирует весь процесс выполнения задания; с помощью учителя ориентируется в заданиях теоретического характера

ориентируется в практических заданиях с помощью учителя, осознает, что надо делать и что сделал в процессе решения практической зада­чи, в теоретических задачах не ориенти­руется

способен принимать только простейшие задания, даваемые учителем в форме простого указания и не предполагающие выделение промежуточных целей; предъявляемое задание осознается ребенком частично, он ведет себя хаотично, не зная, что именно надо делать

2.2

Действие планирования

(УУД 1)

может планировать последовательность выполнения задания и успешно самостоятельно работать по плану

в сотрудничестве с учителем ученик способен выделить учебные действия, необходимые для решения учебной задачи; способен работать по предложенному плану при незначительном контроле учителя

копирует действия учителя, плохо осознавая их направленность и взаимосвязь,

самостоятельно работать по предложенному педагогом плану не может

Оцениваемые параметры

Уровень сформированности

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

2.3

Действия контроля и коррекции

(УУД 2)

ученик осознает правило контроля, но затрудняется од­новременно выполнять учебные действия и контролировать их; находит, исправляет и объясняет ошибки после решения задачи; в многократно повторенных действиях ошибок не допускает

контроль выполняется неосознанно лишь за счет многократного выполнения задания, схемы действия или носит случайный непроизвольный характер; заметив ошибку, ученик не может обосновать своих действий; сделанные ошибки исправляет неуверенно

ученик не контролирует учебные действия, не замечает допущенных ошибок; не может об­наружить и исправить ошибку даже по просьбе учителя, некритично относится к исправленным ошибкам в своих работах и не замечает ошибок других учеников

2.4

Действие оценки

(УУД 2)

умеет самостоятельно оценить свои действия, показать правильность или ошибочность результата, соотнося его со схемой действия

не умеет самостоятельно оценить свои действия, но испытывает потребность в получении оценки со стороны учителя; может оценить действия других уче­ников

ученик не умеет, не пытается и не ис­пытывает потребности оценивать свои действия - ни самостоятельно, ни по просьбе учителя; отметку данную учителем воспринимает некритически, не воспринимает аргументацию оценки;

2.5

Саморегуляция

помнит и удерживает правило, инструкцию; выполняет и заканчивает действие в требуемый временной момент; способен тормозить свои импульсивные поведенческие реакции

помнит, но не всегда выполняет правила, инструкции; не всегда выполняет и заканчивает действие в требуемый временной момент;

не всегда может сдерживать свои импульсивные поведенческие реакции на уроке

не выполняет и забывает инструкцию, не выполняет и не стремится выполнить задание до конца; не способен сдерживать свои импульсивные поведенческие реакции на уроке

III Сформированность познавательных УУД

3.1

Умение добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке

способен самостоятельно и быстро находить необходимую информацию для выполнения учебных заданий

самостоятельно, но требуя дополнительных указаний со стороны учителя, находит необходимую информацию для выполнения учебных заданий

не может без помощи педагога найти необходимую информацию для выполнения учебных заданий

3.2

Умение отличать известное от неизвестного в ситуации, специально созданной учителем

при незначительной помощи со стороны учителя отличает новое от уже известного

с помощью учителя способен отличать новое от уже известного

даже при помощи со стороны педагога плохо отличает новое от уже пройденного

3.3

Умение делать выводы

способен при незначительной поддержке педагога сделать выводы по результатам работы

совместно с педагогом или одноклассниками может сделать выводы по результатам работы

даже при значительной помощи со стороны педагога не может сделать выводы по результатам работы

3.4

Анализ объектов с целью выделения существенных признаков

может самостоятельно выделить существенные признаки сравниваемых объектов

выделяет существенные признаки сравниваемых объектов по наводящим вопросам педагога

затрудняется в выделении существенных признаков сравниваемых объектов

3.5

Группировка и классификация объектов

практически самостоятельно осуществляет эти операции на соответствующем возрасту предметном материале

осуществляет эти операции при помощи наводящих вопросов взрослого

данные логические операции для ребенка недоступны

3.6

Установление причинно-следственных связей

способен самостоятельно определить причинно-следственные связи на учебном материале

определяет причинно-следственные связи, как правило, по наводящим вопросам взрослого

не может установить причинно-следственные связи даже при значительной помощи взрослого

3.7

Умение выявить аналогии на предметном материале

способен самостоятельно выявить аналогии на предметном материале

по наводящим вопросам взрослого может выявить аналогии на предметном материале

даже при значительной помощи взрослого затрудняется в выявлении аналогии на предметном материале

Оцениваемые параметры

Уровень сформированности

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

3.8

Умение использовать знаково-символические средства для создания моделей и схем

(УУД 3)

Ребенок быстро понимает инструкцию, может выполнять действие кодирования вначале по образцу, а затем самостоятельно, с небольшим количеством ошибок

понимает инструкцию, может выполнить задание кодирования по образцу, но допускает достаточно много ошибок (до 25% от выполненно­го объема) либо работает крайне медленно

не понимает или плохо понимает инструкцию по созданию модели или схем,

не понимает как передавать логические или числовые отношение знаково-символическими средствами, не может выполнить задание даже по образцу

IV Сформированность коммуникативных УУД

4.1

Умение работать в паре и группе

согласует свой спо­соб действия с другими; сравнивает способы действия и координируют их, строя совместное действие; следит за ре­ализацией принятого замысла

приходит к согласию относительно способа действия при участии учителя; испытывает затруднения в координации совместного действия, допускает ошибки при оценивании деятельности других

не пытается договориться или не может прийти к согласию, настаивая на своем; не умеет оценивать результаты деятель-ности других детей;

4.2

Умение оформлять свою мысль в устной речи

умеет оформлять свою мысль в устной речи на уровне небольшого текста

умеет оформлять свою мысль в устной речи на уровне одного предложения

не умеет самостоятельно оформлять свою мысль в устной речи

4.3

Умение выразительно читать и пересказывать текст

чтение без ошибок и с интонацией, полно и точно пересказывает содержание текста

чтение с небольшим количеством ошибок, старается соблюдать интонацию, пересказывает текст с незначительными искажениями содержания

чтение с большим количеством ошибок, без интонации; пересказывает текст со значительными искажениями его содержания

4.4

Сформированность норм в общении с детьми и взрослыми

знает и соблюдает нормы общения с детьми и взрослыми

знает, но иногда не соблюдает нормы общения с детьми и взрослыми

не знает и не соблюдает нормы общения с детьми и взрослыми

4.5

Умение выполнять различные социальные роли в группе (лидера, исполнителя, оппонента др.)

в групповой работе может одинаково успешно выполнять любую заданную роль

в групповой работе может успешно выполнять заданную роль при постоянной поддержке учителя

в групповой работе по заданию учителя может успешно выполнять роль только исполнителя



Форма представления результатов

Показатели сформированности универсальных учебных действий

№ учащегося по списку в классном журнале



I Сформированность личностных УУД

1.1 Сформированность учебно-познавательного интереса

1.2 Принятие и соблюдение норм школьного поведения

1.3 Самооценка

1.4 Нравственно-этическая ориентация

1.5 Эмоциональная отзывчивость

II Сформированность регулятивных УУД

2.1 Действие целеполагания

2.2 Действие планирования

2.3 Действия контроля и коррекции

2.4 Действие оценки

2.5 Саморегуляция

III Сформированность познавательных УУД

3.1 Умение добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке

3.2 Умение отличать известное от неизвестного в ситуации, специально созданной учителем

3.3 Умение делать выводы

3.4 Анализ объектов с целью выделения существенных признаков

3.5 Группировка и классификация объектов

3.6 Установление причинно-следственных связей

3.7 Умение выявить аналогии на предметном материале

3.8 Умение использовать знаково-символические средства для создания моделей и схем

IV Сформированность коммуникативных УУД

4.1 Умение работать в паре и группе

4.2 Умение оформлять свою мысль в устной речи

4.3 Умение выразительно читать и пересказывать текст

4.4 Сформированность норм в общении с детьми и взрослыми

4.5 Умение выполнять различные социальные роли в группе (лидера, исполнителя, оппонента др.) в соответствии с задачами учебной деятельности


© 2010-2022