Рабочая программа по информатике 9 класс по учебнику Семакина

Раздел Информатика
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка:

Информатика - это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Настоящая рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ, рекомендованной Министерством образования и науки РФ и авторской программы Семакин И.Г. « Информатики и ИКТ 8-9 класс». Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и информационным технологиям. Но имеются некоторые отличия.

Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.

Практическая часть курса направлена на освоение обучающимися навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для обучающихся задач.

Ряд важных понятий и видов деятельности курса формируется вне зависимости от средств информационных технологий, некоторые - в комбинации «безмашинных» и «электронных» сред. Так, например, понятие «информация» первоначально вводится безотносительно к технологической среде, но сразу получает подкрепление в практической работе по записи изображения и звука. Вслед за этим идут практические вопросы обработки информации на компьютере, обогащаются представления учащихся о различных видах информационных объектов (текстах, графики и пр.).

После знакомства с информационными технологиями обработки текстовой и графической информации в явной форме возникает еще одно важное понятие информатики - дискретизация. К этому моменту учащиеся уже достаточно подготовлены к усвоению общей идеи о дискретном представлении информации и описании (моделировании) окружающего нас мира. Динамические таблицы и базы данных как компьютерные инструменты, требующие относительно высокого уровня подготовки уже для начала работы с ними, рассматриваются во второй части курса.

Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.

Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов - интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Содержание теоретической и практической компонент курса информатики основной школы должно быть в соотношении 50х50. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Как правило, такие работы рассчитаны на несколько учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность; работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель. Объем работы может быть увеличен за счет использования школьного компонента и интеграции с другими предметами.

Цели курса:

Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 9 классах направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

• выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Основные задачи курса:

  • систематизировать подходы к изучению предмета;

  • сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;

  • научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;

  • показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;

  • сформировать логические связи с другими предметами входящими в курс среднего образования.

Данный курс призван обеспечить базовые знания учащихся, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями.

Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах. Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с текстовым и графическим редактором, электронными таблицами. СУБД, мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуникаций.


  1. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:

Нормативные документы

1

Закон Российской Федерации «Об образовании»;

2

ФБУП общеобразовательных учреждений;

3

Примерная программа по курсу информатики.


  1. Цели изучения курса

Компетенции

Личностные

Готовность к самостоятельной работе. Владение мультимедийными технологиями. Умение самостоятельно собирать, сохранять, анализировать, преобразовывать (делать выводы, строить прогнозы, получать новые знания путем анализа, синтеза различных сведений и т.д.) и передавать информацию. Свободное владение программным обеспечением персонального компьютера и офисной техникой. Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.

Метапредметные

Ориентация обучающихся в различных предметных областях. Общеучебные умения информационно-логического характера. Организация собственной учебной деятельности. Основные универсальные умения информационного характера. Информационное моделирование. Использование средств информационных и коммуникативных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации. Принятие решений и управление. Формирование навыков исследовательской, проектной деятельности. Практическая часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий.

Предметные

Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах. Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с текстовым и графическим редактором, электронными таблицами. СУБД, мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуникаций.

Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.


  1. Структура курса


  1. Передача информации в компьютерных сетях - 10 час.(4+6)

Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных.

Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы и пр. Интернет. WWW - Всемирная паутина. Поисковые системы Интернета. Архивирование и разархивирование файлов.

Практика на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами. Работа в Интернете (или в учебной имитирующей системе) с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами. Работа с архиваторами.

Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (используя отечественные учебные порталы). Копирование информационных объектов из Интернета (файлов, документов).

Создание простой Web-страницы с помощью текстового процессора.

Учащиеся должны знать:

  • что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями;

  • назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;

  • назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др;

  • что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю Всемирная паутина -

Учащиеся должны уметь:

  • осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети

  • осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы;

  • осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера;

  • работать с одной из программ-архиваторов.



  1. Информационное моделирование - 5 час.(4+1)

Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей.

Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования.

Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей

Учащиеся должны знать:

  • что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями;

  • какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические).

Учащиеся должны уметь:

  • приводить примеры натурных и информационных моделей;

  • ориентироваться в таблично организованной информации;

  • описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев.


  1. Хранение и обработка информации в базах данных - 12 час.(6+6)

Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД.

Проектирование и создание однотабличной БД.

Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей.

Практика на компьютере: работа с готовой базой данных: открытие, просмотр, простейшие приемы поиска и сортировки; формирование запросов на поиск с простыми и составными условиями поиска; сортировка таблицы по одному и нескольким ключам; создание однотабличной базы данных; ввод, удаление и добавление записей.

Знакомство с одной из доступных геоинформационных систем (например, картой города в Интернете).

Учащиеся должны знать:

  • что такое база данных (БД), система управления базами данных (СУБД), информационная система;

  • что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;

  • структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;

  • что такое логическая величина, логическое выражение;

  • что такое логические операции, как они выполняются.

Учащиеся должны уметь:

  • открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;

  • организовывать поиск информации в БД;

  • редактировать содержимое полей БД;

  • сортировать записи в БД по ключу;

  • добавлять и удалять записи в БД;

  • создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.



  1. Табличные вычисления на компьютере - 10 час.(5+5)

Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера.

Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами.

Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц.

Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.

Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения расчетной задачи; решение задач с использованием условной и логических функций; манипулирование фрагментами электронной таблицы (удаление и вставка строк, сортировка строк). Использование встроенных графических средств.

Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде электронной таблицы.

Учащиеся должны знать:

  • что такое электронная таблица и табличный процессор;

  • основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;

  • какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;

  • основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в электронную таблицу;

  • графические возможности табличного процессора.

Учащиеся должны уметь:

  • открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;

  • редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;

  • выполнять основные операции манипулирования с фрагментами электронной таблицы: копирование, удаление, вставку, сортировку;

  • получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;

  • создавать электронную таблицу для несложных расчетов.


  1. Управление и алгоритмы - 10 час.(4+6)

Кибернетика. Кибернетическая модель управления.

Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя, система команд исполнителя, режимы работы.

Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации.

Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм).

Учащиеся должны знать:

  • что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;

  • сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме;

  • что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;

  • в чем состоят основные свойства алгоритма;

  • способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;

  • основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;

  • назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод.

Учащиеся должны уметь:

  • при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;

  • пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;

  • выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;

  • составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей;

  • выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.


  1. Программное управление работой компьютера - 12 час.(5+7)

Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных.

Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурированный тип данных - массив. Способы описания и обработки массивов.

Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка задачи, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование.

Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке Паскаль; ввод, трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ; программирование обработки массивов.

Учащиеся должны знать:

  • основные виды и типы величин;

  • назначение языков программирования;

  • что такое трансляция;

  • назначение систем программирования;

  • правила оформления программы на Паскале;

  • правила представления данных и операторов на Паскале;

  • последовательность выполнения программы в системе программирования.

Учащиеся должны уметь:

  • работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня;

  • составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;

  • составлять несложные программы обработки одномерных массивов;

  • отлаживать и исполнять программы в системе программирования.


  1. Информационные технологии и общество 4 час.(4+0)

Предыстория информатики. История чисел и систем счисления. История ЭВМ и ИКТ. Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества. Понятие об информационном обществе. Проблемы информационной безопасности, этические и правовые нормы в информационной сфере.

Учащиеся должны знать:

  • основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества;

  • историю способов записи чисел (систем счисления);

  • основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения;

  • в чем состоит проблема информационной безопасности.

Учащиеся должны уметь:

  • регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества.

Раздел/тема

Количество часов

1

Передача информации в компьютерных сетях - 10 час.(4+6)

10

10

10

10

10

10

10

10

2

Информационное моделирование - 5 час.(4+1)

5

5

5

5

5

5

5

5

3

Хранение и обработка информации в базах данных - 12 час.(6+6)

12

12

12

12

12

12

12

12

4

Табличные вычисления на компьютере - 10 час.(5+5)

10

10

10

10

10

10

10

10

5

Управление и алгоритмы - 10 час.(4+6)

10

10

10

10

10

10

10

10

6

Программное управление работой компьютера - 12 час.(5+7)

12

12

12

12

12

12

12

12

7

Информационные технологии и общество 4 час.(4+0)

4

4

4

4

4

4

4

4

8

Итоговое повторение

4

6

2

4

5

5

5

6

Всего часов

67

69

65

67

68

68

68

69


  1. Контроль реализации программы:

Программой предполагается проведение практических работ, направленных на отработку отдельных технологических приемов.

Практические и лабораторные работы:

  • Работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами

  • Работа с электронной почтой

  • Работа с WWW: использование URL-адреса и гиперссылок, сохранение информации на локальном диске. Приобретаемые умения и навыки:

  • Создание простейшей Web-страницы с использованием текстового редактора

  • Итоговая практическая работа по теме «Интернет»

  • Проведение компьютерных экспериментов с математической и имитационной моделью

  • Работа с готовой базой данных: добавление, удаление и редактирование записей в режиме таблицы.

  • Проектирование однотабличной базы данных и создание БД на компьютере

  • Формирование простых запросов к готовой базе данных

  • Формирование сложных запросов к готовой базе данных

  • Использование сортировки, создание запросов на удаление и изменение

  • Итоговая работа по базам данных

  • Работа с готовой электронной таблицей: добавление и удаление строк и столбцов, изменение формул и их копирование.

  • Использование встроенных математических и статистических функций. Сортировка таблиц

  • Построение графиков и диаграмм. Использование логических функций и условной функции. Использование абсолютной адресации.

  • Работа с учебным исполнителем алгоритмов: построение линейных алгоритмов. Выполнение практического задания.

  • Работа с учебным исполнителем алгоритмов: использование вспомогательных алгоритмов. Выполнение практического задания.

  • Работа с циклами. Выполнение практического задания

  • Использование метода последовательной детализации для построения алгоритма. Использование ветвлений

  • Зачётное задание по алгоритмизации.

  • Работа с готовыми программами на языке Паскаль: отладка, выполнение, тестирование. Разработка линейных алгоритмов. Выполнение практического задания .

  • Разработка программы на языке Паскаль с использованием операторов ввода, вывода, присваивания и простых ветвлений.

  • Разработка программы на языке Паскаль с использованием оператора ветвления и логических операций

  • Разработка программ c использованием цикла с предусловием

  • Разработка программ обработки одномерных массивов

  • Разработка программы поиска числа в случайно сформированном массиве

Промежуточный тематический контроль:

Итоговое тестирование по теме «Передача информации в компьютерных сетях»

Итоговое тестирование по теме «Информационное моделирование».

Итоговый тест по теме «Хранение и обработка информации в базах данных».

Итоговый тест по теме «Табличные вычисления на компьютере».

Тест по теме «Управление и алгоритмы»

Тест по теме «Программное управление работой компьютера»

Итоговый тест за 9 класс.

Промежуточный контроль усвоения учебного материала осуществляется путем устного/письменного опроса.


  1. Календарно-тематический план


№ урока

Тема урока

Виды деятельности на уроке


Виды контроля



Соответствие темы разделу учебника

Практические работы

Тестовые задания

Контрольная работа

Вторник пятница

Среда, пятница

Понедельник, пятница

Вторник, пятница

Понедельник, среда

Вторник, четверг

12

Среда, пятница







10


Тема урока





01.09.2015

02.09.2015

04.09.2015

01.09.2015

02.09.2015

01.09.2015

10

02.09.2015

1

Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования. Аппаратное и программное обеспечение работы глобальных компьютерных сетей. Скорость передачи данных.

§ § 1, 3




04.09.2015

04.09.2015

07.09.2015

04.09.2015

07.09.2015

03.09.2015

12

04.09.2015

2

Пр.раб. Работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами

§ 1,

+



08.09.2015

09.09.2015

11.09.2015

08.09.2015

09.09.2015

08.09.2015

4

09.09.2015

3

Электронная почта, телеконференции, обмен файлами

§ 2




11.09.2015

11.09.2015

14.09.2015

11.09.2015

14.09.2015

10.09.2015

10.09.2015

11.09.2015

4

Пр.раб. Работа с электронной почтой

§ 2

+



15.09.2015

16.09.2015

18.09.2015

15.09.2015

16.09.2015

15.09.2015

15.09.2015

16.09.2015

5

Интернет Служба World Wide Web. Способы поиска информации в Интернете

§ § 4, 5




18.09.2015

18.09.2015

21.09.2015

18.09.2015

21.09.2015

17.09.2015

17.09.2015

18.09.2015

6

Пр.раб. Работа с WWW: использование URL-адреса и гиперссылок, сохранение информации на локальном диске. Приобретаемые умения и навыки:

§ 4

+



22.09.2015

23.09.2015

25.09.2015

22.09.2015

23.09.2015

22.09.2015

22.09.2015

23.09.2015

7

Поиск информации в Интернете с использованием поисковых систем

§ 5




25.09.2015

25.09.2015

28.09.2015

25.09.2015

28.09.2015

24.09.2015

24.09.2015

25.09.2015

8

Пр.раб. Создание простейшей Web-страницы с использованием текстового редактора

§ 5

+



29.09.2015

30.09.2015

02.10.2015

29.09.2015

30.09.2015

29.09.2015

29.09.2015

30.09.2015

9

Итоговая практическая работа по теме «Интернет»

§ § 4, 5

+



02.10.2015

02.10.2015

05.10.2015

02.10.2015

05.10.2015

01.10.2015

01.10.2015

02.10.2015

10

Итоговое тестирование по теме «Передача информации в компьютерных сетях»

§ § 1 - 5


+


06.10.2015

07.10.2015

09.10.2015

06.10.2015

07.10.2015

06.10.2015

06.10.2015

07.10.2015

11

Понятие модели. Назначение и свойства моделей. Графические информационные модели

§ § 6, 7




09.10.2015

09.10.2015

12.10.2015

09.10.2015

12.10.2015

08.10.2015

08.10.2015

09.10.2015

12

Табличные модели.

§ 8




13.10.2015

14.10.2015

16.10.2015

13.10.2015

14.10.2015

13.10.2015

13.10.2015

14.10.2015

13

Информационное моделирование на компьютере

§ 9




16.10.2015

16.10.2015

19.10.2015

16.10.2015

19.10.2015

15.10.2015

15.10.2015

16.10.2015

14

Пр.раб. Проведение компьютерных экспериментов с математической и имитационной моделью

§ 9

+



20.10.2015

21.10.2015

23.10.2015

20.10.2015

21.10.2015

20.10.2015

20.10.2015

21.10.2015

15

Итоговое тестирование по теме «Информационное моделирование».

§ §6 - 9


+


23.10.2015

23.10.2015

26.10.2015

23.10.2015

26.10.2015

22.10.2015

22.10.2015

23.10.2015

16

Понятие базы данных и информационной системы. Реляционные базы данных

§ 10




27.10.2015

28.10.2015

30.10.2015

27.10.2015

28.10.2015

27.10.2015

27.10.2015

28.10.2015

17

Назначение СУБД. Пр.раб. Работа с готовой базой данных: добавление, удаление и редактирование записей в режиме таблицы.

§ 11

+



30.10.2015

30.10.2015

09.11.2015

30.10.2015

09.11.2015

29.10.2015

29.10.2015

30.10.2015

18

Проектирование однотабличной базы данных. Форматы полей.

§ 12




10.11.2015

11.11.2015

13.11.2015

10.11.2015

11.11.2015

10.11.2015

10.11.2015

11.11.2015

19

Пр.раб. Проектирование однотабличной базы данных и создание БД на компьютере

§ 12

+



13.11.2015

13.11.2015

16.11.2015

13.11.2015

16.11.2015

12.11.2015

12.11.2015

13.11.2015

20

Условия поиска информации, простые логические выражения

§ 13




17.11.2015

18.11.2015

20.11.2015

17.11.2015

18.11.2015

17.11.2015

17.11.2015

18.11.2015

21

Пр.раб. Формирование простых запросов к готовой базе данных

§ 13

+



20.11.2015

20.11.2015

23.11.2015

20.11.2015

23.11.2015

19.11.2015

19.11.2015

20.11.2015

22

Логические операции. Сложные условия поиска

§ 14




24.11.2015

25.11.2015

27.11.2015

24.11.2015

25.11.2015

24.11.2015

24.11.2015

25.11.2015

23

Пр.раб. Формирование сложных запросов к готовой базе данных

§ 14

+



27.11.2015

27.11.2015

30.11.2015

27.11.2015

30.11.2015

26.11.2015

26.11.2015

27.11.2015

24

Сортировка записей, простые и составные ключи сортировки

§ 15




01.12.2015

02.12.2015

04.12.2015

01.12.2015

02.12.2015

01.12.2015

01.12.2015

02.12.2015

25

Пр.раб. Использование сортировки, создание запросов на удаление и изменение

§ 15

+



04.12.2015

04.12.2015

07.12.2015

04.12.2015

07.12.2015

03.12.2015

03.12.2015

04.12.2015

26

Итоговая работа по базам данных

§ §10 - 15



+

08.12.2015

09.12.2015

11.12.2015

08.12.2015

09.12.2015

08.12.2015

08.12.2015

09.12.2015

27

Итоговый тест по теме «Хранение и обработка информации в базах данных».

§ §10 - 15


+


11.12.2015

11.12.2015

14.12.2015

11.12.2015

14.12.2015

10.12.2015

10.12.2015

11.12.2015

28

Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера

§ 16




15.12.2015

16.12.2015

18.12.2015

15.12.2015

16.12.2015

15.12.2015

15.12.2015

16.12.2015

29

Представление чисел в памяти компьютера

§ 17




18.12.2015

18.12.2015

21.12.2015

18.12.2015

21.12.2015

17.12.2015

17.12.2015

18.12.2015

30

Табличные расчёты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы. Данные в электронной таблице: числа, тексты, формулы. Правила заполнения таблиц .

§ §18, 19




22.12.2015

23.12.2015

25.12.2015

22.12.2015

23.12.2015

22.12.2015

22.12.2015

23.12.2015

31

Пр.раб. Работа с готовой электронной таблицей: добавление и удаление строк и столбцов, изменение формул и их копирование.

§ §18, 19

+



25.12.2015

25.12.2015

28.12.2015

25.12.2015

28.12.2015

24.12.2015

24.12.2015

25.12.2015

32

Абсолютная и относительная адресация. Понятие диапазона. Встроенные функции. Сортировка таблицы

§ 20




29.12.2015

30.12.2015

11.01.2016

29.12.2015

30.12.2015

29.12.2015

29.12.2015

30.12.2015

33

Пр.раб.Использование встроенных математических и статистических функций. Сортировка таблиц

§ 20

+



12.01.2016

13.01.2016

15.01.2016

12.01.2016

11.01.2016

12.01.2016

12.01.2016

13.01.2016

34

Деловая графика. Логические операции и условная функция. Абсолютная адресация. Функция времени.

§ §21, 22




15.01.2016

15.01.2016

18.01.2016

15.01.2016

13.01.2016

14.01.2016

14.01.2016

15.01.2016

35

Пр.раб.Построение графиков и диаграмм. Использование логических функций и условной функции. Использование абсолютной адресации.

§ §21, 22

+



19.01.2016

20.01.2016

22.01.2016

19.01.2016

18.01.2016

19.01.2016

19.01.2016

20.01.2016

36

Математическое моделирование с использованием электронных таблиц. Имитационные модели

§ §23, 24




22.01.2016

22.01.2016

25.01.2016

22.01.2016

20.01.2016

21.01.2016

21.01.2016

22.01.2016

37

Итоговый тест по теме «Табличные вычисления на компьютере».

§ § 16 - 24


+


26.01.2016

27.01.2016

29.01.2016

26.01.2016

25.01.2016

26.01.2016

26.01.2016

27.01.2016

38

Кибернетическая модель управления. Управление без обратной связи. Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда, система команд, режимы работы.

§ § 25, 27, 28




29.01.2016

29.01.2016

01.02.2016

29.01.2016

27.01.2016

28.01.2016

28.01.2016

29.01.2016

39

Пр.раб. Работа с учебным исполнителем алгоритмов: построение линейных алгоритмов. Выполнение практического задания.

§ 28

+



02.02.2016

03.02.2016

05.02.2016

02.02.2016

01.02.2016

02.02.2016

02.02.2016

03.02.2016

40

Вспомогательные алгоритмы. Метод последовательной детализации и сборочный метод.

§ 29




05.02.2016

05.02.2016

08.02.2016

05.02.2016

03.02.2016

04.02.2016

04.02.2016

05.02.2016

41

Пр.раб.Работа с учебным исполнителем алгоритмов: использование вспомогательных алгоритмов. Выполнение практического задания.

§ 29

+



09.02.2016

10.02.2016

12.02.2016

09.02.2016

08.02.2016

09.02.2016

09.02.2016

10.02.2016

42

Управление с обратной связью. Язык блок-схем. Использование циклов с предусловием

§ §26, 30




12.02.2016

12.02.2016

15.02.2016

12.02.2016

10.02.2016

11.02.2016

11.02.2016

12.02.2016

43

Пр.раб. Работа с циклами. Выполнение практического задания

§ 30

+



16.02.2016

17.02.2016

19.02.2016

16.02.2016

15.02.2016

16.02.2016

16.02.2016

17.02.2016

44

Ветвления. Использование двухшаговой детализации

§ 31




19.02.2016

19.02.2016

22.02.2016

19.02.2016

17.02.2016

18.02.2016

18.02.2016

19.02.2016

45

Пр.раб.Использование метода последовательной детализации для построения алгоритма. Использование ветвлений

§ 31

+



26.02.2016

24.02.2016

26.02.2016

26.02.2016

22.02.2016

23.02.2016

23.02.2016

24.02.2016

46

Зачётное задание по алгоритмизации.

§ § 25 - 31



+

01.03.2016

26.02.2016

29.02.2016

01.03.2016

24.02.2016

25.02.2016

25.02.2016

26.02.2016

47

Тест по теме «Управление и алгоритмы»


+


04.03.2016

02.03.2016

04.03.2016

04.03.2016

29.02.2016

01.03.2016

01.03.2016

02.03.2016

48

Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, основные типы, присваивание, ввод и вывод данных

§ §32, 33




11.03.2016

04.03.2016

11.03.2016

11.03.2016

02.03.2016

03.03.2016

03.03.2016

04.03.2016

49

Возникновение и назначение языка Паскаль. Структура программы на языке Паскаль. Операторы ввода, вывода, присваивания. Линейные вычислительные алгоритмы.

§ §34, 35




15.03.2016

09.03.2016

14.03.2016

15.03.2016

09.03.2016

10.03.2016

10.03.2016

09.03.2016

50

Пр.раб. Работа с готовыми программами на языке Паскаль: отладка, выполнение, тестирование. Разработка линейных алгоритмов. Выполнение практического задания .

§ 35

+



29.03.2016

11.03.2016

28.03.2016

29.03.2016

14.03.2016

15.03.2016

15.03.2016

11.03.2016

51

Оператор ветвления

§ §36, 37




01.04.2016

16.03.2016

01.04.2016

01.04.2016

16.03.2016

29.03.2016

29.03.2016

16.03.2016

52

Пр.раб. Разработка программы на языке Паскаль с использованием операторов ввода, вывода, присваивания и простых ветвлений.

§ 38

+



05.04.2016

30.03.2016

04.04.2016

05.04.2016

28.03.2016

31.03.2016

31.03.2016

30.03.2016

53

Логические операции на Паскале

Пр.раб. Разработка программы на языке Паскаль с использованием оператора ветвления и логических операций

§ §37, 38

+



08.04.2016

01.04.2016

08.04.2016

08.04.2016

30.03.2016

05.04.2016

05.04.2016

01.04.2016

54

Циклы на языке Паскаль

§ §39, 40




12.04.2016

06.04.2016

11.04.2016

12.04.2016

04.04.2016

07.04.2016

07.04.2016

06.04.2016

55

Пр.раб. Разработка программ c использованием цикла с предусловием

§39

+



15.04.2016

08.04.2016

15.04.2016

15.04.2016

06.04.2016

12.04.2016

12.04.2016

08.04.2016

56

Одномерные массивы в Паскале

§ §41, 42




19.04.2016

13.04.2016

18.04.2016

19.04.2016

11.04.2016

14.04.2016

14.04.2016

13.04.2016

57

Пр.раб. Разработка программ обработки одномерных массивов

§ §41, 42

+



22.04.2016

15.04.2016

22.04.2016

22.04.2016

13.04.2016

19.04.2016

19.04.2016

15.04.2016

58

Понятие случайного числа. Датчик случайных чисел в Паскале. Поиск чисел в массиве

Пр.раб.Разработка программы поиска числа в случайно сформированном массиве

§ 43

+



26.04.2016

20.04.2016

25.04.2016

26.04.2016

18.04.2016

21.04.2016

21.04.2016

20.04.2016

59

Тест по теме «Программное управление работой компьютера».

§ § 32 - 43


+


29.04.2016

22.04.2016

29.04.2016

29.04.2016

20.04.2016

26.04.2016

26.04.2016

22.04.2016

60

Предыстория информационных технологий. История чисел и систем счисления

§ §44, 45




03.05.2016

27.04.2016

06.05.2016

03.05.2016

25.04.2016

28.04.2016

28.04.2016

27.04.2016

61

История ЭВМ и ИКТ

§ § 45 - 47




06.05.2016

29.04.2016

13.05.2016

06.05.2016

27.04.2016

03.05.2016

03.05.2016

29.04.2016

62

Основы социальной информатики

§ §48, 49




10.05.2016

04.05.2016

16.05.2016

10.05.2016

04.05.2016

05.05.2016

05.05.2016

04.05.2016

63

Тест по теме «Информационные технологии и общество»

§ 44 - 49


+


13.05.2016

06.05.2016

20.05.2016

13.05.2016

11.05.2016

10.05.2016

10.05.2016

06.05.2016

64

Подготовка к итоговому тестированию по курсу 9 кл

Учебник 9 кл.




17.05.2016

11.05.2016

23.05.2016

17.05.2016

16.05.2016

12.05.2016

12.05.2016

11.05.2016

65

Итоговое тестирование по курсу 9 класса

Учебник 9 кл.


+


20.05.2016

13.05.2016


20.05.2016

18.05.2016

17.05.2016

17.05.2016

13.05.2016

66

Подготовка к ГИА




24.05.2016

18.05.2016


24.05.2016

23.05.2016

19.05.2016

19.05.2016

18.05.2016

67

Подготовка к ГИА





20.05.2016



25.05.2016

24.05.2016

24.05.2016

20.05.2016

68

Подготовка к ГИА





25.05.2016






25.05.2016

69

Подготовка к ГИА
















6. Планирование по разделам/темам

Раздел/тема

Компетенции

Передача информации в компьютерных сетях

Знать: что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями;

назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;

назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др;

что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю Всемирная паутина -

Уметь:осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети

осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы;

осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера;

работать с одной из программ-архиваторов.

Информационное моделирование

Знать: что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями; какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические).

Уметь: приводить примеры натурных и информационных моделей;

ориентироваться в таблично организованной информации;

описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев.

Хранение и обработка информации в базах данных

Знать: что такое база данных, система управления базами данных (СУБД), информационная система; что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей; структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных; что такое логическая величина, логическое выражение; что такое логические операции, как они выполняются.

Уметь: открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;

организовывать поиск информации в БД;редактировать содержимое полей БД, сортировать записи в БД по ключу, добавлять и удалять записи в БД;

создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.

Табличные вычисления на компьютере

Знать: что такое электронная таблица и табличный процессор; основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации; какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами; основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в электронную таблицу; графические возможности табличного процессора.

Уметь: открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров; редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице; выполнять основные операции манипулирования с фрагментами электронной таблицы: копирование, удаление, вставку, сортировку; получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора; создавать электронную таблицу для несложных расчетов.

Управление и алгоритмы

Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм).

Знать:

  • что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;

  • сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме;

  • что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;

  • в чем состоят основные свойства алгоритма;

  • способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;

  • основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;

  • назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод.

Ууметь:

  • при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;

  • пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;

  • выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;

  • составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей;

  • выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.

Программное управление работой компьютера - 12 час.(5+7)

Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке Паскаль; ввод, трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ; программирование обработки массивов.

Учащиеся должны знать:

  • основные виды и типы величин;

  • назначение языков программирования;

  • что такое трансляция;

  • назначение систем программирования;

  • правила оформления программы на Паскале;

  • правила представления данных и операторов на Паскале;

  • последовательность выполнения программы в системе программирования.

Учащиеся должны уметь:

  • работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня;

  • составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;

  • составлять несложные программы обработки одномерных массивов;

  • отлаживать и исполнять программы в системе программирования.

Информационные технологии и общество 4 час.(4+0)

Знать:

  • основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества;

  • историю способов записи чисел (систем счисления);

  • основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения;

  • в чем состоит проблема информационной безопасности.

Уметь:

  • регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества.



  1. Информационно-методическое обеспечение

Авторы

Название

Год издания

Издательство

1

И.Г. Семакин. Л.А. Залогова. С.В. Русаков. Л.В. Шестакова. - 5-е изд.

Информатика и ИКТ.: учебник для 9 класса

2011

Бином

2

И. Г. Семакин. Е.К Хеннер

Задачник-практикум по информатике в 2 ч.

2011

Бином

3

И. Г. Семакин. Е.К Хеннер

Набор ЦОР к базовому курсу информатики в 8-9 классах (УМК к учебнику Семакина И.Г.)

2011


  1. Материально - техническое обеспечение.

Оборудование

1

Компьютеры 10 шт. + 1 учительский

2

Проектор

3

Принтер

4

Сканер

5

Колонки

6

Копир


© 2010-2022