- Преподавателю
- Информатика
- Конспект урока по информатике Информация и её свойства. Информационные процессы
Конспект урока по информатике Информация и её свойства. Информационные процессы
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Матвеева Е.Н. |
Дата | 01.07.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тема урока: Информация и её свойства. Информационные процессы.
Цели занятия:
-
Обучающие:
-
Знание - студент знает определение информации, информационных процессов, свойств информации.
-
Понимание - студент имеет представление о применение данной темы в повседневной жизни.
-
Применение - студент применяет изученный материал при выполнении практической работы.
-
-
Развивающие
-
Анализ - студент сравнивает ранее полученные знания с новыми, понимает необходимость и актуальность изучения данной темы.
-
Синтез - студент умеет применять знания в конкретной ситуации, правильно формулировать задачи и излагать мысли.
-
-
Воспитательные:
-
Оценка - студент выделяет ошибки в рассуждениях, научился отвергать ненужную или неверную информацию, учится критически мыслить.
-
Тип занятия: комбинированный.
Время: 70 мин.
Оборудование: класс ПК, мультимедийный комплекс, доска, маркер.
Оснащение: операционная система Microsoft Windows 7, программы: WordPad, Paint, PowerPoint.
Литература: Шауцукова Л.З. «Информатика», Иванова И.А. «Информатика», Шелепаева А.Х. «Поурочные разработки по информатике».
План урока
-
Оргмомент
-
Актуализация ранее полученных знаний
-
Изучение нового материала
-
Практическая часть
-
Подведение итогов
-
Д/з
Ход урока
-
Оргмомент:
- работа с журналом;
- объявление плана, темы и цели урока.
Ранее, выполняя п/р, мы создавали файлы, документы, которые содержали различную информацию, т.е. работали с информацией не зная конкретного, точного определения данного термина.
Сегодня на занятии мы выясним, что же такое информация и информационные процессы, в каком виде может быть представлена, какими свойствами обладает, а также научимся использовать данные информационные процессы на практике.
2. Актуализация ранее полученных знаний - письменная работа:
Вопрос
Ответ
1. Как называется стандартная программа Windows, предназначенная для создания, редактирования и сохранения текстового документа, с возможностью вставки графических объектов?
WordPad
2. Как называется стандартная программа Windows, предназначенная для создания, редактирования и сохранения растрового графического файла?
Paint
3. Как называется стандартная программа Windows, предназначенная для выполнения как простых арифметических вычислений (сложения, вычитания, деления, умножения), так и более сложных (нахождение логарифмов, факториалов и т.п.)?
Калькулятор
4. Как называется видоизменение документа (т.е. изменение типа, размера и цвета шрифта, начертания и т.п.)?
Форматирование
5. Какое начертание использовалось в данном вопросе?
Курсив, полужирный
6. Установите соответствие между выравниванием и пиктограммой:
1) А) по ширине
2) Б) по центру
3) В) по левому краю
4) Г) по правому краю
1) В
2) Б
3) Г
4) А
7. Как называется верхняя строка в программе, содержащая название документа, программы и кнопки управления окном?
Строка заголовка
8. Какой параметр для текста можно установить при помощи верхнего маркера линейки?
Отступ красной строки
3. Изучение нового материала (лекция).
- Что вы понимаете под информацией? (новости, сведения, новые знания и т.д.)
- А теперь подумайте, почему явление одно, а называют ее разными словами? Наверно потому, что до сих пор не могут определиться, что же такое информация.
- Давайте, понаблюдаем то, что мы видим за окном. Что вы можете сказать о природе?
(Наступила зима.)
- Но, почему Вы решили, что наступила зима? (Выпал снег, заморозки.)
- Но ведь нигде не написано, что это признаки зимы. (Но мы знаем, что все это означает, что наступила зима.)
- Поэтому и получается, что, то знание, которое мы извлекаем из окружающей действительности и есть информация.
Самое простое представление об информации как о сведениях и командах, мы получаем в обыденной жизни. Для получения сведений мы ходим в школу, колледж, на работу и общаемся с другими людьми.
Информация - сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их свойствах и состоянии, которые уменьшают степень неопределённости о них.
Одно и тоже информационное сообщение может содержать разное количество информации для разных людей в зависимости от их накопленных знаний, от уровня понимания этого сообщения и интереса к нему.
Для человека информацией являются не только факты, сведения, но и эмоции, жесты, мимика и т.д.
Информация может существовать в виде:
- текстов, рисунков, чертежей, фотографий;
- световых или звуковых сигналов;
- радиоволн;
- электрических и нервных импульсов;
- магнитных записей;
- жестов и мимики;
- запахов и вкусовых ощущений.
Схема классификации информации.
По способу восприятия (у человека 5 органов чувств):
-
Зрительная (текстовая, графическая);
-
Слуховая (речь, музыка, звуковые сигналы);
-
Вкусовая (горький, сладкий, кислый и т.д.);
-
Тактильная (осязательная - информация о качестве предмета - гладкий, шершавый, и его состоянии - холодный, горячий и т.д.);
-
Обонятельная (информация о запахах окружающего мира).
Человек получает информацию о внешнем мире с помощью своих органов чувств (анализаторов):
-
90% - зрительная;
-
9% - слуховая;
-
1% - остальные органы чувств.
По форме представления информации:
-
Текстовая;
-
Числовая;
-
Графическая;
-
Музыкальная.
Свойства информации.
Информация обладает следующими свойствами:
- достоверность
- полнота
- ценность
- своевременность
- доступность
- краткость и т.д.
В течение всей жизни человек постоянно воспринимает информацию: он видит, слышит, обладает органами чувств, он может получить информацию и от собственных внутренних органов, например, почувствовав голод. Точно так же информацию могут воспринимать и животные, и насекомые, и специальные технические средства, такие как роботы и автоматы. Они могут получать, хранить, передавать и перерабатывать информацию.
Информацию можно: создавать, передавать, воспринимать, использовать, запоминать, принимать, копировать, преобразовывать, обрабатывать, делить на части, упрощать, хранить, искать, разрушать и т.д.
Все эти процессы, связанные с определёнными операциями над информацией, называют информационными процессами.
Рассмотрим основные информационные процессы.
1) Получение информации.
Получение информации - восприятие различных свойств объектов, явлений и процессов окружающей среды (человек воспринимает информацию с помощью пяти органов чувств).
2) Хранение информации.
Чтобы полученную информацию можно было использовать, причем многократно, её необходимо уметь сохранять.
Хранение информации - это способ распространения информации в пространстве и времени.
Процесс хранения информации имеет большое значение в жизни человека и подвергается постоянному совершенствованию.
3) Поиск информации.
Поиск информации - извлечение хранимой информации из хранилища.
Методы поиска информации:
-
непосредственное наблюдение;
-
общение со специалистами;
-
чтение литературы;
-
просмотр видео, телепрограмм;
-
запрос к информационным системам, базам данным;
-
работа в библиотеках и т.д.
4) Передача информации.
Передача информации - распространение от источника к потребителю информации.
В процессе передачи информации обязательно участвует источник и приемник информации.
5) Обработка информации.
Обработка информации - это преобразование информации из одного вида в другой.
6) Защита информации.
Защитой информации называется предотвращение несанкционированного доступа к ней с целью ее недозволенного использования, изменение или разрушение.
4. Практическая часть
Тема: Изучение информационных процессов с помощью приложений Windows.
Цель работы:
-
Научиться использовать (применять) на практике различные информационные процессы, закрепить навыки работы в текстовом редакторе Word Pad, графическом редакторе Paint.
-
Воспитывать аккуратность при работе за компьютером и развивать познавательный интерес, самоорганизованность.
Оборудование:
Компьютеры, программа Word Pad, Paint, практическое задание.
Методические указания
-
Расположите пальцы рук в основном ряду клавиатуры, большие пальцы положите на ПРОБЕЛ.
-
Выполняя упражнения по набору текста, старайтесь не снимать пальцы рук с клавиатуры.
-
Для сохранения документа выбрать команду Сохранить Указать нужную папкуВвести имя файла (расширение присвоится программой автоматически)нажать кнопку Сохранить.
Ход работы
-
Откройте программу Word Pad (Пуск Все программыСтандартные Word Pad).
-
Установите параметры:
-
шрифт - Times New Roman,
-
цвет - синий,
-
размер - 14,
-
выравнивание - по ширине,
-
отступ первой строки - 1,25см,
-
межстрочный интервал - 1,5.
-
Введите следующий текст:
Товароведение - это наука о свойствах, получении и испытании товаров, а также об их экономическом значении.
-
Сохраните документ под именем информационные процессы.rtf в папке группы 2911
-
Откройте папку группы 2911 (расположение D:\Студент\1КУРС\2911):
а) откройте файл товаровед.rtf, выполните копирование информации из этого файла в файл информационные процессы.rtf
б) выполните форматирование скопированного фрагмента согласно образцу:
Товаровед - это специалист, который знает о товаре все: сырье, лежащие в основе его производства, способы изготовления, условия и технологию хранения, методы реализации, а так же весь набор потребительских свойств.
По этой специальности даются обширные знания о происхождении, безопасности, экологичности и других потребительских свойствах, назначении, особенностях использования, правилах кодирования различных товаров.
-
Откройте с помощью программы Paint файл мозаика.png (расположение D:\Студент\1КУРС\2911). При помощи панели инструментов (действий - повернуть, отразить) соберите пазл.
Замечание: оригинал картинки находится в файле оригинал. png.
-
Выполните копирование полученного изображения в конец документа информационные процессы.rtf . Сохраните документ.
-
Результат покажите преподавателю.
5. Подведение итогов.
6. Д/з - конспект.