- Преподавателю
- Информатика
- Фотодизайн как средство формирования социального опыта детей в семье
Фотодизайн как средство формирования социального опыта детей в семье
Раздел | Информатика |
Класс | 8 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Дутова Е.И. |
Дата | 02.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Инновационная разработка
Статья:
"Фотодизайн как средство формирования
социального опыта детей в семье"
Преподаватель информатики
Дутова Елена Ивановна
г. Краснодар
Цель исследования: определить, научно обосновать и экспериментально апробировать педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования социального опыта детей в семье средствами фотодизайна.
Объект исследования: семейное воспитание детей, в школьном возрасте.
Предмет исследования: педагогические условия формирования социального опыта детей в семье средствами фотодизайна.
Гипотеза: Формирование социального опыта детей в семье будет эффективным, если будет использован фотодизайн как его средство.
Из моих наблюдений начиная с 90-х годов, России характеризовалась сложной политической атмосферой в стране. Кризис и дефицит поглотил все население. Была затронута и самая маленькая ячейка общества - семья. Многие семейные пары прекращали свое семейное существования вследствие разных причин «несовместимости». Самыми главными причинами стали: неумение хранить и создавать традиции своей семьи; неуважение к старшим: неумение вносить в семью теплоту, красоту; люди, не видя, друг в друге нечего вдохновляющего, не умели сохранять то, что им дорого. Многие семьи не создавали уют, а разрушали его. Следствием всего страдали дети, растущие на современных информационных технологиях. Дети перестали ценить свои семейные ценности, уважать родителей, не видя «прекрасного» в том, что есть у них в доме. Видят лишь то, что имеет авторитет в их глазах и глазах их сверстников то, что получают на экране телевизора или на улицах…
Чтобы помочь и поддержать традиции современных семей в современном обществе, чтоб дети ориентировать на авторитет семьи, а не на «дворовой» я разработала новый подход в системе воспитания. Этот подход получил название «Семейный фотодизайн». Смысл его в том, что в этом проекте подключены новейшие современные графические и цифровые технологии, что позволяет на второстепенном уровне изучать последние технологии в компьютерной графике, что на руку ребенку (он получит дополнительные знания, не задумываясь о том, что это учеба) и направление на социализацию отношений в семье. Ребенок не только ищет для себя красивые и креативные идеи, но и также он смотрит на семью, на ее вид, на ее быт, на ее досуг. Видит их недостатки , достоинства, видит то что ему бы хотелось исправить, видит любовь и недопонимания, видит отношения в семье, видит ее традиции. И на подсознательном уровне он идет на контакт с родными и близкими. Выражая это в своих фотографиях, коллажах, когда он сидит и обрабатывает фотографии в наилучших графических редакторах, он постепенно понимает ценность слова «Семья». Ребенок начинает показывать свои работы друзьям, школьникам, выставлять на конкурсы, краевые конкурсы, всероссийские конкурсы. И когда его постигает успех, он с гордостью уже скажет: - «Вот на этой фотографии МОЯ МАМА. Это я сделал такую фотографию, смотрите это моя семья и ТАК МЫ ЖИВЕМ».
Придя домой к ребенку, он продемонстрирует свои работы, висящие на стенах, вместо обыкновенных картин с рынка. Сможет украсить интерьер своего дома. И не просто украсить, а добавить тепло и уют своими работами.
Работы также могут размещаться на сайте, который специально можно разместить в сети интернет. На этом сайте размещать работы детей. Педагогу главное в этом проекте давать задания на тему семьи (например: конкурс «Моя мама - весна», «Традиции моей семьи» и т.д.) несколько раз в месяц. Проверять тщательно работы, давать советы, и главное никогда не отказывать в помощи ребенку. Настраивать родителей на данный проект. В дальнейшем выпускается книга с работами и стихами участников за год работы. Чтоб каждый ребенок мог гордиться собой и своей семьей. Эта книга должна быть у каждого участника проекта. Хотя бы на уровне города.
Проект предусматривает участие всех детей с 5 по 9 класс, но это ограничение не строгое еще один плюс проекта. При необходимости его можно упростить до уровня начальной школы и дополнительного образования.
Проект «Семейный фотодизафн» также полезен и тем, что он позволяет и учителю и психологу повышать свой уровень знаний в компьютерных технологиях, компьютерной графике и сети интернет. Дает толчок, стимул к повышению квалификации, направляет на креативные идеи познания.
Благодаря этому проекту у каждого учителя или психолога появиться новая корочка или сертификат о повышении квалификации. Ведь проект требует неукоснительно следовать за новейшими компьютерными технологиями. Ведет к добавлению своих информационных идей и предложений. Ведь это направление я начала только развивать. И надеюсь на то, что в дальнейшем я подберу более инновационный подход в этой области.
Результаты исследования вносят определенный вклад в разработку теории и практики социального воспитания детей школьного возраста, дают возможность обосновать необходимость социализации детей в семье средствами фотодизайна, начиная с периода школьного возраста, и доказывают эффективность разработанных педагогических условий организации данного процесса.
Таким образом, результаты опытно-экспериментального исследования подтверждают гипотезу и позволяют сделать следующие выводы.
-
Социализация детей в семье в школьном возрасте проявляются в виде эстетической направленности как качестве личности ребенка, представляющей собой динамическую тенденцию, которая характеризуется социальным интересом, социальными представлениями, социальной деятельностью и гармонизирует отношения ребенка с миром и с самим собой.
-
Воспитательные возможности фотодизайна как средства диагностики и социального развития личности ребенка заключаются: в обогащении личностного социального опыта ребенка социальными представлениями, эстетическими эмоциями в процессе взаимодействия с синтезом фотодизайна;
-
в самовыражении ребенка в процессе фотодизайнерской деятельности: возможность использования любой реальности, фантастической или правдоподобной, в проекте и перенесение в нее ребенком себя;
-
в воспитании у личности способностей социальных, представлений нравственных и интеллектуальных: фотографическое изображение есть продукт взаимодействия социальной реальности;
-
в воспитании чувства цвета, формы, линии, ритма, симметрии, интереса не только к экспериментированию с художественными материалами, но и социальному интересу к их свойствам, самому процессу;
-
в создании самостоятельного творческого продукта: освоение навыков отбора соответствующего замыслу изобразительно-выразительного материала и организация его в композиционное единство.
-
Педагогические условия успешного воспитания основ социального развития у школьников включают овладение педагогами средствами фотодизайна и применение их к социализации детей в семье. Введение фотодизайна в воспитательный процесс школьников в виде средств наглядности, средств информации, а также в качестве вида социальной деятельности, создание сайта.
-
Формирующий эксперимент, проведенный в условиях естественной воспитательно-образовательной среды в экспериментальной группе, а так же разработанный диагностический инструментарий: критерии, показатели, уровни социализации детей позволили исследовать особенности и положительную динамику процесса воспитания основ социализации детей в семье средствами фотодизайна.
-
Опытно-экспериментальная работа показала необходимость и достаточность разработанных педагогических условий для успешного осуществления процесса социализации детей в семье средствами фотодизайна и доказала широкие социальные возможности фотодизайнерской деятельности в решении этой проблемы.
Участница конкурса
преподаватель информатики и математики Дутова Елена Ивановна
г. Краснодар
7