Индивидуализация обучения на уроках информатики с использованием проектной технологии

Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



2013


КГУ «Миролюбовская средняя школа»


Учитель информатики Мусанбекова Л.Д.




[индивидуализация обучения на уроках информатики с использованием проектной технологии]


«Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить»


Сущность метода проектов

Метод проектов не является принципиально новым в педагогике. Он возник еще в двадцатые годы прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем. В нем предлагалось обучать посредством самостоятельной деятельности ученика, опираясь на его личный интерес в получении именно этого знания. Важно показать детям их собственную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Решается проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо применить уже имеющиеся у них знания и новые, которые предстоит получить. Учитель может подсказать новые источники информации, направить деятельность учеников в нужное русло для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно применить необходимые знания для решения поставленной проблемы, получить реальный результат, который можно увидеть, осмыслить, применить в реальной деятельности.

С педагогической точки зрения неважно, со­держит ли детское исследование принципиаль­но новую информацию или начинающий иссле­дователь открывает уже известное. И у выдающегося ученого, свершившего великое открытие, и у ребенка, нашедшего много раз открытое до него, работают одни и те же механизмы и принципы творческого мышления. Но если в первом случае главное - само новое знание, то во втором самое цен­ное - опыт исследовательского, творческого мышле­ния. Приобретение этого опыта и является основным ре­зультатом деятельности педагога и самым важным учебным навыком ре­бенка.

Цели и задачи проектной деятельности

Метод проектов рассматривают как систему обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно и последовательно усложняющихся практических заданий - проектов.

Цели и задачи проектной деятельности:

  1. контроль знаний и умений по пройденному материалу;

  2. формирование в сознании школьника информационной картины мира;

  3. возможность работать с компьютером;

  4. развитие умений поиска и обработки информации;

  5. работа по новым технологиям;

  6. развитее самостоятельности;

  7. умение слушать и уважать мнения учащихся;

  8. способность личной уверенности у каждого участника проектного обучения;

  9. развитие исследовательских умений.

Работа над проектом развивает творческую активность учащихся, умения выполнять исследовательские работы, анализировать выполненную работу.

Данная форма обучения способствует:

  • развитию коллективной учебной деятельности учащихся, при которой цель осознается как единая, требующая объединения всего коллектива;

  • в процессе деятельности между членами коллектива образуются отношения взаимной ответственности;

  • умение понимать и сознательно использовать различные формы и способы представления данных;

  • умение наглядно представлять имеющийся материал, организовать продуктивную содержательную коммуникацию;

  • контроль за деятельностью выполнения проекта осуществляется членами самого коллектива.

Значительное внимание в современном образовании уделяется личностной ориентации, методике для учета индивидуальных особенностей учащегося, использование опыта учащегося и обучении методам исследования.

Таким требованиям, предъявляемым к содержанию современного образования, несомненно, отвечает проектная форма обучения. Проектная форма обучения - это вовлечение детей в учебно-познавательную практическую деятельность, в результате которого возникает что-то новое.
Кроме того, проектная деятельность позволяет учителю осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику, распределять обязанности в группах по способностям и интересам детей.

В ходе проектирования учитель должен быть консультантом: дает рекомендации по подготовке, сбору информации, вовремя направляет в верное русло, если ученики отошли от темы, обсуждает с учащимися этапы реализации проекта.

Трудности, которые могут возникнуть перед учениками в ходе выполнения проекта:

  • выбор темы;

  • постановка целей и задач проекта;

  • пути их решения;

  • сравнения полученного результата с тем, что они получили.

В ходе выполнения работы над проектом у учащихся развиваются следующие способности:

  • коммуникативная - способность к общению;

  • проблемно-поисковая - способность решать жизненные вопросы;

  • рефлексивная - способность к анализу совершенной деятельности.

В настоящее время требования ориентированы на возможность изучения информационных технологий и формирования коммуникационной компетентности, в том числе и при изучении различных предметов.

Неформальное общение с товарищами и учителем раскрывает творческий потенциал ребенка и позволяет ему успешно справиться с выполнением проекта. Кроме того, коллективная деятельность такого рода дает ребенку возможность почувствовать свою значимость в коллективе и в то же время научиться ценить вклад других людей в общее дело. Таким образом, проект имеет не только образовательное, но и социальное значение.

Основной задачей проекта в школе является как раз осуществление межпредметных связей и получение знаний (как по программе, так и сверх нее) через взаимодействие учащихся друг с другом и с учителем. Проект, как правило, представляет собой коллективную форму деятельности. Составление перечня вопросов, определение задач работы, выбор методов изучения данной темы, способа презентации проекта осуществляются в процессе коллективного обсуждения. Тогда же намечается личная роль каждого участника проекта в решении общей задачи. Учитель включается в обсуждение и принимает участие в вынесении решения в качестве старшего товарища, который предлагает, а не диктует. Это не означает, что учитель может пустить работу на самотек.

Основные характеристики обучения на базе метода проектов

Модернизация общего образования требует перехода от традиционной установки на формирование преимущественно «знаний, умений, навыков» к воспитанию качеств личности, необходимых для жизни в новых условиях открытого общества.

Обучение на основе проектов - это модель обучения, отличающаяся от традиционных уроков, ориентированных на преподавателя, в пользу тщательно спланированного междисциплинарного обучения, которое ориентировано на ученика, на перспективу, и интегрировано с проблемами и опытом реальной жизни. В таких классах ученики совместно решают задачи и представляют результат своей работы всему классу. Результат проекта может быть мультимедийной презентацией, сценкой, письменным отчетом, веб-страницей в Интернете или изготовленным макетом, действующей моделью.

Преподаватели работают с детьми различных психологических типов, с разным уровнем знаний и способностей. Обучение на основе проектов предоставляет возможность самореализации и результативного обучения всем ученикам. Такое обучение основывается на положениях конструктивизма, в частности, на работах таких психологов и педагогов, как Лев Выготский, Джером Брунер, Жан Пиаже и Джон Дьюи.

Структура обучения на основе проектов трансформирует обучающую деятельность: она больше не фокусируется вокруг того, что говорит учитель, а концентрируется на том, что делает ученик.

Основными характеристиками обучения на основе проектов являются следующие:

Актуальность. Обучение на основе проектов основывается на активном участии учеников в комплексных проектах, обеспечивающих их развитие и позволяющих им применять приобретенные знания, умения и навыки. Обучение основывается на фактах из реальной жизни и информация подается интересным для учеников образом: большую часть информации в процессе работы над проектом ученики должны добывать самостоятельно. Метод проектов предназначен для развития мышления, закрепления навыков, социализации школьников и в определенной степени для получения новых знаний.

Междисциплинарный характер обучения. При обучении на основе проектов для выполнения заданий ученики используют знания из различных дисциплин. Практически в любом проекте ученики выполняют задания, подразумевающие взаимосвязь разных предметов.

Комплексное решение задач. Обучение на основе проектов стимулирует учеников к решению сложных реальных задач. Они исследуют, делают заключения, анализируют и обобщают информацию. Например, при выполнении проекта «Создание модели идеальной школы» ученики должны разработать планы этажей и кабинетов, критерии отбора преподавателей, программы, статуса выпускников. Если теперь попробовать выписать те предметы, на которых может идти работа по этому проекту, то в списке окажутся все уроки современной школы.

Мотивирующий характер обучения. В рамках основанного на проектах обучения признается, что значительную роль в обучении учащихся играет их внутреннее желание учиться, способность делать важную работу и потребность в том, чтобы их работу оценили. Право выбора, наряду с возможностью самим контролировать процесс и сотрудничать с одноклассниками, также повышает мотивацию обучения. Например, когда изучение инженерных концепций проводится в рамках обучения на основе проектов и принимает форму проектирования и конструирования мостов, мотивация учеников участвовать в работе класса и выполнять работу существенно повышается. Математические понятия и инженерные концепции усваиваются в благоприятной, стимулирующей среде обучения.

Достоверность. В рамках обучения на основе проектов ученики усваивают информацию и проявляют знания так же, как это делают взрослые. Достоверность и реалистичность обучения проявляется, например, когда, выполняя задание по подготовке журнальной статьи, учащиеся создают буклеты, которые впоследствии могут быть опубликованы.

Настрой на сотрудничество. Обучение на основе проектов создает предпосылки для сотрудничества как между учениками, так и между учениками и преподавателями; во многих случаях такое сотрудничество выходит за рамки одного школьного класса. Совместная работа учащихся важна при изучении всех дисциплин как средство углубления понимания изучаемого предмета.

Позитивный настрой. Ученикам нравится обучение на основе проектов. Преподаватели отмечают, что учащиеся охотно посещают такие занятия. Учащийся, имеющий проблемы в обучении, может быть успешен в рамках работы над отдельным проектом, что положительно сказывается на его самооценке и повышает мотивацию к обучению.

В образовании проектное обучение сегодня находится в центре внимания как ученых, так и педагогов-практиков. Учебный проект является в ряде случаев ведущей образовательной формой.

Вместе с тем учебные проекты должны органично сочетаться с традиционной системой предметного классно-урочного обучения. Ни в коем случае нельзя противопоставлять метод проектов обычной классно-урочной системе. Правильно говорить о том, что метод проектов дополняет классно-урочную систему, позволяя отработать межпредметные связи, закрепить навыки и т.д. Было бы нерациональной тратой времени использовать проектный метод для объяснения нового материала, первичной отработки навыков и т.п.

Велико разнообразие учебных проектов. От проекта на один урок до проекта на весь учебный год. От проектов дополнительного образования до курсового проектирования в предпрофессиональной подготовке. Проектирование может быть индивидуальное, групповое и разновозрастное, общешкольное, межшкольное и международное по составу участников. От проектов для изучения разных предметных тем до межпредметных, внепредметных и внешкольных.


Применение метода проектов на уроках информатики

В настоящее время вряд ли можно найти молодого человека, которого пришлось бы убеждать, что компьютер - одна из самых необходимых вещей в современной человеческой деятельности.

Процессу обучения информатике характерны свои специфические проблемы:

  • разный входной уровень знаний и умений по информатике;

  • разные возможности выполнять домашние задания или работать дополнительно на компьютере;

  • социально-психологические факторы;

  • феномен компьютерной тревожности.

Существенный разброс в знаниях и умениях по информатике и, особенно, в умениях работать на компьютере, вынуждает учителя информатики к поиску новых форм организации урока и всего процесса обучения в целом. Оставаясь в условиях классно-урочной системы, учителя информатики применяют технологии, повышающие эффективность организации учебного процесса, интенсифицирующие учебную деятельность учащихся и реализующие индивидуальные интересы детей.

Од­ним из направлений такой работы является практика создания собственных творческих, исследовательских проектов.

Применение принципов проектной деятельности на уроках информатики продиктовано особенностью предмета. Усвоение теоретических знаний осуществляется именно через выполнение практических проектов. В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания.

В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

Применение проектной деятельности на уроках информатики обусловлено следующими причинами:

  • необходимость не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач;

  • актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений, т.е. умений работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника и пр.);

  • актуальность широких человеческих контактов, знакомства с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему;

  • значимость для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты, уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.

Для развития индивидуальных склонностей и способностей и чтобы ученик не остался «вещью в себе» метод проектов является одним из лучших способов познания обучаемого и самопознания. Если выпускник школы приобретает указанные выше навыки и умения, он оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах. Социальное самоопределение школьников - одна из важнейших задач профильного обучения.

Выбор темы проекта может быть различным. В одних случаях тематика проектов, может быть предложена и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные. В других - учителя определяют тематику с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся. В педагогических исследованиях метод проектов рассматривается как педагогическая технология, в которой оптимально сочетаются различные методы обучения: исследовательские, поисковые, проблемные, творческие и др. Организация проектной деятельности учащихся предусматривает деятельность учителя, связанную с этапами разработки и проведения учебного проекта: от формулирования проблемы, уточнения целей и задач проектной деятельности учащихся, структурирования учебного проекта, выбора условий для реализации учебного проекта и до оценки результатов проектной деятельности учащихся, анализа эффективности применяемых методов, приемов и средств обучения.

Готовность к организации проектной деятельности учащихся является одним из показателей высокой квалификации учителя, его профессионального мастерства, творческого отношения к делу. В настоящее время методическая система обучения информатике в средней общеобразовательной школе претерпевает существенные изменения, важнейшей составляющей которых становится формирование мировоззрения, основанного на системно-информационном подходе к анализу окружающей среды. В связи с этим важнейшей задачей учителя информатики является формирование у учащихся информационной компетентности, которая включает в себя :

  • целостное миропонимание и научное мировоззрение;

  • представление об информационных объектах и их преобразовании в человеческой практике;

  • совокупность общеобразовательных и профессиональных знаний и умений, социальных и этических норм поведения людей в информационной среде XXI века.


Основные требования к использованию метода проектов

В основу метода проектов положено понятие «проект» (замысел, план), его направленность на результат, который получается при решении практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая знания из разных областей, способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Проекты могут быть разнообразными и использование их в учебном процессе требует от учителя серьезной подготовительной работы.

Позиции учителя меняется коренным образом. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Педагог при работе над проектом выступает в роли консультанта. Наиболее подготовленные учащиеся помогают ему в этом.

Условия применения метода проектов в педагогической практике таковы:

  1. Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы-задачи, требующей исследовательского поиска для ее решения;

  2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;

  3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся;

  4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);

  5. Использование совокупности исследовательских, поисковых, проблемных методов.

Прежде, чем приступить к реализации проекта, учителю следует определиться по ряду пунктов:

  1. Предметно-содержательная область проекта. Проекты можно подразделить на монопредметные, межпредметные и надпредметные. Межпредметные проекты, как правило, выполняются во внеурочное время, требуют квалифицированной координации со стороны специалистов.

  2. Характер координации проекта. Непосредственный, скрытый.

  3. Характер контактов. Среди класса, школы, города … разных стран.

  4. Количество участников. Самостоятельная деятельность учащихся может быть индивидуальная, парная, групповая. В случае длительного проекта каждый учащийся или небольшая группа получают в рамках общего проекта отдельную тему.

  5. Продолжительность выполнения. Проект может быть рассчитан на один урок или на более длительный срок. Как правило, работа над краткосрочным проектом проводится на уроках по отдельному предмету, иногда с привлечением знаний по другому предмету.

В реальной практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными проектами, в которых имеются признаки исследовательской, творческой деятельности.

ИКТ - условие успеха метода проектов в школе

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) могут сыграть заметную роль в любом обучении, но в особенности в обучении на основе проектов.

Использование ИКТ вносит существенный и разнообразный вклад в процесс обучения:

  • повышает эффективность объяснения и качество обучения, так как позволяет применять различные подходы и методы обучения, которые были бы невозможны без информационно-коммуникационных технологий. К числу таких методов, приносящих положительные результаты обучения, относятся совместная работа учащихся с использованием компьютера, поиск информации в Интернете, применение различных дополнительных учебных пособий, письменные задания, основанные на электронной обработке текста, практические занятия по конкретным темам и обучение с использованием компьютера. Кроме того, ИКТ обеспечивают уникальные возможности обучения для детей с ограниченными физическими способностями, удаленное обучение через Интернет или использование видеоконференций;

  • способствует повышению качества обучения, обеспечивая быстрый анализ его результатов и обратную связь. Благодаря этому школы могут оперативно учитывать результаты работы школьников при составлении учебной программы и в процессе объяснения материала. Гибкая обратная связь, отвечающая индивидуальным особенностям учеников, является неотъемлемой чертой интегрированных систем обучения (пакетов программ, включающих учебный материал, уроки и оценку знаний учащихся). Такие методы применяются, прежде всего, для оценки простых навыков, однако по мере развития технологий искусственного интеллекта в будущем станет возможной оценка результатов обучения более сложного уровня.

Следует особо подчеркнуть, что подобные улучшения носят условный характер. В принципе, применение ИКТ может не оказывать никакого положительного влияния на обучение или даже вредить. Связано это с тем, что не информационно-коммуникационным технологиям отводится центральное место в образовательном процессе. Скорее, результат их применения зависит от того, насколько правильно они используются в образовательном процессе.

Ниже приведены основные положительные моменты, которые привносят информационные и коммуникационные технологии в проектно-ориентированное обучение.

В модели обучения на основе проектов информационные технологии используются для доступа к информации, которая в ином случае может оказаться недоступной. ИКТ позволяют ученикам эффективно собирать данные, анализировать их и представлять в четком виде с визуальным сопровождением. Так, ИКТ используются для сбора информации и решения задач. Важно научить детей использовать традиционные источники информации (книги, энциклопедии, справочники и словари). Но не менее важно сформировать навыки работы с электронными энциклопедиями и библиотеками на дисках.

Актуальна еще и другая задача: сформировать у учащихся критическое отношение к найденной информации, научить проверять ее достоверность, понимать уровень компетентности использованных источников и обязательно сопоставлять несколько источников, прежде чем воспользоваться информацией.

Использование ИКТ для организации и анализа информации часто бывает намного более эффективным, чем более традиционные способы. Хранение данных в электронной таблице или базе данных позволяет не только осуществлять централизованный сбор информации, но и дает средства для управления данными и подготовки прогнозов на основе этих данных. Использовать закладки на сайты или хранить документы на диске гораздо удобнее, чем записывать информацию в блокнот.

Использование ИКТ очень полезно для распространения результатов исследований. Публикация презентации или веб-страницы представляет собой доступный способ обмена опытом. Для количественного выражения результатов могут использоваться таблицы или графики, а для качественного их выражения и иллюстрации ответов могут послужить цифровые изображения, видеоклипы, звукозаписи и пр.


Типология проектов


Метод проектов - это технология, включающая в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. И все же в любом проекте можно выделить доминирующую деятельность.

Исследовательские проекты. Имеют структуру, приближенную к научным исследованиям. Аргументация актуальности темы, выбор методологии исследования, разработка путей решения, эксперимент, выводы, оформление результатов.

Творческие проекты. Предполагают соответствующее оформление результатов. Участникам следует договориться о планируемых результатах и форме их представления (совместная газета, презентация, игра).

В форме проекта удобно организовывать обобщающее повторение по конкретной теме.

Экспресс-газета. Учащимися создается экспресс-газета. Роли участников проекта распределяются в соответствии с их способностями и желанием на предыдущем уроке. Выбираются редактор, журналисты, отвечающие за содержание газеты, наборщики текста, художники (естественно, с использованием графического редактора).

Ознакомительно-ориентировочные проекты. Изначально направлен на сбор информации о каком-либо явлении, объекте. Предполагается сбор, анализ информации, обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории.

Прикладные (практико-ориентированные) проекты. Их отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причем результат ориентирован на практическое применение.

Групповые сетевые проекты. Раскрывают дух исследований по конкретной проблеме, используя для общения электронную почту и средства Интернет. Выходя за рамки одного замкнутого коллектива, такие проекты помогают увидеть свою деятельность в более широком культурном и социальном контексте. Они строятся так, что для их успешного выполнения требуется скоординированная работа всего коллектива. Совместно решая конкретную задачу, участники сетевого проекта полнее раскрывают себя, больше узнают друг о друге, возрастает взаимная ответственность, доверие, взаимный интерес.

Этапы выполнения проекта

Каждый этап работы должен внимательно и строго контролироваться. При недостаточном контроле в процессе работы над проектом возможна непроизвольная, случайная замена поставленных задач на какие-либо другие и, как следствие, выход на незапланированный результат. Это досадная, но не грубая ошибка, так как проект все равно выполняет свою функцию: учащиеся осуществляют самостоятельную поисковую деятельность, включая в работу различные учебные дисциплины. В случае замены задачи учителю необходимо помочь учащимся определить момент, когда это произошло, и провести тщательную оценку причин замены. Это поможет усилить самоконтроль учащихся при работе над следующим проектом и избежать подобной ошибки в будущем

Работа над проектами проходит в несколько этапов:

  1. Подготовка к работе над проектом.

  2. Выбор темы.

  3. Постановка цели и задачи проекта.

  4. Поиск информации различными способами.

  5. Поиск иллюстраций.

  6. Разработка структуры презентации.

  7. Разработка дизайна кадров.

  8. Подготовка к защите проекта.

  9. Презентация проектов (защита).

  10. Анализ проектной работы.

Ниже рассмотрены более подробно несколько этапов работы над проектом.

Этап 1. Предложение тем (вопросов) проекта.

Тема проекта определяется методом «мозгового штурма». Это, пожалуй, самый демократичный этап проекта, так как каждый его участник может предложить свою тему, причем все идеи принимаются на рассмотрение, никто (ни учитель, ни ученики) не имеют права отвергать идею, даже если она им не нравится. Поскольку обычно в ходе «мозгового штурма» предлагается огромное количество тем (вопросов), и учащиеся стремятся говорить все одновременно (особенно если это один из первых проектов), необходимо перед началом работы выбрать 1-2 человек - «секретарей» - для записи возникающих идей на доске. Этот этап длится 10-15 мин.

Этап 2. Выбор одной темы проекта.

Он довольно сложен для учителя, т.к. нужно подтолкнуть учащихся к выбору темы, приемлемой с точки зрения технических возможностей школы и того учебного материала, который должен быть внесен в проект по замыслу учителя (или учителей). При этом учителю нельзя давить на учащихся, настоятельно рекомендуя или запрещая ту или иную тему. В противном случае теряется смысл первого этапа. Выбор темы для проекта длится 15-20 мин. При проведении первого в данном классе проекта учитель может сам указать тему, в этом случае первые два этапа опускаются.

Этап 3. Выбор методов и ресурсов для работы над проектом, выбор формы презентации результатов проекта.

Спектр методов для выполнения проекта чрезвычайно широк - это могут быть эксперимент, интервью, социологический опрос, экскурсия, изучение литературы, поиск информации в сети Интернет. Учителю важно познакомить учащихся с имеющимися возможностями, предоставив право выбора им самим. Если проект проводится в данном классе впервые, учащимся трудно осуществить выбор, поэтому обсуждение может проходить в форме «вопрос-ответ» (вопрос адресуется учителю). Обучение ведению дискуссии и принятию коллективного решения - сложная и кропотливая работа, поэтому этот вопрос заслуживает отдельного изучения. Задача «секретарей» - зафиксировать результат.

Форма презентации. Проект может быть представлен в виде стендовых докладов, устных и письменных отчетов, семинара, видеофильма, конкурса, театральной постановки, компьютерной программы. Нет необходимости выбирать только один способ, их можно комбинировать. В любом случае презентация подготавливается учащимися самостоятельно, с минимальной помощью учителя. Поскольку в конце обсуждения учащиеся должны лишь называть выбранные методы работы, ресурсы и формы презентации, на весь этап отводится 15-20 мин.

Этап 4. Работа над проектом.

Занимает основное время, отведенное на проект. Время определяется учителем или группой («командой») учителей, исходя из календарно-тематического планирования предметов, включаемых в проект. Учителя определяют также сроки промежуточного контроля. Во внеурочное время учащиеся занимаются подбором материала, разработкой методики экспериментов, видеосъемкой, социологическим опросом. Основную работу над проектом можно проводить и во внеурочное время. В этом случае на каждом уроке отводится по 15 мин. на организационные вопросы и промежуточный контроль. В целом работа над проектом длится около 2 недель, максимум 3 недели, в зависимости от возраста школьников.

Этап 5. Подготовка к защите проекта.

Включает в себя работы всей программы:

  • Оформление материала на стендах ватмана или картона (с фотографиями, рисунками, схемами, диаграммами, наглядно представляющими суть проекта);

  • Подготовка устной презентации проекта;

  • Подготовка команды для ответов на каверзные и серьезные вопросы оппонентов;

  • Создание специальной папки документов (портфолио), в которой полно и доказательно представлена логика работы над проектом. Каждая позиция направлена на то, чтобы вызвать живой отклик участника проекта.

Этап 6. Презентация проекта.

Проводить презентацию можно как во время уроков, так и во внеурочное время. В первом случае для этого лучше выделить спаренные уроки, поскольку представление результатов работы, в которой участвовал целый класс, как правило, занимает больше часа.

Время, отводимое на каждый этап, не закреплено жестко. Учитель может попробовать провести проект с предложенной расчасовкой и в ходе дальнейшей работы определить оптимальное для данного класса время. Однако одно можно сказать точно: если работа над проектом длится больше 3 недель, дети теряют к ней интерес, а это является самой грубой ошибкой учителя при организации проектной деятельности.

Поскольку проект призван интегрировать предметы различных образовательных областей, учителям необходимо создать собственную группу, или «команду», которая определила бы цели предстоящего проекта, выбрала бы тему и время его проведения. Выбор темы и определение сроков проведения проекта является довольно сложной задачей. Проект должен проходить через несколько дисциплин, но не мешать изучению материала каждой из них в отдельности. Однако очень часто материал тех или иных дисциплин, который можно было бы включить в данный проект, изучается учителями-предметниками в разное время учебного года. В этом случае приходится либо сокращать количество предметов, включаемых в проект, либо специально подбирать такие программы, которые позволили бы безболезненно интегрировать материал выбранных тем. Часто приходится делать и то и другое, поэтому команде учителей необходимо обсудить предстоящий проект перед началом учебного года и скорректировать календарно-тематические планирования по своим дисциплинам исходя из требований проекта.

Результаты выполнения проекта

В результате выполнения работы у учащихся расширяется сфера интересов; углубленное изучение темы; воспитание целеустремленности, работоспособности.
Большое достоинство проектной деятельности:

  • Умение работать в коллективе;

  • Брать ответственность за выбор решения на себя;

  • Разделять ответственность с другими;

  • Демонстрация энтузиазма;

  • Создание условий для конкретного воплощения творческих идей;

  • Предоставление ребенку свободы выбора темы, методов работы;

  • Работу над проектом можно продолжать неопределенное время, так как появляются новые мысли и идеи;

  • Не могут использовать чужой проект;

  • Связь информатики с другими школьными предметами и поиск информации за переделами учебного заведения;

  • Каждый ученик понимает важность работы.

Правила успешности проектной деятельности:

  1. В команде нет лидеров. Все дети равны.

  2. Команда не соревнуется.

  3. Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и оттого, что они вместе выполняют проектное задание.

  4. Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.

  5. Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело.

  6. Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.

Внедрение новых информационных технологий в процессе обучения улучшит качество образовательной работы, использование всех преимуществ образовательной системы, повысит производительность труда учителя, активизирует познавательную деятельность учащихся на уроке, будет способствовать повышению самостоятельности учащихся при изучении нового материала. Участие в проекте позволяет приобрести уникальный опыт, невозможный при других формах обучения.

Метод проектов позволяет формировать некоторые личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально (скажем, через рассказ или пояснение). В первую очередь, это относится к групповым проектам, когда действует небольшой коллектив. К таким качествам можно отнести умение работать в коллективе, брать на себя ответственность за выбранное решение, анализировать результаты деятельности. И еще очень важна способность ощущать себя членом команды: подчинить свой темперамент, характер, время интересам общего дела. Участие в проекте позволяет приобрести уникальный опыт, невозможный при других формах обучения.

Заключение


Метод проектов находит все большее распространение в системе образования. Причины этого:

  • Необходимость не только передавать ученикам знания, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь ими пользоваться для решения практических задач.

  • Приобретение коммуникативных навыков, т.е. умения работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника).

  • Расширение контактов, знакомство с разными точками зрения.

  • Умение пользоваться исследовательскими методами - собирать информацию, умение анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы.

Если выпускник приобретает эти навыки, он оказывается более приспособленным , умеющим лучше ориентироваться и адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека индустриального общества

Большинству учащихся такая форма работы нравится, что повышает их учебную мотивацию и, как следствие, качество получаемых знаний.

Особенно эффективно применение метода проектов при обучении одаренных детей, которым рамки школьной программы тесны. Их интерес к компьютеру и его применению настолько велик, что остановить уже начавшийся процесс его изучения практически невозможно. От педагога требуется направить энергию познания в нужное русло. Учащийся должен видеть цель своей работы, ее практическое применение. Это может быть и компьютерный учебник для младших товарищей, и создание базы знаний по какой-либо тематике, и обучающая программа, оказывающая помощь учителю.

Несомненно, что времени на выполнение такого проекта требуется значительно больше, чем предусмотрено школьной программой, работа над проектом становится частью жизни учащегося и не ограничивается временем урока. Учащийся пользуется справочной литературой, советуется с компетентными людьми, пробует, ошибается и пробует вновь. Это настоящая научно-исследовательская работа, которая дает свои плоды.

Каковы же эти плоды? Что дает применение метода проектов ученику, учителю, школе, да и всему миру?

Ученику: отход от традиционной технологии обучения сам по себе привлекателен для учащегося, как нестандартный вид деятельности. Ребенок чувствует значимость своего труда, видит цель. Знания приходится добывать самому, порой нелегким путем - такие знания прочнее, ценнее.

Учителю: не секрет, что учителям информатики приходится учиться во много раз больше, чем учителям других предметов, т.к. стремительно меняется компьютерная техника, меняются подходы к обучению. Учителю информатики, применяющему метод проектов, необходимо постоянное обновление и расширение своих знаний в соответствии с учебными запросами детей, что часто выходит далеко за рамки школьной программы. Я считаю это великим благом для взрослого человека, предохраняющим его ум от застоя. Умение пользоваться методом проектов - показатель высокой квалификации учителя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся.

Школе: в школе появляются обучающие программы, которые применяются в учебном процессе не только на уроках информатики.

Миру: если смотреть более масштабно, то страна, Мир в целом вправе надеяться, что немалая часть подрастающего поколения будет обладать живым умом, способным на полет фантазии, эксперимент, осуществление самых дерзких планов, которые поведут страну по пути прогресса.


© 2010-2022