Конспект урока информатики по теме «Компьютерные вирусы и антивирусные программы»

Раздел Информатика
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


ФОРМА ПЛАНА-КОНСПЕКТА УРОКА

________________________________НАЧАЛО ФОРМЫ___________________________

Конспект урока информатики по теме

«Компьютерные вирусы и антивирусные программы»



ФИО (полностью)

Кочиева Изаура Тамазовна

Место работы

МБОУ «СОШ №1 с. Чермен»

Должность

учитель

Предмет

информатика

Класс

8 класс

Учебник

Н.Д. Угринович

Цели урока:

  • обобщить знания по теме «Компьютерные вирусы и антивирусные программы»;

  • формировать навыки работы с антивирусной программой;

  • научиться выполнять проверку на наличие вирусов с помощью программы Антивирус Касперского;

  • развивать информационную культуру и компьютерную грамотность;

  • воспитывать ответственность, бережное отношение к компьютерной технике и программному обеспечению.

Тип урока: комбинированный.

Учебно-методическое обеспечение: ПК, проектор, учебник Информатика и информационные технологии. Учебник для 8 класса / Н.Д. Угринович. - 3-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015; раздаточный материал, презентация к уроку интерактивная доска.



Ход урока

1. Организационный момент.

Проверка готовности к занятию.

Просмотр позитивного ролика перед началом работы.

2. Фронтальная работа.

После просмотра вопросы:

- О чем этот ролик? (о вирусах)

- Как они себя там ведут? (размножаются и копируются)

- Как с ними бороться? (борются лекарства и иммунная система)

3. Вступительная беседа.

-Назовите несколько общих признаков человека и компьютера. Сравните их по функциональным возможностям?

Компьютер - это электронный аналог человека. Человек, как любой биологический организм, подвергается воздействию различных болезнетворных вирусов.

- А может ли «заболеть», «заразиться» вирусом компьютер?

Вот сегодня мы и узнаем: Как это происходит, как этого избежать и как «вылечить» компьютер? Сколько существует компьютерных вирусов, как они себя ведут, попав «в организм» компьютера? Последствия заражения компьютерным вирусом. Каковы они?

4. Изучение нового материала. (Слайд 4)

Итак, действительно, компьютер может заразиться. И причиной заражения действительно является вирус, только компьютерный. Это название пришло из биологии именно по признаку способности к саморазмножению.

Компьютерный вирус - это специально созданная небольшая программа, предназначенная для нарушений работы компьютера. Записываясь в системные области диска или приписываясь к файлам и производит различные нежелательные действия, которые, зачастую, имеют катастрофические последствия.

  • Первая «эпидемия» компьютерного вируса произошла в 1986 году, когда вирус по имени Brain (англ. «мозг») заражал дискеты персональных компьютеров.

  • 1988 год - Роберт Моррис в США написал вирус, поразивший 2000 компьютеров.

В настоящее время известно более 50 тысяч вирусов, заражающих компьютеры и распространяющихся по компьютерным сетям. К концу 1989 года в ряде стран (США, Великобритания, ФРГ) находятся на рассмотрении законы, предусматривающие для разработчиков компьютерных вирусов значительные сроки тюремного заключения. (В США до 15 лет).

Слайд № 5. А что общего между биологическим и компьютерными вирусами?

Конспект урока информатики по теме «Компьютерные вирусы и антивирусные программы»

1. Способность к размножению.

2. Вред для здоровья человека и нежелательные действия для компьютера.

3. Скрытность, т.к. вирусы имеют инкубационный период.



Слайд № 6-7. Пути проникновения компьютерных вирусов

Конспект урока информатики по теме «Компьютерные вирусы и антивирусные программы»

-Давайте подумаем, как на ПК может попасть вредоносная программа? (Через зараженные дискеты, диски, флеш-карты, посредством Интернета или по локальной сети).

Обычно вирус внедряется в какой-либо документ или программу, и в начале работы вы можете не заметить ничего необычного. Однако через некоторое время вирус проявит свою разрушительную сил.

Слайд № 8-9. Признаки появления компьютерных вирусов

Назовем основные признаки проявления компьютерных вирусов.

Конспект урока информатики по теме «Компьютерные вирусы и антивирусные программы»

1.Замедление работы компьютера;

2. Невозможность загрузки

системных или прикладных программ, их неправильное функционирование;

3. Изменение размеров файлов, даты и времени их создания, появление новых файлов (иногда с непонятными именами);

4. Уменьшение объема доступной пользователю оперативной памяти;

5. Увеличение количества сбоев в работе компьютера, в том числе его самопроизвольные перезагрузки;

6.А еще возможны самопроизвольные изменения файловой структуры дисков и т. п.

Слайд 10. История компьютерной вирусологии.

Я просила подготовить небольшое сообщение о наиболее знаменательных моментах в развитии компьютерной вирусологии.

Конспект урока информатики по теме «Компьютерные вирусы и антивирусные программы»

- Первые вирусы появились много лет назад, еще на заре эпохи ЭВМ, и не

всегда были вредоносными. Например, в конце 60-х в лаборатории Xerox была создана специальная программа, являющаяся прообразом современных вирусов, которая самостоятельно путешествовала по локальной вычислительной сети и проверяла работоспособность включенных в нее устройств.

- Однако позднее программы-вирусы стали разрабатываться со злым

умыслом. Есть сведения, что некоторые компании специально инфицировали

компьютеры конкурентов, чтобы таким образом шпионить за ними или

вывести из строя их информационные системы.

Компьютерные вирусы приносят большой вред во всех отраслях.

В свое время распространялось много заведомо ложных сообщений об угрозе якобы сверхопасных вирусов. И так, например:

1) Однажды утром многие люди по всему миру получили электронные письма с заголовком «Я люблю тебя», причем письма приходили с адресов друзей и коллег. За любовным признанием скрывался компьютерный вирус, который нанес ущерб мировой экономике в 10 миллиардов евро. Вирус «I Love You» (именно так он назывался) был занесен в Книгу Рекордов Гиннесса как самый разрушительный компьютерный вирус в мире. Он поразил более 3 миллионов компьютеров на планете, став еще и самым дорогим за всю историю.

2) Самый известный любитель вирусов в нашей стране - это студент

одного из ВУЗов Воронежа. Он создал в Интернете сайт, на котором

разместил для всех желающих целую коллекцию компьютерных вирусов

(более 4.000 штук). Этот сайт был обнаружен ФСБ и студент был осужден

на два года условно за распространение в интернете компьютерных вирусов.

Что интересно, сам студент тоже написал свой вирус, который до сих пор

не обнаруживается средствами защиты.

Необходимо знать, что ни один из вирусов не способен вывести из строя комплектующие компьютера. Максимум, на что способны некоторые вирусы, - это уничтожить информацию на жестком диске, что приведет к повреждению ОС и приложений. Хотя даже в этом случае ситуация может стать для вас фатальной, если вирус уничтожит важные документы.

Человек, который «пишет» вирусы называет себя вирьмейкером.

Слайд № 11

Конспект урока информатики по теме «Компьютерные вирусы и антивирусные программы»

(См. таблица «Ведущая двадцатка стран - источников вредоносных программ



Слайд № 12. Классификация вирусов

Конспект урока информатики по теме «Компьютерные вирусы и антивирусные программы»

Существует несколько различных классификаций вредоносных программ.

Слайд № 13-17. Типы вирусов по среде обитания:

Сетевые

  • Могут передавать по компьютерным сетям свой программный код и запускать его на компьютерах, подключенных к этой сети.

  • Заражение сетевым вирусом может произойти при работе с электронной почтой или при «путешествиях» по Всемирной паутине.

Файловые

  • Внедряются в программу и активизируются при их запуске.

  • Могут заражать другие файлы до момента выключения компьютера.

Макровирусы

  • Заражают файлы документов, например, текстовых документов.

  • Угроза заражения прекращается только после закрытия текстового документа.

Загрузочные

  • Внедряются в загрузочный сектор диска (Boot-сектор) или в сектор, содержащий программу загрузки системного диска (Master Boot Record).

Слайд № 18. По степени воздействия

Конспект урока информатики по теме «Компьютерные вирусы и антивирусные программы»

Еще одна существующая классификация вирусов - по степени их воздействия

Слайд № 19.

Конспект урока информатики по теме «Компьютерные вирусы и антивирусные программы»

Не влияющие на работу компьютера (кроме уменьшения свободной памяти на диске в результате своего распространения).



Слайд № 20.

Конспект урока информатики по теме «Компьютерные вирусы и антивирусные программы»

Влияние ограничивается уменьшением свободной памяти на диске и графическими, звуковыми и прочими эффектами



Слайд № 21.

Конспект урока информатики по теме «Компьютерные вирусы и антивирусные программы»

Могут привести к серьезным сбоям в работе компьютера.

Слайд № 22.

Конспект урока информатики по теме «Компьютерные вирусы и антивирусные программы»

Воздействие вирусов может привести к потере программ, уничтожению данных, стиранию информации в системных областях диска.

Слайд № 23. Методы защиты

Конспект урока информатики по теме «Компьютерные вирусы и антивирусные программы»

Для борьбы с вирусами

разрабатываются антивирусные

программы.



Слайд № 24. Что же делают антивирусные программы?

Конспект урока информатики по теме «Компьютерные вирусы и антивирусные программы»

Антивирусная программа (антивирус) - программа,

позволяющая выявлять вирусы, лечить зараженные файлы и диски, обнаруживать и предотвращать подозрительные действия.

Слайд № 25. Антивирусы программы

Антивирусы сейчас существует более десятка антивирусов таких как: norton, касперский, avg, dr web и т.д они путём сканирования системы находят непонятные вирусы или подозрительные программы, а после с разрешения пользователя уничтожают их.

Конспект урока информатики по теме «Компьютерные вирусы и антивирусные программы»



Слайд № 26. Выступление ученика на тему: «Антивирусная программа. Антивирус Касперского»

Конспект урока информатики по теме «Компьютерные вирусы и антивирусные программы»

Короткое сообщение ученика о Касперском.

Евгений Касперский родился в Новороссийске в 1965 году, был единственным ребенком в семье.

Начал обучение в средней школе № 3 имени Гастелло в подмосковном городе Долгопрудный.

После победы в математической олимпиаде в 1980 году был зачислен в физико-математическую школу, и 1982 году окончил физико-математическую школу-интернат № 18 имени А. Н. Колмогорова при МГУ.

В 1987 году Евгений Касперский поступил на работу в многопрофильный научно-исследовательский институт при Министерстве обороны СССР. Именно здесь он начал изучать компьютерные вирусы - после того, как в 1989 году столкнулся с вирусом Cascade. Проанализировав код вируса, Евгений разработал специальную утилиту для его лечения и заинтересовался данной тематикой.

В 1991 году Евгений Касперский начал работать в Центре информационных технологий КАМИ, где возглавил небольшую группу специалистов, занимавшуюся разработкой антивирусных решений.

В ноябре 1992 года группа выпустила свой первый полноценный продукт - AVP 1.0. В 1994 году он одержал победу в сравнительном тестировании, проведенном тестовой лабораторией Гамбургского университета.

Это обеспечило продукту международную известность, и разработчики начали лицензировать свои технологии зарубежным IT-компаниям.

В 1997 году Касперский и его коллеги приняли решение создать собственную компанию, выступив в качестве соучредителей «Лаборатории Касперского». Евгений не хотел, чтобы в названии компании фигурировала его фамилия, но его переубедила Наталья Касперская - жена Евгения на тот момент, также вошедшая в число соучредителей Лаборатории.

В ноябре 2000 года продукт AVP был переименован в Антивирус Касперского.

Касперский руководил антивирусными исследованиями в компании со дня ее основания по 2007 г., когда он занял пост генерального директора «Лаборатории Касперского».

На сегодняшний день Касперский - один из ведущих мировых специалистов в области защиты от вирусов.

Слайд № 27. Опрос среди учащихся (2008 год)

Конспект урока информатики по теме «Компьютерные вирусы и антивирусные программы»

Опрос среди учащихся (2008 год)

Слайд № 28. Выступление ученика на тему: «Антивирусная программа. Антивирус Аваст»

Короткое сообщение ученика о Авасте.

История создания антивирусной программы Аваст начинается в 1988 году, когда двое чешских ученых Эдуард Кучера и Павел Баудиш занялись разработкой антивирусного продукта, но официально была зарегистрирована 21 апреля 1991 года, как объединенное товарищество.

Несмотря на то, что сам перевод слова avast с английского языка («стой, остановись») вполне подходит для названия антивируса, изначально название придумывалось как аббревиатура, без учета ее англоязычного прочтения.
Avast расшифровывается как Anti-Virus Advanced Set, о есть «продвинутый антивирусный набор». Значение «стой» было замечено позднее, и к названию добвлен восклицательный знак.

В настоящий момент штат фирмы состоит из сотни специалистов. Из первого состава трое работают в компании до сих пор - это ее основатели Эдвард Кучера и Павел Баудиш, а также Владимир Черник - первый сотрудник. Антивирусом avast! пользуется более 150 миллионов пользователей во всём мире. Если на заре существования фирмы её продукты были доступны только на чешском языке, то на текущий момент продукты локализованы и переведены почти на 40 языков. Продукты получили различные награды и заслужили признание пользователей. Недавно фирма отметила своё двадцатилетие.

Avast - программа-антивирус, предназначенная для защиты компьютеров, работающих на операционных системах Windows, Mac OS, Linux, а также для мобильных устройств, которые работают на Andrid, Windows CE и Palm.

Слайд № 29. Физкульминутка

Конспект урока информатики по теме «Компьютерные вирусы и антивирусные программы»

Практическая работа учащихся (Проверка на вирусы диски).
Запуск антивирусной программы. Прежде, чем запустить антивирусную программу на выполнение, мы должны решить, какой именно диск хотим проверить.
Сегодня мы отработаем навыки работы с антивирусной программой Антивирус Касперского и проверим на наличие вирусов гибкие диски, локальные диски.

-Каким образом мы можем это сделать? (открыть папку мой компьютер, выбрать диск, правой кнопкой мыши щёлкнуть по диску и выбрать команду «Scan for viruses»).

-Перед вами появится консоль антивирусной программы Антивирус Касперского. В правой части консоли имеются три кнопки «Начать проверку», «Приостановить проверку», «Остановить проверку». В нижнем окне консоли отображается наличие зараженных файлов.

-Если диск или дискета имеют зараженные файлы, то мы можем их удалить. Как это сделать? (выделить файл, нажать правую кнопку мыши, выбрать команду «Delete File»).
Вспомним правила работы на компьютере (сидеть прямо, на расстоянии 50 см от экрана монитора, руки должны быть сухими и чистыми, нельзя трогать руками и ногами соединительные провода и розетки, не трогать экран монитора).

Слайд № 30. Игра тестирование «Кто хочет стать миллионером?»

Конспект урока информатики по теме «Компьютерные вирусы и антивирусные программы»

Вопросы к игре «Кто хочет стать миллионером?»

1. Заражение компьютерными вирусами может произойти в процессе

  1. работы с файлами

  2. форматирования диска

  3. выключения компьютера

  4. печати на принтере

2. Что необходимо иметь для проверки на вирус жесткого диска?

  1. защищенную программу

  2. загрузочную программу

  3. файл с антивирусной программой

  4. антивирусную программу, установленную на компьютер

3. Какая программа не является антивирусной?

  1. AVP

  2. Defrag

  3. Norton Antivirus

  4. Dr Web

4. К категории компьютерных вирусов НЕ относятся

  1. загрузочные вирусы

  2. type-вирусы

  3. сетевые вирусы

  4. файловые вирусы

5. Одним из популярных антивирусов является:

  1. антивирус Касперского

  2. Norton

  3. Dr.Web

  4. AVP

6. В каком году впервые была создана программа Касперского?

  1. 1999г.

  2. 1893г.

  3. 1989г.

  4. 1993г.

7. Какие программы относятся к антивирусным?

  1. AVP, DrWeb, Norton AntiVirus

  2. MS Word, AVP

  3. MS Word, MS Excel

  4. Norton Commander, MS Excel

8. Кто разработал антивирусную программу Аваст?

  1. Валерий Игорев

  2. Александр Климов

  3. Евгений Касперский

  4. Эдуард Кучера и Павел Баудиш

9. Что не относится к основным источникам заражения компьютера?

  1. жесткий диск

  2. флешки

  3. интернет

  4. принтер

10. Какие файлы заражают макро-вирусы?

  1. исполнительные

  2. графические и звуковые

  3. файлы документов Word и электронных таблиц Excel

  4. html документы

11. Компьютерная программа, в которой находится вирус называется:

  1. зараженной

  2. опасной

  3. испорченной или измененной

  4. отформатированной

12. Вирусы можно классифицировать по:

  1. способу заражения среды обитания

  2. среде обитания

  3. воздействию

  4. по месту создания

13. Компьютерным вирусом является ...

  1. программа проверки и лечения дисков

  2. любая программа, созданная на языках низкого уровня

  3. программа, скопированная с плохо отформатированной дискеты

  4. специальная созданная небольшого программа, предназначенная для нарушений работы компьютера

15. Человек, который «пишет» вирусы называет себя

  1. вирьмейкером

  2. хареком

  3. программистом

  4. инженером



Критерии оценки:

  • 13-14 баллов - «5», при значении Коэффициента усвоения материала КУ>0.9

  • 11-12 баллов - «4» , при значении Коэффициента усвоения материала 0.9>КУ>0.8

  • 9-10 баллов - «3» , при значении Коэффициента усвоения материала 0.8>КУ>0.7

  • Меньше 8 баллов - «2» , при значении Коэффициента усвоения материала КУ<0.7


Слайд №31-32. Правила техники безопасности при работе за компьютером.

Я хочу вам сказать, что Законодательством Российской Федерации предусмотрено наказание за преступления в сфере компьютерной информации.

Конспект урока информатики по теме «Компьютерные вирусы и антивирусные программы»

Глава 28

«Преступления в сфере компьютерной информации»

Уголовного кодекса

Российской Федерации



Статья 273

Слайд №33. Памятка безопасности для пользователя домашнего

компьютера

Я подготовила вам памятку безопасности для пользователя домашнего компьютера. Давайте прочитаем ее вместе.

Конспект урока информатики по теме «Компьютерные вирусы и антивирусные программы»

Конспект урока информатики по теме «Компьютерные вирусы и антивирусные программы»

Вывод: избежать заражения вирусами практически невозможно, поэтому необходимы регулярные профилактические мероприятия:

  • Тестирование компьютера на наличие вирусов с помощью антивирусных программ.

  • Проверка дискет и дисков на наличие вирусов.

  • Защита своих дискет от записи при работе на других компьютерах.

  • Создание архивных копий ценной для вас информации.

  • Регулярное обновление антивирусных программ

5. Итоги урока.

Рефлексия

  1. Скажите, пожалуйста, считаете ли вы полученные знания и умения важными и нужными для работы?

  2. Какими из них вы будете пользоваться в своей практической деятельности?

  3. Что вы знаете о правовых нарушениях в информационной сфере?

  4. Какие существуют законы в сфере защиты информации?

6. Домашнее задание. Прочитать из учебника описание некоторых статей из законов. Подумать и привести дополнения к ним. Ответ обосновать.

Спасибо за урок.

22


© 2010-2022