- Преподавателю
- Информатика
- План по самообразованию Ковалева
План по самообразованию Ковалева
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ковалева М.В. |
Дата | 17.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Мугунская средняя общеобразовательная школа»
План профессионального самообразования
учителя информатики
Ковалевой Марины Владимировны
Новый мир имеет новые условия и требует новых действий
Н. Рерих
2012-2015 учебный год
Деятельность формируется в деятельности.
Л.С. Выготский.
Современное информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Для жизни, деятельности человека важно не наличие у него накоплений впрок, запаса какого-то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть неструктурные, а функциональные, деятельностные качества. Вот почему в настоящее время проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться, приоритетна. Большие возможности для этого представляет освоение универсальных учебных действий. Именно поэтому «Планируемые результаты» Стандартов второго поколения (ФГОС) определяют не только предметные, но и метапредметные (умственные действия учащихся, направленные на анализ и управление своей познавательной деятельностью), а также личностные результаты.
Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе российского образования отвечает новым социальным запросам, отражающим переход от индустриального к постиндустриальному информационному обществу, основанному на знаниях и высоком инновационном потенциале. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.
Как формировать УУД в рамках конкретной предметной дисциплины?
Поставив основополагающий вопрос, а также исходя из методической темы школы, была выбрана тема самообразования: «Формирование универсальных учебных действий на уроках информатики. Внедрение ФГОС в практику работы в начальной школе».
Цель: внедрение ФГОС в практику работы в начальной школе, изучение УУД и особенностей их реализации на уроках информатики в основной школе.
Задачи:
- изучить психолого-педагогические и теоретико-методологические основы формирования универсальных учебных действий;
- определить характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных, универсальных учебных действий;
- выявить особенности формирования универсальных учебных действий средствами урока информатики;
- апробировать некоторые приёмы формирования УУД на уроках информатики в
5 -ом классе.
Источники самообразования:
-
специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая),
-
Интернет;
-
семинары, конференции, мероприятия по обмену опытом,
-
мастер-классы,
-
курсы повышения квалификации.
Формы самообразования:
-
индивидуальная - через индивидуальный план,
-
групповая - через участие в деятельности школьного и районного методических объединений учителей информатики.
Ожидаемый результат самообразования:
-
повышение интереса обучающихся к информатике, формирование некоторых видов УУД ;
-
разработка учебных рабочих программ по информатике в 4-5-ом классе в связи с требованием ФГОС,
-
разработка рабочей программы по информатике - курса «Основы безопасности жизнедеятельности в сети Интернет (ОБЖИ)».
-
разработка и проведение открытых уроков, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой теме;
-
разработка и апробирование дидактических материалов, тестов, проектов;
-
доклады, выступления на заседаниях МО, участие в конкурсах с обобщением опыта, размещение материалов в сети Интернет.
Срок работы над темой 1 год.
Этапы
Содержание деятельности
Сроки
Форма представления результата
I
Изучение теории вопроса
Изучение литературы по проблеме «Формирование универсальных логических действий на уроках информатики в начальной школе»:
-
Виды и функции УУД;
-
Планируемые результаты обучения по информатике;
-
Как формировать УЛД на уроках информатики в начальной школе;
-
Виды заданий, формирующих УЛД.
Сентябрь, октябрь
- Отбор необходимого материала (конспекты, памятки, рекомендации и т. д)
II
Изучение состояния проблемы в практике
-
Изучение опыта работы других учителей с помощью Интернет-ресурсов, методической литературы по информатике;
-
Посещение уроков в начальной школе с целью прослеживания «Формирование УЛД у учащихся на уроках».
-
Посещение уроков у учителей-предметников, работающих в 5 классе по проблеме «Введение ФГОС: содержание и технологии».
Сентябрь - декабрь
В течение года
Январь-март
- Создание электронной методической копилки.
- Анализы уроков, выявление приемов формирования у учащихся УУД.
- Анализы уроков, выявление уровня подготовки учителей к введению ФГОС
III
Проектирование собственной деятельности
-
Участие в работе творческой группы по разработке основной образовательной программы ООО;
-
Подбор и накопление практического материала для уроков информатики в начальной шлоле (виды заданий для формирования познавательных УУД);
-
Подготовка и участие в работе педагогических советов, семинаров, конференций по проблеме введения ФГОС ООО.
-
Разработка рабочих программ для 2-5 классов по информатике в соответствии с требованиями ФГОС.
-
Разработка рабочих программ для 5 класса по математике в соответствии с требованиями ФГОС.
-
Разработка рабочей программы внеурочной деятельности по предмету «Информатика» курс «Основы безопасности жизнедеятельности в сети Интернет (ОБЖИ).
-
Разработка рабочей программы по математике (кружковая работа) «Занимательная математика».
В течение
года
Май
Май
Май
Май
- Основная образовательная программа ООО, примерная программа формирования и развития ИКТ - компетентности учащихся.
- Банк заданий для формирования УЛД.
- Тексты выступлений, презентации.
- Рабочая программа по информатике для 2-5 классов в условиях реализации внедрения ФГОС.
- Рабочая программа по математике для 5 класса
в условиях реализации внедрения ФГОС.
- Рабочая программа по информатике курса «Основы безопасности жизнедеятельности в сети Интернет (ОБЖИ)»
Рабочая программа по математике кружка «Занимательная математика».
IV
Опытно-экспериментальная апробация
Апробация некоторых приёмов формирования УЛД на уроках информатики
Январь -апрель
-Открытый урок по информатике в 5 классе.
- Составление пробной версии технологической карты открытого урока.
- Банк заданий для формирования УЛД.
V
Рефлексия
(представление результата)
Презентация опыта работы, размещение материалов в сети Интернет
Май, июнь
- Презентация.
- Методические рекомендации
ПЛАН РАБОТЫ
НА 2012-2013 УЧЕБНЫЙ ГОД
Этапы
Содержание деятельности
Сроки
Форма представления результата
I
Изучение теории вопроса
Изучение литературы по проблеме «Развитие логического мышления учающихся на внеурочных занятиях по информатике» 1. Виды внеурочных занятий по информатике;
2. Планируемые результаты обучения по информатике, с использованием конкурсных и олимпиадных заданий;
3. Как формировать логическое мышление на внеурочных занятиях информатики;
4. Виды заданий, формирующих логическое мышление.
Сентябрь, октябрь
- Отбор необходимого материала (конспекты, памятки, рекомендации и т. д)
II
Изучение состояния проблемы в практике
-
Изучение опыта работы других учителей с помощью Интернет-ресурсов, методической литературы по информатике;
-
Посещение уроков в начальной школе по теме «Формирование УЛД учащихся».
Сентябрь - декабрь
- Создание электронной методической копилки.
- Анализы уроков, выявление приемов формирования у обучающихся УУД.
III
Проектирование собственной деятельности
-
Участие в работе творческой группы по разработке основной образовательной программы ООО;
-
Подбор и составление практического материала для уроков информатики (виды заданий для формирования познавательных УУД);
-
Подготовка и участие в работе педагогических советов, семинаров, конференций по проблеме введения ФГОС ООО.
-
Разработка рабочих программ в 4-5 классах по информатике с требованием ФГОС.
-
Разработка рабочей программы по информатике - курса «Основы безопасности жизнедеятельности в сети Интернет (ОБЖИ)».
В течение
года
- Основная образовательная программа ООО, примерная программа формирования и развития ИКТ-компетентности обучающихся
- Банк заданий для формирования УЛД.
- Тексты выступлений, презентации.
- Рабочая программа по информатике для 4-5 классов с требованием ФГОС.
- Рабочая программа по информатике курса «Основы безопасности жизнедеятельности в сети Интернет (ОБЖИ)»
IV
Опытно-экспериментальная апробация
Апробация некоторых приёмов формирования УУД на уроках информатики
Январь -апрель
Отпрытые уроки
- Конспекты уроков.
- Банк заданий для формирования УЛД.
V
Рефлексия
(представление результата)
Презентация опыта работы, размещение материалов в сети Интернет
Май, июнь
- Презентация.
- Методические рекомендации.
Этапы
Содержание деятельности
Сроки
Форма представления результата
I
Изучение теории вопроса
Изучение литературы по проблеме «Формирование универсальных логических действий на уроках математики и информатики
в 5 классе»:
1. Виды и функции УУД;
2. Планируемые результаты обучения по математике и информатике;
3. Как формировать УЛД на уроках математики и информатики в 5 классе;
4. Виды заданий, формирующих УЛД.
Сентябрь, октябрь
- Отбор необходимого материала (конспекты, памятки, рекомендации и т. д)
II
Изучение состояния проблемы в практике
5. Изучение опыта работы других учителей с помощью Интернет-ресурсов, методической литературы по математике и информатике;
6. Посещение уроков учителей-предметников, работающих в режиме опережающего введения ФГОС ООО в 5 классе по теме «Формирование УЛД учащихся на уроках».
Ноябрь - февраль
- Создание электронной методической копилки.
- Анализы уроков, выявление приемов формирования у учащихся УЛД.
III
Проектирование собственной деятельности
7. Подбор и накопление дидактического материала для уроков математики и информатики (виды заданий для формирования познавательных УУД);
8. Подготовка и участие в работе педагогических советов, семинаров, конференций по проблеме введения ФГОС ООО
в 5 классе.
9. Разработка рабочей программы по математике и информатике для 6 класса в соответствии с требованиями ФГОС.
В течение
года
Май-июнь
- Банк заданий для формирования УЛД.
- Тексты выступлений, презентации.
- Рабочая программа по математике и информатике для 6 класса в условиях реализации внедрения ФГОС.
IV
Опытно-экспериментальная апробация
Апробация некоторых приёмов формирования УЛД на уроках математики и информатики.
Декабрь -апрель
- Открытые уроки по математике и информатике.
- Технологические карты уроков.
- Банк заданий для формирования УЛД.
V
Рефлексия
(представление результата)
Презентация опыта работы
Май, июнь
- Презентация.
- Методические рекомендации.