- Преподавателю
- Информатика
- Рабочая программа по информатике 8 класс
Рабочая программа по информатике 8 класс
Раздел | Информатика |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Горн О.А. |
Дата | 23.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
-
Пояснительная записка
Программа «Информатика и ИКТ» для обучающихся 8 класса МБОУ«Райковская СОШ им. Н.И.Носова» составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ. Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и информационным технологиям.
Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в 8 классе ориентировано на использование учебников Н.Д.Угриновича «Информатика и ИКТ» для общеобразовательных учреждений. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 г.
Структура рабочей программы:
Программа включает пять разделов: пояснительную записку; содержание учебного предмета; требования к уровню подготовки обучающихся или выпускников; критерии и нормы оценивания обучающихся по предмету; список литературы.
Рабочая программа рассчитана на 35учебных часов(1 час в неделю).
Цели и задачи учебного курса Информатики и ИКТ:
Цели:
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
-
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
-
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
-
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
-
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Общая характеристика учебного предмета:
Информатика - это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.
Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Место предмета в базисном учебном плане.
Согласно учебному плану МБОУ «Райковская СОШ им. Н.И. Носова» на предмет Информатика и ИКТ в 8 классе отведено 35 ч;в неделю- 1 ч; контрольные работы -13 ч., практические работы - 15 ч.
Реализация практической части:
Перечень контрольных работ по модулям:
№ п/п
Модуль
Контрольная работа
1.
Информация и информационные процессы
Тест
2.
Компьютер как универсальное устройство обработки информации
Тест
3.
Коммуникационные технологии
Тест
Перечень практических работ:
№ п/п
Тема практической работы
1.
Практическая работа 1. Перевод единиц измерения количества информации с помощью калькулятора
2.
Практическая работа 2. Тренировка ввода текстовой в числовой информации с помощью клавиатурного тренажера
3.
Практическая работа 3. Работа с файлами с использованием файлового менеджера
4.
Практическая работа 4. Форматирование дискеты
5.
Практическая работа 5. Определение разрешающей способности мыши
6.
Практическая работа 6. Установка даты и времени с использованием графического интерфейса операционной системы
7.
Практическая работа 7. Защита от вирусов: обнаружение и лечение
8.
Практическая работа 8. Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенном к локальной сети
9.
Практическая работа 9. Подключение к Интернету
10.
Практическая работа 10. «География» Интернета
11.
Практическая работа 11. Путешествие по Всемирной паутине
12.
Практическая работа 12. Работа с электронной Web-почтой
13.
Практическая работа 13. Загрузка файлов из Интернета
14.
Практическая работа 14. Поиск информации в Интернете
15.
Практическая работа 15. Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML
-
Содержание учебного предмета
Глава 1. Информация и информационные процессы (9 часов)
-
Информация в природе, обществе и технике
-
Информация и информационные процессы в неживой природе
-
Информация и информационные процессы в живой природе
-
Человек: информация и информационные процессы
-
Информация и информационные процессы в технике
1.2. Кодирование информации с помощью знаковых систем
-
Знаки: форма и значение
-
Знаковые системы
-
Кодирование информации
-
Количество информации
-
Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания
-
Определение количества информации
-
Алфавитный подход к определению количества информации
Глава 2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации (11 часов)
-
Программная обработка данных на компьютере
-
Устройство компьютера
-
Процессор и системная плата
-
Устройства ввода информации
-
Устройства вывода информации
-
Оперативная память
-
Долговременная память
-
Файлы и файловая система
-
Файл
-
Файловая система
-
Работа с файлами и дисками
-
Программное обеспечение компьютера
-
Операционная система
-
Прикладное программное обеспечение
-
Графический интерфейс операционных систем и приложений
-
Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса
-
Компьютерные вирусы и антивирусные программы
-
Правовая охрана программ и данных. Защита информации
-
Правовая охрана информации
-
Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы
-
Защита информации
-
-
Глава 3. Коммуникационные технологии (14 часов)
-
Передача информации
-
Локальные компьютерные сети
-
Глобальная компьютерная сеть Интернет
-
Состав Интернета
-
Адресация в Интернете
-
Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям
-
Информационные ресурсы Интернета
-
Всемирная паутина
-
Электронная почта
-
Файловые архивы
-
Общение в Интернете
-
Мобильный Интернет
-
Звук и видео в Интернете
-
-
Поиск информации в Интернете
-
Электронная коммерция в Интернете
-
Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML
-
Web-страницы и Web-сайты
-
Структура Web-страницы
-
Форматирование текста на Web-странице
-
Вставка изображений в Web-страницы
-
Гиперссылки на Web-страницах
-
Списки на Web-страницах
-
Интерактивные формы на Web-страницах
-
-
Учебно - тематический план
Тема
Кол-во
часов
Количество
практических
работ
Количество
контрольных работ
Глава 1. Информация и информационные процессы
9
1
1
Глава 2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации
11
6
1
Глава 3. Коммуникативные технологии
14
8
1
Резервный урок
1
Итого
35
15
3
-
Требования к уровню подготовки обучающихся 8 класса
В результате изучения базового курса информатики и информационных технологий ученик должен
знать/понимать
• виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
-
основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
-
назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
-
выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
-
оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
-
оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
-
создавать информационные объекты, в том числе:
создавать и использовать различные формы представления информации:
-
формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности - в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
-
создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в
-
частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
-
создавать записи в базе данных;
-
создавать презентации на основе шаблонов;
-
искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
-
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
-
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе - в форме блок-схем);
-
проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
-
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
-
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
-
передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
-
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного / письменного опроса / практикума. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовых заданиями.
При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:
Процент выполнения задания
Отметка
91-100%
отлично
76-90%%
хорошо
51-75%%
удовлетворительно
менее 50%
неудовлетворительно
При выполнении практической работы и контрольной работы:
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных
учащимися.
-
грубая ошибка - полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
-
погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
-
недочет - неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
-
мелкие погрешности - неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.
Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики - это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).
Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:
- «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
-
«4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
-
«3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
-
«2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала) или отказ от выполнения учебных обязанностей.
В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный и наиболее рациональный подход к выполнению работы и в процессе работы, но не избежал тех или иных недостатков, оценка за выполнение работы по усмотрению учителя может быть повышена по сравнению с указанными выше нормами.
Устный опрос
Осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.
Оценка устных ответов учащихся
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
-
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
-
изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;
-
правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
-
показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
-
продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
-
отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
-
допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:
-
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
-
неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
-
не раскрыто основное содержание учебного материала;
-
обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
-
допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
-
ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала;
-
не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу;
-
отказался отвечать на вопросы учителя.
-
Список литературы
Учебники и учебные пособия:
-
Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 8 класса/ Угринович Н. Д. - 5-е изд. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. - 205 с.: ил
-
Информатика и ИКТ»: учебник для 8 класса / Н.Д.Угринович. - 2-е изд.,- М.:Бином. Лаборатория знаний, 2009.г.;
-
Информационные системы и модели. Элективный курс: Учебное пособие / И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер. - М.:БИНОМ. лаборатория знаний, 2005. - 303 с.:ил.
-
Итоговые тесты по информатике: 10-11 классы: к учебникам Н. Д. Угриновича «Информатика и информационные технологии: 10-11 класс. « и А.Г. Гейна, А. и. Сенокосова., Н. А. Юнерман «Информатика: 10-11 кл.» / М. В. Кошелев. -2-е изд.,стереотип. - М.: Издательство «»Экзамен», 2009. - 222, с.( Серия «Учебнометодический комплект»)
Дополнительная литература:
-
Методическое пособие для учителей Н. Д. Угринович. «Преподавание курса "Информатика и ИКТ" в основной и старшей школе»;
-
Практикум по информационным технологиям/ Н. Д.Угринович , Л. Л. Босова, Н. И. Михайлова - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004. 394 с.:ил.
-
Преподавание курса «информатики и ИКТ» в основной и старшей школе: Методическое пособие / Н. Д. Угринович. - 3-е изд.. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. - 182 с: ил..
-
Соколова О. Л. Универсальные поурочные разработки по информатике. 10 класс. М.: ВАКО, 2006. - 400 с
-
Шелепаева А. Х Поурочные разработки по информатике: Универсальное пособие : 8-9 классы - М.:ВАКО, 2005. -2888 с.
-
Готовимся к ЕГЭ по информатике. Элективный курс: учебное пособие / Н. Н. Самылкина, С. В. Русаков, А. П. Шестаков, С. В. Баданина. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. - 298 с.: ил.
-
Информатика и ИКТ»: учебник для 8 класса / Н.Д.Угринович. - 2-е изд.,- М.:Бином. Лаборатория знаний, 2009.г.;
Электронные ресурсы:
-
klyaksa.net - Информационно-образовательный портал для учителей информатики;
-
window.edu.ru - Единое окно доступа к образовательным ресурсам;
-
school-collection.edu.ru/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ИНФОРМАТИКИ В 8 КЛАССЕ НА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД
№
п/п
Тема урока
Всего
часов
Из них
Вид практического
занятия
Вид деятельности и контроля
Требования к уровню подготовки
Дом. задание
Дата проведения
Т
ПР
По плану
Фактически
Информация и информационные процессы (9 часов)
1
Инструктаж по ТБ в кабинете информатики.
Информация в природе, обществе и технике. Информация в живой и неживой природе
1
1
фронтальный опрос
Знать правила ТБ и правила организации рабочего места, понятия информации и информатики. Знание видов и способов сохранения инф-и в природе.
§1.1 -1.1.2
2
Человек: информация и информационные процессы.
1
1
устный опрос
Знание информационных процессов
§1.1.3-1.1.4
3
Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаки: форма и значения
1
1
фронтальный опрос
Знание способов кодирования информ-и знаками
§1.2-1.2.1
4
Знаковые системы.
1
1
устный опрос
Иметь представление о знаковых системах
§1.2.2
5
Кодирование информации.
1
1
фронтальный опрос
Знание способы и необходимость кодирование информации
§1.2.3
6
Количество информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний.
1
1
устный опрос
Иметь представление о способах кодирования информации
§1.3-1.3.1
7
Определение количества информации.
Практическая работа №1
1
0,5
0,5
Практикум на ПК
П/Р№1.
Иметь представление о количестве информации
§1.3.2
8
Алфавитный подход к определению количества информации.
1
1
устный опрос
Знание алфавитного подхода к определению количества информации
§1.3.3
9
Контрольная работа №1 по теме «Информация и информационные процессы»
1
1
К/р
Компьютер как универсальное средство для обработки информации (11 часов)
10
Программная обработка данных на компьютере. Устройства компьютера. Процессор и системная плата.
1
1
устный опрос
Знать и уметь обрабатывать данные на компьютере. Знать назначение внутренних устройств компьютера
§2.1.- 2.2-2.2.1
11
Устройства ввода и вывода информации.
Практическая работа № 2.
1
0,5
0,5
Практикум на ПК
П/Р№2.
Знание и умение работать с текстовым редактором. Знание устройств ввода и вывода информации
§2.2.2-2.2.3
12
Оперативная память. Долговременная память.
1
1
фронтальный опрос
Знать назначение внутренних устройств компьютера
§2.2.4-2.2.5
13
Инструктаж по ТБ в кабинете информатики.
Файл и файловая система. Практическая работа №3
1
0,5
0,5
Практикум на ПК
П/Р№3.
Знание понятия, видов файлов.
Умение работать с файлами.
§2.3.-2.3.1-2.3.2
14
Работа с фалами и дисками. Практическая работа №4
1
0,5
0,5
Практикум на ПК
П/Р№4.
Умение работать с файлами и дисками.
§2.3.3
15
Программное обеспечение компьютера. Операционная система.
Практическая работа №5.
1
0,5
0,5
Практикум на ПК
П/Р№5.
Знание определения и состава операционной системы, их видов.
§2.4-2.4.1
16
Прикладное программное обеспечение.
Практическая работа №6.
1
0,5
0,5
Практикум на ПК
П/Р№6.
Знание программ, входящих в прикладное ПО
§2.4.2
17
Повторный инструктаж по ТБ. Графический интерфейс операционных систем и приложений.
1
1
фронтальный опрос
Уметь работать в графической оболочке операционной системы
§2.5- 2.6
18
Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Практическая работа №7.
1
0,5
0,5
Практикум на ПК
П/Р№7.
Умение работать с антивирусными программами, знать виды вирусов
§2.7.
19
Правовая охрана программ и данных. Защита информации.
1
1
устный опрос
Знание способов защиты информации
§2.8-2.8.1-2.8.3
Коммуникативные технологии (15 часов)
21
Передача информации.
1
1
фронтальный опрос
Знание способов передачи инф-ции, видов компьютерных сетей
§3.1.
22
Локальные компьютерные сети. Практическая работа №8.
1
0,5
0,5
Практикум на
ПК
П/Р№8.
Знать и уметь создавать подключение к локальной сети
§3.2
23
Глобальная компьютерная сеть Интернет. Состав Интернета
Практическая работа №9.
0,5
0,5
Практикум на
ПК
П/Р№9.
Знать и уметь создавать подключение к сети Интернет
§3.3-3.3.1
24
Адресация в интернете. Маршрутизация и транспортировка данных.
Практическая работа №10.
1
0,5
0,5
Практикум на
ПК
П/Р№10.
Знать и уметь создавать подключение к сети Интернет
§3.3.2-3.3.3
25
Информационные ресурсы Интернета. Всемирная паутина.
Практическая работа №11.
1
0,5
0,5
Практикум на
ПК
П/Р№11.
Знание видов ресурсов, расположенных в сети.
§3.4-
3.4.1
26
Электронная почта.
Практическая работа №12.
1
0,5
0,5
Практикум на
ПК
П/Р№12.
Знать и уметь отправлять сообщение при помощи электронной почты
§3.4.2
27
Файловые архивы. Общение, звук и видео в Интернете
Практическая работа №13.
1
0,5
0,5
Практикум на
ПК
П/Р№13.
Знать и уметь создавать файловые архивы
§3.4.3-3.4.6
28
Поиск информации в Интернете.
Практическая работа №14.
1
0,5
0,5
Практикум на ПК
П/Р№14.
Уметь выполнять поиск информации в сети, знание поисковых систем.
§3.5.
29
Электронная коммерция в Интернете
1
1
устный опрос
Уметь выполнять поиск информации в сети, знание поисковых систем.
§3.6
30
Разработка Web - сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML.Web-страницы и Web-сайты.
1
1
устный опрос
Уметь работать с сайтами в сети Интернет.
§3.7-3.7.1
31
Структура Web-страницы. Форматирование текста на Web-странице.
Практическая работа №15.
1
0,5
0,5
Практикум на ПК
П/Р№15
Уметь работать с сайтами в сети Интернет.
§3.7.2-3.7.3
32
Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах.
1
0,5
0,5
Практикум на ПК
П/Р№15
Уметь работать с сайтами в сети Интернет.
§3.7.4-3.7.5
33
Списки на Web-страницах. Интерактивные формы на Web-страницах.
1
0,5
0,5
Практикум на ПК
П/Р№15
Уметь работать с сайтами в сети Интернет.
§3.7.6-3.7.7
34
Контрольная работа №3 по теме «Коммуникационные технологии».
1
1
К/р
35
Резервный урок