- Преподавателю
- Информатика
- Статья на тему Методика формирования алгоритмического мышления младших школьников
Статья на тему Методика формирования алгоритмического мышления младших школьников
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Тесты |
Автор | Белякова Н.Н. |
Дата | 31.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
«Методика формирования алгоритмического стиля мышления младших школьников»
Понятие алгоритма играет ведущую роль в формировании операционного мышления и представлений учащихся о возможности автоматизации различных видов деятельности человека. Введение и развитие в школьном курсе информатики понятие алгоритма и изучения основных свойств алгоритмов позволяет показать учащимся одной из важнейших характеристик алгоритмов - формальность, чисто механический характер деятельности человека при их исполнении, является основой выполнения такого рода операций с помощью компьютера, то есть основой автоматизации выполнение таких операций.
Таким образом, этап освоения понятия «алгоритм» является первым этапом формирования у учащихся представлений об автоматическом обработки различных данных с помощью компьютера. Теоретической базой обучения уже известных алгоритмов и их использование является теории Ж. Пиаже, М. Пасько, С.Пейперта, которые объединяет идея: для того, чтобы овладеть алгоритмом, нужно описать его.
Учитель должен развивать все стороны мышления человека, в том числе и особый алгоритмический стиль, как самостоятельную ценность. Если в какой-либо области удается выделить характерный для нее стиль мышления человека (умение рассуждать), развитие его должен внедряться в общее обучение как необходимый элемент общей культуры. То есть надо развивать алгоритмический стиль мышления, умение думать алгоритмически, тем самым учить думать вообще.
Алгоритмизации надо уделять большую роль, как в методической основе для проектирования творческой работы. Поэтому вопрос алгоритмизации и программирования остаются одними из самых важных с точки зрения развития творческих способностей учащихся, поскольку посвящены формированию умения правильно ставить и решать различные задачи.
Появление информатики в начальной школе вполне естественная, поскольку именно в этом возрасте у детей формируется стиль мышления. Именно здесь целесообразна постановка и решение педагогической задачи (формирование соответствующего стиля мышления учащихся, готовящихся к выходу из школы в мир информационного общества).
Одной из задач пропедевтики курса информатики является направленность на формирование алгоритмического мышления. При этом младшие школьники должны получить такие навыки и умений как: умение сравнивать, анализировать, обобщать, абстрагироваться, видеть структурные,
Понятие "алгоритм" - одно из фундаментальных математических понятий и является объектом исследования специального теории алгоритмов. Овладение понятие «алгоритм» является первым этапом формирования у учащихся представлений об автоматическом обработки данных с помощью компьютера.
Опираясь на положения, освещены в работах В. В. Давыдова, Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, В. С. Мерлина, Ж. Пиаже, М. Пасько, С.Пейперта и др., будем считать, что стиль мышления - это система мыслительных способов действий, приемов, методов и соответствующих им мыслительных стратегий, направленных на решение задач определенного класса и детерминированных этими задачами.
В дальнейшем будем исходить из того, что алгоритмический стиль мышления - это система мыслительных способов действий, приемов, методов и соответствующих им мыслительных стратегий, направленных на решение как теоретических, так и практических задач, и результатом которых являются алгоритмы как специфические продукты человеческой деятельности .
Надо, чтобы ученики поняли, что алгоритмизация - это не просто знание алгоритмов и их воспроизведения. Это прежде всего владение общими способами действий, приемами, средствами создания и применения алгоритмов.
Вся наша жизнь связана с алгоритмами, от четкого и правильного выполнения которых зависит уровень профессиональных качеств человека, степень ее приспособленности к требованиям общества, постоянно повышаются.
Алгоритм - одно из фундаментальных понятий математики и информатики, но оно нашло свое применение и в других областях знаний. На наш взгляд, наиболее полно суть данного понятия раскрывает определение, которое дал В.Ф.Ефимов:алгоритм - это набор точно сформулированных правил, указывают, какие действия и в каком порядке следует выполнять, чтобы за конечное число шагов решить задачу или произвольных исходных данных достичь вполне определенного результата.
Алгоритмы является началом для разработки такой теории обучения, позволит внести в строения процесса обучения элементы точного расчета и предсказания, вооружить учителя способами обоснованного определения, выбора и построения наиболее рациональных и эффективных методов обучения.
Потребность в этом понятии возникает в связи с необходимостью более точного и дифференциального описания многих педагогических и психологических явлений и процессов, более полного и направленного управления ими.