Рабочая программа 10 класс

Раздел Информатика
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Открытый космический лицей»

муниципального образования городской округ Симферополь

Республики Крым



«Согласовано» «Утверждаю»

Заместитель директора по УВР Директор МБОУ «ОКЛ»

________________ Бутенко Е.В. ________________ Николова З.В.

«_____» _______________ 2015г. «_____» _______________ 2015г.

«Рассмотрено»

Руководитель МО

____________ Бурко В.И.







Рабочая программа

по информатике

для 10 класса

(базовый уровень)

на 2015-2016 учебный год


Составила:

Курбет Е.Н.

учитель информатики
















Симферополь, 2015 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике для 10 класса разработана на основе:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);

  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

  3. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04.2014 № 08-548 «О федеральном перечне учебников»;

  4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 02-600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 № 23290) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях»;

  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 марта 2004 года № 1312 «Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» (в редакции приказов Министерства образования и науки Российской Федерации РФ от 20 августа 2008 г. № 241, от 30 августа 2010 г. № 889, от 03 июня 2011г. № 1994, от 01 февраля 2012 г. №74);

  6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

  7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 г. № 03-126 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»;

  8. Примерная программа основного общего образования по информатике и ИКТ (приказ Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004)

  9. Авторской программы курса «Информатика и ИКТ» для 10 класса (Авторы: Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В.). Базовый уровень.

  10. Рабочий учебный план МБОУ «ОКЛ» на 2015/2016 учебный год.

  11. Методические рекомендации о преподавании информатики в общеобразовательных учреждениях Республики Крым в 2014/2015 учебном году. Письмо КРИППО № 643/01-08 от 02.09.2014г.

  12. Положения о разработке рабочей программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в МБОУ «Открытый космический лицей»

Статус документа.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов и тем учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор практических работ, необходимых для формирования информационно-коммуникационной компетентности учащихся.

Рабочая программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Общая характеристика учебного предмета.

Информационные процессы являются фундаментальной составляющей современной картины мира. Они отражают феномен реальности, важность которого в развитии биологических, социальных и технических систем сегодня уже не подвергается сомнению. Собственно говоря, именно благодаря этому феномену стало возможным говорить о самой дисциплине и учебном предмете информатики.

Как и всякий феномен реальности, информационный процесс, в процессе познания из «вещи в себе» должен стать «вещью для нас». Для этого его, прежде всего, надо проанализировать этот информационный процесс на предмет выявления взаимосвязей его отдельных компонентов. Во-вторых, надо каким-либо образом представить, эти взаимосвязи. В результате мы будем иметь информационную модель данного процесса. Процедура создания информационной модели составляет сущность формализации. Второй момент связан с тем, что найденная форма должна быть «материализована».

Представление любого процесса, в частности информационного в некотором языке, в соответствие с классической методологией познания является моделью (соответственно, - информационной моделью). Важнейшим свойством информационной модели является ее адекватность моделируемому процессу и целям моделирования. Информационные модели чрезвычайно разнообразны, - тексты, таблицы, рисунки, алгоритмы, программы - всё это информационные модели. Выбор формы представления информационного процесса, т.е. выбор языка определяется задачей, которая в данный момент решается субъектом.

Автоматизация информационного процесса требует его представления в форме доступной данному техническому устройству, например, компьютеру. Это может быть сделано в два этапа: представление информационного процесса в виде алгоритма и использования универсального двоичного кода (языка- «0», «1»). В этом случае информационный процесс становится «информационной технологией».

Эта общая логика развития курса информатики от информационных процессов к информационным технологиям проявляется и конкретизируется в процессе решения задачи. В этом

случае можно говорить об информационной технологии решения задачи.

Приоритетной задачей курса информатики основной школы является освоение информационная технология решения задачи. При этом следует отметить, что в основной решаются типовые задачи с использованием типовых программных средств.

Приоритетными объектами изучения информатики в старшей школе являются информационные системы, преимущественно автоматизированные информационные системы, связанные с информационными процессами, и информационные технологии, рассматриваемые с позиций системного подхода.

При таком подходе важнейшая роль отводиться методологии решения нетиповых задач из различных образовательных областей. Основным моментом этой методологии является представления данных в виде информационных систем и моделей с целью последующего использования типовых программных средств.

Это позволяет:

• обеспечить преемственность курса информатики основной и старшей школы (типовые задачи- типовые программные средства в основной школе; нетиповые задачи - типовые программные средства в рамках базового уровня старшей школы);

• систематизировать знания в области информатики и информационных технологий, полученные в основной школе, и углубить их с учетом выбранного профиля обучения;

• заложить основу для дальнейшего профессионального обучения, поскольку современная информационная деятельность носит, по преимуществу, системный характер;

• сформировать необходимые знания и навыки работы с информационными моделями и технологиями, позволяющие использовать их при изучении других предметов.

Все курсы информатики основной и старшей школы строятся на основе содержательных линий представленных в общеобразовательном стандарте. Вместе с тем следует отметить, что все эти содержательные линии можно сгруппировать в три основных направления:

"Информационные процессы", "Информационные модели" и" Информационные основы управления". В этих направлениях отражены обобщающие понятия, которые в явном или не явном виде присутствуют во всех современных учебниках информатики.

Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных.

С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами.

С точки зрения деятельности, это дает возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов:

  • автоматизированные информационные системы (АИС) хранения массивов информации (информационно-поисковые системы, геоинформационные системы);

  • АИС обработки информации (системное программное обеспечение, инструментальное программное обеспечение, автоматизированное рабочее место, офисные пакеты);

  • АИС передачи информации (сети, телекоммуникации);

  • АИС управления (системы автоматизированного управления, автоматизированные системы управления, операционная система как система управления компьютером).

Основные содержательные линии общеобразовательного курса базового уровня для старшей школы расширяют и углубляют следующие содержательные линии курса информатики в основной школе:

  • Линию информация и информационных процессов (определение информации, измерение информации, универсальность дискретного представления информации; процессы хранения, передачи и обработка информации в информационных системах; информационные основы процессов управления);

  • Линию моделирования и формализации (моделирование как метод познания: информационное моделирование: основные типы информационных моделей; исследование на компьютере информационных моделей из различных предметных областей).

  • Линию информационных технологий (технологии работы с текстовой и графической информацией; технологии хранения, поиска и сортировки данных; технологии обработки числовой информации с помощью электронных таблиц; мультимедийные технологии).

  • Линию компьютерных коммуникаций (информационные ресурсы глобальных сетей, организация и информационные услуги Интернет).

  • Линию социальной информатики (информационные ресурсы общества, информационная культура, информационное право, информационная безопасность)

Центральными понятиями, вокруг которых выстраивается методическая система курса, являются «информационные процессы», «информационные системы», «информационные модели», «информационные технологии».

В современном обществе происходят интеграционные процессы между гуманитарной и научно-технической сферами. Связаны они, в частности, с распространением методов компьютерного моделирования (в том числе и математического) в самых разных областях человеческой деятельности. Причина этого явления состоит в развитии и распространении ИКТ.

Данная программа рассчитана на период интеграции преподавания информатики в систему образования Российской Федерации по учебникам ФГОС, действует только для 2014/2015 учебного года.

Изучение курса «Информатика и ИКТ» в 2014-2015 учебном году ориентировано на использование учащимися учебников для 10 класса (авторы: Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В.).

Место предмета в учебном плане.

В соответствии с Федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения информатики и ИКТ в 10 классе отводится 35 часов из расчета 1 час в неделю. Рабочая программа составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ, базовый уровень, а также программы курса «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» общеобразовательный курс (базовый уровень) для 10 - 11 классов, составители: Семакин И.Г., Хеннер Е.К.

Согласно рабочего учебного плана МБОУ «ОКЛ» на 2015/2016 учебный год данная программа рассчитана на 34 часа из расчета 1 час в неделю, из них контрольный работ - 2, практических работ - 13, резерв времени - 1 час.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности обучающихся включены по каждой теме в содержании рабочей программы.

Основные формы организации учебной деятельности.

Реализация Рабочей программы строится с учетом личного опыта учащихся на основе информационного подхода в обучении, предполагающего использование личностно-ориентированной, проблемно-поисковой и исследовательской учебной деятельности учащихся сначала под руководством учителя, а затем и самостоятельной.

Учитывая значительную дисперсию в уровнях развития и сформированности знаний, умений и навыков, а также типологические и индивидуальные особенности восприятия учебного материала современными школьниками, на уроках информатики предполагается использовать разнообразные приемы работы с учебным текстом, фронтальный опрос, групповые и другие активные формы организации учебной деятельности.

Текущий контроль усвоения учебного материала осуществляется путем устного, письменного опроса, комплексными заданиями, компьютерным тестированием.

Изучение разделов курса заканчивается проведением контрольного тестирования (зачета) или итоговой практической работы.

В конце второй и четвертой четверти проводятся две контрольные работы с целью контроля усвоения основного учебного материала за каждое полугодие.

Формы организации учебного процесса:

индивидуальные; групповые; индивидуально-групповые; фронтальные; практические работы.

Формы контроля:

практическая работа; тестирование; контрольная работа.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

В результате изучения курса - «Информатика и ИКТ 10 класс» учащиеся должны:

знать/понимать

1. Объяснять различные подходы к определению понятия"информация".

2. Различать методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации.

3.Назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей;.

4. Назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы.

5. Использование алгоритма как модели автоматизации деятельности

6. Назначение и функции операционных систем.

уметь

1. Оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники.

2. Распознавать информационные процессы в различных системах.

3. Использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования.

4. Осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.

5. Иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий.

6. Создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые.

7. Осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.

8. Представлять числовую информацию различными способами(таблица, массив, график, диаграмма и пр.)

9. Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

1. эффективной организации индивидуального информационного пространства;

2. автоматизации коммуникационной деятельности;

3. эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом. Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного /письменного опроса/ практических работ. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовыми заданиями.

При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:

Процент выполнения задания

Отметка

91-100%

отлично

76-90%

хорошо

51-75%

удовлетворительно

менее 50%

неудовлетворительно

При выполнении практической работы и контрольной работы:

Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.

  • грубая ошибка - полностью искажено смысловое значение понятия, определения;

  • погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;

  • недочет - неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;

  • мелкие погрешности - неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.

Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики - это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).

Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляется отметка:

  • «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;

  • «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:

  • «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;

  • «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала) или отказ от выполнения учебных обязанностей.

В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный и наиболее рациональный подход к выполнению работы, но в процессе работы не избежал тех или иных недостатков, оценка за выполнение работы по усмотрению учителя может быть повышена по сравнению с указанными выше нормами.

Устный опрос

Осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.

Оценка устных ответов учащихся

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

  • полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;

  • изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;

  • правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;

  • показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;

  • продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

  • отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в

выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

  • допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;

  • допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

  • неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

  • не раскрыто основное содержание учебного материала;

  • обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

  • допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

  • ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала;

  • не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу;

  • отказался отвечать на вопросы учителя.

Учебно-тематический план.

№ темы

Название темы

Кол-во часов

В том числе

Практических работ

Контрольных работ

1

Введение. Структура информатики.

1


1

2

Информация. Представление информации.

3

1

3

Измерение информации.

3

1

4

Введение в теорию систем.

2

1

5

Процессы хранения и передачи информации.

2

1

6

Обработка информации.

3

1

7

Поиск данных.

2


8

Защита информации.

2

1

1

9

Информационные модели и структуры данных.

4

2

10

Алгоритм - модель деятельности.

2

1

11

Компьютер: аппаратное и программное обеспечение.

4

2

12

Дискретные модели данных в компьютере.

4

2

13

Многопроцессорные системы.

1


Резерв.

1



Всего

34

13

2


Содержание учебного предмета.

Тема 1. Введение. Структура информатики. Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером. (1 час)

Предмет изучения информатики. Структура информатики. Теоретическая информатика.

Учащиеся должны знать:

- в чем состоят цели и задачи изучения курса в 10 классе

- из каких частей состоит предметная область информатики

- правила ТБ

Тема 2. Информация. Представление информации. (3 часа)

Основные подходы к определению понятия «информация». Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элемента-

ми, сигналы. Дискретные и непрерывные сигналы. Носители информации. Виды и свойства информации. Классификация информационных процессов. Кодирование информации. Языки кодирования. Формализованные и неформализованные языки.

Практическая работа № 1" Кодирование информации"

Учащиеся должны знать:

- три философские концепции информации

- понятие информации в частных науках: нейрофизиологии, генетике, кибернетике, теории информации

- что такое язык представления информации; какие бывают языки

- понятия «кодирование» и «декодирование» информации

- примеры технических систем кодирования информации: азбука Морзе

- понятия «шифрование», «дешифрование».

Тема 3. Измерение информации. (3 часа)

Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Алфавитный подход к определению количества информации. Содержательный подход к определению количества информации.

Практическая работа № 2 " Измерение информации"

Учащиеся должны знать:

- сущность объемного (алфавитного) подхода к измерению информации

- определение бита с алфавитной т.з.

- связь между размером алфавита и информационным весом символа (в приближении равновероятности символов)

- связь между единицами измерения информации: бит, байт, Кб, Мб, Гб

- сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации

- определение бита с позиции содержания сообщения

Учащиеся должны уметь:

- решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с алфавитной т.з. (в приближении равной вероятности символов)

- решать несложные задачи на измерение информации, заключенной в сообщении, используя содержательный подход (в равновероятном приближении)

- выполнять пересчет количества информации в разные единицы

Тема 4. Введение в теорию систем. (2 часа)

Основные понятия системологии. Информационные процессы в естественных и искусственных системах.

Практическая работа № 3 "Текстовый процессор: ввод, редактирование и форматирование текста".

Учащиеся должны знать:

- основные понятия системологии: система, структура, системный эффект, подсистема

- основные свойства систем: целесообразность, целостность

- что такое «системный подход» в науке и практике

- чем отличаются естественные и искусственные системы

- какие типы связей действуют в системах

- роль информационных процессов в системах

- состав и структуру систем управления

Учащиеся должны уметь:

- приводить примеры систем (в быту, в природе, в науке и пр.)

- анализировать состав и структуру систем

- различать связи материальные и информационные

Тема 5. Процессы хранения и передачи информации. (2 часа)

Хранение информации; выбор способа хранения информации. Передача информации. Канал связи и его характеристики. Примеры передачи информации в социальных, биологических и технических системах.

Практическая работа № 4"Текстовый процессор: шрифты, размер символов, начертание".

Учащиеся должны знать:

- историю развития носителей информации

- современные (цифровые, компьютерные) типы носителей информации и их основные характеристики

- модель К Шеннона передачи информации по техническим каналам связи

- основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускная способность

- понятие «шум» и способы защиты от шума

Учащиеся должны уметь:

- сопоставлять различные цифровые носители по их техническим свойствам

- рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи

Тема 6. Обработка информации. (3 часа)

Обработка информации. Систематизация информации. Изменение формы представления

информации. Преобразование информации на основе формальных правил. Алгоритмизация как

необходимое условие автоматизации.

Практическая работа № 5 "Автоматическая обработка данных. Машина Поста".

Учащиеся должны знать:

- основные типы задач обработки информации

- понятие исполнителя обработки информации

- понятие алгоритма обработки информации

- что такое «алгоритмические машины» в теории алгоритмов

- определение и свойства алгоритма управления алгоритмической машиной

- устройство и систему команд алгоритмической машины Поста

Учащиеся должны уметь:

- составлять алгоритмы решения несложных задач для управления машиной Поста

Тема 7. Поиск данных. (2 часа)

Поиск и отбор информации. Методы поиска. Критерии отбора. Формирование запросов на поиск данных. Осуществление поиска информации на заданную тему в основных хранилищах информации.

Учащиеся должны знать:

- что такое «набор данных», «ключ поиска» и «критерий поиска»

- что такое «структура данных»; какие бывают структуры

- алгоритм последовательного поиска

- алгоритм поиска половинным делением

- что такое блочный поиск

- как осуществляется поиск в иерархической структуре данных

Учащиеся должны уметь:

- осуществлять поиск данных в структурированных списках, словарях, справочниках, энциклопедиях

- осуществлять поиск в иерархической файловой структуре компьютера

Тема 8. Защита информации. (2 часа)

Возможность, преимущества и недостатки автоматизированной обработки данных. Хранение информации. Защита информации. Методы защиты.

Практическая работа № 6" Шифрование данных".

Учащиеся должны знать:

  • какая информация требует защиты

  • виды угроз для числовой информации

  • физические способы защиты информации

  • программные средства защиты информации

  • что такое криптография

  • что такое цифровая подпись и цифровой сертификат

Учащиеся должны уметь:

- применять меры защиты личной информации на ПК

- применять простейшие криптографические шифры (в учебном режиме)

Тема 9. Информационные модели и структуры данных. (4 часа)

Информационное моделирование как метод познания. Информационные (нематериальные) модели. Назначение и виды информационных моделей. Объект, субъект, цель моделирования. Адекватность моделей моделируемым объектам и целям моделирования. Формы представления моделей: описание, таблица, формула, граф, чертеж, рисунок, схема. Основные этапы

построения моделей. Формализация как важнейший этап моделирования.

Практическая работа № 7"Структуры данных: графы. Графический редактор"

Практическая работа № 8"Структуры данных: таблицы Текстовый процессор"

Учащиеся должны знать:

- определение модели

- что такое информационная модель

- этапы информационного моделирования на компьютере

- что такое граф, дерево, сеть

- структура таблицы; основные типы табличных моделей

- что такое многотабличная модель данных и каким образом в ней связываются таблицы

Учащиеся должны уметь:

- ориентироваться в граф-моделях

- строить граф-модели (деревья, сети) по вербальному описанию системы

- строить табличные модели по вербальному описанию системы

Тема 10. Алгоритм - модель деятельности. (2 часа)

Компьютерное моделирование и его виды: расчетные, графические, имитационные модели.

Структурирование данных. Структура данных как модель предметной области. Алгоритм как модель деятельности. Гипертекст как модель организации поисковых систем.

Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности.

Практическая работа № 9 "Управление алгоритмическим исполнителем ЛОГО - Черепашка".

Учащиеся должны знать:

- понятие алгоритмической модели

- способы описания алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык

- что такое трассировка алгоритма

Учащиеся должны уметь:

- строить алгоритмы управления учебными исполнителями

- осуществлять трассировку алгоритма работы с величинами путем заполнения трассировочной таблицы

Тема 11. Компьютер: аппаратное и программное обеспечение. (4 часа)

Аппаратное и программное обеспечение компьютера. Архитектуры современных компьютеров. Многообразие операционных систем. Программные средства создания информационных объектов, организации личного информационного пространства, защиты информации.

Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. Тестирование компьютера. Настройка BIOS и загрузка операционной системы. Работа с графическим интерфейсом Windows, стандартными и служебными приложениями, файловыми менеджерами, архиваторами и антивирусными программами.

Практическая работа № 10 "Выбор конфигурации компьютера".

Практическая работа №11 "Настройка BIOS".

Учащиеся должны знать:

- архитектуру персонального компьютера

- что такое контроллер внешнего устройства ПК

- назначение шины

- в чем заключается принцип открытой архитектуры ПК

- основные виды памяти ПК

- что такое системная плата, порты ввода-вывода

- назначение дополнительных устройств: сканер, средства мультимедиа, сетевое оборудование и др.

- что такое программное обеспечение ПК

- структура ПО ПК

- прикладные программы и их назначение

- системное ПО; функции операционной системы

- что такое системы программирования

Учащиеся должны уметь:

- подбирать конфигурацию ПК в зависимости от его назначения

- соединять устройства ПК

- производить основные настройки БИОС

- работать в среде операционной системы на пользовательском уровне

Тема 12. Дискретные модели данных в компьютере. (4 часа)

Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Двоичное представление информации в компьютере. Двоичная система счисления. Двоичная арифметика. Компьютерное представление целых и вещественных чисел.

Представление текстовой информации в компьютере. Кодовые таблицы. Два подхода к представлению графической информации. Растровая и векторная графика. Модели цветообразования. Технологии построения анимационных изображений. Технологии трехмерной графики.

Представление звуковой информации: MIDI и цифровая запись. Понятие о методах сжатия данных. Форматы файлов.

Практическая работа № 12 "Представление чисел и текста".

Практическая работа № 13"Представление изображения и звука".

Учащиеся должны знать:

- основные принципы представления данных в памяти компьютера

- представление целых чисел

- диапазоны представления целых чисел без знака и со знаком

- принципы представления вещественных чисел

- представление текста

- представление изображения; цветовые модели

- в чем различие растровой и векторной графики

- дискретное (цифровое) представление звука

- идею распараллеливания вычислений

- что такое многопроцессорные вычислительные комплексы; какие существуют варианты их реализации

Учащиеся должны уметь:

-получать внутреннее представление целых чисел в памяти компьютера

- вычислять размет цветовой палитры по значению битовой глубины цвета

Тема 13. Многопроцессорные системы. (1 час)

Понятие многопроцессорных систем. Развитие архитектуры вычислительных систем.

Учащиеся должны знать:

- идею распараллеливания вычислений

- что такое многопроцессорные вычислительные комплексы; какие существуют варианты их реализации.

Резерв - 1 час.

Календарно - тематическое планирование. Класс 10-А. Профиль физико-математический.


п/п

урока

в теме

Тема

Дата проведения

Виды

контроля

Примечание

по плану

по факту

1. Введение. Структура информатики (1 час)

1

1

Инструктаж по ТБ. Предмет изучения информатики.

Теоретическая информатика.





2. Информация. Представление информации (3 часа)

2

1

Понятие информации.





3

2

Представление информации. Языки кодирования.





4

3

Практическая работа № 1" Кодирование информации".



ПР № 1


3.Измерение информации (3 часа)

5

1

Измерение информации. Алфавитный подход.





6

2

Измерение информации. Содержательный подход.





7

3

Практическая работа № 2 " Измерение информации".



ПР № 2


4. Введение в теорию систем (2 часа)

8

1

Система. Информационные процессы в естественных и искусственных системах





9

2

ПР№ 3 "Текстовый процессор: ввод, редактирование и форматирование текста".



ПР № 3


5.Процессы хранения и передачи информации (2 часа)

10

1

Хранение и передача информации.





11

2

ПР№ 4"Текстовый процессор: шрифты, размер символов, начертание".



ПР № 4


6-7.Обработка информации. Поиск данных (5 часов)

12

1

Обработка информации и алгоритмы.

Автоматическая обработка информации.





13

2

ПР № 5 "Автоматическая обработка данных. Машина Поста".



ПР № 5


14

3

Поиск данных.





15

4

Контрольная работа №1.



КР № 1


16

5

Повторение.





8.Защита информации (2 часа)

17

1

Защита информации.





18

2

Практическая работа № 6" Шифрование данных".



ПР № 6


9.Информационные модели и структуры данных (4 часа)

19

1

Компьютерное информационное моделирование.





20

2

Структуры данных: деревья, сети, графы, таблицы.





21

3

ПР № 7"Структуры данных: графы. Графический редактор".



ПР № 7


22

4

ПР № 8"Структуры данных: таблицы Текстовый процессор".



ПР № 8


10.Алгоритм как модель деятельности (2 часа)

23

1

Алгоритм как модель деятельности.





24

2

ПР№ 9 "Управление алгоритмическим исполнителем ЛОГО - Черепашка".



ПР № 9


11.Компьютер: аппаратное и программное обеспечение (4 часа)

25

1

Компьютер - универсальная техническая система обработки информации.





26

2

Программное обеспечение компьютера.





27

3

ПР № 10 "Выбор конфигурации компьютера".



ПР № 10


28

4

ПР №11 "Настройка BIOS".



ПР № 11


12 -13.Дискретные модели данных в компьютере. Многопроцессорные системы (6 часов)

29

1

Представление чисел, текста, графики и звука.





30

2

ПР № 12 "Представление чисел и текста".



ПР № 12


31

3

ПР № 13"Представление изображения и звука".



ПР № 13


32

4

Развитие архитектуры вычислительных систем.





33

5

Контрольная работа №2.



КР № 2


34

6

Обобщающий урок





Календарно - тематическое планирование. Класс 10-А. Профиль биолого-химический.


п/п

урока

в теме

Тема

Дата проведения

Виды

контроля

Примечание

по плану

по факту

1. Введение. Структура информатики (1 час)

1

1

Инструктаж по ТБ. Предмет изучения информатики.

Теоретическая информатика.





2. Информация. Представление информации (3 часа)

2

1

Понятие информации.





3

2

Представление информации. Языки кодирования.





4

3

Практическая работа № 1" Кодирование информации".



ПР № 1


3.Измерение информации (3 часа)

5

1

Измерение информации. Алфавитный подход.





6

2

Измерение информации. Содержательный подход.





7

3

Практическая работа № 2 " Измерение информации".



ПР № 2


4. Введение в теорию систем (2 часа)

8

1

Система. Информационные процессы в естественных и искусственных системах





9

2

ПР№ 3 "Текстовый процессор: ввод, редактирование и форматирование текста".



ПР № 3


5.Процессы хранения и передачи информации (2 часа)

10

1

Хранение и передача информации.





11

2

ПР№ 4"Текстовый процессор: шрифты, размер символов, начертание".



ПР № 4


6-7.Обработка информации. Поиск данных (5 часов)

12

1

Обработка информации и алгоритмы.

Автоматическая обработка информации.





13

2

ПР № 5 "Автоматическая обработка данных. Машина Поста".



ПР № 5


14

3

Поиск данных.





15

4

Контрольная работа №1.



КР № 1


16

5

Повторение.





8.Защита информации (2 часа)

17

1

Защита информации.





18

2

Практическая работа № 6" Шифрование данных".



ПР № 6


9.Информационные модели и структуры данных (4 часа)

19

1

Компьютерное информационное моделирование.





20

2

Структуры данных: деревья, сети, графы, таблицы.





21

3

ПР № 7"Структуры данных: графы. Графический редактор".



ПР № 7


22

4

ПР № 8"Структуры данных: таблицы Текстовый процессор".



ПР № 8


10.Алгоритм как модель деятельности (2 часа)

23

1

Алгоритм как модель деятельности.





24

2

ПР№ 9 "Управление алгоритмическим исполнителем ЛОГО - Черепашка".



ПР № 9


11.Компьютер: аппаратное и программное обеспечение (4 часа)

25

1

Компьютер - универсальная техническая система обработки информации.





26

2

Программное обеспечение компьютера.





27

3

ПР № 10 "Выбор конфигурации компьютера".



ПР № 10


28

4

ПР №11 "Настройка BIOS".



ПР № 11


12 -13.Дискретные модели данных в компьютере. Многопроцессорные системы (6 часов)

29

1

Представление чисел, текста, графики и звука.





30

2

ПР № 12 "Представление чисел и текста".



ПР № 12


31

3

ПР № 13"Представление изображения и звука".



ПР № 13


32

4

Развитие архитектуры вычислительных систем.





33

5

Контрольная работа №2.



КР № 2


34

6

Обобщающий урок





Календарно - тематическое планирование. Класс 10-Б. Профиль филологический.


п/п

урока

в теме

Тема

Дата проведения

Виды

контроля

Примечание

по плану

по факту

1. Введение. Структура информатики (1 час)

1

1

Инструктаж по ТБ. Предмет изучения информатики.

Теоретическая информатика.





2. Информация. Представление информации (3 часа)

2

1

Понятие информации.





3

2

Представление информации. Языки кодирования.





4

3

Практическая работа № 1" Кодирование информации".



ПР № 1


3.Измерение информации (3 часа)

5

1

Измерение информации. Алфавитный подход.





6

2

Измерение информации. Содержательный подход.





7

3

Практическая работа № 2 " Измерение информации".



ПР № 2


4. Введение в теорию систем (2 часа)

8

1

Система. Информационные процессы в естественных и искусственных системах





9

2

ПР№ 3 "Текстовый процессор: ввод, редактирование и форматирование текста".



ПР № 3


5.Процессы хранения и передачи информации (2 часа)

10

1

Хранение и передача информации.





11

2

ПР№ 4"Текстовый процессор: шрифты, размер символов, начертание".



ПР № 4


6-7.Обработка информации. Поиск данных (5 часов)

12

1

Обработка информации и алгоритмы.

Автоматическая обработка информации.





13

2

ПР № 5 "Автоматическая обработка данных. Машина Поста".



ПР № 5


14

3

Поиск данных.





15

4

Контрольная работа №1.



КР № 1


16

5

Повторение.





8.Защита информации (2 часа)

17

1

Защита информации.





18

2

Практическая работа № 6" Шифрование данных".



ПР № 6


9.Информационные модели и структуры данных (4 часа)

19

1

Компьютерное информационное моделирование.





20

2

Структуры данных: деревья, сети, графы, таблицы.





21

3

ПР № 7"Структуры данных: графы. Графический редактор".



ПР № 7


22

4

ПР № 8"Структуры данных: таблицы Текстовый процессор".



ПР № 8


10.Алгоритм как модель деятельности (2 часа)

23

1

Алгоритм как модель деятельности.





24

2

ПР№ 9 "Управление алгоритмическим исполнителем ЛОГО - Черепашка".



ПР № 9


11.Компьютер: аппаратное и программное обеспечение (4 часа)

25

1

Компьютер - универсальная техническая система обработки информации.





26

2

Программное обеспечение компьютера.





27

3

ПР № 10 "Выбор конфигурации компьютера".



ПР № 10


28

4

ПР №11 "Настройка BIOS".



ПР № 11


12 -13.Дискретные модели данных в компьютере. Многопроцессорные системы (6 часов)

29

1

Представление чисел, текста, графики и звука.





30

2

ПР № 12 "Представление чисел и текста".



ПР № 12


31

3

ПР № 13"Представление изображения и звука".



ПР № 13


32

4

Развитие архитектуры вычислительных систем.





33

5

Контрольная работа №2.



КР № 2


34

6

Обобщающий урок





Календарно - тематическое планирование. Класс 10-Б. Профиль историко-правовой.


п/п

урока

в теме

Тема

Дата проведения

Виды

контроля

Примечание

по плану

по факту

1. Введение. Структура информатики (1 час)

1

1

Инструктаж по ТБ. Предмет изучения информатики.

Теоретическая информатика.





2. Информация. Представление информации (3 часа)

2

1

Понятие информации.





3

2

Представление информации. Языки кодирования.





4

3

Практическая работа № 1" Кодирование информации".



ПР № 1


3.Измерение информации (3 часа)

5

1

Измерение информации. Алфавитный подход.





6

2

Измерение информации. Содержательный подход.





7

3

Практическая работа № 2 " Измерение информации".



ПР № 2


4. Введение в теорию систем (2 часа)

8

1

Система. Информационные процессы в естественных и искусственных системах





9

2

ПР№ 3 "Текстовый процессор: ввод, редактирование и форматирование текста".



ПР № 3


5.Процессы хранения и передачи информации (2 часа)

10

1

Хранение и передача информации.





11

2

ПР№ 4"Текстовый процессор: шрифты, размер символов, начертание".



ПР № 4


6-7.Обработка информации. Поиск данных (5 часов)

12

1

Обработка информации и алгоритмы.

Автоматическая обработка информации.





13

2

ПР № 5 "Автоматическая обработка данных. Машина Поста".



ПР № 5


14

3

Поиск данных.





15

4

Контрольная работа №1.



КР № 1


16

5

Повторение.





8.Защита информации (2 часа)

17

1

Защита информации.





18

2

Практическая работа № 6" Шифрование данных".



ПР № 6


9.Информационные модели и структуры данных (4 часа)

19

1

Компьютерное информационное моделирование.





20

2

Структуры данных: деревья, сети, графы, таблицы.





21

3

ПР № 7"Структуры данных: графы. Графический редактор".



ПР № 7


22

4

ПР № 8"Структуры данных: таблицы Текстовый процессор".



ПР № 8


10.Алгоритм как модель деятельности (2 часа)

23

1

Алгоритм как модель деятельности.





24

2

ПР№ 9 "Управление алгоритмическим исполнителем ЛОГО - Черепашка".



ПР № 9


11.Компьютер: аппаратное и программное обеспечение (4 часа)

25

1

Компьютер - универсальная техническая система обработки информации.





26

2

Программное обеспечение компьютера.





27

3

ПР № 10 "Выбор конфигурации компьютера".



ПР № 10


28

4

ПР №11 "Настройка BIOS".



ПР № 11


12 -13.Дискретные модели данных в компьютере. Многопроцессорные системы (6 часов)

29

1

Представление чисел, текста, графики и звука.





30

2

ПР № 12 "Представление чисел и текста".



ПР № 12


31

3

ПР № 13"Представление изображения и звука".



ПР № 13


32

4

Развитие архитектуры вычислительных систем.





33

5

Контрольная работа №2.



КР № 2


34

6

Обобщающий урок





Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.

Учебная литература для учащихся:

  1. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика: учебник для 10 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.

Учебно-методическая литература для учителя:

  1. Методическое пособие для учителя. Базовый уровень. Авторы: Цветкова М. С., Хлобыстова И. Ю. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013 files.lbz.ru/pdf/mpSemakin10-11bufgos.pdf

  2. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Локальная версия ЭОР в поддержку курса «Информатика и ИКТ. 10-11 класс». URL: metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/ep-4-umk10-11bufgos.php

  3. Семакин И.Г. Таблица соответствия содержания УМК «Информатика и ИКТ» 10-11 классы Государственному образовательному стандарту. URL: metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/ts10-11.doc

Интернет ресурсы:

  1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов sc.edu.ru

Технические средства обучения

  1. Рабочее место ученика (системный блок, монитор, клавиатура, мышь, колонки).

  2. Рабочее место учителя (системный блок, монитор, клавиатура, мышь, колонки).

  3. Локальная вычислительная сеть.


© 2010-2022