• Преподавателю
  • Информатика
  • Использование интерактивных средств и методов обучения для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках информатики

Использование интерактивных средств и методов обучения для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках информатики

Традиционные методы обучения потеряли свою остроту на современной ступени развития общества, на первый план выдвигаются активные формы обучения. Основная задача внедрения активных форм - воспитание личности готовой к конкуренции, самостоятельной в решении жизненных вопросов, творческой личности. Целью интерактивного обучения является общее развитие учащихся, предоставление каждому из них оптимальных возможностей в личностном становлении, в расширении возможностей самоопределения и самореализации...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование интерактивных средств и методов обучения для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках информатики.

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках была и остаётся одной из вечных проблем педагогики. Всё большее значение в жизни приобретают коммуникативные умения, способность к моделированию ситуаций, приобретению опыта ведения диалога, дискуссий, приобщению к творческой деятельности.

За последние несколько лет изменились мотивы изучения предмета. Мотивом для изучения информатики, конечно, в первую очередь выступает интерес к компьютеру. Однако с каждым днем для большинства детей компьютер становится, фактически, бытовым прибором, а вместе с ним теряет и мотивационную силу. Появление очень большого количества программных продуктов снизило стремление учащихся к теоретической информатике. Учитывая, что мотивы учащихся формируются через их потребности и интересы (Потребность - Интерес - Мотив), все усилия учитель должен направить на развитие познавательных интересов учащихся.

Интерактивное обучение - это специальная форма организации образовательного процесса, суть которой состоит в совместной деятельности учащихся над освоением учебного материала, в обмене знаниями, идеями, способами деятельности. Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач .

Основные цели интерактивного обучения:

стимулирование учебно-познавательной мотивации;

  • развитие самостоятельности и активности;

  • воспитание аналитического и критического мышления;

  • формирование коммуникативных навыков

  • саморазвитие учащихся.

Интерактивные методы обучения предполагают сообучение, причем и обучающиеся, и педагог являются субъектами учебного процесса. Педагог часто выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, помощника, создателя условий для инициативы учащихся. Кроме того, интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии учащихся со своим опытом и опытом своих друзей. Надо отметить, что интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности, при которой создаются комфортные условия обучения, такие, что ученик чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность, а это делает продуктивным сам процесс обучения.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность. Также интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения.

Для этого на уроках организуются индивидуальная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с компьютером, с документами и различными источниками информации, используются творческие работы. Примерами таких заданий могут служить: подготовка доклада, реферата, эссе, выступления, исполнение роли в имитационных методиках. Часто творческие задания не предполагают одного правильного ответа, и тогда важен процесс нахождения решения. На уроках информатики обучающиеся нередко выступают с мини-докладами. Ежегодно учащиеся представляют свои исследовательские проекты на конференциях различных уровней, что является публичной презентацией результатов их творческой работы.

Интерактивные методы позволяют учащимся:

  1. учиться формулировать собственное мнение, строить доказательства своей точки зрения, вести дискуссию;

  2. моделировать различные социальные ситуации и разрешать их совместными усилиями;

  3. развивать навыки проектной деятельности, самостоятельной работы

и многое другое .

. Также полезно практиковать выставки творческих работ обучающихся: сказок, буклетов, ребусов, рисунков, плакатов. Важно, чтобы эти выставки соответствовали изучаемым темам. Применение подобных методов способствует мотивации учащихся, повышению их ответственности, позволяет им прочувствовать результат своего труда, соединить обучение с интересными событиями.

Работа в малых группах - это одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем учащимся (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия). При такой форме работы полезны оценочные листы (самооценка, оценка группы, оценка учителя). Также на уроках учащиеся защищают групповые проекты, результатом выполнения которых являются презентации, буклеты, видеоролики.

В ролевой игре участникам предлагается «сыграть» другого человека или «разыграть» определенную проблему или ситуацию.

Указанные игры способствуют:

  • развитию воображения и навыков критического мышления;

  • опробованию на практике линии поведения другого человека;

  • применению на практике умения решать проблемы.

Имитацией называются ролевые игры с использованием (имитацией) известных, устоявшихся процедур, например таких, как судебный процесс. На уроках информатики можно проводить «Суд над Интернетом», «Суд над компьютерным вирусом», «Суд над компьютерными играми». Учащиеся сами выбирают роли, подбирают материал для выступлений. Часто между стороной защиты и стороной обвинения завязывается жаркая дискуссия.

Образовательные игры строятся не на жизненных ситуациях и проблемах, а на некоторых абстрактных правилах. Примерами могут служить игра по типу брейн-ринга, игры с понятиями, словами, кроссворды. Как правило, такие игры нацелены на усвоение информации и на разви­тие навыков мышления Проведение различных соревнований, конкурсов, состязаний, олимпиад - хороший инструмент для мотивации учащихся и организации внеаудиторных мероприятий. Во время предметной недели будут интересны игры-соревнования: «Счастливый случай», «Турнир компьютерных знатоков», «КВН», «Своя игра» и другие, конкурсы кроссвордов, видеороликов, презентаций.

.

В современном мире при стремительном развитии и совершенствовании информационно-коммуникационных технологий, в качестве интерактивных методов обучения можно рассматривать компьютерные обучающие программы, цифровые образовательные ресурсы, блоги педагогов.

Например, на уроках информатики можно использовать обучающие программы: «Мир информатики», «Вычислительная математика и программирование», «Клавиатурный тренажер», «Пиктомир» и другие.

Кроме того, много интересных заданий содержится в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru).

Использование «интерактива» в процессе урока, как показывает практика, снимает нервную нагрузку школьников, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий.

Таким образом, интерактивные методы обучения позволяют развивать у обучающихся критическое мышление, творческие способности, коммуникативные умения и навыки, устанавливать эмоциональные контакты между учащимися, обеспечивать воспитательные задачи, в результате чего и происходит творческое саморазвитие обучающихся.

© 2010-2022