Развитие критического мышления на уроках информатики

Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие критического мышления на уроках информатики.



С внедрением новых стандартов повышается значимость инновационной активности человека во всех сферах деятельности. В этих условиях необходимо создание инновационной системы образования, важнейшим условием которой является ориентация на новые образовательные стандарты. Одной из технологий способной решить задачи, поставленные в новых стандартах, является технология развития критического мышления, основоположниками которой являются Чарлз Темпл, Курт Мередит, Джина Стил. С 1997 года технология развития критического мышления получает распространение в России. Критическое мышление это такой тип мышления - о любом предмете, содержании или проблеме, в котором ученик улучшает качество его мышления при помощи умелого использования структур и интеллектуальных стандартов, присущих мышлению.

Технология критического мышления позволяет:

  • организовать самостоятельную работу на уроке;

  • вовлечь каждого ученика в учебный процесс;

  • развивать у учащихся положительное отношение к интеллектуальной творческой деятельности;

  • повышать уровень самоорганизации учащихся;

  • овладевать рациональными приемами самообразования;

  • стимулировать мыслительную деятельность и развивать познавательную активность;

  • развивать ключевые компетентности лично значимые для учащихся умения и навыки.

Основные этапы урока при использовании технологии «Критическое мышление»:

Вызов. На стадии вызова с помощью различных приемов (индивидуальная / парная / групповая работа; мозговая атака; проблемные вопросы и т.д.) и рассказать своими словами о том, что они знают, всему классу. Таким образом, полученные ранее знания выводятся на уровень осознания. Теперь они могут стать базой для усвоения новых знаний, что дает учащимся возможность эффективнее связывать новую информацию с ранее известной и сознательно, критически подходить к пониманию новой информации.

Осмысление. На стадии осмысления, когда обучаемый вступает в контакт с новой информацией или идеями, читая текст, прослушивая лекции, он учится отслеживать свое понимание и не игнорировать пробелы, а записывать в виде вопросов то, что не понял для выяснения в будущем. Каждый высказывается о том, как он догадался о значении слов, какие ориентиры помогли ему в этом, что, наоборот, сбило его с толку. Такому самоанализу нужно обязательно учить детей. Дальнейшая отработка и закрепление знаний происходит в других формах работы.

Рефлексия. На стадии рефлексии учащиеся размышляют о связи с тем, что они узнали на уроке, закрепляя новые знания, активно перестраивают свои представления с тем, чтобы включить в них новые понятия. Живой обмен идеями между учащимися дает им возможность познакомиться с разными точками зрения, учит внимательно слушать товарища, и аргументировано защищать свое мнение.

Методические приемы критического мышления, используемые на уроках информатики


  • «Мозговой штурм» заключается в том, что задаются вопросы разного уровня.

Вот один из примеров использования приемов «Мозгового штурма», когда учащимся 11 класса (базовый уровень) по теме «Защита информации» предлагаются вопросы:

  1. Что угрожает информации?

  2. От кого нужно защищать информацию?

  3. Как защитить информацию?


  • Метод записной книжки Хефеле заключается в том, что за неделю до коллективного обсуждения учащимся выдаются записные книжки и сообщается тема, по которой они должны в течение недели делать в ней записи. Записи делаются по датам недели, и их должно быть не менее 7. Вот примеры использования приемов «Метода записной книжки Хефеле»:

При изучении темы «Алгоритмы и их виды» учащимся 9 класса предлагается задание: В течение недели вы должны записать в книжки, где вы в жизни встретились с алгоритмами и определить их вид.

При изучении темы «Создание мультимедийных презентаций».

При подготовке к зачетной (проектной) работе учащимся за неделю дается задание:

В течение недели соберите материал про известного человека нашего поселка по плану:

  • - детство и юность;

  • - чем известен;

  • - его заслуги;

  • - какой вклад вносит в развитие нашего поселка.

Дети собирают материал, проводят интервью, анкетирование, записывая все это в записную книжку («Книга мысли»). На уроке работают с найденной информацией: с текстовой, графической, составляют диаграммы (анализ анкеты) и т.д.


  • Метод фокальных объектов состоит в переносе на заданный объект новых, неожиданных свойств.

Пример задания:

Что общего между линейкой Уатта, изготовленной в 1779 году и современным компьютером.

Тема «Циклический алгоритм»

«Том вышел на улицу с ведром известки и длинной кистью. Он окинул взглядом забор, и радость в одно мгновение улетела у него из души, и там воцарилась тоска... Со вздохом обмакнул он кисть в известку, провел ею по крайней доске, потом проделал то же самое снова и остановился: как ничтожна белая полоска по сравнению с огромным пространством некрашеного забора!»..Марк Твен


  • Метод синектики основан на превращении непривычного в привычное, а привычного в непривычное.

Она в 101 класс ходила.

В портфеле по 100 книг носила.

Все это правда, а не бред.

Когда пыля десятком ног,

Она шагала по дороге,

За ней всегда бежал щенок

С одним хвостом, зато стоногий,

Она ловила каждый звук

Своими десятью ушами,

И десять загорелых рук

Портфель и поводок держали.

И десять темно-синих глаз Оглядывали мир привычно.

Но станет все совсем обычным, Когда поймете наш рассказ Возможно ли такое?


  • Урок - суд

Театрализованный урок, как показывает практика, дает учащимся возможность лучше понять функции каждого устройства.


  • Сократовский диалог - это умение задавать вопросы, доходить до сути явления.

функции каждого устройства. Сократовский диалог - это способ становиться разумно мыслящим существом.

Например, урок в форме «Круглого стола» по теме «Антивирусные программы».

Заранее дается нескольким детям задание: «Подготовить информацию о каком-то определенном виде антивируса».

Урок проходит в обсуждении. Делаются выводы.


  • Прием «Пометки на полях» (инсерт) («v» - я так и думал, «+» - новая информация, «+!» - очень ценная информация, «-» - у меня по-другому, «?» - не очень понятно, я удивлён). Прием работы с книгой.

Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. В информатике есть работа с учебником, когда мы выполняем практическую работу. Учащийся не просто читает, а вчитывается в текст, отслеживает собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации.

Например, на уроке по текущей теме каждому учащемуся раздается печатная информация.

Справа на информационном листке остается чистый прямоугольник. При работе с текстом, к чистой части листа прикладывается прямоугольник аналогичных размеров, на котором ученик классифицирует информацию с помощью специальных разметок (V, +, - , ?). После этого заполняется таблица «Инсерт» Таблица заполняется индивидуально.


  • Прием «Корзина» идей, понятий, имен...

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока.

На доске рисунок или значок корзины. Идет обмен информацией по процедуре:

1. Классу задается прямой вопрос о том, что известно по определенной проблеме;

2. Ученики записывают все, что знают по теме (1-2 мин.)

3. З минуты для обмена информацией в группах, парах;

4. Каждая группа по кругу называет какой-то один факт, не повторяя ранее сказанного

5. Учителем составляется список всех предложенных идей

6. Ошибки исправляются по мере изучения новой информации.

Например, на уроке изучения «Линейного алгоритма» в 6 классе можно предложить учащимся высказать, как они думают какой алгоритм можно назвать линейным, привести примеры. На уроке изучения «Цикла» предложить предположить, что такое цикл, какие примеры циклических действий они могут привести.


  • Разбивка на кластеры

Кластер - графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Вот, например, взять тему в 9 классе «Алгоритм, свойства, исполнители». Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

Прием кластера удобно использовать как промежуточную оценку работ учащихся, их понимание рассмотренных понятий.


  • Схема Фишбоун

Детям даются ссылки на сайты, где можно найти информацию по данной теме. Они работают с информацией, выбирают главное, выстраивают ее в хронологическом порядке.


  • Пчелиный улей.

Группами, парами и т.д. учащиеся разгадывают кроссворды и ребусы «на скорость».


  • Мудрые совы. Составьте алгоритм сортировки 10 веществ на проводники и изоляторы. Обведи карандашом тело цикла.


  • Синквейн-способ творческой рефлексии - «стихотворение», написанное по определенным правилам.


  • «Отсроченная отгадка»

1 вариант приема. В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.

2 вариант приема Загадку (удивительный факт) дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие.

Урок «Моделирование. Виды моделей». «В 1870 г. английское Адмиралтейство спустило на воду новый броненосец «Кэптен». Корабль вышел в море и перевернулся. Погиб корабль и все находящиеся на нем люди. Это было совершенно неожиданно для всех, кроме английского ученого-кораблестроителя В.Рида, который предварительно провел исследования, создав модель броненосца, и установил, что корабль опрокинется даже при небольшом волнении. Но ученому, проделывающему, как казалось тогда, несерьезные опыты с «игрушкой», не поверили лорды из Адмиралтейства. И случилось непоправимое… - Как учёный предугадал гибель корабля?


  • Цепочка признаков»

1-й ученик называет объект и его признак;

2-й называет другой объект с тем же значением указанного признака и другой признак;

3-й называет свой объект по аналогичному признаку и новый признак и т. п., до тех пор, пока находится кто-то, способный продолжить цепочку.


  • «Я беру тебя с собой»

Педагог загадывает признак, по которому собирается множество объектов и называет первый объект. Ученики пытаются угадать этот признак и по очереди называют объекты, обладающие, по их мнению, тем же значением признака. Учитель отвечает, берет он этот объект или нет. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то из детей не определит, по какому признаку собирается множество. Можно использовать в качестве разминки на уроках.

У: Я собралась в путешествие. Я собираю чемодан и беру с собой объекты, которые чем-то похожи. Угадайте, по какому признаку я собираю объекты. Для этого предлагайте мне объекты, чем-то похожие на мой, а я буду говорить, могу ли я взять их с собой. Итак, я беру с собой морковку. А что у вас?

Д: Я беру с собой капусту.

У: Я не беру тебя с собой.

Д: Я беру апельсин.

У: Я не беру тебя с собой.

Д: Я беру медузу.

У: Я беру тебя с собой.

Д: А я беру с собой мокрицу.

У: Я беру тебя с собой.

Д: Вы берете все предметы, чье название начинается с буквы «М»?

У: Да! Итак, по какому имени признака мы собирали объекты? На какой вопрос все они отвечают одинаково?

Д: Он начинается с буквы «М»? У: А кто иначе поставит вопрос, чтобы на него можно было ответить: «начинается с буквы «М»»?

Д: С какой буквы начинается?

У: Согласна. Итак, имя признака здесь - первая буква слова, обозначающего наш предмет.


  • «Согласен - Не согласен»

1 вариант

  1. У человека есть органы чувств, с помощью которых он воспринимает информацию - у компьютера есть устройства ввода информации. (Согласны)

  2. У человека есть мозг, в котором он хранит информацию - у компьютера есть устройства хранения информации. (Согласны)

  3. С помощью мозга человек может мыслить, обрабатывать информацию - у компьютера есть процессор - устройство обработки информации. (Согласны)

  4. Через речь, жесты, письмо человек может передавать информацию - у компьютера есть устройства ввода информации. (Не согласны, устройства вывода информации)

2 вариант

  1. Презентация состоит только из текста и картинок.

  2. Дизайн оформления должен быть разным на каждом слайде.

  3. Чем больше текста, тем лучше.

  4. Лучше, если смена слайдов проводится по щелчку, а не автоматически.

  5. Чем меньше анимационных эффектов, тем лучше.

  6. Презентация может носить обучающий характер.


  • Работа с ключевыми понятиями

Логика - это …

Диалектическая логика изучает мысль с точки зрения….

Формальная логика изучает мысль с точки зрения

Формами абстрактного мышления являются …

I исторический этап развития логики называется …

Основателем I исторического этапа считается …

II исторический этап развития логики называется …

Основателем II исторического этапа считается …

III исторический этап развития логики называется …

Основателем III исторического этапа считается …

Математическая логика применяется в …

Целесообразность использования технологии критического мышления:

  • Организация коллективной работы - работа в группах;

  • Индивидуализация работы - каждый ученик осмысливает и даёт варианты;

  • Активизация мыслительной деятельности - анализ новых понятий урока и выделение главных признаков, также анализ терминов русского языка (прилагательное, глагол и т.д.)

Технология развития критического мышления - это технология организации учебного и воспитательного процесса, которая применима к любой программе и любому предмету.

Применяя в своей практике данную технологию, я рассчитываю сделать обучение более эффективным в плане пробуждения интереса к предмету, критического осмысления учениками получаемой в процессе обучения и жизненного опыта информации, осознанной работы с изучаемым материалом, умения обобщать, проводить рефлексию своей деятельности, подводить итоги.

Развитие критического мышления на уроках информатики.

© 2010-2022