Разработка урока по информатике Введение в предмет. Правила техники безопасности

Раздел Информатика
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

2 класс.

Тема: Введение в предмет. Сказка "Компьютерная школа".

Цели: познакомить учащихся с правилами техники безопасности при работе на компьютере, с устройствами компьютера; развитие умений наблюдать, слушать; способствовать воспитанию организованности и дисциплинированности учащихся

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: простейший калькулятор, презентация "Техника безопасности в картинках".

Ход урока

  1. Постановка целей и задач урока.

  2. Подготовка к восприятию.

  3. Восприятие нового материала.

Сегодня, ребята, мы побываем в гостях у сказки. Так как находимся мы в компьютерном классе, то и сказка у нас называется "Компьютерная школа".

Сказка научит нас правилам поведения в компьютерном классе, поможет узнать, что такое компьютер, из чего он состоит и многое другое, полезное и интересное. Как и все сказки, наша сказка начинается словами: "Жили-были...".

Итак, жили-были в городе N очень хорошие жители, и среди них два друга: Любознашка и Зазнашка. Как вы уже догадались, Любознашка был очень любознательным и интересовался всем на свете и даже тем, чем ему не сле­довало бы интересоваться. А Зазнашка очень любил хвастаться и говорил что все умеет, хотя, конечно, умел не все... И вот однажды рано утром, ко­гда светило яркое солнце и щебетали птицы, друзья Любознашка и Зазнаш­ка сидели на скамейке и грустили. Они видели, как радостные дети с цвета­ми в руках и учебниками в новеньких ранцах вбегали по ступенькам в школу. И они решили, что обязательно тоже пойдут в школу и посмотрят, чем там занимаются дети и чему они учатся. Наконец, настал тот долго­жданный день, когда друзья переступили порог компьютерной школы. В вестибюле они увидели совсем маленький компьютер.

  • Как тебя зовут? - тут же поинтересовался Любознашка.

  • Калькулятор, - гордо ответил малыш, - или сокращенно "Кальк".

  • А кто здесь учится? - продолжал спрашивать Любознашка.

  • Здесь ученики учатся работать на самых разных компьютерах.

  • Скажи, пожалуйста, а что означает слово "компьютер"? - немедленно задал вопрос Любознашка.

  • Компьютер в переводе с английского языка означает "вычислитель", - пояснил Кальк.

  • Понятно, компьютеры могут вычислять, а что ты можешь делать? - поинтересовался Любознашка.

  • Я один из самых маленьких калькуляторов из огромного семейства калькуляторов и могу только быстро считать примеры с четырьмя арифметиче­скими действиями: складывать, вычитать, умножать и делить.

И калькулятор тут же показал, как он быстро умеет считать:

2 + 5 = 7

  • Ох, уж невидаль, какая, - со скукой сказал Зазнашка. - Я этот пример­чик сделаю еще быстрее.

  • Этот пример, может быть, и быстрее, - ответил Кальк. - А вот, напри­мер, к 37 прибавить 128, сколько будет?

Друзья переглянулись и задумались.

- Вот тут-то, при работе с большими числами, я вам и помогу.

И Кальк быстро сосчитал:

37+128=165

-Я, конечно, очень маленький, но мои старшие братья умеют гораздо
больше. Они даже могут запоминать числа, с которыми работают. Они по­могают в расчетах не только ученикам, но и студентам и ученым. А один мой старший брат научился не только быстро считать и показывать ответ, но и сразу печатать пример с ответом на бумаге, при этом ростом он мень­ше меня. Если вы не торопитесь, я могу вас познакомить с бабушками и дедушками калькуляторов.

Зазнашка и здесь не удержался, чтобы не похвастаться:

-Знаком, знаком я с ними. Видел их в музее. Большие такие. В карман их
не положишь. Только на столе и могут считать. А еще я видел прадедушку калькуляторов - счеты. На рамку нанизаны спицы, а на спицах расположе­ны косточки. Передвигаешь их влево-вправо и получаешь ответ. Спасибо за рассказ, но нам просто не терпится осмотреть всю школу.

И друзья побежали на второй этаж.

-Смотри, смотри, - закричал Любознашка и показал на стену, где висел стенд с картинками.

Друзья подошли поближе и по слогам прочитали: "Техника безопасности". Любознашка тут же оглянулся и, увидев старшеклассника, спросил:

-А что такое техника безопасности?

Старшеклассник, обрадовавшись возможности показать свои глубокие знания, стал рассказывать:

-Видите ли, дорогие мои друзья, при работе с компьютерами, так же как и
при работе с электрическими приборами, например, с телевизором или утюгом, надо придерживаться некоторых правил. Эти правила и называются техникой безопасности, чтобы, значит, работа была безопасной. Вы же уже знаете, что нельзя касаться горячей поверхности утюга, нельзя касаться эк­рана телевизора мокрой рукой и другие правила работы с бытовой электри­ческой техникой.

Старшеклассник оглянулся и увидел несколько первоклассников, собрав­шихся возле них. Он задал им вопрос:

-Какие правила вы используете при работе с бытовыми электрическими
приборами?

(Здесь можно прервать на несколько минут сказку и поговорить с ребятами о правилах работы с бытовыми электроприборами.)

-Молодцы, все знаете, - сказал старшеклассник. - Теперь я объясню вам
правила техники безопасности при работе с компьютерами.

И он стал показывать картинки на стенде и подробно рассказывать правила. (Здесь должны быть представлены картинки с правилами ТБ в презентации.)

Нетерпеливый Любознашка немедленно задал вопрос:

  • А где тут у вас компьютеры?

  • Идите прямо и попадете в компьютерный класс, - ответил старшеклассник.

Друзья быстро побежали по коридору, открыли массивную дверь и оказа­лись в большом классе, где стояли столы, а на столах размещались незнако­мые приборы.

Оглянись, дружок, вокруг!

Вот КОМПЬЮТЕР - ВЕРНЫЙ ДРУГ.

Он всегда тебе поможет:

Сложит, вычтет и умножит!

Может он ребят учить,

Может он станок включить.

Папе, дедушке и тете

Он поможет на работе:

Стало легче с ним, чем прежде,

Дом построить, сшить одежду.

И послать ракету к звездам

Без него не так-то просто!

Даже вылечить больного

Он поможет - что ж такого!

Много игр на белом свете,

Вот они - играйте, дети!

Щелк! - и сам в мультфильме ты!

Можешь прыгать с высоты,

Пропасти перелетать

И принцесс освобождать,

И в бою со злым драконом

Не остаться побежденным!

Это все КОМПЬЮТЕР смог!

И теперь, не чуя ног,

Мы к компьютеру летим:

Подружиться с ним хотим!

Друзья сразу же догадались, что это компьютеры. Они огля­нулись и увидели знакомого старшеклассника. Любознашка спросил у него:

  • Как называется устройство, похожее на телевизор?

Вот картина в серой раме,

Только - посмотрите сами! -

Ожила картина вдруг!

Удивились все вокруг.

На картине лес шумит,

Быстро серый волк бежит,

Под кустом зайчата пляшут,

В танце хвостиками машут!

"Это вовсе не картина! -

Объяснила тетя Дина. -

Знайте, дети, с этих пор:

Перед вами - МОНИТОР!"

"Ой, - обрадовалась Лиза, -

Он похож на телевизор!

Яркой радугой он дышит,

И на нем компьютер пишет

И рисует без запинки

Всевозможные картинки!"

  • Интересно, а это что такое? - спросил Любознашка, показывая на устройство, на котором были нарисованы буквы, цифры и какие-то знаки.

Это вот - КЛАВИАТУРА.

Пальцам здесь и физкультура,

И гимнастика нужны!

Пальцы прыгать тут должны!

По клавишам прыг да скок -

Бе-ре-ги но-го-ток!

Раз-два и готово -

Отстукали слово!

А ну-ка, слово "ВАНЯ",

Светись-ка на экране!

  • Посмотрите, а это, какое странное устройство, что-то оно мне напомина­ет, - сказал Зазнашка.

В зоопарке есть зайчишка.

У компьютера есть... МЫШКА!

Эта мышка не простая,

Эта мышка вот какая:

Скромный серый коробок,

Длинный тонкий проводок,

Ну а на коробке -

Две или три кнопки.

Мышь на коврик ты кладешь,

Мышь по коврику ведешь -

На экране тут же стрелка

Вдруг запрыгает, как белка!

Начинается забава:

Мышка вправо - стрелка вправо!

Влево мышка - стрелка тоже!

Догонялки? Да, похоже!

Мышкой можно указать,

Мышкой можно приказать -

И компьютер наш умело

Сразу примется за дело!

  • Скажите, пожалуйста, для чего нужно устройство, на котором горят цвет­ные лампочки и какие-то символы? - вежливо спросил Зазнашка, понимая, что все-таки он знает еще далеко не все.

  • Это тоже очень важное устройство компьютера.

Под дисплеем - главный блок:

Там бежит электроток

К самым важным микросхемам.

Этот блок зовут СИСТЕМНЫМ.

Он читает, он считает,

Сотни слов запоминает!

Он мыслитель - хоть куда!

Только знаешь, в чем беда?

Выключаешь - все забудет,

Ничего он знать не будет -

Прямо как Рассеянный

С улицы Бассейной!

  • Компьютер имеет память? - удивился Любознашка.

  • Да, только память компьютера отличается от памяти человека. Человек может в какой-то момент вспомнить запахи и чувства, а компьютер может вспомнить только то, что его попросил запомнить человек - текст, коман­ды, картинки или музыку - все это можно записать и сохранить на гибких магнитных дисках (показать дискету) или на других специальных приспо­соблениях.

Вдруг что-то щелкнуло и негромко затрещало.

  • Ой, что это? - испугался Зазнашка.

  • Это заработал принтер - он печатает на бумаге тексты и картинки. Сей­час он печатает ваши портреты. Старшеклассник протянул им две забавные картинки.

Тут прозвенел звонок, и два друга выбежали в школьный дворик.

  1. Закрепление

Он - поэт и музыкант,

В нем - художника талант.

Он рисует и считает,

Самолетом управляет.

Выдает прогноз погоды,

Проектирует заводы,

Забавляет нас порой

Увлекательной игрой.

Все известные слова

Знает он, как дважды два.

Он -и справка, и подсказка,

Днем - уроки, на ночь - сказка.

Он - помощник в кабинете:

Письма шлет, несет газеты,

Он умен, хоть и не стар,

Папин главный секретарь,

День распишет по минутам,

А зовут его... КОМПЬЮТЕР! (О. М. Булгаков)

V. Итог урока. Организация домашнего задания

Нарисовать на альбомном листе рисунок по правилам техники безопасности в компьютерном классе.


© 2010-2022