Роль информационной среды в развитии компетентной личности

Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Роль информационной среды в развитии компетентной личности


Е.П.Скопец ГУ «Аулиекольская школа-гимназия имени Султана Баймагамбетова отдела образования акимата Аулиекольского района», Аулиекольский район, село Аулиеколь, Казахстан

…..Каждому из нас понятно, что наше будущее и наше благосостояние зависит от будущего поколения, а успешность будущего поколения зависит от нас сегодняшних, от того как мы учим и чему мы учим своих детей. Страна, в которой сейчас образование ставят как один из главных приоритетов, страна, где четко понимают чему нужно учить и как учить, завтра, несомненно, опередит всех остальных в развитии.

В годы своей независимости Казахстан всегда стремился уделять особое внимание образованию, развивал и продолжает развивать взаимосвязи со многими странами мира в политических и экономических отношениях. Развивается экономика страны и с ее развитием меняются требования к образованию в целом, к учителю как непосредственному связующему звену между государством - как главным заказчиком на выпускника школы и непосредственно самими обучающимися. Требуется новый подход к определению роли образования, которое должно соответствовать задачам государства, его позиционированию в мировом пространстве.

Интеграционные процессы, происходящие в других странах, имеют сходные требования к современному образованию. Передовые страны в области экономики, уже много лет работают над усовершенствованием образовательной системы. Так, например, в Японии еще в 80-х годах эксперты в области политики и экономики страны, писали о том, что «сейчас Япония остро нуждается не в одноликой массе студентов, а в людях необычайно одаренных, неортодоксальных, в людях обладающих огромным потенциалом, которые могут уметь решать самые сложные задачи»[1,с.4]. Япония, одна из тех стран, которая, с уважением относится к опыту других стран, преобразовывает его к своим реалиям, в соответствии с национальными особенностями и использует его в процессе образования. Примером заподноевропейской педагогики может служить Англия, с ее чертами современных тенденций и типичных национальных черт, которые обусловлены непосредственно особенностями истории развития страны, ее культуры, традиций, религиозных отношений. В Англии произошли координальные изменения в структуре среднего звена образования, в его содержании. В основе методологических теоретических основ дидактики лежат и широко применяются исследования Б.Блума, Дж. Дьюи, Р.Тайлера и других.

После многочисленных реформ, система образования Сингапура является одой из систем, которая достойна особого уважения. В ее структуру входят такие составляющие как: обучение на нескольких языках, особый упор на изучение английского языка, естественно-математических дисциплин, эффективная система продвижения по службе, система поощрений учителей, работа с одаренными детьми, широкое применение информационных технологий и многое другое.

Наша страна в своих преобразованиях образования не осталась в стороне. Президент Республики Казахстана в своих ежегодных Посланиях народу Казахстана указывает на необходимость дальнейшего развития функциональной грамотности школьников. У нас есть хорошие предпосылки к преобразованиям в области образования. Общепризнанно, что в 21 веке одним из главных критериев в оценке конкуренции государств будет уровень образованности нации. Глава Государства Н.А.Назарбаев отмечает: «Образование должно давать не только знания, но и умения их использовать в процессе социальной адаптации»[2,с.6]. В программе развития образования Казахстана на 2011-2020 годы отмечено, что развитие образования должно стать платформой, на которую в будущем будет опираться экономическое, политическое и социально-культурное процветание страны. Через десятилетия Страной будут управлять те, кто сейчас находится за школьной партой. Какими мы их воспитаем, какими компетентностями они будут обладать, зависит от нас - педагогов.

Мир стремительно меняется. Явления глобализации и многократного увеличения потока информации в современном мире обуславливают необходимость процессов реформирования в мировой системе образования. Древняя римская пословица гласит «Не для школы, а для жизни мы учимся». В условиях стремительно меняющегося мира выживет и будет полезен обществу молодой человек, получивший необходимые в 21 веке знания и владеющий современными методиками и технологиями, необходимыми для применения этих знаний, то есть владеющий навыками функциональной грамотности.

Важными вопросами для учителей, являются вопросы: Чему нужно учить обучающихся в 21-м веке?, Как подготовить современного выпускника? Одно ясно для всех, то, что принципиальным отличием современного образования будет приоритетность в формировании готовности учащихся к практическому использованию полученных в школе знаний, помимо формального обладания знаниями. Навыки обучающихся, которыми должны обладать в 21-м веке, всем нам очень хорошо знакомы. Навыки критического мышления, функциональные навыки, навыки приобретения широкого спектра знаний, во все времена являлись составляющими человеческого прогресса [3,с4].

Основной задачей реформирования казахстанского образования является поднятие системы образования до уровня ведущих мировых образцов. Главной целью становится удовлетворение, формирование духовных потребностей и получение образования любым человеком с учетом его возможностей. Только в этом случае мы можем повысить авторитет образования, системы образования в государственной и общественной жизнедеятельности. Эти изменения в свою очередь должны послужить началом формирования будущей интеллектуальной нации.

В настоящее время в Казахстане идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание, которые должны быть адекватны технологическим возможностям, способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное пространство. В современных условиях, когда дети с самого раннего возраста развиваются в условиях новой информационной среды с использованием телевидения, интернета, компьютерных программ, сформировался новый тип восприятия информации. Проведенные исследования Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) сравнительного анализа инновационной среды обучения определили роль учителя отвечающего современным требованиям. Каждый учитель должен обладать достаточными знаниями о том, как происходит обучение, какой мотивацией обладает обучающийся, какие эмоции он испытывает при обучении. Современный учитель должен обладать отличными навыками работы в области информационных технологий, в течение всей педагогической практики должен эффективно сотрудничать с коллегами, участвовать в разработке, управлении и планировании учебного процесса, непрерывно рефлексировать в ходе своей практики, анализировать свой опыт, с той целью, чтобы учиться на своем опыте. Именно такой учитель сможет способствовать обучению современных детей.

В нашей Республике, реализуется программа «Казахстан- 2030». Президент Республики Казахстан поставил задачу перед нами и данная стратегия страны направлена на то, чтобы наша страна вошла в число 30 наиболее конкурентноспособных стран. Образование является одним из главных приоритетов этой программы [4,с.4]. В подготовке национального проекта «Интеллектуальная нация - 2020» четко определены три основных аспекта. Первый аспект предполагает рывок в развитии казахстанской системы образования. На современном этапе большое внимание уделяется процессу преобразования системы образования. Основой развития нации является получение качественного образования. Вторым аспектом проекта «Интеллектуальная нация» является развитие отрасли науки и увеличение научного потенциала страны. Третьим аспектом проекта является развитие системы инновации. В настоящее время Казахстан признан мировым сообществом как государство с рыночной экономикой. За короткий исторический период обретения независимости Казахстан сделал прорыв в экономике, интегрируясь в мировую цивилизацию, используя новые прогрессивные технологии. Определены перспективы социально-экономического развития страны. В этом контексте возрастает роль и значение современной системы образования, человеческого капитала как критериев уровня общественного развития, составляющих основу нового уровня жизни общества и являющихся важнейшими факторами, базой экономической мощи и национальной безопасности страны. В свою очередь, преобразования в системе общественных отношений оказывают влияние на образование, требуют от него мобильности и адекватного ответа на реалии нового исторического этапа и должны соответствовать потребностям развития экономики в целом.

Изучая мировую практику образования, можно отметить наиболее важное в опыте образования других государств, и именно это хотелось бы видеть в школах Казахстана, в своей родной школе. Несмотря на положительный опыт других стран мы не можем переложить чужую систему образования на нашу практику, ведь у нас свои особенности культуры, менталитета, свои традиции. Казахстану необходимо в ближайшее время интегрироваться в мировое пространство, а для этого наше подрастающее поколение должно соответствовать мировым стандартам образования, при этом мы должны сохранить свою индивидуальность, самобытность, сохранить и приумножить свою культуру. Это довольно сложная задача, но вполне решаемая. Проанализировав современные тенденции развития систем образования ведущих стран, можно сделать вывод, что каждая из этих стран обладает определенными сложившимися традициями в области образования, которые связаны с особенностями их социально-экономического развития, историческими и национальными условиями. Но в то же время они обладают и определенным сходством проблем реформирования школы, связанных с модернизацией содержания образования, что приводит к объединению усилий всего мирового сообщества для разрешения данных проблем. В настоящее время постепенно создается и внедряется в мировую практику единое информационно-телекоммуникационное пространство. Существуют и функционируют сложные организационно-технические системы: образовательные, научные, управленческие, связные, экономические, промышленные, аграрные и другие, - в которых одновременно работают люди и функционирует соответствующая техника. При этом решаются определённые задачи на основе использования информационных систем и технологий мирового уровня, внедрения новейших средств автоматизации управления и связи, цифровых средств связи в разные сферы деятельности. Всё это послужило началом нового процесса в развитии человеческого общества, находящегося на этапе глобальной интеллектуализации труда. Достижение успеха в данном развитии невозможно без информатизации общества - неизбежного этапа развития человеческой цивилизации, глобального процесса, воздействующего на большинство сфер деятельности людей, обусловленного радикальным изменением характера экономического, социального, образовательного, научного и производственного развития мирового сообщества. Переход к наукоёмкому производству и новым видам информационного обмена - это объективная закономерность и необходимое условие развития человечества. В современных условиях глобализации существенным образом возрастает потребность людей в знаниях и создании новых средств и способов удовлетворения этих потребностей. Получать знания и создавать новые средства и способы удовлетворения потребностей возможно путём информатизации. Информатизация способна обеспечить всем потребителям современной информации своевременное и полное получение и использование знаний, накопленных людьми. На современном этапе развития человеческого общества важное место принадлежит овладению определённым уровнем культуры по обращению с информацией.

Каждый современный учитель должен идти в ногу со временем. На каком бы этапе жизненного и профессионального пути ни находился учитель, он никогда не может считать свое образование завершенным, а свою профессиональную концепцию окончательно сформированной. Участие в работе сетевых педагогических сообществ - это не просто веление времени, а необходимость. Для того чтобы работа педагога была плодотворной, приносящей удовлетворение и себе и обучающимся, учитель должен работать так как требует от него веление времени. С учетом новых подходов к инновационному педагогическому опыту и новых возможностей его распространения в условиях информатизации образования, приоритетными постепенно становится разработка и обсуждение в Интернет учебно-методических материалов, направленных на внедрение современных образовательных технологий в практику работы школ, активное использование средств ИКТ в образовательном процессе, распространение передового педагогического опыта. В этой связи, особый интерес приобретает опыт работы профессиональных сообществ.

Сетевое сообщество для участников образовательного процесса - это профессиональное сообщество учителей, единое образовательное пространство, предоставляющее максимальные возможности для обмена информацией, опытом, повышения профессионального уровня, для наиболее полного использования образовательного потенциала учителя в современном обществе, ведь стремительное развитие общества, связанное с процессом информатизации, предъявляют новые требования к современному учителю.

В качестве результатов развития сетевого сообщества можно отметить его следующие возможности:

- сетевое взаимодействие позволяет комплексно решать сложные педагогические проблемы, которые решить одному учителю не под силу;

- для школы-участника сети, очень важно видеть другие способы решения общей проблемы, видеть разные подходы в решении проблемы, и при этом понимать, «усиливать» свою собственную практику;

- у родителей и учащихся возникают принципиально новые возможности образования, получения информации;

- взаимообмен ресурсами между участниками сети делает каждого участника более компетентным, мобильным и коммуникабельным.

В перспективе сетевое сообщество учителей должно работать на развитие нескольких школ, в идеале охватывать какую-то территориальную структуру, например в пределах района, области. Но для начинающего функционировать сетевого сообщества достаточно объединение участников одной школы, или участников из нескольких школ. Самое главное условие эффективности работы сетевого сообщества - это участие в нем на добровольных условиях, наличие общих интересов, коммуникабельность участников, соблюдение норм педагогической этики, умение работать совместно не зависимо от статуса участника и самое главное стремление к самосовершенствованию, саморазвитию, а также развитию педагогического мастерства. Участник должен стремиться к преобразованиям своей практики, должен быть увлечен поиском и апробацией новых форм и методов организации учебной деятельности, с целью улучшения своей практики. При соблюдении данных условий сетевое сообщество позволит:

  • создать единое информационное пространство;

  • осуществить обмен опытом, поддержку и сотрудничество;

  • распространение передовых педагогических практик;

  • общение на профессиональные темы;

  • организацию визуального общения посредством Интернета.

Всё это в совокупности позволит повысить профессиональный уровень учителя и осуществлять поддержку новых образовательных инициатив. Сетевые сообщества предлагают возможности дистанционного обучения, участия в профессиональных конкурсах, что так же ведет к удобным формам повышения квалификации педагога.

Необходимо внедрение инновационных управленческих решений, на ранней стадии выявлять и развивать таланты, как среди учащихся, так и преподавателей. Необходимо создание эффективной программно-аппаратной среды и инфраструктуры, основанной на достижениях современной науки и техники.

Первоначальным этапом процесса преобразований школьной практики является самостоятельное объективное оценивание педагогической деятельности с целью разработки и внедрения изменений, соответствующих требованиям времени. В наши дни мировое сообщество определяет содержание нового образования, разрабатываются и внедряются новейшие технологии обучения, постоянно совершенствуется образовательный процесс, ведь этому способствуют многие важные факторы. Кроме того, нашему Казахстанскому образованию необходимо выходить на один уровень с мировым образованием, необходимо соответствовать новому уровню производства, науки, культуры. А значит, обновление системы образования является актуальной, неизбежной задачей для нашего образования, для каждой Казахстанской школы.

Изменения неизбежны. Все в мире меняется. «Абсолютно покоящихся тел, в природе не существует. Покой относителен», так гласит один из законов физики. Продуктом обновленного образования должна стать личность, способная к самореализации, саморазвитию, адаптирующаяся к новым, нестандартным обстоятельствам путем разрешения проблем. Чтобы взрастить человека, обладающего подобными качествами, учителю необходимо культивировать и бережно взращивать их, прежде всего, в себе. Должен меняться в соответствии с требованиями времени учитель, и соответственно школа, в которой он работает.

Я полностью разделяю высказывание Али Апшерони, который сказал, что «Педагоги не могут успешно какого-то учить, если в то же время усердно не учатся сами ».

Используемая литература:

1. Современное Японское образование shizuoka.ru/putevoditel/yaponiya/sovremennoe-yaponskoe-obrazovanie.html.

2. Крозье М. Новые размышления об образовании // Перспективы: сравнительные исследования в области образования. 1999. № 4. С.7

3. Оценивание учебных достижений учащихся. Методическое руководство

Сост.Р.Шакиров,А.А.Буркитова,О.И.Дудкина.-Б.:«Билим», 2012.

4. «Стратегия Казахстан - 2050», послание президента Республики Казахстан Назарбаева Н.А. народу Казахстана»., akorda.kz/ru/page/page_poslanie-prezidenta-respubliki-kazakhstan-lidera-natsii-nursultana-nazarbaeva-narodu-kazakhstana-.

5. Оценивание учебных достижений учащихся. Методическое руководство

Сост.Р.Шакиров,А.А.Буркитова,О.И.Дудкина.-Б.:«Билим», 2012.

6. ОСЭР -Образование oecdru.org/obraz.html.

7. Руководство для учителя Первый (продвинутый) уровень. Второе издание 2014г.

8. Социально-культурная теория обучения Л.С.Выготского.

9. Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы.

10. Майкл Барбер, «Пути дальнейшего совершенствования школьных систем, уже добившихся выдающихся улучшений» (2011г.)

11. Koostajad: Irina Logvina, Ljudmila Roždestvenskaja / Ирина Логвина, Людмила Рождественская «Инструменты формирующего оценивания в деятельности учителя-предметника» Пособие для учителя.


© 2010-2022