Рабочая программа по информатике 2-4 класс (по Горячеву А. В.)

Раздел Информатика
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Согласовано

Заместитель директора

________________________________

Утверждаю

Директор

____________/______________/

Приказ № __________________



Рабочая учебная программа

по информатике

(предмет)


для обучающихся 2 классов


на 20../20.. учебный год




Составитель:




Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике составлена на основе авторской программы А.В. Горячева «Информатика и ИКТ (Информационные и коммуникационные технологии)».

Особое значение изучения информатики в начальной школе связано с наличием в содержании информатики логически сложных разделов, требующих для успешного освоения развитого логического и алгоритмического мышления.

Логико-алгоритмический компонент

Данный компонент курса в начальной школе предназначен для развития логического, алгоритмического и системного мышления, создания предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных и программных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.

Цель курса: развитие логического и алгоритмического мышления обучающихся.

Задачи изучения логико-алгоритмических основ информатики в начальной школе:

1) развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике:

- применение формальной логики при решении задач - построение выводов путём применения к известным утверждениям логических операций «если …, то …», «и», «или», «не» и их комбинаций - «если ... и ..., то ...»;

- алгоритмический подход к решению задач - умение планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели, а также решать широкий класс задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;

- системный подход - рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;

- объектно-ориентированный подход - постановка во главу угла объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать)»;

2) расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими;

3) создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приёмами решения задач - «как решать задачу, которую раньше не решали» - с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).

Особенности построения курса

В курсе выделяются следующие разделы:

- описание объектов - атрибуты, структуры, классы;

- описание поведения объектов - процессы и алгоритмы;

- описание логических рассуждений - высказывания и схемы логического вывода;

- применение моделей (структурных и функциональных схем) для решения разного рода задач.

Материал этих разделов изучается на протяжении всего курса концентрически, так, что объём соответствующих понятий возрастает от класса к классу.

В соответствии с учебным планом школы на 2014-2015 учебный год рабочая программа составлена на 34 часа во 2 классе (1 час в неделю), что соответствует часам отведенным авторами программы.

При этом рабочая программа составлялась:

- с учётом особенностей класса;

- особенностей авторской программы;

- с целью сохранения требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся, предполагаемым федеральными государственными стандартами образования на ступени начального общего образования.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты

К личностным результатам освоения информационных и коммуникационных технологий как инструмента в учёбе и повседневной жизни можно отнести:

  • критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;

  • уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;

  • осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;

  • начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.

Метапредметные результаты

Логико-алгоритмический компонент

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;

  • поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

  • синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

  • выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

  • подведение под понятие;

  • установление причинно-следственных связей;

  • построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;

  • выслушивание собеседника и ведение диалога;

  • признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

Предметные результаты

Логико-алгоритмический компонент

В результате изучения материала учащиеся должны уметь:

  • предлагать несколько вариантов лишнего предмета в группе однородных;

  • выделять группы однородных предметов среди разнородных и давать названия этим группам;

  • разбивать предложенное множество фигур (рисунков) на два подмножества по значениям разных признаков;

  • находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков;

  • приводить примеры последовательности действий в быту, в сказках;

  • точно выполнять действия под диктовку учителя;

  • отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания.

Учебно-тематический план


№ п/п

Тематический блок

Количество часов

1

Отличительные признаки и составные части предметов

8

2

План действий и его описание

8

3

Множества

10

4

Логические рассуждения

8

5

Итого

34

Календарно-тематический план


урока

Тема урока

Количество часов

Дата проведения



Основные понятия и термины

по плану

по факту


Тема. Отличительные признаки и составные части предметов

1

Вводный инструктаж по ТБ. Признаки предметов

1









Общие признаки предметов. Объединение предметов в группы по их общему признаку.

2

Описание предметов

1









Описание предметов.

Сравнение предметов.

3

Состав предметов

1









Состав предметов.

Общее в составе предметов.

4

Действия предметов

1









Действия предметов.

Описание предметов по признакам, составу и действиям.

5

Симметрия

1









Симметрия.

Симметричные предметы. Вертикальная и горизонтальная симметрия.

Оси симметрии

6

Координатная сетка

1









Адрес предмета в координатной сетке.

Кодирование.

7

Контрольная работа №1 «Отличительные признаки и составные части предметов»

1










8

Работа над ошибками

1










Тема. План действий и его описание

9

Действия предметов

1









Действия предметов.

Результаты действий.

10

Обратные действия

1









Правильные и обратные действия.

Результат действия и обратного действия.

Промежуточный результат.

11


Последовательность действий

1









События по порядку. Последовательность действий.

12

Алгоритм

1









Алгоритм.

Линейный алгоритм.

Ошибки в алгоритме.

13

Ветвление

1









Вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет».

Выбор действия.

Ветвление в алгоритме.

14

Контрольная работа №2 «План действий и его описание»

1










15

Работа над ошибками

1










16

Повторение

1










Тема. Множества

17

Множество. Элементы множества

1









Множество.

Название множества.

Элементы множества.

18

Способы задания множества

1









Текстовый (список), графический (рисунки), табличный.

19

Сравнение множеств.

1









Сравнение множеств.

Знаки сравнения.

Равные множества.

20

Отображение множеств

1









Схема множества.

Отображение множеств с помощью схем.

21

Кодирование

1









Кодирование.

Коды, знаки.

Шифрование и расшифровка

22

Вложенность множеств

1









Вложенность множеств.

Подсчет количества элементов в множестве и вложенном множестве

23

Пересечение множеств

1









Изображение множеств в виде кругов.

Пересекающиеся множества. Область пересечения.

Название пересечения множеств.

24

Объединение множеств

1









Объединение множеств. Область объединения.

Название объединения множеств.

25

Контрольная работа №3 «Множества»

1










26

Работа над ошибками

1










Тема. Логические рассуждения

27

Высказывание. Понятия «истина» и «ложь»

1









Истина.

Ложь.

Высказывание.

28

Отрицание

1









Отрицание.

Высказывание со связкой «НЕ».

29

Высказывание со связками «И», «ИЛИ»

1









Высказывания со связками «И», «ИЛИ».

Заполнение множеств элементами

30

Графы. Деревья

1









Граф.

Вершины.

Ребра

Построение графа.

Дерево.

31

Комбинаторика.

1









Подсчет количества возможных вариантов действий.

32

Контрольная работа № 4 «Логические рассуждения»

1










33

Работа над ошибками

1










34

Повторение.

1











Информационно-методическое обеспечение


  • Учебник: Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. Информатика в играх и задачах, 2-й класс. В 2-х ч. - М.: Баласс, 2014

  • Информатика в играх и задачах. 2 класс: Методические рекомендации для учителя. - М.: Баласс, 2013.

  • Комплекты презентаций по всем разделам курсов

  • Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (schoolcollection.edu.ru/).


Согласовано

Заместитель директора

________________________________

Утверждаю

Директор

____________/______________/

Приказ № __________________



Рабочая учебная программа

по информатике

(предмет)


для обучающихся 3 классов


на 20../20.. учебный год




Составитель:



Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике составлена на основе авторской программы А.В. Горячева «Информатика и ИКТ (Информационные и коммуникационные технологии)».

Особое значение изучения информатики в начальной школе связано с наличием в содержании информатики логически сложных разделов, требующих для успешного освоения развитого логического и алгоритмического мышления.

Логико-алгоритмический компонент

Данный компонент курса в начальной школе предназначен для развития логического, алгоритмического и системного мышления, создания предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных и программных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.

Цель курса: развитие логического и алгоритмического мышления обучающихся.

Задачи изучения логико-алгоритмических основ информатики в начальной школе:

1) развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике:

- применение формальной логики при решении задач - построение выводов путём применения к известным утверждениям логических операций «если …, то …», «и», «или», «не» и их комбинаций - «если ... и ..., то ...»;

- алгоритмический подход к решению задач - умение планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели, а также решать широкий класс задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;

- системный подход - рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;

- объектно-ориентированный подход - постановка во главу угла объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать)»;

2) расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими;

3) создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приёмами решения задач - «как решать задачу, которую раньше не решали» - с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).

Особенности построения курса

В курсе выделяются следующие разделы:

- описание объектов - атрибуты, структуры, классы;

- описание поведения объектов - процессы и алгоритмы;

- описание логических рассуждений - высказывания и схемы логического вывода;

- применение моделей (структурных и функциональных схем) для решения разного рода задач.

Материал этих разделов изучается на протяжении всего курса концентрически, так, что объём соответствующих понятий возрастает от класса к классу.

В соответствии с учебным планом школы на 2014-2015 учебный год рабочая программа составлена на 34 часа во 3 классе (1 час в неделю), что соответствует часам отведенным авторами программы.

При этом рабочая программа составлялась:

- с учётом особенностей класса;

- особенностей авторской программы;

- с целью сохранения требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся, предполагаемым федеральными государственными стандартами образования на ступени начального общего образования.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты

К личностным результатам освоения информационных и коммуникационных технологий как инструмента в учёбе и повседневной жизни можно отнести:

  • критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;

  • уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;

  • осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;

  • начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.

Метапредметные результаты

Логико-алгоритмический компонент

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;

  • поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

  • синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

  • выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

  • подведение под понятие;

  • установление причинно-следственных связей;

  • построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;

  • выслушивание собеседника и ведение диалога;

  • признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

Предметные результаты

В результате изучения материала учащиеся должны уметь:

  • находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);

  • называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса;

  • понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;

  • выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;

  • изображать графы;

  • выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;

  • находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области.



Учебно-тематический план


№ п/п

Тематический блок

Количество часов

1

Алгоритмы

9

2

Группы (классы) объектов

8

3

Логические рассуждения

10

4

Применение моделей (схем) для решения задач

7

5

Итого

34


Календарно-тематический план


урока

Тема урока

Количество часов

Дата проведения



Основные понятия и термины

по плану

по факту


Тема. Алгоритмы

1

Введение в предмет. Техника безопасности.

1




2

Алгоритм. (Делай - раз, делай - два).

1




Алгоритм как план действий, приводящих к заданной цели

3

Схема алгоритма. (Стрелки вместо номеров). Способы представления алгоритма.

1




Формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись

4

Ветвление в алгоритме. (Стрелка «ДА» или стрелка «НЕТ»).

1




Выполнение алгоритма. Составление алгоритма.

5

Цикл в алгоритме. (Повтори еще раз).

1




Поиск ошибок в алгоритме.Цикл.

6-7

Алгоритмы с ветвлениями и циклами.

1




Ветвящиеся, циклические алгоритмы

8

Контрольная работа №1. «Алгоритмы»

1





9

Работа над ошибками

1





Тема. Группы (классы) объектов

9

Состав и действия объектов. (Из чего состоит? Что умеет?).

1




Общие названия и отдельные объекты

10

Группа объектов. Общее название. (Что такое? Кто такой?).

1




Разные объекты с общим названием.

11


Общие свойства объектов группы. (Что у любого есть? Что любой умеет?) Особенные свойства объектов подгруппы. (Что еще есть? Что еще умеют?).

1




Разные общие названия одного отдельного объекта.

12

Единичное имя объекта. (Имя для всех и имя для каждого). Отличительные признаки объектов.

1




Состав и действия объектов с одним общим названием. Отличительные признаки

13

Отличительные признаки объектов.

1




Значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе. Имена объектов

14

Контрольная работа №2. «Группы (классы) объектов»

1





15

Работа над ошибками.

1





16

Повторение

1





Тема. Логические рассуждения

17

Множество. (Остров для множеств) Подмножество. (На острове страна, в стране город)..

1




Высказывания со словами «все», «не все», «никакие».

18

Элементы, не принадлежащие множеству. Пересечение множеств. (Слова «НЕ», «И», «ИЛИ» на карте множеств).

1




Отношения между множествами (объединение, пересечение)

19

Пересечение и объединение множеств. (Слова «НЕ», «И», «ИЛИ» на карте множеств).

1




Отношения между множествами (пересечение, вложенность)

20

Истинность высказывания со словом "НЕ". («ДА» или «НЕТ»).

1




Отношения между множествами. Истинность высказываний со словом «НЕ».

21

Истинность высказываний со словами «И», «ИЛИ».

1




Отношения между множествами. Истинность высказываний со словами «И», «ИЛИ».

22

Граф. Вершины и ребра графа. (Какие точки соединить?).

1




Графы и их табличное описание.

23

Граф с направленными ребрами. (Когда помогут стрелки?).

1




Пути в графах. Деревья.

24

Контрольная работа №3.

1




25

Работа над ошибками.

1





26

Повторение

1





Тема. Применение моделей (схем) для решения задач

27

Аналогия. (На что похоже?).

1




Игры. Анализ игры с выигрышной стратегией. Понятие аналогии.

28

Закономерность. (По какому правилу?).

1




Понятие закономерности. Решение задач на закономерности

29

Аналогичная закономерность. (Такое же или похожее правило).

1




Решение задач по аналогии.

30

Подготовка к контрольной работе

1




Решение задач, составление задач.

31

Контрольная работа №4. «Применение моделей (схем) для решения задач»

1




32

Работа над ошибками

1





33

Повторение

1





34

Итоговое повторение

1






Информационно-методическое обеспечение


  • Учебник: Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. Информатика в играх и задачах, 3-й класс. В 2-х ч. - М.: Баласс, 2013

  • Информатика в играх и задачах. 3 класс: Методические рекомендации для учителя. - М.: Баласс, 2007.

  • Комплекты презентаций по всем разделам курсов

  • Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (schoolcollection.edu.ru/).



Согласовано

Заместитель директора

________________________________


Утверждаю

Директор

____________/______________/

Приказ № __________________






Рабочая учебная программа

по информатике

(предмет)


для обучающихся 4 классов


на 20../20.. учебный год




Составитель:





Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике составлена на основе авторской программы А.В. Горячева «Информатика и ИКТ (Информационные и коммуникационные технологии)».

Особое значение изучения информатики в начальной школе связано с наличием в содержании информатики логически сложных разделов, требующих для успешного освоения развитого логического и алгоритмического мышления.

Логико-алгоритмический компонент

Данный компонент курса в начальной школе предназначен для развития логического, алгоритмического и системного мышления, создания предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных и программных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.

Цель курса: развитие логического и алгоритмического мышления обучающихся.

Задачи изучения логико-алгоритмических основ информатики в начальной школе:

1) развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике:

- применение формальной логики при решении задач - построение выводов путём применения к известным утверждениям логических операций «если …, то …», «и», «или», «не» и их комбинаций - «если ... и ..., то ...»;

- алгоритмический подход к решению задач - умение планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели, а также решать широкий класс задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;

- системный подход - рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;

- объектно-ориентированный подход - постановка во главу угла объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать)»;

2) расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими;

3) создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приёмами решения задач - «как решать задачу, которую раньше не решали» - с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).

Особенности построения курса

В курсе выделяются следующие разделы:

- описание объектов - атрибуты, структуры, классы;

- описание поведения объектов - процессы и алгоритмы;

- описание логических рассуждений - высказывания и схемы логического вывода;

- применение моделей (структурных и функциональных схем) для решения разного рода задач.

Материал этих разделов изучается на протяжении всего курса концентрически, так, что объём соответствующих понятий возрастает от класса к классу.

В соответствии с учебным планом школы на 2014-2015 учебный год рабочая программа составлена на 34 часа в 4 классе (1 час в неделю), что соответствует часам отведенным авторами программы.

При этом рабочая программа составлялась:

- с учётом особенностей класса;

- особенностей авторской программы;

- с целью сохранения требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся , предполагаемым федеральными государственными стандартами образования на ступени начального общего образования.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты

К личностным результатам освоения информационных и коммуникационных технологий как инструмента в учёбе и повседневной жизни можно отнести:

  • критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;

  • уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;

  • осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;

  • начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;

  • поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

  • синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

  • выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

  • подведение под понятие;

  • установление причинно-следственных связей;

  • построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;

  • выслушивание собеседника и ведение диалога;

  • признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

Предметные результаты

В результате изучения материала учащиеся должны уметь:

  • определять составные части предметов, а также состав этих составных частей;

  • описывать местонахождение предмета, перечисляя объекты, в состав которых он входит (по аналогии с почтовым адресом);

  • заполнять таблицу признаков для предметов из одного класса (в каждой ячейке таблицы записывается значение одного из нескольких признаков у одного из нескольких предметов);

  • выполнять алгоритмы с ветвлениями; с повторениями; с параметрами; обратные заданному;

  • изображать множества с разным взаимным расположением;

  • записывать выводы в виде правил «если …, то …»; по заданной ситуации составлять короткие цепочки правил «если …, то …».

Учебно-тематический план


№ п/п

Тематический блок

Количество часов

1

Алгоритмы

9

2

Группы (классы) объектов

8

3

Логические рассуждения

10

4

Применение моделей (схем) для решения задач

7

5

Итого

34


Календарно-тематический план


урока

Тема урока

Количество часов

Дата проведения

Основные понятия и термины

по плану

по факту



1

Введение в предмет. Техника безопасности.

1




Алгоритм. Команда алгоритма. Схема алгоритма. Ветвление в алгоритме. Условие ветвления в команде «Если - то». Вложенность алгоритмов

2

Алгоритм. Схема алгоритма.

1




3-4

Ветвление в построчной записи алгоритма. («Команда «ЕСЛИ-ТО», «Команда «ЕСЛИ-ТО-ИНАЧЕ»).

2




5

Цикл в построчной записи алгоритма. («Команда «Повторяй»).

1




Цикл в алгоритме. Команда «Повторяй... раз». Условие цикла в команде «Повторяй пока...», «Повторяй для...»

6

Алгоритм с параметрами. («Слова-актеры»).

1




Алгоритм с параметрами

7

Пошаговая запись результатов выполнения алгоритма. («Выполняй и записывай»).

1




Шаг, результат, пошаговая запись

8

Контрольная работа №1.

1




9

Общие свойства и отличительные признаки группы объектов. («Что такое? Кто такой?»).

1




Группа объектов. Общие и единичные имена. Общие составные части и действия группы объектов. Отличительные признаки объектов группы

10

Схема состава объекта. Адрес составной части. («В доме - дверь, в двери - замок»).

1



Состав объекта, адрес части

11-12

Массив объектов на схеме состава. («Веток много, ствол один», «Чем помогут номера?»).

2



Массив объектов, схема состава

13

Признаки и действия составных частей объекта

(«Сам с вершок, голова с горшок»).

1



Признаки, действия частей, составные части объекта

14

Контрольная работа №2.

1



15

Множество. Подмножество. («Расселяем множества»).

1



Массив объектов на схеме состава. Номер составной части в адресе объекта

16

Пересечение множеств.

1



Подмножество. Пересечение множеств

17

Истинность высказываний со словами "НЕ, "И", "ИЛИ". («Слова «НЕ», «И», «ИЛИ»).

1



Множество на пересечении двух множеств. Истинность со словами «не», «и», «или»

18

Описание отношений между объектами с помощью графов. («Строим графы»).

1



Граф. Вершины и ребра графа, подграф

19-20

Пути в графах. («Путешествуем по графу»).

2



21

Высказывания со словами "НЕ, "И", "ИЛИ" и выделение подграфов. («Разбираем граф на части»).

1



22

Правило "если - то".

1



23

Схема рассуждений. («Делаем выводы»).

1



24

Контрольная работа №3.

1



25-26

Составные части объектов. Объекты с необычным составом. («Чьи колеса?»).

2



Объект, часть объекта, составная часть объекта

27-28

Действия объектов. Объекты с необычным составом и действиями. («Что стучит, и что щекочет?»).

2



Действие, состав объекта

29-30

Признаки объектов. Объекты с необычными признаками и действиями. («Чей дом вкуснее?»).

2



Отличительные признаки объектов одной группы, связи между признаками и воз возможностями объекта

31

Объекты, выполняющие обратные действия. Алгоритм обратного действия

(«Все наоборот»).

1



Действие. Обратное действие. Способ выполнения действия. Алгоритм действия об ратного заданному.

32

Контрольная работа №4.

1



33

Работа над ошибками

1



34

Резерв.

1




Информационно-методическое обеспечение


  • Учебник: Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. Информатика в играх и задачах, 4-й класс. В 2-х ч. - М.: Баласс, 2013

  • Информатика в играх и задачах. 4 класс: Методические рекомендации для учителя. - М.: Баласс, 2007.

  • Комплекты презентаций по всем разделам курсов

  • Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (schoolcollection.edu.ru/).

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся В курсе информатики для обучающихся вторых классов по авторской программе А.Горячева не предусмотрены практические задания. После изучения каждого раздела предлагается контрольная работа. Критерием оценки знаний, умений и навыков является правильное выполнение всех заданий контрольной работы. В качестве поощрения обучающихся, выполнивших правильно все задания, учителем предлагается работа на6 интерактивной доске с заданиями по теме контрольной работы. В основу критериев оценки учебной деятельности учащихся положены объективность и единый подход. При 5 - балльной оценке для всех установлены общедидактические критерии. Оценка "5" ставится, если ученик: 1) Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей; 2) Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Оценка "4" ставится, если ученик: 1) Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя. 2) Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины; 3) Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ. Оценка "3" ставится, если ученик: 1. усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; 2. материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно; 3. показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки. 4. допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; 5. не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении; 6. испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий; 7. отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте; 8) обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки. Оценка "2" ставится, если ученик:7 1. не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; 2. не делает выводов и обобщений. 3. не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; 4. или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу; 5) или при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя


© 2010-2022