Рабочая программа по информатике Семакин И. Г. (8 класс)

Раздел Информатика
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Рабочая программа по информатике Семакин И.Г.(8 класс)Рабочая программа по информатике Семакин И.Г.(8 класс)

по предмету


8 класс

на 2015-2016 учебный год






Составитель: Колпачкова М.В.,

учитель математики и информатики,

первой кв. категории








Перенка, 2015











































































Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе: Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы/Составитель М.Н.Бородин.- М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2009.

Авторы программы: И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова.

Программа (авторов: И.Г. Семакин и др.) соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и информационным технологиям (Сборник нормативных документов/Сост.Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев.-М.: Дрофа,2004).

По информатике в 8 классе количество часов, отведенных программой (авторов И.Г.Семакин и др.) на изучение отдельных тем, не изменено.

Цели:

Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:

• освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

• овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

• воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

• выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Учебно-методический комплект:

Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса/И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В.Русаков, Л.В. Шестакова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. Учебник соответствует программе.

Семакин И.Г. Информатика и ИКТ. 8-9 классы: методическое пособие/ И.Г. Семакин, Е.К.Хеннер. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение базового курса информатики и ИКТ учащимися 8 класса отводится - 34 учебных часа из расчета 1 час в неделю.

Контроль уровня обученности включает систему контролирующих материалов, позволяющих оценить уровень и качество ЗУН обучающихся на входном, текущем и итоговом этапах изучения предмета. Средства контроля находиться в логической связи с содержанием учебного материала и соответствовать требованиям к уровню освоения предмета. Контроль уровня обученности запланирован проводиться в завершении каждого конкретного раздела в форме тестового среза и проверки практических навыков работы за компьютером, применяя современные информационные в практической деятельности и повседневной жизни представлены требования, выходящие за рамки конкретного учебного предмета и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач. Контрольные работы предусмотрены за 1 и 2 полугодия.

Основная форма организации образовательного процесса - классно-урочная система. Предусматривается применение следующих технологий обучения: традиционная классно-урочная, игровые технологии, элементы проблемного обучения, технологии уровневой дифференциации, здоровьесберегающие технологии и ИКТ.

1. Требования к подготовке школьников в области информатики и ИКТ

В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен

знать/понимать

- связь между информацией и знаниями человека;

- что такое информационные процессы;

- какие существуют носители информации;

- функции языка как способа представления информации; что такое естественные и формальные языки;

- как определяется единица измерения информации - бит (алфавитный подход);

- что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.

- правила техники безопасности и при работе на компьютере;

- состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;

- основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации);

- структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты); понятие адреса памяти;

- типы и свойства устройств внешней памяти;

- типы и назначение устройств ввода/вывода;

- сущность программного управления работой компьютера;

- принципы организации информации на внешних носителях: что такое файл, каталог (папка), файловая структура;

- назначение программного обеспечения и его состав.

- способы представления символьной информации в памяти компьютера (таблицы кодировки, текстовые файлы);

- назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров);

- основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами).

- способы представления изображений в памяти компьютера; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти;

- какие существуют области применения компьютерной графики;

- назначение графических редакторов;

- назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа: рабочего поля, меню инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр.

- что такое мультимедиа;

- принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти компьютера;

- основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях.

уметь

- приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;

- определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;

- приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;

- измерять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита);

- пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб);

- пользоваться клавиатурой компьютера для символьного ввода данных.

- включать и выключать компьютер;

- пользоваться клавиатурой;

- ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;

- инициализировать выполнение программ из программных файлов;

- просматривать на экране каталог диска;

- выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск;

- использовать антивирусные программы.

- набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;

- выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором;

- сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать.

- строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов;

- сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать.

- создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст.

2. Учебно-тематический план


№ п/п

Тема

Количество

часов

В том числе

контрольных работ

практических работ

1

Введение в предмет

1



2

Человек и информация

4


1

3

Первое знакомство с компьютером

7

1

3

4

Текстовая информация и компьютер

9


6

5

Графическая информация и компьютер

6

1

3

6

Технология мультимедиа

6


4

7

Повторение

1



Итого

34

2

17


3. Содержание курса информатики

Введение

Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Техника безопасности и организация рабочего места.

Человек и информация

Введение в предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Информация. Информационные объекты различных видов. Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами. Роль информации в жизни людей. Понятие количества информации: различные подходы. Единицы измерения количества информации.

Первое знакомство с компьютером

Основные компоненты компьютера и их функции (процессор, устройства ввода и вывода информации, оперативная и долговременная память). Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера. Программный принцип работы компьютера. Программное обеспечение, его структура. Операционные системы, их функции. Загрузка компьютера. Данные и программы. Файлы и файловая система. Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню).

Текстовая информация и компьютер

Кодирование текстовой информации. Структура текстового документа. Создание и простейшее редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов). Размеры страницы, величина полей. Проверка правописания. Параметры шрифта, параметры абзаца. Включение в текстовый документ списков, таблиц и графических объектов. Компьютерные словари и системы перевода текстов.

Графическая информация и компьютер

Области применения компьютерной графики. Аппаратные компоненты видеосистемы компьютера. Кодирование изображения. Растровая и векторная графика. Интерфейс графических редакторов. Форматы графических файлов.

Технология мультимедиа

Что такое мультимедиа. Звуки и видеоизображения. Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов.

4. Календарно-тематическое планирование по информатике в 8 классе


№п/п

Содержание учебного материала

Кол-во часов

Дата

Приме-чание

план

факт

Тема 1

Введение в предмет

1



1

Вводный инструктаж по ТБ. Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Содержание базового курса информатики.


1

7.09


Тема 2

Человек и информация

4



2

Информация и ее виды. Восприятие информации человеком.

1

14.09


3

Информационные процессы

1

21.09


4

Измерение информации.

Единицы измерения информации.

1

28.09


5

Практическая работа №1.

Освоение клавиатуры.

Первичный инструктаж по ТБ.

1

5.10


Тема 3

Первое знакомство с компьютером

7



6

Начальные сведения об архитектуре ЭВМ. Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера.

1

12.10


7

Персональный компьютер основные устройства и характеристики

1

19.10


8

Практическая работа №2. Знакомство с комплектацией устройств ПК, со способами их подключения.

Повторный инструктаж по ТБ.

1

26.10


9

Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Файловая структура

1

2.11


10

Практическая работа №3.

Работа с файловой системой.

1

16.11


11

Практическая работа №4. Работа со справочной системой ОС. Использование антивирусных программ

1

23.11


12

Контрольная работа № 1. «Информация и компьютер»

1

30.11


Тема 4

Текстовая информация и компьютер

9




13

Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы.

1

7.12


14

Практическая работа №5. Основные приемы ввода и редактирования текста

1

14.12


15

Работа с магнитными дисками и принтерами при сохранении и печати текстовых документов.

1

21.12


16

Практическая работа №6.

Приемы форматирования текста.

1

28.12


17

Текстовые редакторы и текстовые процессоры

1

11.01


18

Практическая работа №7. Работа с выделенными блоками.

Повторный инструктаж по ТБ.

1

18.01


19

Практическая работа №8. Работа с таблицами.

1

25.01


20

Практическая работа №9. Работа с нумерованными и маркированными списками. Вставка объектов в текст

1

1.02


21

Практическая работа №10. Знакомство со встроенными шаблонами и стилями. Включение в текст гиперссылок.

1

8.02


Тема 5

Графическая информация и компьютер

6



22

Компьютерная графика: области применения, технические средства, принципы кодирования изображения.

1

15.02


23

Графические редакторы и методы работы с ними.

1

22.02


24

Практическая работа № 11. Создание изображения в среде ГР растрового типа.

1

29.02


25

Практическая работа № 12. Знакомство с работой в среде редактора векторного типа.

1

14.03


26

Практическая работа № 13. Сканирование изображений и их обработка в среде ГР.

1

21.03


27

Контрольная работа №2. «Текстовый и графический редакторы»

1

4.04


Тема 6

Технология мультимедиа

6



28

Что такое мультимедиа и области применения. Представления звука в памяти компьютера.

1

11.04


29

Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации.

1


30

Практическая работа № 14. Освоение работы с программным пакетом создания презентаций.

1

18.04


31

Практическая работа № 15.Создание презентации.


1


25.04


32

Практическая работа № 16. Создание презентации, содержащей графические изображения, анимацию.


33

Практическая работа № 17. Создание презентации, содержащей звук, текст.

1

16.05


34

Повторение курса информатики и ИКТ

1

23.05



5. Контрольно-измерительные материалы

Житкова О.А., Кудрявцева Е.К. Тематический контроль по информатике. Основы информатики и вычислительной техники Москва: Интеллект-Центр, 2001.

Контрольно-измерительные материалы. Информатика. 8 класс/Сост.Н.А.Сухих, М.В.Соловьева. - М.:ВАКО, 2013.


  1. Перечень учебно-методического обеспечения

Технические средства обучения.

  1. Компьютер

  2. Проектор

  3. Принтер

  4. Модем ASDL

  5. Устройства вывода звуковой информации - наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, колонки для озвучивания всего класса.

  6. Сканер.

  7. Web-камера.

  8. Локальная вычислительная сеть.

Программные средства.

  1. Операционная система Windows ХР и Windows 7

  2. Антивирусная программа Антивирус Касперского 6.0

  3. Программа-архиватор WinRar

  4. Интегрированное офисное приложение МS Office 2010

  5. Программа-переводчик

  6. Система оптического распознавания текста АВВYY FineReader 8.0 Sprint

  7. Мультимедиа проигрыватель

  8. Система программирования TurboPascal

Таблицы

№ п/п

Класс

Раздел, тема


Название таблицы

Кол-во экземпляров

1

8,9

Архитектура ПК

Системная плата

1

2

8,9

Архитектура ПК

Устройства ввода-вывода

1

3

8,9

Архитектура ПК

Устройства внешней памяти

1

4

8,9

Информация

Обмен данными в телекоммуникационных сетях

1

5

8,9

Информация

Обработка информации с помощью ПК

1

6

8,9

Логика

Законы логики

1

7

8,9

Этапы моделирования

Основные этапы компьютерного моделирования

1

8

8,9

Логика

Логические операции

1

9

8,9

Системы счисления

Позиционные системы счисления

1

10

8,9

Алгоритмы

Базовые алгоритмические структуры

1

11

8,9

Компьютер

Информационные революции, поколения компьютеров

1


Методические пособия

  • Преподавание базового курса информатики в средней школе. / Семакин И. Г., Шеина Т. Ю. - М,: Лаборатория Базовых Знаний. 2000.

  • Набор ЦОР к базовому курсу информатики в 8-9 классах (УМК к учебнику Семакина И.Г.)

  • Структурированный конспект базового курса. / Семакин И. Г.. Вараксин Г. С. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.

    • Семакин И и др. Базовый курс. 7-9 классы.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2001

    • Семакин И и др. Информатика. Задачник-практикум. В 2 частях. Том 1.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2001

    • Семакин И и др. Информатика. Задачник-практикум. В 2 частях. Том 1.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2001


Образовательные ресурсы сети Интернет

window.edu (Единое окно доступа к образовательным ресурсам)

edu.ru (Федеральный портал «Российское образование»)

school.edu.ru (Российский общеобразовательный портал)

ege.edu.ru (Портал информационной поддержки единого государственного экзамена)

edu.of.ru (конструктор сайтов общеобразовательных учреждений и проектов)

experiment.edu.ru (естественно-научные эксперименты, коллекция опытов по физике и химии, содержащие видеодемонстрации)

ict.edu.ru (Информационно-коммуникационные технологии в образовании)

intuit.ru (Интернет-университет информационных технологий ИНТУИТ.ру)

rusedu.info (Информатика и ИКТ в образовании)

iit.metodist.ru (Информатика и информационные технологии: сайт лаборатории информатики МИОО)

ito.edu.ru (Конгресс конференций «Информационные технологии в образовании»)

algolist.manual.ru (Алгоритмы, методы, исходники)

alglib.sources.ru (Библиотека алгоритмов)

mathprog.narod.ru (Математика и программирование)

computer-museum.ru (Виртуальный компьютерный музей)

inf.1september.ru (Газета «Информатика» издательского дома «Первое сентября»)

rain.ifmo.ru/cat/ (Дискретная математика: алгоритмы (проект Computer Algorithm Tutor)

infojournal.ru/journal.htm (Журнал «Информатика и образование»)

ipo.spb.ru/journal/ (Журнал «Компьютерные инструменты в образовании»)

problems.ru/inf/ (Задачи по информатике сайт МЦНМО)

klyacsa.net (Клякс@.net: Информатика в школе. Компьютер на уроках)

ips.ifmo.ru (Российская Интернет-школа информатики и программирования)

test.specialist.ru (Онлайн тестирование и сертификация по информационным технологиям (Центр компьютерного обучения «Специалист»)


  1. Список литературы

  • Абрамов С.А. Начала информатики. - Москва: Наука, 1990

  • Арсак Ж. Программирование игр и головоломок. - Москва: Наука, 1990

  • Горячев А.В. Практикум по информационным технологиям.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003

  • Шелепаева А.Х. Поурочные разработки по информатике. 8-9 классы. - М.: ВАКО, 2005

© 2010-2022