Творческий отчет учителя информатики

Сегодняшний день трудно представить без компьютера. За последнее время компьютер стал необходимым инструментом в самых разных сферах человеческой деятельности. Сейчас поток информации настолько велик, чтобы обучить молодежь глубоко и на всю жизнь невозможно. Современное общество характеризуется стремительным распространением  коммуникационных  сетей, технических инноваций, многие из которых сейчас предваряют свое время. Сейчас уже становится ясным, что адаптация личности в той среде, в которой о...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Отчет по самообразованию

учителя информатики

Михайловской средней школы сш

Дюсекеевой А.Б.


Сегодняшний день трудно представить без компьютера. За последнее время компьютер стал необходимым инструментом в самых разных сферах человеческой деятельности. Сейчас поток информации настолько велик, чтобы обучить молодежь глубоко и на всю жизнь невозможно. Современное общество характеризуется стремительным распространением коммуникационных сетей, технических инноваций, многие из которых сейчас предваряют свое время. Сейчас уже становится ясным, что адаптация личности в той среде, в которой она осуществляет свою жизнедеятельность, - весьма непростой процесс, жизнь в современном обществе требует от человека гибкости мышления, сообразительности, развитого мышления, способности изобрести что-то новое. В настоящее время разрабатывается новое направление - педагогика индивидуальности (О.С. Гребенюк, Н.В. Ковалева, Г.И. Ибрагимов и др.), исследующая психические качества человека на всех этапах его развития. Происходит переориентация образования на развитие творческой личности.

Моя тема по самообразованию «Творческая работа учащихся на уроках информатики». Работая по данной теме, я стараюсь вовлечь каждого ученика в активный познавательный, творческий процесс.

Большая часть учащихся воспринимает информатику как «учебно-развлекательный» предмет, поэтому стараюсь сделать преподавание базового курса информатики интересным, наглядным, изучаемый материал - запоминающимся надолго, а не на один урок. Одним из методов, позволяющих добиваться положительной мотивации к учению и хороших результатов в активации познавательных процессов, является проектный метод.

Метод проектов (в пер. с греч. «путь исследования») - это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на самоорганизацию личности путем развития его интеллектуальных и физических возможностей, профессионально важных качеств и творческих способностей в процессе создания. Я выстраиваю алгоритм темы над которой будем работать: 1. изучение теоретического материала, 2. выполнение тренировочных упражнений, 3. выполнение практической работы, 4. творческая работа (проект).

Так, при изучении темы «Графический редактор Paint» после разбора теоретического материала учащимся предлагают выполнить следующие проекты: «Чертеж дома вашей мечты» и «Поздравительная открытка». Подготовительным этапом работы над проектами является выполнение тренировочных упражнений для освоения основных приемов работы в графическом редакторе MS Paint, подготовка чертежа открытки на бумаге. Практическую часть работы выполняют за компьютером с использованием изученных основных приемов работы в графическом редакторе: рисования прямых и кривых линий, окружностей и эллипсов, прямоугольников, операций копирования, вырезки, вставки фрагментов рисунка и других простейших операций.

На уроке чаще всего приходится использовать групповую форму работы, т.к. дети редко сидят за компьютерами по одному, поэтому ученикам приходится решать, кроме образовательной, коммуникативную задачу - необходимо прийти к общему мнению, наметить и согласовать план работы, выполнить её. Чем больше возникает споров и обсуждений, тем совершеннее получается работа, тем лучше результат. Отработка навыков работы в графическом редакторе MS Paint с использованием метода проектов позволяет добиваться лучших результатов, чем при работе с обычными упражнениями.

При изучении текстового процессора (Word) стараюсь подобрать такие задания, тексты, которые были бы интересны и познавательны учащимся. В этом случае не подойдет простое, механическое перепечатывание чужого, часто скучного и непонятного текста, а вот увидеть собственный текст в печатном виде, да еще красиво оформленным, без ошибок, с иллюстрациями приятно каждому.

Для создания компьютерных презентаций традиционно используется приложение MS Power Point. Учащимся предлагается создать презентацию на заданную тему (обычно это одна из нескольких тем - «Устройство компьютера», «Моя семья», «Наша школа»).

В этом учебном году ученики 10 класса создали презентации: «Редкие животные Казахстана», «Послание Президента», «Михайловская сш», «Работа Организации детского движения», «Стихотворения, посвященные Казахстану». Помогали форматировать другие презентации.

В моей практике есть метод традиционного обучения, который ориентирован на использование опыта практической деятельности человека в процессе познания. Это практический метод, который, включает:

  1. опыт

  2. упражнение

Упражнение - неоднократное повторение действия с целью формирования умения или навыка. Упражнения помогают развивать память, внимание, формируют качества личности, необходимые каждому школьнику - усидчивость, целеустремленность, наблюдательность.

С целью закрепления изученного материала пользуюсь следующими методами контроля знаний на уроках информатики. Как ни в каком учебном предмете в информатике необходимо различать теоретические знания с практическими навыками работы. В качестве основных методов проверки теоретических знаний использую устный опрос, письменную проверку и тестирование. Для оценивания практических навыков использую практическую работу. В качестве нетрадиционных методов контроля использую сочинение, словарный диктант. В качестве итогового контроля может быть использован проект, где будут отражены как теоретические знания учащихся, так и уровень прикладных навыков работы с различными программными продуктами.

Самостоятельная творческая работа проверяет определенные знания, умения работы в некоторой области, но и развивает творческие способности ребят, так необходимые в современной жизни (например, создание кроссвордов в графическом редакторе).

Особый вид контроля - цифровой диктант, который позволяет не только проверить уровень усвоения темы, но также способствует развитию логического мышления, внимания. В ходе такого диктанта учитель читает высказывание, если ученик считает его истинным, он молча ставит в карточке 1, если нет - 0. Ответы группируются тройками чисел, например 110, которые можно быстро проверить.

На каждом уроке применяю здоровье сберегающие технологии - физминутки, упражнения по снятию напряжения и утомляемости, разминки для рук, глаз.

С учителями начальных классов провожу интегрированные уроки: информатика + трудовое обучение (вводное занятие «Знакомство с компьютером», «Возможности ПК»), информатика + рисование (рисунки в графическом редакторе Paint). В 7 классе интересно начинаю раздел- знакомство с клавиатурой «Путешествие по клавишам».

В результате своей работы по теме: «Творческая работа учащихся на уроках информатики» мною накоплена методическая литература, различные упражнения, лабораторные работы и тесты на определенную тему, выставка работ учащихся.

В данное время продолжаю работать по теме самообразования, так как считаю, что она актуальна в настоящее время. Продолжаю работу над пополнением методической копилки и дидактического материала.

© 2010-2022