Конспект урока с элементами исследовательской деятельности: Молоко и его свойства

В этой работе вы сможете познакомиться с уроком основанным на элементах исследовательской деятельности "Молоко и его свойства". Ниже перечислены цели и задачи урока:  Цели и задачи урока: ознакомить с одомашниванием животных;   ознакомить с питательной ценностью молока; ознакомить с разнообразием молока разных уголков страны;  научить приемам исследования - определять достоинства и недостатки исследуемых объектов;   научить составлять дизайн-анализ; прививать навыки бережного отношения к продукт...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока с элементами исследовательской деятельности: Молоко и его свойстваКонспект урока с элементами исследовательской деятельности: Молоко и его свойстваКонспект урока с элементами исследовательской деятельности: Молоко и его свойстваКонспект урока с элементами исследовательской деятельности: Молоко и его свойстваКонспект урока с элементами исследовательской деятельности: Молоко и его свойстваКонспект урока с элементами исследовательской деятельности: Молоко и его свойстваКонспект урока с элементами исследовательской деятельности: Молоко и его свойстваКонспект урока с элементами исследовательской деятельности: Молоко и его свойстваКонспект урока с элементами исследовательской деятельности: Молоко и его свойстваКонспект урока с элементами исследовательской деятельности: Молоко и его свойстваКонспект урока с элементами исследовательской деятельности

по технологии в 6 классе

Раздел: «Кулинария»

Тема урока: Молоко и его свойства

Место урока в системе: текущий

Цели и задачи урока:

  • ознакомить с историей молока

  • ознакомить с питательной ценностью молока

  • ознакомить с разнообразием молока разных уголков страны

  • научить приемам исследования - определять достоинства и недостатки исследуемых объектов

  • научить составлять дизайн-анализ

  • прививать навыки бережного отношения к продуктам питания

Тип урока: комбинированный, освоение новых знаний

Форма организации учебной деятельности: коллективная, индивидуальная, групповая

УМК: Технология 5 класс. Учебник для учащихся общеобразовательной школы. Под ред. Симоненко В.Д. Москва «Вентана-Граф, 2013г. Дидактический материал

Средства наглядности: презентация: «Виды молочных продуктов и их получение», молоко в упаковках

Оборудование: ПК, проектор, таблица «Свойства молока», плакат «Правила безопасности и гигиены на уроках технологии», учебник, рабочая тетрадь.

Технология: «Метод проектов», атрибутный метод исследования, элементы игры.

План урока:

  1. История молока

  • Разновидности молока

  • Состав питательных веществ

  • Национальное разнообразие молока

  • Пищевая ценность молока

  1. Исследование ассортимента молока (атрибутный метод).

  • Составление дизайн-анализа

  • Выявление предпочтений

Ход урока

  1. Организация урока.

  2. Сообщение темы и цели урока.

Учитель: На прошлом уроке, говоря о пищевой ценности продуктов, мы не раз упоминали молоко, которое богато макро и микроэлементами. Сегодня на уроке мы познакомимся с историей молока, с его питательной ценностью, с разнообразием молока и молочных продуктов, научимся приемам исследования - определять достоинства и недостатки исследуемых объектов и составлять дизайн-анализ.

  1. Изучение нового материала.

Учитель: Академик Иван Петрович Павлов однажды заметил: «Молоко - это изумительная пища, приготовленная самой природой».

Сколько же лет молоку? У молока своя длинная история. При раскопках на Украине археологи находят подойники, отстойники для приготовления творога. По ним можно судить, как давно, больше 5000 лет назад, пользовались молоком.
Возле становища первобытного человека появились стада одомашненных коров.
Долгое время коровы ходили под ярмом: обрабатывали поля, возили поклажу и давали мало молока. Но около 500 лет назад в северных областях нашей страны было уже много молочных коров. Народ-труженик одарил их особой любовью: «Коровушка-поилица, кормилица», «Корова во дворе - обед на столе», - говорили о них народные пословицы. Немало пришлось потрудиться, чтобы выбрать лучших и постепенно вывести молочные породы.
А теперь большинство людей пьют коровье молоко. Почти 10 тысяч литров потребляет человек за всю жизнь.
Какие пословицы вы знаете о молоке? (ответы учащихся)

Молоко бывает разное: козье, овечье, молоко верблюдиц, оленье. Пьют молоко ослиц, буйволиц, лам и других животных.

Полезно знать...

Молоко овцы содержит жира в 2 раза больше, чем коровье. Специфический вкус молоку придают каприловая и капроновая жирные кислоты, которых в овечьем молоке больше, чем в коровьем. Молоко овцы используется для производства мягких и некоторых твердых сыров.

Молоко козы по составу и питательности близко к коровьему молоку. Используется как лечебно-профилактический продукт.

Молоко лошади содержит меньше жира, белка, минеральных веществ, чем коровье молоко, зато сахара в 1,5 раза, а витаминов в 10 раз больше.


В наши дни каждый знает, что молоко полезно, но насколько полезно, мало кто сможет сказать. Знаете ли вы, что молоко - это единственный напиток в мире, который содержит такое большое количество питательных веществ естественного происхождения продуктов. Не зря Гиппократ говорил: «В молоке - совершенство».

(доклад учащегося: «Свойства молока»).

На Кавказе, например, популярно козье или овечье молоко. Оно пьётся свежим, либо перерабатывается в различные виды сыров и йогурта. По сравнению с молоком других домашних животных, молоко овец более жирное и концентрированное. Оно белее молока коровы, т.к. в его жирах не содержится пигмента каротина. В нём содержится большое количество аминокислот, витаминов группы B, витаминов A,C,D,E, минеральных веществ, и в особенности кальция

В Средней Азии - молоко верблюдиц, оно обладает высокой пищевой ценностью, так как в нем содержится много полезных минералов - железа, фосфора, серы и кальция. По сравнению с коровьим молоком в молоке верблюда содержится в три раза больше витаминов C и D, а лактозы (молочного сахара) и казеина, напротив - меньше.

На Севере в большом почете оленье молоко, оно более насыщено жирами, белками, минеральными веществами, чем другие виды молока, поэтому оно значительно гуще, чем коровье или даже козье. Жир, содержащийся в оленьем молоке - это так называемый «образцовый жир», так как в отличие от трудно усвояемых жиров (например, свиного или бараньего) он легко перерабатывается организмом и усваивается на 98%.
Это должен знать каждый!

Важнейшая роль молока и молочных продуктов в питании человека заключается в обеспечении организма кальцием, витаминами В2, А, полноценным белком. Без их потребления трудно набрать в дневном рационе питания необходимое для человека количество кальция и витамина В2. Они важны для роста и развития детей и подростков, для формирования скелета и зубов.

(презентация учащихся: «Виды молочных продуктов и их получение»).

Физкультминутка (проводит дежурный учащийся под музыкальную фонограмму)

Мы ладонь к глазам приставим, Через левое плечо!

Ноги крепкие расставим. Все девчонки дружно встали

Поворачиваясь вправо. И на месте зашагали.

Оглядимся величаво. На носочках потянулись

И налево надо тоже И друг к другу повернулись.

Поглядеть из-под ладошек. Как пружинки мы присели

И направо! И еще А потом тихонько сели.

Продолжаем урок, ответьте, что можно приготовить из молока? (ответы учащихся)

В проектах по кулинарии вы разрабатываете меню завтрака, где обязательно присутствует каша. Какое молоко лучше использовать?

Мы проведем исследование молока, которое продают в наших магазинах.

Давайте представим, что мы находимся на аукционе молока. Все вы - представители торговых фирм и должны выбрать молоко для своих покупателей, а я,- представитель фирмы производителя молока.

Вам необходимо выбрать качественное, полезное, вкусное и не очень дорогое молоко из предложенного производителем ассортимента.

Что вы будете исследовать? Составим план в виде «звездочки» обдумывания (приложение 1)

Учитель вместе с учениками определяет и записывает на доске название позиций, по которым будет проводиться исследование.

Учитель раздает листы с таблицей, которую будут заполнять ученики в процессе исследования (приложение 2).

Уважаемые «эксперты», приступаем к исследованию.

На столе несколько упаковок молока. Берем первую упаковку.

1.На что мы обращаем внимание в первую очередь, когда выбираем молоко? (На форму, на название, на внешний вид, на упаковку, на завод изготовитель).

В заголовке первой графы исследования записываем «Название, завод изготовитель»

В первой графе пишем: Молоко питьевое пастеризованное, ОАО «Копейский молочный завод» Делаем зарисовку упаковки.

Теперь, нальём молоко и рассмотрим: цвет, понюхаем, попробуем на вкус.

2.Что запишем в следующую графу? Вкус, запах, цвет.

Вам понравился вкус и аромат? Учащиеся высказывают свое мнение о вкусе молока (ароматный, сладковатый вкус, цвет белый).

Запишите ваши впечатления во вторую графу. Ароматное, сладковатое, вкусное, белое.

3.В следующую графу запишем пищевую ценность. Найдем ее на упаковке.

Пищевая ценность на 100 г продукта: жира - 2,5 г, белка - 2,8 г, углеводов -4,7 г, энергетическая ценность - 53 ккал.

4.Что входит в состав и отчего оно такое вкусное?

Заголовок следующей графы: Состав продукта. Найдем его на упаковке.

(молоко цельное, молоко обезжиренное)

5.Следующая графа: Упаковка - рассмотрим ее. Это картонная коробка с фирменным знаком производителя, со штрих кодом, запаянная. Запишем.

6.Следующая графа: Вес. Ищем вес на упаковке - 1000г. Записываем.

7.Следующая графа: Цена. Она указана на чеке магазина -42рубля.

8.Какую форму упаковки вы зарисовали? Назовем ее «прямоугольник» и заполним следующую графу.

9.Последняя графа Сумма баллов.

Оцените, пожалуйста, все характеристики молока Копейского молочного завода по 5-бальной шкале.

Учащиеся (участники аукциона) высказывают свое мнение и оценивают каждую позицию: оценки за пищевую ценность, цену по 3 балла. Сумма балов: 39.

Уважаемые «представители фирм», почему снизили баллы за пищевую ценность и цену, молока?

Потому что жирность всего 2,5% и калорийность всего 53, а цена довольно высокая для местного производителя.

Продолжаем исследование.

Фирма ТОО «Милх» предлагает вашему вниманию молоко «Новый день» Проделаем те же операции. Записываем название, завод-изготовитель, пробуем на вкус, аромат. Записываем пищевую ценность, состав продуктов, рассматриваем упаковку, вес, стоимость, форму, проставляем баллы и считаем сумму баллов.

Максимальные баллы даны за пищевую ценность, состав продукта, упаковку и форму. Итого: 42 балла.

4.Закрепление изученного материала.

А теперь разделимся на группы по 4 человека и самостоятельно проведем исследование по ассортименту: молоко питьевое «Первый вкус», молоко, пастеризованное питьевое «Простоквашино», молоко «Домик в деревне» (учащиеся садятся по группам, исследуют и оценивают молоко в баллах).

Учитель обходит группы, отвечает на вопросы, делает замечания.

В конце работы учитель обращается к учащимся:

Уважаемые «представители торговых фирм», какое молоко, по вашему мнению, больше всего подойдет для каши и понравится вашим покупателям? Обоснуйте свой выбор, сделав запись в таблицах. Начните со слов: «мне больше понравилось….. Так как……»

Послушаем несколько мнений (учащиеся зачитывают свои записи). Понравилось молоко «Простоквашино», «Домик в деревне».

Молодцы! Вы справились со своей ролью «экспертов». Именно эти виды молока лучше всего подходят для приготовления молочной каши.

Таблица, которую мы составили, называется «Дизайн-анализ».

В ваших проектах вы тоже будете проводить исследование, и составлять дизайн-анализ различных изделий. Теперь вы это умеете делать.

4.Обобщение. Анализ урока.

Вы познакомились с некоторыми видами молока, производимыми в нашей области. Узнали, какими свойствами обладает молоко, оценили вкус и стоимость. Определили, какое молоко лучше подойдет для каши. Мы составили дизайн-анализ молока. Постарайтесь почаще включать в свой рацион молоко и блюда из молока и тогда вы всегда будете здоровы, бодры и веселы.

- Вам понравилась работа, которой мы занимались на уроке?

- Где пригодятся вам знания, полученные на уроке?

Выставление оценок.

Домашнее задание: Предложить учащимся приготовить молочную кашу, составить инструкционную карту в тетради. Окончание урока

«Звездочка» обдумывания. Приложение 1

Название

Завод производитель

Форма

Вес

Стоимость

Упаковка

Молоко

Состав продуктов

Запах

Вкус

Цвет



Приложение 2

Дизайн - анализ молока

Название

Завод производит

Вкус

Цвет

Пищевая ценность

Состав продуктов

Упаковка

Вес

Цена

Форма

Сумма баллов









pleschool.ru/teachers/%D0%A8%D0%B0%D0%B1%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%20%D0%9C%D0%93.doc

alba-timm.ru/articles-52.html

wapref.ru/referat_yfsujgotratyyfsotr.html



© 2010-2022