Рабочая программа по информатике и ИКТ 8 класс

Рабочая программа   по информатике и ИКТ   8 класс       Учитель информатики:   Зимарёва М.М.         2014-2015учебный год   Пояснительная записка   Рабочая программа по информатике составлена на основе авторской программы Угриновича Н.Д.с учетом примерной программы основного общего образования по курсу «Информатика» и кодификатора элементов содержания для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена.  
Раздел Информатика
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Клёмовская средняя школа»

Серебряно-Прудский район Московской области

«Утверждаю»

и.о. директора школы

________/Е.С. Поварова/

Приказ №__ от «__»_________2014г.



Рабочая программа

по информатике и ИКТ

8 класс





Учитель информатики:

Зимарёва М.М.



2014-2015 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике составлена на основе авторской программы Угриновича Н.Д. с учетом примерной программы основного общего образования по курсу «Информатика» и кодификатора элементов содержания для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена.

Изучение базового курса информатики рекомендуется проводить на второй ступени общего образования. В Федеральном базисном учебном плане предусматривается выделение 105 учебных часов на изучение курса «Информатика» в основной школе.

В нашей школе выбран вариант Федерального БУПа, по которому курс информатики изучается в течение двух лет: в 8 класс 1 час в неделю (35 часов в год), в 9 классе 2 часа в неделю (70 часов в год);

Программа курса «Информатика» предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика» на этапе основного общего образования являются:

 определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов;

 комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;

 использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных;

 владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками, объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива, учет особенностей различного ролевого поведения).

Большое внимание уделяется формированию у учащихся алгоритмического и системного мышления, а также практических умений и навыков в области информационных и коммуникационных технологий. Практические работы выделены в отдельный раздел Компьютерный практикум, ориентированный на выполнение в операционной системе Linux. В тематическом планировании курса в каждой теме указаны работы компьютерного практикума, содержащиеся в учебниках, главы учебников и необходимое для выполнения компьютерного практикума программное обеспечение для различных операционных систем.

Программой предусмотрено проведение:

8 класс

практические работы

14

контрольные работы

6

творческие работы

1

Преподавание обновленного курса «Информатика» ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:

 Угринович Н.Д. Информатика: учебник для 8 класса / Н.Д. Угринович.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. - 154 с.: ил.

Формы организации учебного процесса

Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или компьютерных практических заданий рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 10-25 мин. и направлены на отработку отдельных технологических приемов и практикумов - интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Всего на выполнение различных практических работ отведено более половины учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность. Работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель.

Формы текущего контроля знаний, умений, навыков;
промежуточной и итоговой аттестации учащихся

Все формы контроля по продолжительности рассчитаны на 10-40 минут.

Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.

Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме контрольной работы, тестирования, выполнения зачетной практической работы.

Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала в форме, определяемой Положением образовательного учреждения- контрольной работы.

Требования к подготовке школьников в области информатики и информационных технологий в 8 классе

Учащиеся должны:

 для объектов окружающей действительности указывать их признаки - свойства, действия, поведение, состояния;

 называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;

 осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку - основанию классификации;

 понимать смысл терминов «система», «системный подход», «системный эффект»;

 приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;

 понимать смысл терминов «модель», «моделирование»;

 иметь представление о назначении и области применения моделей;

 различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;

 приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;

 уметь «читать» (получать информацию) информационные модели разных видов: таблицы, схемы, графики, диаграммы и т.д.;

 знать правила построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;

 знать правила построения диаграмм и уметь выбирать тип диаграммы в зависимости от цели её создания;

осуществлять выбор того или иного вида информационной модели в зависимости от заданной цели моделирования;

 приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;

 давать характеристику формальному исполнителю, указывая: круг решаемых задач, среду, систему команд, систему отказов, режимы работы;

 осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;

 выполнять операции с основными объектами операционной системы;

 выполнять основные операции с объектами файловой системы;

 уметь применять текстовый процессор для создания словесных описаний, списков, табличных моделей, схем и графов;

 уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования образных информационных моделей;

 выполнять вычисления по стандартным и собственным формулам в среде электронных таблиц;

 создавать с помощью Мастера диаграмм круговые, столбчатые, ярусные, областные и другие диаграммы, строить графики функций;

 для поддержки своих выступлений создавать мультимедийные презентации, содержащие образные, знаковые и смешанные информационные модели рассматриваемого объекта.

Тематическое планирование по информатике и ИКТ в 8 классе.

(1 ч. в неделю, 35 ч. в год)

Тема урока

Кол.час.

Д/з



фактич.

Информация и информационные процессы.

8




1

Вводный инструктаж по ТБ в кабинете. Информация в живой и неживой природе.

1

1.1.1

1.1.2



2

Человек и информация. Информационные процессы в технике.

1

1.1.3

1.1.4



3

Знаки: форма и значение. Знаковые значения

1

1.2.1

1.2.2



4

Кодирование информации. Повторение материала.

1

1.2.3Инд зад.



5

Вводный контроль

1



6

Количество информации. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 1.2 «Перевод единиц измерения количества информации с помощью калькулятора».

1

1.3.1

1.3.2



7

Алфавитный подход к определению количества информации. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 1.1 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера».

1

1.3.3



8

Контрольная работа №1 по теме «Информация и информационные процессы»

1



Кодирование текстовой и графической информации

4



9

Кодирование текстовой информации. Инструктаж по ТБ. Практическая работа 2.1 «Кодирование текстовой информации.»

1

2.1



10

Кодирование графической информации. Пространственная дискретизация. Инструктаж по ТБ. Практическая работа 2.2 «Кодирование графической информации»

1

2.2.1



11

Растровые изображения на экране монитора. Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB

1

2.2.2, 2.2.3



12

Контрольная работа №2 по теме «Кодирование текстовой и графической информации.»

1



Кодирование и обработка звука, цифрового фото и видео.

4



13

Кодирование и обработка звуковой информации. Инструктаж по ТБ. Практическая работа 3.1 «Кодирование и обработка звуковой информации»

1

3.1



14

Цифровое фото и видео. Инструктаж по ТБ. Практическая работа 3.2 «Захват цифрового фото и создание слайд-шоу».

1

3.2



15

Инструктаж по ТБ. Практическая работа 3.3 «Редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа»

1



16

Контрольная работа №3 по теме «Кодирование и обработка звука, цифрового фото и видео.»

1



Кодирование и обработка числовой информации

7


17

Кодирование числовой информации. Представление числовой информации с помощью систем счисления.

1

4.1, 4.1.1



18

Арифметические операции в позиционных системах счисления. Двоичное кодирование чисел в компьютере. Инструктаж по ТБ. Практическая работа 4.1 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора»

1

4.1.2, 4.1.3



19

Электронные таблицы. Основные параметры, типы и форматы данных электронных таблиц

1

4.2, 4.2.1,

4.2.2



20

Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Встроеные функции. Инструктаж по ТБ. Практическая работа 4.2 «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах»

1

4.2.3, 4.2.4



21

Инструктаж по ТБ. Практическая работа 4.3

«Создание таблиц значений функций в электронных таблицах»

1

4.2.4



22

Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах. Инструктаж по ТБ. Практическая работа 4.4«Построение диаграмм различных типов»

1

4.3



23

Контрольная работа №4 по теме «Кодирование и обработка числовой информации

1



Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных

3


24

Базы данных в электронных таблицах. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах.

1

5.1, 5.2



25

Инструктаж по ТБ. Практическая работа 5.1«Сортировка и поиск данных в электронных таблицах»

1



26

Контрольная работа №5 по теме «Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных

1



Коммуникационные технологии и разработка Web-сайтов

8



27

Передача информации. Локальные компьютерные сети. Инструктаж по ТБ. Практическая работа 6.1 «Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенном к локальной сети»

1

6.1, 6.2



28

Глобальная компьютерная сеть Интернет. Состав Интернета. Адресация в Интернете.

1

6.3.1, 6.3.2



29

Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям. Инструктаж по ТБ. Практическая работа 6.2 «География» Интернета

1

6.3.3



30

Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML. Web-страницы и Web-сайты. Структура Web- страницы

1

6.4.1, 6.4.2



31

Форматирование текста и вставка изображения в Web-страницы

1

6.4.3, 6.4.4



32

Гиперссылки на Web-страницах. Списки на Web-страницах

1

6.4.5, 6.4.6



33

Интерактивные формы на Web-страницах. Инструктаж по ТБ. Практическая работа 6.3 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML»

1

6.4.7



34

Итоговая контрольная работа. №4

1



35

Резерв

1



ИТОГО:

35









Содержание курса информатики и ИКТ

1. Информация и информационные процессы - 8 ч

Информация в природе, обществе и технике. Информация и информационные процессы в неживой природе. Информация и информационные процессы в живой природе. Человек: информация и информационные процессы. Информация и информационные процессы в технике. Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаки: форма и значение. Знаковые системы. Кодирование информации. Количество информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания. Определение количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации.

Практические работы:

Практическая работа № 1 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера».

Практическая работа № 2 «Перевод единиц измерения количества информации с помощью калькулятора».

2. Кодирование текстовой и графической информации - 4 ч

Кодирование текстовой информации. Кодирование графической информации. Пространственная дискретизация. Растровые изображения на экране монитора. Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB.

Практические работы:

Практическая работа № 3 «Кодирование текстовой информации».

Практическая работа № 4 «Кодирование графической информации».

3. Кодирование и обработка звука, цифрового фото и видео - 4 ч

Кодирование и обработка звуковой информации. Цифровое фото и видео.

Практические работы:

Практическая работа № 5 «Кодирование и обработка звуковой информации».

Практическая работа № 6 «Захват цифрового фото и видео».

Практическая работа № 7 «Редактирование цифрового видео с использованием нелинейного видеомантажа».

4. Кодирование и обработка числовой информации - 7 ч

Кодирование числовой информации. Представление числовой информации с помощью систем счисления. Арифметические операции в позиционных системах счисления. Двоичное кодирование чисел в компьютере. Электронные таблицы. Основные параметры электронных таблиц. Основные типы и форматы данных. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Встроенные функции. Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах.

Практическая работа № 8 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора».

Практическая работа № 9 «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах».

Практическая работа № 10 «Создание таблиц значений функций в электронных таблицах».

Практическая работа № 11 «Построение диаграмм различных типов».

5. Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных - 3 ч

Базы данных в электронных таблицах. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах.

Практическая работа № 12 «Сортировка и поиск данных в электронных таблицах».

6. Коммуникационные технологии и разработка WEB-сайтов - 8 ч

Передача информации. Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть Интернет. Состав Интернета. Адресация Интернета. Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям. Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML. Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. Формирование текста на Web-странице. Вставка изображений в

Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницы. Списки на Web-страницах. Интерактивные формы на Web-страницах.

Практическая работа № 13 «Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенном к локальной сети».

Практическая работа № 14 «География Интернета».

Практическая работа № 15 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».

Формы и средства контроля

Тематический контроль

Тематика

Вид

Форма

8 класс

1

Информация и информационные процессы

Контрольная работа, вводный контроль

2

Кодирование текстовой и графической информации информации

контрольная работа

3

Кодирование и обработка звука, цифрового фото и видео

контрольная работа

4

Кодирование и обработка числовой информации

контрольная работа

5

Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных

контрольная работа

6

Коммуникационные технологии и разработка Web-сайтов

контрольная работа


Творческая работа учащихся

Разработка сайта с использованием языка разметки текст HTML

Задание: Самостоятельно придумать тематику сайта.

Реализуйте свой проект средствами графического редактора и Web-редактора. Подготовьтесь представить свою работу товарищам по классу Практические работы

В учебнике 8 класса Угринович Н.Д. представлены тексты практических работ.

Требования к подготовке выпускников в области информатики.

В результате изучения информатики и ИКТ ученик должен

знать/понимать

 виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;

 единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;

 основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;

 программный принцип работы компьютера;

 назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь

 выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;

 оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;

 оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

 создавать информационные объекты, в базе данных;

 искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

 пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

 создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе - в форме блок-схем);

 проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;

 создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

 организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

 передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

Перечень учебно-методических средств обучения

1.Угринович Н.Д. Информатика: учебник для 8 класса / Н.Д. Угринович. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. - 154 с.: ил.

Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы

Аппаратные средства

Компьютер

Проектор

Принтер

Модем

Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь.

Программные средства

Операционная система - Linux.

Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).

Программа-архиватор.

Клавиатурный тренажер.

Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.

Простая система управления базами данных.

Система автоматизированного проектирования.

Виртуальные компьютерные лаборатории.

Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).

Система программирования.

Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).

Браузер (входит в состав операционных систем или др.).

Программа интерактивного общения.

Простой редактор Wеb-страниц



«Рассмотрено» «Согласовано»

на Методическом совете Зам. директора по учебной работе

Протокол №1 от 30.08.2014г. _____________/Г.А. Юдаева/

13

© 2010-2022