- Преподавателю
- Информатика
- Рабочая программа по информатике и ИКТ 8 класс
Рабочая программа по информатике и ИКТ 8 класс
Раздел | Информатика |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Зимарёва М.М. |
Дата | 17.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Клёмовская средняя школа»
Серебряно-Прудский район Московской области
«Утверждаю»
и.о. директора школы
________/Е.С. Поварова/
Приказ №__ от «__»_________2014г.
Рабочая программа
по информатике и ИКТ
8 класс
Учитель информатики:
Зимарёва М.М.
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике составлена на основе авторской программы Угриновича Н.Д. с учетом примерной программы основного общего образования по курсу «Информатика» и кодификатора элементов содержания для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена.
Изучение базового курса информатики рекомендуется проводить на второй ступени общего образования. В Федеральном базисном учебном плане предусматривается выделение 105 учебных часов на изучение курса «Информатика» в основной школе.
В нашей школе выбран вариант Федерального БУПа, по которому курс информатики изучается в течение двух лет: в 8 класс 1 час в неделю (35 часов в год), в 9 классе 2 часа в неделю (70 часов в год);
Программа курса «Информатика» предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика» на этапе основного общего образования являются:
определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов;
комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных;
владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками, объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива, учет особенностей различного ролевого поведения).
Большое внимание уделяется формированию у учащихся алгоритмического и системного мышления, а также практических умений и навыков в области информационных и коммуникационных технологий. Практические работы выделены в отдельный раздел Компьютерный практикум, ориентированный на выполнение в операционной системе Linux. В тематическом планировании курса в каждой теме указаны работы компьютерного практикума, содержащиеся в учебниках, главы учебников и необходимое для выполнения компьютерного практикума программное обеспечение для различных операционных систем.
Программой предусмотрено проведение:
-
8 класс
практические работы
14
контрольные работы
6
творческие работы
1
Преподавание обновленного курса «Информатика» ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:
Угринович Н.Д. Информатика: учебник для 8 класса / Н.Д. Угринович.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. - 154 с.: ил.
Формы организации учебного процесса
Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или компьютерных практических заданий рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 10-25 мин. и направлены на отработку отдельных технологических приемов и практикумов - интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Всего на выполнение различных практических работ отведено более половины учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность. Работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель.
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков;
промежуточной и итоговой аттестации учащихся
Все формы контроля по продолжительности рассчитаны на 10-40 минут.
Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме контрольной работы, тестирования, выполнения зачетной практической работы.
Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала в форме, определяемой Положением образовательного учреждения- контрольной работы.
Требования к подготовке школьников в области информатики и информационных технологий в 8 классе
Учащиеся должны:
для объектов окружающей действительности указывать их признаки - свойства, действия, поведение, состояния;
называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;
осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку - основанию классификации;
понимать смысл терминов «система», «системный подход», «системный эффект»;
приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;
понимать смысл терминов «модель», «моделирование»;
иметь представление о назначении и области применения моделей;
различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;
приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;
уметь «читать» (получать информацию) информационные модели разных видов: таблицы, схемы, графики, диаграммы и т.д.;
знать правила построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;
знать правила построения диаграмм и уметь выбирать тип диаграммы в зависимости от цели её создания;
осуществлять выбор того или иного вида информационной модели в зависимости от заданной цели моделирования;
приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
давать характеристику формальному исполнителю, указывая: круг решаемых задач, среду, систему команд, систему отказов, режимы работы;
осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;
выполнять операции с основными объектами операционной системы;
выполнять основные операции с объектами файловой системы;
уметь применять текстовый процессор для создания словесных описаний, списков, табличных моделей, схем и графов;
уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования образных информационных моделей;
выполнять вычисления по стандартным и собственным формулам в среде электронных таблиц;
создавать с помощью Мастера диаграмм круговые, столбчатые, ярусные, областные и другие диаграммы, строить графики функций;
для поддержки своих выступлений создавать мультимедийные презентации, содержащие образные, знаковые и смешанные информационные модели рассматриваемого объекта.
Тематическое планирование по информатике и ИКТ в 8 классе.
(1 ч. в неделю, 35 ч. в год)
№
Тема урока
Кол.час.
Д/з
фактич.
Информация и информационные процессы.
8
1
Вводный инструктаж по ТБ в кабинете. Информация в живой и неживой природе.
1
1.1.1
1.1.2
2
Человек и информация. Информационные процессы в технике.
1
1.1.3
1.1.4
3
Знаки: форма и значение. Знаковые значения
1
1.2.1
1.2.2
4
Кодирование информации. Повторение материала.
1
1.2.3Инд зад.
5
Вводный контроль
1
6
Количество информации. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 1.2 «Перевод единиц измерения количества информации с помощью калькулятора».
1
1.3.1
1.3.2
7
Алфавитный подход к определению количества информации. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 1.1 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера».
1
1.3.3
8
Контрольная работа №1 по теме «Информация и информационные процессы»
1
Кодирование текстовой и графической информации
4
9
Кодирование текстовой информации. Инструктаж по ТБ. Практическая работа 2.1 «Кодирование текстовой информации.»
1
2.1
10
Кодирование графической информации. Пространственная дискретизация. Инструктаж по ТБ. Практическая работа 2.2 «Кодирование графической информации»
1
2.2.1
11
Растровые изображения на экране монитора. Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB
1
2.2.2, 2.2.3
12
Контрольная работа №2 по теме «Кодирование текстовой и графической информации.»
1
Кодирование и обработка звука, цифрового фото и видео.
4
13
Кодирование и обработка звуковой информации. Инструктаж по ТБ. Практическая работа 3.1 «Кодирование и обработка звуковой информации»
1
3.1
14
Цифровое фото и видео. Инструктаж по ТБ. Практическая работа 3.2 «Захват цифрового фото и создание слайд-шоу».
1
3.2
15
Инструктаж по ТБ. Практическая работа 3.3 «Редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа»
1
16
Контрольная работа №3 по теме «Кодирование и обработка звука, цифрового фото и видео.»
1
Кодирование и обработка числовой информации
7
17
Кодирование числовой информации. Представление числовой информации с помощью систем счисления.
1
4.1, 4.1.1
18
Арифметические операции в позиционных системах счисления. Двоичное кодирование чисел в компьютере. Инструктаж по ТБ. Практическая работа 4.1 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора»
1
4.1.2, 4.1.3
19
Электронные таблицы. Основные параметры, типы и форматы данных электронных таблиц
1
4.2, 4.2.1,
4.2.2
20
Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Встроеные функции. Инструктаж по ТБ. Практическая работа 4.2 «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах»
1
4.2.3, 4.2.4
21
Инструктаж по ТБ. Практическая работа 4.3
«Создание таблиц значений функций в электронных таблицах»
1
4.2.4
22
Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах. Инструктаж по ТБ. Практическая работа 4.4«Построение диаграмм различных типов»
1
4.3
23
Контрольная работа №4 по теме «Кодирование и обработка числовой информации.»
1
Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных
3
24
Базы данных в электронных таблицах. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах.
1
5.1, 5.2
25
Инструктаж по ТБ. Практическая работа 5.1«Сортировка и поиск данных в электронных таблицах»
1
26
Контрольная работа №5 по теме «Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных.»
1
Коммуникационные технологии и разработка Web-сайтов
8
27
Передача информации. Локальные компьютерные сети. Инструктаж по ТБ. Практическая работа 6.1 «Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенном к локальной сети»
1
6.1, 6.2
28
Глобальная компьютерная сеть Интернет. Состав Интернета. Адресация в Интернете.
1
6.3.1, 6.3.2
29
Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям. Инструктаж по ТБ. Практическая работа 6.2 «География» Интернета
1
6.3.3
30
Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML. Web-страницы и Web-сайты. Структура Web- страницы
1
6.4.1, 6.4.2
31
Форматирование текста и вставка изображения в Web-страницы
1
6.4.3, 6.4.4
32
Гиперссылки на Web-страницах. Списки на Web-страницах
1
6.4.5, 6.4.6
33
Интерактивные формы на Web-страницах. Инструктаж по ТБ. Практическая работа 6.3 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML»
1
6.4.7
34
Итоговая контрольная работа. №4
1
35
Резерв
1
ИТОГО:
35
Содержание курса информатики и ИКТ
1. Информация и информационные процессы - 8 ч
Информация в природе, обществе и технике. Информация и информационные процессы в неживой природе. Информация и информационные процессы в живой природе. Человек: информация и информационные процессы. Информация и информационные процессы в технике. Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаки: форма и значение. Знаковые системы. Кодирование информации. Количество информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания. Определение количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации.
Практические работы:
Практическая работа № 1 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера».
Практическая работа № 2 «Перевод единиц измерения количества информации с помощью калькулятора».
2. Кодирование текстовой и графической информации - 4 ч
Кодирование текстовой информации. Кодирование графической информации. Пространственная дискретизация. Растровые изображения на экране монитора. Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB.
Практические работы:
Практическая работа № 3 «Кодирование текстовой информации».
Практическая работа № 4 «Кодирование графической информации».
3. Кодирование и обработка звука, цифрового фото и видео - 4 ч
Кодирование и обработка звуковой информации. Цифровое фото и видео.
Практические работы:
Практическая работа № 5 «Кодирование и обработка звуковой информации».
Практическая работа № 6 «Захват цифрового фото и видео».
Практическая работа № 7 «Редактирование цифрового видео с использованием нелинейного видеомантажа».
4. Кодирование и обработка числовой информации - 7 ч
Кодирование числовой информации. Представление числовой информации с помощью систем счисления. Арифметические операции в позиционных системах счисления. Двоичное кодирование чисел в компьютере. Электронные таблицы. Основные параметры электронных таблиц. Основные типы и форматы данных. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Встроенные функции. Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах.
Практическая работа № 8 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора».
Практическая работа № 9 «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах».
Практическая работа № 10 «Создание таблиц значений функций в электронных таблицах».
Практическая работа № 11 «Построение диаграмм различных типов».
5. Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных - 3 ч
Базы данных в электронных таблицах. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах.
Практическая работа № 12 «Сортировка и поиск данных в электронных таблицах».
6. Коммуникационные технологии и разработка WEB-сайтов - 8 ч
Передача информации. Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть Интернет. Состав Интернета. Адресация Интернета. Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям. Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML. Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. Формирование текста на Web-странице. Вставка изображений в
Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницы. Списки на Web-страницах. Интерактивные формы на Web-страницах.
Практическая работа № 13 «Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенном к локальной сети».
Практическая работа № 14 «География Интернета».
Практическая работа № 15 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».
Формы и средства контроля
Тематический контроль
-
№
Тематика
Вид
Форма
8 класс
1
Информация и информационные процессы
Контрольная работа, вводный контроль
2
Кодирование текстовой и графической информации информации
контрольная работа
3
Кодирование и обработка звука, цифрового фото и видео
контрольная работа
4
Кодирование и обработка числовой информации
контрольная работа
5
Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных
контрольная работа
6
Коммуникационные технологии и разработка Web-сайтов
контрольная работа
Творческая работа учащихся
Разработка сайта с использованием языка разметки текст HTML
Задание: Самостоятельно придумать тематику сайта.
Реализуйте свой проект средствами графического редактора и Web-редактора. Подготовьтесь представить свою работу товарищам по классу Практические работы
В учебнике 8 класса Угринович Н.Д. представлены тексты практических работ.
Требования к подготовке выпускников в области информатики.
В результате изучения информатики и ИКТ ученик должен
знать/понимать
виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
программный принцип работы компьютера;
назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
создавать информационные объекты, в базе данных;
искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе - в форме блок-схем);
проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
Перечень учебно-методических средств обучения
1.Угринович Н.Д. Информатика: учебник для 8 класса / Н.Д. Угринович. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. - 154 с.: ил.
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства
Компьютер
Проектор
Принтер
Модем
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь.
Программные средства
Операционная система - Linux.
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
Программа-архиватор.
Клавиатурный тренажер.
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
Простая система управления базами данных.
Система автоматизированного проектирования.
Виртуальные компьютерные лаборатории.
Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
Система программирования.
Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
Программа интерактивного общения.
Простой редактор Wеb-страниц
«Рассмотрено» «Согласовано»
на Методическом совете Зам. директора по учебной работе
Протокол №1 от 30.08.2014г. _____________/Г.А. Юдаева/
13