- Преподавателю
- Информатика
- Разработка урока по теме Алгоритмы 7 кл
Разработка урока по теме Алгоритмы 7 кл
Раздел | Информатика |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Гайдамакина .Ю. |
Дата | 04.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 28» г. Сыктывкара (МАОУ «СОШ № 28)
«28 №-а шöр школа» муниципальнöй асъюралана велöдан учреждение
(28 №-а ШШ» МАВУ)
Методическая разработка урока по информатике.
Тема: «Алгоритм. Свойства алгоритма. Блок-схемы»
Автор:
Иванов Юрий Иванович, учитель информатики МАОУ «СОШ № 28» г. Сыктывкара
Сыктывкар, 2014
Оглавление
Введение
Актуальность: Выбор темы разработки обусловлен тем, что в течение всего периода преподавания информатики в школе (с 1985 года) актуальность темы «Алгоритмизация и программирование» претерпела значительные изменения. В силу некоторых обстоятельств: наличия теоретической базы предмета и технического обеспечение кабинета информатики, значимость преподавания темы в последние годы значительно снизилась. Точнее, уменьшилось количество уроков, отводимых на изучение этой темы в старших классах. Большая часть времени отводится на преподавание тем цикла «Информационные и коммуникационные технологии». Наряду с этим нисколько не изменились требования к уровню усвоения знаний и умений этого раздела программы по информатике, так как он остается основой фундаментальных знаний по предмету.
Данная тема может изучаться в разделе «Алгоритмизация» в 5-9 классах в зависимости от учебного плана школы основного общего образования.
Пояснительная записка
Цель: Ознакомление обучающихся с понятием алгоритма, его свойств, исполнителя алгоритма.
Задачи:
-
Образовательные: обеспечить усвоение понятий алгоритм, исполнитель, свойства алгоритма, дать представление о блок-схемах алгоритмов.
-
Развивающие: способствовать развитию алгоритмического мышления, внимательности, информационной культуры
-
Воспитательные: формировать способность к самостоятельной работе, самоконтролю и правильной организации рабочего времени, содействовать профориентации учеников.
Учащиеся должны знать:
-
что такое алгоритм; в чем состоят основные свойства алгоритма;
-
способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;
Учащиеся должны уметь:
-
понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;
-
выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;
-
составлять линейные алгоритмы для исполнителя.
Оборудование: компьютеры, мультимедийный проектор.
Продолжительность проведения: 45 мин.
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Тип урока: Урок объяснения нового материала и первичного закрепления знаний.
Ход занятия
1.Организационный момент 3 минуты
2. Актуализация знаний 3 минуты
3. Изучение нового материала 20 минут
4. Осмысление и применение изученного материала 16 минут
5. Итоги урока/Домашнее задание 3 минуты
Основная часть (ход урока) | |||
Этап урока | Содержание учебного материала | Деятельность учащихся | Использование ПК и других форм наглядности(слайды) |
1.Организационный момент | Учитель: Приветствие учителя и учеников. "Здравствуйте, дети. вы готовы изучать новую тему" (Слайд 1) Учитель: Я бы хотел, чтобы вы встали. Расставьте ноги на ширине плеч. А теперь: поверните туловище вправо насколько возможно и запомните место на стене, куда дотягивается наш взгляд. Запомнили? Теперь вернитесь в исходное положение. И сейчас снова повернитесь вправо, но постарайтесь посмотреть еще дальше. Итак, повернитесь, повернитесь, так чтобы еще дальше посмотреть. Спасибо, садитесь. У всех получилось посмотреть во второй раз дальше? Я и в первый раз попросил вас повернуться, так как только вы сможете. Но во второй раз все повернулись гораздо дальше. А получилось так потому, что перед нами стояла цель - увеличить предыдущее достижение. Так вот, юные информатики, всегда, когда у человека есть цель, он может добиться гораздо большего.
| Готовятся к уроку Выполняют действия, которые говорит учитель. |
|
2. Актуализация знаний | Посмотрите на доску и попробуйте угадать слово (Слайд 2) Верно. Вы угадали, это слово .... (Слайд 3) Запишите в тетради тему сегодняшнего урока: Алгоритм. Свойства алгоритма. Блок-схемы. (Слайд 4) Сегодня на уроке мы узнаем, что же такое алгоритмы, их свойства и способы их описания. | Называют слово - алгоритм. |
|
3.Изучение нового материала | Учитель: Каждый из нас ежедневно использует различные алгоритмы: инструкции, правила, рецепты и т.д. Обычно мы это делаем не задумываясь. Например, вы хорошо знаете, как заварить чай. Но допустим, нам надо научить этому младшего брата или сестру. Значит, нам придется четко указать действия и порядок их выполнения. Что это будут за действия и какой их порядок? Учащиеся составляют правило заваривания чая.
Давайте проверим, (слайд 5) Другими словами мы составили алгоритм. Теперь давайте попробуем дать определение алгоритма. Как вы думаете, что называется алгоритмом? Алгоритм - это конечная последовательность действий, направленных на получение из исходных данных результата, записанная с помощью точных и понятных исполнителю команд (слайд6). Запишите это определение в тетрадь. Слово «алгоритм» происходит от имени арабского учёного Мухаммед ибн Муса ал-Хорезми. Ал-Хорезми жил и творил в IX веке, он сформулировал правила выполнения арифметических действий в десятичной позиционной системе счисления. В латинском переводе книги Ал-Хорезми правила начинались словами «Алгоризми сказал». С течением времени люди забыли, что «Алгоризми» - это автор правил, и стали просто называть правила алгоритмами. В настоящее время слово «алгоритм» является одним из важнейших понятий науки информатики. (Демонстрация презентации,7 слайд) Так зачем же нам нужны алгоритмы? Дети: высказывают предположения. Учитель подводит ребят к идее - алгоритмы нужны для того, чтобы можно было сложные действия разбивать на простые, которые легко выполнить. Итак, алгоритм - это описание детерминированной последовательности действий, направленных на получение из исходных данных результата за конечное число дискретных шагов с помощью понятных исполнителю команд.
Главная особенность любого алгоритма - формальное исполнение, позволяющее выполнить заданные действия (команды) не только человеку, но и различным техническим устройствам. Объект, который будет выполнять алгоритм, обычно называют исполнителем. Учитель: Исполнитель - человек, группа людей, животное, техническое устройство, способные выполнять заданные команды. (Демонстрация презентации 8 слайд) Учитель: Мир алгоритмов очень разнообразен. Несмотря на это, удается выделить общие свойства, которыми обладает любой алгоритм. Рассмотрим следующие примеры. (слайд 9) Алгоритм открывания двери:
Алгоритм нахождения большего из 2 чисел А и В: (слайд 10)
Внимательно проанализируйте эти примеры. Что в них общего? Итак, давайте обобщим, (слайд 11). Рассмотрим свойства алгоритмов (рассказ учителя с элементами беседы).
(Демонстрация презентации 12 слайд) Учитель: Существует несколько способов представления алгоритмов: словесный, графический и с помощью языка программирования Ребята, перед Вами формы записи алгоритмов (демонстрация форм записи алгоритмов). (слайд 13) 1.Словесно-формульный 2. С помощью алгоритмического языка 3. Таблицы 4. Блок-схем, Примеры форм записи алгоритмов: 1.Словесно-формульный(слайд 14) Например, Составить алгоритм решения арифметического выражения (23+34)*57/3 1 шаг 23+34=57 2 шаг 57*57=3249 3 шаг 3249/3=1083 2. С помощью алгоритмического языка(слайд 15) Например, Составить алгоритм решения алгебраического выражения x=2y+z алг Выражение арг y,z:цел рез x:цел нач x:=2*y x:=x+z кон 3. Таблицы 4.Блок-схемы, (слайд 16) в которых для обозначения шагов алгоритма используются геометрические фигуры.
|
Ожидаемые ответы: Вскипятить воду, Окатить заварочный чайник кипятком. Засыпать заварку в чайник. Залить кипятком. Закрыть крышечкой. Накрыть полотенцем.
Записывают определение в тетрадь.
Обмен мнениями в группах
|
|
4.осмысление и применение изученного материала | Учитель: Рассмотрим следующую задачу о мальчике Пете и опишем правильную последовательность действий, которую он совершает, просыпаясь каждое утро. (слайд 17)
Учитель: Молодцы. Давайте посмотрим, правильно -ли вы эту последовательность представили (слайд 17 щелчки). (Продемонстрировать алгоритм как форму организации алгоритмов, позволяющую одинаковые действия записывать один раз, не повторяя.) Учитель: Ребята, какой способ мы использовали для представления алгоритма, о мальчике Пете? Учитель: Совершенно верно. Представим туже последовательность действий Пети утром с помощью блок-схемы (восстановление верного порядка команд в блок-схеме алгоритма «Утро Пети», (слайд 18) Учитель: Как вы думаете, можно ли считать алгоритмом приказ, отданный царем из одной сказки: "Поди туда - не знаю куда, принеси то, не знаю что"? Учитель: Давайте попробуем исполнить несколько алгоритмов ЧТО БЫВАЕТ В МОРЕ?
КТО СЪЕЛ ТОРТ?
КТО БРАТ СЕРЁЖИ?
Учитель: А теперь рассмотрим еще одну задачу, с которой мы встречаемся всякий раз, когда собираемся переходить через автомобильную магистраль по пути в школу. Решение этой задачи мы попробуем найти, используя программу Word. (Обсуждение ключевых моментов и приемов построения изображения из автофигур. Восстановление навыков работы с объектами векторной графики. Самостоятельная работа за компьютером.) Задача: Составить алгоритм перехода через автодорогу с помощью блок-схемы, если дан некоторый набор действий: конец, дождаться зеленого света, перейти улицу, начало, подойти к переходу. Результат:(слайд 19)
| Называют порядок действий:
Дети: Ответ пытаются дать вместе - словесный. Желательный ответ: Нет, нельзя. Непонятно куда нужно идти и что именно принести. Алгоритм задан неточно, непонятно. один человек работает у доски, остальные в тетрадях
Дети: садятся за компьютеры и работают самостоятельно. Когда основная масса справится с заданием, один из учеников садится за компьютер, подключенный к проектору, и показывает решение. В случае затруднения остальные помогают |
|
5.Рефлексия | Для того, чтобы получить знания в полном объеме, важно зафиксировать, насколько успешно прошли занятия. Этот дневник даст вам возможность записывать каждую деталь вашей работы в течение занятий при изучении модуля темы. Если довольны, удовлетворены, разочарованы тем, как проходят наши занятия, то отметьте ваше отношение к элементам урока в соответствующей клетке анкеты. Заполните таблицу " Дневник урока" (Приложение 1) Домашнее задание 1) выучить основные понятия и определения; 2) записать в тетради алгоритм рисования снеговика и блок схему.
"Снеговик" Слайд 20. "Урок окончен. Молодцы. Спасибо за внимание". Слайд 21.
|
Дежурный раздает карточки |
|
Заключение
Тема "Алгоритмизация и программирование" изучается на всех ступенях средней школы, но на разном уровне. В начальной школе происходит знакомство на интуитивном уровне с понятиями алгоритма, алгоритмических конструкций, основ алгебры логики. В качестве учебных задач рассматривают бытовые, игровые, сказочные алгоритмы.
В средних классах школы в рамках данной темы происходит уточнение понятия алгоритма, основы алгебры логики излагаются на более формальном уровне. При решении учебных задач учащиеся знакомятся с разными способами записи алгоритмов, изучают свойства алгоритма, рассматривают некоторые алгоритмы (алгоритм Евклида, сортировка данных и т.д.).
В старших классах изучение этой темы строится в соответствии со Стандартом. Успешность учащихся в освоении этой темы во многом зависит от приобретенных ими общеучебных навыков в предыдущие годы обучения. Без сомнения, навыки, составляющие основу алгоритмического мышления, должны формироваться, начиная с младших классов.
Список использованной литературы
1. Семакин И.Г., Т.Ю. Шеина. Методическое пособие по преподаванию курса «Информатика и ИКТ» в основной школе. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
2. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ : учебник для 9 класса.
3. Информатика и ИКТ : задачник-практикум / Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
4. Семакин И.Г., Т.Ю. Шеина. Методическое пособие по преподаванию курса «Информатика и ИКТ» в основной школе. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
5. Кушниренко А.Г., Лебедев Г.В. и др., Основы информатики и вычислительной техники, пробный учебник для средних заведений, М.,»Просвещение», 2000г.
Приложение 1
Дневник урока
Элементы урока
Довольны
Удовлетворены
Разочарованы
Комментарии и замечания
"5"
"4"
"3", "2"
Понятны ли были задания
Насколько комфортно вы себя чувствовали во время занятия
Интересен ли был данный урок
Как вы оцениваете свою работу на занятии
ФИ, № класса заполнившего____________________________________________________________