Урок по теме: Файл и файловые структуры

Раздел Информатика
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Файлы и файловые структуры


Планируемые образовательные результаты:

предметные - представления об объектах файловой системы и навыки работы с ними;

метапредметные - умения и навыки организации файловой структуры в личном информационном пространстве;

личностные - понимание необходимости упорядоченного хранения собственных программ и данных.

Решаемые учебные задачи:

1) дать представление о логических именах устройств внешней памяти;

2) обобщить представления школьников о файлах и папках, правилах их именования;

научить школьников записывать полное имя файла / каталога, путь к файлу / каталогу

по имеющемуся описанию файловой структуры некоторого информационного носителя;

3) сформировать представление о файловых структурах; научить школьников строить

графическое изображение файловой структуры некоторого носителя на основании

имеющейся информации;

Электронные образовательные ресурсы

презентация «Файлы и файловые структуры»

электронный тест по теме «Программное обеспечение компьютера».

Ход урока:

  1. Организационный момент



  1. Проверка домашнего задания

Индивидуальная работа учащихся за компьютерами - тест №4 по теме «Программное обеспечение компьютера» .

2 учащихся - индивидуальная работа №99 РТ с последующей проверкой.

3 . Подготовка к активной деятельности на основном этапе урока

Ученикам предлагается ответить на вопросы анкеты. (Приложение 1)

4.Теоретический материал

- Где в компьютере хранятся все программы и данные?

(в долговременной (внешней памяти), т. е на дисках)

- А в каком виде они представлены?

( виде файлов).

Любому пользователю, работающему на компьютере, приходится иметь дело с файлами. На этом уроке мы рассмотрим, что такое файлы и файловые системы.

Материал урока излагается с использованием презентации «Файлы и файловые структуры»

- К каждому компьютеру может быть подключено несколько устройств внешней памяти. Основным устройством внешней памяти компьютера является жёсткий диск.

Если жёсткий диск имеет достаточно большую ёмкость, то его делят на несколько логических разделов.

Пример - локальный диск С и локальный диск D.

Вопрос: В чём преимущество такого деления? ( стр 79 учебник)

- Каждое устройство внешней памяти имеет своё логическое имя

Слайд 2 - логические имена устройств внешней памяти

( Буква латинского алфавита и двоеточие. C:, D:, E:, F; т.д.)

Вопрос: А почему начинаем не с букв A и B?

( А: и В: - логические имена для дисководов гибких дисков (дискет)

- Все программы и данные хранятся во внешней памяти компьютера в виде файлов.

- Как вы определили понятие файла, ставя + в анкете?

Слайд 3 - файл - это поименованная область внешней памяти

(Файл - это определенное количество информации (программа или данные), имеющее имя и хранящееся в долговременной (внешней) памяти.)

- У каждого файла есть своё имя.

Слайд 4 - Имя файла

Имя файла может иметь до 255 символов, состоит из двух частей, разделенных точкой:

  • собственно имя файла - даётся пользователем;

  • расширение - определяет тип файла, задается программой автоматически при создании файла, состоит из трех символов.

Запрещено использование символов \ / : * ? " < > |

- Существуют международные соглашения, определяющие, какое обозначение типа принять в том или ином случае. Этот позволят легко ориентироваться среди разнообразных файлов. Давайте сейчас заполним таблицу, исходя из вашего жизненного опыта, а потом проверим.

( Учащиеся работают в парах)

Слайд5 -

Тип файла

Расширения

Исполнимые файлы

.exe, .com, .bat

Текстовые файлы

.txt,.doc, .rtf

Графические файлы

.gif, .bmp, .jpg, .jpeg

Звуковые файлы

.wav, .mp3, .wma

Видеофайлы

.avi, .mpeg

Web-страницы

.htm, .html

Программы на языках программирования

.pas, .bas

Архиваторы данных

.arj, .rar, .zip





Поверка.

- А как вы определите понятие файловая система?

Физминутка

Услышав имя текстового файла - наклоните голову вправо, графического - влево: письмо.doc, проба. txt, зима. gif, сочинение.doс, байкал. bmp, музыка. mp3, класс. Jpeg,

фотография.doc .

Слайд 6 - Файловая система - это совокупность файлов на диске и взаимосвязей между ними.)

Файловые структуры бывают простыми и многоуровневыми (иерархическими).

Для дисков с небольшим количеством файлов, может использоваться одноуровневая файловая система.

Слайд 7 - Многоуровневая (иерархическая) система представляет собой систему вложенных папок.

Папка самого верхнего уровня называется корневым каталогом.

Путь к файлу вместе с именем файла называют полным именем файла:

C:\Рефераты\Информатика\Компьютерные вирусы.doc

Путь к файлу имя файла

Не может быть двух файлов, имеющих одинаковые полные имена.

Слайд 8 - Записать полные имена всех файлов.

( на четыре варианта)

Пользователь может создать свою систему хранения информации, но логичнее будет собирать

все файлы, объединённые одной темой в одну папку. Такая структура позволит быстро находить нужный файл.

Пример - на компьютере учителя.

- Поднимите руки у кого файловая система представляет примерную логическую структуру?

- А как ещё можно найти нужный файл?

Предложить учащимся найти все текстовые файлы с именем пример.

  1. Первичное закрепление полученных знаний, контроль и самопроверка.

(Работа в парах )

Задание 1.
Выбери правильные имена файлов:
1. Рыбалка.
2. Сочинение о лете.
3. 12>13
4. 12 больше 13
5. Ура!
6. Мой_рисунок
7. Список 8 «А»

Ответ: 1,2,4,5,6.

Задание 2. В папке My game находятся файлы
1. My_game.exe
2. My_game.txt
3. My_game.bmp
4. My_game.avi
5. My_game.wav.

Определите файл, в котором может быть записана инструкция к игре

(2 - текстовая информация).
Определите файл, который нужно открыть, чтобы запустить игру

(1 - программа).
Определите файл, в котором может храниться заставка к игре

(3 - графическая информация).
Определите файл, в котором может быть записан демонстрационный ролик к игре (4 - видеоинформация).
Определите файл, в котором может быть записано музыкальное сопровождение к игре

(5 - звуковая информация).

Задание 3.

Саша работал с каталогом

D: \УРОКИ\ИНФОРМАТИКА\ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Он

поднялся на два уровня вверх, затем спустился в подкаталог

АЛГЕБРА и создал в нём файл Квур. txt. Каково полное имя

файла. который создал Саша?

D:\УРОКИ\АЛГЕБРА\Квур.txt

Задание 4.

Урок по теме :Файл и файловые структуры

  1. Итог урока.

Вернуться к карточкам заполняемым вначале урока, и провести их коррекцию после работы на уроке.

Учитель просит поднять руки тех, у кого количество ответов «Да» увеличилось.

Провести качественную оценку урока, отмечает работу класса, отдельных учащихся.

Домашнее задание.

№ 105, 106, 110 (РТ)

Дополнительное задание. Заполнить таблицу

Примеры расширений

Тип файла

Программа

.doc

.txt

текстовый

MS Word

Текстовый документ



Приложение 1

Основные знания

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

Знаю, что такое файл

Знаю, как записывается имя файла

Знаю, типы файлов

Знаю, что такое файловая система

Знаю, что такое одноуровневая файловая система

Знаю, что такое многоуровневая файловая система

Знаю что такое корневой каталог

Знаю как найти нужный файл

Основные умения

Умею определить по расширению файла его тип

Умею привести пример иерархической файловой системы

Умею указать полный путь к файлу

Умею изобразить файловую структуру



Урок по теме :Файл и файловые структуры



Урок по теме :Файл и файловые структуры







© 2010-2022