Рабочая программа по информатике 11 класс (ФКГОС)

Составлена на основе Примернойпрограммы курса «Информатика и ИКТ» для 10 класса и 11 класса Авторы: И. Г. Семагин, Е. К. Хеннер, Т. Ю. Шеина.  и учебникаИ. Г. Семагин, Е. К. Хеннер, Т. Ю. Шеина. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 11 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.Курс «Информатика и ИКТ» является общеобразовательным курсом базового уровня, изучаемым в 10-11 классах. Курс ориентирован на учебный план, объемом 68 учебных часов, согласно ФК БУП от 2004 года. Данный учебный ...
Раздел Информатика
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


СОДЕРЖАНИЕ


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе:

  • Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012).

  • Рабочая программа создана в соответствии с действующим в настоящее время Базисным учебным планом (ФК БУП) для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, образовательными стандартами по информатике и информационным технологиям для основного и среднего (полного) образования (от 2004 г.)

  • Федерального компонента государственного образовательного стандарта (Приказ Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089)

  • Примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям (приказ Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004)

  • Авторской программы курса «Информатика и ИКТ» для 10 и 11 класса Авторы: И. Г. Семагин, Е. К. Хеннер, Т. Ю. Шеина.

  • С учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования.

Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Основные задачи программы:

  • систематизировать подходы к изучению предмета;

  • сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;

  • научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;

  • показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;

  • сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс общего образования.

Данный курс призван обеспечить базовые знания учащихся, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями.

Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах. Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с текстовыми и графическими редакторами, электронными таблицами, СУБД, мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуникаций.

Программой предполагается проведение практических работ, направленных на отработку отдельных технологических приемов.

Текущий контроль усвоения учебного материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Изучение разделов курса заканчивается проведением контрольного тестирования (зачета) или итоговой практической работы. В конце второй и четвертой четверти проводятся две контрольные работы с целью контроля усвоения основного учебного материала за каждое полугодие.

МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Курс «Информатика и ИКТ» является общеобразовательным курсом базового уровня, изучаемым в 10-11 классах. Курс ориентирован на учебный план, объемом 68 учебных часов, согласно ФК БУП от 2004 года. Данный учебный курс осваивается учащимися после изучения базового курса «Информатика и ИКТ» в основной школе (в 8-9 классах).

Изучение курса обеспечивается учебно-методическим комплексом, включающим в себя:

  1. Учебник «Информатика и ИКТ. Базовый уровень» для 11 классов (автор: И.Г. Семакин, Е. К. Хеннер, Т. Ю. Шеина)

  2. Компьютерный практикум

Учебник и компьютерный практикум в совокупности обеспечивают выполнение всех требований образовательного стандарта и примерной программы в их теоретической и практической составляющих: освоение системы базовых знаний, овладение умениями информационной деятельности, развитие и воспитание учащихся, применение опыта использования ИКТ в различных сферах индивидуальной деятельности.

Основные содержательные линии общеобразовательного курса базового уровня для старшей школы расширяют и углубляют следующие содержательные линии курса информатики в основной школе:

  • Линию информация и информационных процессов (определение информации, измерение информации, универсальность дискретного представления информации; процессы хранения, передачи и обработка информации в информационных системах; информационные основы процессов управления);

  • Линию моделирования и формализации (моделирование как метод познания: информационное моделирование: основные типы информационных моделей; исследование на компьютере информационных моделей из различных предметных областей).

  • Линию информационных технологий (технологии работы с текстовой и графической информацией; технологии хранения, поиска и сортировки данных; технологии обработки числовой информации с помощью электронных таблиц; мультимедийные технологии).

  • Линию компьютерных коммуникаций (информационные ресурсы глобальных сетей, организация и информационные услуги Интернет).

  • Линию социальной информатики (информационные ресурсы общества, информационная культура, информационное право, информационная безопасность)

Центральными понятиями, вокруг которых выстраивается методическая система курса, являются «информационные процессы», «информационные системы», «информационные модели», «информационные технологии».

Содержание учебника инвариантно к типу ПК и программного обеспечения. Поэтому теоретическая составляющая курса не зависит от используемых в школе моделей компьютеров, операционных систем и прикладного программного обеспечения.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«ИНФОРМАТИКА И ИКТ», ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ФГОС ООО

Цели изучения общеобразовательного предмета «Информатика и ИКТ» направлены на достижение образовательных результатов, которые структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности. Результаты включают в себя предметные, метапредметные и личностные. Образовательные результаты сформулированы в деятельностной форме, что служит основой разработки контрольных измерительных материалов основного общего образования по информатике.

Личностные образовательные результаты:

  • готовность к самоидентификации в окружающем мире на основе критического анализа информации, отражающей различные точки зрения на смысл и ценности жизни;

  • владение навыками соотношения получаемой информации с принятыми в обществе моделями, например, морально-этическими нормами, критическая оценка информации в СМИ;

  • умение создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную безопасность, развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

  • приобретение опыта использования информационных ресурсов общества и электронных средств связи в учебной и практической деятельности; освоение типичных ситуаций по настройке и управлению персональных средств ИКТ, включая цифровую бытовую технику;

  • умение осуществлять совместную информационную деятельность, в частности, при выполнении учебных проектов;

  • повышение своего образовательного уровня и уровня готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ.

Метапредметные образовательные результаты:

  • получение опыта использования методов и средств информатики: моделирования; формализации и структурирования информации; компьютерного эксперимента при исследовании различных объектов, явлений и процессов;

  • владение навыками постановки задачи на основе известной и усвоенной информации и того, что еще неизвестно;

  • планирование деятельности: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий;

  • прогнозирование результата деятельности и его характеристик;

  • контроль в форме сличения результата действия с заданным эталоном;

  • коррекция деятельности: внесение необходимых дополнений и корректив в план действий;

  • умение выбирать источники информации, необходимые для решения задачи (средства массовой информации, электронные базы данных, информационно-телекоммуникационные системы, Интернет, словари, справочники, энциклопедии и др.);

  • умение выбирать средства ИКТ для решения задач из разных сфер человеческой деятельности;

  • моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в знаково-символическую модель;

  • выбор языка представления информации в модели в зависимости от поставленной задачи;

  • преобразование модели - изменение модели с целью адекватного представления объекта моделирования;

  • представление знаково-символических моделей на естественном, формализованном и формальном языках; преобразование одной формы записи в другую.

Предметные образовательные результаты:

  • освоение основных понятий и методов информатики;

  • выделение основных информационных процессов в реальных ситуациях, нахождение сходства и различия протекания информационных процессов в биологических, технических и социальных системах;

  • выбор языка представления информации в соответствии с поставленной целью, определение внешней и внутренней формы представления информации, отвечающей данной задаче диалоговой или автоматической обработки информации (таблицы, схемы, графы, диаграммы; массивы, списки, деревья и др.);

  • преобразование информации из одной формы представления в другую без потери ее смысла и полноты;

  • оценка информации с позиций интерпретации ее человеком или автоматизированной системой (достоверность, объективность, полнота, актуальность и т.п.);

  • развитие представлений об информационных моделях и важности их использования в современном информационном обществе;

  • построение моделей объектов и процессов из различных предметных областей с использованием типовых средств (таблиц, графиков, диаграмм, формул, программ, структур данных и пр.);

  • оценивание адекватности построенной модели объекту-оригиналу и целям моделирования;

  • осуществление компьютерного эксперимента для изучения построенных моделей;

  • построение модели задачи (выделение исходных данных, результатов, выявление соотношений между ними);

  • освоение методики решения задач по составлению типового набора учебных алгоритмов: использование основных алгоритмических конструкций для построения алгоритма, проверка его правильности путем тестирования и/или анализа хода выполнения, нахождение и исправление типовых ошибок с использованием современных программных средств;

  • умение анализировать систему команд формального исполнителя для определения возможности или невозможности решения с их помощью задач заданного класса;

  • оценивание числовых параметров информационных процессов (объема памяти, необходимого для хранения информации; скорости обработки и передачи информации и пр.);

  • вычисление логических выражений, записанных на изучаемом языке программирования; построение таблиц истинности и упрощение сложных высказываний с помощью законов алгебры логики;

  • построение простейших функциональных схем основных устройств компьютера;

  • определение основополагающих характеристик современного персонального коммуникатора, компьютера, суперкомпьютера; понимание функциональных схем их устройства;

  • решение задач из разных сфер человеческой деятельности с применением средств информационных технологий;

  • понимание роли информационных процессов как фундаментальной реальности окружающего мира и определяющего компонента современной информационной цивилизации;

  • оценка информации, в том числе получаемой из средств массовой информации, свидетельств очевидцев, интервью; умение отличать корректную аргументацию от некорректной;

  • использование ссылок и цитирование источников информации, анализ и сопоставление различных источников;

  • формулировка проблем, возникающих при развитии информационной цивилизации и возможных путей их разрешения;

  • приобретение опыта выявления информационных технологий, разработанных со скрытыми целями;

  • следование нормам жизни и труда в условиях информационной цивилизации;

  • авторское право и интеллектуальная собственность; юридические аспекты и проблемы использования ИКТ в быту, в учебном процессе, в трудовой деятельности;

  • осознание основных психологических особенностей восприятия информации человеком;

  • получение представления о возможностях получения и передачи информации с помощью электронных средств связи, о важнейших характеристиках каналов связи;

  • овладение навыками использования основных средств телекоммуникаций, формирования запроса на поиск информации в Интернете с помощью программ навигации (браузеров) и поисковых программ, осуществления передачи информации по электронной почте и др.;

  • соблюдение норм этикета, российских и международных законов при передаче информации по телекоммуникационным каналам;

  • определение средств информационных технологий, реализующих основные информационные процессы;

  • понимание принципов действия различных средств информатизации, их возможностей и технических и экономических ограничений;

  • рациональное использование широко распространенных технических средств информационных технологий для решения общепользовательских задач и задач учебного процесса (персональный коммуникатор, компьютер, сканер, графическая панель, принтер, цифровой проектор, диктофон, видеокамера, цифровые датчики и др.), усовершенствование навыков, полученных в начальной и в младших классах основной школы;

  • знакомство с основными программными средствами персонального компьютера - инструментами деятельности (интерфейс, круг решаемых задач, система команд, система отказов);

  • умение тестировать используемое оборудование и программные средства;

  • использование диалоговой компьютерной программы управления файлами для определения свойств, создания, копирования, переименования, удаления файлов и каталогов;

  • приближенное определение пропускной способности используемого канала связи путем прямых измерений и экспериментов;

  • выбор средств информационных технологий для решения поставленной задачи;

  • использование текстовых редакторов для создания и оформления текстовых документов (форматирование, сохранение, копирование фрагментов и пр.), усовершенствование навыков, полученных в начальной и в младших классах основной школы;

  • решение задач вычислительного характера (расчетных и оптимизационных) путем использования существующих программных средств (специализированные расчетные системы, электронные таблицы) или путем составления моделирующего алгоритма;

  • создание редактирование рисунков, чертежей, анимаций, фотографий, аудио- и видео- записей, слайдов презентаций, усовершенствование навыков, полученных в начальной и в младших классах основной школы;

  • использование инструментов презентационной графики при подготовке и проведении докладов, презентаций, усовершенствование навыков, полученных в начальной и в младших классах основной школы;

  • использование инструментов визуализации для наглядного представления числовых данных и динамики их изменения;

  • создание и наполнение собственных баз данных;

  • приобретение опыта создания и преобразования информации различного вида, в том числе, с помощью компьютера.

  • знакомство с эстетически-значимыми компьютерными моделями из различных образовательных областей и средствами их создания;

  • приобретение опыта создания эстетически-значимых объектов с помощью средств информационных технологий и коммуникационных технологий (графических, звуковых, анимационных).

  • понимание особенностей работы со средствами информатизации, их влиянии на здоровье человека, владение профилактическими мерами при работе с этими средствами;

  • соблюдение требований безопасности и гигиены в работе с компьютером и другими средствами информатизации.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

11 класс (36 часов)

Введение в предмет

Техника безопасности при работе за компьютером. Санитарные нормы работы за ПК. Введение в предмет.

Учащиеся должны знать:

  • в чем состоят цели и задачи изучения курса в 10-11 классах;

  • из каких частей состоит предметная область информатики;

  • технику безопасности при работе с компьютером

Информационные системы и базы данных

Понятие «система». Модели систем. Структурная модель предметной области. Информационная система. Проектирование многотабличной базы данных. База данных - основа информационной системы. Создание базы данных. Запросы. Логические условия выбора данных.

Практическая работа «Создание модели систем»

Практическая работа «Создание системного анализа»

Практическая работа «Знакомство с базой данных Microsoft Access»

Практическая работа «Создание базы данных «Приёмная комиссия»

Практическая работа «Разработка базы данных».

Практическая работа «Создание простых запросов».

Практическая работа «Работа с формой».

Практическая работа «Реализация сложных запросов»

Практическая работа №9 «Создание отчета».

Учащиеся должны знать:

  • что такое база данных (БД);

  • основные понятия реляционных БД: запись, поле, тип поля, главный ключ;

  • определение и назначение СУБД;

  • основы организации многотабличной БД;

  • что такое схема БД;

  • что такое целостность данных;

  • этапы создания многотабличной БД с помощью реляционной СУБД;

  • структуру команды запроса на выборку данных из БД;

  • организацию запроса на выборку в многотабличной БД;

  • основные логические операции, используемые в запросах;

  • правила представления условия выборки на языке запросов и в конструкторе запросов.

Учащиеся должны уметь:

  • создавать многотабличную БД средствами конкретной СУБД;

  • реализовывать простые запросы на выборку данных в конструкторе запросов;

  • реализовывать запросы со сложными условиями выборки.

Интернет

Организация глобальных сетей. Инструктаж по технике безопасности при работе за компьютером. Интернет как глобальная информационная система. World Wide Web - Всемирная паутина. Инструменты для разработки web-сайтов. Создание сайта «Домашняя страница».

Практическая работа «Работа с электронной почтой и телеконференциями».

Практическая работа «Интернет. Работа с браузером. Просмотр web-страниц».

Практическая работа «Интернет. Работа с поисковыми системами».

Практическая работа «Разработка сайта «Моя семья».

Создание таблиц и списков на web-странице.

Практическая работа «Разработка сайты «Животный мир».

Практическая работа «Разработка сайта «Наш класс».

Учащиеся должны знать:

  • назначение коммуникационных служб Интернета;

  • назначение информационных служб Интернета;

  • что такое прикладные протоколы;

  • основные понятия WWW: web-страница, web-сервер, web-сайт, web-браузер, HTTP-протокол, URL-адрес;

  • что такое поисковый каталог: организация, назначение;

  • что такое поисковый указатель: организация, назначение;

  • какие существуют средства для создания web-страниц;

  • в чем состоит проектирование web-сайта;

  • что значит опубликовать web-сайт;

  • понятие модели;

  • понятие информационной модели;

  • этапы построения компьютерной информационной модели;

  • понятия: величина, имя величины, тип величины, значение величины;

  • что такое математическая модель;

  • формы представления зависимостей между величинами

Учащиеся должны уметь:

  • работать с электронной почтой;

  • извлекать данные из файловых архивов;

  • осуществлять поиск информации в Интернете с помощью поисковых каталогов и указателей;

  • создать несложный web-сайт с помощью редактора сайтов;

  • с помощью электронных таблиц получать табличную и графическую форму зависимостей между величинами


Информационное моделирование

Компьютерное информационное моделирование. Инструктаж по технике безопасности при работе за компьютером. Моделирование зависимостей между величинами. Проектные задание на корреляционную зависимость. Модели статистического прогнозирования. Моделирование корреляционных зависимостей. Модели оптимального планирования.

Практическая работа «Разработка сайта «Получение регрессионных моделей»

Практическая работа «Прогнозирование».

Практическая работа «Получение регрессионных зависимостей».

Практическая работа «Расчет корреляционных зависимостей».

Практическая работа «Решение задачи оптимального планирования».

Учащиеся должны знать:

  • основные понятия системологии: система, структура, системный эффект, подсистема;

  • основные свойства систем;

  • что такое системный подход в науке и практике;

  • модели систем: модель «черного ящика», состава, структурную модель;

  • использование графов для описания структур систем;

  • для решения каких практических задач используется статистика;

  • что такое регрессионная модель;

  • как происходит прогнозирование по регрессионной модели;

  • что такое корреляционная зависимость;

  • что такое коэффициент корреляции;

  • какие существуют возможности у табличного процессора;

  • для выполнения корреляционного анализа;

  • что такое оптимальное планирование;

  • что такое ресурсы; как в модели описывается ограниченность ресурсов;

  • что такое стратегическая цель планирования; какие условия для нее могут быть поставлены;

  • в чем состоит задача линейного программирования для нахождения оптимального плана;

  • какие существуют возможности у табличного процессора;

  • для решения задачи линейного программирования.

Учащиеся должны уметь:

  • приводить примеры систем (в быту, в природе, в науке и пр.);

  • анализировать состав и структуру систем;

  • различать связи материальные и информационные;

  • используя табличный процессор, строить регрессионные модели заданных типов;

  • осуществлять прогнозирование (восстановление значения и экстраполяцию) по регрессионной модели;

  • вычислять коэффициент корреляционной зависимости между величинами с помощью табличного процессора (функция КОРРЕЛ в Microsoft Excel).

  • решать задачу оптимального планирования (линейного программирования) с небольшим количеством плановых показателей с помощью табличного процессора («Поиск решения» в Microsoft Excel)

Социальная информатика

Информационные ресурсы. Информационное общество. Правовое регулирование в информационной сфере. Проблема информационной безопасности.

Учащиеся должны знать

  • что такое информационные ресурсы общества;

  • из чего складывается рынок информационных ресурсов;

  • что относится к информационным услугам;

  • в чем состоят основные черты информационного общества;

  • причины информационного кризиса и пути его преодоления;

  • какие изменения в быту, в сфере образования будут происходить с формированием информационного общества;

  • основные законодательные акты в информационной сфере;

  • суть Доктрины информационной безопасности Российской Федерации.

Учащиеся должны уметь:

  • соблюдать основные правовые и этические нормы в информационной сфере деятельности


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по дисциплине «Информатика и ИКТ»

11 класс (36 часов)

Тема курса:

Количество часов

В том числе:

Практических работа

Контрольных работ

11 класс: общее число часов 36-ч.

1

Введение в предмет

1

-

-

2

Информационные системы и базы данных

13

9

1

3

Интернет

8

6

1

4

Информационное моделирование

8

5

1

5

Социальная информатика

5

-

1

6

Повторение

1

-

-


Всего

36

20

4






КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Номер урока

ТЕМА УРОКА

КОЛ-ВО ЧАСОВ

ТИП УРОКА

ЭЛЕМЕНТЫ

СОДЕРЖАНИЯ

ВИД КОНТРОЛЯ

Д/З

ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ

ПЛАН

ФАКТ

I СЕМЕСТР

Введение в предмет - 1 час

1

Инструктаж по технике безопасности при работе за компьютером.

Введение в предмет

1

Урок-лекция

Техника безопасности при работе за компьютером.

Санитарные нормы работы за ПК

Введение в предмет

Устный опрос
















Информационные системы и базы данных - 13 часов

2

Понятие «система»

1

Урок-лекция

Система. Понятие системы. Системный эффект. Связи в системе. Структура системы.

Устный опрос




3

Модели систем. Практическая работа №1 «Создание модели систем». Инструктаж по технике безопасности при работе за компьютером.


1

Комбинированный: проверка изученного, объяснение нового материала

Системный анализ, модель «черного ящика». Модель состава. Структурная модель системы.

Устный опрос




4

Структурная модель предметной области. Практическая работа №2 «Создание системного анализа» Инструктаж по технике безопасности при работе за компьютером.

1

Комбинированный: проверка изученного, объяснение нового материала

Структурная модель предметной области

Устный опрос




5

Информационная система

1

Комбинированный: проверка изученного, объяснение нового материала

Понятие информационных систем. Области применения информационных систем. Автоматизированные системы управления. Экспертные системы.

Устный опрос




6

База данных - основа информационной системы

1

Комбинированный: проверка изученного, объяснение нового материала

Что такое база данных, реляционная база данных. СУБД.

Устный опрос




7

Проектирование многотабличной базы данных. Практическая работа №3 «Знакомство с базой данных Microsoft Access». Инструктаж по технике безопасности при работе за компьютером.

1

Комбинированный: проверка изученного, объяснение нового материала

Табличная форма модели базы данных. Отношение и связи. Схема базы данных. Целостность данных.

Устный опрос




8

Создание базы данных.

Практическая работа №4 «Создание базы данных «Приёмная комиссия». Инструктаж по технике безопасности при работе за компьютером.

1

Комбинированный: проверка изученного, объяснение нового материала

Этапы создания базы данных

Устный опрос




9

Практическая работа №5 «Разработка базы данных». Инструктаж по технике безопасности при работе за компьютером.

1

Урок-практика

Выполнение практической работы

Устный опрос




10

Запросы.

Практическая работа №6 «Создание простых запросов». Инструктаж по технике безопасности при работе за компьютером.

1

Комбинированный: проверка изученного, объяснение нового материала

Тип запросов

Устный опрос




11

Практическая работа №7 «Работа с формой». Инструктаж по технике безопасности при работе за компьютером.

1

Урок-практика

Выполнение практической работы

Устный опрос




12

Логические условия выбора данных.

Практическая работа №8 «Реализация сложных запросов» Инструктаж по технике безопасности при работе за компьютером.

1

Комбинированный: проверка изученного, объяснение нового материала

Логическая величина, операции отношения, логическое выражения.

Устный опрос




13

Практическая работа №9 «Создание отчета». Инструктаж по технике безопасности при работе за компьютером.

1

Урок-практика

Выполнение практической работы

Устный опрос




14

Контрольная работа №1 по теме: «Информационные системы и базы данных»

1

Контроль знаний


Письменная контрольная работа




II СЕМЕСТР

Интернет - 8 часов

15

Организация глобальных сетей. Инструктаж по технике безопасности при работе за компьютером.

1

Урок-лекция

История развития глобальных сетей. Аппаратные средства Интернета. Каналы связи. Программное обеспечение Интернета. Как работает Интернет.

Устный опрос




16

Интернет как глобальная информационная система. Практическая работа №10 «Работа с электронной почтой и телеконференциями». Инструктаж по технике безопасности при работе за компьютером.

1

Комбинированный: проверка изученного, объяснение нового материала

Службы Интернет. Службы мгновенного сообщения. IP телефония. Сервисы Интернет.

Устный опрос




17

World Wide Web - Всемирная паутина. Практическая работа №11 «Интернет. Работа с браузером. Просмотр web-страниц». Инструктаж по технике безопасности при работе за компьютером.


1

Комбинированный: проверка изученного, объяснение нового материала

Системная основа Гиперссылка. HTTP. Поисковые системы, браузер.

Устный опрос




18

Инструменты для разработки web-сайтов.

Практическая работа №12 «Интернет. Работа с поисковыми системами». Инструктаж по технике безопасности при работе за компьютером.

1

Комбинированный: проверка изученного, объяснение нового материала

Сайт. Понятие языка разметки текста. Визуальные HTML редакторы.

Устный опрос




19

Создание сайта «Домашняя страница».

Практическая работа №13 «Разработка сайта «Моя семья». Инструктаж по технике безопасности при работе за компьютером.

1

Комбинированный: проверка изученного, объяснение нового материала

Программа KompoZer. Глобальные настройки страницы. Создание текстовых гиперссылок. Сохранение страницы. Просмотр результатов. Добавление изображения.

Устный опрос




20

Создание таблиц и списков на web-странице.

Практическая работа №14 «Разработка сайты «Животный мир». Инструктаж по технике безопасности при работе за компьютером.

1

Комбинированный: проверка изученного, объяснение нового материала

Создание таблиц. Создание списков.

Устный опрос




21

Практическая работа №15 «Разработка сайта «Наш класс». Инструктаж по технике безопасности при работе за компьютером.

1

Урок-практика

Выполнение практической работы

Устный опрос




22

Контрольная работа №2 по теме: «Интернет».

1

Контроль знаний

Проектные задания на разработку сайта

Ученики выполняют проект на компьютере




Информационное моделирование - 8 часов

23

Компьютерное информационное моделирование. Инструктаж по технике безопасности при работе за компьютером.

1

Урок-лекция

Компьютерная информационная модель.

Устный опрос




24

Моделирование зависимостей между величинами.

Практическая работа №16 «Разработка сайта «Получение регрессионных моделей» Инструктаж по технике безопасности при работе за компьютером.

1

Комбинированный: проверка изученного, объяснение нового материала

Величины и зависимости между ними. Математические модели. Табличные и графические модели.

Устный опрос




25

Модели статистического прогнозирования. Практическая работа №17 «Прогнозирование». Инструктаж по технике безопасности при работе за компьютером.

1

Комбинированный: проверка изученного, объяснение нового материала

Статистика и статистические данные. Метод наименьших квадратов. Прогнозирование по регрессивной модели.

Устный опрос




26

Моделирование корреляционных зависимостей.

Практическая работа №18 «Получение регрессионных зависимостей». Инструктаж по технике безопасности при работе за компьютером.

1

Комбинированный: проверка изученного, объяснение нового материала

Корреляционный анализ

Устный опрос




27

Модели оптимального планирования.

Практическая работа №19 «Расчет корреляционных зависимостей». Инструктаж по технике безопасности при работе за компьютером.

1

Комбинированный: проверка изученного, объяснение нового материала

Оптимальное планирование

Устный опрос




28

Проектные задание на корреляционную зависимость

1

Урок-практика

Выполнение проекта

Устный опрос




29

Практическая работа №20 «Решение задачи оптимального планирования». Инструктаж по технике безопасности при работе за компьютером.

1

Урок-практика

Выполнение практической работы

Устный опрос




30

Контрольная работа №3 по теме: «Информационное моделирование»

1

Контроль знаний

Проектные задания по теме «Оптимальное планирование»

Ученики выполняют проект на компьютере




Социальная информатика - 5 часов

31

Информационные ресурсы

1

Урок-лекция

Что такое информационные ресурсы, национальные информационные ресурсы. Рынок информационных ресурсов. Информационные услуги.

Устный опрос




32

Информационное общество

1

Комбинированный: проверка изученного, объяснение нового материала

Информационно общество в жизни людей.

Устный опрос




33

Правовое регулирование в информационной сфере

1

Комбинированный: проверка изученного, объяснение нового материала

Законы о информации

Устный опрос




34

Проблема информационной безопасности

1

Комбинированный: проверка изученного, объяснение нового материала

Проблема информационной безопасности

Устный опрос




35

Контрольная работа №4 по теме: «Информационные системы и базы данных»

1

Контроль знаний


Письменная контрольная работа






МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ

Знания, полученные при изучении курса «Информатика и информационные технологии», учащиеся могут в дальнейшем использовать для визуализации научных и прикладных исследований в различных областях знаний - физике, химии, биологии и др. Практические навыки и умения могут быть использованы при создании докладов, статье, мультимедиа презентации в различных предметах. Овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни.


КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.

Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовых заданиями.

При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:


Процент выполнения задания

Отметка

95% и более

отлично

80-94%

хорошо

66-79%

удовлетворительно

менее 66%

неудовлетворительно

При выполнении практической работы и контрольной работы:

Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.

  • грубая ошибка - полностью искажено смысловое значение понятия, определения;

  • погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;

  • недочет - неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;

  • мелкие погрешности - неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.

Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики - это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).

Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:

  • «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;

  • «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:

  • «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;

  • «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):

  • «1» - отказ от выполнения учебных обязанностей.

Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.

Оценка устных ответов учащихся

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;

- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;

- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;

- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;

- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4» если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:

- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

- не раскрыто основное содержание учебного материала;

- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Отметка «1» ставится в следующих случаях:

- ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала;

- не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу;

- отказался отвечать на вопросы учителя.



ПЕРЕЧЕНЬ СРЕДСТВ ИКТ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Аппаратные средства

  • Компьютер - универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.

  • Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности - радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.

  • Принтер - позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.

  • Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети - дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.

  • Устройства вывода звуковой информации - наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.

  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения). Особую роль специальные модификации этих устройств играют для учащихся с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП.

  • Устройства создания графической информации (графический планшет) - используются для создания и редактирования графических объектов, ввода рукописного текста и преобразования его в текстовый формат.

  • Устройства для создания музыкальной информации (музыкальные клавиатуры, вместе с соответствующим программным обеспечением) - позволяют учащимся создавать музыкальные мелодии, аранжировать их любым составом инструментов, слышать их исполнение, редактировать их.

  • Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; цифровой микроскоп; аудио и видео магнитофон - дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.

  • Датчики (расстояния, освещенности, температуры, силы, влажности, и др.) - позволяют измерять и вводить в компьютер информацию об окружающем мире.

  • Управляемые компьютером устройства - дают возможность учащимся освоить простейшие принципы и технологии автоматического управления (обратная связь и т. д.), одновременно с другими базовыми понятиями информатики.


Программные средства

  • Операционная система.

  • Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).

  • Антивирусная программа.

  • Программа-архиватор.

  • Клавиатурный тренажер.

  • Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.

  • Звуковой редактор.

  • Простая система управления базами данных.

  • Простая геоинформационная система.

  • Система автоматизированного проектирования.

  • Виртуальные компьютерные лаборатории.

  • Программа-переводчик.

  • Система оптического распознавания текста.

  • Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).

  • Система программирования.

  • Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).

  • Браузер (входит в состав операционных систем или др.).

  • Программа интерактивного общения

  • Простой редактор Web-страниц

УЧЕБНИКИ И ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

  • Учебник 11 класс «Информатика». Авторы: И. Г. Семагин, Е. К. Хеннер, Т. Ю. Шеина. Издательство «Бином». Москва 2014 г.

  • ФГОС по учебнику Семакина И. Г. Авторы: М. С. Цветкова, И. Ю. Хлобыстова

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ В 11 КЛАССЕ

Всего: 36 часов

Практические работы (кол-во): 20

Контрольных: 4

В неделю: 1 час

27


© 2010-2022