Разработка урока по теме Системы счисления (6 класс)

Данный урок проводится в 6 классе в рамках изучения темы «Компьютер и информация». Особая значимость двоичной системы счисления в информатике определяется тем, что внутреннее представление любой информации в компьютере является двоичным, т. е. описываемым наборами только двух знаков («0» и «1»). В ходе данного урока учащиеся закрепляют и обобщают знания, умения и навыки, полученные на предыдущих уроках (переводят целые десятичные числа в двоичную систему счисления и обратно различными способами,...
Раздел Информатика
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Автор: Крук Людмила Васильевна.

Образовательное учреждение: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5» г. Инты Республики Коми.

Аннотация к уроку.

Данный урок проводится в 6 классе в рамках изучения темы «Компьютер и информация». Особая значимость двоичной системы счисления в информатике определяется тем, что внутреннее представление любой информации в компьютере является двоичным, т. е. описываемым наборами только двух знаков («0» и «1»). В ходе данного урока обучающиеся закрепляют и обобщают знания, умения и навыки, полученные на предыдущих уроках (переводят целые десятичные числа в двоичную систему счисления и обратно различными способами, работают в среде «Калькулятор»), а также учатся применять полученные знания в новых условиях, делают для себя «важные открытия».

Предмет: Информатика и ИКТ.

Класс: 6.

Тема урока: Системы счисления.

Цель урока: обобщение знаний о способах и методах перевода чисел из одной системы счисления в другую.

Задачи урока:

Образовательные:

  • углубление, обобщение и систематизация приемов перевода чисел из одной системы счисления в другую;

  • расширение представлений о системах счисления, разнообразии применения числа.

Развивающие:

развитие алгоритмического мышления, памяти, внимательности.

Воспитательные:

развитие познавательного интереса, логического мышления.

Тип урока: урок углубления, обобщения и систематизации знаний.

Методы: словесный, наглядно-иллюстративный, практический.

Организационные формы работы: фронтальная, групповая и индивидуальная.

Учебно-методическое обеспечение:

Босова Л. Л. Информатика и ИКТ. Учебник для 6 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.

Босова Л. Л. Информатика и ИКТ. Рабочая тетрадь для 6 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.

Время реализации урока: 45 минут.

Авторский медиапродукт:

  1. Выполнен в среде Microsoft Office Power Point 2003.

  2. Вид медиапродукта: наглядная презентация «Системы счисления».

Необходимое оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.



План проведения урока:

Этапы урока

Временная реализация

Организационный момент.

1 мин.

Этап актуализации знаний, необходимых для творческого применения.

  • Повторение правил перевода чисел из десятичной системы счисления в двоичную и обратно.

  • Веселая разминка (решение логических задач).

8 мин.

3 мин.

5 мин.

Этап применения знаний в новых условиях.

  • «Эврика» (открытие критерия четности чисел в двоичной системе счисления).

  • «В поисках истины» (решение проблемных задач).

  • Викторина «Сколько?».

9 мин.

3 мин.

4 мин.

2 мин.

Физическая разминка.

1 мин.

Этап обобщения, систематизации знаний, умений и навыков.

  • Работа в группах. Перевод чисел из десятичной системы счисления в двоичную. Оформление перевода двумя способами (табличным и столбиком).

  • Работа в группах. Практическая работа в среде «Калькулятор».

17 мин.

7 мин.


10 мин.

Этап углубления знаний.

  • Знакомство с магическими квадратами.

  • Знакомство с различными системами счисления (единичной, древнеегипетской десятичной, вавилонской шестидесятеричной, алфавитной).

6 мин.

2 мин.

4 мин.


Подведение итогов урока. Рефлексия.

2 мин.

Домашнее задание.

1 мин.



Ход урока


Этапы урока


Информацион-ные объекты


Деятельность учителя


Деятельность

учащихся


Временная реализация

1. Органи-зационный.

ПРазработка урока по теме Системы счисления (6 класс)резентация,

слайд 1

С каким настроением каждый из вас пришел сегодня на урок?

С какой целью?

Ответы учащихся


1 минута

2. Актуали-зация знаний, необходи-мых для творческо-го примене-ния.

ПРазработка урока по теме Системы счисления (6 класс)резентация,

слайд 2







Разработка урока по теме Системы счисления (6 класс)

Презентация,

слайд 3

Разработка урока по теме Системы счисления (6 класс)

Презентация,

слайд 4

Разработка урока по теме Системы счисления (6 класс)

Презентация,

слайд 5

На прошлом уроке мы познакомились со способами перевода десятичных чисел в двоичную систему счисления и наоборот.

Как перевести десятичное число в двоичное?


Как перевести двоичное число в десятичное?

Сегодня мы продолжим работу по переводу чисел из десятичной системы счисления в двоичную и наоборот, а также постараемся ответить на вопрос «В чем же магия числа?». А впереди нас ждет «Веселая разминка».

Ответы учащихся:

1 способ. Представить десятичное число в виде суммы чисел «второго» ряда (1, 2, 4, 8, 16, 32,…, 1024,..)

2 способ. Деление десятичного числа, а затем и его частных на 2. Далее запись полученных остатков от деления (0 или 1) в обратном порядке).

Коэффициенты двоичного числа (начиная с меньшего разряда и заканчивая высшим разрядом числа) умножить на числа «второго» ряда, затем найти сумму.


Учащиеся работают в рабочей тетради и отвечают на вопросы.





8 минут

3. Примене-ние знаний в новых условиях.



ПРазработка урока по теме Системы счисления (6 класс)резентация,

слайд 6



ПРазработка урока по теме Системы счисления (6 класс)резентация,

слайд 7


ПРазработка урока по теме Системы счисления (6 класс)резентация,

слайд 8








ПРазработка урока по теме Системы счисления (6 класс)резентация,

слайд 9











Презентация,

сРазработка урока по теме Системы счисления (6 класс)лайд 10

ПРазработка урока по теме Системы счисления (6 класс)резентация,

слайд 11




ПРазработка урока по теме Системы счисления (6 класс)резентация,

слайд 12


Мы переходим к следующему этапу нашего урока. Вам понадобятся не только знания и умения по переводу чисел из одной системы счисления в другую, но и ваша внимательность, сообразительность и смекалка. И тогда вы сможете сделать для себя очень важное открытие.

«Эврика!»

Ребята, определите четное число или нечетное:

а) 1012

б) 1102

в) 10012

г) 1002

Сформулируйте критерий четности в двоичной системе счисления.

Можно ли любое целое число представить в виде суммы чисел второго ряда?

Какое максимальное число можно

записать в двоичной системе счисления пятью цифрами?

«В поисках истины»

Как быть? Не могу поделить яблоки. Все время получается неправильный результат. Ребята, а может, вы мне поможете?

Было 11 яблок. После того как каждое яблоко разрезали пополам, стало 110 половинок.


Возможно ли это? Обоснуйте ответ.

Ей было 1100 лет.

Она в 101 класс ходила

В портфеле по 100 книг носила.

Все это правда, а не бред.

Когда пыля десятком ног,

Она шагала по дороге,

За ней всегда бежал щенок

С одним хвостом, зато стоногий,

Она ловила каждый звук

Своими десятью ушами,

И десять загорелых рук

Портфель и поводок держали.

И десять темно-синих глаз

Оглядывали мир привычно.

Но станет все совсем привычным,

Когда поймете наш рассказ.

Возможно ли это? Обоснуйте ответ.

Некогда был пруд, в центре которого рос один лист водяной лилии. Каждый день число таких листьев удваивалось, и на десятый день вся поверхность пруда уже была заполнена листьями лилий. Сколько дней понадобилось, чтобы заполнить лилиями половину пруда? Сосчитать сколько листьев выросло к десятому дню?


Ребята, а вы знаете, сколько глаз у пиявки? А какого размера сапоги носил дядя Степа? На эти вопросы вам поможет ответить викторина «Сколько?»



Ответы учащихся:

Четное число в двоичной системе счисления оканчивается на 0,

а нечетное - на 1.

а) 1012 = 510 ;

б) 1102 = 610 ;

в) 10012 = 910 ;

г) 1002 = 410

Ответы учащихся:

Да.

111112 = 3110.


Ответы учащихся:

Да, если считать числа в задаче представленными в двоичной системе счисления:

112=1×20 + 1×21=310;

1102 = 0×20 + 1×21 + 1×22 = 2 + 4 = 610


Ответы учащихся:

Да, если считать числа в задаче представленными в двоичной системе счисления:

11002=0×20 + 0×21 + 1×22 + 1×23 =1210;

1012=1×20 + 0×21 + 1×22 =510;

1002 = 0×20 + 0×21 + 1×22

= 410;

102 = 0×20 + 1×21 =210



Ответ учащихся:

9 дней, 512 листьев.




Ответы учащихся.

9 минут

4. Этап обобщения, системати-зации знаний, умений и навыков.




ПРазработка урока по теме Системы счисления (6 класс)резентация,

слайд 13

ПРазработка урока по теме Системы счисления (6 класс)Разработка урока по теме Системы счисления (6 класс)резентация,

слайд 14

Далее нас ждут более сложные задания. Ребята, я вам предлагаю разбиться на 2 группы. Вам необходимо вспомнить два способа оформления перевода чисел из десятичной системы счисления в двоичную (табличный и столбиком). Победит та группа, которая сумеет быстро и правильно решить задания. Группе-победителю представиться возможность первой обработать данные на компьютере и выполнить построение.

Задание 1. Переведите (столбиком) из десятичной системы счисления в двоичную числа 31 и 25.


Задание 2. Переведите (в виде таблицы) из десятичной системы счисления в двоичную числа 168 и 241.




Учащиеся работают в группах.

7 минут

5.Физи-ческая разминка.

1 минута

6. Этап обобщения, системати-зации знаний, умений и навыков.

ПРазработка урока по теме Системы счисления (6 класс)резентация,

слайд 15










Разработка урока по теме Системы счисления (6 класс)

Презентация,

слайд 16






Разработка урока по теме Системы счисления (6 класс)

Презентация,

слайд 17

Ребята, я предлагаю группе-победителю занять места за компьютером. Вам необходимо в среде «Калькулятор» выполнить перевод чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Значения оформить в виде записи координат точек. Полученные координаты отметить на плоскости (в рабочей тетради), поочередно соединить точки, продемонстрировать полученную фигуру.

Вторая группа получает карточки, на которых записаны числа в двоичной системе счисления.

Необходимо выполнить перевод чисел в десятичную систему счисления, выбрать соответствующий результат и перетащить в соответствующую ячейку.

В результате получился квадрат.

Ребята, найдите сумму чисел по вертикали, по горизонтали, по диагоналям.




Группа «победитель» приступает к выполнению задания за компьютером.

Вторая группа работает с карточками и интерактивной доской.



Учащиеся находят сумму чисел

Ответы учащихся:

Суммы равны.

10 минут

7. Этап углубления знаний.


ПРазработка урока по теме Системы счисления (6 класс)резентация,

слайд 18









Разработка урока по теме Системы счисления (6 класс)

Презентация,

слайд 19






ПРазработка урока по теме Системы счисления (6 класс)резентация,

слайд 20

ПРазработка урока по теме Системы счисления (6 класс)резентация,

слайд 21


Разработка урока по теме Системы счисления (6 класс)

Презентация,

слайд 22

Разработка урока по теме Системы счисления (6 класс)

Презентация,

слайд 23

Знаете ли вы как называют такие квадраты?

При археологических раскопках в Китае и Индии были найдены квадратные амулеты. Квадрат разделен на девять квадратиков, в каждом из которых написано по одному числу от 1 до 9. Замечательно, что суммы чисел в каждой строке, в каждом столбце и каждой из двух диагоналей были равны одному и тому же числу 15. Такие квадраты стали называть магическими.

В древности магические квадраты очень уважали и приписывали им различные мистические свойства. Говорят, если надо было решиться на какое-то опасное дело, их с магическими целями рисовали на бумажке и съедали. Такое же кушанье предлагали в качестве панацеи от всех болезней. Бытовало поверье, что выгравированный на серебре магический квадрат защищает от чумы. Даже сегодня среди атрибутов европейских прорицателей можно увидеть магические квадраты.

Проверка результатов работы за компьютером.



Путешествие в историю чисел (слайды 22, 23, 24).












Учащиеся знакомятся с различными системами счисления (единичной, древнеегипетской десятичной, вавилонской шестидесятеричной, алфавитной).

6 минут

6.Подведение итогов урока, рефлексия.

Презентация,

сРазработка урока по теме Системы счисления (6 класс)лайд 24

Ребята, в чем же состоит магия числа?

Какие знания вы закрепили на сегодняшнем уроке?

Учитель отмечает активность учащихся.

Ответы учащихся.

Рефлексивная оценка учащимися своей деятельности (работа с листом оценивания).

2 минуты

7. Домаш-нее задании.

Прочитать параграф 1.3, выполнить письменно задания №22 и №23 в рабочих тетрадях.

Запись в дневниках.

1 минута



Список использованной литературы:

  1. Босова Л. Л. Информатика и ИКТ. Учебник для 6 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.

  2. Босова Л. Л. Информатика и ИКТ. Рабочая тетрадь для 6 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.

  3. Босова Л. Л. Информатика и ИКТ. 5-7 классы: методическое пособие. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.


© 2010-2022