План урока Реляционная модель экспертной системы

Раздел Информатика
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

среднеобразовательная школа №8

Щелковского муниципального района Московской области


План урока по информатике и ИКТ

в рамках курса 10 класса

" Реляционная модель экспертной системы "




Подготовила

учитель информатики и ИКТ

Малюга А.Н.



Щелково, 2015

Тема урока: Реляционная модель экспертной системы.

Данный урок проводится по плану в соответствии с тематическим планированием. На урок были поставлены следующие цели:

Образовательные:

  • закрепить умение составлять экспертные базы знаний с опорой на схемы, таблицы, краткие записи, используя знание зависимости между данными, характеризующими четко определенный объект базы знаний;

  • создать условия для формирования умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы;

Развивающие:

  • развивать вычислительные навыки путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций;

  • развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь.

Воспитательные:

  • воспитывать ответственность, коллективизм, взаимопомощь, аккуратность, самостоятельность, дисциплину, наблюдательность)

  • воспитывать желание учиться и делать открытия;

  • воспитывать умение слушать других.

Использование современных образовательных технологий:

  • развитие мышления;

  • проблемно-диалогической технологии;

  • ИКТ;

  • технология здоровьесбережения (тренажер для глаз, дозировка заданий).

Тип урока: урок закрепление нового знания.

Структура урока - комбинированный урок:

а) организационный момент (1 мин.)

б) проверка знаний в виде самостоятельной работы (8 мин.)

в) повторение материала (10 мин.)

г) закрепление (16 мин.)

д) физкультминутка (2 мин.)

е) подведение итогов урока (3 мин.)

Ресурсы: Компьютер, проектор, презентация, учебно-методический комплекс авторов Информатика. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый и углубл. уровни/[А.Г.Гейн, А.Б.Ливчак, А.И.Сенокосов, Н. А.Юнерман]. - М.:Просвещение, 2014.

Ход урока


Слайд 2

ЭС в интернете выполняют рекламно-информационные функции (интерактивные баннеры).

Серьёзные системы (такие, как, например, ЭС диагностики оборудования) используются локально, так как выполняют конкретные специфические задачи.


Слайд 3

Экспертная система (ЭС, англ. expert system) - компьютерная система, способная частично заменить специалиста-эксперта в разрешении проблемной ситуации. Современные ЭС начали разрабатываться исследователями искусственного интеллекта в 1970-х годах, а в 1980-х получили коммерческое подкрепление. Предтечи экспертных систем были предложены в 1832 году С. Н. Корсаковым, создавшим механические устройства, так называемые «интеллектуальные машины», позволявшие находить решения по заданным условиям, например определять наиболее подходящие лекарства по наблюдаемым у пациента симптомам заболевания.

Похожие действия выполняет такой программный инструмент как Мастер (англ. Wizard). Мастера применяются как в системных программах так и в прикладных для упрощения интерактивного общения с пользователем (например, при установке ПО).

Главное отличие мастеров от ЭС - отсутствие базы знаний - все действия жестко запрограммированы. Это просто набор форм для заполнения пользователем


Слайд 4

Структура ЭС интеллектуальных систем

План урока Реляционная модель экспертной системы

Слайд 5

База знаний - (БЗ; англ. knowledge base, KB) в информатике и исследованиях искусственного интеллекта - это особого рода база данных, разработанная для оперирования знаниями (метаданными).

Как правило, база знаний экспертной системы содержит факты (статические сведения о предметной области) и правила - набор инструкций, применяя которые к известным фактам можно получать новые факты.

Слайд 6

ЭС может функционировать в 2-х режимах:

1. Режим ввода знаний - в этом режиме эксперт с помощью инженера по знаниям посредством редактора базы знаний вводит известные ему сведения о предметной области в базу знаний ЭС.

2. Режим консультации - пользователь ведет диалог с ЭС, сообщая ей сведения о текущей задаче и получая рекомендации ЭС. Например, на основе сведений о физическом состоянии больного ЭС ставит диагноз в виде перечня заболеваний, наиболее вероятных при данных симптомах

База знаний состоит из правил анализа информации от пользователя по конкретной проблеме. ЭС анализирует ситуацию и, в зависимости от направленности ЭС, дает рекомендации по разрешению проблемы.


Слайд 7

Реляционные базы данных имеют табличную форму организации. Главное достоинство таблиц? Понятность.

Слайд 8

В рамках логической модели баз данных и базы знаний записываются на языке Пролог с помощью языка предикатов для описания фактов и правил логического вывода, выражающих правила определения понятий, для описания обобщенных и конкретных сведений, а также конкретных и обобщенных запросов к базам данных и базам знаний.

План урока Реляционная модель экспертной системы


Слайд 9


План урока Реляционная модель экспертной системы




Слайд 10

План урока Реляционная модель экспертной системы

Слайд 11

План урока Реляционная модель экспертной системы

Список литературы:


  1. Раздаточный материал;

  2. Информатика. Задачник-практикум в 2 т./ Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера. - М.: Лаборатория знаний, 2011.

  3. Учебно-методический комплекс авторов Информатика. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый и углубл. уровни/[А.Г.Гейн, А.Б.Ливчак, А.И.Сенокосов, Н. А.Юнерман]. - М.:Просвещение, 2014

© 2010-2022