• Преподавателю
  • Информатика
  • Дипломная работа Электронное тестирование как способ контроля знаний на уроках информатики МБОУ лицей №4 г. Данкова Липецкой области

Дипломная работа Электронное тестирование как способ контроля знаний на уроках информатики МБОУ лицей №4 г. Данкова Липецкой области

Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


ГАУДПО ЛО «Институт развития образования»

Дипломная работа

Электронное тестирование как способ контроля знаний
на уроках информатики МБОУ лицей №4
г. Данкова Липецкой области.

Работу выполнил

Янченко Владимир Владимирович,
учитель информатики МБОУ лицей №4
г. Данкова Липецкой области

Руководитель
Ласточкин Александр Владимирович, преподаватель кафедры информатизации образования.

Липецк, 2015

Содержание

Введение ………………………………………………………………………...3

  1. Теоретические основы тестирования

    1. Из истории тестирования …………………………………………………5

    2. Значение контроля знаний обучающихся в учебном процессе 7

    3. Роль теста в проведении контроля знаний обучающихся ..8

    4. Требования к педагогическим тестам 10

  2. Использование тестирования на уроках информатики МБОУ лицей №4 г. Данкова.

    1. Применение тестирующей программы My Test Pro. .16

    2. Тестирование с помощью сервиса «Электронная тетрадка» .22

    3. Сравнение тестирующих программ .25

Заключение ……………………………………………………………………….26

Список информационных источников ………………………………………….29

Приложение ……………………………………………………………………….32

Введение

Тестирование получает большое значение при контроле знаний обучающихся в связи с тем, что в учебных заведениях Российской Федерации обучающиеся сдают экзамены в виде ЕГЭ. Оно используется для различной формы контроля знаний, на вступительных экзаменах в вузы и иногда при приеме на работу. Следовательно, очень важно приучить обучающихся к технологии тестирования, научить их свободно оперировать своими знаниями и умениями при тестовой форме предъявления заданий, сделать этот процесс стимулирующим их дальнейшее самосовершенствование.

В разных странах тесты всегда были и будут важнейшим фактором социального отбора и, в частности, процесса выдвижения в ряды профессиональной и управленческой элиты талантливых представителей из широких масс.

Проблема контроля учебных достижений обучающихся очень актуальна, в том числе и по информатике, в которой существует граница между теоретическими знаниями и практическими навыками и умениями. Обучающиеся могут успешно работать за компьютером, и при этом недостаточно владеть теоретической частью учебного материала. В системе образования развиваются новые формы обучения, особенно в средствах и технологиях обучения (линейные и нелинейные). К нелинейным технологиям обучения относится тестирование. Решением данной проблемы может стать использование электронного тестирования. Оно дает возможность оценивать уровень сформированности знаний, умений и навыков обучающихся на уроках информатики и ИКТ и позволяет учителю скорректировать учебный процесс.

Проанализировав литературу по тестированию можно сделать вывод, что давний интерес к этой проблеме со стороны зарубежных и российских ученых не случаен. Актуальность использования тестирования в школьной практике вызвана тем, что при введении новых федеральных государственных образовательных стандартов оно может стать одной из главных составляющих в методике усвоения базовой программы.

Возникает противоречие между растущей потребностью в использовании педагогического тестирования как средства контроля знаний и наличием программного обеспечения для проведения тестирования.

С учётом названного противоречия проблема исследования заключается в рассмотрении и сравнении разнообразных способов компьютерного тестирования на уроках информатики и ИКТ в МБОУ лицее №4 г. Данкова.

Объектом исследования выступает электронный контроль знаний обучающихся в учебном процессе с использованием кабинета информатики.

Предметом исследования является применение тестирования в лицее на уроках информатики и ИКТ с использованием технических средств.

Целью настоящей работы является изучение особенностей педагогического тестирования как средства контроля знаний обучающихся, сравнение различных тестирующих программ, использующихся на уроках информатики в МБОУ лицей №4 и использование соответствующих компьютерных тестовых заданий в условиях общеобразовательной школы.

Гипотеза исследования: педагогические тесты являются эффективным средством контроля знаний обучающихся, если реализуются следующие условия:

  1. педагогический тест разрабатывается на основе принципов построения вариантов ответов тестовых заданий;

  2. тестовый контроль знаний обучающихся проводится с использованием технических средств.

  3. системный характер тестового контроля позволяет повысить тестовую грамотность обучающихся;

Задачи исследования:

  1. Определить значимость тестирования обучающихся в учебном процессе.

  2. Рассмотреть возникновение тестов, содержание понятия «тест».

  3. Выявить различные подходы к классификации тестов.

  4. Сформулировать требования к тестам, предназначенным для контроля знаний обучающихся.

  5. Сравнить тестирующие программы различных видов.

  1. Теоретические основы тестирования

    1. Из истории тестирования

Определить точное время возникновения тестов трудно. Однако, ещё в середине III тысячелетия до н.э. в Древнем Вавилоне проводились испытания выпускников в школах подготовки писцов. Благодаря обширным по тем временам знаниям профессиональный писец был центральной фигурой месопотамской цивилизации; он умел измерять поля, делить имущество, петь, играть на музыкальных инструментах. Во время испытаний проверяли умение разбираться в тканях, металлах, растениях, а также знание всех четырёх арифметических действий и умение писать.

В Древнем Египте искусству жрецов обучили только тех, кто выдерживал систему определённых испытаний. Вначале кандидат проходил процедуру, которую сейчас можно было бы назвать собеседованием. Затем проверяли умения - трудиться, слушать, молчать, испытывали огнём, водой и угрозой смерти. Эту суровую систему испытаний и отбора успешно преодолел в молодости Пифагор.

Имеется немало свидетельств проведения различных испытаний в Древней Греции и Спарте. В Спарте была создана система воспитания воинов, в Риме - гладиаторов.

Различные конкурсы и экзамены устраивались в средневековом Вьетнаме. Всего за два года, в период с 1370 по 1372 г., в стране удалось провести переаттестацию всех гражданских чиновников и военнослужащих. Это позволило улучшить работу государственного аппарата. В результате этого Вьетнам стал сильным и жизнеспособным государством.

Использование письменных контрольных работ и экзаменов в странах Востока уже в те годы считалось вполне нормальным и естественным делом. Но этого нельзя было сказать о странах Запада. В них возникли трудности психологического характера, вызванные попытками заменить привычные устные формы контроля письменными.

В 1884 г. в США вышла первая книга с тестовыми материалами, содержавшая задания и ответы к ним с оценкой по пятибалльной шкале. В этой книге содержались задания по математике, истории, грамматике, навигации, давались примерные тексты сочинений вместе с методом количественной оценки сочинений. Это был первый в истории случай использования простейших статистических расчётов в педагогической работе. Быстро распространившись в США, такая форма контроля знаний имела не только много сторонников, но и противников.

Крупный шаг в развитии тестирования был сделан французским психологом А.Бине, который в 1905 г. Разработал серию тестов по изучению особенностей мышления, диагностике умственного развития детей. После этого тесты всё чаще стали применяться не только в психологии, но и в педагогике. В связи с этим возникла необходимость разделения тестов на педагогические и психологические. Это было сделано в начале XX века В.А. Макколом.

В России конца XIX - начала XX века вопрос разработки тестов и их применения не ставился и не обсуждался. Проверка знаний, - считали некоторые авторы, - представляется скучным, бесполезным и даже вредным занятием. С той поры в российской педагогике стихийно сформировались две противоречивые тенденции: одна за контроль знаний обучающихся, другая - против.

В 50-60-е годы анализ положения дел с тестовым контролем в России и в других странах показывал: многие страны опережали нас по масштабам практической работы, по финансированию научных исследований, по числу публикаций, по подготовке научных кадров, по уровню и качеству развития теории тестов, по технической и программно-вычислительной оснащённости тестового процесса. Наиболее развитые в тестовом отношении страны - Нидерланды, США, Англия, Япония, Дания, Франция, Израиль, Финляндия, Канада, Австралия, Новая Зеландия. Нет никакой случайности в том, что в этот список попали страны с высоким уровнем жизни населения. Здесь связь опосредована цепочкой: использование тестов благотворно влияет на качество образования; качество образования связано с качеством управления; качественное управление создаёт предпосылки для повышения качества жизни населения. Такова связь тестов с качеством. [2]

В последнее время популярность тестовой системы контроля сильно возросла и в нашей стране. Всё большее число педагогов обращается к этой системе как инструменту, который позволяет учителю получить анализ качества знаний своих учеников; директору школы - иметь общую картину качества знаний по всей школе.

Краткий исторический экскурс позволяет сделать вывод о необходимости рассматривать испытания как важную часть жизни многих - если не всех - народов мира, со времён древнейших цивилизаций и до наших дней. Однако можно ли на основании приведённых данных говорить о раннем историческом периоде возникновения тестов? Если согласиться с наиболее распространёнными сейчас определениями теста, как перевода с английского слова «test» (испытание, проверка, проба), то на поставленный вопрос надо будет ответить утвердительно. А если не согласиться? Тогда надо допустить, что настоящие тесты появились позже: в конце XIX - начале XX века. [5]

1.2 Значение контроля знаний обучающихся в учебном процессе

В настоящее время в системе общего образования России широкое распространение получают нетрадиционные формы обучения и контроля. К таким формам можно отнести педагогические тесты. Однако при применении тестов педагоги сталкиваются с множеством проблем объективного и субъективного характера. Проблемы субъективного характера, прежде всего, связаны с личностью самого педагога, его отношением к использованию тестов. Проблемы объективного характера связаны с отсутствием методической литературы, которая позволила бы педагогу самому научиться составлять тесты, отвечающие определённым требованиям.

Несмотря на то, что многие преподаватели интуитивно правильно понимают процесс тестового контроля, необходимо дать четкое определение педагогического теста. Это позволит избежать терминологической путаницы.

Слово «тест» английского происхождения и на языке оригинала означает «испытание», «проверка».

Отмечается, что существуют различные определения понятия «тест» (см. приложение А), отличающиеся друг от друга, но все они содержат следующие существенные признаки этого понятия: специально подготовленный и испытанный набор заданий специфической формы и возрастающей сложности; система заданий позволяет качественно оценить структуру знаний обучающихся; эффективно измерить уровень обученности обучающихся. Показано, что многие учёные-педагоги при рассмотрении сущности обозначенного понятия значительно расширяют содержание этого понятия, включая в него в качестве признаков структуру теста и технологию его проведения (В.В.Зиновьев, В.П.Левин, А.Н.Майоров и др.). В ходе работы делался упор на концепцию В.С.Аванесова о сущности понятия «педагогический тест» как системы взаимосвязанных заданий возрастающей сложности, позволяющих надёжно и валидно оценить знания и навыки на той или иной области содержания. [5]

1.3 Роль тестов в осуществлении контроля знаний обучающихся

Тесты как система оценки школьной успеваемости, имеют целый ряд положительных характеристик, позволяющих:

1. Учитывать индивидуальные особенности обучающихся в ходе проверки результатов обучения.

2. Проверить качество усвоения учащимися теоретического и практического материала.

3. Оживить процесс обучения, вводя не только новую для обучающихся форму контроля, но и различные виды тестов.

4. Сэкономить учебное время, затраченное на опрос, и личное время учителя, идущее на проверку результатов выполненной работы.

5. Обеспечить оперативность проверки выполненной работы.

Основные признаки отличия тестов школьной успеваемости, например, от контрольной работы, состоят в том, что с их помощью можно: проверить большой объем изученного материала малыми порциями; быстро диагностировать овладение учебным материалом как каждого ученика, так и класса в целом. Однако метод тестирования обладает рядом недостатков: большая вероятность выбора ответа наугад, проверка лишь конечных результатов действий, затруднение со стороны учителя, а чаще невозможность проследить логику рассуждений обучающихся; категоричность оценки выполнения задания - задание выполнено правильно и полностью и задание не выполнено. Главное достоинство тестовой проверки в скорости, а традиционной проверки посредством дидактических материалов - в ее основательности. Можно ли соединить эти два достоинства? Полагаю, что да, если правильно и умело сочетать эти виды контроля. При всей кажущейся простоте тестирования этот метод достаточно сложен для реализации:

1. Учитель должен выразить интересующий его вопрос в сжатом виде так, чтобы ответом было короткое утверждение, одно слово или число. Далеко не любой вопрос можно свести к требуемому виду.

2. Вопрос должен заставлять учащегося думать, то есть он не должен относиться к репродуктивному типу. Вопросы репродуктивного типа желательно выделять в информатический диктант.

3. Сложная часть составления вопросов теста - подбор вариантов выбора. Учитель должен придумать несколько неверных, но правдоподобных ответов. Только в этом случае ученик вынужден будет прорешать задачу, а не выбраковывать неверные ответы.

4. Важный этап в тестировании связан с обсуждением полученных результатов. Кроме сообщения объективного результата, учитель фиксирует внимание на динамике обучения, для этого данные проводимого тестирования должны отражаться в базе данных для получения качественной и количественной информации достижений как отдельных учеников, так и целого класса.

5. Проведение компьютерного тестирования требует специальных программных оболочек, которые приспособлены для того, чтобы их мог заполнять преподаватель, не являющийся специалистом в области программирования.

Для контроля качества обучения и самоконтроля широкое распространение получили методы компьютерного тестирования - использование тестирующих оболочек.

1.4 Требования к педагогическим тестам

Современная теория моделирования педагогических тестов рассматривает процедуру тестирования и оценку знаний испытуемых как процесс объективного измерения, а результаты таких измерений, получаемые стандартными математическими методами, сопровождает стандартными характеристиками точности. В литературе, посвящённой тестированию, требованиям к педагогическим тестам уделено немало внимания. Среди них следует отметить такие требования, как соответствие содержания теста целям тестирования, определение значимости проверяемых знаний, взаимосвязь содержания и формы представления тестовых заданий, соответствие содержания теста уровню современного состояния науки, комплексность, системность содержания теста. Согласно классической теории тестирования, наиболее значимыми понятиями, которым должен отвечать профессионально составленный педагогический тест являются надёжность, валидность и эффективность.

Надёжность теста характеризуется стабильностью, устойчивостью показателей при повторных измерениях с помощью того же теста или его равноценного заменителя. Отмечается, что чем выше тематическое, содержательное разнообразие тестовых заданий, тем ниже надёжность теста. Тест, направленный на проверку усвоения конкретной темы, всегда будет более надёжным, чем тест, направленный на проверку всего раздела (курса), охватывающий значительное количество материала - закономерностей, концепций, фактов.

Надёжность тестов значительно зависит от трудности их выполнения, которая определяется соотношением правильных и неправильных ответов на тестовые задания. Включение в состав тестов таких заданий, на которые все обучаемые отвечают правильно или же, наоборот, неправильно, резко снижает надёжность теста в целом. Наибольшую практическую ценность имеют задания, на которые правильно отвечают 45-80% учащихся.

Надёжность теста - это характеристика, отражающая точность измерения и устойчивость результатов к воздействию посторонних случайных факторов. Это означает, что небольшое изменение условий тестирования и состояния испытуемых должно привести к несущественному изменению конечных результатов.

НДипломная работа Электронное тестирование как способ контроля знаний на уроках информатики МБОУ лицей №4 г. Данкова Липецкой области.

аибольшее практическое распространение для расчёта надёжности теста получило применение формулы Кьюдера-Ричардсона.

гДипломная работа Электронное тестирование как способ контроля знаний на уроках информатики МБОУ лицей №4 г. Данкова Липецкой области.

де K - коэффициент надёжности, k - число заданий в тесте, pj - доля правильных ответов на j-ое задание, qj - доля неправильных ответов на j-ое задание, Дипломная работа Электронное тестирование как способ контроля знаний на уроках информатики МБОУ лицей №4 г. Данкова Липецкой области. - дисперсия индивидуальных баллов n тестируемых, вычисляемая по формуле:

где bi - индивидуальные баллы i-ого испытуемого.

Если величина коэффициента надёжности К находится в пределах от 0,9 до 0,99, то тест имеет отличную оценку надёжности, если от 0,8 до 0,89, то хорошую, от 0,7 до 0,79 - удовлетворительную, менее 0,69 - неудовлетворительную надёжность. [22]

Следует отметить, что повышению надёжности способствует увеличение количества заданий теста. Однако, для реального тестирования проблематично составить тест с достаточно большим количеством заданий. Это связано с ограничениями во времени, санитарными нормами, материальными затратами, возможностями человека и т.д.

Валидность теста по своему содержанию близка к требованию полноты, всесторонности проверки, пропорционального представления всех элементов изучаемых знаний, умений. Термин «валидность» от англ. valid - имеющий значение, ценный. Всегда имеется в виду, что составитель теста обязан тщательно изучить все разделы учебной программы, учебные книги, хорошо знать цель и конкретные задачи обучения. Лишь тогда он сможет составить тесты, которые будут действенными для определённой категории обучаемых.

Чёткая и ясная постановка вопроса в пределах освоенных знаний - неотъемлемое условие валидности теста. Если тест выходит за пределы освоенного содержания или же не достигает этих пределов, превышает запроектированный уровень обучения, то он не будет действенным для тех обучаемых, которым он адресован.

Валидность считается высокой, если коэффициент корреляции будет более 0,6. При значении коэффициента корреляции 0,45 - 0,65 валидность считается вполне удовлетворительной.

Кроме рассмотренных требований используется и показатель эффективности теста. Тест, обеспечивающий при прочих равных условиях большее количество ответов за единицу времени, считается более эффективным. Например, за 10 минут тестирования от учащихся можно получить и 5, и 8, и 10 ответов при использовании различных методик составления тестовых заданий.

Преимущество тестового контроля состоит в том, что он является научно обоснованным методом эмпирического исследования и в определенной сфере позволяет преодолеть умозрительные оценки знаний. Следует отметить, что задания, используемые многими преподавателями и называемые ими тестовыми, на самом деле таковыми вовсе не являются. В отличие от обычных задач тестовые задания имеют однозначный ответ и оцениваются стандартно на основе заданного балла. В самом простом случае оценка ученика есть сумма баллов за правильно выполненные задания. Тестовые задания должны быть краткими, ясными и корректными, не допускающими двусмысленности. Сам же тест представляет собой систему заданий возрастающей трудности. Тестовый контроль может применяться как средство текущего, тематического и итогового контроля.

В предметах, где знания и учебный материал структурируются и формализуются легче, (например, в естественных науках), составлять тестовые задания легче. Проверка базовых знаний средствами тестового контроля позволяет преподавателю в оставшееся время уделить больше внимания общению с учениками на уровне концепций и выводов, проверить традиционными формами не столько знание, сколько понимание проблематики той или иной учебной дисциплины. Следует подчеркнуть, что именно проверка базовых знаний является сферой тестового контроля.

Тестовый контроль без особых затрат времени позволяет опросить всех учеников по всем разделам учебного предмета. Сумма оценок может составить рейтинг знаний, который, по усмотрению преподавателя, может служить основой освобождения ученика от итоговых работ. Тесты привлекают учащихся своей необычностью по сравнению с традиционными формами контроля, побуждают к систематическим занятиям по предмету, создают дополнительную мотивацию обучения.

К преимуществам тестового контроля относятся:

  1. Индивидуальный характер контроля, возможность осуществления контроля над работой каждого ученика, за его личной учебной деятельностью.

  2. Возможность регулярного систематичного проведения тестового контроля на всех этапах процесса обучения.

  3. Возможность сочетания ее с другими традиционными формами педагогического контроля.

  4. Всесторонность, заключающаяся в том, что педагогический тест может охватывать все разделы учебной программы, обеспечивать полную проверку теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков.

  5. Объективность тестового контроля, исключающая субъективные (часто ошибочные) оценочные суждения и выводы учителя, основанные на недостаточном изучении уровня подготовки учеников или предвзятом отношении к некоторым из них.

  6. Учет специфических особенностей каждого учебного предмета и отдельных его разделов за счет применения современных методик разработки и многообразия форм тестовых заданий.

  7. Возможность проведения традиционного ("бумажного") и компьютеризованного (в локальной сети) тестирования.

  8. Возможность применения современной технологии компьютерного тестирования.

  9. Возможность массового широкомасштабного стандартизованного тестирования путем распечатки и тиражирования параллельных форм (вариантов) теста.

  10. Учет индивидуальных особенностей специфической выборки испытуемых, требующий применения в соответствии с этими особенностями различной методики разработки теста и тестовых заданий.

  11. Единство требований ко всем испытуемым, вне зависимости от их прошлых учебных достижений.

  12. Стандартизованность тестового контроля.

  13. Дифференцированность шкалы тестовых баллов, позволяющей в широком диапазоне ранжировать уровень учебных достижений.

  14. Высокая надежность тестового контроля, позволяющая говорить о полноценном педагогическом измерении уровня обученности.

  15. Высокая содержательная валидность тестового контроля, основанная на включении всех дидактических единиц программы обучения в задания теста.

  16. Высокая прогностическая валидность вступительных тестовых испытаний, позволяющая предвидеть успехи учащихся в будущем.

  17. Высокая текущая валидность итоговых аттестационных тестов.

  18. Эффективность педагогического теста, позволяющая проводить контроль любой выборки испытуемых, за короткое время с минимальными затратами.

  19. При правильной организации проведения тестирования и применение методов информационной безопасности можно исключить недобросовестное отношение некоторых учащихся к выполнению письменных контрольных испытаний (списывание, использование подсказок, шпаргалок и т.п.).

  20. Тестовый контроль стимулирует постоянную работу всех учащихся, и это в известной степени достигается проведением широкомасштабного неожиданного для испытуемых тестирования.

  21. Возможность учета при тестировании региональных особенностей.

К недостаткам тестирования относят следующее:

  1. В тестовых заданиях нет творчества, совместного поиска истины.

  2. Решение тестового задания содержит элемент случайности.

  3. Тестовый контроль способствует фрагментарности знаний.

  4. Тестирование стандартизирует знания и в неполной степени развивает мыслительные навыки учащихся.

  5. Тестирование проверяет информированность учащегося о тех или иных фактах и не даёт представления о способностях и навыках школьника.

Самым существенным недостатком тестового контроля знаний в России на современном этапе является обилие несистематизированного и различного по качеству тестового материала.

За последнее время появились новые оригинальные методы разработки и применения тестов. Современные тесты позволяют выявить скрытые от поверхностного взгляда знания и способности испытуемых.

Следовательно, реализация достоинств педагогического тестирования может быть выполнена только при учёте требований классической тестовой теории, на основе которой можно обеспечить надёжность, валидность и эффективность тестового контроля знаний учащихся. Не все необходимые характеристики усвоения можно получить средствами тестирования. Такие, например, показатели, как умение конкретизировать свой ответ примерами, знание фактов, умение связно, логически и доказательно выражать свои мысли, некоторые другие характеристики знаний, умений, навыков диагностировать тестированием невозможно. Следовательно, что тестирование должно обязательно сочетаться с другими (традиционными) формами и методами проверки.

2 Использование тестирования на уроках информатики МБОУ лицей №4 г. Данкова.

2.1 Применение тестирующей программы My Test Pro.

Программа MyTestXPro (сайт mytest.klyaksa.net/htm/download/) используется в МБОУ лицей №4 на уроках информатики и ИКТ для проведения тестирования с использованием компьютеров, а также сбора и анализа результатов тестирования.

Одной из главных задач труда учителя является необходимость проводить контроль знаний обучающихся. Формы контроля очень разнообразны, но наиболее часто используются письменный или устный опросы. Но эти формы имеют свои недостатки. При проведении устного опроса - большая затрата времени урока при небольшом количестве выставляемых оценок, при проведении письменных работ количество оценок возрастает, но уходит много времени на проверку работ.

Тестирование в качестве эффективного способа проверки знаний находит в общеобразовательных организациях большое применение. Одним из основных его достоинств является минимальное время на получение достоверных результатов контроля. Во время тестирования используются бумажные и электронные варианты тестов. Последние более привлекательны, потому что позволяют получить результаты сразу же после окончания тестирования.

Тестирование - наиболее справедливый метод, оно ставит всех обучающихся в равные условия, как в процессе контроля, так и в процессе оценки, практически исключатся субъективизм при оценке знаний.

Именно тестирование постепенно становится и основной формой сдачи экзаменов. В связи с этим тестирование, как средство измерения и контроля знаний учеников, становится основой обучающего процесса в российской школе.
Тестовые задания могут составляться с использованием разнообразных компьютерных инструментов, начиная от различных редакторов и программ для разработки презентаций и до использования языков программирования и возможностей сети Интернет. Каждый учитель информатики и ИКТ имеет возможность разработать для работы свою тестовую среду. Но разработка качественного тестового инструментария - длительный, трудоемкий и дорогостоящий процесс. Поэтому большинство учителей работает с уже готовыми программами. Рассмотрим примеры тестирующих программ.

Программа MyTest разрабатывается Башлаковым Александром Сергеевичем с 2003 года. За это время вышло немало разных версий программы. Каждая новая версия включала в себя лучшее от предыдущей версии и имела новые возможности. Первые версии были простыми, но удобными тестовыми оболочками, последняя версия MyTest - это уже не одна программа, а целый комплекс программ для подготовки и проведения компьютерного тестирования.

С помощью программы MyTest возможна организация и проведение тестирования, экзаменов в любых образовательных учреждениях.

MyTestXPro это - система программ (программа тестирования обучающихся, редактор тестов и журнал результатов) для создания и проведения компьютерного тестирования, сбора и анализа результатов, выставления оценки по указанной в тесте шкале.

Программа удобна в использовании. Все пользователи программы быстро и легко ее осваивают. Она может работать с десятью типами заданий: с одиночным выбором, множественным выбором, установление порядка следования, установление соответствия, указание истинности или ложности утверждений, ручной ввод числа, ручной ввод текста, выбор места на изображении, перестановка букв, заполнение пропусков во фразах. В тесте можно использовать любое количество любых типов, можно только один, можно и все сразу. В заданиях с выбором ответа можно использовать до 10 вариантов ответа.

Программа состоит из трех частей: модуль тестирования (MyTestStudent) (внешний вид представлен на рисунке 1) ,

Дипломная работа Электронное тестирование как способ контроля знаний на уроках информатики МБОУ лицей №4 г. Данкова Липецкой области.



Рисунок 1 - Модуль тестирования

РДипломная работа Электронное тестирование как способ контроля знаний на уроках информатики МБОУ лицей №4 г. Данкова Липецкой области.едактор тестов (MyTestEditor) (внешний вид представлен на рисунке 2)



Рисунок 2 - Редактор тестов

и Журнал тестирования (MyTestServer).


Тесты создаются с помощью удобного редактора тестов с дружественным интерфейсом. Любой учитель может легко составить свои тесты и использовать их на уроках.

В Редакторе тестов имеются большие возможности форматирования текста вопросов и вариантов ответа. Можно изменять шрифт, цвет символов и фона, использовать верхний и нижний индекс, разбивать текст на абзацы и применять к ним расширенное форматирование, использовать списки, вставлять рисунки и формулы.

Можно задать сложность каждого задания (количество баллов за верный ответ), а также добавить подсказку и объяснение верного ответа, настроить другие параметры.

Имеется возможность использовать несколько вариантов вопроса задания, перемешивать задания и варианты ответов, что уменьшает возможность списывания при тестировании несколькими тестируемыми или повторном прохождении теста.

В MyTest используются от 2-х до 100-бальной системы оценивания знаний. Систему оценки и ее настройки можно задать или изменить учителю.

ПДипломная работа Электронное тестирование как способ контроля знаний на уроках информатики МБОУ лицей №4 г. Данкова Липецкой области.ри наличии компьютерной сети можно, используя модуль журнала MyTest, легко организовать централизованный сбор и обработку результатов тестирования. (Внешний вид представлен на рисунке 3).



Рисунок 3 - Журнал тестирования

Результаты выполнения заданий выводятся обучающемуся и отправляются учителю. Учитель может оценить или проанализировать их в любое удобное для него время. Тесты раздаются учащимся через сеть, при этом отпадает необходимость каждый раз копировать файлы тестов на все компьютеры. Раздавать можно сразу несколько разных тестов. Учитель непосредственно следит за процессом тестирования. Он может видеть, кто и какой тест выполняет, сколько заданий уже выполнено и какова правильность их выполнения.

С помощью программ MyTest на уроках информатики и ИКТ организовывается как локальное, так и сетевое тестирование.

Работа с программой начинается с установки программы на все компьютеры в кабинете информатики. На компьютеры обучающихся можно установить только программу MyTestStudent для тестирования. Далее следует ее настроить, указав IP адрес компьютера учителя, на котором устанавливаются все три модуля программы. При проведении сетевого тестирования на компьютер учителя копируются подготовленные заранее тесты, запускается модуль журнала тестирования. Учитель указывает в журнале тестирования, какие тесты будут выполнять обучающиеся. Тестируемые запускают программу на своих компьютерах, выбирают получение теста по сети, из списка тестов выбирают нужный тест, набирают свои фамилию, имя и класс, и выполняют тест. После завершения теста они на экране получают оценку, а также сведения о неправильно выполненных заданиях. Точно такая же информация отправляется в журнал на компьютер учителя. После того, как все учащиеся выполнили тест, учитель сохраняет результаты работы тестируемых в файл. Эта информация в любой момент может быть доступна для просмотра.

На уроках можно использовать разные режимы тестирования: обучающий, штрафной, свободный и монопольный.

В обучающем режиме обучающемуся выводятся сообщения о его ошибках, можно показать объяснение к вопросу.

В штрафном режиме за неверные ответы у обучающегося вычитаются баллы, а некоторые задания можно пропустить (баллы не прибавляются и не отнимаются).

В свободном режиме обучающийся может отвечать на вопросы в любой последовательности, переходить и возвращаться к любому вопросу самостоятельно.

В монопольном режиме окно программы занимает весь экран и его невозможно свернуть.

На каждый тест отводится оптимальное время на выполнение, уменьшение или превышение которого может снизить показатели теста. Поэтому, в настройках теста, предусмотрено ограничение времени выполнения как всего теста, так и любого ответа на задание (для разных заданий можно выставить разное время).

Параметры тестирования, задания, изображения к заданиям для каждого отдельного теста - все хранится в одном файле теста. Файл с тестом зашифрован и сжат, поэтому доступа к нему для обучающихся нет.

Тестовые задания и результаты работы защищены от внешнего проникновения. Для теста можно задать несколько различных паролей: для открытия, редактирования, тестирования и испортить и изменить тест лицам, не имеющим на это право становится невозможно. Так как результаты тестирования могут сохранятся как на локальном ПК, так и параллельно на ПК учителя, вероятность потери результатов сводится к 0% . В программе предусмотрены различные варианты защиты тестов от несанкционированного получения ответов.

Ко многим полезным функциям, которые имеются в программе для проведения компьютерного тестирования, можно ещё присоединить то, что если ученик по каким-либо причинам не может выполнять тест за ПК (например, по состоянию здоровья), то буквально за 1-2 минуты можно сформировать "бумажный" вариант теста.

Программа MyTestX доступна в двух версиях:

а) бесплатная версия (урезаны некоторые возможности);

б) платная (расширенная - MyTestXPro - с 2012 года).

Программа работает под ОС Windows XP, Vista, 7, 8, 8.1, 10. Для работы под Linux можно использовать Wine.

2.2 Тестирование с помощью сервиса «Электронная тетрадка»

В МБОУ лицее №4 г. Данкова на уроках информатики и ИКТ для проведения тестирования также используется сервис onlinetetradka.ru (сайт onlinetetradka.ru) (Внешний вид представлен на рисунке 4). Для работы с ним учителю следует зарегистрироваться на сайте. Сервис платный, после оплаты можно им пользоваться.

Дипломная работа Электронное тестирование как способ контроля знаний на уроках информатики МБОУ лицей №4 г. Данкова Липецкой области.

Рисунок 4 - Сайт Электронная тетрадь

Следующим шагом следует зарегистрировать обучающихся: создать классы и набрать фамилию и имя обучающегося. В МБОУ лицей №4 зарегистрированы и используют электронную тетрадь на уроках информатики и ИКТ обучающиеся 5, 6, 7,8,9,10 и 11 классов (всего более 300 человек).

После регистрации обучающихся, они получают ID и пароль, которые необходимы для входа на сайт и проведения тестирования. (Внешний вид представлен на рисунке 5).

Дипломная работа Электронное тестирование как способ контроля знаний на уроках информатики МБОУ лицей №4 г. Данкова Липецкой области.

Рисунок 5 - Добавление обучающихся

ДДипломная работа Электронное тестирование как способ контроля знаний на уроках информатики МБОУ лицей №4 г. Данкова Липецкой области.алее учитель создает электронные тесты. При этом может быть использован материал разнообразной печатной литературы с тестами и ресурсы сети Интернет. Можно также пользоваться готовыми тестами, созданными другими пользователями сайта. Имеется возможность создавать задания 9 типов (Внешний вид представлен на рисунке 6).

Рисунок 6 - Создание тестов

К каждому тесту можно загрузить дополнительный материал. Готовые тесты можно разложить по тематическим папкам, по классам (Внешний вид представлен на рисунке 7).

Дипломная работа Электронное тестирование как способ контроля знаний на уроках информатики МБОУ лицей №4 г. Данкова Липецкой области.

Рисунок 7 - Размещение тестов в папках

В тестах задается процент выполнения работы для каждой оценки.

Для каждого теста можно задать точное время начала и окончания тестирования, создавать индивидуальные тесты для отдельных обучающихся, а также количество раз выполнения теста.

После завершения теста производится автоматическая проверка и вывод результатов с указанием ошибок каждого ученика. Сохраняются все результаты по каждому тесту, а также ошибки, которые сделали учащиеся.

После более годичного использования электронной тетрадки в МБОУ лицей №4, можно сделать следующие выводы. Преимущества использования для обучающихся электронной тетради следующие:

  • обучающийся сможет легко наверстать пропущенные занятия и не отставать по программе, работая с тестами на домашнем компьютере, а результаты работы и ошибки будет видеть учитель;

  • электронная тетрадь развивает навыки самостоятельной работы обучающихся, повышает интерес к информатике и ИКТ;

  • тест можно выполнить с любого устройства, подключенного к сети интернет, даже с планшета или сотового телефона;

  • обучающийся всегда может посмотреть на свои ошибки в тесте и поработать над их исправлением.

2.3 Сравнение тестирующих программ

В МБОУ лицей №4 г. Данкова на уроках информатики уже на протяжении нескольких лет используются как программа MyTestXPro, так и электронная тетрадка.

При сравнении данных тестирующих программ можно сделать следующие выводы:

  • при создании тестов обе программы имеют дружественный интерфейс и их возможности примерно одинаковы;

  • при работе с электронной тетрадкой тесты хранятся в интернете и их не надо переносить с одного компьютера на другой с помощью какого-либо носителя информации;

  • при отсутствии в кабинете интернета работать с электронной тетрадкой нельзя;

  • электронная тетрадка позволяет ученикам выполнять тесты на любом устройстве, которое имеет доступ в интернет и результаты теста будут видны учителю (это актуально, например, во время карантина);

  • для сетевого тестирования в программе MyTestXPro достаточно работающей локальной сети, но обучающимся нельзя выполнять тесты из дома;

  • недостатки обоих программ - лицензии на них платные.


Заключение

Одним из самых важных элементов обучения в школе является проверка знаний, умений, и навыков, приобретаемых обучающимися. Главное условие совершенствования процесса обучения в настоящее время - разработать системы контроля, позволяющие объективно оценивать знания обучающихся, выявлять имеющиеся пробелы и определять способы их ликвидации.

В настоящее время контролю знаний стараются придавать двойной смысл: не только учитель проверяет достижения обучающихся, но и обучающиеся проверяют уровень своих знаний. Учитель также проверяет самого себя, уровень и правильность преподавания изучаемого материала. Для этого используются различные формы и методы проверки и оценки.

Дидактика уже давно ищет ответ на вопрос, что можно сделать для усовершенствования контроля, для уменьшения негативных сторон этого процесса, однако достигнутый ею прогресс постоянно оказывается недостаточным в сравнении с потребностями.

Проверка и учет знаний учащихся относится к наиболее сложным вопросам методики обучения информатики и ИКТ. Работы известных ученых и опыт учителей на практике убедительно показали многообразие функций проверки знаний.

Одной из них является форма контроля знаний в виде тестовых заданий. Она может с успехом применяться для текущей проверки знаний. Учитель, оперативно проверив работы, сможет своевременно скорректировать изложение материала для следующего урока, может уделить большее внимание слабо усвоенным разделам. Так как отсутствует трудоемкая проверка письменных работ, то можно достаточно часто проводить контрольные мероприятия, создавая у обучающихся ощущение постоянного контроля знаний. Система тестовых заданий имеет и еще одно достоинство, так как позволяет избавиться от психологических проблем, связанных с проецируемой на обучающегося истинной или мнимой правдой.

Опыт показывает, что в сочетании с другими видами проверки, использование тестовых заданий является весьма эффективным инструментом, стимулирующим подготовку учащихся к каждому уроку и повышающим мотивацию к изучаемому предмету.

Анализируя имеющиеся исследования, можно сделать вывод о преимуществах, которые рассматриваются как признаки тестовой технологии. К ним относят:

1. Возможность осуществлять контроль за работой каждого учащегося, за его личной учебной деятельностью.

2. Систематическое проведение тестового контроля на всех этапах процесса обучения, сочетание его с традиционными формами педагогического контроля.

3. Всесторонность - педагогический тест способен охватывать все разделы учебной программы, обеспечивать проверку теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков учащихся.

4. Объективность тестов, исключающую субъективные оценочные суждения и выводы учителя.

5. Учет специфических особенностей каждого учебного предмета и отдельных разделов за счет применения современных методик разработки и многообразия форм тестовых заданий.

6. Возможность проведения бумажного и электронного (в локальной сети) тестирования.

7. Единство требований ко всем тестируемым.

8. Высокую надежность тестового контроля, позволяющую говорить о полноценном педагогическом измерении качества обучения.

11. Высокую содержательную валидность тестового контроля, основанную на включении всех дидактических единиц программы обучения в задания тестов.

Теоретический анализ и анализ собственного опыта позволяют отметить, что оценка качества образования со временем приобретает все большую значимость, а интеграционные процессы, характеризующие современную цивилизацию, дадут толчок развитию новых направлений тестирования.

Использование широкомасштабного тестирования при проведении единого государственного экзамена, в процедуре аттестации образовательных учреждений говорит о том, что тестирование обучающихся становится государственной политикой в российской школе, а работа над созданием тестов одновременно является неким моделированием государственного образовательного стандарта при процедуре аттестации и диагностики качества знаний.

Объектом исследования выступал электронный контроль знаний обучающихся в учебном процессе с использованием кабинета информатики.

Предметом исследования являлось применение тестирования в лицее на уроках информатики и ИКТ с использованием технических средств.

Целью настоящей работы являлось изучение особенностей педагогического тестирования как средства контроля знаний обучающихся, сравнение различных тестирующих программ, использующихся на уроках информатики в МБОУ лицей №4 и использование соответствующих компьютерных тестовых заданий в условиях общеобразовательной школы.

Была подтверждена гипотеза исследования: компьютерные тесты являются эффективным средством контроля знаний обучающихся, если реализуются следующие условия:

  1. тест разрабатывается на основе принципов построения вариантов ответов тестовых заданий;

  2. тестовый контроль знаний обучающихся проводится с использованием технических средств.

  3. системный характер тестового контроля позволяет повысить тестовую грамотность обучающихся;

Задачами исследования выступали:

  1. Определить значимость тестирования обучающихся в учебном процессе.

  2. Рассмотреть возникновение тестов, содержание понятия «тест».

  3. Выявить различные подходы к классификации тестов.

  4. Сформулировать требования к тестам, предназначенным для контроля знаний обучающихся.

  5. Сравнить электронные тестирующие программы различных видов.

При определении значимости тестирования обучающихся в учебном процессе в работе показана значимость тестов для проверки знаний, умений и навыков обучающихся и сделан вывод о целесообразности применения тестов для контроля знаний учащихся на уроках информатики.

При рассмотрении истории возникновения тестов, содержания понятия «тест» в работе приведен исторический материал по тестированию и сделан вывод, что тесты для оценки качества знаний применялись с древних времен.

При решении задачи выявления различных подходов к классификации тестов в работе показана классификация тестов и сделаны выводы о том, как они классифицируются.

При решении задачи формулировки требования к тестам, предназначенным для контроля знаний обучающихся в работе рассмотрены требования к тестам и сделаны выводы о их применении на уроках информатики и ИКТ.

При сравнении электронных тестирующих программ различных видов в работе показаны способы работы с тестирующими программами MyTestXPro и электронная тетрадка, проведено их сравнение и сделаны выводы.

Таким образом, задачи, поставленные в данной работе, решены в полном объеме. Цель работы - изучение особенностей педагогического тестирования как средства контроля знаний обучающихся, сравнение различных тестирующих программ, использующихся на уроках информатики в МБОУ лицей №4 и использование соответствующих компьютерных тестовых заданий в условиях общеобразовательной школы достигнута.



Список информационных источников

  1. Виштан, О.В. Критерии создания электронных учебных материалов/О.В.Виштан//Педагогика. - 2003. - №8. - с.19-22.

  2. Аванесов, В.С. Композиция тестовых заданий. - М.: Адепт,1998. - С.217.

  3. Герасимова, Г. Компьютерное тестирование на уроках информатики/Г.Герасимова//Информатика и образование. - 2006. - №9. - с.113-115.

  4. Информатика 10-11 класс/по ред. Н.В.Макаровой. - СПб: «Питер», 2001. - С.304.

  5. Аванесов, В.С, Тесты: история и теория/В.Аванесов//Педагогическая диагностика. - 2004. - №3. - с.19-22.

  6. Ковалёва, Г.С. Разработка тестов за рубежом/Г.С. Ковалёва// Педагогическая диагностика. - 2004. - №4. - с.107-117.

  7. Матушанский, Г.У. Проектирование педагогических тестов для контроля знаний/Г.У.Матушанский//Информатика и образование. - 2000. - №6. - с.7-10.

  8. Махмутов, М.И. Об использовании зарубежного опыта контроля знаний/М.И.Махмутов, Т.А.Шайхуллин//Педагогика. - 2006. - №9. - с.99-103.

  9. Нестерова, Н. Тестовый контроль знаний: технология формирования и структура/Н.Нестерова//Инновации в образовании. - 2003. - №4. - с.81-94.

  10. Пак, Н.И. Методика составления тестовых заданий/Н.И.Пак// Информатика и образование.1998г. - №5. - с.21-26.

  11. Самылкина, Н.Н. Построение тестовых заданий по информатике: Методическое пособие. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003. - 176с.

  12. Семакин, И.Г. Преподавание базового курса информатики в средней школе. Методическое пособие. - М.: Лаборатория Базовых Знаний - 2000. - С.496.

  13. Тимаева, В.С. Тестирование как метод контроля качества усвоения учебного материала учащимися [Электронный ресурс]/В.С.Тимаева// Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" 2007-2008 учебного года.

  14. Угринович, Н.Д. Информатика и информационные технологии: Учебник для 10-11 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - С.512

  15. Угринович, Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе: Методическое пособие. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний - 2004. - С.139

  16. Большой словарь иностранных слов/Сост. А.Ю.Москвин. - М.: Центрполиграф, 2006. - С.815

  17. Большая советская энциклопедия. В 30-ти т./под ред. А.М.Прохорова. Изд. 3, Т.28. - Советская энциклопедия, 1978. - С.600

  18. Этко, И.Г. Компьютерные тесты по информатике и информационным технологиям в сети Интернет/И.Г.Этко//Педагогическая информатика. - 2005. - №1. - с.77-83

  19. Воробейчикова, О.В. Структурированные тесты как средство контроля знаний/О.В.Воробейчикова//Информатика и образование. - 2001г. - №7. - с.14-17. 38. Информатика 10-11 класс/по ред. Н.В.Макаровой. - СПб: «Питер», 2001. - С.304.

  20. onlinetetradka.ru/auth/login (дата обращения 11.11.2015).

  21. koi.tspu.ru/koi_books/samolyuk/lek14.htm (дата обращения 10.11.2015).

  22. festival.1september.ru (дата обращения 05.11.2015).

  23. mytest.klyaksa.net/htm/download/(дата обращения 13.11.2015)




Приложение

Приложение 1

Анализ содержания понятия «тест»


Таблица 1 - Содержание понятия «тест»

№ п/п

Местонахождение данного определения понятия

Определение понятия

Большой словарь иностранных слов

1) Задания стандартной формы, по результатам выполнения которых можно судить о психофизиологических и личностных характеристиках, а так же о знаниях, умениях, навыках испытуемого;

2) В физиологии, медицине - метод исследования, диагностики, заключающийся в пробном воздействия на организм; 3) Задача с известным решением, предназначенная для проверки правильности работы ЭВМ. [15]

Большая советская энциклопедия

Стандартизированные задания, результат выполнения которых позволяет измерить психофизиологические и личностные характеристики, а также знания, умения и навыки испытуемого.[16]

Логический словарь-справочник Н.И.Кондакова

Метод исследования и испытания способностей человека к выполнению той или иной строго определенной работы, выяснения умственного развития, профессиональных наклонностей испытуемого с помощью стандартных схем и форм.

В.С.Аванесов

Система взаимосвязанных заданий возрастающей сложности, позволяющих надёжно и валидно оценить знания и навыки на той или иной области содержания.[3]

В.П.Беспалько

Тест - совокупность взаимосвязанных заданий возрастающей сложности, позволяющих надёжно и достоверно оценить знания и другие интересующие педагога характеристики личности.

В.И.Лизинский

Тест - стандартизированное задание по результатам выполнения которого судят о знаниях, умениях и личностных характеристиках.

В.Штерн

Тест представляет собой известного рода пробу психики, он представляет собой не испытание знаний, а испытание способностей



© 2010-2022