Технологическая карта урока Исполнители вокруг нас информатика (6 класс)

Методическое обеспечение Программы и  планирование ФГОС ИНФОРМАТИКА ПРОГРАММА ДЛЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ 5-6 классы. 7-9 классы Л. Л. Босова, А. Ю. Босова, 2-е издание Москва БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014 Тема Исполнители вокруг нас Цель темы Формирование  информационной компетентности учащихся через составление алгоритма Задачи урока Обучающие - систематизация представления об исполнителях, развитие навыков составления алгоритмов для формального исполнителя в приложении Страна «Фантазия», Колобок на шахматной доске; Развивающие  – развитие логического мышления, внимания; развитие умения оценивать результаты выполненных действий; развитие познавательного интереса к предмету через практическую деятельность. Воспитательные – воспитание самостоятельности, аккуратности, трудолюбия и ответственности при выполнении задания; воспи... Комбинированный, с практической работой на компьютере Форма проведения урока Беседа, практическая работа Методы словесный – беседа; наглядный – мультимедийный проектор, компьютеры; практический – индивидуальная работа, работа в парах, практическая работа на компьютере Планируемые результаты Предметные Метапредметные Личностные Формирование навыков работы по составлению алгоритмов для исполнителя Формирование у учащихся умения аргументировано отвечать на поставленные вопросы Регулятивные Планирование собственной деятельности, оценка качества и уровня усвоения. Познавательные Извлечение необходимой информации из беседы, рассказа. Выработка алгоритма действий. Коммуникативные Учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности Воспитание у учащихся готовности и способности к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика Основные понятия Исполнитель; Формальный исполнитель; Система команд исполнителя Ресурсы Основные Дополнительные Учебник  Информатика 6 класс Босова Л.Л., Босова А.Ю., изд. Бином. Лаборатория знаний, 2013г.; Босова Л.Л., Босова А.Ю, Информатика Рабочая тетрадь для 6 класса, 2-е издание, Москва БИНОМ. Лаборатория знаний; Методическое пособие для учителя; Электронное приложение к учебнику, http://metodist.lbz.ru/; Сайт методической поддержки УМК. http://metodist.lbz.ru/ Презентация по теме урока, задания, контрольный тест (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/files/flash/5kl/gl1/1/1.swf) Плакат «Те... Свободное программное обеспечение   Исполнитель  Кузнечик в системе КуМир, http://www.niisi.ru/kumir/         Межпредметные связи Математика, Литература, ОБЖ Организация пространства Фронтальная работа, индивидуальная работа Педагогические технологии ·         Обучение  в сотрудничестве (командная, групповая работа); ·         Здоровьесберегающие  технологии
Раздел Информатика
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

11

Технологическая карта урока

6 класс

Методическое обеспечение

Программы и планирование ФГОС ИНФОРМАТИКА ПРОГРАММА ДЛЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ 5-6 классы. 7-9 классы

Л. Л. Босова, А. Ю. Босова, 2-е издание Москва БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014

Тема

Исполнители вокруг нас

Цель темы

Формирование информационной компетентности учащихся через составление алгоритма

Задачи урока

  • Обучающие - систематизация представления об исполнителях, развитие навыков составления алгоритмов для формального исполнителя в приложении Страна «Фантазия», Колобок на шахматной доске;

  • Развивающие - развитие логического мышления, внимания; развитие умения оценивать результаты выполненных действий; развитие познавательного интереса к предмету через практическую деятельность.

  • Воспитательные - воспитание самостоятельности, аккуратности, трудолюбия и ответственности при выполнении задания; воспитание уверенности в своих силах.

Тип урока

Комбинированный, с практической работой на компьютере

Форма проведения урока

Беседа, практическая работа

Методы

  • словесный - беседа;

  • наглядный - мультимедийный проектор, компьютеры;

  • практический - индивидуальная работа, работа в парах, практическая работа на компьютере

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Формирование навыков работы по составлению алгоритмов для исполнителя

Формирование у учащихся умения аргументировано отвечать на поставленные вопросы

Регулятивные

Планирование собственной деятельности, оценка качества и уровня усвоения.

Познавательные

Извлечение необходимой информации из беседы, рассказа. Выработка алгоритма действий.

Коммуникативные

Учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности

Воспитание у учащихся готовности и способности к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика

Основные понятия

  • Исполнитель;

  • Формальный исполнитель;

  • Система команд исполнителя

Ресурсы

Основные

Дополнительные

Учебник Информатика 6 класс Босова Л.Л., Босова А.Ю., изд. Бином. Лаборатория знаний, 2013г.;

Босова Л.Л., Босова А.Ю, Информатика Рабочая тетрадь для 6 класса, 2-е издание, Москва БИНОМ. Лаборатория знаний;

Методическое пособие для учителя;

Электронное приложение к учебнику, metodist.lbz.ru/;

Сайт методической поддержки УМК. metodist.lbz.ru/

Презентация по теме урока, задания, контрольный тест

(metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/files/flash/5kl/gl1/1/1.swf)

Плакат «Техника безопасности», metodist.lbz.ru/

Плакат «Управление и исполнители»

Плакат «Правильная посадка за компьютером»

(files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6b0a2030-1e06-4b67-9191-a7de053a61e1/%5BINF_028%5D_%5BPD_53%5D.swf)

Электронное пособие на CD: Светлана Тур, Татьяна Бокучава, Страна «Фантазия», «Колобок на шахматной доске», пакет программных средств к методическому пособию по информатике для учителей 5-6 классов, Издательство «БХВ Петербург», АНО «ИЦ Технологии современного образования», 2006

Свободное программное обеспечение

Исполнитель Кузнечик в системе КуМир, niisi.ru/kumir/


Межпредметные связи

Математика, Литература, ОБЖ

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа

Педагогические технологии

  • Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);

  • Здоровьесберегающие технологии


Ход урока


Этап урока

Время

Формы

Метод

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I этап Мотивация

Организационный Актуализация знаний

2 мин.

Фронтальная и индивидуальная работа

Беседа

Приветствие Беседа с учащимися о технике безопасности

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку.

Слайд 1

Задает вопросы по технике безопасности, корректирует ответы учащихся.

Слайд 2

Актуализация. Что такое алгоритм?

Для чего он создается?

Слайд 3

Приведите примеры…

Приветствуют учителя, настраиваются на урок

Отвечают на вопросы

Регулятивные:

  • нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

  • выражать положительное отношение к процессу познания,

  • проявлять желание проявлять новое.

Коммуникативные:

  • формирование умения слушать и слышать

II этап Целеполагание

Усвоение нового материала

10 мин.

Фронтальная работа

Беседа

Формулировка темы, объяснение нового материала с помощью ЭОР

metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/files/flash/5kl/gl1/1/1.swf

Слайд 4

Игровой момент.

Предлагаю немного поиграть. Вертолет... радиоуправляемая машинка. Что происходит?

Слайд 5

Продолжите предложение: Разрабатывает алгоритмы…человек. Исполняет алгоритмы…: исполнитель.

Слайд 6

Вот вы и сформулировали тему урока: «Исполнители вокруг нас». Запишем число и тему

Слайд 7

Какие вопросы мы сегодня решим?

Ключевые слова:

  • Исполнитель

  • Формальный исполнитель;

  • Неформальный исполнитель

Раздать детям заготовки на бумажных носителях

Слайд 8

Исполнитель - человек, группа людей, животное или техническое устройство, способные выполнять определенный набор команд.

Опираясь на определение и свой жизненный опыт назовите еще пожалуйста исполнителей.

Слайд 9

Исполнитель - стиральная машина

Более сложный исполнитель

Работает по программам, созданным человеком.

Программы выбирает человек

Машина работает автоматически

Слайд 10

Исполнители-роботы

Слайд 11

Назовите алгоритм. Что делает кот в поэме

У лукоморья дуб зеленый

А. С. Пушкина?

И днем и ночью

Кот ученый

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо - песнь заводит,

Налево - сказку говорит.

Какие алгоритмы может выполнять служебная собака?

Команды у них одинаковые?

Система команд исполнителя

Команды, которые может выполнять конкретный исполнитель, образуют систему команд исполнителя (СКИ)

Слайд 12

Плеер DVD. Это устройство сейчас есть почти в каждом доме. включая его, мы не задумываемся, что запускаем систему команд исполнителя.

Предлагаю вам выполнить СКИ в виде математических действий.

Задумайте число;

Прибавьте столько же;

Умножьте результат на 3;

Разделите на задуманное число.

Если после выполненных действий ответ совпал с моим, значит алгоритм исполнен верно.

Слайд 13

Работа в парах. Взаимоконтроль.

Предлагаю составить СКИ для стиральной машины.

А потом обменяться карточками и проверить выполнение.

Слайд 14

При многократном прослушивании диска с любимой музыкой вы можете быть уверены, что она воспроизводится проигрывателем всегда одинаково. Но вряд ли кому-нибудь из певцов удастся несколько раз совершено одинаково исполнить песню из своего репертуара.

Типы исполнителей

Слайд 15

Формальный исполнитель. Формальный исполнитель одну и ту же команду всегда выполняет одинаково.

Физкультминутка!!

Формулирование темы и целей урока

Отвечают на вопросы учителя. Называются примеры исполнителей: человек, животное, заводная игрушка, компьютер.


выключение.

Исполнитель - человек, группа людей, животное или техническое устройство, способные, выполнять определенный набор команд.
Команды, которые может выполнять исполнитель называются системой команд исполнителя (СКИ).
Робот, компьютер, люди

Регулятивные:

  • постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

Познавательные:

  • постановка и решение проблемы;

  • самостоятельное формулирование познавательной цели;

Личностные:

  • развитие познавательных интересов учебных мотивов;

Коммуникативные:

  • умение ясно и четко излагать свое мнение,

  • выстраивать речевые конструкции

III этап


Практическая работа

23 мин.

Групповая работа

Беседа

ТБ за ПК

Знакомство с новым исполнителем. Объяснение порядка выполнения практической работы. Выполнение практической работы на компьютере. Страна «Фантазия», «Колобок на шахматной доске»

Слайд 16

Компьютерный практикум

Рабочий стол/Start.exe - Ярлык/

Колобок на шахматной доске/Алгоритмы/

Линейные алгоритмы/Задание 1

Демонстрация выполнения составления алгоритма для исполнителя

Решение алгоритмических задач

Я предлагаю вам самим определить тип исполнителя.

Объясните почему?

Выполнение и повторение упражнений за учителем

Учащиеся садятся за компьютеры и выполняют задания. Учитель контролирует выполнение задания и при необходимости отвечает на вопросы.
показывает правильный вариант работы

Регулятивные:

  • составление плана и последовательности действий.

  • предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

Познавательные:

  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства;

  • построение логической цепи рассуждений;

  • самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Личностные:

  • выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

Коммуникативные:

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

IV этап

Самоконтроль, взаимоконтроль

Закрепление материала

Оценочные листы

Групповая работа

Беседа

Слайд 17

Возьмите листы самоконтроля и заполните

Учащиеся заполняют лист самоконтроля

Регулятивные:

  • выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить,

  • осознания качества и уровня усвоения;

Познавательные:

  • преобразование модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.

V этап

Подведение итогов работы. Домашнее задание

2 мин.

Групповая работа

Беседа

Оценка учеников, выставление отметок за урок.

Выдача домашнего задания

Слайд 18

Итак, ребята давайте подведем итог (учебник)

Продолжите фразу:

Исполнитель - это……………..

Система команд исполнителя (СКИ)……………

Запишите Домашнее задание

§15 (стр. 103), ответить на вопросы

РТ № 167, 168, 169, 170 (стр. 147 - 149)

Разгадать кроссворд № 177 (стр. 156)

Разбирает пример выполнения домашнего задания в рабочей тетради.

Дается в трех формах: 1) практика - номера по учебнику и выполнение упражнений в рабочей тетради;

2) творческое задание: нарисовать образец рисунка, записать координаты на листочке для программы Фантазия Колобок на шахматной доске;

3) индивидуальное задание: ответить на вопросы в кроссворде по теме урока.

Отвечают на вопросы, выслушивают отметки за урок

Записывают домашнее задание, выслушивают критерии оценивания,

Регулятивные:

  • оценка - осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;

  • осуществлять итоговый контроль

Личностные:

  • оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.

Коммуникативные:

  • умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

проявлять активность в деятельности.

VI этап

Рефлексия


Слайд 15

Итак, вернемся к ключевым словам нашего урока:

Исполнитель - это…

Формальный исполнитель - это

Неформальный исполнитель - это

Это и есть САМОЕ ГЛАВНОЕ

Чему научились на уроке?

Слайд 17

Давайте обсудим

Приведите 2-3 примера формальных исполнителей.

2. Приведите 2-3 примера неформальных исполнителей.

Вопросы по уроку остались?

Ребята! Сегодня вы познакомились с учебным исполнителем Колобок и успешно выполнили задание - научились составлять алгоритмы с использованием команд, входящих в СКИ программы. И хотя этот набор команд невелик, вам потребовались аккуратность и внимание при выполнении работы. Эти качества обязательно понадобятся вам в дальнейшем при составлении других, более сложных алгоритмов.

Учитель оценивает учащихся по ответам в течение урока и результатам практической работы.

Дети!

Для меня очень важно ваше мнение.

Рефлексия

Зеленый - все понял, интересно;

Жёлтый - понятно не все, но интересно;

Красный - ничего не понял.

Познавательные:

  • построение логической цепи рассуждений;

  • самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

Коммуникативные:

  • постановка ответа - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

  • умение слушать и вступать в диалог

Лист самооценки учащихся на уроке

ФИО учащегося

Оценка:



Да

Нет

1.

Я знаю понятие: ИСПОЛНИТЕЛЬ



2.

Я понял, как составлять алгоритмы



3.

Я знаю, что такое формальный исполнитель



4.

Я знаю, что такое неформальный исполнитель



5.

Я понял СКИ





© 2010-2022