- Преподавателю
- Информатика
- Элективный курс по информатике и ИКТ Готовимся к ЕГЭ по информатике и ИКТ. 11 класс
Элективный курс по информатике и ИКТ Готовимся к ЕГЭ по информатике и ИКТ. 11 класс
Раздел | Информатика |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Домрачева Н.А. |
Дата | 26.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ «Школа № 14»
Программа рассмотрена на заседании МО
Протокол № ___от «__»_____2015г.
Руководитель МО
_____________/_____________/
Согласовано
«___»________2015 г.
Зам. директора по УВР
________М. С. Коновалова
Утверждаю
Директор МБУ «Школа» № 14
__________И.В. Захарова
«_____»__________2015г.
М.П.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЭЕКТИВНОГО КУРСА ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ
«Готовимся к ЕГЭ по информатике и ИКТ»
Класс 11
Количество часов всего - 17, в неделю - 1.
Составлена на основе программы: Информатика. Программы для общеобразовательный учреждений 2-11 классы., авт.- сост. Бородин М.Н.: Москва. Бином. Лаборатория знаний , 2010 г., 584 с. (Программа элективного курса «Готовимся к ЕГЭ по информатике и ИКТ» Н. Н. Самылкина и др.).
Составитель: Н.А.Домрачева
2015/2016 учебный год.
СОДЕРЖАНИЕ
-
Пояснительная записка
-
Общая характеристика учебного предмета
-
Описание места учебного предмета в учебном плане
-
Требования к результатам освоения учебного предмета
-
Содержание учебного предмета
-
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности.
-
Тематическое планирование
-
Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, с учетом основной образовательной программы основного общего образования МБУ «Школы № 14» и обеспечена УМК:
-
Л.Залогова, И.Семакин «Информатика. Задачник - практикум», том 1 и 2, изд-во БИНОМ, Москва, 2010г.
-
И.Семакин и др. Практикум «Информатика и ИКТ», изд-во Бином, Москва, 2010г.
-
Информатика. Программы для общеобразовательный учреждений 2-11 классы., авт.- сост. Бородин М.Н.: Москва. Бином. Лаборатория знаний 2010 г., 584 с. (Программа элективного курса «Готовимся к ЕГЭ по информатике и ИКТ» Н. Н. Самылкина и др.).
Цель курса
Подготовка учащихся к сдаче единого государственного экзамена по информатике и ИКТ.
Задачи курса
-
познакомить учеников с видами и составом тестовых заданий ЕГЭ, с кодификатором элементов содержания контрольных измерительных материалов (КИМ);
-
научить работать с инструкциями по проведению экзамена и эффективно распределять время на выполнение заданий;
-
проанализировать задачи демонстрационных версий ЕГЭ прошлых лет и Интернет-олимпиад;
-
научить рациональным приемам решения тестовых задач в формате ЕГЭ по различным темам курса;
-
предоставить ученикам набор задач для подготовки к ЕГЭ.
-
Общая характеристика учебного предмета
Программа элективного курса «Готовимся к ЕГЭ по информатике» предназначена для учащихся 10-11 классов и ориентирована на систематизацию знаний и умений по предмету «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)» для подготовки к сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ) и для подготовки к Интернет-олимпиаде по информатике. Программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения и является естественным его углублением.
Данный элективный курс направлен на повышение мотивации учащихся к изучению предмета и выбору сферы дальнейшего профессионального обучения, связанной с информатикой и ее применением. Курс полностью предметно-ориентирован на область информатики и ИКТ.
Предполагается, что учащиеся изучили базовый курс по информатике и ИКТ за курс основного образования и знакомы с материалом по основным разделам информатики на базовом уровне.
-
Описание места учебного предмета в учебном плане
Согласно учебного плана на изучение элективного курса по информатике в 11 классе отводится 1 час в неделю ( 17 часов во II полугодии).
-
Требования к результатам освоения учебного предмета
-
знание учащимися видов и составов тестовых заданий ЕГЭ, кодификатора элементов содержания контрольных измерительных материалов (КИМ);
-
владеют навыками работать с инструкциями по проведению экзамена и эффективно распределять время на выполнение заданий;
-
умение проанализировать задачи демонстрационных версий ЕГЭ прошлых лет и Интернет-олимпиад;
-
знают рациональные приемы решения тестовых задач в формате ЕГЭ по различным темам курса;
-
Содержание учебного предмета
Основные подходы к разработке контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по информатике (2 часа)
Содержание экзаменационной работы определяется на основе утвержденного Министерством образования и науки Российской Федерации обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования по информатике (Приказ от 30.06.99 №56). Содержанием экзаменационной работы охватывается основное содержание курса информатики, важнейшие его темы, наиболее значимый в них материал, однозначно трактуемый в большинстве преподаваемых в школе вариантов курса информатики. Работа состоит из 3-х частей: часть (А) - с выбором варианта ответа, 18 заданий базового и повышенного уровня сложности с выбором ответа, часть (В) - 10 заданий базового повышенного уровня с кратким ответом и часть (С)- 4 задания повышенного и высокого уровня сложности на проверку умения записи и анализа алгоритмов по теме «Технология программирования». Будет рассказано о методике выставления первичных баллов и распределении заданий по разделам курса, состав контрольно-измерительных материалов (КИМ), будут продемонстрированы и проанализированы результаты ЕГЭ по «Информатике и ИКТ» за предшествующие годы.
Информация и ее кодирование (2 часа)
Теоретический материал по данной теме, разбор заданий из частей А и В демонстрационных версий и Интернет-олимпиад.
Алгоритмизация и программирование (2 часа)
Повторение основных алгоритмических конструкций, разбор заданий из частей А и В демонстрационных версий и Интернет-олимпиад.
Моделирование и компьютерный эксперимент (1 час)
Представлены одним заданием на проверку умения считывать данные с графика или таблицы. В настоящее время формализация и моделирование является частью технологии и программирования.
Основные устройства информационных и коммуникационных технологий (1 часа)
Обобщение изученного материала, разбор заданий из части А и В демонстрационных версий и Интернет-олимпиад. Контрольный тест в бумажном варианте.
Основы логики (2 часов)
Теоретический материал по данной теме. Основные формулы Булевой алгебры. Разбор заданий из частей А и В демонстрационных версий и Интернет-олимпиад.
Технология обработки текстовой, графической и звуковой информации (2 часа)
Обобщение материала по данной теме, разбор заданий из частей А и В демонстрационных версий и Интернет-олимпиад.
Технология обработки информации в электронных таблицах (1 часа)
Повторение основного теоретического материала по адресации в электронных таблицах. Разбор заданий из демонстрационных версий.
Технология хранения, поиска и сортировки информации в базах данных (1 часа)
Повторение основного теоретического материала по базам данных особенно по построению сложных запросов, поиску и отбору информации. Разбор заданий из демонстрационных версий и Интернет-олимпиад.
Телекоммуникационные технологии (1 часа)
Повторение основного материала по адресации в сети Интернет и построению запросов к поисковым системам. Разбор заданий из демонстрационных версий и Интернет-олимпиад.
Технология программирования (2 часов)
Разбор заданий части С повышенного и высокого уровня сложности, оценивание и выставление баллов. Контрольная работа по решению одной из демонстрационных версий части С.
Формы организации учебного процесса, технологии обучения, формы контроля
Элективный курс построен по принципу сочетания теоретического материала с практическим решением заданий в формате ЕГЭ.
Обучение курсу сопровождается наличием у каждого обучаемого раздаточного материала с тестовыми заданиями в формате ЕГЭ в бумажном и электронном виде, а так же учебного пособия «Готовимся к ЕГЭ по информатике» автора Н. Н. Самылкиной.
Занятия проводятся в форме лекций и практических занятий по решению задач в формате ЕГЭ. Перед разбором задач сначала предлагается краткая теория по определенной теме и важные комментарии о том, на что в первую очередь надо обратить внимание, предлагается наиболее эффективный способ решения. В качестве домашнего задания учащимся предлагается самостоятельное решение задач по мере освоения тем курса, а так же выполнение тренировочных сессий Интернет-олимпиад по информатике, проводимых Санкт-Петербургским университетом информационных технологий механики и оптики (СПБГУИТМО), результаты которых доступны учителю через Интернет.
Применяются технологии обучения: личностно - ориентированные, информационно-коммуникационная и здоровье-сберегающая.
Промежуточный контроль знаний осуществляется в форме выполнения контрольных работ, тестов в бумажном варианте и через Интернет в системе Инфостар-тест.
В качестве итогового контроля учащимся предлагается выполнить одну из демонстрационных версий ЕГЭ прошлых лет (части А и В) через Инфостар-тест, а так же в качестве итогового контроля засчитываются результаты Интернет-олимпиад, которые учащиеся выполняют дома.
Но окончательная успешность освоения курса будет определена после сдачи единого государственного экзамена по информатике и ИКТ.
Особенностью данного курса является использование системы контроля знаний Инфостар-тест и тренировочных туров Интернет-олимпиад.
Программа составлена с учетом специфики данного класса. В 11 классе обучается 16 человек, 11 мальчиков и 5 девочек. По итогам прошлого учебного года уровень качества знаний составил 62,5 %, уровень обученности 100%. 40% учащихся положительно мотивированы на получение знаний. Данный элективный курс выбрали 7 человек. В связи с тем, что с 2009 года все 13 экзаменов за курс среднего (полного) общего образования сдаются в формате ЕГЭ и ВУЗы принимают эти результаты в качестве вступительного экзамена, возникла необходимость дополнительной подготовки учащихся к Единому Государственному экзамену по информатике. Особенно это касается тех образовательных учреждений, в которых в 10-11 классах на изучение предмета «Информатика и ИКТ» выделяется от 1 до 2 часов в неделю (в нашей школе 1 час в неделю). За отведенное время невозможно на высоком уровне освоить базовый курс, информационные технологии и подготовить учащихся к экзамену, поэтому по желанию учащихся, вводится элективный курс «Готовимся к ЕГЭ» по информатике, который позволит расширить базовые знания учащихся по предмету до повышенного.
За время посещения элективного курса учащиеся должны сделать вывод смогут ли они успешно сдать Единый Государственный экзамен и правильно ли они выбрали свое дальнейшее профессиональное обучение.
Посещение элективного курса позволит учащимся попробовать свои силы в Интерне-олимпиаде по информатике, проводимой Санкт-Петербургским университетом информационных технологий механики и оптики (СПбГУИТМО), результаты которой приравнены к Единому Государственному экзамену.
Система оценивания
При выставлении оценок учитываются следующие критерии:
-
Оценка «отлично» (5) - учащийся демонстрирует сознательное и ответственное отношение, сопровождающееся ярко выраженным интересом к учению; освоил теоретический материал курса; получил навыки в его применении при решении конкретных задач; в работе над индивидуальными домашними заданиями он продемонстрировал умение работать самостоятельно.
-
Оценка «хорошо» (4) - учащийся освоил идеи и методы данного курса в такой степени, что может справиться со стандартными заданиями; выполняет домашние задания прилежно (без проявления явных творческих способностей); наблюдаются определенные положительные результаты, свидетельствующие об интеллектуальном росте и возрастании общих умений.
-
Оценка «удовлетворительно» (3) - учащийся освоил наиболее простые идеи и методы курса, что позволило ему достаточно успешно выполнять простые задания.
-
Оценка «неудовлетворительно» (2) - учащийся не проявил ни прилежания, ни заинтересованности в освоении курса, не справляется с решением простых задач.
6. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
-
Министерстов образования и науки Российской Федерации, «Сборник нормативных документов «Информатика и ИКТ», Федеральный компонент государственного стандарта, федеральный базисный учебный план и примерные учебные программы по информатике и ИКТ», изд-во Дрофа, Москва, 2008г.
-
Н.Н.Самылкина, «Готовимся к ЕГЭ по информатике», учебное пособие, элективный курс, изд-во Бином, Москва, 2008г.
-
Федеральный банк экзаменационных материалов «ЕГЭ 2008. Информатика», изд-во Эксмо, Москва, 20008г.
-
М.В.Зорин, Е.М.Зорина «Рекомендации по решению заданий ЕГЭ», изд-во Учитель, Волгоград, 2008г.
-
Центр тестирования Министерства образования РФ, «Тесты. Пособие для подготовки к тестированию», Москва, 2001г.
-
Н.В.Макарова, «Информатика и ИКТ. Подготовка к ЕГЭ», изд-во Питер, Санкт-Петербург, 2008г.
-
А.Кузнецов, «Тестовые задания. Информатика» - методическое пособие, изд-во БИНОМ, Москва, 2003г.
-
Л.Залогова, И.Семакин «Информатика. Задачник - практикум», том 1 и 2, изд-во БИНОМ, Москва, 2004г.
-
И.Семакин и др. Практикум «Информатика и ИКТ», изд-во Бином, Москва, 2007г.
-
Педагогическое образование, Н.Н.Самылкина «Современные средства оценивания результатов обучения», изд-во БИНОМ, Москва, 2007г.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ
-
Н.Н.Самылкина, «Готовимся к ЕГЭ по информатике», учебное пособие, элективный курс, изд-во Бином, Москва, 2008г.
-
Сайт информационной поддержки по ЕГЭ ege.ru/.
-
Сайт Федерального института педагогических измерений ФИПИ fipi.ru
-
Сайт РЦОКОиИТ ege.spb.ru/
-
Образовательный портал ege.edu.ru
-
Интернет-олимпиада по информатике СПбГУИТМО olymp.ifmo.ru
Свободный форум экспертов на сайте ege.spbinform.ru
-
Тематическое планирование
Типы уроков:
УОНМ - урок ознакомления с новым материалом.
УЗИМ - урок закрепления изученного материала.
УПЗУ - урок применения знаний и умений.
УОСЗ - урок обобщения и систематизации знаний.
УПКЗУ - урок проверки и коррекции знаний и умений.
КУ - комбинированный урок.
№ урока
Тема урока
Кол-во часов
Элементы содержания
Тип урока
Знания, умения
Домашнее задание
Дата
Основные подходы к разработке контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по информатике (2 часа)
1
Содержание экзаменационной работы
1
обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования по информатике
УОНМ
Знать методику выставления первичных баллов и распределении заданий по разделам курса, состав контрольно-измерительных материалов (КИМ)
Задачи для сам.реш.
2
Методика выставления первичных баллов и распределение заданий по разделам курса, состав контрольно-измерительных материалов
1
основное содержание курса информатики, важнейшие его темы, наиболее значимый в них материал, однозначно трактуемый в большинстве преподаваемых в школе вариантов курса информатики
УОНМ
Задачи для сам.реш.
Информация и ее кодирование (4 часа)
3
Дискретное (цифровое) представление текстовой, графической, звуковой информации и видеоинформации. Сигнал, кодирование и декодирование.
1
Дискретизация
декодирование
УОСЗ
Уметь определять скорость передачи
информации при заданной пропускной
способности канала, объем памяти,
необходимый для хранения звуковой и графической информации
Задачи для сам.реш.
4
Единицы измерения количества
информации
Скорость передачи информации
1
Бит, байт
УПЗУ
Знания о методах измерения количества информации
Задачи для сам.реш.
Алгоритмизация и программирование (2 часа)
5
Элементы теории алгоритмов.
Формализация понятия алгоритма
1
алгоритм
УОСЗ
Умение исполнить алгоритм для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд
Формальное исполнение алгоритма,
записанного на естественном языке
или умение создавать линейный алгоритм для формального исполнителя с ограниченным набором команд
Задачи для сам.реш.
6
Языки программирования. Основные этапы разработки программ.
1
Типы данных,
этапы разработки программ
УПЗУ
Знание основных конструкций языка
программирования, понятия переменной, оператора присваивания, анализ алгоритма, содержащего вспомогательные алгоритмы, цикл и ветвление
Задачи для сам.реш.
Моделирование и компьютерный эксперимент (1 час)
7
Описание реального объекта и процесса, соответствие описания объекту и целям описания. Схемы, таблицы, графики, формулы как описания
1
информационная модель
УОСЗ
Умение представлять и считывать
данные в разных типах информационных моделей (схемы, карты, таблицы, графики и формулы)
Задачи для сам.реш.
Основные устройства информационных и коммуникационных технологий (1 час)
8
Специальное программное обеспечение средств
телекоммуникационных технологий.
1
Инструменты создания информационных объектов для
Интернета
УОСЗ
Умение осуществлять поиск информации в Интернете
Задачи для сам.реш.
Основы логики (2 часа)
9
Высказывания, логические операции, кванторы, истинность высказывания
1
Высказывания
УОСЗ
Знание основных понятий и законов математической логики
Задачи для сам.реш.
10
Кодирование с исправлением ошибок. Сортировка
1
Сортировка
УПКЗУ
Технология обработки текстовой, графической и звуковой информации (2 часа)
11
Технологии создания и обработки текстовой информации
1
настольные издательские системы компьютерные публикации
УОСЗ
Умение представлять и считывать
данные в разных типах информационных моделей (схемы, карты, таблицы, графики и формулы)
Задачи для сам.реш.
12
Технология создания и обработки графической и мультимедийной информации
1
Ввод и обработка графических объектов
УПЗУ
Задачи для сам.реш.
Технология обработки информации в электронных таблицах (1 час)
13
Математическая обработка статистических данных. Использование динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий из различных предметных областей
1
статистические данные
УОСЗ
Знание технологии обработки информации в электронных таблицах и методов визуализации данных с помощью диаграмм и графиков
Задачи для сам.реш.
Технология хранения, поиска и сортировки информации в базах данных (1 час)
14
Технологии поиска и хранения информации
1
Базы данных
УОСЗ
Знания о файловой системе организации данных или о технологии хранения, поиска и сортировки информации
в базах данных
Задачи для сам.реш.
Телекоммуникационные технологии (1 час)
15
Специальное программное обеспечение средств
телекоммуникационных технологий
Инструменты создания информационных объектов для Интернета
1
Программное обеспечение
УОСЗ
Знание базовых принципов организации и функционирования компьютерных сетей, адресации в сети
Задачи для сам.реш.
Технология программирования (2 часа)
16
Нахождение минимума и максимума двух, трех, четырех данных чисел без использования массивов и циклов.
1
Массивы, циклы
УОСЗ
Умение прочесть фрагмент программы на языке программирования и исправить допущенные ошибки
Умения написать короткую
(10-15 строк) простую программу (например, обработки массива) на языке программирования или записать алгоритм на естественном языке
Умение построить дерево игры по заданному алгоритму и обосновать выигрышную стратегию
Умения создавать собственные программы (30-50 строк) для решения задач средней сложности
Задачи для сам.реш.
17
Операции с элементами массива. Линейный поиск элемента. Вставка и удаление элементов в массиве.
1
Линейный поиск
КУ
Задачи для сам.реш.