Конспект урока Статистика и статистические данные

Класс: 11  класс Предмет, тема урока: информатика,  тема «Статистика и статистические данные» Цель урока: познакомить с наукой  статистикой,         закрепить знания, умения и навыки обработки табличной информации; проведения расчетов на их основе. Задачи урока: - обучающие: формировать умения обрабатывать статистические данные с помощью информационных технологий; анализировать и делать выводы; - развивающие: формировать информационную культуру, компьютерную грамотность и потребность в приобре...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5»

















Урок «Статистика и статистические данные»













Автор: Шайхутдинова Ольга Сергеевна

учитель информатики

























Березники, 2014г.

Класс: 11 класс

Предмет, тема урока: информатика, тема «Статистика и статистические данные»

Цель урока: познакомить с наукой статистикой, закрепить знания, умения и навыки обработки табличной информации; проведения расчетов на их основе.

Задачи урока:

- обучающие: формировать умения обрабатывать статистические данные с помощью информационных технологий; анализировать и делать выводы;

- развивающие: формировать информационную культуру, компьютерную грамотность и потребность в приобретении знаний;

- воспитательные: способствовать пониманию собственных интеллектуальных достижений, развитие коммуникативных способностей учащихся.

Тип урока: урок изучение и первичного закрепления новых знаний

Используемые приемы, методы, технологии обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.

Используемые формы познавательной деятельности детей: фронтальная, индивидуальная, парная

Оборудование (демонстрационные, раздаточные материалы), основные источники информации: мультимедийный проектор, ПК с установленной программой Excel.

Прогнозируемый результат (формируемые компетентности): коммуникативные компетентности, учебно-познавательные, личностные

План урока

1. Организационный момент, вступительное слово (мотивация, формулирование темы урока, постановка цели).

2. Основная часть, изучение нового материала (статистика, статистические данные, для чего нужна статистика, формулы расчетов статистических показателей).

3. Практическая работа на ПК (закрепление изученного материала).

4. Рефлексия (что понравилось)

Ход урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Организационный момент, вступительное слово

- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы начнем наш урок с небольшой разминки.

Перед детьми на партах лежат карточки. Учитель просит соотнести определение с соответствующим понятием.

С помощью данного упражнения учитель выводит детей на тему урока.

-Как вы думаете какая тема урока?

-Какая цель урока может быть?

Соотносят написанные в карточках понятия с определениями (работают в парах)

Статистика, статистические данные

Узнать что такое статистика, как работать со статистическими данными

2. Основная часть, изучение нового материала

«Статистика знает всё», - утверждали Ильф и Петров в своём знаменитом романе «Двенадцать стульев» и продолжали: «Известно, сколько какой пищи съедает в год средний гражданин республики… Известно, сколько в стране охотников, балерин… станков, велосипедов, памятников, маяков и швейных машинок…Как много жизни, полной пыла, страстей и мысли, глядит на нас со статистических таблиц!...» Это ироническое описание даёт довольно точное представление о статистике - науке, изучающей, обрабатывающей и анализирующей количественные данные о самых разнообразных массовых явлениях в жизни.

Слово «статистика» происходит от латинского слова status, которое означает «состояние, положение вещей».

Статистика имеет многовековую историю. Уже ранние государства - Китай, Египет, Древняя Греция - нуждались в данных о населении и его составе, имущественном положении граждан, количестве скота, земельных угодий и т.д., это и положило начало статистической практике. Но только в 20 веке после соединения накопленных к тому времени практических методов обработки данных с математическим аппаратом теории вероятности превратило эти две отрасли человеческого знания в мощный инструмент для исследования законов природы и общества.

После этого учитель делит детей на большие группы и просит ответить на вопрос «где (в каких профессиях, сферах деятельности, отраслях) и каким образом может использоваться статистика?» Просит привести примеры.

После того как дети в группах привели свои примеры. Учитель спрашивает у них «Какие этапы исследований они могут привести». Тем самым подводя их к понятию статистических данных и статистических показателей.

Ряд данных - это ряд результатов каких-либо измерений. Учитель просит детей привести примеры, что можно измерять.

Объемом ряда данных называется количество всех данных.

Задание: В институте сдавали зачет по высшей математике. В группе было 10 человек, и они получили соответствующие оценки: 3, 5, 5, 4, 4, 4, 3, 2, 4, 5. Определите объем.

Среднее арифметическое - одно из основных статистических показателей. Средняя арифметическая величина - это среднее слагаемое. Например, средняя заработная плата работников предприятия - это такая сумма денег, которая приходилась бы на каждого работника, если бы весь фонд оплаты труда был распределен между работниками поровну.

Задание: В институте сдавали зачет по высшей математике. В группе было 10 человек, и они получили соответствующие оценки: 3, 5, 5, 4, 4, 4, 3, 2, 4, 5. Определите среднее арифметическое данного ряда.

Где можно встретиться с понятием среднее арифметическое? В жизни мы часто сталкиваемся с использованием средних величин, в основном это среднее значение оно же среднее арифметическое. Наиболее яркий пример использования - сообщение в СМИ, где говорится о средней зарплате, средних ценах на продукты, пенсиях в регионах, количестве потребления чего-либо и т.д.

Модой называют число, наиболее часто встречающееся в ряду данных.

Задание: В институте сдавали зачет по высшей математике. В группе было 10 человек, и они получили соответствующие оценки: 3, 5, 5, 4, 4, 4, 3, 2, 4, 5. Определите моду данного ряда.

Каким образом можно применить статистический показатель мода в жизни? Моду ряда данных обычно находят тогда, когда хотят выявить некоторый типичный показатель. Например, если изучаются данные о размерах мужских рубашек, проданных в определенный день в магазине, то удобно воспользоваться таким показателем, как мода, который характеризует размер, пользующийся наибольшим спросом. Находить в этом случае среднее арифметическое не имеет смысла. Мода является наиболее приемлемым показателем при выявлении расфасовки некоторого товара, которой отдают предпочтение покупатели, цены на товар данного вида, распространенной на рынке, и т.п.

Медиана определяется для упорядоченного ряда данных. Медиана разделяет совокупность чисел пополам, половина значений будут ниже медианы, а половина выше. Медиана с нечётным числом членов - это число, записанное посередине.

Медиана с чётным числом членов - это среднее арифметическое двух чисел, записанных посередине.

Задание: В институте сдавали зачет по высшей математике. В группе было 10 человек, и они получили соответствующие оценки: 3, 5, 5, 4, 4, 4, 3, 2, 4, 5. Определите медиану данного ряда.

При анализе спортивных результатов для отбора спортсменов на соревнования, наиболее приемлемой характеристикой является медиана. Знание медианы позволит выделить спортсменов, показавших результат выше срединного.

Размах ряда находят тогда, когда хотят определить, как велик разброс данных в ряду.

Задание: Определите, какую статистическую характеристику лучше использовать.

- для получения колебания температуры в городе в течение дня;

- для определения самого популярного фасона одежды;

-для определения средней урожайности картофеля на огороде;

- для отбора спортсменов на соревнования;

- для вычисления в какой день недели посещаемость кинотеатра является наибольшей;

- для нахождения среднего значения рождаемости в поселке за последние пять лет.










Дети в группах думают где может встретиться статистика. Поочередно каждая группа зачитывает свои примеры, дополняя друг друга.

Разработка темы, постановка проблемы, выдвижение гипотезы, сбор данных, их систематизация и анализ.

Можно измерить рост, вес, температуру, цены на продукты и т.д.

ответы учеников




ответы учеников


ответы учеников



ответы учеников


ответы учеников









ответы учеников




Дети определяют какой показатель лучше использовать в том или ином случае.

3. Практическая работа на ПК

Учитель просит детей пересесть за компьютеры, на рабочих столах находится файл с заданиями (Приложение 2). Учитель просит его открыть и решить задачи с использованием встроенных статистических функций Excel,

Дети в парах выполняют расчеты статистических данных в электронных таблицах. Кроме выполнения расчетов дети так же должны проанализировать полученные данные и охарактеризовать каждый из показателей, раскрыть его смысловую составляющую.

4. Рефлексия

В конце урока учитель подводит итоги и совместно с детьми приходит к выводу, достигнута ли на уроке поставленная ими цель или нет.

- ответы учеников



© 2010-2022