Диагностика результативности использования современных образовательных технологий для учащихся

Для выявления и фиксации результатов деятельности обучающегося в образовательном процессе мною подобран пакет диагностических методик. Эти методики представляют в основном анкеты, направленные на анализ таких показателей результативности как:            − уровень освоения учащимися образовательной программы;            − результаты участия детей в конкурсах (смотрах, фестивалях, олимпиадах, и т.д.) разного уровня; В данном материале представлены апробированные модифицированные и адаптированные м...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Диагностика результативности использования

современных образовательных технологий


Для выявления и фиксации результатов деятельности обучающегося в образовательном процессе мною подобран пакет диагностических методик. Эти методики представляют в основном анкеты, направленные на анализ таких показателей результативности как:

− уровень освоения учащимися образовательной программы;

− результаты участия детей в конкурсах (смотрах, фестивалях, олимпиадах, и т.д.) разного уровня;

В данном материале представлены апробированные модифицированные и адаптированные методики. Со стандартизированными тестами и методиками (тесты Фидлера-Ясюковой, Кеттела, семантический дифференциал, социометрия).

Представленный спектр диагностических методик дает возможность каждому педагогу, методическим службам выбрать для практического использования тот материал, который является для них наиболее важным и отвечает поставленным в образовательных программах целям.

Методика «Образовательные потребности»

Данная методика является модификацией методики «Анализ социального заказа» Н.Ю. Конасовой и предназначена для выявления специфики (спектр, качество, удовлетворенность) образовательных потребностей учащихся.

Ребятам предлагается ответить на вопросы анкеты, которые дают возможность выяснить цели посещения детьми объединений и занятий в коллективах. Анкета составлены с учетом возрастных особенностей учащихся для категори 12-16 лет.

Для проведения анкетирования необходимо, чтобы каждый учащийся имел индивидуальный бланк с перечнем вопросов. Перед началом процедуры педагог или психолог объясняет детям, для чего проводится опрос и правила заполнения анкет.

Напиши, пожалуйста:

1. Фамилию, имя ____________________________________________________

2. Сколько тебе лет____________________________

3. В каком коллективе (кружке) ты занимаешься?________________

5. Сколько лет ты занимаешься в этом коллективе (кружке)?______________

Анкета для учащихся 12-16 лет

Дорогой друг!

1. Какие цели ты ставишь перед собой, занимаясь в данном коллективе (кружке), и в какой степени можешь их удовлетворить? (Внимательно прочитай предложенные варианты и в графе «Выбор» отметь знаком «+» ответы, соответствующие твоим целям. Далее в графе «Степень удовлетворения» постарайся определить в какой степени твои цели реализуются).

Варианты ответа

Выбор

Степень удовлетворения

Полностью

Частично

Нет

− узнать новое и интересное, повысить свой общекультурный уровень


− научиться какой-либо конкретной деятельности


− с пользой провести свободное время


− развить свои творческие способности


− найти новых друзей и общаться ними


− исправить свои недостатки


− преодолеть трудности в учебе


− научиться самостоятельно приобретать новые знания


− получить знания и умения, которые помогут в приобретении будущей профессии


− хочу, чтобы здесь меня понимали и ценили как личность


− увидеть и продемонстрировать результаты своей деятельности


− хочу заниматься в эмоционально-комфортной обстановке


− что еще


Напиши, пожалуйста:

1. Фамилию, имя ____________________________________________________

2. Сколько тебе лет____________________________

3. В каком коллективе ты занимаешься?________________

4. Сколько лет ты занимаешься в этом коллективе?______________

Обработка анкет и интерпретация результатов.

При обработке анкет ответы учащихся группируются по категориям образовательных потребностей.

Для 12-16 лет:

познавательные потребности

− узнать новое и интересное, повысить свой общекультурный уровень

− научиться какой-либо конкретной деятельности

− научиться самостоятельно приобретать новые знания

потребности коррекции и компенсации

− с пользой провести свободное время

− исправить свои недостатки

− преодолеть трудности в учебе

коммуникативные потребности

− найти новых друзей и общаться с ними

− заниматься с интересным педагогом

потребности эмоционального комфорта

− хочу, чтобы здесь меня понимали и ценили как личность

− хочу заниматься в эмоционально-комфортной обстановке

потребности развития, самореализации и самоактуализации

− увидеть и продемонстрировать результаты своей деятельности

профориентационные потребности

− получить знания и умения, которые помогут в приобретении будущей профессии

Логику обработки анкет целесообразно построить следующим образом. Сначала анализируются анкеты каждого учащегося и выявляются индивидуальные потребности детей. На основе этого с помощью метода процентного соотношения определяется рейтинг и особенности потребностей учебной группы, всего детского коллектива. Следует учитывать, что образовательные потребности учащихся меняются с возрастом, по мере освоения образовательной программы. Поэтому целесообразно проводить данную методику регулярно, не менее одного раза в год.

Полученные данные могут стать основой для определения педагогом приоритетных аспектов, специфики работы с конкретным учащимся, конкретной группой.

Степень удовлетворенности потребностей детей в ходе занятий сделает значимыми для них результаты образовательного процесса.

Методика «Ценностные ориентации»

Данная методика, разработанная на основе методик изучения ценностных ориентаций М. Рокича и Л.А. Ясюковой, предусматривает изучение направленности личности ребенка, занимающегося в общеобразовательном учреждении.

Методика позволяет выявить систему значимых ценностей, определяющих наиболее общие ориентиры жизнедеятельности учащихся: отношение ребенка к окружающему миру, к самому себе, которые рассматриваются как ценности-цели. Как показывает практика, жизненные ценности определяются человеком осознанно только в подростковом возрасте. Поэтому данную методику целесообразно проводить для учащихся 12-16 лет.

Методика основана на приеме прямого ранжирования списка ценностей (перечень из 15 ценностей), когда на первое место ребенку предлагается поставить наиболее значимые для него жизненные ценности, а на последнее место - наименее значимые.

Анкетирование проводится анонимно. Однако, для возможности сопоставления итогов нескольких срезов, целесообразно авторизировать анкету (например, предложить учащемуся указать последние 4 цифры своего телефона).

Вариант бланка анкеты

Дорогой друг!

Каждый человек выбирает для себя наиболее важные жизненные ценности и стремится к ним.

Выбери, пожалуйста, из приведенных ниже характеристик жизненных ценностей, те которые являются важными для тебя, и пронумеруй их по степени важности от 1 до 15 в соответствии с твоими предпочтениями.

Ценности

Степень важности

− Материально обеспеченная жизнь

− Свобода, независимость, самостоятельность

− Здоровье

− Образование, общая культура

− Семья

− Дружба

− Творчество

− Работа, трудолюбие, исполнительность

− Познание, интеллект (умственные способности)

− Духовность

− Честность, принципиальность, чистая совесть

− Самодисциплина, самоконтроль

− Развлечения, приятное времяпровождение

− Забота о всеобщем благе

− Человеческое общение

− Что еще:

Обработка и интерпретация данных.

При обработке анкет ответы учащихся группируются по категориям жизненных ценностей, и вычисляется их среднеарифметическое значение:

1. Материальные ценности - варианты ответов (1+8)/2;

2. Личностные морально-волевые ценности - (2+11+12)/3;

3. Личные семейно-бытовые ценности - (3+5+6)/3;

4. Ценности познания и творчества - (7+9)/2;

5. Духовно-культурные ценности - (4+10+14)/3;

6. Коммуникативные ценности - (13+15)/2.

Полученные значения дают возможность выстроить иерархию (рейтинг) ценностных ориентаций воспитанника. Это может стать для педагога основой разработки индивидуального образовательного маршрута учащегося с учетом наиболее значимых для него целей. При этом следует учитывать, что важнейшей педагогической задачей является не только учет ценностных ориентаций ребенка, но и при необходимости их развитие.

Кроме того, проведение методики «Ценностные ориентации» в детском коллективе позволяют определить общие тенденции и специфику ценностей-целей группы учащихся, что позволит педагогу корректировать содержание, формы и технологии учебно-воспитательной работы.

Анкетирование учащихся с целью выявления рейтинга их ценностных ориентаций рекомендуется проводить 1 раз в начале учебного года, либо 2 раза - в начале и, как контрольный срез, в конце учебного года.

Карта самооценки учащимся и экспертной оценки педагогом

компетентности учащегося

Данная методика предназначена для диагностики результатов освоения учащимися образовательной программы. Кроме того, методика способствует обучению ребёнка оценивать уровень достигнутых компетентностей (теоретических знаний, опыта практической деятельности, творчества и сотрудничества), позволяет педагогу осуществлять наблюдение за формированием навыка самооценки обучающегося.

Анкета предназначена для учащихся 12-16 лет.

Проведение методики осуществляется в 2 этапа. На первом - учащимся предлагается по пятибалльной шкале отметить уровень определённых компетентностей, приобретенных в процессе освоения программы. Для этого обучающийся зачёркивает в верхней графе цифру, соответствующую той оценке, которую он готов себе поставить. На втором этапе педагог в нижней графе отмечает свою оценку уровня достижений обучающегося.

Для проведения анкетирования потребуется:

− обеспечить каждого обучающегося в коллективе бланком анкеты;

− правильно выбрать время анкетирования (лучше в начале занятия, пока обучающиеся не устали);

− организовать анкетирование в проветренном учебном кабинете, где имеются столы, ручки, необходимое для письменной работы освещение.

Перед началом процедуры анкетирования педагог или психолог объясняет ребятам, для чего проводится опрос и правила заполнения бланков анкет.

Варианты бланков анкет

Дорогой друг!

Оцени, пожалуйста, по пятибалльной шкале знания и умения, которые ты получил, занимаясь в кружке (коллективе) в этом учебном году и зачеркни соответствующую цифру (1 - самая низкая оценка, 5 - самая высокая)

1

Освоил теоретический материал по разделам и темам программы (могу ответить на вопросы педагога)

1

2

3

4

5


2

Знаю специальные термины, используемые на занятиях

1

2

3

4

5


3

Научился использовать полученные на занятиях знания в практической деятельности

1

2

3

4

5


4

Умею выполнить практические задания (упражнения, задачи, опыты и т.д.), которые дает педагог

1

2

3

4

5


5

Научился самостоятельно выполнять задания повышенной трудности

1

2

3

4

5


6

Умею воплощать свои творческие замыслы

1

2

3

4

5


7

Могу научить других тому, чему научился сам на занятиях

1

2

3

4

5


8

Научился сотрудничать с ребятами в решении поставленных задач

1

2

3

4

5


9

Научился получать информацию из различных источников

1

2

3

4

5


10

Мои достижения в результате занятий

1

2

3

4

5


Обработка анкет и интерпретация результатов.

При обработке анкеты ответы группируются по следующим категориям:

- освоение теоретической информации - пункты 1, 2, 9;

- опыт практической деятельности - пункты 3, 4;

- опыт творчества - пункты 5, 6;

- опыт сотрудничества - пункты 7, 8.

Самооценка учащегося и экспертные оценки педагога суммируются, вычисляется среднеарифметическое значение по каждой компетентности, и далее по освоению программы в целом.

Подобная логика проведения анкетирования позволяет не только определить уровень компетентностей учащихся, но и выявить особенности их самооценки на основании сравнения мнения детей с мнением педагога.

Итоги анкетирования могут быть учтены педагогом в учебной и воспитательной работе, при предъявлении результатов освоения учащимися образовательных программ. Кроме того, анализ этих данных, их динамики может стать предметом разговора с родителями. По желанию обучающегося данные анкетирования могут включаться в разделы его портфолио, такие как «Оценка достижений», «Портфолио отзывов».

Информационная карта результатов участия детей в конкурсах,

фестивалях и соревнованиях разного уровня

Данная методика используется для фиксации и оценки результатов участия детей в конкурсах, фестивалях, соревнованиях различного уровня, то есть для оценки «внешних» достижений.

Выделяются следующие формы «внешнего» предъявления достижений учащихся:

− конкурсы;

− смотры;

− фестивали;

− выставки;

− соревнования;

− конференции, семинары, круглые столы, чтения;

− олимпиады;

− концерты;

− другое.

При заполнении карты целесообразно указывать названия и даты мероприятий, в которых принимал участие ребенок.

Достижения фиксируются на 3-х уровнях:

− коллектива, учреждения;

− города (района);

− международном и российском.

Также определяются качественные показатели результата:

− участие;

− призовые места, дипломы;

− победитель.

Каждому показателю в зависимости от степени значимости соответствует

определенный балл.

Вариант бланка информационной карты

Фамилия, имя учащегося __________________________________________________

Возраст ________________________________________________________________

Название коллектива _____________________________________________________

Год обучения ___________________________________________________________

Дата заполнения карты ___________________________________________________



Формы предъявления достижений

Институциональные

Муниципальные, региональные

Всероссийские международные

Участие (выступление)

Призёр, дипломант

победитель

Участие (выступление)

Призёр, дипломант

победитель

Участие (выступление)

Призёр, дипломант

победитель

1

Конкурсы



2

Конференции



3

Семинары, круглые столы, чтения



4

Олимпиады



5

Другое



Итого:



Общая сумма баллов:



Обработка и интерпретация данных.

В соответствии с результатами участия ребенка в конкурсах и фестивалях различного уровня в течение учебного года баллы заносятся в карту и суммируются. По сумме баллов определяется рейтинг учащихся, как в учебной группе, так и в детском коллективе в целом по параметру «внешняя» результативность учебных достижений. Методика может проводиться, как на основе экспертной оценки (педагогом), так и на основе самооценки учащегося. Выявление и анализ данных результатов целесообразно проводить 2 раза в год: по итогам первого полугодия и года. При регулярном проведении методика позволяет зафиксировать динамику достижений учащихся, а также стимулировать их творческую активность.

© 2010-2022