Алгоритмические структуры «ветвление» и «цикл»

Второй урок темы "Алгоритмы" по учебнику Угриновича. Проводился в школе-интернате для слепых и слабовидящих детей. Самой сложной работой при подготовке к уроку была полготовка альбомов с рельефными изображениями алгоритмических структур на каждого ученика. Учащимся предлагается самим выстроить на основе имеющегося опыта алгоритмические структуры "ветвление" и "цикл со счетчиком". На уроке рассматривается первая часть темы Цикл со счетчиком. Вторая часть темы Цикл с предусловием и Цикл с постусло...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

______________________________________________________________________________________Алгоритмы


Тема урока: Алгоритмические структуры «ветвление» и «цикл»

Цели урока:

Образовательная: Формирование представления о типовых конструкциях алгоритмов, закрепление знаний, полученных на прошлом уроке;

Воспитательная: Выработка навыков работы в коллективе;

Развивающая: Развитие логического, аналитического, комбинаторного мышления.

Коррекционная: Развитие речи.

Опорные понятия: алгоритм, свойства алгоритма, линейный алгоритм

Новые понятия: циклический алгоритм, разветвляющийся алгоритм

Средства обучения: альбом с рельефными схемами алгоритмических структур, круги сигнальные, смайлики рельефные.

Номер урока: №2

Тип урока: Урок изучения нового материала

План урока:

  1. Организационный момент - 1 минута.

  2. Актуализация знаний - 5 минут.

  3. Объяснение нового материала - 20 минут

  4. Физкультминутка - 2 минуты

  5. Закрепление материала (тест) - 5 минут.

  6. Подведение итогов урока. Выставление оценок - 4 минуты.

  7. Домашнее задание, прощание с учениками - 1 минута.

Ход урока

  1. Организационный момент (1 минута)

Взаимное приветствие. Объявление темы урока. Перед учащимися ставится задача: используя знания предыдущего урока, вывести новые структуры алгоритмов


  1. Актуализация знаний (5 минуты)

Работаем в парах. Откройте альбом на первой странице. Ее содержание вам известно - это свойства алгоритмов. Каждый из вас выбирает одно свойство и называет его своему соседу по парте. Тот должен объяснить значение этого термина. Если ответ будет правильным он получит смайлик в подарок. Такие же смайлики можно получить в процессе всего урока. Сколько смайликов заработаете, такую оценку и получите в конце урока.


  1. Объяснение нового материала - 20 минут

Переверните страницу альбома и рассмотрите блок-схему линейного алгоритма. Мы с вами вспомнили свойства алгоритмов, вспомнили, что такое линейный алгоритм. Но мы не всегда выполняем команды строго по порядку. Существуют и другие алгоритмические структуры. Вот с ними мы сегодня и познакомимся.

Давайте, рассмотрим пример: Вы стоите на регулируемом светофором перекрестке. Вам надо перейти на другую сторону. Как вы это сделаете? Помните о светофоре!

(дети отвечают)

Обратите внимание на слово «если». Что оно означает? Да, условие. А в условии есть два слова - «да» и «нет».

Условие - выражение, находящееся между словом «если» и сло­вом «то» и принимающее значение «истина» или «ложь».

Давайте, составим алгоритм перехода через дорогу с этими словами.

Если горит зеленый свет (да), то переходим через дорогу, а если горит желтый или красный свет (нет) - ждем, когда загорится зеленый и переходим через дорогу.

В альбоме переверните страницу и рассмотрите блок-схему алгоритма «ветвление.

Приведите пример алгоритма ветвления и получите смайлик.

(учащиеся приводят примеры и получают смайлик)

Примеры:

  • Если пошел дождь, то надо открыть зонт.

  • Если болит горло, то прогулку следует отменить.

  • Если прозвенел будильник, то надо вставать и идти в школу.

  • Если билет в кино стоит не больше десяти рублей, то купить билет и занять свое место в зале, иначе (если стоимость билета больше 10 руб.) вернуться домой.

Запишите в тетради: в структуре ветвление одна или другая серия команд выполняется в зависимости от истинности условия (да или нет)


  1. Физкультминутка

Многие процессы в окружающем мире основаны на многократном повторении одной и той же последовательности действий. Каждый год наступают весна, лето, осень и зима. Жизнь растений в течение года проходит одни и те же периоды. Как же мы называем повторяющиеся действия? Правильно, циклы!

Приведем пример:

Допустим, робот обучен красить забор. Он последовательно закра­шивает доску за доской. Попробуйте для робота составить алгоритм покраски забора.

(учащиеся составляют алгоритм покраски забора, получают смайлик)

1 Покрасить доску.

2 Переместиться к следующей доске.

3 Перейти к действию 1.

Робот, закрасив одну доску, перейдет ко второй, затем к следующей и т. д. Как вы думаете, сможет ли робот закончить работу по нашему алгоритму?

Робот не сможет закончить работу, так как алгоритм не предусматривает окон­чания работы. В приведен­ном примере необходимо добавить в алгоритм действие по анализу результата:

1 Покрасить доску.

2 Если есть еще доска, переместиться к следующей; перейти к действию 1.

3 Если доски закончились, завершить работу.

Число повторений в циклических процессах зависит от какого-либо условия или это число известно заранее.

Составьте алгоритм заточки цветных карандашей в коробке. Другие примеры.

(дети приводят пример, выдаются смайлики)

Запишем в тетради: в алгоритмической структуре Цикл серия команд выполняется многократно.

Циклический алгоритм - описание действий, которые должны по­вторяться указанное число раз или пока не выполнено заданное условие. Перечень повторяющихся действий называется телом цикла.

Переверните страницу альбома и рассмотрите блок-схему алгоритмической структуры Цикл со счетчиком.


  1. Закрепление материала (тест)

Работаем с сигнальными кругами. На каждый вопрос имеется несколько ответов. Вы выбираете из них правильный ответ и быстро показываете мне. Кто правильно и быстро отвечает на вопросы - получает смайлики. Начинаем.

  1. Алгоритм, в котором все команды выполняются одна за другой, называется…

1) ветвление

2) цикл

3) линейный

Правильный ответ - 3 (линейный)

2. Графическое изображение алгоритмов называется…

1) структура

2) блок-схема

3) структурная схема

Правильный ответ - 2 (блок-схема)

3. Счетчик используется в алгоритмической структуре…

1) цикл

2) ветвление

3) линейный

Правильный ответ - 1 (цикл)

4. Условие истинности команд используется в алгоритмической структуре…

1) цикл

2) ветвление

3) линейный

Правильный ответ - 2 (ветвление)

5. Все алгоритмы начинаются с команды Начало и заканчиваются командой Конец

1) да

2) нет

Правильный ответ - 1 (да)


  1. Подведение итогов урока. Выставление оценок - 4 минуты.

Сегодня мы рассмотрели две алгоритмические структуры: цикл и ветвление, причем вы их вывели сами, составляли примеры по этим структурам. Пришла пора подвести итог. Давайте, посмотрим, какую оценку кто заработал на уроке?

(считаем смайлики, объявляю результат).


  1. Домашнее задание - 1 минута.

К следующему уроку выучить записанные сегодня определения на тему Циклы.

Всем спасибо, до свидания.

© 2010-2022