- Преподавателю
- Информатика
- Рабочая программа по информатике 11 класс
Рабочая программа по информатике 11 класс
Раздел | Информатика |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Абрамова И.А. |
Дата | 30.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
№ | Дата | Тема | Содержание | Оборудование | Вид контроля | Основные виды деятельности | ||
план | факт | |||||||
Тема 5. Компьютерные технологии представления информации (8 часов) | ||||||||
Обязательный минимум: Информация, информационные объекты различных видов. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе - компьютерного. Информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Дискретная форма представления информации. Единицы измерения информации. Управление, обратная связь. Основные этапы развития средств информационных технологий . | Требования к результатам: Учащиеся должны уметь:
| |||||||
1. |
|
| Дискретное представление информации | Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. | ЦОР «Дискретизация» |
| Работа с учебником | |
2. |
|
| Способы представления данных в памяти компьютера | Представление целых и вещественных чисел в форматах с фиксированной и плавающей запятой. | Презентация «Представление числовой информации в ПК» |
| Конспектирование | |
3. |
|
| Двоичная арифметика | Запись чисел в различных системах счисления, перевод чисел из одной системы счисления в другую, вычисления в позиционных системах счисления. | ЦОР «Арифметические операции в позиционных системах счисления», ЦОР «Правила сложения в двоичной системе», ЦОР «Сложение и вычитание многоразрядных двоичных чисел», ЦОР «Умножение и деление двоичных чисел», тест «Двоичная система счисления и представление чисел в памяти компьютера» | Тест | Решение задач | |
4. |
|
| Кодовые таблицы | Решение задач и выполнение заданий на кодирование и упаковку текстовой информации. | ЦОР «Текст в компьютерной памяти», ЦОР «Кодирование информации. Таблица кодировки» |
| Решение задач | |
5. |
|
| Способы представления графической информации | Решение задач и выполнение заданий на кодирование и упаковку графической информации. | Презентация «Кодирование графической информации» | Практическая работа №1 | Выполнение заданий | |
6. |
|
| Способы представления анимационных изображений | Технологии построения анимационных изображений | Практическая работа «Разработка баннера» | Практическая работа №2 | Практическая работа | |
7. |
|
| Практическая работа «Представление звуковой информации» | MIDI и цифровая запись. Понятие о методах сжатия данных. Форматы файлов. Решение задач и выполнение заданий на кодирование и упаковку звуковой информации. | ЦОР «Кодирование звуковой информации» |
| Самостоятельная работа с учебным материалом | |
8. |
|
| Контрольная работа «Компьютерные технологии представления информации» | Контроль знаний. |
| Контрольная работа №1 | Осуществление самоконтроля в учебной деятельности | |
Тема 6. Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов (12 часов) | ||||||||
Обязательный минимум: Создание и обработка комплексных информационных объектов в виде печатного текста, веб-страницы, презентации с использованием шаблонов. Создание текста посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов. Работа с фрагментами текста. Страница. Абзацы, ссылки, заголовки, оглавления. Выделение изменений. Проверка правописания, словари. Включение в текст списков, таблиц, изображений, диаграмм, формул. Печать текста. Планирование работы над текстом. Примеры деловой переписки, учебной публикации (доклад, реферат). | Требования к результатам: Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
| |||||||
9. |
|
| Текст как информационный объект. | Текст, объекты текстового документа. |
|
| Работа с учебником | |
10. |
|
| Практическая работа «Создание и редактирование текстового документа» | Инструменты автоматизации редактирования (проверка орфографии, автозамена, автотекст, поиск и замена символов). | Практикум. Инструменты автоматизации редактирования. | Практическая работа №3 | Самостоятельное выполнение упражнений | |
11. |
|
| Практическая работа «Форматирование текста» | Инструменты автоматизации форматирования: стили, оглавление, перекрестные ссылки. Автоперенос, нумерация страниц, автонумерация объектов. | Практикум. Инструменты автоматизации редактирования.
| Практическая работа №4 | Практическая работа с текстовым редактором | |
12. |
|
| Гипертекстовое представление информации. | Гипертекст. Гиперссылка. |
|
| Конспектирование | |
13. |
|
| Динамические (электронные) таблицы как информационные объекты. Средства и технологии работы с таблицами. Назначение и принципы работы с ЭТ. | ЭТ, основные элементы. Типы и форматы данных. | Практическая работа «Решение задач в Excel» | Практическая работа №5 | Решение задач | |
14. |
|
| Основные способы представления математических зависимостей между данными. Практическая работа «Состав формулы. Абсолютные и относительные ссылки» | Запись формул в ЭТ. Абсолютные и относительные ссылки. | Папка «Абсолютные и относительные ссылки» Практическая работа «Математические операции в ЭТ с данными в режиме ДАТА» | Практическая работа №6 | Самостоятельное решение задач | |
15. |
|
| Использование ЭТ для обработки числовых данных. Практическая работа «Статистическая обработка массива данных и построение диаграмм» | Статистические, математические и логические стандартные функции. | Практическая работа «Результаты вступительных экзаменов» | Практическая работа №7 | Практическая работа с ЭТ | |
16. |
|
| Этапы моделирования процесса в электронных таблицах. Компьютерные эксперименты. Практическая работа «Моделирование биологических процессов» | Этапы моделирования в табличном процессоре: постановка задачи, разработка модели, компьютерный эксперимент, анализ результатов | Папка «Задачи на моделирование» Практическая работа «Биологические ритмы человека» | Практическая работа №8 | Решение задач | |
17. |
|
| Графические информационные объекты. | Растровое и векторное представление объектов. Трехмерные, анимационные и видеоизображения. Цветовые модели.
| Практическая работа «Редактор MovieMaker» | Практическая работа №9 | Работа с редактором MovieMaker | |
18. |
|
| Средства и технологии работы с графикой. | Оцифровка фотографий, возможности Paint.NET. GIMP, характеристики цветовых режимов в Paint.NET. GIMP. |
|
| Конспектирование | |
19. |
|
| Практическая работа «Работа в среде Paint.NET. GIMP» | Инструменты выделения: лассо, прямоугольная, овальная область, волшебная палочка. Настройки инструментов. Слияние слоев. Инструмент перемещения. Палитра. Навигатор. Размер изображения. | Практическая работа «Коллаж» | Практическая работа №10 | Самостоятельная работа в среде Paint.NET. GIMP | |
20. |
|
| Итоговая практическая работа «Создание презентаций» | Контроль знаний и умений.
| Заготовки презентаций | Итоговая практическая работа
| Осуществление самоконтроля в учебной деятельности | |
Тема 7. Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей (сетевые технологии) (10 часов) | ||||||||
Обязательный минимум: Электронная почта как средство связи; правила переписки, приложения к письмам, отправка и получение сообщения. Сохранение для индивидуального использования информационных объектов из компьютерных сетей (в том числе Интернета) и ссылок на них. Примеры организации коллективного взаимодействия: форум, телеконференция, чат. | Требования к результатам: Учащиеся должны уметь:
| |||||||
21. |
|
| Аппаратные и программные средства организации компьютерных сетей. | Возможности и преимущества компьютерных сетей. | Презентация «Что такое компьютерная сеть» |
| Конспектирование | |
22. |
|
| Каналы связи, топологии сетей.
| ЛВС. Помехи, шумы, искажение передаваемой информации. Избыточность информации как средство повышения надежности передачи. | Презентация «Каналы связи в картинках» Презентация «Сетевые топологии и способы доступа к среде передачи» |
| Конспектирование | |
23. |
|
| Лабораторная работа «Работа с ресурсами в локальной сети» | 1*с помощью Мастера настройки сети конфигурировать свой компьютер с ОС Windows XP Professional для работы в одноранговой сети; 2*выборочно предоставлять папки на своем компьютере в совместный доступ; 3*подключаться к общей папке, настроенной на другом компьютере, и работать с находящимися там файлами. | Лабораторная работа «Работа с ресурсами в сети» | Лабораторная работа №1 | Самостоятельная работа с Интернет-ресурсами | |
24. |
|
| Глобальная сеть | История Интернет, доменная система имен. |
|
| Конспектирование | |
25. |
|
| Адресация в Интернете.
| IP-адресация. Протоколы обмена. Протокол TCP/IP | ЦОР «IP-адресация в классах», web-страница «IP-адресация», тест «Компьютерные сети» | Тест | Самостоятельная работа с Интернет-ресурсами | |
26. |
|
| Информационные сервисы Интернета: электронная почта | Информационные сервисы Интернета: электронная почта, всемирная паутина, телеконференции, файловые архивы и т.д. | Папка «Материалы по теме e-mail» |
| Самостоятельная работа с Интернет-ресурсами | |
27. |
|
| Лабораторная работа «Обмен сообщениями в Интернет»
| Настройка почтовой программы Outlook Expeess. | Лабораторная работа «Обмен сообщениями в Интернет» | Лабораторная работа №2 | Самостоятельная работа с Интернет-ресурсами | |
28. |
|
| Поисковые информационные системы | Путешествие по Всемирной паутине. Настройка браузера. Работа с файловыми архивами. Формирование запросов на поиск информации в сети по ключевым словам, адекватным решаемой задаче.
| Презентация «Поиск в Интернет», |
| Конспектирование | |
29. |
|
| Инструментальные средства создания Web-сайтов | Разработка Web-сайта на заданную тему. Знакомство с инструментальными средствами создания Web-сайтов. |
|
| Конспектирование | |
30. |
|
| Лабораторная работа «Работа в WWW» | Форматирование текста и размещение графики. Гиперссылки на Web-страницах. Тестирование и публикация Web-сайта. |
| Лабораторная работа №3 | Самостоятельная работа с Интернет-ресурсами | |
Тема 8. Основы социальной информатики (2 часа) | ||||||||
Обязательный минимум: Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, языки, обществоведение, естественнонаучные дисциплины. | Требования к результатам: Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
| |||||||
31. |
|
| Информационная культура - основа информационной цивилизации | Информационная цивилизация. Информационные ресурсы общества. Информационная культура. | Презентация «Информационная цивилизация» |
| Конспектирование | |
32. |
|
| Правовые и культурно-этические нормы информационной деятельности человека | Этические и правовые нормы информационной деятельности человека. Информационная безопасность. |
|
| Конспектирование | |
Тема 9. Повторение (2 часа) | ||||||||
33. |
|
| Итоговая контрольная работа | Контроль знаний |
| И.к.р. | Осуществление самоконтроля в учебной деятельности | |
34. |
|
| Повторение | Повторение пройденного материала. |
|
| Работа в парах |
Пояснительная записка
Программа по информатике и информационно-коммуникационным технологиям составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (базовый уровень) и примерной программы среднего (полного) общего образования по информатике и информационно-коммуникационным технологиям (базовый уровень), составленной Министерством образования и науки Российской Федерации в 2004 году.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы
№
Нормативные документы
1
Закон Российской Федерации «Об образовании»
2
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Стандарт основного общего образования по информатике и ИКТ (из приложения к приказу Минобразования России от 05.03.04 №1089)
3
Обязательный минимум содержания основного общего образования по информатике (Приказ МО от 30.06.99 №56)
4
Основная образовательная программа МБОУ СОШ имени 60-летия Октября Азовского района на 2014-2015 учебный год
5
Учебный план МБОУ СОШ имени 60-летия Октября Азовского района на 2014-2015 учебный год
6
Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика. «Бином». Москва 2005.
Цели изучения курса:
-
освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
-
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
-
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
-
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
-
овладение учащимися знаниями и умениями эффективного использования аппаратных, программных средств и методов информатики для решения простых экономических и управленческих задач.
Задачи:
-
изучить общие закономерности функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных;
-
развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования;
-
выработать представление об автоматизированных информационных системах в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов;
-
изучить информационные основы управления в технических и социотехнических системах, хотя общие закономерности управления и самоуправления справедливы для систем различной природы.
Общая характеристика учебного предмета
Информатика - это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.
Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий - одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.
Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.
Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.
В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса.
Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне).
Место учебного предмета в учебном плане.
Программа рассчитана на 34 ч. в год, 1 ч. в неделю за федерального компонента.
Содержание учебного курса.
Тема 5. Компьютерные технологии представления информации (8 часов)
Представление числовой информации
Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Двоичное представление информации в компьютере. Двоичная система счисления. Двоичная арифметика. Компьютерное представление целых и вещественных чисел.
Представление текстовой информации
Представление текстовой информации в компьютере. Кодовые таблицы.
Представление графической информации
Два подхода к представлению графической информации. Растровая и векторная графика. Модели цветообразования. Технологии построения анимационных изображений. Технологии трехмерной графики.
Представление звуковой информации
Представление звуковой информации: MIDI и цифровая запись. Понятие о методах сжатия данных. Форматы файлов.
Учащиеся должны уметь:
-
осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.
Тема 6. Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов (12 часов)
Создание, редактирование и форматирование текстовых документов различного вида
Текст как информационный объект. Автоматизированные средства и технологии организации текста. Основные приемы преобразования текстов. Гипертекстовое представление информации.
Решение расчетных и оптимизационных задач с помощью электронных таблиц
Динамические (электронные) таблицы как информационные объекты. Средства и технологии работы с таблицами. Назначение и принципы работы электронных таблиц. Основные способы представления математических зависимостей между данными. Использование электронных таблиц для обработки числовых данных (на примере задач из различных предметных областей).
Создание, редактирование и форматирование растровых и векторных графических изображений
Графические информационные объекты. Средства и технологии работы с графикой. Создание и редактирование графических информационных объектов средствами графических редакторов.
Создание мультимедийной презентации
Системы презентационной и анимационной графики.
Учащиеся должны знать:
-
назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц).
Учащиеся должны уметь:
-
иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
-
создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;
-
представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.)
Тема 7. Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей (сетевые технологии) (10 часов)
Каналы связи и их основные характеристики
Каналы связи и их основные характеристики. Помехи, шумы, искажение передаваемой информации. Избыточность информации как средство повышения надежности ее передачи. Использование кодов с обнаружением и исправлением ошибок.
Возможности и преимущества сетевых технологий
Локальные сети. Топологии локальных сетей. Глобальная сеть. Адресация в Интернете. Протоколы обмена. Протокол передачи данных TCP/IP. Аппаратные и программные средства организации компьютерных сетей.
Информационные сервисы сети Интернет
Электронная почта, телеконференции, Всемирная паутина, файловые архивы и т.д. Поисковые информационные системы. Организация поиска информации. Описание объекта для его последующего поиска.
Инструментальные средства создания Web-сайтов
Учащиеся должны уметь:
-
автоматизировать коммуникационную деятельность;
-
эффективно применять информационные образовательные ресурсы в учебной деятельности.
Тема 8. Основы социальной информатики (2 часа) Повторение (2 часа)
Информационная цивилизация. Информационные ресурсы общества. Информационная культура. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека. Информационная безопасность.
Тематическое планирование.
№
Глава
Примерное количество часов
1.
Компьютерные технологии представления информации
8
2.
Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов
12
3.
Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей (сетевые технологии)
10
4.
Основы социальной информатики
2
5.
Повторение пройденного материала
2
Учебно-тематический план
№
Тема
Количество часов
Форма контроля
Всего
Из них контроля
1
Компьютерные технологии представления информации
8
3
Практические работы (2),
контрольная работа.
2
Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов
12
9
Практические работы (8),
Итоговая практическая работа
3
Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей
10
3
Лабораторные работы (3),
4
Основы социальной информатики
2
-
Перечень практических работ.
№ п/п
Тема
Дата
1.
Способы представления графической информации.
2.
Способы представления анимационных изображений.
3.
Создание и редактирование текстового документа.
4.
Форматирование текста.
5.
Динамические (электронные) таблицы как информационные объекты. Средства и технологии работы с таблицами. Назначение и принципы работы с ЭТ.
6.
Основные способы представления математических зависимостей между данными. Состав формулы. Абсолютные и относительные ссылки.
7.
Использование ЭТ для обработки данных. Статистическая обработка массива данных и построение диаграмм.
8.
Этапы моделирования процесса в электронных таблицах. Компьютерные эксперименты. Моделирование биологических процессов.
9.
Графические информационные объекты.
10.
Работа в среде Paint.NET. GIMP
11.
Работа с ресурсами в локальной сети. (Л.Р.№1)
12.
Обмен сообщениями в Интернет. (Л.Р.№2)
13.
Работа в (Л.Р.№3)
Перечень контрольных работ.
№ п/п
Тема
Дата
1.
Компьютерные технологии представления информации.
2.
Итоговая контрольная работа
Учебно-методический комплект
-
Учебник «Информатика и ИКТ. 10 класс. Базовый уровень», Макарова Н.В., Николайчук Г.С., Титова Ю.Ф. под ред. Макаровой Н.В., ПитерПресс
-
Учебник «Информатика и ИКТ. 11 класс. Базовый уровень», Макарова Н.В., Николайчук Г.С., Титова Ю.Ф. под ред. Макаровой Н.В., ПитерПресс
-
«Информатика и ИКТ. Практикум. 8-9 класс», под ред. Макаровой Н.В., ПитерПресс
-
«Информатика и ИКТ. Задачник по моделированию. 9-11 класс. Базовый уровень», под ред. Макаровой Н.В., ПитерПресс
Литература
-
Учебник «Информатика и ИКТ. 10 класс. Базовый уровень», под ред. Макаровой Н.В., ПитерПресс
-
Учебник «Информатика и ИКТ. 11 класс. Базовый уровень», под ред. Макаровой Н.В., ПитерПресс
-
«Информатика и ИКТ. Практикум. 8-9 класс», под ред. Макаровой Н.В., ПитерПресс
-
«Информатика и ИКТ. Задачник по моделированию. 9-11 класс. Базовый уровень», под ред. Макаровой Н.В., ПитерПресс
-
Бешенков С. А., Ракитина Е. А. Информатика. Систематический курс: Учебник для 10 класса. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2004.
-
Бешенков С. А., Кузьмина Н. В., Ракитина Е. А. Информатика. Систематический курс: Учебник для 11 класса. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2004.
-
Гейн А. Г. и др. Информатика: Учеб. пособие для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2000.
-
Кузнецов А. А., Угринович Н. Д., Цветкова М. С. Материалы для подготовки и проведения итоговой аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений в 2001/2002 учебном году // Информатика и образование. 2002. № 1.
-
Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Информатика. 10 класс. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.
-
Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Информатика. 11 класс. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.
-
Угринович Н. Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов. М.: БИНОМ. Лаборатория Знаний, 2003.
Ссылки на ЦОР в Интернет
-
piter.com/index.phtml - материалы практических работ к УМК Н.В. Макаровой
-
school-collection.edu.ru - цифровая коллекция образовательных ресурсов
-
metodist.lbz.ru/avt_masterskaya_BosovaLL.html - комплект ЦОР к УМК Л.Л. Босовой
-
videouroki.net - видеоуроки
-
metod-kopilka.ru - методическая копилка учителя информатики
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате обучения информатики и ИКТ на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
- Основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий.
- Назначение и вида информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы.
- Назначение и функции операционных систем.
уметь
- Оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами.
- Распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах.
Использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования.
- Оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники.
- Иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий.
- Создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы.
- Просматривать, создавать редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу.
- Наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики.
- Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании.
- Ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами.
- Автоматизации коммуникационной деятельности.
- Соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией.
-Эффективной организации индустриального информационного пространства.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовых заданиями.
При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:
Процент выполнения задания
Отметка
95% и более
отлично
80-94%%
хорошо
66-79%%
удовлетворительно
менее 66%
неудовлетворительно
При выполнении практической работы и контрольной работы:
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
• грубая ошибка - полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
• погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
• недочет - неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
• мелкие погрешности - неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.
Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики - это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).
Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:
- «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
- «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
- «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
- «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):
- «1» - отказ от выполнения учебных обязанностей.
Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.
Оценка устных ответов учащихся
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;
- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Отметка «1» ставится в следующих случаях:
- ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала;
- не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу;
- отказался отвечать на вопросы учителя.