Использование ЭОР на уроках информатики

Раздел Информатика
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Назарова А.Ю., учитель информатики

МОБУ «СОШ №1им.А.П.Гайдара»

Использование ЭОР на уроках информатики

Информатика, пожалуй, единственный учебный предмет, который немыслимо представить без использования ЭОР.

На сегодняшний день существует достаточное количество электронных образовательных ресурсов (ЭОР) по информатике и ИКТ. Разрабатывались такие ЭОР по государственному заданию, в инициативном порядке, по заказу издательств, и т.д.

К числу наиболее значимых хранилищ ЭОР можно отнести:

  • fcior.edu.ru - Федеральный центр информационных образовательных ресурсов;

  • school-collection.edu.ru/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов;

  • УМК с электронной поддержкой к действующим школьным учебникам.

Помимо этого существует ряд инициативных разработок, которые могут быть активно задействованы в учебном процессе (например, материалы К.Ю. Полякова kpolyakov.narod.ru и др.)

Что же нового дают ЭОР нашим ученикам?

Прежде всего - возможность действительно научиться. Ведь учебная работа теперь включает не только занятия с учителем, но и самостоятельные (дома).

Система обучения с помощью ЭОР сегодня еще продолжает выстраиваться, и я тоже нахожусь в поиске формы эффективного взаимодействия ученика и "электронного учителя".

Главная задача для меня - разумное использование ЭОР с пользой для учеб­ного процесса и в конечном итоге - для каждого ученика.

Возникает потребность оценки возможности применения тех или иных ЭОР на уроках информатики и ИКТ, разработки методики применения ЭОР на уроках разных типов.

Особенности применения ЭОР при изучении нового материала.

При поурочном планировании учитель обычно пользуется готовыми методическими рекомендациями или опирается на свой педагогический опыт. В результате у него складывается список уроков с их главными темами и ведущими типами (объяснение нового материала, закрепление, проведение самостоятельной работы и т.п.). Вопрос типологии уроков хорошо разработан в дидактической литературе, имеет устойчивые традиции, и учитель редко испытывает здесь затруднения. Главная трудность на этом этапе планирования - подбор, адаптация старых и подготовка новых дидактических средств, обеспечивающих весь спектр целевых установок и все своеобразие конкретной учебной ситуации, в которой работает учитель.

Требование думать, наблюдать, искать, проявлять самостоятельность ослабляется или вообще исчезает при введении теоретических положений курса информатики. Значительная часть тем школьного курса имеет обзорно-ознакомительный характер изложения. Таким образом, теоретическая часть курса выделяется из всей массы учебного материала в некоторую особую часть, отличающуюся от прочих видов учебной информации (задач, упражнений, вопросов и проблемных ситуаций) не только по своему способу предъявления, но и по целям, принципам их реализации.

Как можно активизировать учащихся на уроках изучения нового материала? За счет привлечения в процесс обучения возможностей ЭОР, увеличивая долю самостоятельной работы учащихся на уроке можно добиться повышения уровня преподавания и усвоения новых знаний по информатике. Это характеризует данные информационные технологии как бесценный образовательный ресурс с большими потенциальными возможностями для преподавания.

Каково же то поле возможностей, которое должно быть перед учителем при подготовке урока? Для эффективной подготовки и организации урока введения нового материала учителю необходимо иметь:

  • описательные материалы;

  • модели;

  • инструменты;

  • образы;

  • задания.

Благодаря наличию вариативов исполнения электронные учебные модули разных типов могут выполнять функции всех пяти приведенных выше информационных сред. Например, на уроках изучения нового материала (фронтальная форма) учитель может использовать ЭОР в ходе объяснения для:

  • предъявления и раскрытия понятийного аппарата;

  • введения сведений исторического характера;

  • работы с текстом ресурса;

  • предъявления дополнительного материала;

  • работы со справочным материалом;

  • фото- и видео иллюстрации материала;

  • демонстрации таблиц и моделей;

  • ознакомления с новым типом задач.

Особенности применения ЭОР при закреплении и обобщении материала.

Отрабатывая навыки учащихся в решении тех или иных задач, выполнении упражнений по информатике, мы часто не достигаем успеха. Одни успевают в отведенное время усвоить этот навык, другие - нет. Следовательно, нужны такие средства обучения, которые позволили бы каждому учащемуся сформировать необходимое умение.

Построение учебного процесса на основе использования электронных учебных модулей дает возможность на предоставляемых упражнениях закреплять умения, отрабатывать навыки, обобщать полученные по теме знания. Это делается с прицелом на группы слабых, средних и сильных учеников; задания для них дифференцируются, и это первый шаг к индивидуальной образовательной траектории.

Особенности применения ЭОР при контроле знаний.

Особенностью многих существующих ЭОР является их интерактивность, наличие обратной связи. Внутренняя обратная связь представляет собой информацию, которая поступает от образовательного ресурса к обучаемому в ответ на его действия при выполнении упражнений. Такая связь предназначена для самоконтроля учебной деятельности самим обучаемым.

Информация внешней обратной связи поступает к педагогу, проводящему обучение с использованием цифровых образовательных ресурсов, и учитывается педагогом для коррекции методических подходов по организации деятельности обучаемого и режима функционирования ЭОР.

Отсутствие трудоёмкой проверки письменных работ позволяет достаточно часто проводить контрольные мероприятия. Электронные образовательные ресурсы можно применять для проведения текущего и итогового контроля знаний и умений, на различных этапах урока: локально и тотально, проводить компьютерные лабораторные работы с использованием компьютерных моделей или виртуальных лабораторий; организовать самостоятельную исследовательскую и проектную деятельность учащихся.

ЭОР для контроля и самоконтроля, размещенные в сети Интернет, подходят для подготовки к ГИА и ЕГЭ. Это практические и контрольные модули коллекции на Федеральном портале ФЦИОР, представляющие собой наборы тестовых заданий, материалы Единой цифровой коллекции, сайт Федерального института педагогических измерений (fipi.ru) на котором представлены проекты документов, определяющих содержание контрольных измерительных материалов (КИМ) государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы. На портале ЕГЭ (ege.edu.ru) представлены примеры реальных вариантов экзаменационных работ. Здесь выпускники смогут проверить и оценить свои возможности, выполняя задания демонстрационного варианта, ряд которых доступен в форме интерактивных on-line тренажеров.

В заключение хотелось бы отметить, что, на мой взгляд, полноценное внедрение электронных образовательных ресурсов, с их встраиванием в учебный процесс позволит гармонично дополнять и сочетать традиционные методы преподавания с новыми, использующими информационные технологии, расширять возможности учащегося в самостоятельной учебной работе и рост творческой составляющей в деятельности учителя. Для себя я сделала вывод - нельзя стоять на месте, необходимо постоянно совершенствовать свои приемы и методы, и только тогда возможно достичь успеха в своей профессиональной деятельности.

3

© 2010-2022