РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ КОЗЬМЫ МИНИНА»



Факультет естественных, математических и компьютерных наук

Кафедра информатики и информационных технологий в образовании

Направление подготовки 050100.62 Педагогическое образование

Профиль Информатика




К У Р С О В А Я Р А Б О Т А

по дисциплине «Методика обучения информатике»


на тему: Развитие познавательных способностей

у учащихся на уроках информатики


СТУДЕНТ(КА) _____________________ Козлова С. А.

(личная подпись) (инициалы, фамилия)

РУКОВОДИТЕЛЬ _____________________ канд.пед.наук, доцент, И.В. Панова_________

(личная подпись)




Нижний Новгород - 2015 г.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….................3

ГЛАВА I. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ КАК ОСНОВА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА…………......................................5

1.1. Понятие о способностях………………………………………..............................5

1.2. особенности преподавания предмета «Информатика и ИКТ»…………………………………..…………………………………………...........8

1.3. способы развития познавательных способностей на уроке информатики…………………………………………………………………………..12

ГЛАВА II. РАЗРАБОТКА И АНАЛИЗ ЗАДАНИЙ И УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ ИНФОРМАТИКИ ……..............................................................................20

2.1. Методические аспекты использования форм и приемов развития

познавательных способностей на уроках информатики и ИКТ…………………..20

2.2. Проверка эффективности использования активных форм обучения с целью развития познавательных способностей учащихся………………………………...23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………...........................28

ЛИТЕРАТУРА………...…………………………………............................................30

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………...........................................32





Введение

Актуальность темы в том, что на современном этапе развития школьного образования проблема активной познавательной деятельности учащихся приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребности общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, иными словами, обладающих вариативностью действий и комбинаторикой мышления, способных мыслить самостоятельно и свободных от стереотипов. [12, с. 125]

В отрочестве, как и детстве, подросток продолжает посещать школу или переходит в училище. Однако в отрочестве меняется внутренняя позиция по отношению к школе. Подросток, не игнорируя ученье, придаёт особое значение общению. В общении со сверстниками он расширяет границы своих знаний, развивается в умственном отношении, делясь своими знаниями демонстрируя освоенные способы умственной деятельности. Так как большую часть времени подросток проводит в школе, то правильно считать, что в стенах школы создаются условия для развития личности, эти условия формируются взрослыми. [11, с. 354]

Из выше сказанного вытекает следующая проблема: интерес подростка к учебному предмету во многом связан с качеством преподавания. Большое значение имеют подача материала, что активизирует интересы, усиливает мотивацию учения. Необходимо найти и раскрыть основные пути формирования интереса и пути развития познавательных способностей у учащихся.

Объект исследования - процесс развития познавательных способностей у учащихся на уроке информатики.

Предмет исследования - способы развития познавательных способностей у учащихся на уроке информатики.

Гипотеза: если изучить особенности познавательных способностей у школьников и выявить уровень их развития и на этой основе разработать систему заданий и применить их на практике, то можно повысить уровень развития познавательных способностей учащихся на уроках информатики.

Цель: изучить способы развития познавательных способностей у учащихся на уроке информатики.

Задачи:

  1. Рассмотреть факторы, влияющие на развитие познавательных способностей.

  2. Провести исследование особенностей преподавания информатики

  3. Выявить способы развития познавательных способностей у учащихся на уроке информатики.

В данной работе будут использованы следующие методы исследования:

Теоретические методы:

  • анализ и синтез применялся для того, чтобы выявить сущность понятия «познавательные способности», определить особенности развития познавательных способностей у подростков на уроке информатики.

  • конкретизация теоретических знаний помогла разработать задания на развитие у школьников познавательных способностей.

Эмпирические методы:

  • Эксперимент проведён для выяснения того, как разработанная система заданий повлияла на формирование познавательной активности учащихся.

  • Наблюдение применялось для того, чтобы выявить влияние разработанных заданий на повышение познавательной активности учащихся.

Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложений.

Теоретическая значимость данной работы в том, что в ходе исследования были раскрыты способы развития познавательных способностей, которые в дальнейшем исследовании можно дополнять.

Практическая значимость определяется его научно-практической ориентированностью. Сформулированные в работе теоретические положения раскрывают зависимость формирования знаний и умений от развития познавательных способностей.

Глава I. развитие познавательных способностей как основа педагогического процесса

  1. Понятие о способностях

Одной из самых сложных и интересных проблем психологии является проблема индивидуальных различий. Трудно назвать хоть одно свойство, качество, черту человека, которое не входило бы в круг этой проблемы. Психические свойства и качества людей формируется в жизни, в процессе обучения, воспитания, деятельности. При одних и тех же образовательных программах и методиках обучения видны у всех индивидуальные способности. И это прекрасно.

Способности - это внутренние условия развития человека, которые формируются в процессе его взаимодействия с внешним миром.

«Человеческие способности, отличающие человека от других живых существ, составляют его природу человека - продукт истории, писал С.Л.Рубинштейн».

Понятие «способность» включает в себя три основных признака:

Во-первых, под способностями понимают индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Это особенности ощущений и восприятия, памяти, мышления, воображения, эмоций и воли, отношений и двигательных реакций.

Во-вторых, способностями называют не вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей. Существует огромное многообразие видов деятельности и отношений, каждый из которых требует определённых способностей для своей реализации на достаточно высоком уровне.

В-третьих, под способностями подразумевают такие индивидуальные особенности, которые не сводятся к наличным навыкам, умениям или знаниям человека, но которые могут объяснить лёгкость и быстроту приобретения этих знаний и умений.

На основе вышесказанного можно вывести следующее определение.

Способности - это такие индивидуально-психологические особенности человека, которые отвечают требованиям данной деятельности и являются её успешным условием выполнения.

Показателями способностей в процессе их развития могут служить темп, лёгкость усвоения и быстрота продвижения в той или иной области человеческой деятельности. Способности проявляются не только в деятельности, но и создаются в этой деятельности. Они всегда являются результатом развития. По самому своему существу способности есть понятие динамическое - существует только в движении, только в развитии.

Развитие способностей осуществляется по спирали: реализация возможностей, которые представляет способность одного уровня, для развития способностей более высокого уровня.

Нельзя заранее указать точные границы в развитии тех или иных способностей, определить предел их развития. Это связано с тем, что любая деятельность требует для своего осуществления не одной, а нескольких способностей, и они могут до известной степени компенсировать, заменять друг друга. Учась и осваивая то, что было создано человечеством за всю историю существования, мы развиваем свои природные качества, превращая их в способности к деятельности.

Исследователи выделяют два уровня развития способностей: репродуктивный и творческий. Человек, находящий на первом этапе развития способностей, обнаруживает высокую способность овладевать умениями, усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществить её по предложенному образцу, в соответствии с предложенной идеей. На втором этапе развития способностей человек создаёт новое, оригинальное.

Одной из важнейших особенностей психики человека является возможность чрезвычайно широкой компенсации одних свойств другими, вследствие чего относительная слабость какой-нибудь одной способности вовсе не исключает возможности успешного выполнения даже такой деятельности, которая наиболее тесно связана с этой способностью. Недостающая способность может быть в очень широких пределах компенсирована другими, высокоразвитыми у данного человека. [7, c. 248]

Таким образом, основная задача школы - развить познавательные интересы каждого учащего, развивать мышление, память, восприятие, воображение, а значит и способности.

Главная цель в изучении познавательных способностей состояла в определении того, какие наиболее значимые факторы влияют на развитие способностей. Было выявлено, по меньшей мере, 8 факторов, поддающихся ясной интерпретации:

1. Пространственный: способность воспринимать и сравнивать пространственные паттерны.

2. Вербальное понимание: способность к определению значения слов и, более широко, к пониманию речи и оперированию вербальными отношениями.

3. Беглость речи: способность быстро продуцировать слова в соответствии с определенными ограничениями в отношении их буквенного состава.

4. Легкость числовых операций: скорость и точность выполнения простых арифметических действий.

5. Индукция: способность выводить правила, которым подчиняется конкретный набор стимулов.

6. Персептивная скорость: скорость и точность обнаружения определенных визуальных стимулов в массиве материала или сравнения таких стимулов с к.-л. другими.

7. Дедукция: способность строить рассуждения от предпосылок к точным выводам.

8. Механическая память: способность заучивать и воспроизводить по памяти произвольные связи между стимулами, такими как слова и числа.[14, c. 78]

Таким образом, необходимо создавать условия успешного влияния факторов для формирования учебных мотивов учения на основе познавательных потребностей и познавательных интересов.


  1. Особенности преподавания предмета «Информатика и ИКТ»

Как самостоятельный учебный предмет федерального компонента государственного стандарта общего образования «Информатика и ИКТ» представлена с VIII класса по 1 часу в неделю и в IX классе - по 2 часа в неделю (за 2 года обучения в основной школе - 105 часов), в старшей школе реализовывается профильное обучение. Федеральный компонент не предусматривает изучение «Информатики и ИКТ» в V-VII классах, но, за счет регионального компонента и компонента образовательного учреждения, можно изучать этот предмет, как в начальной школе, так и в V-VII классах, что позволяет реализовать непрерывный курс информатики. [2, c. 56]

В настоящее время отчетливо проявляется тенденция введения в общеобразовательных школах сквозного курса преподавания предмета, что с одной стороны, позволит значительно разгрузить ребят в старшей школе, а с другой стороны, повысить у них уровень информационной культуры, обеспечить преемственность курсов школьной и вузовской информатики.

Трехуровневое обучение информатике представляется как:

- начальная ступень (II-IV классы);

- основная ступень:

- вводный курс (V-VII классы),

- базовый курс (VIII-IX классы);

- профильный курс (X-XI классы).

Основная цель начальной ступени обучения информатики - развитие у ребят интереса к процессу обучения, активизация познавательных возможностей детей. Происходит знакомство школьников с компьютером, формирование первых элементов информационной культуры, основ логического и алгоритмического мышления (в начальной школе возможны подходы к обучению информатике, как с компьютерной поддержкой, так и в форме бескомпьютерной организации обучения с межпредметной поддержкой на основе задач по информатике). Практикуются интегрированные уроки, развивающие интерес детей к различным предметам школьной программы (такие понятия как координатная плоскость, координата точки, поворот, угол, симметрия используются в работах с черепашьей графикой - язык программирования LogoWriter). [2, c. 123]

Вводный курс ориентирован на овладение методами и средствами информационных технологий, алгоритмизации, формирование навыков сознательного и творческого использования компьютера в учебной деятельности.

Реальность сегодняшнего дня такова, что в обучении информатике используется множество различных программ и учебных пособий, значительно отличающихся друг от друга как содержанием и направленностью изложения материала, так и глубиной изучения отдельных вопросов. В настоящее время существует большой рынок обучающих программ и программно-методических комплексов (ПМК), обеспечивающих программную поддержку школьного курса информатики.

Учителю трудно сориентироваться в существующем многообразии подходов к начальной подготовке по информатике и информационным технологиям и выбрать что-то одно, особенно если речь идет о самой обычной массовой общеобразовательной школе. [2, c. 135]

При выборе наиболее приемлемой литературы, как для пропедевтического курса, так и второго этапа изучения основ информатики, можно посоветовать руководствоваться такими принципами как:

- принцип непрерывности и целостности (пропедевтический этап - важное звено единой общешкольной подготовки по информатике и информационным технологиям);

- принцип дидактической спирали (с учетом имеющегося опыта обучаемых вначале идёт как бы общее знакомство с понятием, а затем его последующее развитие и обогащение, создающее предпосылки для научного обобщения в старших классах);

- научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения (включение в содержание фундаментальных положений современной науки с учетом возрастных особенностей обучаемых);

- принцип внутренней дифференциации (освоение учебного материала на разных уровнях в зависимости от подготовленности школьника, реализация им собственной траектории обучения за счет использования возможностей средств информационных технологий);

- принцип интегративности курса (представление всех основных возможностей применения средств и методов информатики, информационных технологий);

- принцип практико-ориентированности (отбор содержания, учитывающего специфику социальной среды и направленного на решение методом проектов практических задач планирования деятельности, поиска нужной информации, инструментирования всех видов деятельности на базе использования информационных технологий);

- принцип развивающего обучения (обучение ориентировано не только на получение новых знаний в области информатики и информационных технологий, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников общеучебных умений овладения стратегией усвоения учебного материала, формирование навыков самостоятельной работы). [2, c. 166]

В добавление хотелось бы отметить, что в последнее время появилось много обучающих пособий с видеоматериалами. Дети очень любят слушать стихи, сказки, смотреть фильмы, находить ответы вместе с героями любимых мультфильмов. Поэтому использование видеоматериалов на уроке резко повышает интерес учащихся к изучаемому материалу. Задача учителя - правильно подобрать материал, соответствующий возрасту, объему знаний учащихся, санитарно-гигиеническим нормам, поставить задачу перед детьми и проконтролировать ее выполнение, желательно в игровой форме. [13, c. 69]

Ряд возникающих перед учителем проблем может быть решен и благодаря созданию дифференцированных задачников по информатике, практикумов по информационным технологиям (ведь требуется учитывать разный уровень подготовки школьников, различия в развитии памяти, мышления и внимания). Каждый педагог получил бы возможность в рамках единой концепции выстраивать собственную траекторию обучения в зависимости от уровня его учеников. [3, c. 45]

Вводный курс должен сформировать у учащихся готовность к информационно-учебной деятельности, выражающейся в желании учащихся применять средства информационных и коммуникационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития. [2, c. 177]

Таким образом, построенный курс будет реализовывать главную цель школьного образования: самоопределение личности и достижение успешности в реализации учебных и профессиональных интересов на протяжении всей жизни.






1.3. Способы развитие познавательных способностей учащихся

на уроках информатики

В условиях информатизации общества в целом и образования в частности важную роль в формировании необходимых ЗУН, а также качеств личности учащегося играет предмет информатика и ИКТ. Педагог стимулирует учащегося к саморазвитию, изучает его познавательные потребности, создает условия творческой деятельности и тем самым формирует познавательные интересы учащихся. [4, c. 67]

Пробуждение познавательного интереса - это всего лишь начальная стадия большой работы по воспитанию глубокого устойчивого интереса к знаниям и потребности к самообразованию. Интерес в широком смысле слова - это направленность личности на изучение всего нового, овладение умениями, приобретение различных навыков. Интерес к знаниям или познавательный интерес - это направленность личности ребёнка на овладение знаний в той или иной предметной области. [8, c. 68]

Радость познания делает ученика активным, а знания, полученные таким путем, более глубокими и прочными. Познавательный интерес оказывает влияние на личность школьника многозначно. Можно объединить в системе преподавания три особенности интереса, такие как цель, средства и результат. [17, c. 340]

  1. С точки зрения воспитания интереса в плане развития общей познавательной направленности, активности и любознательности, как черты личности эту проблему можно рассматривать как цель обучения или же его мотив.

  2. Когда на разных этапах урока материал вводится с помощью элементов занимательности, то используется интерес, как средством обучения. В этом случае мы используем объективно привлекательные свойства предметов, явлений, событий, процессов (эффектный опыт, неожиданные сравнения, парадоксальные явления, впечатляющее слово).

  3. На более высоком уровне своего развития познавательный интерес, будучи достаточно прочным, устойчивым, занимающим доминирующее положение в кругу других мотивов, становится уже свойством личности, которое называют любознательностью, пытливостью. Здесь уже интерес выступает как результат обучения. [16, c. 234]

По характеру проявления познавательного интереса в процессе изучения предмета можно выделить 3 уровня развития познавательного интереса: низкий, средний и высокий уровни.

Так, у учащихся с низким уровнем развития познавательного интереса активность на уроках ситуативная, часты отвлечения, предпочтение отдаётся задачам репродуктивного характера, со стереотипными действиями.

Учащиеся со средним уровнем развития познавательного интереса предпочитают поисковый характер деятельности, но не всегда склоны к выполнению творческих заданий, их самостоятельная деятельность носит эпизодический характер, зависит от внешних стимулов.

Учащиеся с высоким уровнем развития интереса отличаются самостоятельностью, активным участием на уроке, предпочтением учебной деятельности более трудного характера. [6, c. 43]

В современной педагогике существуют различные методы стимуляции познавательных интересов учащихся в учебном процессе и разные подходы к их классификации.

В процессе обучения имеет место использование трёх видов стимуляции познавательных интересов учащихся:

  • 1-й вид стимуляции имеет своим источником содержание учебного материала;

  • 2-й вид стимуляции осуществляется в ходе организации учебной деятельности школьника;

  • 3-й вид стимуляции опирается на фактор общения и связан с отношениями, которые складываются в учебном процессе между учениками, также между ними и учителем.

Важно отметить следующее:

  • во-первых, обнаружение на уроках того или иного стимула ещё не является свидетельством влияния на интерес исключительно только одного этого стимула;

  • во-вторых, каждый стимул не действует изолированно, а во взаимодействии с другими стимулами;

  • в-третьих, один и тот же стимул и в различных классах, и в разных возрастах имеет свою модификацию, и по-разному влияют на интерес. [10, c. 45]

Ученик в процессе обучения должен стать субъектом учения, т.е. иметь потребность и желание познать учебный материал и применить его на практике. Эту задачу невозможно выполнить без создания соответствующей мотивации. Собственно говоря, с создания мотивации должно начинаться изучение любого нового материала. [15, c. 234]

Приемы и методы создания мотивации разнообразны, но все они, как правило, имеют интерактивный характер. Приведём некоторые из них.

Стимуляция познавательного интереса учащихся при помощи содержания учебного материала

1 Прием: апелляция к жизненному опыту учащихся.

Этот прием заключается в том, что учитель обсуждает с учащимися хорошо знакомые им ситуации, понимание сути которых можно лишь при условии изучения предлагаемого материала. Необходимо только, чтобы ситуация действительно была жизненной, а не надуманной.

Все понятия по «Алгоритмизации», «Программированию» имеют свое отражение в жизни каждого человека. Например, алгоритм, массив, подпрограмма и т.д.

Обращение к жизненным ситуациям - это далеко не только приём для создания мотивации. Более важным аспектом здесь является то, что учащиеся видят применимость получаемых ими знаний в практической деятельности. И не только сам факт применимости, а технологию их применения. [18, c. 45]

2 Прием: ссылка на то, что приобретаемое сегодня знание понадобится при изучении какого-то последующего материала или на других предметах. Интеграция

По специфике предмета учитель информатики пробуждает и развивает у учащихся на основе специального интереса стремление к изучению смежных предметов, овладению всей совокупности знаний.

Этот прием используется достаточно часто и широко. Например, при изучении алгоритмизации и программирования можно сослаться на то, что, научившись составлять алгоритмы, можно решать довольно сложные задачи, в частности, из предметной области математики, физики. Привести примеры решения подобных задач.

Именно при решении задач из других предметных областей (математики, физики, истории, географии, биологии, экономики и др.), вырабатываются осознанные навыки работы с компьютером и программными средствами.

3 Прием: важным стимулом познавательного интереса, связанным с содержанием обучения, является исторический аспект школьных знаний (более глубокое освещение отдельных проблем). Т.е. сообщение сведений из истории науки, истории научных открытий с одной стороны, познавательный интерес опирается на менее известный, иногда совсем новый материал, овладевая которым учащиеся в ещё большей мере осознаёт то, что им даёт урок. Исторические сведения всегда менее известны ученикам и воспринимаются ими как неожиданно новое и привлекательное.

Ученики готовят доклады и рефераты на темы, информация в которых выходит за рамки школьной программы, по которым они выступают на уроках.

4 Прием: практическая необходимость в знаниях для жизни. Трудно переоценить данный стимул познавательного интереса обучения информатике. Ведь практические навыки работы на компьютере имеет порой большее значение, нежели некоторые вопросы теории.

5 Прием: Выдача заданий разного уровня сложности. Дифференциация

Домашние задания, как правило, готовится трех уровней сложности. Аналогичный подход осуществляется при выполнении самостоятельных и контрольных работ.

6 Прием: "трудная задача".

Предлагаются задания (задачи) повышенной сложности по уже изученным и изучаемым темам. Любой желающий может взять одно из заданий (задач) и попробовать его выполнить (решить). Такая попытка практически не контролируется, но в том случае, когда задание выполнено (задача решена) верно, в письменном виде с объяснением решения, ученик получает отличную отметку. Например, логика. [1, c. 49]

Стимуляция познавательных интересов, связанная с организацией и характером протекания познавательной деятельности учащихся:

1 Прием: создание проблемной ситуации.

В педагогической литературе этот прием рассматривается едва ли не как самый главный и универсальный в интерактивном обучении. Состоит он в том, что перед учащимся ставится некоторая проблема, и, преодолевая ее, ученик осваивает те знания, умения и навыки, которые ему и надлежит усвоить согласно программе курса. Но все дело в том, что ученик должен хотеть решать поставленную перед ним проблему, она должна быть ему интересна. Интерес может возникнуть в силу парадоксальности ситуации, как это имеет место, например, при изучении темы "Относительные и абсолютные ссылки в электронных таблицах».

Проблемная ситуация созданная на уроке, рождает у учащихся вопросы. А в появлении вопросов выражен тот внутренний импульс (потребность в познании данного явления), который так ценен для укрепления познавательного интереса.

2 Прием: Для развития познавательного интереса важно усложнение познавательных задач. Материал учения располагается так, что ученик постепенно, но неуклонно и непременно преодолевает всё более и более сложные его ступени. Такой процесс обучения требует овладения всё более сложными умениями логически мыслить, разрешать противоречия, находить доказательства и т.д. Скучно решать задачу знакомую, известную, которая может быть решена при помощи уже ставших трафаретными способов. Но трудно и бесполезно решать задачу, к которой ты не подготовлен. Интересно решать задачу, которая требует как использования приобретенных ранее знаний и умений, так и новых, более сложных способов решения.

3 Прием: Сила влияния творческих работ школьников на познавательный интерес состоит в их ценности для развития личности вообще, поскольку и сам замысел творческой работы, и процесс её выполнения, и её результат - всё требует от личности максимального приложения сил. Из творческих заданий возможны такие, как составление загадок и кроссвордов, сообщения и доклады учащихся, рисунки и т.д. Учащиеся 6-х классов выполняют творческие работы в графическом и текстовом редакторах, 7-х классов - СУБД Access и Excel, в 8 и 9-ом классе - с использованием PowerPoint.

Одним из примеров можно привести метод проектов:

  • Обеспечивает развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

  • Предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение (если имеется в виду групповая работа) ролей, т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия.

  • Предпочтительно использовать в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик. [2, c. 78]

Любую творческую задачу, какой бы привлекательной внешне она ни казалась ученикам, нельзя вводить в обучение до той поры, пока у них нет необходимых умений для её выполнения. Требуется и подготовка восприятия самого задания, и элемент учения тому, как его выполнить. Только при этом условии творческое задание может явиться стимулом формирования подлинного познавательного интереса. [6, c. 170]

4 Прием: ролевой подход.

В этом случае ученику предлагается выступить в роли того или иного действующего лица, например, формального исполнителя алгоритма. Исполнение роли заставляет сосредоточиться именно на тех существенных условиях, усвоение которых и является учебной целью.

5 Прием: использование занимательного сюжета.

Занимательность (но не развлекательность!) - это сильный прием. Особенно он оправдан в начальной школе, где в создании мотивации интерес всегда имеет приоритет над прагматикой.

6 Прием: Использование интерактивных форм организации учебных занятий (игровые уроки, уроки-конкурсы, уроки-соревнования, уроки-турниры и др.). Все эти нестандартные, интерактивные формы проведения занятий способствуют повышению интеллектуальной и творческой активности учащихся, что является важнейшим фактором развивающего обучения.

7 Прием: Большую роль в повышении интеллектуальной и творческой активности учащихся играют внеклассные мероприятия: факультативы, кружки и курсы, олимпиады и конкурсы, цель которых - расширение и углубление знаний по предмету, развитие способностей, привитие интереса и вкуса к самостоятельной работе, развитие инициативы, творчества учащихся.

Очень большую роль в развитии познавательного интереса играют отношения между участниками учебного процесса:

  • Отношения между учителем учащимися всегда проявляются на уроке в эмоциональном тонусе деятельности учащихся, который либо способствует появлению и укреплению познавательного интереса, либо гасит его.

  • Эмоциональность самого учителя всегда отражается на результате развития учащихся.

  • Вера в ученика, в его познавательные силы и возможности - мощный побудитель интереса к учению.

  • Соревнование - так же можно рассматривать как стимул познавательного интереса, связанный с отношениями между учениками.

  • Аргументированные положительные оценки и одобрительные суждения учителя и товарищей несут положительные эмоции, которые утраивают энергию учащихся. [1, c. 24]

Для более полноценного развития познавательного интереса, творческих способностей необходимо уделять внимание при составление конспекта урока и на методы и формы обучения, именно они в большей степени влияют на познавательную активность.

Приведенные приемы создания мотивации далеко не исчерпывающие, однако и они позволяют понять, что интерактивные формы обучения предполагают, прежде всего, заинтересованность учащихся в усвоении предлагаемого учебного материала. А, как известно, развитие познавательных способностей возможно только при наличии глубокого и устойчивого познавательного интереса к предмету.




Глава 2. Разработка и анализ заданий и упражнений на развитие позновательных способностей у учащихся на уроке информатики

2.1. Методические аспекты использования форм и приемов развития познавательных способностях на уроках информатики и ИКТ

Познавательный интерес представляет собой сплав, важнейший для развития личности, психических процессов. В интеллектуальной деятельности, протекающей под влиянием познавательных интересов, проявляется:

* активный поиск;

* догадка;

* исследовательский поиск;

* готовность к решению задачи.

Важной особенностью познавательного интереса является также и то, что центром его бывает такая познавательная задача, которая требует от человека активной, поисковой или творческой работы, а не элементарной ориентировки на новизну и неожиданность.

С целью формирования способностей школьников в процессе обучения необходимо сочетать предметно - познавательную и творческую деятельность учащихся. Целенаправленная тренировка гибкости мышления, ассоциативности, использование фантазии, интуиции, воображения, исследовательских методов обучения - всё это способствует развитию способностей учащихся.

Таким образом, для развития познавательной деятельности учащихся необходимо ориентировать учащихся на самостоятельное или частично-самостоятельное получение новой для них информации.

Предметом познавательного интереса для школьников являются новые знания о мире. Поэтому глубоко продуманный, хорошо отобранный учебный материал, который будет новым, неизвестным, поражающим воображение учащихся, заставляющий их удивляться, а также обязательно содержащий новые достижения науки, научные поиски и открытия явится важнейшим звеном формирования интереса к учению.

Но далеко не все в учебном материале может представлять для учащихся какой-либо интерес. Поэтому необходимо уделять внимание процессу деятельности учащихся, т.е. требуется таким образом организовывать учебную деятельность, чтобы сам процесс учения привлекал школьников.

Предмет информатика и ИКТ совсем недавно был введен в школы, а также имеет некоторые отличия от других школьных дисциплин, поэтому представляется много возможностей для деятельности учителей. Данные особенности позволяют по-новому проводить уроки, использовать разнообразные методы, средства, технологии обучения, которые в частности способствуют формированию познавательного интереса учащихся и, следовательно, выводят качество образования на новый уровень.

Формирование познавательного интереса и творческой активности школьников при обучении в компьютерной среде - процесс, состоящий из нескольких этапов, выделить которые можно в зависимости от уровня владения учащегося компьютером.

Этапы формирования познавательного интереса у учащихся при обучении информатике и ИКТ:

Первый этап - учащемуся первый раз приходится работать за компьютером. Компьютер представляет для них интерес как что-то незнакомое, открывающее совершенно новые возможности. Наряду с интересом у ребят присутствует страх. Поэтому на первом этапе необходимо дать школьникам основные, самые первые навыки по работе на компьютере

Второй этап - учащиеся уже обладают основными навыками работы за компьютером, поэтому им становится интересно просто выполнять какие-то действия, а также продемонстрировать всем, что он что-то умеет. На данном этапе необходимо дать понять ребятам, что у компьютера есть еще очень много возможностей.

Третий этап - учащиеся достаточно уверенно работают за компьютером, хорошо знают основы. Поэтому необходимо уделить особое внимание разнообразным методам организации обучения, новым педагогическим технологиям, давать ребятам интересные задания, ставить перед ними проблемы. На этом этапе можно продолжить изучение приложений, но на углубленном уровне.

Четвертый этап - знакомство с дополнительными приложениями, дополнительными возможностями компьютера, программирование. Благодаря новым знаниям, умениям, навыкам, приобретенным ребятами на таких уроках можно создавать очень сложные, интересные работы. Ребята смогут проявить свое творчество, воплотить в жизнь какие-то свои идеи. Также есть возможность участвовать в различных конкурсах.

Для успешного проведения учебно-познавательной деятельности можно выделить следующие рекомендации:

  • Начинайте урок с актуализации предыдущего материала;

  • Сообщайте (кратко) плана урока и ожидаемые результаты;

  • Используйте простой и ясный язык, делайте логические переходы от одной посылки к другой;

  • Всегда приводите примеры или демонстрируйте положения урока;

  • Предоставляйте учащимся возможность действовать;

  • Ведите занятия в живом темпе;

  • Фиксируйте переходы между темами и этапами урока;

  • Контролируйте уровень освоения учебного материала.



2.2. Проверка эффективности использования активных форм обучения с целью развития познавательных способностей учащихся.

Цель экспериментального исследования: разработать систему заданий и упражнений по развитию познавательных способностей у учащихся.

Задачи:

  1. установление связи между теоретическими знаниями, полученными при изучении предмета и практикой;

  2. общение с детьми, изучение их возрастных и индивидуальных особенностей, специфика учебно-познавательной работы с детьми разных возрастов на уроке информатики;

  3. развитие творческих способностей у учащихся на уроке информатики;

вооружение учащихся методами самодиагностики и самосознания.

На уроках информатики применение компьютеров позволяет учащимся заниматься исследовательской работой при решении задач из различных областей (например, физические, математические, экономические задачи). При этом учащиеся должны научиться четко формулировать задачу, решать ее и оценивать полученный результат.

Использование новых информационных технологий позволяет решать некоторые задачи нетрадиционными способами, а также прикладные задачи, которые ранее не могли рассматриваться в силу сложности математического аппарата. Так, в школьном курсе математики учащиеся рассматривают уравнения, которые имеют точные решения. Однако в реальной практике решение большинства уравнений не может быть записано в явном виде. Их решение находится только приближенными методами. Ранее способы решения таких уравнений рассматривались после изучения одного из алгоритмических языков.

Использование мощного табличного процессора MS EXCEL позволяют ученикам решать уравнения приближенными методами и задачи оптимизации со многими переменными и ограничениями. Причем, это становится доступным и детям, владеющим программированием недостаточно хорошо. Главным этапом для ребят становится не разработка программы, а постановка задачи (запись критерия, ограничений, задание точности решения) и исследование полученных результатов. Учащиеся выполняют исследовательскую, творческую работу, а ее рутинную часть выполняет компьютер (приложение 1).

На уроках информатики изучается достаточное количество тем, где ученик может проявить свое творчество. Особенно это актуально на уроках, связанных с графикой. Ведь работа с графикой наиболее эффективно и целенаправленно развивает наглядно-образное мышление, очень важное в любом творческом процессе, поскольку любое новое решение обычно предстает перед мысленным взором в виде картин, схем, моделей. В процессе овладения учащимися данной темой также совершенствуется продуктивное и репродуктивное воображение, проявляющееся в создании объемных образов реального мира. Несомненный интерес представляет тот факт, что перечисленные интеллектуальные операции носят универсальный характер и могут быть применены в других формах и видах деятельности. Курс «Компьютерная графика» является и общеобразовательным в том смысле, что он развивает пространственное, логическое, абстрактное мышление, творческие качества личности, наблюдательность, внимание, формирует пространственное воображение и пространственные представления, обеспечивает графическую грамотность. В 5-6 классах используется редактор Paint. Учащимся нравится создавать рисунки, которые они придумывают сами и выполнять работы, которые дает учитель. Ребята с удовольствием показывают свои работы одноклассникам и оценивать у кого получилось лучше. В 8-11 классах лучше использовать редактор Adobe Photoshop. Используя эту программу на уроках информатики с учениками можно выполнить практически любую, самую сложную, графическую работу. Ребята с удовольствием узнают, как работают фотографы профессионалы (приложение 2).

Широкие возможности регулярной творческой деятельности на уроках информатики предоставляет применение метода проектов. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Учебная программа, которая последовательно применяет этот метод, строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. Для выполнения каждого нового проекта (задуманного самим ребенком, группой, классом, самостоятельно или при участии учителя) необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальный проект тот, для исполнения которого необходимы знания из различных областей, позволяющие разрешить целый комплекс проблем.

На уроках информатики данный метод реализуется в форме выполнения творческих проектов. При этом под творческим проектом понимается самостоятельная творческая работа, выполненная под руководством учителя. Качество же выполнения творческого проекта зависит от того, насколько прочны знания, умения и навыки ученика, приобретенные на уроках информатики. Тем самым оно может быть использовано в качестве объективного обобщенного критерия их оценки.

Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете, сочинении, видеофильме и пр.). Так, в 6 классе был проект «7 чудес света», где ребятам предлагалось выбрать наиболее интересный по их мнению чудо света и в форме презентации рассказать о нем. Ребятам был дан шаблон презентации, рекомендации по выполнению. На данный проект отводился 1 урок. После выполнения работы учащиеся просматривали свои проекты и должны были их оценить. Такая форма работы понравилась учащимся, им представилась возможность побыть самим в роли учителя, они старались грамотно указывать на ошибки и недочеты одноклассников (приложение 3).

При изучении текстового редактора MS Word учащимся очень часто дают задание набрать текст и оформить его красиво, дети теряются и на экране монитора появлялось совсем не то, что ожидает учитель. Поэтому первых этапах нужно предоставлять детям шаблоны. А уже после нескольких уроков с шаблонами, ребята начинают понимать, как можно реализовать и свои идея на листе бумаги, т. е. на экране монитора. Например, изучается текстовый процессор MS Word, отработка навыка набора учащимися исходного текста, но такого, который будет интересен для учеников. В этом случае не подойдет простое, механическое перепечатывание чужого, часто скучного и непонятного текста, а вот увидеть собственный текст в печатном виде, да еще и красиво оформленным, без ошибок, с иллюстрациями приятно каждому. Поэтому, ребятам было дано задание составить рассказ о своем друге и красочно оформить. Ребята с интересом подошли к этому заданию. Результаты превзошли все ожидания. На уроке ученики должны были набрать рассказ о друге, который придумали дома, отформатировать его и вставить фотографии. Это задание дает ученикам возможность усовершенствовать навыки работы с клавиатурой.

Развитию творческих способностей учащихся при выполнении проекта способствует необходимость и возможность проявления эстетического вкуса, инициативы, логического и ассоциативного мышления, воображения, фантазии. Это особенно заметно у учащихся среднего звена, у которых эти качества проявляются наиболее ярко и которые обладают своим видением окружающего мира. Необходимо лишь правильно направить их творческую энергию. Например, при изучении редактора Power Point (редактор создания презентаций) дается учащимся задание продумать тему для создания презентации. Учитель выставляет проектор и просматривает все презентации, которые комментируют их создатели. Эти уроки помогают ученикам так же проявить свои способности в умении высказываться публично.

Для развития познавательной деятельности при изучении сложного или "скучного" материала, каким часто бывает программирование, рекомендуется с самого начала продемонстрировать результаты, которые может предоставить тот или иной изучаемый материал. Например, можно показать работу небольших программ, созданных с помощью изучаемого языка программирования, выполняющих потрясающие действия: небольшой конструктор, позволяющий собрать домик, снеговика и другие картинки, воспроизводящих мелодию и др. После такой демонстрации у части школьников возникает желание самим создать не только что-то подобное, а во много раз лучшее произведение программистского искусства.

Для развития познавательных способностей важна кружковая работа. Работа кружка помогает развивать смекалку, скоростные качества визуального диалога с компьютером, дизайнерского вкуса, расширяет кругозор и даёт возможность реализовать творческие способности каждого ученика. Учащимся 7 класса было дано задание создать в Word календарь, со своими фотографиями. На работу отводилась 10 уроков по 45 минут. После проделанной работы каждый ученик был доволен своей работой (приложение 4).

Формировать познавательный интерес к предмету можно через внеклассные часы. Внеклассный час должен включать в себя ряд разработанных заданий на интеллектуальность, на развитие творческих способностей. В 9 классе был проведен внеклассный час «Единички - нолики». Мероприятие прошло организованно, у учащихся по итогам внеклассного часа было много положительных эмоций, наблюдалась заинтересованность, активность (приложение 5).

В обучении информатики на уроках и внеурочно необходимо создавать атмосферу творческого поиска, помогающую школьнику как можно более полно раскрыть свои способности. Для этого на уроках необходимо использовать элементы развивающего обучения: проблемные ситуации, творческие задания, применять проективный метод, привлекать школьников к самостоятельной научно-исследовательской деятельности. Сочетание нескольких технологий, применяемых учителем на уроке, позволяет сделать каждый урок увлекательным и неповторимым. Использование данных элементов в обучении существенно повышает уровень знаний по информатике, творческую и познавательную активность учащихся.












Заключение

При анализе научной литературы в плане исследуемой проблемы были получены выводы, что не способных детей нет. Все дети способны к обучению, каждый нормальный ребёнок способен получить среднее образование, способен овладеть материалом школьной программы. Воспитание способностей у школьников в значительной степени зависит от развития личности. Точнее подросток не только и не столько всё глубже познаёт действительность, по мере того, как развиваются его способности, как углубляется его познавательное проникновение в действительность. Именно поэтому представляется особенно важным, выявить основные закономерности развития и диагностики способностей в этом возрасте. На развитие способностей влияют и различные факторы, которые в той или иной степени оказывают влияние.

В результате исследования данной работы можно сделать следующие выводы:

  1. Способности - это такие индивидуально-психологические особенности человека, которые отвечают требованиям данной деятельности и являются её успешным условием выполнения. Существует 8 факторов влияющих на развитие познавательных способностей: пространственный, вербальное понимание, беглость речи, легкость числовых, индукция, персептивная скорость, дедукция, механическая память.

  2. Развитие познавательных способностей возможно только при наличии глубокого и устойчивого познавательного интереса к предмету для этого необходимо уделять внимание составлению конспекта урока и на методы и формы обучения, именно они в большей степени влияют на познавательную активность.

  3. Центральным моментом в индивидуальных особенностях человека являются его способности, которые определяют становление личности и выражают её индивидуальность;

  4. Для развития познавательных способностей учащихся на уроке информатики необходимо применять следующие приемы: создание проблемной ситуации, усложнение познавательных задач, использование творческих работ, ролевой подход, использование занимательного сюжета, использование интерактивных форм организации учебных занятий, внеклассные мероприятия, метод проектов.

Успех или неуспех в учении также влияет на формирование отношения к учебным предметам. Успех вызывает положительные эмоции, позитивное отношение к предмету и стремление развиваться в этом отношении. Неуспех порождает негативные эмоции, отрицательное отношение к предмету и желанию прервать занятия. Самое главное необходимо создать на уроке условия для успешного формирования мотивации учения.

Необходимо помнить, что любые познавательные способности сами по себе не могут достигнуть наилучшего уровня развития. Для того чтобы получить результат, необходимы знания и опыт, воля и мощная мотивационная основа успеха, которую необходимо создавать педагогу.





Литература

  1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. «Уроки информатики в 5-6 классах: Методическое пособие» - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.

  2. Босова Л.Л., Босова А.Ю., «Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике» - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005

  3. Вайнцвайг П. «Десять заповедей творческой личности». / Пер. с англ. - М., 1990.-192 с.

  4. Галкина Т.В., Алексеев Л.Г. «Изучение влияния тестовой ситуации на результаты исследования креативной личности» // Методы психологической диагностики. Выпуск 2. М.: ИП РАН, 1995.

5. Гилфорд Дж. «Три стороны интеллекта. Психология мышления». М.: Прогресс, 1969

6. Голубева Э.А «Способности и индивидуальность». - М., 1993. -305 с..

7. Григоренко Е.Л. «Экспериментальные исследования процесса выдвижения и проверки гипотез в структуре познавательной активности». Автореф. канд. диссертации. М., 1989.

8. Дубровина И.В. Психология: Учебник для студентов среднего педагогического учебного заведения - 2-е изд., стереотип. - М.: «Академия», 2002. - 464с

9. Крутетский В.А. Лукин Н.С. Психология подростка. - М., 1965

10. Леонтьев А.Н. «Избранные психологические произведения» // Соч. в 2 т. - М.: Педагогика, 1983.-Т.2.- 405 с.

11. Лейтес Н.С.» Умственные способности и возраст». - М., 1971. -280 с.

12. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М., 1999

  1. Немов Общая психология. В 3 т. - Т.3. - М., 1991

  2. Познавательное прогнозирование и способности в обучении. - М., 1990

  3. Психологические средства выявления особенностей личного развития подростков и юношества. - М., 1990

  4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2 т. - Т.1. - М., 1989

  5. Хрестоматия по возрастной психологии - М., 1998

  6. Тесты по ЕГЭ. Режим доступа: 5ballov.ru. (10.05.2015)

19. Сеть творческих учителей. Режим доступа: it-n.ru (11.05.2015)

  1. Федеральный центр образовательного законодательства. Режим доступа: lexed.ru/pravo/journ (11.05.2015)

  2. Журнал информатика. Режим доступа: inf.1september.ru (15.05.2015)







ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

«Задачи оптимизационного моделирования в MS Excel»

11класс. УМК: Угринович Н. Д.

Цель урока:

  1. Получение представления о решении задач на оптимизацию,

  2. Получение навыков работы с надстройкой «Поиск решения» в Excel,

  3. Закрепление этих знаний на практике,

  4. Выработка навыков работы с оптимизационными задачами в Excel.

Форма урока:

  1. Комбинированный (лекция и практическая работа за компьютером).

План урока:

  1. Актуализация знаний (повторение пройденного материала в форме диалога и опроса на оценку):

  1. Назначение MS Excel;

  2. Примеры типов задач, решаемых на предыдущих уроках;

  3. Адресация ячеек;

  4. Диапазон ячеек;

  5. Ввод данных.


  1. Введение в новый материал

  1. Лекционная подача материала с конспектированием основных

  2. Совместное решение задачи на компьютере

  3. Самостоятельная практическая работа за компьютером с целью закрепления полученных знаний и приобретения навыков в решении задач на оптимизацию с разным уровнем сложности

  4. Закрепление пройденного материала

  5. Заключение.

Решение оптимизационных задач в MS Excel


Оптимизационное моделирование - это поиск оптимального, т.е. наилучшего решения конкретной задачи при выполнении некоторых заданных условий.

Критерием оптимальности могут быть различные параметры, например, максимальное количество выпускаемой продукции, максимальная прибыль фирмы, минимальные затраты производства.

При решении задач оптимизационного моделирования на компьютере рекомендуется руководствоваться следующим алгоритмом:

  1. Разобрать условие задачи.

  2. На основе исходных данных построить математическую модель задачи:

определить изменяемые (поисковые) переменные;

задать ограничения;

выбрать целевую функцию (критерий оптимизации).

  1. Решить задачу на компьютере с помощью программы MS Excel.

  2. Проанализировать полученные данные.

Перед началом работы в MS Excel необходимо убедиться, что надстройка «Поиск решения» установлена.

В Excel 2003: в меню «Сервис» имеется пункт «Поиск решения». Если его нет, нужно установить эту надстройку: в меню «Сервис» - «Надстройки» - устанавливаем флажок «Поиск решения».

В Excel 2007: «Данные» - «Анализ» - «Поиск решения». Если его нет, нужно установить. Чтобы активизировать ее в Excel 2007, щелкните значок Кнопка Microsoft Office , щелкните Параметры Excel, а затем выберите категорию Надстройки. В поле Управление выберите значение Надстройки Excel и нажмите кнопку Перейти. В поле Доступные надстройки установите флажок рядом с пунктом Поиск решения и нажмите кнопку ОК.

Рассмотрим решение задачи на оптимизацию на конкретном примере.

Задача.

Цех молокозавода выпускает эскимо и другой вид мороженого (назовем его просто «мороженое»).

Эскимо в 2 раза дороже мороженого. За одну минуту выпускается 90 порций мороженого или 30 порций эскимо, возможен одновременный выпуск двух видов продукции. Из-за ограничения срока реализации продукции и недостаточного объема холодильных камер в течение часа на хранение может быть принято не более 3600 шт. изделий.

Определить наибольшую стоимость выпускаемой продукции (прибыль) и оптимальный план выпуска мороженого и эскимо за одну минуту.

Построим математическую модель решения данной задачи.

Пусть одновременно выпускается 2 вида продукции.

Обозначим число выпускаемых за 1 мин. эскимо - х, мороженого - у.

Пусть: t1 - время, необходимое для производства одного эскимо,

t2 - время, необходимое для производства одного мороженого.

Из условия задачи следует, что за 1 мин. производится 90 порций мороженого или 30 порций эскимо, т.о. времени на производство одного эскимо затрачивается в 3 раза больше, чем на производство одного мороженого: t1=3 t2

За 1 мин. соотношение времени при одновременном выпуске каждого из двух видов продукции х и у составит:

t1х + t2у≤1 или, подставляя t1=3 t2 получим 3t2х + t2у≤1

вынесем t2 за скобки и разделим на него левую и правую части уравнения, т.о. 3х+у≤1/t2

Но величина 1/t2 - это максимальный выпуск мороженого за 1 мин., т.е. она равна 90.

Итак, возможности производства определяет условие: 3х+у≤ 90

Еще одно условие - ограниченная емкость холодильника. В течение 1 часа холодильник может принять 3600 шт. продукции, т.е. за одну минуту

3600/60=60 порций: х+у≤60

Обозначив цену 1 эскимо - с1 (руб), а цену мороженого - с2 (руб), можно записать в соответствии с условием задачи следующее соотношение цен на продукцию с1=2с2

Общая стоимость продукции, выпускаемой цехом за 1 минуту:

S= с1х+ с2у, заменяя с1=2с2 получим

S=2с2х+ с2у= с2(2х+у)

Поскольку с2 - заданная положительная константа, то для упрощения задачи можно принять с2=1.

По условию задачи необходимо найти наибольшую возможную стоимость выпускаемой продукции. Т.о. следует добиваться максимального значения целевой функции S=2х+у.

Обязательным условием решения задачи является условие неотрицательности величин х и у. Следует также подчеркнуть, что в целом ряде задач, в т.ч. и нашей, необходимо ввести еще одно ограничение: решение должно быть целочисленным.

Итак, учитывая все условия задачи, приходим к ее математической модели: среди целочисленных решений системы линейных неравенств

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

найти такое, при котором достигается максимизация линейной функции: S=2х+у.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Работы учащихся, созданные в Paint.

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ



РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ



РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ



ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Проект «Чудеса света» 6 класс

Цель проекта: выполнить алгоритм, записанный в словесной форме

  1. Начало.

  2. Создать информационный лист в электронном виде каждого чуда света Древнего мира.

  3. Создать презентацию «Чудеса света».

  4. Оформление результата работы - запись алгоритма с помощью блок-схемы.

  5. Защита проекта.

  6. Конец.

Форма работы: подгруппа по информатике делится на группы по 3 человека. Каждый ученик разрабатывает информационный лист на одно из семи чудес света Древнего мира, используя памятку создания листа и сеть Интернет для поиска информации. После этого каждой группой создается одна презентация «Чудеса света», используя возможности программы создания презентаций, памятку для создания презентации. В конце презентации учащимися создается блок-схема алгоритма создания проекта с указанием вида алгоритма. При защите проекта каждая группа демонстрирует результат своей работы на большом экране, комментируя действия всей группы по созданию проекта.

Памятка для создания информационного листа - индивидуальный проект

В программе текстового редактора создать Информационный лист по образцу, представленному ниже.

Вопросы, на которые необходимо дать ответ:

  1. Выбранное чудо света Древнего мира - легенда или реальность?

  2. Каков уровень человеческих усилий для создания чуда света?

  3. Каково изначальное назначение чуда света?

Информационный лист создается в электронном виде и сохраняется в личную папку учащихся.

Памятка для создания презентации «Чудеса света» - групповой проект

1 слайд: титульный (название проекта, авторы проекта)

2 слайд: содержание (чудеса света Древнего мира, чудеса света средних веков, чудеса света в наши дни), каждый вид чуда света является ссылкой на слайды 3, 4, 5 соответственно.

3 слайд: чудеса света Древнего мира (перечислены чудеса света маркированным или нумерованным списком, каждый пункт является ссылкой на информационные листы, созданные ранее каждым членом группы)

4 слайд: чудеса света средних веков (на слайде перечислены чудеса света средних веков, используя учебник страницу 135)

5 слайд: чудеса света в наши дни (учащиеся самостоятельно выделяют чудеса света в наши дни, оформляют слайд, используя картинки из Интернета)

6 слайд: Результат проекта (ответ на вопрос: какового вида был выполнен алгоритм данного проекта; оформление алгоритма блок-схемой)

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИРАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИРАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ



РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИРАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ



РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИРАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ





РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ



ПРИЛОЖЕНИЕ 5.

Сценарий внеклассного мероприятия по информатике

«Единички-нолики» (9-11 класс).

Задачи:

  • Теоретическое повторение материала изученного ранее и практическое его применение;

  • Развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся;

  • Развитие логических способностей

Цели мероприятия:

  • Воспитательная: воспитание умения работать в команде, уважения к сопернику, воспитание чувства ответственности;

  • Учебная: теоретическое повторение ранее изученного материала в увлекательной форме

  • Развивающая: развитие познавательного интереса, логического мышления, творческой активности, умения грамотно излагать свои мысли.

Оборудование:

  • Проектор, экран, компьютер для учителя (ведущего игры);

  • Ноутбук для каждой команды, в которые заранее помещаются задания для команд (кроссворд, тесты и т.д.);

  • Листы бумаги, ручки, карандаши для каждой команды;






Ход игры:

1РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ.Представление участников игры (команды выходят под музыку, слайд№1)

2.Представление жюри

3.Объяснение правил игры:

Игра строится на основе известной игры «Крестики-нолики». Одна команда - «Единички», другая - «Нолики». Чтобы не было обид, названия можно распределить между командами по жребию. Команды выбирают вид конкурса, в выбранную клеточку ставится 0 или 1 в зависимости от победившей команды. Игра может закончиться в 3 хода или продолжаться 9 ходов.

Если же ни одна из команд не смогла зачеркнуть вертикальную, горизонтальную или диагональную линию, то победитель определяется количеством набранных единиц или нулей.

4РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ.Проведение игры

На экране слайд с 9 картинками (слайд№2), каждая из которых при нажатии приводит к нужному слайду. Начинает команда, первой ответившая на поставленный вопрос. Вопрос должен быть лёгким, на быстроту реакции, например: «Что программиста под мышкой?» (ответ «коврик»)


5.Описание каждого конкурса

(РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИслайд№3)

Конкурс называется «Домашнее задание». Командам необходимо заранее подготовить презентацию с рекламой какого-нибудь компьютерного оборудования, с описанием характеристик и т.д. (домашнее задание на выбор учителя, может быть разнообразным). Побеждает та команда, чья реклама будет на взгляд членов жюри более убедительной.

Слайд №4

КРАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИонкурс называется «Тесты, тесты, тесты…». Командам предлагаются тесты, распечатанные на бумаге или их можно сделать на компьютере в какой-либо тестовой оболочке, например «MyTest». Тесты могут быть тематическими, шуточными и т.д. В данной разработке предлагается тест на бумажном носителе. Побеждает та команда, которая ответит на большее количество вопросов. Если количество правильных ответов одинаковое, то победитель тот, кто ответил быстрее.

СРАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИлайд №5

Конкурс называется «Взломщик». Командам предлагается на их ноутбуках открыть текстовый документ «Взломщик», в котором напечатаны пословицы. В каждом слове есть лишняя буква, её необходимо «вырезать» и вставить в указанное место. Таким образом из букв собирается слово, которое и является «ключом для открытия сейфа». Победитель тот кто быстрее и правильнее «соберёт ключи»

Слайд №6

КРАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИонкурс называется «Конкурс художников». Командам необходимо представить одного участника, который на ноутбуке в графическом редакторе «Paint» будет рисовать какой-нибудь простенький рисунок, например смайлик. Чья картинка больше понравится жюри, тот и выиграл.

СРАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИлайд №7

Конкурс называется «Отгадай кроссворд». Кроссворды можно составить на любую тему, они могут быть на разных носителях. В данной разработке представлены кроссворды (кроссворд1 и кроссворд2), выполненные в программе «Excel», которые проверяются при помощи кнопки «проверить», что упрощает работу членам жюри. Выигрывает та команда, которая отгадает больше слов.

СРАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИлайд №8

КРАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИонкурс называется «Пантомима». Он чисто развлекательный и выполняет скорее роль «физкульминутки на уроке». Командам предлагается изобразить в виде пантомимы что-нибудь из компьютерной сферы. Например, увлечённого программиста за компьютером, работу локальной сети, мышку или сканер и т.д на усмотрение учителя. Чем быстрее зрители и жюри угадают, что изображено, тем больше шанса на победу. Ну и конечно это должно быть смешно и артистично.

Слайд№9

КРАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИонкурс называется «Кто последний?». Командам предлагается называть по очереди термины из курса информатики., повторяться нельзя. Остановившаяся команда считается проигравшей. Первой начинает команда, выбравшая данный конкурс. Обязательно даётся время для подготовки, чтобы ребята могли написать бумаге как можно больше терминов.

слайд №10

«Конкурс капитанов», который присутствует всегда на всех командных играх. Капитанам предлагается следующее задание: «Найти в Интернете некую информацию». Информация для поиска выбирается учителем. Например, «Что написано на памятнике А.С.Пушкину, который был поставлен в Эфиопии?» (выбор поискового сайта остаётся за капитанами).

СРАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИлайд №11

Конкурс называется «Логика программиста». По определениям, которые зачитываются учителем, командам предлагается отгадать компьютерный термин или понятие информатики, являющееся многозначным словом. Давшая правильный ответ по меньшему числу определений команда, считается выигравшей.

5.Подведение итогов, награждение победителей, завершение игры (слайд №12)

ПРАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИримечание. Каждый слайд сопровождается музыкой, которая запускается сразу же после выбора конкурса вместе со слайдом. Это сделано для зрелищности мероприятия и для удобства проведения (очередной конкурс продолжается до тех пор, пока звучит мелодия).

Взломщик

Из каждого слова закодированной фразы убрать по одной соответствующей букве ключевого слова

1) Кдонь копиытом дасет сдкачи.

( Ключ: )

2) Модно ныноче лдучше девух замвтра.

(Ключ: )

3) Слемзами егорю нен помоюжешь.

(Ключ: )

4) Гшоре тоилько ранка карасит.

(Кюч: )

5) Дотбрый поример лунчше сета слров.

(Ключ: )

Отгадай слово

По данным определениям отгадайте компьютерный термин или понятие информатики, которое является многозначным словом. Давший правильный ответ по меньшему числу определений считается выигравшим.

Железная, женская, формальная, диалектическая, индуктивная, дедуктивная, математическая, двузначная, многозначная…(логика)

Своевременная, объективная, ложная, проверенная, полезная, секретная, массовая, генетическая, газетная, телевизионная…(информация)

Телевизионная, обязательная, показательная, концертная, социальная, политическая, школьная, жизненная, бухгалтерская, компьютерная, прикладная, офисная, развлекательная, образовательная, сетевая, игровая…(программа)

Честное, доброе, громкое, знакомое, красивое, редкое, собственное, полное, доменное…(имя)

Большое, высокое, узкое, пластиковое, слуховое, закрытое, активное, неактивное, диалоговое…(окно)

Судебная, водная, воздушная, лечебная, оздоровительная, локальная, библиотечная, именованная…(процедура)

Жилой, лесной, горный, числовой, символьный, двумерный…(массив)

Читательский, служебный, систематический, алфавитный, предметный, корневой, текущий, вложенный, системный… (каталог)

Разнообразное, диетическое, ресторанное, выпадающее, вложенное, контекстное…(меню)

Полная, пустая, потребительская, плетёная, баскетбольная, мусорная…(корзина)

ТЕСТ

1) Как называют графически изображенный алгоритм?

А. Модуль-эскиз

Б. Блок-схема

В. Панель-чертеж

Г. Пакет-план

  1. Как в двоичной системе счисления будет записано число 3?

А. 0

Б. 10

В. 11

Г. 100

  1. Какое прозвище получил процессор типа Pentium?

А. Пень

Б. Сук

В. Коряга

Г. Колода

  1. Что такое USB?

А. Инфракрасный приемник

Б. Инфракрасный излучатель

В. Универсальная последовательная шина

Г. Гнездо для подключения телефона к компьютеру

  1. Как часто называют клавиатуру ПК?

А. Фекла

Б. Марфа

В. Клава

Г. Дуня

  1. Какой вид набора с клавиатуры существует и очень приветствуется?

А. Глухой

Б. Немой

В. Слепой

Г. Бесконтактный

  1. Как зовут создателя компании Microsoft Гейтса?

А. Дик

Б. Лари

В. Джек

Г. Билл

  1. Что такое WWW?

А. Wild West World

Б. We Were Well

В. World Wild Web

Г. World Wide Web

  1. Какой из приведенных смайликов означает «маленькая девочка с бантом»?

А. [:-)

Б. :-%

В. 8:-)

Г. :)))))









ПРАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИРИЛОЖЕНИЕ 5.

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

Воскресенье




1

2

3

4

5

6

7

8

9

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31


РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

Март


44


© 2010-2022