- Преподавателю
- Информатика
- План-конспект внеклассного мероприятия Безопасность сети Интернет
План-конспект внеклассного мероприятия Безопасность сети Интернет
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Фёдорова О.М. |
Дата | 11.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Внеклассное мероприятие по информатике: «Безопасность в сети Интернет»
Класс: 8,9,10,11 класс
Цель: изучить опасные угрозы сети Интернет и методы борьбы с ними;
Задачи:
Образовательная: изучить приемы безопасности при работе в сети Интернет;
Развивающая: развитие интереса к предмету, информационной культуры; развитие способность анализировать и обобщать;
Воспитательная: воспитание аккуратности, точности, самостоятельности, сотрудничества;
Предварительная подготовка учителя: изучение материала, написание конспекта, создание презентации, создание теста, подготовка видеоролика.
Дидактические основы урока:
Методы обучения: словесные, наглядные.
Тип урока: объяснение нового материала.
Формы учебной работы учащихся: фронтальная.
Оборудование: ПК, проектор, экран, презентация «Безопасность в сети Интернет».
План:
-
Организационный момент
-
Введение в тему
-
Объяснение материала
-
Итог
Ход мероприятия:
-
Организационный момент:
-
сообщение темы мероприятия;
-
краткий план деятельности.
-
Введение в тему:
-
подготовить детей к восприятию темы;
-
нацелить на продуктивную работу.
Сегодня наше мероприятие посвящено теме «Безопасность в сети Интернет». (Слайд 1)
Видеоролик безопасность в сети Интернет.( vmeste-rf.tv/broadcastRelease/77305.do)
Слайд 2 - На сегодняшний день практический каждый человек, пользуется сетью Интернет. Возможности Интернет безграничны: учеба, поиск необходимой информации, перевод денежных средств, отдых и многое другое. Однако, многие пользователи даже не задумываются о том, какая опасность поджидает нас во всемирной паутине.
Поэтому особенно остро встала проблема защиты детей от угроз в сети Интернет. В феврале 2014 года в Совете Федерации прошли парламентские слушания на эту тему, был выявлен ряд проблем и разработаны рекомендации.
Слайд 3 - Среди проблем, в частности, были обозначены низкая грамотность детей в вопросах безопасного поведения в Интернет-пространстве, недостаточность существующих учебных курсов в части компьютерной грамотности.
Для того, чтобы сделать "всемирную паутину" безопасной для детей и научить их правильно вести себя в Интернет-пространстве в российских школах будут проводиться единые уроки. В ходе занятий предполагается в форме обсуждения и практикума объяснить школьникам основные правила предотвращения киберугроз.
3.Объяснение материала:
Слайд 4 - Предоставление доступа к информационным ресурсам сети Интернет.
В образовательных целях ресурсы Web могут быть использованы:
школьниками - как источник дополнительной информации для повышения эрудированности и выполнения учебных проектов;
Слайд 5 - Информационные Интернет-ресурсы образовательного назначения
Слайд 6 - Коллекции цифровых образовательных ресурсов
-
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - school-collection.edu.ru
-
Единое окно доступа к образовательным ресурсам - window.edu.ru
-
Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» (Информационно-методическое пособие для учреждений общего образования) - catalog.iot.ru/pdf/window_edu_ru.pdf
-
Каталог образовательных ресурсов «Школьный мир» - myschools.ru
-
Каталог электронных образовательных ресурсов - fcior.edu.ru
Слайд 7 - Системы тестирования
-
Единый государственный экзамен в Санкт-Петербурге - ege.spb.ru
-
Единый портал Интернет-тестирования в сфере образования - i-exam.ru
-
Информационный портал Центра аттестации и контроля качества образования Министерства образования Республики Саха (Якутия) - egesakha.ru
-
Онлайн-сервис для проведения тестирований Let's test - letstest.ru
-
Онлайн-тестирование по информационным технологиям (проект учебного центра «Сетевая академия») - tests.academy.ru
-
Сервер тестирования - rostest.runnet.ru
Слайд 8 - Ресурсы образовательного назначения
-
Видеоуроки «ИнтернетУрок» - interneturok.ru
-
ВСЕВЕД: все об образовании - ed.vseved.ru/
-
Коллекция «История образования» Российского общеобразовательного портала - museum.edu.ru
-
Методические материалы и программное обеспечение для школьников и учителей: сайт К.Ю. Полякова - kpolyakov.narod.ru
-
Образовательные проекты компании «Кирилл и Мефодий» - edu.km.ru
-
Обучающие сетевые олимпиады - oso.rcsz.ru
-
Сайт «Профориентация: кем стать?» - proforientator.ru
-
Школьный сектор Ассоциации RELARN - school-sector.relarn.ru
-
Игра «Изучи интернет-управляй им» игра-интернет.рф/ - позволяет изучить устройство Интернета через игровую форму.
Слайд 9 - Общая безопасность в интернете.
В наши дни интернет стал неотъемлемой частью нашей жизни. С его помощью мы получаем информацию, общаемся, обмениваемся данными, оплачиваем товары и услуги, отправляем документы для поступления в вузы и делаем многое другое.
Вместе с тем интернет таит в себе опасности - о них необходимо знать, чтобы избегать их.
Слайд 10 - В первую очередь это действия мошенников, которые хотят получить финансовую или иную выгоду.
Мошенники могут быть хорошо оснащены и использовать самые разные инструменты и методы - например, вирусное программное обеспечение, поддельные сайты, мошеннические письма, перехват и подбор паролей к учетным записям в социальных сетях и почтовых сервисах.
Теперь давайте обратимся к статистике в сети Интернет. Рейтинг самых опасных угроз распределяется следующим образом
-
Вредоносные программы
-
Кража информации
-
Халатность сотрудников
-
Хакерские атаки
-
Финансовое мошенничество
-
Спам
-
Аппаратные и программные сбои
Как вы видите, угроз много и все они связаны между собой, например, из-за халатности сотрудников может произойти кража информации, а кража информации в свою очередь, может быть связана с финансовым мошенничеством.
Но, конечно же, лидером среди угроз являются вирусы. Давайте посмотрим, что такое вирусы, и какими они бывают.
Слайд 11 - Компью́терные вирусы. Вирусы могут распространяться с помощью вложенных файлов и ссылок в электронных письмах, в сообщениях в социальных сетях, на съемных носителях, через зараженные сайты. При этом сообщение с вирусом может быть получено как от постороннего человека, так и от знакомого, но уже зараженного участника социальной сети или почтовой переписки. Зараженными могут быть сайты, как специально созданные в целях мошенничества, так и обычные, но имеющие уязвимости информационной безопасности.
Слайд 12 - Классификация
Принято разделять вирусы на следующие группы.
Файловые вирусы. Это вирусы-паразиты, которые при распространении своих копий обязательно изменяют содержимое исполняемых файлов, при этом файлы, атакованные вирусом, в большинстве случаев полностью или частично теряют работоспособность)
Загрузочные вирусы. Это компьютерные вирусы, записывающиеся в первый сектор гибкого или жесткого диска и выполняющиеся при загрузке компьютера.
Скриптовые вирусы. Требуют наличия одного из скриптовых языков (Javascript, VBScript) для самостоятельного проникновения в неинфицированные скрипты.
Макровирусы. Это разновидность компьютерных вирусов разработанных на макроязыках, встроенных в такие прикладные пакеты ПО, как Microsoft Office.
Вирусы, поражающие исходный код. Вирусы данного типа поражают или исходный код программы, либо её компоненты (OBJ-, LIB-, DCU- файлы) а так же VCL и ActiveX компоненты.
Слайд 13 - Рекомендации:
-
Использовать антивирусное программное обеспечение с обновленными базами вирусных.
-
Не открывать вложенные файлы или ссылки, полученные по электронной почте, через социальную сеть или другие средства коммуникаций в интернете, не удостоверившись, что файл или ссылка не содержит вирус.
-
Внимательно проверять доменное имя сайта (например, yandex.ru), так как злоумышленники часто используют похожие имена сайтов, чтобы ввести жертву в заблуждение (например, yadndex.ru).
-
Обращать внимание на предупреждения браузера или поисковой машины о том, что сайт может угрожать безопасности компьютера.
-
Не подключать к своему компьютеру непроверенные съемные носители.
-
Не поддаваться на провокации злоумышленников, например, с требованием перевести деньги или отправить SMS, чтобы снять блокировку компьютера.
Слайд 14,15,16 - Мошеннические письма.
-
Злоумышленники могут использовать различные методы социальной инженерии (угрозы, шантаж, игру на чувствах жертвы - например, жадности или сочувствии), чтобы выманить деньги.
-
В таких случаях они пишут письма определенного сценария. Один из примеров - так называемые «нигерийские письма», в которых автор обещает жертве огромную прибыль взамен на небольшие накладные расходы.
Пример «нигерийского письма»:
«Дорогой друг!
Я миссис Сесе-секо, вдова бывшего президента Заира (ныне Демократической республики Конго) Мобуту Сесе-секо. Я вынуждена написать Вам это письмо. Это в связи с моими нынешними обстоятельствами и ситуацией. Я спаслась вместе со своим мужем и двумя сыновьями Альфредом и Башером в Абиджан, Кот-д'Ивуар, где мы и поселились - затем мы переехали в Марокко, где мой муж умер от рака. У меня есть банковский счет на сумму 18 000 000 (восемнадцать миллионов) долларов США. Мне нужно ваше желание помочь нам - чтобы вы получили эти деньги для нас, в таком случае я представлю Вас моему сыну Альфреду, который имеет право получить эти деньги. Я хочу инвестировать эти деньги, но не хочу, чтобы было известно, что это делаю я. Мне хочется приобрести недвижимость и акции транснациональных компаний, а также вложиться в надежные и неспекулятивные дела, которые Вы посоветуете.
Искренне Ваша,
Миссис Мариам М. Сесе-секо»
Рекомендации:
-
Внимательно изучить информацию из письма. Проверить достоверность описанных фактов. Если в письме предлагается большая выгода за незначительное вознаграждение, скорее всего, оно мошенническое.
-
Игнорировать такие письма.
Слайд 17,18,19 - Получение доступа к аккаунтам в социальных сетях и других сервисах.
-
Злоумышленники часто стремятся получить доступ к аккаунтам жертвы, например, в социальных сетях, почтовых и других сервисах. Украденные аккаунты они используют, например, для распространения спам-писем и вирусов.
Мошенники могут получить доступ к учётной записи жертвы следующими способами:
-
Заставить жертву ввести свои данные на поддельном сайте.
-
Подобрать пароль жертвы, если он не является сложным.
-
Восстановить пароль жертвы с использованием "секретного вопроса" или введенного ящика электронной почты.
-
Перехватить пароль жертвы при передаче по незащищенным каналам связи.
Рекомендации:
-
Использовать сложные пароли (сложные пароли состоят как минимум из 10 символов, включают буквы верхнего и нижнего регистра, цифры и специальные символы, не содержат имя пользователя и известные факты о нем).
-
Никому не сообщать свой пароль.
-
Для восстановления пароля использовать привязанный к аккаунту мобильный номер, а не секретный вопрос или почтовый ящик.
-
Не передавать учетные данные - логины и пароли - по незащищенным каналам связи (незащищенными, как правило, являются открытые и общедоступные wi-fi сети).
-
Внимательно проверять доменные имена сайтов, на которых вводятся учетные данные.
Слайд 20 - Безопасность платежей в интернете.
Слайд 21, 22 - В 2013 году ущерб от карточного мошенничества в России составил 4,6 млрд рублей (данные FICO), за год этот показатель вырос на треть. Это четвертое место по объему карточного мошенничества среди стран Европы (после Великобритании, Франции и Германии).
Фиктивные звонки от платежных сервисов
Мошенник может позвонить и представиться сотрудником банка или Яндекс.Денег и попросить продиктовать какие-либо платежные данные, например, пароль или код, пришедший на телефон. Его цель - выманить платежные данные, с помощью которых можно украсть деньги с карты или кошелька.
Рекомендации:
-
Помнить, что банки и платежные сервисы никогда не просят сообщать - ни по почте, ни по телефону - пароль, пин-код или код из SMS.
-
Никому не сообщать пароли, пин-коды и коды из SMS от своего кошелька или банковской карты.
Слайд 23 - Выманивание SMS-пароля незнакомцем
Пользователю может прийти SMS от банка или платежного сервиса с паролем для совершения платежа. Сразу после этого может позвонить человек, который скажет, что ввел этот номер мобильного телефона по ошибке и попросит сообщить код из SMS, которое только что пришло пользователю. На самом деле код из SMS - это пароль не к счету незнакомца, а к счету пользователя, с помощью которого злоумышленник может поменять настройки кошелька или интернет-банка, украсть деньги и т.д.
Рекомендации:
-
- Никому не сообщать пароли, пин-коды и коды из SMS, которые приходят на мобильный номер от банков, платежных сервисов, а также мобильных операторов.
Слайд 24,25 - Фальшивые письма от платежных сервисов
-
Пользователь может получить фальшивое письмо от имени Яндекс.Денег, своего банка или других платежных сервисов. Например, о том, что его счет заблокирован и для разблокировки необходимо перейти по ссылке и ввести свои данные.
-
Единственная цель таких писем - заставить пользователя перейти на поддельный (фишинговый) сайт и ввести там свои персональные данные, которые будут украдены. В дальнейшем эти данные могут быть использованы, например, для доступа к счету пользователя. Кроме того, на таком сайте компьютер может быть заражен вирусом.
Рекомендации:
-
Помнить, что платежные сервисы и банки никогда не рассылают сообщения о блокировке счета по электронной почте.
-
Не переходить по ссылкам из таких писем и не вводить свои пароли на посторонних сайтах, даже если они очень похожи на сайт банка, Яндекс.Денег или другого платежного сервиса.
-
Перед вводом своих платежных данных на каких-либо сайтах проверять название сайта в браузере. Например, вместо money.yandex.ru фальшивый сайт может называться money.yanex.ru
Слайд 26, 27 - Слишком выгодные покупки
Выгодную, но фальшивую покупку могут предложить пользователю где угодно - в интернет-магазине, в группе в соцсети, по электронной почте. На первый взгляд, объяснение может быть правдоподобное: подарили - не понравилось, это - распродажа конфискованного на границе товара и т.д. Оплатить такой товар предлагается онлайн - переведя деньги на банковскую карту, электронный кошелек или мобильный номер.
Рекомендации:
-
Не доверять объявлениям о подозрительно дешевых товарах.
-
Перед покупкой искать отзывы в интернете об интернет-магазине или частном продавце, который предлагает товар. Если информации нет или ее недостаточно, отказаться от покупки.
Слайд 28, 29,30 - Что делать? - если...
…вы потеряли карту.
Срочно позвоните в банк, попросите ее заблокировать и перевыпустить. Желательно, с новым номером. Пока вы не заблокируете карту, любой, у кого она окажется в руках, сможет воспользоваться ей - например, оплатить дорогую покупку в интернет-магазине.
…вам пришло уведомление о платеже, который вы не совершали.
Подайте в банк заявление о чарджбеке (отмене операции). В нём максимально подробно опишите произошедшее. Банк рассмотрит ваше обращение и вернет вам деньги. Не затягивайте с подачей заявления, чтобы обработка вашего чарджбека успела произойти в срок от 30 до 60 дней с момента совершения операции.
…вы забыли пароль от электронного кошелька.
Зайдите на сайт платежного сервиса и нажмите на ссылку "Восстановить пароль", система запросит мобильный номер, к которому привязан кошелёк. Укажите его, и на него придёт SMS с кодом для восстановления пароля.
Соблюдая эти не сложные правила, вы сможете избежать угроз в сети Интернет.
Далее учащимся предлагается пройти небольшой тест.
-
Закончите предложение: Создание и распространение вредоносных программ (в том числе вирусов) преследуется в России согласно…
-
Административному кодексу
-
Трудовому кодексу
-
Уголовному кодексу
-
Гражданскому кодексу
-
Какой классификации вирусов на сегодняшний день не существует?
-
По поражаемым объектам
-
По поражаемым операционным системам и платформам
-
По количеству поражаемых файлов
-
По дополнительной вредоносной функциональности
-
Какой из приведенных паролей является более надежным
-
123456789
-
qwerty
-
annaivanova
-
13u91A_Ivanova
-
Для того, чтобы антивирусные программы обеспечивали наилучшую безопасность вашего ПК, необходимо:
-
Установить несколько антивирусных программ
-
Удалить все файлы, загруженные из сети Интернет
-
Своевременно обновлять антивирусные базы
-
Отключить компьютер от сети Интернет
-
Какой из браузеров считается менее безопасным, чем остальные:
-
Mozilla Firefox
-
Internet Explorer
-
Google Chrome
-
Opera
-
Какие действия не рекомендуется делать при работе с электронной почтой?
-
Отправлять электронные письма
-
Добавлять в свои электронные письма фотографии
-
Открывать вложения неизвестной электронной почты
-
Оставлять электронные письма в папке Отправленные
-
Что необходимо сделать, если на экране появилось окно с просьбой отправить SMS для дальнейшей работы?
-
Отправить SMS сообщение
-
Выполнить форматирование жесткого диска
-
Перезагрузить компьютер
-
Не отправлять SMS сообщение
-
Согласно какому документу в России проводится правой ликбез по вопросам защиты информации в ЭВМ?
-
Трудовому кодексу РФ
-
Доктрине информационной безопасности РФ
-
Стратегии развития информационного общества РФ
-
Конвенции о правах ребенка
-
Зачем необходимо делать резервные копии?
-
Чтобы информация могла быть доступна всем желающим
-
Чтобы не потерять важную информацию
-
Чтобы можно было выполнить операцию восстановления системы
-
Чтобы была возможность распечатать документы
-
Что необходимо сделать, если на сайте в Интернет, вдруг появилось сообщение о быстрой проверке ПК с просьбой перезагрузки компьютера?
-
Перезагрузить компьютер
-
Отформатировать жесткий диск
-
Закрыть сайт и выполнить проверку ПК
-
Выключить компьютер.
Использованы материалы:
-
Мельников В.П. Информационная безопасность и защита информации: учеб.пособие для студентов высших учебных заведений; 3-е изд., стер.-М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 336 с.
-
Безопасный компьютер и Интернет для детей: новая программа повышения квалификации преподавателей АПКиППРО //Microsoft в образовании. - [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - cop. 2008 - Режим доступа: ms-education.ru.
-
Википедия - свободная энциклопедия ru.wikipedia.org/wiki/Компьютерный_вирус