- Преподавателю
- Информатика
- Способы организации самостоятельной работы на уроках информатики
Способы организации самостоятельной работы на уроках информатики
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Губайдуллина А.Р. |
Дата | 11.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Способы организации самостоятельной работы на уроках информатики
Самостоятельная работа обучающихся на уроках - познавательная, учебная деятельность, выполняемая по заданию учителя, под его руководством и контролем, но без его непосредственного участия. Преподаватель, наблюдая за работой учеников, может сразу же сделать вывод, как усвоен материал урока.
Одна из главных задач воспитания подрастающего поколения - формирование самостоятельности мышления, подготовка к творческой деятельности. Развитие творческих способностей и формирование умений самостоятельной работы происходит на основе знаний, приобретаемых при изучении общеобразовательных дисциплин, а также на основе жизненного опыта.
Наиболее эффективным способом формирования учебно-информационных умений и навыков на уроке информатики является самостоятельная работа учащихся. Организация самостоятельной работы возможна на всех этапах изучения материала: формирования новых знаний, закрепления изученного материала и обобщения и систематизации знаний.
В современном мире ребёнку становится все труднее ориентироваться в потоке информации. Возникает потребность в оптимизации её поиска и отбора. В свете изменившейся парадигмы образования возникает проблема формирования у учащихся обще учебных умений, которые позволят им самостоятельно приобретать знания и умения при обучении любому предмету, в том числе и информатике. Одним из направлений решения этой проблемы является формирование у учащихся учебно-информационных умений, позволяющее вооружить ими учащихся в соответствии с требованиями современного информационного общества.
Основная цель организации самостоятельной работы: создать благоприятные условия для усвоения учебного материала через организацию индивидуально-групповой работы на уроках информатики. Достижение цели предусматривает в выполнении следующих учебных задач:
-
сформировать навыки коммуникативных отношений при работе в парах и группах;
-
сформировать умения выполнять практические работы, грамотно выстраивать логические цепочки;
-
научить обучающихся выполнять письменные работы;
-
научить каждого обучающегося чётко планировать свою учебную деятельность;
-
развивать умения объективно оценивать свою деятельность и деятельность других.
Ведущими принципами являются:
-
практическая направленность в изучении информатики;
-
научности;
-
гуманности;
-
сотрудничества;
-
коллективной помощи;
-
связи уроков информатики с другими предметами (математики, истории, географии и др.).
Эти принципы положены в основу организации самостоятельной работы обучающихся на уроках информатики. Активизация деятельности каждого обучающегося на уроке - это активизация разнообразных форм и методов обучения и стимуляция творческой самостоятельности обучающихся.
Добиться поставленной цели и задач позволяет использование наряду с традиционными, новых форм организации обучения - уроков-зачетов, семинарских занятий, включение в уроки коллективной и групповой деятельности обучающихся, применение игровых форм, а также формы индивидуально-групповой работы на уроках, призванные помочь обучающимся в самостоятельной работе при выполнении практических работ, развить умения анализировать научные данные, способствовать дифференциации и индивидуализации обучающихся информатики в зависимости от подготовки обучающихся.
На начальных этапах работы, более эффективны гетерогенные группы, группы, объединяющие обучающихся с различными уровнями знаний по предмету. В таких группах развитие личности в социальном и творческом отношении происходит более интенсивно, быстро появляется свой лидер, и им может быть не обязательно сильный ученик. "Слабые" ученики, как правило, тоже проявляют активность, в результате чего у них формируется умение самостоятельного получения знаний. В таких группах ярко проявляется чувство коллективизма, ответственности и требовательности к себе и своим согруппникам, взаимопомощь и стремление не подвести других.
При организации индивидуально-групповой работы нужно придерживаться определённых требований:
-
нейтрализовать негативные явления;
-
группы не должны знать о разделении в разрезе замысла преподавателя;
-
распределять по группам, сообщая, что это необходимо для того, чтобы обучающиеся могли самостоятельно выполнить задания;
-
чтобы не развить индивидуалистические качества, стараюсь чаще переключать с дифференцированной работы на совместную, коллективную;
-
создаю ситуацию для самостоятельного выбора заданий обучающимися в соответствии с их учебными возможностями.
Индивидуально-групповая деятельность на уроке информатики состоит из следующих элементов:
-
Предварительная подготовка учащихся к выполнению группового задания, постановка учебных задач, краткий инструктаж.
-
Обсуждение и составление плана выполнения учебного задания в группе, распределение обязанностей.
-
Работа по выполнению учебного задания.
-
Наблюдение за работой и корректировка работы группы и отдельных учащихся.
-
Взаимная проверка и контроль за выполнением задания в группе.
-
Сообщение учащихся по вызову учителя о полученных результатах, общая дискуссия в группе под руководством, добавление и исправление, дополнительная информация и формирование окончательных выводов.
-
Индивидуальная оценка работы групп и общей работы в целом.
Получив задание, группа приступает к его совместному решению, причём на работу отводится ограниченное время. По истечении отведённого времени группы отчитываются о своей деятельности.
Все участники группы получают одинаковые оценки, независимо от того, какую долю в выполнение работы он внёс.
Групповое общение в учебной деятельности имеет особое значение для развития ребёнка. Оно способствует созданию деловых, коллективных, межличностных отношений. В процессе общения создаётся возможность дополнения общей деятельности индивидуальными интересами и склонностями. Работая в группах, ученики отвечают за успехи каждого, учатся помогать друг другу.
Групповая организация деятельности обучающихся на уроке важна для создания атмосферы коллективного труда, когда можно использовать богатые резервы каждого класса - в виде помощи сильных учеников более слабым.
Индивидуально-групповая форма учебной работы - не основная, а дополнительная форма учебной работы. Благодаря ей представляется возможность не допустить отставания в учёбе слабоуспевающим и создания лучших условий для развития одарённых.
При выборе формы учебной работы учитываются:
-
наличие разнообразного дидактического материла
-
содержание материала (новизна, трудность)
-
как форма способствует проявлению активной позиции каждого ученика (защита своего мнения, умения доказывать, аргументировать, отстаивать свою точку зрения, проявлять чувство коллективизма, помогать в затруднениях, планировать работу, способность к самоконтролю).
-
организация деятельности должна способствовать формированию положительных мотивов, формированию познавательного интереса, познавательных потребностей.
-
следует искать пути создания хороших условий для проявления активности всех групп обучающихся.
Группы динамичны, их состав определяется характером учебных задач и изменяется на основе анализа контрольных и творческих работ, опроса, зачётов, наблюдений.
Наличие в учебной группе разных по уровню подготовленности обучающихся предполагает различные по сложности, объёму и содержанию задания.
Индивидуально-групповая работа завершается фронтальной, когда обучающиеся отчитываются о проделанной работе.
Иной вариант - деление обучающихся на три группы, каждая из которых включает только сильных, средних или слабых обучающихся (по успеваемости).
Успеху индивидуальности обучения способствует групповые и индивидуальные консультации и зачёты.
Опыт работы позволяет говорить о том, что эта форма даёт результаты.
Групповая форма работы не является универсальной и не может быть применима на каждом уроке, но плодотворность её несомненна.
Домашняя учебная работа так же является самостоятельной деятельностью, дополняющей урок.
Её особые функции:
-
умении самостоятельно учиться;
-
определять задачи и средства работы;
-
планировать учение.
Она развивает мышление, волю, характер ученика. Главное её назначение:
-
закреплении знаний и умений;
-
полученных на уроке;
-
отработке навыков;
-
усвоении нового материала.
В конце урока учитель предлагает ученикам ознакомиться с заданиями для домашней работы, предупреждает о возможных затруднениях, даёт рекомендации по их преодолению, сообщаются требования к оформлению домашней работы.