Методическая разработка урока по теме: Кодирование информации (3 класс)

Раздел Информатика
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок информатики в 3-м классе по теме: "Кодирование информации"

Цели урока:

1. Образовательные: познакомить с различными видами кодирования информации. Приобретение учащимися навыков решения задач на кодирование информации.

2. Воспитательные: способствовать воспитанию информационной культуры учащихся, аккуратности, настойчивости в достижении поставленной цели, умения работать в группе, интереса к предмету информатика.

3. Развивающие: способствовать развитию логического мышления, познавательных процессов: памяти, мышления, восприятия.

Учебные задачи:

Регулятивные: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, осуществлять итоговый и пошаговый контроль выполнения задания.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, одновременный анализ нескольких разнородных информационных объектов (рисунок, текст, таблица).

Коммуникативные: развивать умения работать в группах, внимательно слушать и слышать друг друга, умение выражать свои мысли, в соответствии с задачами урока.

Ожидаемые результаты:

Способность решать задачи на кодирование информации с использованием различных образовательных ресурсов самостоятельно и в группах.

Тип урока: комбинированный.

Методы: беседа, поисковый.

Оборудование и материалы:

Учебник для третьего класса. Н. Матвеева, Е.Челак, Н.Конопатова, Л.Панкратова.

Рабочая тетрадь для третьего класса. Н. Матвеева, Е.Челак, Н.Конопатова, Л.Панкратова.

Медиапроектор, экран, компьютер, справочные карточки (алфавиты кодирования).

Приложение

Оценивание: Каждый оцениваемый результат обозначен определенным цветом, например, красный цвет - упражнение-диктант, синий - задача №1 и т.д., затем составляется «разноцветная лестница». Каждая «лестница» соответствует определенной оценке, например полная «разноцветная лестница» соответствует оценке «отлично».

План урока:

1. Орг. момент - 2 мин.

2. Разминка - 5 мин.

3. Постановка темы и целей урока - 2 мин.

4. Проверка домашнего задания - 5 мин.

5. Изучение нового материала - 13 мин.

6. Физминутка - 3 мин.

7. Закрепление изученного материала - 7 мин.

8. Выдача домашнего задания -3 мин.

9. Рефлексия деятельности - 2 мин.

10. Подведение итогов, оценивание, выставление отметок - 2 мин.

Форма подведения итогов урока:

Каждый оцениваемый параметр обозначен определенным цветом:

  • красный цвет - домашнее задание,

  • оранжевый цвет - ребусы,

  • жёлтый цвет - упражнение-диктант,

  • зелёный цвет - шифровка,

  • синий цвет - работа с карточками,

  • фиолетовый цвет - работа в тетради.

Затем составляется «лестница». Каждый «цвет лестницы» соответствует определенной оценке, например полная «лестница» соответствует оценке «отлично».

Ход урока

  1. Организационный момент

Здравствуйте ребята и дорогие гости, присаживайтесь.

Сегодня наш урок будет построен согласно требованиям нового государственного стандарта и пройдёт по следующему плану:

в ходе урока вы должны самостоятельно поставить цели, определить задачи, закрепить навыки и умения, прийти к решению проблемы по данной теме.

Прошу обратить внимание на «лестницу». Она поможет вам в конце урока оценить работу каждого. За правильно выполненное задание вы будете получать листочек соответствующего цвета и, согласно приведённым правилам (показать), самостоятельно сможете оценить свою деятельность во время урока.

Итак, приступаем к работе.

  1. Разминка

На экране ребусы, в которых зашифрованы компьютерные термины. Учащиеся отгадывают слово и записывают его в тетради, устно объясняют значение этих слов. За правильный ответ - цветной листочек.

  1. Постановка темы и целей урока

Учащиеся узнают тему урока, разгадав ребус.

Учитель: Сегодня на уроке мы будем учиться кодировать информацию. Мы представим себя разведчиками: будем зашифровывать сообщения, чтобы их не могли прочитать наши противники.

4. Проверка домашнего задания

Для чего люди осуществляют такое действие с информацией, как кодирование? Это делается для того, чтобы сообщение, которое несет информацию, можно было сохранить или передать на носителе. Для этого часто бывает необходимо изменить (преобразовать) форму представления информации.

- Какие формы представления информации вы знаете? (таблица на экране)

Упражнение-диктант. Представление звуковой информации в графическом виде.

1 шаг вверх

1 шаг влево

1 шаг вниз

1 шаг влево

1 шаг вниз

1 шаг вправо

1 шаг вниз

1 шаг вправо

1 шаг вверх

1 шаг вправо

1 шаг вниз

1 шаг вправо

1 шаг вверх

1 шаг вправо

1 шаг вверх

1 шаг влево

1 шаг вверх

1 шаг влево

1 шаг вниз

1 шаг влево

Проверка: по образцу на экране.

После выполнения задания учащиеся обмениваются тетрадями с соседом по парте и сравнивают полученный результат его работы с эталоном, представленный на экране.

- У кого рисунок не получился? Как вы думаете, почему?

За правильно выполненное задание учащиеся получают красный листочек.

  1. Изучение нового материала

Прослушаем сообщение о том, что такое кодирование.

Ученик:

Кодирование - это одно из действий с информацией. Например, нельзя передать устное сообщение человеку, который находится далеко, без специальных устройств, для этого можно воспользоваться телефоном. Телефон сначала преобразует устную речь в электрические сигналы, а затем - обратно в звук. При этом смысл сообщения не изменяется.
Кодирование - это преобразование одной формы представления информации в другую с сохранением прежнего смысла.

Закодированная информация - это данные. Например, текст - это текстовые данные, рисунок - это графические данные, число - это числовые данные.

Учитель:

Ребята, обратите внимание на таблицу, в которой показано, как можно разными способами закодировать одну и ту же информацию о пяти шариках

Графические данные о шариках

Текстовые данные о шариках

Числовые данные о шариках

•••••

пять шариков

5

Учитель: Дети, приведите примеры из жизни, когда мы встречаемся с кодированием информации?

Например, на улице поперек дороги можно увидеть широкие белые полосы - «зебру». «Зебра» является закодированной для водителей и пешеходов информацией: здесь можно переходить через дорогу!

Есть ещё цветовой способ кодирования информации для пешеходов и водителей (рассмотреть команды светофора).

Учитель:

Кодирование информации производится по определенному правилу, чтобы можно было декодировать и прочитать закодированное сообщение.

Примерами кодировочных таблиц могут служить, пронумерованный алфавит ( мы с вами такой алфавит уже рассмотрели), азбука Морзе, флажковая азбука, семафорная азбука ( можете изучить эти таблицы, они расположены в конце рабочей тетради), (за активное участие в беседе зелёные листочки).

Обратите внимание на кодировочную таблицу, где каждой букве алфавита соответствует рисунок. Давайте мы с вами зашифруем слово «информатика»

Теперь, наоборот, расшифруем. Кто первый выполнит задание, получит зелёный листочек. Молодцы!

  1. А теперь отдохнём немного. Физкультминутка

Утром бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась.

Раз - росой она умылась,

Два - изящно покружилась,

Три - нагнулась и присела,

На четыре - улетела.

Учитель: Как физическая разминка связана с темой нашего урока? (Мы зашифровывали информацию с помощью жестов, мимики и движений).

  1. Вернёмся к теме урока, закрепим полученные знания

Рассмотрим кодировочную таблицу, где все буквы алфавита пронумерованы. Опираясь на данную таблицу, вам необходимо выполнить задание по парам: вам даны две фразы: первую нужно закодировать, а вторую раскодировать.

Проверяем.

За правильное исполнение получают зеленый листочек.

Молодцы!

Теперь разделимся на 2 команды 1 ряд и 2 ряд. Первый ряд выполняет задание по карточкам, второй ряд решает предложенные ребусы (ребусы также являются графическим способом кодирования информации). Соответственно получают синие листочки за карточки, оранжевые листочки за ребусы. Молодцы!

Выполним задание в рабочей тетради (стр.34, №1) листочек фиолетовый. Молодцы!

  1. Выдача домашнего задания

Придумать свой алфавит и закодировать пословицу «Одна голова хорошо, а две лучше». При кодировании можно использовать любые формы представления информации.

  1. Рефлексия деятельности

Сегодня на уроке мы хорошо поработали. Давайте подведем итоги.

Учитель:

-С чем мы познакомились сегодня на уроке?

-Какие открытия для себя вы сегодня сделали?

-Чему вы сегодня научились?

-Какие сложности в работе возникали?

-Что вам было интересно?

-Что получалось легко?

-Что я еще хочу узнать по данной теме?

10. Подведение итогов, оценивание

Каждый подсчитывает количество листочков своей лестницы.

У кого в руках полная «Лестница»? Молодцы, вы получили оценку 5.

Корректируем результаты, отмечаю ошибки и неточности.

Спасибо за урок!

© 2010-2022