- Преподавателю
- Информатика
- Рабочая программа учебной дисциплины ОДП. 01. 3 Информатика и ИКТ
Рабочая программа учебной дисциплины ОДП. 01. 3 Информатика и ИКТ
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Образцова Т.И. |
Дата | 28.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МИНИСТЕРСТВО образования и науки Российской Федерации
Министерство образования Московской области
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ЕГОРЬЕВСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
Утверждаю:
Директор
_________________ / Астрова Л.С./
«_____»______________ 20____г.
Номер регистрации __________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДП.01.3 ИНФОРМАТИКА и ИКТ
Программы подготовки квалифицированных
рабочих, служащих
по профессиям
15.01.30 (151903.02) СЛЕСАРЬ;
19.01.17 (260807.01) ПОВАР, КОНДИТЕР
Егорьевск 2014
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе:
Примерной программы учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» для профессий НПО и специальностей СПО (ФГУ «ФИРО» Минобрнауки России, 2008);
«Разъяснений по реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (профильное обучение) в пределах основных профессиональных образовательных программ начального профессионального или среднего профессионального образования, формируемых на основе федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального или среднего профессионального образования». - Одобрены научно-методическим советом Центра начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования ФГУ «ФИРО», протокол №1 от 03.02.2011;
Федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС) среднего профессионального образования (далее СПО) по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессиям: 19.01.17 (260807.01) Повар, кондитер, утверждённой приказом Минобрнауки России от 02 августа 2013 года № 798, 15.01.30 (151903.02) Слесарь, утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ от 2 августа 2013г. N 817.
Организация-разработчик:
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Егорьевский промышленно-экономический техникум»
Автор:
Образцова Т.И., преподаватель ГАПОУ МО «ЕПЭТ»
Программа рассмотрена на заседании цикловой методической комиссии преподавателей ГАПОУ МО «ЕПЭТ»
Протокол № 1 от « 29 » августа 2014 г.
Председатель метод. комиссии: ____________ / Савостьянова С.А. /
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
-
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
-
условия реализации РАБОЧЕЙ программы учебной дисциплины
12
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
13
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДП.01.3 ИНФОРМАТИКА И ИКТ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОДП.01.3 Информатика и ИКТ предназначена для изучения информатики и информационно-компьютерных технологий в учреждениях НПО, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования в соответствии с ФГОС при подготовке квалифицированных рабочих среднего звена: 15.01.30 (151903.02) Слесарь; 19.01.17 (260807.01) Повар, кондитер.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
-
оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
-
распознавать информационные процессы в различных системах;
-
использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
-
осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;
-
иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
-
создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;
-
просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;
-
осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.;
-
представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.);
-
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании ИКТ.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
-
различные подходы к определению понятия «информация»;
-
методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный, знать единицы измерения информации;
-
назначение наиболее распространённых средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей);
-
назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;
-
использование алгоритма как способа автоматизации деятельности;
-
назначение и функции операционных систем.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 117 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 90 часов;
самостоятельной работы обучающегося 27 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Количество часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
117
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
90
в том числе:
теоретические занятия
32
практические занятия
58
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
27
в том числе:
внеаудиторная самостоятельная работа (домашняя работа, подготовка к практическим работам, сообщения по темам, рефераты)
24
внеаудиторная самостоятельная работа над проектом
3
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОДП 01.3 Информатика и ИКТ
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся
Объём часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Введение
Роль информационной деятельности в современном обществе. Инструктаж по охране труда при работе в компьютерном классе и при работе на ПЭВМ
1
1
Раздел 1. Информационная деятельность человека
10
Тема 1.1. Информационные процессы. История и перспективы развития информационно-вычислительной техники
Основные этапы развития информационного общества
2
1
Этапы развития технических средств и информационных ресурсов
2
Практическая работа
2
Работа в среде ОС MS Windows. Запуск приложений (программ). Понятие «Ярлык»
Тема 1.2. Возможности и основные области применения информационно-вычислительной техники
Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов (в соответствии с техническим направлением профессиональной деятельности)
2
1
Стоимостные характеристики информационной деятельности. Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения
1
Практическая работа
2
Работа с папками и файлами с помощью основного меню и панели инструментов. Работа с окнами графического интерфейса
Самостоятельная работа для обучающихся:
Изучить вопросы, оформить опорные конспекты: история развития вычислительной техники, лицензионные и свободно распространяемые программные продукты
Подготовить сообщения:
Использование ПК и ИКТ (в соответствии с социально-экономическим направлением профессиональной деятельности)
1
1
Раздел 2. Информация и информационные процессы
34
Тема 2.1. Подходы к понятию информации и измерению информации
Подходы к понятию информации и измерению информации. Информационные объекты различных видов
2
1
Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Представление информации в двоичной системе. Представление информации в различных системах счисления
2
Тема 2.2. Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров
Принципы обработки информации компьютером. Арифметические и логические основы работы компьютера. Алгоритмы и способы их описания. Программный принцип работы компьютера. Модели различных процессоров
4
2
Хранение информационных объектов различных видов на различных цифровых носителях. Определение объёмов различных носителей информации. Архив информации
2
Поиск информации с использованием компьютера. Программные поисковые сервисы. Использование ключевых слов, фраз для поиска информации. Комбинации условия поиска
2
Передача информации между компьютерами. Проводная и беспроводная связь
2
Практические работы
10
Способы записи алгоритмов. Основные алгоритмические конструкции
Линейный алгоритм
Разветвляющийся алгоритм
Циклический алгоритм
Условные алгоритмы. Вспомогательный алгоритм
Тема 2.3. Автоматизированные системы управления
Управление процессами. Представление об автоматических и автоматизированных системах управления
2
1
АСУ различного назначения, примеры их использования. Примеры оборудования с числовым программным управлением. Демонстрация использования различных видов АСУ
2
Практические работы
8
Хранение информационных объектов на различных цифровых носителях, определение их объёмов памяти. Архивация информации
Поисковые системы
Создание ящика электронной почты и настройка его параметров. Формирование адресной книги
Работа в MS Windows как в многозадачной среде
Самостоятельная работа для обучающихся:
Изучить вопросы, оформить опорные конспекты: организация и представление данных в ПК, перевод чисел из одной системы счисления в другую, создание различных алгоритмов и программ на языке QBASIC
Подготовить сообщения:
Виды памяти ПК. Цифровые носители информации. Виды АСУ и их использование
6
2
Раздел 3. Средства ИКТ
21
Тема 3.1. Архитектура компьютеров
Основные характеристики компьютеров. Внешние устройства, подключаемые к компьютеру. Принцип открытой архитектуры. Процессор. Структура памяти компьютера
2
2
Виды программного обеспечения компьютеров. Операционная система. Утилиты (вспомогательные программы). Драйверы. Прикладные программы (приложения). Системы программирования
2
Практическая работа
2
Настройка параметров рабочего стола. Настройка Панели управления
Тема 3.2. Компьютерные сети
Линии связи, их основные компоненты и характеристики. Сетевые операционные системы
2
1
Локальная сеть. Организация работы пользователей в локальных компьютерных сетях
2
Практическая работа
2
Программное и аппаратное обеспечение компьютерных сетей. Системное администрирование
Тема 3.3. Защита информации
Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение. Эксплуатационные требования к компьютерному рабочему месту
2
2
Защита информации. Антивирусная защита. Предотвращение заражения компьютерным вирусом и ликвидация последствий заражения
2
Практические работы
6
Использование внешних устройств, подключаемых к компьютеру. Их настройка
Сетевые операционные системы. Разграничение прав доступа в сети. Сервер
Защита информации, антивирусные программы.
Зачёт по разделам 1-3
Самостоятельная работа для обучающихся:
Оформить опорные таблицы: «Общие принципы работы компьютера», «Аппаратное обеспечение ПК», «Программное обеспечение ПК»
Подготовить рефераты по темам:
Устройства ПК и их назначение. Программы и их назначение
3
2
Раздел 4. Технологии создания и преобразования информационных объектов
27
Тема 4.1. Текстовый редактор. Графический редактор
Текстовые файлы и текстовые документы. Создание, сохранение и основные способы преобразования текста. Система проверки орфографии и грамматики.
2
2
Векторная и растровая графика. Создание и редактирование рисунков. Графические примитивы и палитры цветов. Работа с фрагментами изображения. Печать картинки
2
Практические работы
8
Создание, сохранение и другие простейшие операции с текстовым документом
Основные действия с фрагментами текста. Создание векторной графики
Создание, редактирование и форматирование таблиц
Приёмы работы с растровой графикой. Импорт графики в текст
Тема 4.2. Электронные таблицы. Базы данных
Общие сведения о программе. Возможности динамических (электронных) таблиц. Математическая обработка числовых данных.
2
1
Представление об организации баз данных и системах управления базами данных. Структура данных и система запросов. Формирование запросов
2
Практические работы
4
Работа с ячейками электронной таблицы. Расчётные формулы. Работа с формулами и функциями
Создание форм и запросов. Проектирование базы данных
Тема 4.3. Технология разработки мультимедийных проектов
Представление о мультимедийных средах. Создание презентации. Общие операции со слайдами
2
1
Подготовка материалов для проекта (в соответствии с техническим направлением профессиональной деятельности). Общие принципы создания презентации. Режимы отображения документа. Панели инструментов
2
Практические работы
4
Создание и редактирование графических и мультимедийных объектов средствами компьютерных презентаций
Общие операции со слайдами. Работа над проектом. Демонстрация слайд-фильма
Самостоятельная работа для обучающихся:
Изучить вопросы, оформить опорные конспекты: текстовые файлы и текстовые документы, обработка графических изображений, электронные таблицы, подготовка презентаций
5
Раздел 5. Телекоммуникационные технологии
24
Тема 5.1. Передача информации
Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий. Линии связи, их основные компоненты и характеристики
2
2
Интернет - технологии. Способы и скоростные характеристики подключения. Провайдер
2
Тема 5.2. Сеть Интернет
Основные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы
3
1
История возникновения и структура глобальной сети Интернет. Адресация в Интернет
1
Гипертекст. Основы технологии WorldWideWeb. Работа с Интернет-СМИ, Интернет - библиотекой и пр.
2
Практические работы
4
Поиск в Интернет
Электронная почта
Тема 5.3. Ресурсы в сети Интернет
Информационные ресурсы. Поиск информации
2
2
Современные тенденции развития Интернет-технологий
1
Практические работы
4
Средства создания и сопровождения сайта
Подготовка графических и анимационных материалов для проекта
Самостоятельная работа для обучающихся:
Изучить вопросы, оформить опорные конспекты: компьютерные сети, всемирная информационная сеть Интернет, основные службы Интернет, электронная почта
Подготовить презентации (работа над проектом)
Подготовить рефераты по темам:
Аппаратно-программное обеспечение сетей. История возникновения и структура глобальной сети Интернет. Основные услуги компьютерных сетей. Современные тенденции развития Интернет-технологий
2
3
2
Практическая работа
Создание проекта (в соответствии с техническим направлением профессиональной деятельности).
Дифференцированный зачёт (тестирование)
2
Всего:
117
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины предусматривает наличие учебного кабинета «Информатика и ИКТ».
Оборудование учебного кабинета:
-
посадочные места по количеству обучающихся;
-
рабочее место преподавателя;
-
комплект сигнализации;
-
огнетушитель (2шт.);
-
аптечка;
-
комплект методических пособий по предмету;
-
комплект учебников;
-
опорные таблицы, плакаты;
-
раздаточный материал для проведения лабораторных работ.
Технические средства обучения:
-
персональные компьютеры. IBM Celeron (ученические);
-
персональный компьютер. IBM Pentium (D) (учительский);
-
принтер;
-
сканер;
-
акустическая система;
-
модем;
-
сетевая плата;
-
источник бесперебойного питания;
-
фильтр сетевой;
-
локальная вычислительная сеть;
-
программное обеспечение: MS Office 2000, Windows 2000;
-
обучающие программы на электронных носителях;
-
учебный материал в электронном виде.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
-
Цветкова М.С. Информатика и ИКТ: учебник для нач. и сред. проф. образования - М.: Изд. центр «Академия», 2013. - 352 с.
-
Цветкова М.С. Информатика и ИКТ. Практикум для профессий и специальностей естественно-научного и гуманитарного профилей: учеб. пособие для нач. и сред. проф. образования - М.: Изд. центр «Академия», 2013. - 240 с.
Дополнительные источники:
-
Малясова С.В. Информатика и ИКТ: пособие для подготовки к ЕГЭ: учеб. пособие для учреждений нач. и сред. проф. образования - М.: Изд. центр «Академия», 2013. - 304 с.
-
Свиридова М.Ю. Электронные таблицы Excel: учеб. пособие для нач. проф. образования - М.: Изд. центр «Академия», 2013. - 144 с.
-
Свиридова М.Ю. Создание презентаций в PowerPoint: учеб. пособие для нач. проф. образования - М.: Изд. центр «Академия», 2013. - 224 с.
-
Киселев С.Е. Операционные системы: учеб. пособие. - М.: Изд. центр «Академия», 2013. - 64 с.
-
Гейн А.Г. Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 2003. - 255 с.: ил. - ISBN.
-
Шафрин Ю.А. Информационные технологии: В 2 ч. Ч.1: Основы информатики и информационных технологий. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2008. - 320 с.
-
Шафрин Ю.А. Информационные технологии: В 2 ч. Ч.2: Офисная технология и информационные системы. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2008. - 336 с.
-
А. Горячев, Ю. Шафрин. Практикум по информационным технологиям. - М.: Лаборатория базовых знаний, 1999. - 272с.
-
Информатика: Лабораторный практикум. Создание простых текстовых документов в текстовом редакторе Microsoft Word 2000/Авт.- сост. В.Н. Голубцов, А.К. Козырев, П.И. Тихонов. - Саратов: Лицей, 2003. - 64 с.
-
Информатика: Лабораторный практикум. Создание комплексных текстовых документов в текстовом редакторе Microsoft Word 2000/Авт.- сост. В.Н. Голубцов, А.К. Козырев, П.И. Тихонов. - Саратов: Лицей, 2003. - 80 с.
-
Семенов А.Л. Алгоритмика. - М.: Дрофа, 2000. - 120 с.
Интернет-ресурсы:
-
theory.asu.ru/raikin/Students/Book
-
subscribe.videouroki/net
-
lenschool-10.narod.ru/linformatika
-
klyaksa.net/htm/kopilka/common/inde
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических работ и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1
2
Умения:
организовать рабочее место;
приводить примеры получения, передачи и обработки информации в деятельности человека, живой природе, обществе и технике;
представлять высказывания, используя логические операции;
объяснять принципы кодирования информации
фронтальный и индивидуальный устный (письменный) опрос
записывать на языке программирования алгоритм решения простой задачи
практические занятия, домашние работы
работать с файлами (создавать, копировать, переименовывать, осуществлять поиск);
работать с носителями информации;
вводить и выводить данные;
использовать состав и назначение программного обеспечения компьютера
практические работы
применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования текстов;
применять графический редактор для создания и редактирования изображений;
применять электронные таблицы для обработки числовых данных;
строить простейшие информационные модели и исследовать их на компьютере;
создавать простейшие базы данных;
осуществлять сортировку и поиск записей;
разрабатывать мультимедиа проекты;
осуществлять поиск информации в сети Интернет;
пользоваться службами Интернет (электронная почта, http, ftp)
практические работы
Знания:
требования техники безопасности, технической эксплуатации и сохранности информации при работе на компьютере;
способы получения, передачи и обработки информации в деятельности человека, живой природе, обществе и технике
тестирование
особенности и преимущества двоичной формы представления информации;
основные единицы измерения количества информации;
общая функциональная схема компьютера;
назначение и основные характеристики устройств компьютера;
состав и назначение программного обеспечения компьютера;
основные возможности текстовых редакторов;
основные возможности графических редакторов;
основные возможности электронных таблиц
фронтальный и индивидуальный устный (письменный) опрос; тестирование; сообщения по темам; рефераты
свойства алгоритмов;
основные алгоритмические конструкции
фронтальный и индивидуальный устный (письменный) опрос
типы задач, решаемых с помощью электронных таблиц;
назначение и возможности баз данных;
назначение и возможности компьютерных сетей различных уровней;
основные виды информационных услуг, предоставляемых компьютерными сетями;
основные принципы технологии поиска информации в сети Интернет
практические занятия; тестирование; рефераты