Программа развития единого информационного пространства

В настоящее время развитие информационных технологий оказывает большое влияние на сферу образования, поскольку эти технологии могут очень эффективно применяться не только в процессе передачи знаний, но и в управлении образовательным процессом. Использование компьютерных технологий приводит к достижению качественно новых образовательных результатов, ускоряет процесс управленческой деятельности и, в целом, повышает ее эффективность. Происходит смена принципов, концепций, идей и целей образования....
Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СОДЕРЖАНИЕ




ВВЕДЕНИЕ


  1. Программа развития единого информационного пространства образовательного учреждения


  1. История информатизации образования в России

  2. Понятие единого информационного пространства образовательного учреждения

  3. Основные подходы к проектированию программы развития образовательного учреждения

Выводы по главе


  1. Проектирование программы развития единого информационного пространства МОУ СОШ №3 г. Каргополя


  1. Характеристика имеющихся условий для формирования единого информационного пространства МОУ СОШ №3 г. Каргополя

  2. Технология создания программы развития единого информационного пространства МОУ СОШ №3 г. Каргополя

Выводы по главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ










ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время развитие информационных технологий оказывает большое влияние на сферу образования, поскольку эти технологии могут очень эффективно применяться не только в процессе передачи знаний, но и в управлении образовательным процессом.

Использование компьютерных технологий приводит к достижению качественно новых образовательных результатов, ускоряет процесс управленческой деятельности и, в целом, повышает ее эффективность. Происходит смена принципов, концепций, идей и целей образования.

Новые педагогические технологии подразумевают новые подходы к обучению, воспитанию и развитию учащихся. Особую актуальность приобретают задачи, направленные на подготовку школьников к жизни в условиях информационного общества, на формирование способности к успешной социализации в этом обществе.

Для решения этих задач в настоящее время активно разрабатываются модели создания единого информационного пространства школы.

Информационное пространство новой школы создает современную информационную образовательную среду как компонент современной педагогической системы и одновременно информационно-образовательное пространство региона, страны, мира.

Целью внедрения информационных технологий в образование, декларированной Правительством Российской Федерации, является создание единого информационного пространства образовательного учреждения.

Единое пространство школы является одним из важнейших и необходимых компонентов единого образовательного информационного пространства, работа над построением модели которого, является одной из приоритетных задач в рамках создания единой информационной образовательной среды.

Цель исследования - разработка проекта программы развития единого информационного пространства ОУ

Объект исследования - процесс проектирования программы развития единого информационного пространства ОУ

Предмет исследования - программа развития единого информационного пространства ОУ

Задачи:

  1. охарактеризовать стратегические документы относительно процесса информатизации ОУ на основе анализа нормативной базы

  2. на основе анализа литературы изучить специфику и особенности процесса проектирования программы развития ОУ

  3. на основе анализа литературы выявить основные подходы к определению понятия единого информационного пространства ОУ

  4. на основе анализа литературы изучить специфику и особенности процесса развития единого информационного пространства ОУ

  5. выявить условия способствующие развитию единого информационного пространства школы

  6. оценить готовность МОУ СОШ №3 г. Каргополя к созданию ЕИП

  7. разработать проект программы развития единого информационного пространства МОУ СОШ №3 г. Каргополя

Практическая значимость работы:

  • проект программы развития единого информационного пространства МОУ СОШ №3 г. Каргополя;

  • рекомендации для других ОУ по формированию и развитию единого информационного пространства ОУ;

Методы исследования:

Теоретические:

  • SWOT анализ

  • анализ литературы и НПБ по теме

  • обобщение

  • синтез

Эмпирические:

  • опрос

  • анкетирование

  • наблюдение

  • структурно-функционнальный анализ

База исследования: МОУ СОШ №3 г. Каргополя

Основные этапы выполнения работы:

Теоретический (апрель 2009 - июль 2009) - анализ литературы по проблеме исследования, подготовка проекта исследования, подбор методик.

Диагностический (август 2009 - сентябрь 2009) - проведение исследования, обработка данных.

Обобщающий (сентябрь 2009 - октябрь 2009) - подведение итогов, обобщение всех данных, рекомендации, написание и оформление работы.

Нормативно-правовая база:

  • концепция модернизации российского образования на период до 2010

  • ФЦП "Электронная Россия на 2002-2010"

  • ПНП «Образование» в 2005 г.

  • проект "Компьютеризация сельских школ - 2001"

  • ФЦП "Развитие единой образовательной информационной среды на 2001 - 2005 годы"

  • ФЦП ИСО 2000-2004 г.








  1. Программа развития единого информационного пространства образовательного учреждения


  1. История информатизации образования в России

В современном информационном обществе основой развития цивилизации выступают информационные процессы, в которых широкое применение находят информационно-коммуникационные технологии. Внедрение информационно-коммуникационных технологий во все сферы деятельности человека способствовало возникновению и развитию глобального процесса информатизации.

Для понимания дальнейших путей информатизации образования, определения ее роли и места в реализации современных концепций модернизации отечественной системы образования и вхождения ее в мировое образовательное пространство рассмотрим историю информатизации образования в России.

Под информатизацией образования понимается целенаправленная деятельность по разработке и внедрению информационно-коммуникационных технологий:

  1. в учебный процесс для подготовки граждан к жизни и деятельности в условиях современного информационного общества; повышения качества общеобразовательной и профессиональной подготовки специалистов на основе широкого использования информационно-коммуникационных технологий;

  2. в управление системой образования для повышения эффективности и качества процессами управления;

  3. в методическую и научно-педагогическую деятельность для повышения качества работы педагогов; разработки и внедрению новых образовательных технологий на основе использования информационно-коммуникационных технологий1.

Информатизация отечественного образования началась в 1985 году (с государственной реформы образования 1984 г.), когда было принято исключительно важное правительственное решение о направлении в сферу образования нескольких тысяч первых советских персональных ЭВМ и о введении в средних школах общего курса основ информатики и вычислительной техники. В общественное сознание начало входить новое понятие - "компьютерная грамотность". Оно означало владение навыками решения задач с помощью ЭВМ, а также понимание основных идей информатики и роли информационных технологий в развитии общества.

В информатизации образования можно выделить следующие этапы:

  • 1985 - 1993 гг. до принятия Программы информатизации образования Российской Федерации;

  • 1993 - 1998 гг. до принятия Концепции информатизации сферы образования Российской Федерации;

  • 1998 - 2001 гг. до периода окончания сроков региональных программ информатизации систем среднего образования, подготовленных 1998-1999 годах.

  • 2002 г. - по н.в. с момента присоединения России к Болонскому соглашению и началу модернизации отечественного образования и вхождению его в общемировое образовательное пространство2.

Этап с 1985 по 1993 гг. можно назвать этапом "компьютеризации". Компьютеризация - это насыщение образовательных учреждений персональными компьютерами и другой сопутствующей техникой, которая может быть объединена в локальную сеть и на которой смогут работать учителя и учащиеся.

В 1990 году, была разработана и опубликована концепция информатизации образования, которая определила основные направления и этапы развития важного процесса развития нашего общества. В концепции подчеркивалось, что информатизация образования - это "процесс подготовки человека к полноценной жизни в условиях информационного общества". При этом указывалось, что информатизация образования является не только следствием, но и стимулом развития новых информационных технологий, что она содействует ускоренному социально-экономическому развитию общества в целом.

На втором этапе с 1993 по 1998 гг., с которого собственно и начинается процесс информатизации, были разработаны первые концепции информатизации образования Российской Федерации. В 1993 г. была принята Программа информатизации образования в Российской Федерации на 1994-1995 гг., которая вобрала в себя основные стратегические направления информатизации системы образования СССР и была призвана решить ближние цели.

В 1998 г. разработана концепция информатизации сферы образования Российской Федерации, которая была доложена 5 мая 1998 года на пленарном заседании секции № 8 "Информационные технологии в образовании и науке" в рамках Первого международного конгресса-выставки "Образование - 98" (г. Москва, 4-7 мая 1998 г.). Целью разработки этой Концепции стало определение задач, основных направлений, темпов и приоритетов развития информатизации сферы образования России в условиях кризисной экономики и переходного периода к рыночным методам хозяйствования.

Этот документ включил в себя систему взглядов и положений, определяющих ближние и дальние цели, достижение которых путем информатизации должно было обеспечить повышение качества образования в России и решение проблемы обеспечения отраслей народного хозяйства страны высококвалифицированными кадрами.

Одним из основных направлений информатизации образования стало создание и развитие системы дистанционного образования, концепция которой была выдвинута на Втором международном конгрессе "Образование и Информатика: политика в области образования и новые технологии", созванного ЮНЕСКО в сотрудничестве с Российской Федерацией в Москве с 1 по 5 июля 1996 года. До 1998 г. было создано достаточно большое число систем дистанционного обучения и разработаны программы на основе их использования.

Дальнейшему развитию и реализации разработанной концепции помешал экономический кризис, который разразился в стране в августе 1998 г. С этого момента начали развиваться тенденции децентрализации в сфере образования, в том числе и в процессах информатизации: разрабатываются и начинают реализовываться региональные и даже локальные программы информатизации образования. Финансирование этих программ было отдано на откуп самих разработчиков и осуществлялось из различных источников: местные бюджеты, внебюджетные средства организаций, поддержка со стороны различных фондов и т.д.

Только в 2001 г. в связи с постепенным выходом из кризиса государство вновь приступает к целенаправленной деятельности по информатизации образования. С этого времени финансирование принимает конкурсный характер.

В 2001 г. во исполнение поручения Президента от 1 сентября 2000 г. № Пр-1769 и Постановления Правительства РФ № 224 от 23.3.01 Минобразованием России определены основные мероприятия проекта "Компьютеризация сельских школ - 2001". В развитие проекта Минобразованием России подготовлена и утверждена Постановлением Правительства РФ № 630 от 28.8.01 ФЦП "Развитие единой образовательной информационной среды на 2001 - 2005 годы" (РЕОИС). В ней предусматривается комплексное решение: обеспечение УО современными аппаратно-программными средствами, развитие инфраструктуры, обеспечивающей доступ к информационным ресурсам и гарантированное обслуживание техники, повышение соответствующей квалификации работников образования, разработка электронных обучающих средств, позволяющих дистанционно учащимся и педагогам обучаться, а лучшим педагогам - обучать.

В 2002 г. организуются мероприятия Минобразования по реализации утвержденных на коллегии 28 февраля 2002 г. основных направлений информатизации образования по конкурсам 2002 года, а в 2003 г. - мероприятия Минобразования по реализации направлений информатизации образования по конкурсам 2003 года.

Присоединение России в 2002 г. к Болонскому соглашению привело к пересмотру отечественной системы образования. Наметились тенденции к интеграции ее в мировое образовательное пространство, что повлекло начало ее модернизации. Одним из главных направлений модернизации отечественного образования является его информатизация.

В рамках реализации этого направления были разработаны следующие программы:

  1. научное, научно-методическое обеспечение развития технологий информационного общества и индустрии образования на 2003-2004гг.;

  2. создание системы открытого образования (СОО) на 2003-2004гг.;

  3. федеральная централизованная программа "Электронная Россия на 2002-2010".

В 2005 г. в рамках приоритетных национальных проектов был выдвинут на государственном уровне проект "Образование". Направления, основные мероприятия и параметры приоритетного национального проекта "Образование" были утверждены президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов (протокол № 2 от 21 декабря 2005 г.). По направлению "Внедрение современных образовательных технологий" основными мероприятиями являются: разработка и размещение в открытом доступе в сети Интернет информационных образовательных ресурсов, подключение школ к сети Интернет, приобретение и поставка в общеобразовательные учреждения компьютерного оборудования; а также оснащение школ учебно-наглядными пособиями и оборудованием. Реализация этого направления является неотъемлемой частью процесса информатизации отечественного образования.

Хотя информатизация образования развивается, разрабатываются и реализуются направления, концепции и программы на разных уровнях (от федерального до уровня образовательного учреждения), по ряду направлений информатизации образования результаты, заявленные в предыдущих концепциях, достигнуты только частично в силу разных причин. Наиболее важными работами среди них по-прежнему остаются следующие:

  1. создание глобальной информационной инфраструктуры образования;

  2. разработка действенной нормативно-правовой базы;

  3. создание системы стандартизации и сертификации информационных технологий в образовании;

  4. создание информационно-аналитической системы управления образованием;

  5. разработка научно-обоснованной методологии использования информационных технологий в образовательном процессе;

  6. создание базового курса информатики для всех этапов непрерывного образования - от школ до послевузовского и дополнительного образования;

  7. подготовка и переподготовка кадров для системы образования в области использования и внедрения новых информационных технологий.

На сегодняшний день одним из основных направлений информатизации отечественного образования остается формирование информационной культуры.


  1. Понятие единого информационного пространства образовательного учреждения

Впервые в российской науке проблемы информационной среды стали разрабатываться Ю. А. Шрейдером в 70-х годах XX в.

Информационная среда или сфера - это мир информации вокруг человека и мир его информационной деятельности. В законе «Об участии в международном информационном обмене» информационная сфера (среда) рассматривается как сфера деятельности субъектов, связанная с созданием, преобразованием, потреблением информации3. В качестве близких по смыслу в литературе встречаются понятия «информационное поле», «информационное пространство». «Под единым информационным пространством «некоторые авторы понимают «территориально ограниченное (открытое для расширения или сужения) пространство, в котором информационная деятельность регулируется согласованными правовыми нормами, совместно используются общие информационные ресурсы, технологии и каналы коммуникации, а также специально выделенные организационные структуры»4. Такое понимание информационного пространства как регулируемого и организованного является более узким, чем сформулированное выше понимание информационной среды.

Т. Закупень информационное пространство рассматривает как территорию, «охваченную» информацией, информационными ресурсами и инфраструктурой, в рамках которого все субъекты имеют одинаковые возможности получения, передачи и всех других манипуляций с информацией в любой точке этого пространства»5.

Понятие единого информационного пространства было впервые сформулировано в Концепции формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов в 1995 году. Настоящая Концепция разработана во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 1 июля 1994 г. № 1390 "О совершенствовании информационно-телекоммуникационного обеспечения органов государственной власти и порядке их взаимодействия при реализации государственной политики в сфере информатизации". В соответствии с данным документом, единое информационное пространство представляет собой совокупность баз и банков данных, технологий их ведения и использования, информационно-телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих и Взаимодействующих на основе единых принципов и по общим правилам, обеспечивающим информационное взаимодействие организаций и граждан, а также удовлетворение их информационных потребностей. Иными словами единое информационное пространство включает следующие главные компоненты:

  1. информационные ресурсы; содержащие данные, сведения и знания, зафиксированные на соответствующих носителях информации;

  2. организационные структуры, обеспечивающие функционирование и развитие единого информационного пространства, в частности, сбор; обработку, хранение, распространение, поиск и передачу информации;

  3. средства информационного взаимодействия граждан и организаций и их доступа к информационным ресурсам на основе соответствующих информационных технологий, включающих программно-технические средства и организационно-нормативные документы6.

В своей книге «Организация информационного пространства образовательного учреждения» Борис Павлович Сайков формулирует определение единого информационного пространства, опираясь на выше изложенную формулировку.

По его мнению, это толкование относится к информационному пространству страны, региона, города, района.

Многие руководители образования и практические учителя переносят это глобальное понятие (которое, кстати, используется давно и во многих областях деятельности человека) на конкретное учебное заведение. Но этого делать нельзя. Недопустимо рассматривать единое информационное пространство как информационно-управленческую систему общеобразовательного учреждения. Если информационное пространство региона, города, округа работает на управление образованием, информационное пространство учебного заведения должно работать на учебный процесс, на ученика, ради которого оно и создается.

В центре единого информационного пространства школы должен находиться ученик и только он. Единое информационное пространство школы создается ради того, чтобы учащийся за годы обучения в школе мог получать самые передовые знания, умел активно их применять, научился диалектически мыслить, раньше социализировался, легче адаптировался к быстро меняющемуся миру и при этом успевал посещать кружки, секции, читать книги и т. д. Единое информационное пространство школы должно быть подчинено образовательному процессу, обеспечивать и обслуживать, в первую очередь, учебную деятельность школы и как ее необходимое условие - управленческую. Под информатизацией школы необходимо понимать не только компьютеризацию и соединение персональных компьютеров в сеть, но и создание других структурных подразделений школы, тесно связанных с учебным процессом, изменение психологии участников образовательного процесса, повышение их пользовательского уровня7.

На основе всего вышесказанного попробуем сформулировать определение единого информационного пространства для ОУ, на которое будем опираться в дальнейшей работе.

Единое информационное пространство ОУ это сфера деятельности всех участников образовательного процесса, связанная с созданием, преобразованием, потреблением информации. Оно формируется за счет: а) информационных ресурсов; б) организационных структур; в) средств информационного взаимодействия всех участников образовательного процесса, обеспечивающие им доступ к информационным ресурсам.

Для более полного описания понятия единого информационного пространства рассмотрим цели и задачи его создания, его функции и составляющие, т.е. общую модель построения.

Сформулируем основные цели и задачи развития единого информационного пространства школы.

Цели создания единого информационного пространства:

  1. Радикальное повышение эффективности учебно-воспитательного процесса.

  2. Обеспечение эффективной управленческой деятельности.

Задачи:

  1. Обеспечить возможность для успешной социальной адаптации выпускника школы к условиям быстро меняющегося мира.

  2. Научить учащихся и педагогов ориентироваться в информационном пространстве, активно использовать современные информационные технологии в учебном процессе и в повседневной деятельности, сформировать информационную культуру.

  3. Сформировать личность, конкурентоспособную и успешную в электронной информационной среде.

  4. Создать условия для непрерывного самообразования педагогов и учащихся.

  5. Создать условия для самореализации и развития творческого потенциала учащихся.

  6. Сформировать у учащихся хорошо систематизированные межпредметные знания с целью освоения информационной картины мира.

  7. Развить коммуникативные способности учащихся и педагогов.

  8. Обеспечить в максимальной степени автоматизацию управления учебным процессом.

Отечественные специалисты в области информатизации образования и педагоги-практики выделяют следующие основные функции единого информационного пространства школы: воспитательную, информационную, методическую, коммуникационную, техническую, образовательную, управленческую (см. Рис. 1)8.

Программа развития единого информационного пространства

Рис. 1. Функции единого информационного пространства ОУ


Управленческая функция

Деятельность руководителя образовательным учреждением требует от него решения поставленных временем задач, постоянного анализа текущего состояния дел. Следовательно, вся управленческая деятельность связана с информацией, информационными процессами.

Использование технических средств и компьютеров существенно сокращает сроки сбора и обработки информации, повышает оперативность и качество принимаемых управленческих решений. В настоящее время невозможно обеспечить повышение качества и эффективности внутришкольного управления без использования средств ИКТ.

В образовательном учреждении управление осуществляется:

  • учебно-воспитательным процессом;

  • кадрами;

  • материально-техническим обеспечением.

Производится диагностика:

  • качества обучения;

  • эффективности воспитательной работы;

  • здоровья и психологического состояния учащихся.

Для обеспечения организационно-управленческого процесса должны быть организованы автоматизированные рабочие места (АРМ) директора, его заместителей, секретаря, бухгалтера, психолога и др.

Информатизация управления образованием позволяет решить следующие задачи:

  1. Организацию образовательного процесса на основе новых технологий обучения с использованием средств информационных и коммуникационных технологий.

  2. Организацию повышения квалификации и методической поддержки учителей в области ИКТ и с использованием средств ИКТ.

  3. Информационное взаимодействие с другими образовательными учреждениями, с отделами образования и др.

  4. Использование при управлении школой безбумажной технологии.

Безбумажные технологии позволят автоматизировать:

  • создание баз данных сотрудников и учащихся;

  • делопроизводство;

  • подготовку различных документов по учебно-воспитательному процессу (составление учебного плана, тарификации, создание отчетов и т. п.);

  • составление расписания;

  • мониторинг обученности учащихся с автоматическим расчетом различных коэффициентов, построением диаграмм, графиков;

  • информирование родителей об успеваимости учащихся и общешкольных мероприятиях с использованием Интернет.

Существуют программные продукты для автоматизации административной деятельности образовательных учреждений:

  • 1С: ХроноГраф Школа 2.0 (school.chronobus.ru/)

  • 1С: ХроноГраф 3.0 Мастер (master.chronobus.ru/)

  • 1С: Школьная библиотека (library.1c.ru/)

  • 1С: Школьное питание (1cp.ru/)

  • Net Школа («РООС», г.Самара). (net-school.ru)

  • КМ-школа («Кирилл и Мефодий») (km-school.ru/)

Образовательная функция

Как мы уже говорили, в центре единого пространства школы должен находиться ученик.

Но обеспечить высокий уровень преподавания в школе невозможно без высокопрофессиональных педагогических кадров. Поэтому большое значение приобретает непрерывное повышение профессионального уровня учителей, в том числе и в области компьютерных технологий.

Подготовка и повышение квалификации работников образования по информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ) является одной из важнейших задач информатизации образования. Без достижения учителями должной квалификации по использованию ИКТ в образовательном процессе усилия и средства, вкладываемые в техническое оснащение школ, подключение их к компьютерным сетям, создание электронных учебных материалов и т.д. не приносят должной отдачи9.

Задачи образовательной функции:

  1. Внедрение в учебный процесс ИКТ.

  2. Поддержка профориентации и предпрофильной подготовки учащихся.

  3. Обеспечение проектной и исследовательской деятельности.

  4. Обучение и повышение квалификации преподавателей и администрации.

  5. Поддержка дополнительного образования.

Для поддержки образовательной функции школа должна быть обеспечена образовательными информационными ресурсами на различных носителях по разным предметам, в том числе материалами для непрерывного образования по информатике. Кроме того, должны быть созданы условия для их активного использования в учебной деятельности.

При обучении педагогов работе на компьютере следует учитывать, что методика преподавания должна существенно отличаться от методики обучения детей. Учителей необходимо обучать не только практическим навыкам работы на компьютере, но и новым методам преподавания учебных дисциплин с использованием цифровых образовательных ресурсов.

Для выяснения готовности учителей к использованию ИКТ в образовательном процессе, изучения понимания учителем значимости процессов информатизации системы образования и их личного отношения к этим процессам можно провести в школе исследование.

Воспитательная функция

Так как человек живет и работает в обществе, то необходимо предоставить школьнику возможности поиска своего пути во взрослом мире. Не менее важно - подготовить его к пониманию необходимости управления изменениями в окружающем мире.

Единое информационное пространство школы обеспечит:

  • Создание дополнительных условий для социализации учащихся.

  • Формирование критического мышления в условиях работы с большими объемами информации, способностей осуществлять выбор и нести за него ответственность.

  • Формирование творческих навыков.

  • Формирование навыков коллективной работы и совместного мышления, умения сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

  • Развитие инициативы.

  • Развитие коммуникативных способностей и навыков публичных выступлений.

  • Проведение культурно-просветительской работы (правовое, экономическое, эстетическое и др. воспитание).

Для поддержки воспитательной функции школа должна быть обеспечена разнообразными возможностями общения, в том числе внутришкольной локальной сетью и выходом в Интернет.

Сетевые технологии помогают сформировать инициативную, творческую личность, успешную не только в электронной информационной среде, но и в обычной жизни.

Информационная функция

Информацией (от лат. informatio - «научение», «сведение», «оповещение») называются сведения, то есть знания, передаваемые системой знаков любого рода.

Информационная функция единого информационного пространства школы предполагает:

  • создание банка педагогической информации;

  • формирование программно-методического фонда;

  • формирование фонда компьютерных программ;

  • формирование фонда библиотеки и медиатеки;

  • создание банка информации о здоровье учащихся; и др.

В банке данных педагогической информации могут быть помещены описания:

  • образовательных технологий;

  • педагогических исследований;

  • инновационных образовательных проектов;

  • высших и средних учебных заведений.

Программно-методический фонд может содержать:

  • учебные планы и программы;

  • информационные источники, объединенные в предметные и тематические коллекции.

Предметные и тематические коллекции могут содержать, например, различные графические изображения, тексты разной структуры, в том числе и с гиперссылками, цифровые копии произведений искусства, художественных и научно-популярных фильмов и другие объекты.

Новые учебно-методические материалы (комплексы) ориентированны на достижение качественно новых образовательных результатов.

Фонд компьютерных программ должен содержать программные средства для поддержки учебного процесса, внеклассной работы, для обеспечения работы администрации школы.

Методическая функция

Одним из первых определение методики дал более двухсот лет тому назад Н.И.Новиков: «Одну из важнейших частей сей науки составило бы точнейшее показание, как надлежит располагать ученье по различию наук и знаний, кои должно доставлять юношеству, по различию учащихся, их способностей, склонностей и будущего их определения. Сия часть педагогики научала бы нас образу ученья, употреблению наблюдений и выводимых из них правил. Она предначертала бы нам, как на ландкарте, путь, по которому можно идти при наставлении юношества, дабы могли мы по оному достигать наших предметов».

Из определения Новикова следует, что методика намечает путь, по которому следует идти при «наставлении юношества».

Методическая функция предполагает:

  • разработку методических материалов для поддержки учебно-воспитательного процесса;

  • создание информационно-педагогических модулей на различных носителях;

  • разработку педагогических проектов с использованием ИКТ.

Формирование учебно-методических материалов нового поколения, ориентированных на достижение качественно новых образовательных результатов, невозможно без использования ИКТ.

Разрабатываемые методики должны ориентироваться как на использование существующих нецифровых учебно-методических комплексов и учебников с поддержкой цифровыми ресурсами, так и на использование мультимедийных учебников, полностью обеспечивающих потребности организации учебного процесса по выбранному предмету (предметной области, теме).

Цифровые учебно-методические материалы могут быть использованы учителем и учащимися на уроке, учеником для самостоятельной работы вне урока, а также учителем для подготовки к уроку.

Современные методики должны быть рассчитаны на коммуникативное, интенсивное и деятельностное обучение.

Коммуникационная функция

Большое значение в настоящее время имеет формирование у школьников коммуникативной культуры, которая поможет им общаться и выполнять совместную работу, устанавливать психологический контакт с другими людьми.

В основе коммуникации лежат общепринятые нравственные требования к общению: вежливость, корректность, тактичность, скромность, точность, предупредительность, которые особенно важны для успеха совместной работы.

Работая вместе, формулируя новые гипотезы и теории, участвуя в критическом обсуждении идей других людей, учащиеся переходят на более глубокие уровни понимания проблемы, осваивают приемы рефлексии.

В настоящее время большую роль не только в передаче информации, но и в общении играют сетевые технологии. Организация локальной сети и использование возможностей Интернета являются обязательными компонентами модели информатизации школы.

Локальная сеть образовательного учреждения позволяет совместно использовать общие аппаратные средства и информационную систему учреждения, осуществлять оперативный обмен данными.

Подключение к Интернету дает возможность всем участникам образовательного процесса не только пользоваться услугами электронной почты, World Wide Web (WWW) и скачивать файловые архивы, но и участвовать в телеконференциях и форумах. Интерактивное общение в Интернете позволяет обмениваться текстовыми, звуковыми сообщениями, видеоизображениями в реальном режиме времени.

Благодаря сетевым связям формируются новые социальные объединения. Учителя и ученики создают сетевые сообщества, работающие над коллективными проектами. Новая среда, в основе которой лежит коллективная познавательная, творческая и учебная деятельность, учит думать по-новому, воспитывает толерантность и критическое и мышление.

Техническая функция

Для создания единого информационного пространства школы необходимо:

  • создание рабочих мест, оснащенных современным мультимедийным оборудованием, как для учащихся, так и для сотрудников школы;

  • организация локальной сети;

  • доступ к Интернету с любого компьютера;

  • создание системы технического обслуживания, ремонта и модернизации средств вычислительной и мультимедийной техники.

Компьютерные классы предназначены для проведения занятий по информатике и ИКТ, а также по другим предметам с использованием информационных технологий.

Большое значение для организации такого класса имеет выбор помещения и расположение компьютеров в нем, так, чтобы солнечный свет не создавал бликов на экранах монитора.

Класс должен иметь паспорт с перечнем оборудования, порошковые огнетушители, инструкцию по технике безопасности и журнал проведения инструктажа, заключение санэпидстанции и внутренний акт о готовности класса к работе.

Необходимо обеспечить охрану класса: металлические двери, сигнализация.

Компьютеризированные рабочие места - это рабочие места, с установленными компьютерами с подключенной периферией, с установленным программным обеспечением, выходом во внутришкольную сеть и Интернет. На рабочем месте пользователь должен иметь возможность осуществлять поиск информации, создавать мультимедиа-документы, веб-страницы, осуществлять подготовку проектов и т.д.

Локальная вычислительная сеть образовательного учреждения объединяет компьютеры, установленные в одном помещении (например, в компьютерном классе) или в разных кабинетах одной школы.

Локальная сеть дает возможность обеспечить:

  • взаимосвязь между рабочими местами;

  • доступ к общим информационным ресурсам школы;

  • подключение к сети периферийных устройств10.

Рассмотренные функции позволяют более детально рассмотреть цели и задачи развития единого информационного пространства ОУ, информатизации образования. Информатизация школы - процесс построения информационной инфраструктуры школы, включение школы в информационную инфраструктуру общества, освоение и использование ею в полной мере его информационных ресурсов.

Каждая школа должна иметь собственную модель информатизации, специфическую (авторскую) информационно-образовательную среду в образовательно-информационном пространстве региона, иметь коллектив, обладающий информационной культурой и владеющий информационными технологиями обучения.

Приведём общую модель единого информационного пространства образовательного учреждения, ее структуру. Знакомство с общей моделью поможет любой школе в разработке модели информатизации своего ОУ.

Б.П.Сайков выделяет следующие четыре составляющие единого информационного пространства образовательного учреждения: физическая или «неэлектронная», информационная, психологическая, интеллектуальная.

Физическую составляющую мы разделим на структурную и техническую. Таким образом, сформулируем следующие основные составляющие единого информационного пространства школы: структурная, техническая, информационная, психологическая, интеллектуальная.

Структурная составляющая

Структура рабочих мест, входящих в состав единого информационного пространства школы представлена на рисунке 2.

Программа развития единого информационного пространства

Рис. 2. Информационно-структурная модель школы

Техническая составляющая

Обеспечение компьютерных классов:

  • компьютер учителя, компьютеры учеников (12-15);

  • сканер, принтер лазерный, принтер струйный цветной;

  • мультимедийный проектор, экран.

Обеспечение предметных кабинетов:

  • компьютер учителя, мультимедийный проектор, экран;

  • телевизор, видеомагнитофон, аудиомагнитофон, музыкальный комплекс, синтезатор, микрофон;

  • графопроектор, графический планшет, интерактивная доска.

АРМ учителя: компьютер, принтер, сканер.

Обеспечение школьных лабораторий:

  • компьютеры с возможностью обработки видеоизображения;

  • цифровая видеокамера, цифровой фотоаппарат, телевизор, видеомагнитофон, Web-камера, DVD-writer, микрофон;

  • принтеры с повышенным качеством печати, ризограф, сканер;

  • множительная техника;

  • устройства для резки бумаги, брошюровки и ламинирования;

  • лингафонный кабинет;

  • компьютеры, наушники, микрофоны.

Информационная составляющая

Состав информационного блока:

  • программное обеспечение;

  • содержательное наполнение баз данных (в том числе сетевых);

  • методическая поддержка (для структурирования и актуализации учебных материалов).

Состав фонда компьютерных программ:

  • системное программное обеспечение, в том числе и сетевое;

  • мультимедийные образовательные программы;

  • программные средства, позволяющие создавать информационно-образовательные модули для поддержки учебного процесса и воспитательной работы (офисные и специализированные программы);

  • средства, обеспечивающие организацию и управление учебным процессом (программное обеспечение для методистов, учителей, школьных администраторов).

Базы данных для АРМ директора, его заместителей, секретаря, бухгалтера, психолога и др. должны содержать следующую информацию:

  • данные по кадрам, учащимся, родителям, выпускникам;

  • документацию по успеваемости, контрольным работам, экзаменам;

  • рабочую и отчетную статистику;

  • расписание уроков, кружков, дополнительных занятий;

  • аналитические материалы по проблемам учебно-воспитательной деятельности;

  • нормативную базу (приказы, постановления, положения, инструктивные и информационные материалы, направляемые из вышестоящих инстанций);

  • планы мероприятий, материалы педагогических советов, научных обществ и др.;

  • распорядительные документы по основным видам деятельности (приказы, решения педагогических советов, совета учреждения);

  • ведомости материально-технического обеспечения.

Психологическая составляющая

Для успешного создания и функционирования единого информационного пространства школы нельзя не учитывать разнообразные психологические факторы:

  • понимание участниками образовательного процесса необходимости применению ИКТ в обучении;

  • готовность к изменению парадигмы образования, методических подходов и педагогических постулатов. Переход от философии «давать знания» к философии «учить добывать знания»;

  • учет взаимоотношений между преподавателями и учащимися в учебном заведении;

  • учет возрастных особенностей учащихся при использовании ИКТ в учебном процессе и подборе обучающего программного обеспечения.

Интеллектуальная составляющая

При разработке программы построения информационного пространства школы необходимо учитывать:

  • приоритеты образовательного процесса, сложившиеся в Вашей школе;

  • общий профессиональный уровень педагогического коллектива;

  • желание учителя совершенствоваться в повышении своего педагогического потенциала;

  • желание учителя участвовать в развитии информационного образовательного пространства учебного заведения.

Отдельно рассмотрим информационный центр школы (медиацентр), создание которого желательно в школе. Он стал бы главным звеном единого информационного пространства, так как в нем можно сконцентрировать имеющееся технические и программные средства обучения для более эффективного их использования в информатизации образовательного и воспитательного процессов.

Основные направления деятельности центра:

  • Обеспечение информационных потребностей.

  • Внедрение в учебный процесс средств ИКТ.

  • Создание банка педагогической информации.

  • Разработка методических материалов.

  • Подготовка к урокам.

  • Проектная и научно-исследовательская деятельность.

  • Профильная и предпрофильная подготовка учащихся.

  • Дистанционное образование.

  • Повышение квалификации учителей и администрации.

  • Развитие творческих способностей.

  • Создание условий социализации и коллективной деятельности.

  • Создание и обновление медиатеки.

Итак, мы рассмотрели функции и составляющие информационного пространства ОУ. Создание единого информационно пространства школы - процесс достаточно длительный и сложный, состоящий из нескольких направлений:

  1. Массовое освоение информационно-коммуникационных технологий и соответствующих технических средств.

  2. Создание компьютерных классов и автоматизированных рабочих мест.

  3. Создание банка компьютерных программ, как образовательного назначения, так и для управления ОУ.

  4. Создание баз данных.

  5. Активное внедрение новых информационных технологий в учебно-воспитательный процесс и в управление этим процессом.

Понятно, что для работы по каждому из этих направлений требуется наличие современной техники, программного обеспечения, специалистов в области информатизации, готовность педагогического коллектива к использованию ИКТ в своей работе.

Сформулируем условия развития единого информационного пространства школы:

  • возможность свободного доступа к компьютеру всех участников образовательного процесса;

  • возможность общения между пользователями;

  • поддержание всей техники в исправном состоянии;

  • достаточное количество расходных материалов;

  • установка необходимого для работы лицензионного программного обеспечения;

  • наличие методических материалов по использованию сложной техники в учебном процессе;

  • наличие специалиста, который координировал бы всю работу по информатизации учебного процесса;

  • психологическая и интеллектуальная готовность педагогического коллектива к работе со сложной компьютерной, офисной и мультимедийной техникой;

  • повышение пользовательского и педагогического потенциала педагогов на курсах повышения квалификации и путем самообразования.


  1. Основные подходы к проектированию программы развития образовательного учреждения

В некоторых электронных энциклопедиях даются следующие определения программы:

Программа - термин, в переводе означающий «предписание», т.е. предварительное описание предстоящих событий или действий11.

Программа (от греческого programma - объявление, распоряжение):

1) содержание и план деятельности, работ

2) изложение основных положений и целей деятельности политической партии, организации, отдельного деятеля

3) краткое изложение содержания учебного предмета

4) перечень номеров, исполнителей, действующих лиц театрального, концертного и других представлений12

Традиционно любая программа - это система действий (как правило, зафиксированных в документе), предписываемая субъектам управления образованием, направленная на достижение его целей (по возможности чётко сформулированных).

Программа развития - это нормативная модель совместной деятельности группы людей, определяющая:

  1. состояние исходной системы;

  2. образ желаемого будущего системы;

  3. состав и структуру действий по переходу от настоящего состояния к будущему.

Наличие такой модели позволяет руководителю и всем участникам совместной деятельности иметь чёткое представление о том, какой конечный результат и в какой срок должен быть получен, какова роль каждого в этом процессе, в какой последовательности и какие действия должны производиться, к чему может привести невыполнение частных задач.

Таким образом, программа может рассматриваться как инструмент управления, позволяющий не только обеспечить достижение поставленной цели, но и сделать так, чтобы усилия были затрачены с максимально полезным эффектом13.

Программа информатизации или программа развития единого информационного пространства являются программой развития ОУ.

Программа информатизации - это коллективный труд всего учебного заведения, так как реализовывать и решать задачи, которые будут заложены в программу, придётся всему коллективу учебного заведения.

Программа информатизации определяет приоритетные вопросы информатизации учебного заведения, в ней как по составу, так и по времени детализируются работы на ближнюю и дальнюю перспективу.

Ценность программы информатизации - в ее конкретности, поэтому, если программу невозможно наполнить конкретикой на 2 года, её необходимо составить на год, на полгода и т. д. В программе информатизации необходимо расписать не только предполагаемые виды работ, но и сроки, и конкретных исполнителей. Это позволит не только отслеживать ход выполнения программы, но и корректировать её в зависимости от меняющихся обстоятельств.

Любая программа развития должна ответить на три важных вопроса:

  • Чего достигла наша школа сегодня, каковы её сильные и слабые стороны, достижения и проблемы?

  • Какой мы хотим видеть нашу школу и её выпускников через два-три года?

  • Что и как мы сделаем, чтобы школа успешно перешла от своего сегодняшнего уровня к желаемому будущему?

На эти вопросы необходимо ответить с позиции информатизации.

В учебно-методическом пособии «Программа развития образовательного учреждения» авторский коллектив формулирует примерную структуру и содержание программного документа (Приложение 1):

  1. Паспорт программы развития

  2. Информационно-аналитический раздел

  3. Концептуально-целевой раздел

  4. Тактический раздел

  5. Управление программой развития14

В паспорте программы в сжатом виде представлена фактически вся программа, начиная от целей и результатов, кончая бюджетом. Этот раздел формируется по завершении всех остальных разделов программы. Ниже приведены основные цели и задачи, которые уместно отразить в Программе. Целями реализации Программы развития единого информационного пространства школы могут быть:

  • создание условий для повышения качества, доступности и гибкости образования;

  • формирование информационной культуры всех участников образовательного процесса;

  • совершенствование административно-управленческой работы;

  • развитие материально-технической базы учебного заведения.

В пункте «Задачи» конкретизируются цели и перечисляются основные мероприятия, которые необходимо провести для максимального достижения целей Программы. Ниже приводятся некоторые задачи, которые могут быть в Программе:

  • оснащение образовательного учреждения компьютерной техникой, телекоммуникационным оборудованием и программным обеспечением учебного и управленческого назначения; проектирование и монтаж локальной вычислительной сети с выделенным сервером;

  • использование новых информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе на предметных уроках;

  • применение новых информационных и коммуникационных технологий в научно-методической и экспериментальной работе;

  • повышение квалификации и переподготовка педагогических и управленческих кадров;

  • создание и развитие информационных ресурсов образовательного учреждения;

  • создание условий для использования компьютера каждым учащимся и работником образовательных учреждения;

  • организация доступна преподавателей и учащихся к российским и глобальным информационным ресурсам;

  • организация новой системы методической поддержки преподавателей в области информационных технологий с использованием средств телекоммуникации;

  • применение региональных и федеральных образовательных ресурсов: информационно-справочных источников, компьютерных сред учебной деятельности, тренажёров, электронных учебников и т.п.

  • внедрение в управленческую деятельность, учебный процесс, социально-воспитательную работу современных информационных и коммуникационных технологий;

  • организация ведения электронных личных дел всех сотрудников школы;

  • организация условий для создания школьной базы данных, а также поиска и отбора информации из неё;

  • организация эффективного информационного взаимодействия с вышестоящими организациями, родителями и учащимися и т.д15.

Информационно-аналитический раздел один из самых объёмных и значимых разделов программы.

От качественного анализа работы ОУ зависит построение модели нового ОУ и правильность пролонгированного прогнозирования действенности работы всех звеньев ОУ.

Наиболее распространёнными методами сбора информации являются следующие:

  1. Изучение федеральных и региональных нормативных, инструктивных, методических документов об образовании;

  2. Целенаправленное наблюдение;

  3. Социологические (устные или письменные) опросы: собеседования с учителями, учащимися, родителями.

  4. Психологическая диагностика: письменные опросы (анкетирование, тестирование и др.).

Далее необходимо информацию систематизировать, качественно обработать, а уже затем делать выводы, принимать решения.

Собрав информацию, изучив её, следует приступить к написанию анализа состояния работы ОУ за учебный год, анализа внешней и внутренней среды ОУ. При этом можно воспользоваться различными методиками анализа. Например, такими как PEST и SWOT - анализ, проблемно-ориентированный анализ.

В концептуально-целевом разделе программы развития описывается будущее состояние ОУ, его нельзя описать очень детально, но контуры будущего школы, образы её выпускников и завтрашних образовательных услуг должны быть обязательно указаны.

Концепция развития ОУ разрабатывается на основе анализа состояния школы, образа будущего ОУ, а также зависит от содержания и качества его подготовки. Система идей, изложенных в концепции, должна определять, какие изменения в образовательной деятельности ОУ позволят устранить несоответствия между фактическими и желаемыми результатами. Коллектив ОУ сам определяет структуру концепции.

В ходе работы над разделом необходимо сформулировать миссию ОУ. Миссия ОУ должна отражать цели, наиболее привлекательные для всех участников образовательного процесса, и являться теоретическим основанием для разработки всех основных документов и всей практической деятельности ОУ. Миссия ОУ должна вытекать из проблем ОУ и социума и определять цели и задачи, стоящие перед ОУ.

В концептуально-целевом разделе программы кроме концепции развития ОУ необходимо разработать стратегию развития. Этот раздел представляет собой структуру (этапы) и содержание действий.

Стратегическая линия, которая закладывается в программу информатизации учебного заведения, должна быть направлена на:

  • изменение технической оснащенности учебного заведения;

  • увеличение доли получаемой информации с помощью электронных средств;

  • формирование информационной культуры участников образовательного процесса.

Тактический раздел - это конкретизация действий, которые нужно совершить для реализации цели каждого этапа программы и подготовки к осуществлению последующих этапов. В данном разделе необходимо ответить на следующие вопросы: Что? Как? Где? Когда? Кто? Сколько средств?

Структура тактического плана может быть такая:

  1. Направления и задачи.

  2. Действия.

  3. Место проведения.

  4. Сроки проведения.

  5. Ответственный исполнитель.

  6. Объём финансирования.

Этот раздел обязательно включает в себя бюджет программы.

Для успешной реализации программы необходим последний раздел - управление программой развития, который включает в себя формулировку ожидаемых результатов, показатели их оценки и план контроля за реализацией программы.

Выводы по главе

В данной главе мы охарактеризовали основные стратегические документы относительно процесса информатизации, выявили основные подходы к определению понятия единого информационного пространства ОУ, цели и задачи его создания, рассмотрели общую модель его построения, выявили условия способствующие развитию единого информационного пространства школы, изучили специфику и особенности процесса проектирования программы развития ОУ.

Опираясь на данный материал можно приступить к разработке проекта программы развития единого информационного пространства МОУ СОШ №3 г. Каргополя.





Список литературы


  1. Аницына Т.М. Единое информационное пространство общеобразовательного учреждения / Т.М.Аницына // Методист. - 2007. - №7. - С.10-13. - Библиогр.: с.13.

  2. Бобрышева Н.А., Бобрышев Н.Н. Проект «Использование мобильного компьютерного класса» // Практика административной работы в школе. - 2009. - №2. - с.53-60.

  3. Борисов А.С. Методические подходы к формированию информационной среды / А.С.Борисов // Проф.образование. Столица. - 2009. - №7. - С.30-31.

  4. Великович Л.С. Основные подходы к формированию и реализации программы информатизации школы // Директор школы. - 2007. - №4. - с.28-37.

  5. Ворона Е.Д. Единое информационное пространство школы / Е.Д.Ворона // Завуч. - 2007. - №3. - С.17-19.

  6. Гусев В.Б., Моисеева О.Ф. Перспективы развития интернет-технологий в ОУ // Практика административной работы в школе. - 2009. - №7. - С.32-34.

  7. Дегтярь О., Посадских Г. Программа «Информатизация школы» / О.Дегтярь // Школьное планирование. - 2008. - №1. - С.39-56.

  8. Закупень Т.В. Правовые и организационные аспекты формирования информационного пространства государств-участников СНГ / Т.В. Закупень. - М.: Молодая гвардия, 1998. - С. 20.

  9. Иванова Е.О. Процесс обучения в информационном пространстве / Е.О.Иванова // Инновации в образовании. - 2009. - №6. - С.53-66. - Библиогр.: с.66.

  10. Информационные технологии в образовании: сб. мат. региональной научно-практической конференции (17 -18 декабря 2008 г.). Часть I / отв. за вып. Ю.Л. Ипатова, Т.В. Шарыгина. - Архангельск: АО ИППК РО, 2008. - 138 с.

  11. Информационный рынок в России / Ю. М. Арский, Р. С. Гиляревский, В. С. Егоров, Г. 3. Залаев, Н. Т. Клещев, А. С. Комаров А. Н. Лаверов, И. И. Родионов, В. А. Цветкова, А. Г. Чесноков. - М.: ВИНИТИ, 1996. - 293 с., 58 табл.

  12. Исайкин О.А. От информационного пространства школы - к информационному пространству региона. [Электронный ресурс]: bitpro.ru/ito/2002/IV/IV-0-626.html

  13. Коваленко А.Н. Показатели информатизации школы. Компьютерные инструменты в образовании / А.Н. Коваленко, Л.П. Панкратова, Д.Е. Прокудин - СПб.: Изд-во ЦПО "Информатизация образования", 1999, №3-4, С. 62-73.

  14. Концепция формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов [Электронный ресурс] (emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/c11558946766a8b4c325762600271409)

  15. Кудрявцев А.В. Проектирование и управление развитием единой информационной среды школы // Директор школы. - 2007. - №1. - с.14-21.

  16. Медова Ю.В. Примерное положение о школьной медиатеке // Практика административной работы в школе. - 2009. - №2. - с.60-62.

  17. Основы социологии: Курс лекций/ Отв. ред. А. Г. Эфендиев. - М.: О-во «Знание» России, 1993. - 384 с.

  18. Программа развития информационной среды общеобразовательного учреждения. Проектирование и реализация / Под ред. А.Л. Семенова, Е.И. Булин-Соколовой - М., 2007

  19. Программа развития образовательного учреждения: учеб.-метод. пособие для слушателей курсов повышения квалификации / Горячкова С.А., Кушкова Т.В., Уварова Л.И., Федосеева И.В., Шумилина Т.О. - Архангельск: АО ИППК РО, 2008 - 134 с.

  20. Прокудин Д. Е. Информатизация как основной фактор развития отечественного образования [Электронный ресурс]: spho.ru/library/33

  21. Прокудин Д. Е. Информатизация отечественного образования: итоги и перспективы. [Электронный ресурс]: anthropology.ru/ru/texts/prokudin/art_inf_edu.html

  22. Сайков Б.П. Организация информационного пространства образовательного учреждения: практическое руководство / Б.П. Сайков. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 406 с.: ил.

  23. Солдатова Н.М. Создание единого информационного пространства школы. Владивосток: Приморский ИППКРО, 2007 г.

  24. Степанова С. И. Единое информационное пространство школы - необходимое условие внедрения информационно-коммуникативных технологий в процессе обучения. [Электронный ресурс]: festival.1september.ru/articles/511733/

  25. Ткачева Т.П. План мероприятий по информатизации образовательного процесса в школе / Т.П.Ткачева // Практика административной работы в школе. - 2007. - №7. - с.17-19.

  26. Урнов В.А., Гудков П.Г., Хожаева Т.С. Комплексное решение для построения единого образовательного пространства школы. [Электронный ресурс]: tm.ifmo.ru/tm2005/db/doc/get_thes.php?id=299

  27. Хеннер Е.К. Формирование ИКТ-компетентности учащихся и преподавателей в системе непрерывного образования /Е.К. Хеннер. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. - 188 с.: ил.

  28. Хоменко И.А. Интернет и взаимодействие семьи и школы // Директор школы. - 2006. - №2. - с.88-93.

  29. Шапиро К.В. Информационно-компьютерные технологии в управлении школой: возможности и перспективы // Директор школы. - 2006. - №2. - с.28-34.

  30. Электронная энциклопедия «Википедия» [Электронный ресурс (ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B0)

  31. Электронная энциклопедия [Электронный ресурс] (dic.academic.ru/dic.nsf/enc1p/39034)

  32. Яндола В.Д. Оптимизация ресурса школы в процессе информатизации // Директор школы. - 2008. - №2. - с.62-71.

1 Прокудин Д. Е. Информатизация как основной фактор развития отечественного образования [Электронный ресурс]: spho.ru/library/33

2 Прокудин Д. Е. Информатизация отечественного образования: итоги и перспективы. [Электронный ресурс]: anthropology.ru/ru/texts/prokudin/art_inf_edu.html

3 Основы социологии: Курс лекций/ Отв. ред. А. Г. Эфендиев. - М.: О-во «Знание» России, 1993. - 384 с.

4 Информационный рынок в России / Ю. М. Арский, Р. С. Гиляревский, В. С. Егоров, Г. 3. Залаев, Н. Т. Клещев, А. С. Комаров А. Н. Лаверов, И. И. Родионов, В. А. Цветкова, А. Г. Чесноков. - М.: ВИНИТИ, 1996. - 293 с., 58 табл.

5 Закупень Т.В. Правовые и организационные аспекты формирования информационного пространства государств-участников СНГ / Т.В. Закупень. - М.: Молодая гвардия, 1998. - С. 20.

6 Концепция формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов [Электронный ресурс] (emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/c11558946766a8b4c325762600271409)

7 Сайков Б.П. Организация информационного пространства образовательного учреждения: практическое руководство / Б.П. Сайков. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 406 с.: ил.

8 Солдатова Н.М. Создание единого информационного пространства школы. Владивосток: Приморский ИППКРО, 2007 г.

9 Хеннер Е.К. Формирование ИКТ-компетентности учащихся и преподавателей в системе непрерывного образования /Е.К. Хеннер. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. - 188 с.

10 Солдатова Н.М. Создание единого информационного пространства школы. Владивосток: Приморский ИППКРО, 2007 г.

11 Электронная энциклопедия «Википедия» [Электронный ресурс]

(ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B0)

12 Электронная энциклопедия [Электронный ресурс] (dic.academic.ru/dic.nsf/enc1p/39034)

13 Программа развития образовательного учреждения: учеб.-метод. пособие для слушателей курсов повышения квалификации / Горячкова С.А., Кушкова Т.В., Уварова Л.И., Федосеева И.В., Шумилина Т.О. - Архангельск: АО ИППК РО, 2008 - 134 с.

14 Программа развития образовательного учреждения: учеб.-метод. пособие для слушателей курсов повышения квалификации / Горячкова С.А., Кушкова Т.В., Уварова Л.И., Федосеева И.В., Шумилина Т.О. - Архангельск: АО ИППК РО, 2008 - 134 с.

15 Сайков Б.П. Организация информационного пространства образовательного учреждения: практическое руководство / Б.П. Сайков. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 406 с.: ил.


© 2010-2022