Статья. Из опыта работы

Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Статья. Из опыта работы.Статья. Из опыта работы.Статья. Из опыта работы.Статья. Из опыта работы.Статья. Из опыта работы.Статья. Из опыта работы.Статья. Из опыта работы.Статья. Из опыта работы.Статья. Из опыта работы.Статья. Из опыта работы.Статья. Из опыта работы.Статья. Из опыта работы.Статья. Из опыта работы.Статья. Из опыта работы.Статья. Из опыта работы.Статья. Из опыта работы.Статья. Из опыта работы.Статья. Из опыта работы.Статья. Из опыта работы.Статья. Из опыта работы.Статья. Из опыта работы.Статья. Из опыта работы.

Статья. Из опыта работы.

Статья. Из опыта работы.

Статья. Из опыта работы.

Статья. Из опыта работы.

Статья. Из опыта работы.

Статья. Из опыта работы.Статья. Из опыта работы.Статья. Из опыта работы.Использование информационных технологий на уроках математики,

информатики и внеурочной деятельности - важнейшее условие

раскрытия внутреннего потенциала обучающихся.

(Из опыта работы Воропаевой М.Н., учителя математики и информатики

МБОУ СОШ №2 г.Горняка Локтевского района Алтайского края

материал размещен на странице учителя на школьном сайте

gornschool2.ucoz.ru/index/stranica_portfolio_uchitelja_informatiki_voropaevoj_m_n/0-25 )

Образование - это индустрия,

направленная в будущее.

С. П. Капица.

Условия возникновения и становления данного опыта

В феврале 2011 года Президент РФ утвердил Концепцию Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы, одной из целью которой, является обеспечение инновационного характера базового образования.

Российское образование стало на новую ступень развития, где теперь учитель идет рядом с учеником, а не ведет его. Исходя из этого, осуществляю использование новых информационных технологий через решение проблемы личностно-ориентированного образования, в котором в центре внимания личность ученика, деятельность учения, познавательная деятельность, а не преподавание. Для решения данной темы применяю многочисленные инновационные технологии, наиболее адекватные из которых метод проектов, технология работы в группах, индивидуальное и дифференцированное обучение, личностно ориентированное обучение,

разноуровневое обучение, здоровьесберегающая технология.

Применение этих технологий немыслимо без применения новых информационных компьютерных технологий, которые помогают раскрывать педагогические и дидактические функции этих методов.

Основная задача обучения математике, информатике: обеспечить прочное и сознательное овладение обучающимися знаниями и умениями,

1

необходимыми в повседневной жизни и трудовой деятельности,

достаточными для изучения смежных дисциплин.

Математика важна для повседневной практической деятельности человека. В современных условиях математика является языком науки и техники. С еѐ помощью моделируются, изучаются и прогнозируются многие явления и процессы, происходящие в природе и обществе. Математика развивает нравственные черты личности: настойчивость,

целеустремлѐнность, творческую активность, самостоятельность,

ответственность, трудолюбие, дисциплину и умение аргументировано отстаивать свои взгляды и убеждения. Важнейшей задачей математики является развитие логического мышления.

Усвоение знаний требует от обучающихся максимальной отдачи интеллектуальных сил, постоянной мобилизации воли и внимания.

Особое значение приобретает учебная деятельность, обеспечивающая не только усвоение знаний, но и овладение способами учебной работы,

умением самостоятельно строить свою деятельность, искать и находить более рациональные способы решения той или иной проблемы, переносить их в условия, не заданные непосредственно обучением.

Учебная деятельность, направленная на усвоение знаний обучающихся

- важнейший источник формирования личности подростка.

Поэтому целями моей педагогической деятельности являются:


  1. Совершенствование преподавания математики, информатики и автоматизации производства на основе внедрения инновационных образовательных технологий, творческого применения идей педагогического сотрудничества и передового опыта обучения.


  1. Создание условий для развития индивидуальных способностей каждого учащегося на основе личностно- ориентированного подхода к обучению.


  1. Формирование потребностей к саморазвитию и самообучению через активные формы и методы преподавания.

2

Мой педагогический опыт применения ИКТ на уроках математики и информатики помогает учащимся самореализоваться в стенах школы и понять свою значимость.

Школа обеспечивает образовательный процесс высокопрофессиональными педагогическими кадрами, новейшими технологиями, включая ИКТ. Создаются условия для реализации принципов активного изучения базовых предметов и предметов дополнительного образования.

Условия реализации опыта:

Учащиеся обучаются - на базовом уровне.

Актуальность и перспективность опыта:

Колоссальный объем информации и новых знаний по изучаемым предметам и невозможность освоить их, привели к противоречиям между учащимися и традиционными приемами и методами обучения:


  • загруженность ученика и учителя и отсутствие дополнительных учебных ресурсов, в том числе, ресурса времени;


  • наличие высоких требований, предъявляемых обществом к уровню образованности выпускника школы, и падение мотивации

учащегося к обучению;


  • требование максимального раскрытия потенциала учащегося и традиционные формы организации обучения;


  • желание ученика достичь профессионального роста в жизни и отсутствие практического опыта самостоятельной добычи новых

знаний;


  • получение теоретических знаний по предмету и умение применять их на практике.

Компьютер на уроках - это реальная необходимость при возрастающем потоке информации и объеме знаний. Его применение снимает многие противоречия традиционной образовательной системы обучения и


3

информационной среды обитания наших учащихся, но при этом порождает новые противоречия межу всеми участниками образовательного процесса:


Разрешая одни противоречия, информационная среда вносит новые противоречия между всеми участниками образовательного процесса:

компьютер - учитель - ученик.

Ученик имеет неограниченный доступ к информации и применяет ресурсы Сети для «скачивания» готовых решений и предложенных заданий.

Учитель не в состоянии контролировать или идентифицировать предложенный вариант решения. Чаще всего, ученик нерационально тратит свободное время, используя компьютер как игрушку. Так возникают противоречия между учеником и компьютером, а также между учителем и учеником. Ученики проводят за компьютером гораздо больше времени, чем их учителя. Отсюда, противоречие между потребностями ученика и ИКТ -

компетентностью учителя.

Мой педагогический опыт «Использование информационных технологий на уроках математики, информатики и внеурочной деятельности - важнейшее условие раскрытия внутреннего потенциала обучающихся» актуален сегодня.

Он позволяет найти возможные пути решения возникших противоречий.

Перспективность опыта заключается в реализации следующих задач:


  • знакомство учащихся с достижениями в области информатизации общества и формирование современного научного

мировоззрения;


  • выявление взаимосвязи предметных дисциплин и изучение соответствующих проблемных вопросов с помощью ИКТ;


  • повышение интереса к овладению знаниями;


4


  • организация и стимулирование самостоятельной работы учащихся, активный поиск рациональных путей решения

проблемных ситуаций;


  • формирование новой информационной культуры школьника и его поведения в обществе ХХI века;


  • формирование потребности в самореализации и активной гражданской позиции в различных сферах деятельности.

Использование программных продуктов на уроках позволяет максимально точно изучить процессы и явления, происходящие в реальном мире. Это дополнительно активизирует познавательную деятельность и способствует повышению мотивации учащихся к получению новых знаний.

Педагогическая идея

Использование компьютерных технологий на уроках в школе за последнее десятилетие получило широкое распространение, что связано с глобальной информатизацией общества и появлением Интернета. Новые учебные технологии предоставляют огромные возможности организации учебного процесса. Это шанс для учителя повысить мотивацию учащихся к приобретению знаний через организацию учебной и внеурочной деятельности учащихся.

Цель педагогического опыта: создать условия для активизации познавательной деятельности учащихся средствами ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности.

Гипотеза - применение ИКТ на уроках приведет к повышению познавательного интереса учащихся к изучаемым дисциплинам. В результате,

возможно повышение успеваемости и качества обучения.

Объект реализации педагогической идеи: процесс обучения математике и информатике учащихся 5 - 11-ого классов с использованием ИКТ.


5

Предмет исследования в ходе становления педагогического опыта:

компьютер на уроке - это средство повышения мотивации и познавательной деятельности учащихся.

Педагогическая идея опыта использования ИКТ в учебном процессе построена на выдвинутой гипотезе и организации познавательной деятельности учащихся на интегрированных уроках математики и информатики.

Обучение строится в зависимости от способностей учащегося, его интересов и культурного уровня. Это обеспечивает положительный фон для успешной учебы и развития качеств, необходимых всесторонне развитой личности.

Ожидаемые результаты: подтверждение гипотезы и, как следствие,

увеличение числа учащихся, охваченных исследовательской и проектной

деятельностью.

Теоретическая база

Новые образовательные стандарты должны коренным образом изменить организацию учебного процесса в новой школе в эпоху полной информатизации общества. Современные компьютерные технологии имеют большой диапазон возможностей для его совершенствования. Поэтому,

ведущие педагоги уделяют особое внимание современному состоянию использования ИКТ и путях модернизации образования. В педагогической литературе рассматриваются новые условия обучения и воспитания учащихся, которые должны активизировать жизненную позицию обучаемого,

помочь ему самоутвердиться и само реализоваться в стенах школы. Для этого учителю необходимо активизировать эмоциональный, интеллектуальный и волевой потенциал учащегося. Следовательно, познавательная активность школьника зависит от уровня включенности его в образовательный процесс,

что в свою очередь зависит от организации и проведения уроков учителем.

Познавательная активность - это качество личности учащегося, которое характеризуется когнитивной направленностью, мобильностью в выборе

6

познавательной стратегии, осознанным отношением к достигнутым и планируемым результатам образовательной деятельности.

Современная психология и педагогика рассматривают виды познавательной деятельности человека: предметную, игровую, учебную,

трудовую и др., в процессе которой приобретается система знаний. Особое внимание в работах ведущих педагогов уделено методам активизации познавательной деятельности как процесса и как результата образовательной деятельности. Выготский Л.С. характеризует познавательную деятельность как сознательную и свободную, с высоким уровнем развития интереса.

Интерес выступает как движущая сила познания. С информатизацией общества изменилась образовательная среда и организация учебно-

воспитательного процесса в школе. Применение ИКТ на уроках способствует повышению интереса, мотивации к учебе. Это подтверждено психолого-

дидактическими исследованиями Доманова С.Р., Полат Е.С., Роберт И. В. и

др. Вопросы появления новых видов учебной деятельности, как по форме,

так и по методам представления знаний, отражены в работах следующих ученых: А.А. Андреева, Я.А. Ваграменко, К.К.Колин, М.П. Лапчик, И.В.

Роберт и др.

Педагог - новатор (Роберт И.В.) определяет учебную деятельность,

которая реализуется в информационно-коммуникационной среде, как динамическую систему, обеспечивающую условия взаимодействия между обучающимся, обучаемым и средствами ИКТ. Новые формы учебной деятельности создают условия для организации деятельностного подхода на уроках и реализации в новых условиях технологии развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В.Давыдова. Исследования подтверждают, что посредством мультимедийного предоставления информации можно проектировать учебную деятельность таким образом, чтобы учащийся мог самостоятельно приобретать новые знания, развивать инициативу, трудиться и находить ответы на возникающие вопросы.


7

Реализация педагогической идеи применения ИКТ на интегрированных уроках построена на применении основных педагогических принципов:

  • развивающего обучения;


  • научности и посильной доступности;


  • целеполагания и мотивации;


  • сознательности и прочности усвоения знаний;


  • самостоятельности и творческой активности;


  • наглядности.

При этом появилась возможность привлекать информационно - образовательные технологии и различные приемы представления и извлечения знаний на уроках и внеурочной деятельности:

  • метод блочной подачи материала;


  • частично - поисковый метод;


  • метод проектов.


  • интерактивный диалог;


  • управление моделями, представляющими учебные ситуации;


  • автоматизация процессами контроля (самоконтроля) усвоения знаний и умений.

Работая учителем математики и информатики, применяя новые технологии на уроках, добиваюсь хороших знаний по предмету, потому что признаю сквозное преподавание математики и информатики с 5-ого по 11-ые классы, когда у учителя - предметника есть главный ресурс - время, чтобы формировать учебные навыки и умения, а затем развивать различные компетенции: учебные и личностные. Формируются они как в учебной деятельности, так и внеурочной. Только тогда видны результаты обучения и воспитания, и можно сказать, что я выучила ученика, и есть кому нести дальше накопленный опыт.

Новизна опыта

В настоящее время мы являемся свидетелями проведения существенных изменений в системе образования. Новые федеральные

8

стандарты, ГИА, ОГЭ, информатизация общества должны коренным образом повернуть качество образования на более высокий уровень, приблизить его к европейским стандартам, дать новый импульс для развития компетентностной модели образования. Следовательно, компьютер на уроках математики и информатики должен способствовать развитию учебных и социальных компетенций учащегося, его творческих и познавательных интересов.

Новизна опыта состоит в реализации следующей методики для активизации познавательной деятельности учащихся:


  • поиск, регистрация и накопление информации о затруднениях, которые возникают у учащихся в решении различных задач по

предметам;


  • поиск и разработка моделирующих программ для имитации типичных проблемных ситуаций;


  • использование этих программ в модельных экспериментах;


  • выбор оптимального решения по результатам экспериментов;


  • отображение существенных связей и факторов между явлениями;


  • приобретение знаний и опыта в конкретной предметной области

при организации исследовательской работы.

Новизна опыта заключается в поиске проблемных моментов на «стыке» изучаемых предметов и организации интерактивного диалога на информатике при решении проблемы.

Новизна опыта состоит в высвобождении ресурса времени учителя и ученика при изучении смежных тем на уроках «Компьютер на уроке математики», «Компьютер и домашнее задание» и автоматизации процессов контроля.

Учитель в тесном сотрудничестве с учеником и компьютером сможет разрешить многие проблемы и противоречия обучения, связанные с потребностью воспринимать, перерабатывать, использовать научные данные и быстро развивающие новые знания.

9

Технология опыта

Для создания условий, способствующих организации деятельностного подхода на уроках математики и информатики, применяю ИКТ, что способствует активизации познавательной самостоятельности и активности учащихся. При преподавании названных дисциплин с использованием ИКТ ставлю следующие задачи:


  • Научить учащихся поиску, отбору и анализу необходимой учебной информации;


  • Регистрировать проблемные моменты в изучаемых темах по предметам, требующие построения модели средствами ИКТ;


  • Организовать поиск решения различными способами;


  • Применять наглядность и «живые» картинки для восприятия и познания закономерностей изучаемых явлений;


  • Организовать внеурочную деятельность, проектную и учебно-исследовательскую работу учащегося средствами ИКТ;

  • Использовать полученные знания на практике, в реальной жизни.

Применение ИКТ на уроках открыло доступ к новым источникам информации и позволило отойти от традиционных форм изложения материала. На одном интегрированном уроке информатики с различными дисциплинами можно:

  • усвоить в большем объеме новые знания по этим предметам;


  • организовать деятельностный подход в обучении;


  • достичь привлекательности уроков;


  • дифференцировать процесс обучения.

Характер использования ИКТ на уроках может быть разный - это обучающий, развивающий, коммуникативный, диагностический,

общекультурный. Это зависит от цели и задач, стоящих у меня, как учителя,

при проектировании урока с использованием компьютера. Провожу уроки демонстрационного типа, уроки обобщения и получения новых знаний,

интегрированные уроки, уроки компьютерного тестирования, уроки

10

практикумы и др. Технология применения ИКТ на уроках должна быть не самоцелью, а сопровождать предмет для доступного, наглядного изложения материала, для организации интересной познавательной учебной деятельности.

Использование ИКТ начинаю с анализа темы, методов подачи материала, выделения проблемных моментов и путей их разрешения. При этом продумываю возможность разнообразить тип урока через применение ИКТ. Разумеется, применение ИКТ должно быть методически обоснованно.

Уроки должны включать организационные и содержательные моменты.

Орг.момент состоит в продумывании способов применения компьютера на уроках как средства информации, средства наглядности, поиска информации в Сети, создания проектов, учебно- исследовательской работы учащихся, а

содержательный этап - это проект урока: цель урока, задачи урока,

организация деятельности ученика и учителя, анализ эффективности использования ИКТ на уроке, как средства активизации учебной,

познавательной деятельности учащегося.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Понятие мультимедиа. Компьютерные презентации.

Практика на компьютере: создание презентации, содержащей

графические изображения.

ФИО Воропаева М.Н.

Место работы МБОУ СОШ №2

Должность учитель информатики

Предмет Информатика и ИКТ

Класс 8

Тема и номер урока в теме Технология мультимедиа, урок №2

Базовый учебник Семакин И. Г., Залогова Л. А., Русаков С.

В., Шестакова Л. В. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 8 класса

Цель:

11

- закрепление знаний, правил создания презентаций и навыков работы в

программе MS PowerPoint.

Задачи:

- обучающие:


  1. повторить правила создания презентаций;


  1. закрепить навыки работы в программе MS PowerPoint;


  1. отработать навыки создания фона, ввода текста, вставки изображения.

-развивающие:


  1. создать условия для развития мышления, внимания, памяти, коммуникативных навыков;


  1. способствовать развитию познавательного интереса;


  1. развивать творческие способности учащихся;


  1. воспитание аккуратности, добросовестности.

-воспитательные:


  1. воспитывать культуру общения в ходе парной и фронтальной работы;


  1. воспитывать интерес к информатике и информационным технологиям, через создание презентации;


  1. воспитывать интерес к творческой работе.

Тип урока комбинированный.

Формы работы учащихся коллективная, в парах, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование: проектор, учебные

компьютеры






12

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА


Название

Деятельность

Деятельность

Вре

используемых

учителя

ученика


мя

ЭОР

(с указанием


Этап


(с указанием

действий с ЭОР,


урока

мин

порядкового

например,



.)

номера из

демонстрация)




Таблицы 2)



1

Постано

Настраиваемся на

Отгадывают


вка

урок

загадки.


темы,

информатики:

3

целей

вопросы

загадки

мин

урока.

по

устройству



ПК.




2

Повторе

Повторяем:

Демонстрация

-Приводят примеры

ние

технологии

ЭОРа

с

применения


материа

мультимедиа

комментариями.

мультимедиа

в

ла

(1)

различных

сферах



деятельности

7ми


человека

н


-Приводят примеры



известных

им



мультимедийных



продуктов




Демонстрацио

-Разбор

понятия

-Изучают

ЭОРы,


нная

«перезентация».

формулируют


интерактивная

-

ЭОРы:

определения


презентация

сформулировать

«интерактивная


(2)

определения

презентация»

и


Демонстрацио

«интерактивная

«непрерывная





13

Название

Деятельность

Деятельность

Вре

используемых

учителя

ученика


мя

ЭОР

(с указанием


Этап


(с указанием

действий с ЭОР,


урока

мин

порядкового

например,



.)

номера из

демонстрация)




Таблицы 2)



нная

презентация»

и

презентация»;


непрерывная

«непрерывная

ищут

примеры


презентация

презентация»;

использования


(3)

привести

данного

типа


примеры

презентации;


использования

формулируют


данного

типа

достоинства

и


презентации;

недостатки


найти

предложенного


достоинства

и

типа презентации


недостатки.





Фронтальный

Выбирают ответ из


опрос

(Тест

с

предложенных

в


выбором ответа)

тесте.


Вопрос №1:



Презентация - это



...



Вопрос №2:



Компьютерная



презентация



бывает:



Вопрос №3: В



рабочем окне



программы Power



Point нет





14

Название

Деятельность

Деятельность

Вре

используемых

учителя

ученика


мя

ЭОР

(с указанием


Этап

(с указанием

действий с ЭОР,

урока

мин

порядкового

например,



.)

номера из

демонстрация)




Таблицы 2)



элемента:


Вопрос

№4:


Укажите


несуществующий


режим

работы с


презентацией:




3

Подгото

Неправильные

Анализируют


вка к

слайды

или

слайды


практич

советы

для

приготовленной

еской

получения

учителем


работе.

качественной

презентации,

7


презентации.

используя

Карту

мин


Поэтапный

«Советов».


разбор

создания


презентации


Животный мир.




4

Практич

Задание

Работают с Картой

17

еская

практической

«Практическая


мин

работа

работы.(4)

работа №13»


.

№13







3

Домашн

-

Предлагает

- Работают в общем

ее

учащимся

документе

3


сформулировать

(таблица),

задание

мин


тему

для

фиксируют

темы



создания

для




15

Название

Деятельность

Деятельность

Вре

используемых

учителя

ученика


мя

ЭОР

(с указанием


Этап

(с указанием

действий с ЭОР,

урока

мин

порядкового

например,



.)

номера из

демонстрация)




Таблицы 2)



презентации

индивидуальной


(групповой работы)



4

Итоги

-

Проводит

-

Заполняют

урока.

«мини-обзор»

индивидуальные

3

Рефлекс

урока

карты

мин

ия.





Приложение к плану-конспекту урока

Понятие мультимедиа. Компьютерные презентации.

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР


Форма


предъявлен


ия


информации

Гиперссылка на


(иллюстраци

Тип, вид

ресурс,

Название ресурса

я,

ресурса

обеспечивающий

презентация,


доступ к ЭОР


видеофрагме



нты, тест,


модель и


т.д.)



1

Технологии

Слайд

презентация

files.school-

мультимедиа

(интерактивный

collection.edu.ru/dlrstore/


)

3abb60c3-28c4-4675-




16


8f44-


086ca96e491b/9_46.swf


2

Демонстрационна

Слайд-шоу

презентация

school-

я

интерактивная

collection.edu.ru/catalog/r


презентация

ubr/a21edc9a-abe4-49a6-



ae55-


25488285cfe0/75328/?


3

Демонстрационна

Слайд-шоу

презентация

school-

я

непрерывная

collection.edu.ru/catalog/r


презентация

ubr/a21edc9a-abe4-49a6-



ae55-


25488285cfe0/75328/?


4

Практическая

Текстовый

school-

работа №13

Индивидуально

документ

collection.edu.ru/catalog/r


е задание на

ubr/a21edc9a-abe4-49a6-



разработку

ae55-


25488285cfe0/75328/?inte



презентации,

rface=catalog&class=50&



включающую

subject=19


статические


слайды




В моей педагогической практике уже в течение ряда лет веду работу по использованию новых информационных технологий (НИТ) в обучение.

Обобщая, накопленный опыт, я выделяю три варианта применения НИТ:


  1. использование программ - тренажеров;


  1. использование программ - тестов;


  1. компьютерный эксперимент;


  1. проектная и исследовательская деятельность.

Первое направление - применение тренажеров - очень важная составная часть учебного процесса. Данные программы позволяют отработать

17

конкретные знания, умения, навыки. Я использую тренажеры при ознакомлении нового материала. Например, при изучении темы «Клавиатура,

ее назначение» применяю программу «Клавиатурный тренажер», в результате выполнения которой учащиеся изучают назначение клавиш клавиатуры и учатся применять на практике машинописное печатание. Всем педагогам известно, что насколько хорошо был отработан учебный материал, настолько успешно пройдет контроль знаний обучающихся. Опыт применения учебных тренажеров позволяет выделить следующие положительные моменты:

учитывается индивидуальный темп работы обучающихся; ученик сам управляет учебным процессом; сокращается время выработки необходимых навыков; увеличивается количество тренировочных заданий; легко достигается уровневая дифференциация; повышается мотивация учебной деятельности.

Второе направление - применение программ - тестов. На уроках я использую тесты как обобщение и закрепление изученного материала. На современном этапе обучения, когда школьники сдают ГИА, ОГЭ, применение тестов является необходимым компонентом обучения. В этих условиях использование программ - тестов является очень актуальным. В нашей школе, под моим руководством, в свободное от занятий время у выпускников есть возможность подготовиться к ЕГЭ благодаря использованию различных серверов. Использую обучающую систему Дмитрия Гущина. Данная система имеет следующие возможности:


  • учитель может составить неограниченное количество необходимых ему проверочных работ, воспользовавшись случайным генерированием теста, подобрав определѐнные задания из каталога или включив в работу собственные задания;


  • для каждой работы система выдаст индивидуальную ссылку, содержащую номер варианта, который нужно сообщить учащимся. Учащиеся (дома или в школе) вводят полученную ссылку на странице «Ученику», проходят


18

тестирование и сохраняют результаты, нажав кнопку «Сохранить

результаты».


  • Если вы хотите, чтобы учащиеся увидели правильные решения заданий после окончания работы, выбирайте «Составить домашнюю работу». При выборе «Составить контрольную работу»: номера заданий в тексте работы выводиться не будут, а набранные баллы, ответы и решения заданий по-явятся в статистике у учащихся только после проверки работы учителем.


  • Нет необходимости предварительно вводить в систему фамилии и имена учащихся: их результаты появятся в системе автоматически, как только они выполнят и сохранят составленную учителем работу. Тем не менее, можно заранее СОЗДАТЬ ГРУППЫ УЧАЩИХСЯ и добавить в них учащихся, зная их логины (электронные адреса) в системе.


  • Система автоматически проверяет решения заданий частей А и В, а также выводит на экран учителю загруженные учащимися решения заданий части С. Учитель может просмотреть, оценить и прокомментировать их.


  • Система запоминает созданные работы и результаты их выполнения: СТАТИСТИКА ПО НАПИСАННЫМ РАБОТАМ.


  • Сводные результаты выполнения работ по каждой созданной учителем группе учащихся автоматически заносятся в КЛАССНЫЙ ЖУРНАЛ. Если учащиеся несколько раз выполнят одну и ту же работу, в журнал будут вне-сены все их результаты. Лишние записи можно удалять (восстановление невозможно). Результаты можно экспортировать в электронные таблицы.


  • В любой момент можно перевести учащихся из одной группы в другую.

Для работы с данной системой достаточно зарегистрироваться (это быстро и

бесплатно) на сайте reshuege.ru.

Третье направление - компьютерный эксперимент. Технология компьютерного моделирования лучше всего осваивается на конкретных задачах.

Например, очень часто на уроках математики при работе с графиками на нахождение их точек пересечения приходится тратить время на построение

19

одних и тех же графиков (навык построения графиков уже отработан), но благодаря компьютерной программе, работающей с электронными таблицами, это очень быстро сделать. Основываясь на это направление, мы решаем очень большое количество задач с применением технологии компьютерного моделирования. Преимущество использования компьютерного эксперимента:


  1. программируем электронную таблицу один раз, а затем, меняя входные данные, автоматически получаем результаты вычислений;


  1. за урок мы можем провести несколько экспериментов, проанализировать их, построить графики;


  1. построенная графическая модель позволяет не только механически решить задачу, но и доказать наличие единственно возможного решения или наоборот наличие нескольких

вариантов решения.

Таким образом, развивается логическое мышление учащихся,

отрабатывается алгоритм решения задач, что позволяет легко решать конкурсные и олимпиадные задачи данного типа.

Такой предмет как математика - одна из самых сложных школьных дисциплин и вызывает трудности у многих учащихся. В то же время большое их число имеет явно выраженные способности к этому предмету. Разрыв в возможностях восприятия курса учащимися весьма велик. Ориентация же на личность ученика требует, чтобы дифференциация обучения математике учитывала потребности всех школьников с различным уровнем подготовки.

На своих уроках я использую уровневую дифференциацию обучения. В

основе уровневого дифференцированного обучения лежит планирование результатов обучения: выделение уровня обязательной подготовки и формирование на этой основе повышенных уровней овладения материалом.

Сообразуясь с ними и учитывая свои способности, интересы, потребности,

ученик получает возможность выбирать объем и глубину усвоения учебного

20

материала, варьировать свою учебную нагрузку. При задании домашней работы провожу дифференциацию номеров. На уроках для сильных учеников задаю дополнительную творческую работу или дополнительно более сложное задание, также один или два номера по желанию для всех учащихся класса на оценку в журнал.

Перечислю ряд важных условий, выполнение которых необходимо для успешного и эффективного осуществления уровневой дифференциации.


  • Выделенные уровни усвоения материала и обязательные результаты обучения должны быть открыты для учащихся. Успех дифференцированного обучения в значительной степени зависит от познавательной активности школьников. Если цели известны и посильны ученику, а их достижения поощряется, то для подростка нет ничего естественнее, как стремиться к их выполнению, что способствует формированию положительных мотивов учения, повышению самооценки учащегося.


  • Наличие определенных противоречий между уровнем требований и уровнем обучения. Не следует отождествлять уровень преподавания материала с обязательным уровнем его усвоения. Первый должен быть в целом существенно выше, иначе и уровень обязательной подготовки не будет достигнут, а учащиеся, потенциально способные усвоить больше, не будут двигаться дальше.

Из своего опыта я знаю, что не следует предъявлять более высоких требований тем учащимся, кто не достиг уровня обязательной подготовки.

Трудности в учебной работе должны быть для школьников посильными,

соответствующими индивидуальному темпу овладения материалом на каждом этапе обучения. В то же время если для одних учащихся необходимо продлить этап отработки основных, опорных знаний и умений, то других не следует необоснованно задерживать на этом этапе. Именно компьютерные программы позволяют каждому ученику двигаться в индивидуальном темпе и применять полученные знания при выполнении творческих заданий.


21

 Добровольность в выборе уровня усвоения и отчетности. Каждый ученик имеет право добровольно и сознательно решать для себя, на каком уровне ему усваивать материал. Такой подход позволяет формировать у школьников познавательную потребность, навыки самооценки, планирования и регулирования своей деятельности.

С помощью электронных таблиц мною были составлены тесты на темы

«Тригонометрические функции», «Многочлены», «Формулы сокращенного умножения» и т.д. Учащиеся с удовольствием выполняют данные задания и стремятся самостоятельно составлять разные тесты и презентации к урокам математики. В процессе работы, на компьютере, у учащихся формируются навыки работы с программами, с алгоритмами вычислений, построения графиков и диаграмм, поиска информации в сети Интернет.

Уровневую дифференциацию я осуществляю в групповой форме.

Группы формируются и на обычных уроках, и на дополнительных занятиях.

Например, при закреплении темы «Формулы сокращенного умножения» класс поделила на группы. Каждая группа выполняла работу за компьютером по данной теме. В каждой группе был командир («сильный» ученик), он направлял и помогал более «слабым» ученикам при решении примеров.

Отмечу, что в процессе самостоятельной работы не ограничиваюсь лишь дифференцированным подходом. Стараюсь варьировать индивидуальную и фронтальную формы работы в зависимости от этапа изучения темы, от потребности учащихся в помощи учителя.

Ниже приведены фрагменты уроков.

Интегрированный урок математики и информатики в 9-м классе

по теме "Построение и преобразование графиков квадратичной

функции"

Объяснение нового материала. Практическая работа.


22

- Мы знаем, что компьютер - инструмент, который работает с конкретными математическими моделями, давайте и мы выделим математическую модель квадратичной функции у=а(х+m)2 + n

Задание 1. На рабочем столе лежит файл электронных таблиц

"Графики".

На диске С: создайте папку "Практическая работа по математике" и

переместите этот файл в созданную папку (Как перейти на диск С:? Как создать папку? Как переместить файл в эту папку?)

С помощью электронных таблиц мы будем строить графики функций, а

ваша задача пронаблюдать за последовательностью построения графиков и попробовать сформулировать алгоритм построения графиков функций данной модели.

Инструкция по работе с программой:

Перед вами 3 столбца чисел

блок A10:A30 - это значение переменной х

блок B10:B30 - это значение функции у=х2

блок C10:C30 - это значение функции у=а(х+m)2 + n.

При вводе в ячейки E4, E5, E6 чисел автоматически пересчитываются значения функции в блоке C10:C30. Такое достигается, если мы используем,

какие ссылки при составлении формул?

- Правильно, абсолютные ссылки.

По блокам B10:B30 и C10:C30 построены диаграммы в виде линейных графиков. Мы видим сразу два графика, синий график это график функции у=х2 будет оставаться на месте, а красный график, это график функции у=а(х+m)2 + n будет сдвигаться в зависимости от чисел которые вы введете в

ячейки E4, E5, E6.

У вас на столах лежит задание для практической работы, вы должны параметрам a,m,n придать различные значения и сделать вывод куда будет сдвигаться график. В конце работы попробуйте составить алгоритм построения графика у=а(х+m)2 + n.

23

(Учащиеся работают в группах за одним компьютером по 2 человека).








Преобразование графика квадратичной функции f(x)=x2.

Задание: Построить график у=а(х+m)2 + n и описать преобразование.

Алгоритм разбирается и показывается на слайде.

Алгоритм построения графика функции у=а(х+m)2 + n


1. Построить график функции у=|a|x2

y

(по точкам).

2. Eсли а<0 применить осевую

симметрию относительно оси

OX.

3. Осуществить сдвиг графика вдоль

оси OX на |m| единиц масштаба

влево, если m>0,

0

x

и вправо, если m<0.

4. Осуществить сдвиг полученного

графика вдоль оси OY на |n| единиц

масштаба вверх, если n>0,

и вниз, если n<0.


Построить график функции у=|a|x2 (по точкам).

Eсли а<0 применить осевую симметрию относительно оси OX.

Осуществить сдвиг графика вдоль оси OX на |m| единиц масштаба влево, если m>0, и вправо, если m<0.

24

Осуществить сдвиг полученного графика вдоль оси OY на |n| единиц

масштаба вверх, если n>0,и вниз, если n<0.

Интегрированный урок геометрии и информатики в 10-м классе по

теме

«Двугранный угол. Решение задач. Трехгранный угол»

Цель урока:


  • Сформировать у учащихся конструктивный подход по выработке умений и навыков находить угол между плоскостями.


  • Познакомить учащихся с понятием многоугольного угла и трѐхгранного угла, примерами этих углов. Рассмотреть ограничения на значение

плоских углов многогранного угла.


  • Заслушать отчѐт исследовательской работы по свойству линейных углов трѐхгранного угла.

Решение задач по готовым чертежам (на слайдах) позволяет увеличить наглядность подаваемого материала, развивает пространственное воображение. В ходе урока, благодаря заранее подготовленной презентации,

можно выполнить значительно большее количество заданий.

Данный урок по геометрии разработан с использованием модульной технологии и ИКТ и рассчитан на два академических часа. Это комбинированный урок с доминирующей рефлексивной деятельностью ученика. Учитель на этом уроке координирует и направляет учебную деятельность ученика. Для развития познавательной деятельности обучающихся на уроке рассматриваются результаты исследовательской деятельности. На каждом этапе урока осуществляется рефлексия.

Схема деятельности ученика на уроке такова:


  • Ученик выполняет указание


  • Решает основное задание

25


  • Осуществляет самоконтроль (проверка по эталону)


  • Выполняет коррекцию


  • Переходит к следующему учебному элементу


  • Осуществляет самоконтроль ( проверка по эталону)


  • Обращается за помощью к учителю.

Работать в «режиме само» помогает компьютер. Изучение нового материала - с использованием мультимедийного учебника. Дополнительные теоретические сведения выделены на презентации, а затем рассматривается задача из сборника для поступающих в ВУЗы под редакцией Сканави.

Компьютерная поддержка помогает экономить время на уроке, показывает обучающимся примеры отлично выполненных чертежей. На этом уроке ИКТ используется в качестве:

  • инструмента познания;


  • средства обучения;


  • средства развития личности обучаемого;


  • средства управления образовательным процессом;


  • средства коммуникаций;


  • средства автоматизации процесса контроля, коррекции результатов.








26

Использования ИКТ при выполнения проектной работы.

Повышение эффективности и результативности образовательного процесса на основе проектной деятельности с использованием ИКТ,

мультипредметного подхода на уроках математики и информатики, во внеклассной работе и целенаправленной работе с одарѐнными детьми - это направление в моей работе. Оно соответствует сегодняшнему дню.

Метод проектов - развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве для приобретения уникального опыта,

невозможного при других формах обучения.

Новые информационные технологии в процессе обучения способствуют улучшению качества образовательной работы, использование всех преимуществ образовательной системы, повышают производительность труда учителя, активизируют познавательную деятельность учащихся на уроке, способствуют повышению самостоятельности учащихся при изучении нового материала.

Используя в обучении метод проектов, учащиеся постигают всю технологию решения задач: от постановки проблемы до представления результата. Работа над проектом включает 4 основных этапа: планирование работы, аналитический этап, этап обобщения, этап презентации полученных результатов (защита проекта)

Наиболее зрелищно и выигрышно в плане представления результатов проекта выглядят материалы, созданные с помощью современных компьютерных информационных технологий (видеофильмы, видеоролики,

презентации, буклеты и т.п.) которые в свою очередь также являются отдельными проектами. Такой синтез предметов является очень удачным и позволяет воплощать в жизнь межпредметные проекты. Лучшие представляются на различных конференциях.


27

Дидактическая задача состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний из различных предметных областей.

Показатели реального результата решения задачи: развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умения увидеть, сформулировать и решить проблему:


  • выполнения исследовательской части проекта, получения или систематизации данных (Интернет, электронный учебник,

электронная библиотека);

  • оформление портфолио проекта (Word);


  • создание продукта проекта - буклеты, презентации, проспекты и т.п. (Word, Excel, Publisher, PowerPoint).


  • помощью компьютерных технологий создается портфолио проекта

(Word), проводится исследование по теме проекта (Интернет), выполняется продукт проекта.

Поиск информации в Интернете может сопровождать такие виды учебной работы, как:


  • сбор материала по теме,


  • иллюстрирование своих текстов материалами из Интернета.

Проектная работа, как правило, имеет личностно значимую для учащегося цель, сформулированную в виде проблемы. Решая проблему, автор проекта определяет свою стратегию и тактику, распределяет время,

привлекает необходимые ресурсы, в том числе информационные.

Замечательный опыт самопрезентации дает ребятам процедура защиты проекта. Умение представить себя устно и письменно, владение стилевыми приемами оформления текста, строгий регламент - 7-10 минут на выступление и 3-5 минут - ответы на вопросы. Автор должен подготовить аннотацию своего проекта, ознакомить с ней представителей жюри,

28

позаботиться об оформлении аудитории, приготовить технику для демонстрации слайдов, видео- или аудиофрагментов, компьютерной презентации. Многие ученики работают творчески, очень серьезно и в результате мы лучшие работы представляем на ежегодных научно-

практических конференциях (НПК) различного уровня. Предлагаю ознакомиться с исследовательскими работами моих учеников на сайте

gornschool2.ucoz.ru/index/proektno_issledovatelskaja_dejatelnost/0-223 .

Предпочтение отдаю интегрированным проектам, где интеграция

рассматривается с разных позиций:


  • интеграция урочной, внеурочной деятельности по предмету, внеклассной работы;


  • интеграция по цели (например, учебный проект «Какой язык нужен современному человеку?»), цель - показать многообразие языков, их функции и значение для современного человека;


  • интеграция как средство обучения (сближение разных предметов);


  • интеграция участников образования (учителей, различных специалистов,

родителей в качестве экспертов оценки деятельности учащихся).

Таким образом, использование проектной технологии позволяет организовать единый образовательный процесс.

Пример рабочего листа проекта одной из групп.

Предметная тема: Моделирование 11 класс.

Общее Какой язык нужен современному человеку? (русский,

название математический, информационный)

проекта

1.Определить назначение многообразия языков для Цель проекта современного человека.

2.Решение проблем из различных областей, используя математические модели и информационные технологии,

коммуникативные навыки.

29

Проблема, над

Ученица 11 класса решает продолжить после школы свое

которой

образование по специальности «психология», родители

работала

настаивают на обучении на экономической специальности,

группа

обещая при этом полностью обеспечивать материально. Как

поступить?

(условие: в решении использовать одну из математических

моделей)

Автор (авторы)

Класс

Руководитель

Время работы

Далее идет краткое описание работы по этапам проекта.

Оценка практической части.* (Предметная область информатика)

Показатель

Индикатор

Оценка


Решение

проблем

Построена одна из

4

методом

возможных

математического

математических

3

моделирования

моделей.

4

Решение


проблемы,

используя

знания

по

информатике.


Анализ решения.


Итого:

11/92%

(* Для каждого проекта индивидуальна)

Оценка: баллы /%

(от

максимальной оценки)



30

Оценка деятельности учащихся.

Лист оценки руководителя проекта.

Показатели

Индикаторы*

Оценка


Решение

Постановка

-Формулировка и

4

проблемы

проблемы.

анализ проблемы.

3


-Описание


противоречия,


лежащего

в


основе проблемы.



Цели и планы

-Формулировка

4



1.Постановка цели и

цели

(возможно

определение

объекта,


стратегии.

предмета,

3


гипотезы)

4

2.Планирование.

исследования,

3


вытекающих


3.Ожидаемый

задач.


результат.

-Анализ


ресурсов

и


рисков.



-План

своей


деятельности.


-Анализ


результата

и


процесса


деятельности.






31

Оценка результата:


1. полученного

-Самооценка

3

продукта.

полученных

2. собственного

результатов.

3

продвижения в ходе


работы.

-Аргументы


причин успехов и


неудач.


Итого:

27/84%


Работа с

1. Определение

-Определение

3

информацие

недостатка

уровня

й

информации.

информированно

4

2. Получение

сти.

4

информации.

4

3. Обработка

-Выбор

4

информации.

источников,


адекватных цели


проекта.


-Разнообразие


источников.


-Систематизация


источников.


-Оптимальность


применения.


Итого:

19/95%






32


Коммуни-

1.

Письменная

-Оформление

3

кации

коммуникация

документа.

4

(оценивается

-Оформление

4

рабочий лист

презентации.

проекта

и

-Представление

презентация)

информации в

4


3

2.Устная

формализованно

3

коммуникация

м виде (таблицы,

(

оценивается

формулы, схемы,

4

защита работы)

диаграммы, фото

4


и др.)


- Культура речи. 3.Работа в группе -Качество

доклада.

- Ответы на вопросы.

- Умение работать в команде.

- Результат взаимодействия,

Итого:

29/91%

Итого:

75/89%

(* Для более

младших школьников

индикаторы упрощаются,

например: формулировка и анализ проблемы звучит так - понимает проблему)


33

Лист оценки защиты проекта.


Само-

Одно-

Учител

(сред-

Параметры оценки

оценк

клас-

я

ний


а

сники

(роди-

балл)


тели)



Актуальность

темы

и

предлагаемых

3

4

4

3,7

решений,

реальность,

практическая


направленность и значимость работы.



Качество

доклада:

композиция, полнота

3

4

4

3,7

представления

работы,

результатов,


аргументированность,

убедительность.



Объем и глубина знаний по теме (или

3

3

3

3

предмету), эрудиция, межпредметные связи



Культура речи, манера, использование

4

4

4

4

наглядных средств, удержание внимания


аудитории.





Ответы

на

вопросы:

полнота,

3

4

4

3,7

аргументированность,

стремление


использовать

ответы для

успешного


раскрытия темы и сильных сторон работы




Итого:


16

19

19

3,6/90



%








34

Итоговая оценка за проект : 90

(из 100)


Критерии оценки.

Динамика ( за 3 проекта)


Балл

Качественный

индикатор

по

ы

показателю объекта оценки.


0

не прослеживается


1

прослеживается с ошибками


2

прослеживается нечетко


3

четко прослеживается


4

прослеживается

на творческом

уровне



Пример проектной деятельность учащихся, с решением межпредметных задач и заданий деятельностно-ценностного характера

Проект «Буклет - Экспозиция крестьянская изба »

Проект групповой, краткосрочный.

Наша школа гордиться своим музеем, где имеются Зал боевой и трудовой славы. В 2012 году мы открыли ещѐ одну экспозицию - крестьянская изба. к нам часто приезжают гости. Мы часто встречаем гостей,

а гостям принято дарить подарки. Какой подарок можем подарить мы - учащиеся МБОУ СОШ №2.

Проблема: Этот подарок должен быть недорогим, но, в то же время,

красивым и несущим информацию. На наш взгляд это должен быть небольшой буклет с фотографиями нашей экспозиции, основными датами,

цифрами.


35

Вот мы и решили предложить свой продукт «Буклет - Экспозиция крестьянская изба». Создание такого буклета и было целью нашего проекта.

Для достижения цели нам надо было решить такие задачи:


  • познакомиться с разными видами буклетов;


  • выяснить, для чего нужны буклеты;


  • познакомиться с принципом составления буклетов;


  • сделать фотографии экспонатов экспозиции;


  • собрать или найти цифровую информацию;


  • составить пробный вариант буклета;


  • откорректировать работу.

Этапы работы


  1. Рассмотрели разные буклеты, выяснили, для чего они нужны.

Наш буклет получился и как реклама нашего музея, и как источник

информации.


  1. Определились со своим вариантом буклета, придумали название.

Решили, что буклет будет выполнен на листе формата А4, сложенного втрое.

На нем разместим фотографии, небольшой текст о экспозиции, даты, цифры.


  1. Составление буклета.

Выводы

Считаем, что проделали интересную и нужную работу. Мы

познакомились поближе с предметами быта сѐл и постарались отразить их в нашем буклете. Этот буклет можно использовать и на уроках по краеведению,

и на уроках окружающего мира. А самое главное он будет подарком и рекламой для наших гостей.





36

Заключение.

Таким образом, творческий подход позволяет педагогу максимально эффективно использовать в своей работе богатый инструментарий,

представляемый современными компьютерными технологиями. Уроки с использованием ИКТ повышают учебную мотивацию, а, следовательно, и

интерес к предмету.

При активном использовании ИКТ успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации:

умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения.

Важно, что дети сами оценивают свои силы и выбирают для себя уровень целей, соответствующий их потребностям и возможностям в данный момент, а со временем - перейти на более высокий уровень.

Выпускник XXI века будет жить в мире компьютеров, в

международном информационном обществе, и умение пользоваться информационными технологиями будет во многом определять его жизненный успех. Поэтому важно уже сейчас превратить информационное пространство школы в среду, которая обогатит ученика, сформирует у него необходимые качества. Сделать это возможно, только активно применяя компьютерные информационные технологии в учебном процессе и внеурочной деятельности.

Результативность своей работы вижу в том, что все учащиеся достигают обязательных результатов обучения, не испытывают затруднений при изучении информатики и математики, получая основное, среднее и высшее образование. Учащиеся занимают призовые места в олимпиадах и конкурсах различного уровня, что подтверждено грамотами, дипломами и премиями Президента.

(gornschool2.ucoz.ru/index/stranica_portfolio_uchitelja_informatiki_voropaevoj_m_n/0-25 )

37


© 2010-2022