Концепция Электронное обучение на 2010-2015годы

Стратегическим планом развития Республики Казахстан до 2020 года, (пункт 136) предусмотрено «В среднем, техническом, профессиональном и высшем образовании будет внедряться  система электронного обучения (е-learning)». Одной из задач Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011–2020 годы утвержденной Указом Главы государства №1118 от 7 декабря 2010 года является внедрение автоматизации учебного процесса с целевым индикатором «используется система электронного обуч...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проект






Концепция

Системы электронного обучения









Содержание

Проект 1

Концепция 1

Системы электронного обучения 1

Содержание 2

Введение 3

1.Анализ текущего состояния 4

2.Цель и задачи системы электронного обучения 7

4. Основные направления и механизмы реализации Концепции 8

4.1 Развитие нормативного правового обеспечения системы электронного обучения 8

4.2 Развитие технологической инфраструктуры 9

4.3 Развитие применения информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе 10

4.4 Развитие цифровых образовательных ресурсов 11

4.5 Организационное обеспечение и подготовка пользователей системы электронного обучения 13

5. Этапы и индикаторы внедрения системы электронного обучения 14

Жоба 22

Электрондық оқыту жүйесінің 22

Кіріспе 24

Ағымдағы жай-күйді талдау 25

3.Электрондық оқыту жүйесінің мақсаты мен міндеттері 28

4. Тұжырымдаманың негізгі бағыттары мен оны жүзеге асыру механизмдері 28

4.1 Электрондық оқыту жүйесін нормативтік-құқықтық қамтамасыз етуді дамыту 28

4.2 Технологиялық инфрақұрылымды дамыту 29

4.3 Оқу үдерісінде ақпараттық-коммуникациялық технологияны қолдануды дамыту 30

4.4 Сандық білімдік ресурстарды дамыту 32

4.5 Ұйымдастырушылық қамтамасыз ету, электрондық оқыту жүйесін пайдаланушыларды даярлау 33

5. Электрондық оқыту жүйесін енгізу кезеңдері мен индиакторлары 34

Введение

Стратегическим планом развития Республики Казахстан до 2020 года, (пункт 136) предусмотрено «В среднем, техническом, профессиональном и высшем образовании будет внедряться система электронного обучения (е-learning)».

Одной из задач Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы утвержденной Указом Главы государства №1118 от 7 декабря 2010 года является внедрение автоматизации учебного процесса с целевым индикатором «используется система электронного обучения в 90% организациях образования».

Настоящая Концепция системы электронного обучения на 2011-2020 годы (далее - Концепция) дает оценку текущему состоянию процесса информатизации в организациях среднего образования, а также определяет необходимые мероприятия для активизации процессов по внедрению единой системы электронного обучения.

Используемые сокращения, термины и определения:

ИКТ - информационно-коммуникационные технологии

e-learning - система электронного обучения посредством информационно-коммуникационных технологий

Дистанционное обучение - дистанционные образовательные технологии - обучение, осуществляемое с применением информационных и телекоммуникационных средств при опосредствованном (на расстоянии) или не полностью опосредствованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника

Корпоративная сеть - коммуникационная система, принадлежащая и/или управляемая единой организацией в соответствии с правилами этой организации

Цифровые образовательные ресурсы - вся информация (тексты, графика, мультимедиа), которую пользователь может загрузить на локальный компьютер для использования в образовательных целях, с соблюдением соответствующих прав

LMS (Learning Management System) - программный модуль для доставки, отслеживания и управления обучения

SCORM (Shareable Content Object Reference Model) - стандарт, разработанный для систем дистанционного обучения, содержащий требования к организации учебного материала и всей системы дистанционного обучения



  1. Анализ текущего состояния

В мировой практике электронное обучение стало неотъемлемой частью современного образования. По уровню распространения электронного обучения Казахстан отстает от мировых лидеров в этой области (США, Финляндия, Сингапур, Южная Корея, Канада, Австралия, Новая Зеландия) на несколько лет. При этом созданные образовательные модели этих стран, являющихся и экономическими лидерами, успешно работают на достижение стратегической цели - повышение конкурентоспособности страны.

По показателю «Доступ школ к Интернету» Глобального индекса конкурентоспособности Казахстан ухудшил свои позиции и переместился с 50 места в 2007 году на 54 место в 2008 году, 56 место в 2009 году, в 2010 году на 64 место.

Текущее состояние материально-технической базы организаций среднего образования в сфере информатизации можно охарактеризовать как недостаточное для перехода к повсеместному внедрению системы электронного обучения.

В последние несколько лет после принятия Государственной программы развития образования в республике на 2005-2010 годы организации образования активно развивают свою технологическую инфраструктуру. Так, к настоящему времени по республике соотношение количества компьютерной техники к количеству учащихся составляет 16 учеников на компьютер, в сельских школах - 16. От 14% до 24% компьютеров внутри школ объединено локальными сетями. 3385 школ и 346 организаций технического и профессионального образования (колледжей, лицеев) оснащены интерактивными досками. Оборудовано 3450 лингафонных и мультимедийных кабинетов. 37,3 % школ подключено к широкополосному Интернету, 90% учебников переведено в цифровой формат.

Вместе с тем, в республике не ведется статистика по оснащенности преподавателей компьютерами. При этом действующая норма для количества компьютерных рабочих мест для преподавателей (одно рабочее место на четырех преподавателей)1 является устаревшей, поскольку в современной школе компьютер требуется каждому преподавателю.

Вопросы администрирования ИКТ, сопровождения и развития инфраструктуры в организациях образования зачастую перекладываются на преподавателей информатики, ввиду отсутствия обслуживающего ИТ-персонала.

Министерством предпринимаются меры по созданию образовательных ресурсов в форме электронных учебников, мультимедийных образовательных программ. Однако, созданные электронные учебники, пособия и программы распространяются на носителях CD и DVD, не веб-ориентированные и не предназначены для совместного и многократного использования через Интернет.

В области электронного обучения в республике приняты стандарты СТ РК 34.016-2004 «Технические и программные средства дистанционного обучения. Общие технические требования» и СТ РК 34.017-2005 «Информационные технологии. Электронное издание». При создании электронных учебных курсов разработчиками должно учитываться требование по поддержке международных стандартов, для обеспечения их совместимости на основе SCORM, являющегося де-факто стандартом систем e-learning. Однако, соответствие образовательным стандартам для казахстанских электронных разработок является пока рекомендательной нормой.

В 2008 году утверждены Правила организации работы по подготовке, экспертизе и изданию учебников, учебно-методических комплексов и пособий.

Однако, перечни допущенной учебной литературы, в том числе электронных учебников, не публикуются в Интернете и соответственно не являются доступными потенциальным пользователям образовательных ресурсов.

Отдельным вопросом является развитие и продвижение авторских электронных разработок учителей. В настоящее время не определены единые требования к процедурам распространения таких ресурсов, нет работающих механизмов мотивации и стимулирования учителей, разрабатывающих электронные учебные материалы. Не ведутся рейтинги лучших разработок.

Важным условием функционирования системы электронного обучения является обеспечение прозрачности и открытости учебного процесса, в соответствии с требованиями лучших международных практик и необходимостью позиционирования казахстанского образования в международных рейтингах TIMSS, PISA, осуществляемых Международными ассоциациями по оценке учебных достижений.

Казахстанская образовательная среда представлена в Интернете сайтами организаций образования, региональных Управлений образования и подведомственных структур Министерства. Каталоги электронных образовательных ресурсов публикуются в Интернете только на сайтах разработчиков. Отсутствуют единые каталоги образовательных сайтов Казахстана, что препятствует широкому распространению информации в сфере образования, по информатизации образования, популяризации казахстанских образовательных ресурсов.

Современная информационная образовательная среда должна объединять всех участников: структурных подразделений и подведомственных организаций Министерства, региональных Управлений образования, руководителей и непосредственно преподавателей организаций образования, учащихся, их родителей.

С учетом потребностей всех участников такую среду взаимодействия могут обеспечить только открытая сеть передачи данных - Интернет. При этом информационные системы поддержки образовательных процессов должны обеспечивать участие родителей, для получения информации о результатах успеваемости учащихся, их посещаемости, обмена информацией со школьными руководителями, педагогами и воспитателями. Через Интернет должна быть доступна полная информация о тестировании по различным дисциплинам, проводимым конкурсам и олимпиадам, результатах этих мероприятий, а также тесты для подготовки к Единому национальному тестированию.

Система электронного обучения включает в себя возможности дистанционного обучения с активным использованием сетевых технологий, через локальную сеть и глобальный Интернет.

На Интернет-сайте АО «Национальный центр информатизации» доступна открытая система дистанционного обучения Moodle (moodle.nci.kz), которая содержит полнофункциональную модульную среду LMS (Learning Management System) и стандартизована с точки зрения международных стандартов для технологий в образовании. Вместе с тем, из-за недостаточного доступа к Интернет организаций образования и потенциальных пользователей эта система не получила широкого применения в Казахстане.

Таким образом, применение системы электронного обучения будет иметь эффект только при ее интеграции в реальные учебные процессы при взаимодействии со всеми участниками этих процессов.

  1. Цель и задачи системы электронного обучения

Цель единой системы электронного обучения для среднего образования:

развитие качественных образовательных услуг для участников учебного процесса и равных условий доступа к ним на основе использования ИКТ.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Развитие нормативного правового обеспечения системы электронного обучения

  2. Развитие технологической инфраструктуры организаций образования

  3. Развитие применения ИКТ в учебном процессе

  4. Развитие цифровых образовательных ресурсов

  5. Организационное обеспечение и подготовка пользователей системы электронного обучения

4. Основные направления и механизмы реализации Концепции

4.1 Развитие нормативного правового обеспечения системы электронного обучения

Для обеспечения функционирования системы электронного обучения требуется нормативная правовая поддержка по следующим направлениям:

  1. создание нормативной правовой базы организации системы электронного обучения и учета результатов в итоговой аттестации учащихся;

  2. введение в действующие государственные стандарты образования и учебные программы требования к знаниям, умениям и навыкам по предметам на основе ИКТ;

  3. разработка единого корпоративного стандарта для организаций среднего образования, с перечнем программного и технического обеспечения, рекомендуемыми эксплуатационными характеристиками;

  4. создание регламента индивидуальной и коллективной работы участников учебного процесса при использовании единой системы электронного обучения;

  5. создание полной инструктивно-методической базы по использованию допущенных цифровых образовательных ресурсов;

  6. создание системы подготовки ИКТ-компетентных кадров и профессиональной подготовки преподавателей и методистов по применению цифровых образовательных ресурсов;

  7. создание механизмов формирования, отбора и распространения цифровых образовательных ресурсов;

  8. создание механизмов распространения лучших учебных материалов, создаваемых преподавателями с применением ИКТ, а также мотивации и стимулирования преподавателей-авторов;

  9. организация работы экспертных советов по цифровым образовательным ресурсам.

4.2 Развитие технологической инфраструктуры

Технологическая инфраструктура организаций среднего образования должна включать следующие компоненты:

  1. современное компьютерное и серверное, мультимедийное и периферийное оборудование учебных кабинетов в количестве, достаточном для их использования преподавателями и учащимися (например, компьютер каждому преподавателю, не более 1-2 учащихся на 1 компьютер);

  2. современную локальную вычислительную сеть (структурированную кабельную систему или Wi-Fi сеть) и сетевое оборудование для объединения рабочих мест в учебных и рабочих кабинетах внутри организации;

  3. корпоративную сеть, предоставляющую возможность электронного информационного обмена между преподавателями, а также для доступа к сети Интернет;

  4. широкополосной доступ к Интернету (скорость от 4 до 10 Мегабит в секунду);

  5. Интернет-портал образовательных услуг системы электронного обучения;

  6. Интернет-сайт для обеспечения доступа к информационным ресурсам организации образования;

  7. серверное помещение в соответствии с требованиями, предъявляемыми к серверной комнате.

Практика показывает, что наращивание технологической инфраструктуры и ее сопровождение без функционирования информационных систем для основных процессов организации является малоэффективной мерой ИКТ.

Разрозненные инфраструктурные компоненты организаций образования должны быть объединены в единую систему электронного обучения с использованием преимуществ сетевых технологий и современных Интернет-услуг.

4.3 Развитие применения информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе

Международный опыт показывает, что эффективное применение ИКТ в учебном процессе обеспечивается при использовании промышленных решений e-learning.

Значительным преимуществом системы электронного обучения является предоставление возможности использования графических, мультимедийных возможностей ИКТ для учебного процесса, интерактивных ролевых игр, симуляторов, которые улучшают усвоение учебного материала и положительно влияют на качество и результаты учебного процесса. Например, практика Южной Кореи, как одного из лидеров в области электронного образования, показывает, что использование системы e-learning 80% учащихся позволило улучшить результаты тестов по предметам.

Система электронного обучения развивает способности и познавательные интересы учащихся, навыки самообразования. Система электронного обучения должна способствовать как коллективному, так и индивидуальному обучению учеников, в соответствии с основными принципами современного образования - «образование для всех» и «образование через всю жизнь».

Основные функции системы электронного обучения:

1. В системе электронного обучения должны отражаться динамика уровня знаний и статистика обучения (продолжительность, содержание, оценки, др.) по каждому учащемуся на протяжении всего периода обучения в школе.

2. Другой функцией системы будет тестирование знаний по предметам, самостоятельная проверка знаний школьниками в ходе подготовки к экзаменам.

3. В системе электронного обучения должна быть реализованы функции школьного администрирования: составления учебных планов, расписаний, назначений и расчета педагогической нагрузки, формирования отчетных и статистических форм, ведения электронных журналов и досок оповещений.

4. Система электронного обучения должна предоставлять преподавателям гибкий и развитый инструментарий для создания уроков и конспектов, в форматах, совместимых с международными стандартами.

5. Система должна поддерживать коллективную работу и общение участников в глобальной и локальной сети (форумы, чаты, конференции), которые будут способствовать развитию сообщества учителей.

6. Система электронного обучения должна базироваться на централизованной архитектуре, обеспечивающей различные сетевые сервисы, функции управления новыми версиями программного обеспечения, на основе аутсорсинга обслуживания ее инфраструктуры. Подобная архитектура системы снизит стоимость эксплуатации и обслуживания инфраструктуры с минимальным количеством ИТ-персонала, а также обеспечит надежную политику информационной безопасности.

4.4 Развитие цифровых образовательных ресурсов

Система электронного обучения содержит открытые образовательные ресурсы с учебными материалами, которые могут свободно распространяться в сети.

Созданные ранее электронные информационные ресурсы и мультимедийные образовательные разработки должны быть сконвертированы и использоваться в системе электронного обучения через Интернет. В информационные ресурсы системы электронного обучения будут включены оцифрованные материалы учебного телевидения.

В рамках системы электронного обучения специализированными поставщиками будут создаваться инвариантные и вариативные цифровые образовательные ресурсы:

- ориентированные на достижение качественно новых образовательных результатов;

- поддерживающие деятельность субъектов образовательного процесса в целом по учебной программе предметной области или по одной или нескольким конкретным темам, разделам;

- ориентированные на учебные модули исследовательского характера с учетом последних достижений науки;

- специализированные энциклопедии (искусство, история, география, др.);

- образовательные среды, основанные на комплект цифровых географических карт и снимков, полученных с искусственных спутников Земли;

- комплекты материалов, построенные по хронологическому принципу (ленты времени);

- виртуальные лаборатории или их циклы, моделирующие важнейшие изучаемые явления;

- коллекции информационных источников;

- сложные учебные интерактивные модели (например, интерактивная таблица Менделеева, композиционный разбор картины, трехмерная модель памятника архитектуры, атлас звездного неба, и проч.).

Учебные пособия и тесты в системе электронного обучения также могут создавать сами преподаватели. Их работа будет стандартизована единой системой разработки учебного контента, с поддержкой функций текстовых и графических редакторов и сред таких, как Microsoft Word, Microsoft PowerPoint, Adobe Flash, Adobe Photoshop.

Система разработки учебных материалов позволит всем преподавателям создавать новые и качественные модели и формы подачи знаний в электронном виде, для их совместного использования через Интернет - в любом месте и в любое время. В этих целях потребуется разработка механизмов мотивации и стимулирования творческих преподавателей, создающих лучшие электронные учебные материалы.

Необходимо создавать архивы видеозаписей законченных тематических циклов уроков и лекций лучших преподавателей для использования в учебном процессе в организациях образования и самообразования участников. Архивы видеозаписей уроков можно просматривать как через Интернет, так и в локальной сети, в режиме офф-лайн, на обычных компьютерах. Такие учебные видеоматериалы будут востребованы в малокомплектных организациях образования, имеющих слабую учебно-методическую базу и технологическую инфраструктуру. Организации образования, не подключенные в режиме онлайн к системе электронного обучения, смогут пользоваться версиями и обновлениями образовательных ресурсов, записанными и доставленными на CD- и DVD- носителях, на компьютерах через локальную сеть организации образования.

Отдельной задачей является разработка и доставка специализированных цифровых образовательных ресурсов контент-провайдеров для обучения детей с ограниченными возможностями.

4.5 Организационное обеспечение и подготовка пользователей системы электронного обучения

Функционирование системы электронного обучения требует институциональной поддержки. В этих целях должна быть создана или определена организационная структура, ответственная за внедрение системы электронного обучения в организациях образования. В функции этой организационной структуры должны входить контроль и мониторинг показателей информатизации организаций образования при внедрении системы электронного обучения. При этом должны быть разработаны и применяться измеримые показатели уровня использования системы электронного обучения в организациях образования.

Требуется создание экспертных советов по цифровым образовательным ресурсам из числа высококвалифицированных преподавателей, методистов. Подобные структуры могут обеспечить формирование критериев качества используемых цифровых образовательных ресурсов и оценить эффективность системы электронного обучения.

По данным анкетирования организаций образования (г.Астана, Акмолинской, Атырауской, Восточно-Казахстанской, Карагандинской, Южно-Казахстанской областей)2 количество ИКТ-сертифицированных преподавателей школ составляет в среднем 52%.. В системе подготовки ИКТ-компетентных кадров и профессиональной подготовки преподавателей и методистов потребуются разработка и включение курсов обучения педагогических кадров использованию ИКТ и цифровых образовательных ресурсов в учебном процессе в программы работ региональных институтов повышения квалификации и учебно-методических кабинетов. В этих целях должна быть введена отдельная специализация методистов по работе с цифровыми образовательными ресурсами и организована подготовка таких методистов.

Для внедрения и сопровождения системы электронного обучения, администрирования технологической инфраструктуры в организациях образования потребуется введение дополнительных штатных единиц ИКТ-персонала. При этом для управления и координации процессов информатизации внутри организации образования необходимо введение в организационную структуру отдельной штатной единицы заместителя директора по информатизации.

5. Этапы и индикаторы внедрения системы электронного обучения

Единая система электронного обучения будет внедряться поэтапно.

Период внедрения 1-го этапа системы в организациях среднего образования: 2011-2015 г.г., 2-го этапа: 2016-2020 г.г.

Результатами реализации Концепции должны стать:

  1. Внедрение единой системы электронного обучения в организациях среднего образования, в том числе по годам:

к концу 2011-2015 учебного года - 1 этап, более 50 % от общего количества организаций среднего образования,

к концу 2016-2020 учебного года - 2 этап, более 90 % организаций среднего образования.

  1. Развитие технологической инфраструктуры единой системы электронного обучения, в том числе:

количество организаций образования, подключенных к широкополосному Интернету с пропускной способностью от 4 до 10 Мбит/сек, по годам:

2015 год - более 50 % от общего количества организаций среднего образования,

2020 год - более 90 % от общего количества организаций среднего образования;

количество преподавателей на один компьютер по годам:

к концу 2015 года - не более 4 преподавателей на один компьютер;

количество учащихся на один компьютер по годам:

2015 год - не более 10 учащихся на один компьютер,

2020 год - не более 1-2 учащихся на один компьютер;

соотношение количества компьютеров, связанных локальными сетями в организациях среднего образования к общему числу компьютеров, по годам:

2015 год - более 50 %,

2020 год - более 90 %;

соотношение количества преподавателей с учетными записями электронной почты и персональными веб-блогами к общему количеству преподавателей: к 2015 году - до 80 %.

  1. Развитие цифровых образовательных ресурсов

соотношение количества общеобразовательных предметов, преподаваемых с обязательным применением ИКТ и цифровых образовательных ресурсов, к общему количеству общеобразовательных предметов:

к концу 2015 года - более 50 %,

к концу 2020 года - более 90 %.

  1. Совершенствование нормативного правового обеспечения по применению ИКТ в системе среднего образования

Будут разработаны нормативные правовые акты и регламентирующие документы по следующим направлениям:

  1. организация системы электронного обучения и учет результатов в итоговой аттестации учащихся;

  2. введение в действующие государственные стандарты образования и учебные программы требования к знаниям, умениям и навыкам по предметам на основе ИКТ;

  3. разработка единого корпоративного стандарта для организаций среднего образования;

  4. создание регламента индивидуальной и коллективной работы пользователей системы электронного обучения;

  5. создание полной инструктивно-методической базы по использованию допущенных цифровых образовательных ресурсов;

  6. создание системы подготовки ИКТ-компетентных кадров и профессиональной подготовки преподавателей и методистов по применению цифровых образовательных ресурсов;

  7. создание механизмов формирования, отбора и распространения цифровых образовательных ресурсов;

  8. создание механизмов распространения лучших электронных учебных материалов, а также мотивации и стимулирования преподавателей-авторов;

  9. организация работы экспертных советов по цифровым образовательным ресурсам.


  1. Развитие ИКТ-компетентности преподавателей

соотношение количества пользователей системы электронного обучения к общему количеству преподавателей и учащихся, в том числе по годам:

2015 год - более 50 %,

2020 год - более 90 % ;

соотношение количества курсов повышения квалификации для преподавателей с применением образовательных ИКТ к общему количеству курсов:

к концу 2015 года - более 50 %,

к концу 2020 года - более 90 %;

соотношение ИКТ-сертифицированных преподавателей к общему количеству всех преподавателей, в том числе по годам:

2015 год - более 50 %,

2020 год - более 90 %;


  1. Институциональная поддержка единой системы электронного обучения

Проведение мероприятий по реализации Концепции системы электронного обучения обеспечит интеграцию казахстанской системы образования в мировое образовательное пространство и повышение ее уровня конкурентоспособности.

































Проект

План мероприятий по реализации

Концепции системы электронного обучения на 2011-2015 г.г.

(1 этап)

№ п/п

Наименование мероприятия

Сроки мероприятия

Ответственные

  1. Развитие инфокоммуникационной инфраструктуры

Оснащение современным компьютерным и серверным, мультимедийным и периферийным оборудованием учебных кабинетов организаций образования

2011-2015 г.г.

МОН, МИО

Создание локальных вычислительных сетей (структурированных кабельных систем, Wi-Fi сетей) в организациях образования

2011-2015 г.г.

МОН, МИО

Создание и развитие корпоративных сетей в организациях образования для электронного информационного обмена между преподавателями, а также для доступа к сети Интернет

2011-2015 г.г.

Организации образования

Обеспечение широкополосного доступа в Интернет организаций образования

2011-2015 г.г.

АО «Казахтелеком» (по согласованию)

Создание и развитие Интернет-сайтов для доступа к информационным ресурсам организации образования

2011-2015 г.г.

Организации образования

Создание серверных помещений в организациях образования

2011-2015 г.г.

Организации образования

  1. Применение информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе

Формирование и утверждение и согласование ТЗ на внедрение 1-го этапа системы электронного обучения

2011 г.

МОН, Рабочая группа

Внедрение 1-го этапа системы электронного обучения

2011-2015 г.г.

МОН, Управления образования

  1. Развитие цифровых образовательных ресурсов

Разработка механизмов мотивации и стимулирования преподавателей, создающих лучшие электронные учебные материалы

2011-2015 г.г.

МОН, Управления образования

Разработка механизма формирования, отбора и распространения цифровых образовательных ресурсов

2011-2012 г.г.

МОН

Создание цифровых образовательных ресурсов

2011-2015 г.г.

МОН

  1. Развитие нормативного правового обеспечения системы электронного обучения

Разработка нормативной базы для организации системы электронного обучения и учета результатов в итоговой аттестации учащихся

2011-2015 г.г.

МОН

Введение в действующие государственные стандарты образования и учебные программы требования к знаниям, умениям и навыкам по предметам на основе применения ИКТ

2011 г.

МОН

Разработка единого корпоративного стандарта для организаций образования с перечнем программного и технического обеспечения системы электронного обучения, рекомендуемыми требованиями

2011 г.

МОН, Управления образования

Создание регламента индивидуальной и коллективной работы пользователей единой системы электронного обучения

2011 г.

МОН, Управления образования

Создание полной инструктивно-методической базы по использованию допущенных цифровых образовательных ресурсов

2011 г.

МОН, подведомственные организации (указать)

Создание системы подготовки ИКТ-компетентных кадров и профессиональной подготовки преподавателей и методистов для использования цифровых образовательных ресурсов

2011 г.

МОН, подведомственные организации (указать)

Создание механизмов распространения лучших учебных материалов, создаваемых преподавателями с применением ИКТ

2011 г.

МОН

Утверждение критериев формирования, отбора и распространения цифровых образовательных ресурсов

2011 г.

МОН

Организационное обеспечение и подготовка пользователей системы электронного обучения

Создание или определение организационной структуры, ответственной за внедрение системы электронного обучения в организациях образования

2011 г.

МОН

Разработка и включение соответствующих курсов обучения в программы работ региональных институтов повышения квалификации и учебно-методических кабинетов

2011-2012 г.г.

МОН, подведомственные организации (указать)

Подготовка методистов по работе с цифровыми образовательными ресурсами

2011 г.

МОН, подведомственные организации (указать)

Создание экспертных советов по цифровым образовательным ресурсам

2011 г.

МОН, подведомственные организации (указать)

Введение дополнительных штатных единиц ИКТ-персонала в организации образования

2011-2015 г.г.

Управления образования

Введение в организационную структуру организаций образования отдельной штатной единицы заместителя директора по информатизации

2011-2015 г.г.

Управления образования

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Приложение

Нормативное правовое обеспечение Концепции:

Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007 года № 319-III;

Закон Республики Казахстан «Об информатизации» от 11.01.2007 г. № 217-3;

Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы утвержденной Указом Президента Республики Казахстан №1118 от 7 декабря 2010 года

Государственная программа развития образования на 2005-2010 годы, утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 11 октября 2004 года № 1459;

Концепция информатизации системы образования Республики Казахстан на 2002-2004 годы, одобренная постановлением Правительства Республики Казахстан от 6 августа 2001 года № 1037;

Концепция создания и развития информационных систем Министерства образования и науки Республики Казахстан с учетом их интеграции с инфраструктурой «электронного правительства», 2007 г.;

Стратегический план развития образования на 2009-2011 годы;

Правила организации работы по подготовке, экспертизе и изданию учебников, учебно-методических комплексов и пособий, утвержденные от 5 июня 2008 года № 325 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации НПА РК № 5248);

Страновой отчет о внедрении информационно-коммуникационных технологий в систему общего среднего образования Республики Казахстан.

Подведомственные организации Министерства образования и науки РК:

АО «Национальный центр информатизации образования» (nci.kz)

Республиканский Институт повышения квалификации руководящих и научно-педагогических кадров системы образования (ripkso.kz)

Республиканский Центр «Учебник» (нет Интернет-сайта)

Национальный центр государственных стандартов образования и тестирования (testcenter.kz)

Институт проблем информатики и управления при МОН РК (ipic.kz)

Национальный центр оценки качества образования (ncoko.kz)

Национальный научно-практический центр коррекционной педагогики (satr.kz)

Республиканский научно-практический центр «Дарын» (daryn.kz)

Казахская академия образования им Ы.Алтынсарина (nao.kz)

Комитет по контролю в сфере образования и науки МОН РК (educontrol.kz)

Жоба






Электрондық оқыту жүйесінің

ТҰЖЫРЫМДАМАСЫ







МАЗМҰНЫ

Проект 1

Концепция 1

Системы электронного обучения 1

Содержание 2

Введение 3

1.Анализ текущего состояния 4

2.Цель и задачи системы электронного обучения 7

4. Основные направления и механизмы реализации Концепции 8

4.1 Развитие нормативного правового обеспечения системы электронного обучения 8

4.2 Развитие технологической инфраструктуры 9

4.3 Развитие применения информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе 10

4.4 Развитие цифровых образовательных ресурсов 11

4.5 Организационное обеспечение и подготовка пользователей системы электронного обучения 13

5. Этапы и индикаторы внедрения системы электронного обучения 14

Жоба 22

Электрондық оқыту жүйесінің 22

Кіріспе 24

Ағымдағы жай-күйді талдау 25

3.Электрондық оқыту жүйесінің мақсаты мен міндеттері 28

4. Тұжырымдаманың негізгі бағыттары мен оны жүзеге асыру механизмдері 28

4.1 Электрондық оқыту жүйесін нормативтік-құқықтық қамтамасыз етуді дамыту 28

4.2 Технологиялық инфрақұрылымды дамыту 29

4.3 Оқу үдерісінде ақпараттық-коммуникациялық технологияны қолдануды дамыту 30

4.4 Сандық білімдік ресурстарды дамыту 32

4.5 Ұйымдастырушылық қамтамасыз ету, электрондық оқыту жүйесін пайдаланушыларды даярлау 33

5. Электрондық оқыту жүйесін енгізу кезеңдері мен индиакторлары 34

Кіріспе

Қазақстан Республикасын 2020 жылға дейінгі дамытудың стратегиялық жоспарының 136-тармағында: «Орта, техникалық, кәсіптік және жоғарғы оқу орындарында электрондық оқыту жүйесі (е-learning)» енгізілетін болады», - деп қарастырылған.

Елбасының 2010 жылғы 7 желтоқсанда № 1118 Өкімімен бекітілген Қазақстан Республикасы 2011-2020 жылдарға арналған білім беруді дамытудың Мемлекеттік бағдарламаның негізгі міндеттерінің бірі оқу үдерісін автоматтандыруды енгізудегі «білім беру ұйымдарының 90%-ы электрондық оқыту жүйесін қолданылады» мақсаттық индикаторға негізделген болып табылады.

Электрондық оқыту жүйесінің 2011-2020 жылдарға арналған Тұжырымдамасы (әрі қарай - Тұжырымдама) орта білім беру ұйымдарында ақпараттандыру үдерісінің ағымдағы жай-күйді талдауға баға береді, сонымен бірге электрондық оқытудың бірыңғай жүйесін енгізу бойынша процестерді жеделдету үшін қажетті шараларды анықтайды.

Қысқартулар, терминдер мен анықтамалар:

АКТ - ақпараттық-коммуникациялық технологиялар

e-learning - ақпараттық-коммуникациялық технология арқылы электрондық оқыту жүйесі

Қашықтықтан оқыту - қашықтықтан білім беру технологиялары - ақпараттық және телекоммуникациялық технологияларды қолдану арқылы белгілі бір қашықтықта немесе үйренушілер мен педагог қызметкерлерінің арасындағы қашықтықтан байланысты толығымен қамтамасыз етуге негізделген оқыту

Корпоративтік желі - бұл ұйымның ережелерiмен сәйкес басқарылатын бiртұтас мекеме немесе оған тәуелдi коммуникациялық жүйе

Сандық білім ресурстары - қолданушының сәйкес ережелерді сақтай отырып, бiлiм беру мақсатында қолдану үшiн жергiлiктi компьютерге жүктей алатын барлық ақпараттар (мәтiндер, графика, мультимедиа) жиынтығы

LMS (Learning Management System) - жеткiзу, зерттеп отыру және үйренудi басқаруға негізделген программалық модуль

SCORM (Shareable Content Object Reference Model) - оқу материалдарын ұйымдастыру мен барлық қашықтықтан оқыту жүйесіне қойылатын талаптарға негізделген қашықтықтан оқыту жүйесі үшін жасалған стандарт

Ағымдағы жай-күйді талдау

Әлемдік тәжірибеде электрондық оқыту қазiргi бiлiмнiң ажырамас бөлiктерінің бірі болып табылады. Электрондық оқытуды тарату деңгейі бойынша Қазақстан АҚШ, Финляндия, Сингапур, Оңтүстiк корея, Канада, Австралия, Жаңа Зеландия елдерімен салыстырғанда бірнеше жылға артта қалып келеді. Бұл елдерде жасалған білім беру үлгілері экономиканың жедел түрде дамуына және елдің бәсекеге қабілеттілігін арттыру болып табылатын стратегиялық мақсаттарға табысты жетуге жұмыс жасайды.

Қазақстанның бәсекеге қабілеттілігінің ауқымды индексі «мектептердiң Интернет желісіне енуі» көрсеткішіне сәйкес позициялық төмендеуі байқалды, атап айтсақ, 2007 жылы 50 орыннан 2008 жылы 54 орынға, 2009 жылы 56 орыннан 2010 жылы 64 орынға дейін төмендеді.

Ақпараттандыру саласындағы білім беру ұйымдарының материалдық-техникалық базасының ағымдағы жай-күйі электрондық оқыту жүйесінің енгізілуіне өту дайындығы жеткіліксіз деп сипаттауға болады.

Республикадағы 2005-2010 жылдарға арналған білім беруді дамытудың Мемлекеттік бағдарламасының қабылдануынан кейінгі соңғы жылдары білім беру ұйымдарында технологиялық инфрақұрылымдар жедел дамып келеді. Сонымен, қазіргі таңда республика бойынша 1 компьютерге 16 оқушыдан келеді. Республика мектептеріндегі компьютерлердің жергілікті желіге қосылғаны 14%-дан 24% -ға дейін құрайды. 3385 мектеп пен 346 техникалық және кәсіптік білім беру ұйымдары интерактивтік тақталармен, 3450 лингафондық және мультимедиа кабинеттерiмен жабдықталған. Мектептердің 37,3 % кең жолақты интернет желісіне қосылған, оқулықтардың 90%-ы сандық форматтарға ауыстырылған.

Сонымен қатар республикадағы педагогтардың компьютерлермен қамтамасыз етілуі туралы статистикалық есеп жүргізілмейді. Педагогтарға белгіленген тәртіп бойынша 1 компьютерге 4 педагогтың келуі қалыпты жағдайға жатпайды, өйткені қазіргі мектепте әрбір педагогке 1 компьютер тиесілі болуы керек.

Білім беру ұйымдарында инфрақұрылымның дамуы мен бақылап отыруы және АКТ әкімшілігі туралы мәселелер АКТ-қызметкерлерінің жоқтығынан информатика мұғалімдеріне жүктеліп отыр.

Мультимедиялық білім бағдарламалары мен электрондық оқулықтар формасында білім ресурстарын құру бойынша Министрлікте шаралар қолданылуда. Дегенмен, жасалған электрондық оқулықтар, құралдар және бағдарламалар CD және DVD тасымалдаушы құралдармен беріледі, бірақ веб-бағдарланған және Интернет арқылы бірнеше рет қолдануға мүмкін болмай отыр.

Республикада электрондық оқыту саласында ҚР Ст 34.016-2004 «Техникалық және қашықтықтан оқытудың программалық құралдары. Жалпы техникалық талаптар» мен ҚР Ст 34.017-2005 «Ақпараттық технологиялар. Электрондық басылым» қабылданған. Электрондық оқу курстарын жасауда авторлардың Халықаралық стандарттардағы талаптарды негізге ала отырып, e-learning жүйесiнiң SCORM стандартымен үйлесімділігін қамтамасыз ету қажет. Алайда, қазақстандық электрондық өңдеулер үшiн бiлiм стандарттары әзірге ұсыныс түрінде болып отыр.

2008 жылы Оқулықтарды, оқу-әдістемелік кешендер мен құралдарды даярлау, сараптамадан өткізу мен баспадан шығару жұмыстарын ұйымдастыру туралы Ереже бекітілген.

Алайда, қолданысқа жіберліген оқу әдебиеттері, оның ішінде, электрондық оқулықтар Интернетте жарияланбағандықтан, білім ресурстарын пайдаланушылар жеткілікті деңгейде қолдана алмай отыр.

Электрондық оқулықтарды жасайтын педагогтардың авторлық құқығын алу мен оны дамыту өзекті мәселелердің бірі болып отыр. Бүгінгі таңда мұндай ресурстарға қойылатын бірыңғай талаптар анықталмаған, электрондық оқу материалдарын жасайтын педагогтарды ынталандыру мен марапаттау механизмі жасалмаған. Ең үздік жасақтамалардың рейтингісі жүргізілмейді.

Электрондық оқыту жүйесінің қызметінің негізгі шарттарының бірі үздік халықаралық тәжірибелердің талаптарына сәйкес оқу үдерісінің ашықтығын қамтамасыз ету болып табылады және оқу нәтижелерін бағалау бойынша Халықаралық қауымдастықтың TIMSS, PISA сияқты халықаралық рейтингілерін қазақстандық білім беру позицияларын айқындау мақсатында жүргізу қажет.

Қазақстандық білімдік орта білім беру ұйымдары, аймақтық білім басқармалары мен Министрліктің ведомстволық құрылымдары Интернет сайтында берілген. Электрондық білім ресурстарының каталогтарын Интернетте тек сайтты жасақтаушылар ғана жариялай алады. Қазақстан сайттарының бірыңғай тізбелерінің жоқтығы, білім саласында кең көлемдегі ақпараттың таралуына, білімді ақпараттандыру бойынша қазақстандық білім ресурстарының кеңінен таралуына кедергі келтіріп отыр.

Қазіргі ақпараттық білімдік орта барлық қатысушыларды біріктіруі тиіс: Министрліктің құрылымдық бөлімдері мен ведомстволық құрылымдары, аймақтық Білім басқармалары, білім беру ұйымдарының басшылар мен педагогтары, оқушылар мен олардың ата-аналары.

Интернет - барлық қатысушылардың қажеттіліктерінің өзара әрекеттесулерін есепке алуы мен ақпараттарды жіберудің ашықтығын қамтамасыз ету желісі.

Сонымен бірге ақпараттық жүйелер информационные системы поддержки образовательных процессов должны обеспечивать участие родителей, для получения информации о результатах успеваемости учащихся, их посещаемости, обмена информацией со школьными руководителями, педагогами и воспитателями. Через Интернет должна быть доступна полная информация о тестировании по различным дисциплинам, проводимым конкурсам и олимпиадам, результатах этих мероприятий, а также тесты для подготовки к Единому национальному тестированию.

Система электронного обучения включает в себя возможности дистанционного обучения с активным использованием сетевых технологий, через локальную сеть и глобальный Интернет.

На Интернет-сайте АО «Национальный центр информатизации» доступна открытая система дистанционного обучения Moodle (moodle.nci.kz), которая содержит полнофункциональную модульную среду LMS (Learning Management System) и стандартизована с точки зрения международных стандартов для технологий в образовании. Вместе с тем, из-за недостаточного доступа к Интернет организаций образования и потенциальных пользователей эта система не получила широкого применения в Казахстане.

Таким образом, применение системы электронного обучения будет иметь эффект только при ее интеграции в реальные учебные процессы при взаимодействии со всеми участниками этих процессов.

  1. Электрондық оқыту жүйесінің мақсаты мен міндеттері

Орта білім беру үшін электрондық оқытудың бірыңғай жүйесінің мақсаты:

Білім беру процесінің барлық қатысушыларының үздік білім беру ресурстары мен технологияларына тең қол жеткізуін қамтамасыз ету.

Қойылған мақсаттарға жету үшін келесі міндеттерді шешу жеткілікті:

  • Электрондық оқыту жүйесін нормативтік-құқықтық қамтамасыз етуді дамыту;

  • Білім беру ұйымдарының технологиялық инфрақұрылымын дамыту;

  • Оқу үдерісінде ақпараттық-коммуникациялық технологияны қолдануды дамыту;

  • Сандық білім ресурстарын дамыту;

  • Ұйымдастырушылық қамтамасыз ету және электрондық оқыту жүйесін пайдаланушыларды даярлау.

4. Тұжырымдаманың негізгі бағыттары мен оны жүзеге асыру механизмдері

4.1 Электрондық оқыту жүйесін нормативтік-құқықтық қамтамасыз етуді дамыту

Для обеспечения функционирования системы электронного обучения требуется нормативная правовая поддержка по следующим направлениям:

  • Оқушылардың қорытынды аттестациясының нәтижесін негізге ала отырып, электрондық оқыту жүйесін ұйымдастырудың нормативтік базасын жасау;

Қолданыстағы мемлекеттік білім стандарттары мен оқу бағдарламаларына АКТ-ны қолдану негізінде пәндер бойынша оқушылардың біліміне, біліктілігіне және дағдысына қойылатын талаптарды енгізу;

разработка единого корпоративного стандарта для организаций среднего образования, с перечнем программного и технического обеспечения, рекомендуемыми эксплуатационными характеристиками;

создание регламента индивидуальной и коллективной работы участников учебного процесса при использовании единой системы электронного обучения;

создание полной инструктивно-методической базы по использованию допущенных цифровых образовательных ресурсов;

создание системы подготовки ИКТ-компетентных кадров и профессиональной подготовки преподавателей и методистов по применению цифровых образовательных ресурсов;

создание механизмов формирования, отбора и распространения цифровых образовательных ресурсов;

создание механизмов распространения лучших учебных материалов, создаваемых преподавателями с применением ИКТ, а также мотивации и стимулирования преподавателей-авторов;

организация работы экспертных советов по цифровым образовательным ресурсам.

4.2 Технологиялық инфрақұрылымды дамыту

Технологическая инфраструктура организаций среднего образования должна включать следующие компоненты:

современное компьютерное и серверное, мультимедийное и периферийное оборудование учебных кабинетов в количестве, достаточном для их использования преподавателями и учащимися (например, компьютер каждому преподавателю, не более 1-2 учащихся на 1 компьютер);

современную локальную вычислительную сеть (структурированную кабельную систему или Wi-Fi сеть) и сетевое оборудование для объединения рабочих мест в учебных и рабочих кабинетах внутри организации;

корпоративную сеть, предоставляющую возможность электронного информационного обмена между преподавателями, а также для доступа к сети Интернет;

широкополосной доступ к Интернету (скорость от 4 до 10 Мегабит в секунду);

Интернет-портал образовательных услуг системы электронного обучения;

Интернет-сайт для обеспечения доступа к информационным ресурсам организации образования;

серверное помещение в соответствии с требованиями, предъявляемыми к серверной комнате.

Практика показывает, что наращивание технологической инфраструктуры и ее сопровождение без функционирования информационных систем для основных процессов организации является малоэффективной мерой ИКТ.

Разрозненные инфраструктурные компоненты организаций образования должны быть объединены в единую систему электронного обучения с использованием преимуществ сетевых технологий и современных Интернет-услуг.

4.3 Оқу үдерісінде ақпараттық-коммуникациялық технологияны қолдануды дамыту

Международный опыт показывает, что эффективное применение ИКТ в учебном процессе обеспечивается при использовании промышленных решений e-learning.

Значительным преимуществом системы электронного обучения является предоставление возможности использования графических, мультимедийных возможностей ИКТ для учебного процесса, интерактивных ролевых игр, симуляторов, которые улучшают усвоение учебного материала и положительно влияют на качество и результаты учебного процесса. Например, практика Южной Кореи, как одного из лидеров в области электронного образования, показывает, что использование системы e-learning 80% учащихся позволило улучшить результаты тестов по предметам.

Система электронного обучения развивает способности и познавательные интересы учащихся, навыки самообразования. Система электронного обучения должна способствовать как коллективному, так и индивидуальному обучению учеников, в соответствии с основными принципами современного образования - «образование для всех» и «образование через всю жизнь».

Электрондық оқыту жүйесінің негізгі қызметтері:

1. В системе электронного обучения должны отражаться динамика уровня знаний и статистика обучения (продолжительность, содержание, оценки, др.) по каждому учащемуся на протяжении всего периода обучения в школе.

2. Другой функцией системы будет тестирование знаний по предметам, самостоятельная проверка знаний школьниками в ходе подготовки к экзаменам.

3. В системе электронного обучения должна быть реализованы функции школьного администрирования: составления учебных планов, расписаний, назначений и расчета педагогической нагрузки, формирования отчетных и статистических форм, ведения электронных журналов и досок оповещений.

4. Система электронного обучения должна предоставлять преподавателям гибкий и развитый инструментарий для создания уроков и конспектов, в форматах, совместимых с международными стандартами.

5. Система должна поддерживать коллективную работу и общение участников в глобальной и локальной сети (форумы, чаты, конференции), которые будут способствовать развитию сообщества учителей.

6. Система электронного обучения должна базироваться на централизованной архитектуре, обеспечивающей различные сетевые сервисы, функции управления новыми версиями программного обеспечения, на основе аутсорсинга обслуживания ее инфраструктуры. Подобная архитектура системы снизит стоимость эксплуатации и обслуживания инфраструктуры с минимальным количеством ИТ-персонала, а также обеспечит надежную политику информационной безопасности.

4.4 Сандық білімдік ресурстарды дамыту

Система электронного обучения содержит открытые образовательные ресурсы с учебными материалами, которые могут свободно распространяться в сети.

Созданные ранее электронные информационные ресурсы и мультимедийные образовательные разработки должны быть сконвертированы и использоваться в системе электронного обучения через Интернет. В информационные ресурсы системы электронного обучения будут включены оцифрованные материалы учебного телевидения.

В рамках системы электронного обучения специализированными поставщиками будут создаваться инвариантные и вариативные цифровые образовательные ресурсы:

- ориентированные на достижение качественно новых образовательных результатов;

- поддерживающие деятельность субъектов образовательного процесса в целом по учебной программе предметной области или по одной или нескольким конкретным темам, разделам;

- ориентированные на учебные модули исследовательского характера с учетом последних достижений науки;

- специализированные энциклопедии (искусство, история, география, др.);

- образовательные среды, основанные на комплект цифровых географических карт и снимков, полученных с искусственных спутников Земли;

- комплекты материалов, построенные по хронологическому принципу (ленты времени);

- виртуальные лаборатории или их циклы, моделирующие важнейшие изучаемые явления;

- коллекции информационных источников;

- сложные учебные интерактивные модели (например, интерактивная таблица Менделеева, композиционный разбор картины, трехмерная модель памятника архитектуры, атлас звездного неба, и проч.).

Учебные пособия и тесты в системе электронного обучения также могут создавать сами преподаватели. Их работа будет стандартизована единой системой разработки учебного контента, с поддержкой функций текстовых и графических редакторов и сред таких, как Microsoft Word, Microsoft PowerPoint, Adobe Flash, Adobe Photoshop.

Система разработки учебных материалов позволит всем преподавателям создавать новые и качественные модели и формы подачи знаний в электронном виде, для их совместного использования через Интернет - в любом месте и в любое время. В этих целях потребуется разработка механизмов мотивации и стимулирования творческих преподавателей, создающих лучшие электронные учебные материалы.

Необходимо создавать архивы видеозаписей законченных тематических циклов уроков и лекций лучших преподавателей для использования в учебном процессе в организациях образования и самообразования участников. Архивы видеозаписей уроков можно просматривать как через Интернет, так и в локальной сети, в режиме офф-лайн, на обычных компьютерах. Такие учебные видеоматериалы будут востребованы в малокомплектных организациях образования, имеющих слабую учебно-методическую базу и технологическую инфраструктуру. Организации образования, не подключенные в режиме онлайн к системе электронного обучения, смогут пользоваться версиями и обновлениями образовательных ресурсов, записанными и доставленными на CD- и DVD- носителях, на компьютерах через локальную сеть организации образования.

Отдельной задачей является разработка и доставка специализированных цифровых образовательных ресурсов контент-провайдеров для обучения детей с ограниченными возможностями.

4.5 Ұйымдастырушылық қамтамасыз ету, электрондық оқыту жүйесін пайдаланушыларды даярлау

Функционирование системы электронного обучения требует институциональной поддержки. В этих целях должна быть создана или определена организационная структура, ответственная за внедрение системы электронного обучения в организациях образования. В функции этой организационной структуры должны входить контроль и мониторинг показателей информатизации организаций образования при внедрении системы электронного обучения. При этом должны быть разработаны и применяться измеримые показатели уровня использования системы электронного обучения в организациях образования.

Требуется создание экспертных советов по цифровым образовательным ресурсам из числа высококвалифицированных преподавателей, методистов. Подобные структуры могут обеспечить формирование критериев качества используемых цифровых образовательных ресурсов и оценить эффективность системы электронного обучения.

По данным анкетирования организаций образования (г.Астана, Акмолинской, Атырауской, Восточно-Казахстанской, Карагандинской, Южно-Казахстанской областей)3 количество ИКТ-сертифицированных преподавателей школ составляет в среднем 52%.. В системе подготовки ИКТ-компетентных кадров и профессиональной подготовки преподавателей и методистов потребуются разработка и включение курсов обучения педагогических кадров использованию ИКТ и цифровых образовательных ресурсов в учебном процессе в программы работ региональных институтов повышения квалификации и учебно-методических кабинетов. В этих целях должна быть введена отдельная специализация методистов по работе с цифровыми образовательными ресурсами и организована подготовка таких методистов.

Для внедрения и сопровождения системы электронного обучения, администрирования технологической инфраструктуры в организациях образования потребуется введение дополнительных штатных единиц ИКТ-персонала. При этом для управления и координации процессов информатизации внутри организации образования необходимо введение в организационную структуру отдельной штатной единицы заместителя директора по информатизации.

5. Электрондық оқыту жүйесін енгізу кезеңдері мен индиакторлары

Электрондық оқытудың бірыңғай жүйесі кезеңдер бойынша енгізілетін болады.

Период внедрения 1-го этапа системы в организациях среднего образования: 2011-2015 г.г., 2-го этапа: 2016-2020 г.г.

Результатами реализации Концепции должны стать:

  1. Внедрение единой системы электронного обучения в организациях среднего образования, в том числе по годам:

к концу 2011-2015 учебного года - 1 этап, более 50 % от общего количества организаций среднего образования,

к концу 2016-2020 учебного года - 2 этап, более 90 % организаций среднего образования.

  1. Развитие технологической инфраструктуры единой системы электронного обучения, в том числе:

количество организаций образования, подключенных к широкополосному Интернету с пропускной способностью от 4 до 10 Мбит/сек, по годам:

2015 год - более 50 % от общего количества организаций среднего образования,

2020 год - более 90 % от общего количества организаций среднего образования;

количество преподавателей на один компьютер по годам:

к концу 2015 года - не более 4 преподавателей на один компьютер;

количество учащихся на один компьютер по годам:

2015 год - не более 10 учащихся на один компьютер,

2020 год - не более 1-2 учащихся на один компьютер;

соотношение количества компьютеров, связанных локальными сетями в организациях среднего образования к общему числу компьютеров, по годам:

2015 год - более 50 %,

2020 год - более 90 %;

соотношение количества преподавателей с учетными записями электронной почты и персональными веб-блогами к общему количеству преподавателей: к 2015 году - до 80 %.

  1. Развитие цифровых образовательных ресурсов

соотношение количества общеобразовательных предметов, преподаваемых с обязательным применением ИКТ и цифровых образовательных ресурсов, к общему количеству общеобразовательных предметов:

к концу 2015 года - более 50 %,

к концу 2020 года - более 90 %.

  1. Совершенствование нормативного правового обеспечения по применению ИКТ в системе среднего образования

Будут разработаны нормативные правовые акты и регламентирующие документы по следующим направлениям:

  1. организация системы электронного обучения и учет результатов в итоговой аттестации учащихся;

  2. введение в действующие государственные стандарты образования и учебные программы требования к знаниям, умениям и навыкам по предметам на основе ИКТ;

  3. разработка единого корпоративного стандарта для организаций среднего образования;

  4. создание регламента индивидуальной и коллективной работы пользователей системы электронного обучения;

  5. создание полной инструктивно-методической базы по использованию допущенных цифровых образовательных ресурсов;

  6. создание системы подготовки ИКТ-компетентных кадров и профессиональной подготовки преподавателей и методистов по применению цифровых образовательных ресурсов;

  7. создание механизмов формирования, отбора и распространения цифровых образовательных ресурсов;

  8. создание механизмов распространения лучших электронных учебных материалов, а также мотивации и стимулирования преподавателей-авторов;

  9. организация работы экспертных советов по цифровым образовательным ресурсам.


  1. Развитие ИКТ-компетентности преподавателей

соотношение количества пользователей системы электронного обучения к общему количеству преподавателей и учащихся, в том числе по годам:

2015 год - более 50 %,

2020 год - более 90 % ;

соотношение количества курсов повышения квалификации для преподавателей с применением образовательных ИКТ к общему количеству курсов:

к концу 2015 года - более 50 %,

к концу 2020 года - более 90 %;

соотношение ИКТ-сертифицированных преподавателей к общему количеству всех преподавателей, в том числе по годам:

2015 год - более 50 %,

2020 год - более 90 %;


  1. Институциональная поддержка единой системы электронного обучения

Проведение мероприятий по реализации Концепции системы электронного обучения обеспечит интеграцию казахстанской системы образования в мировое образовательное пространство и повышение ее уровня конкурентоспособности.

































Жоба

2011-2015 жылдарға арналған электрондық оқыту жүйесінің тұжырымдамасын жүзеге асыру бойынша іс-шаралар жоспары

(1 кезең)

№ р/н

Шаралар атауы

Іс-шаралар мерзімі

Жауапты

1.Ақпараттық-коммуникациялық инфрақұрылымды дамыту

Білім беру ұйымдарының оқу кабинеттерін жаңа типті компьютерлермен, сервермен, мультимедиялық және перифериялық жабдықтармен жабдықтау

2011-2015 ж.ж.

ҚР БжҒМ,

ҚРАжБМ

Білім беру ұйымдарында жергілікті желіні құру (құрылымдық арналы желілер, Wi-Fi желісі)

2011-2015 ж.ж.

ҚР БжҒМ

ҚРАжБМ

Білім беру ұйымдарында Интернет желісіне еркін ену мен оқытушылар арасында өзара электрондық ақпараттық алмасуды ұйымдастыру үшін корпоративтік желіні құру мен оны дамыту

2011-2015 ж.ж.

Білім беру ұйымдары

Білім беру ұйымдарында кең жолақты Интернет желісіне енуді қамтамасыз ету

2011-2015 ж.ж.

АҚ «Казахтелеком» (келісім бойынша)

Білім беру ұйымдарының ақпараттық ресурстарыне ену үшін Интернет-сайттарды құру мен оны дамыту

2011-2015 ж.ж.

Білім беру ұйымдары

Білім беру ұйымдарында серверлік бөлмелерді құру

2011-2015 ж.ж.

Білім беру ұйымдары

  1. Оқу үдерісінде ақпараттық-коммуникациялық технологияны қолдану

Электрондық оқыту жүйесінің І кезеңін енгізу үшін техникалық тапсырманы жасау, бекіту мен оны іске асыру

2011 ж.

ҚР БжҒМ

Жұмыс тобы

Электрондық оқыту жүйесінің 1-ші кезеңін ендіру

2011-2015 ж.ж.

ҚР БжҒМ

Білім басқармалары

  1. Сандық білім ресурстарын дамыту

Ең үздік электрондық оқу материалдарын жасаған оқытушыларды мадақтау мен марапаттау механизмін жасау

2011-2015 ж.ж.

ҚР БжҒМ

Білім басқармалары

Сандық білім ресурстарын жинау, талдау және оны тарату механизмін жасау

2011-2012 ж.ж.

ҚР БжҒМ

Сандық білім ресурстарын құру

2011-2015 ж.ж.

ҚР БжҒМ


  1. Электрондық оқытуды нормативтік-құқықтық қамтамасыз етуді дамыту

Оқушылардың қорытынды аттестациясының нәтижесін негізге ала отырып, электрондық оқыту жүйесін ұйымдастырудың нормативтік базасын жасау

2011-2015 ж.ж.

ҚР БжҒМ

Қолданыстағы мемлекеттік білім стандарттары мен оқу бағдарламаларына АКТ-ны қолдану негізінде пәндер бойынша оқушылардың біліміне, біліктілігіне және дағдысына қойылатын талаптарды енгізу

2011 ж.

ҚР БжҒМ

Білім беру ұйымдары үшін электрондық оқыту жүйесінің программалық және техникалық қамсыздандыру тізімімен ұсынылған талаптарға сәйкес бірыңғай корпоративтік стандарт жасау

2011 ж.

ҚР БжҒМ,

Білім басқармалары

Электрондық оқытудың бірыңғай жүйесін пайдаланушылардың ұжымдық және жеке жұмыс тәртібін құру

2011 ж.

ҚР БжҒМ, Білім басқармалары

Таратуға жіберілген сандық білім ресурстарын қолдану бойынша әдістемелік нұсқау қорын құру

2011 ж.

ҚР БжҒМ, ведомстволық ұйымдары (нақты көрсету)

Сандық білім ресурстарын қолдану үшін әдіскерлер мен оқытушыларды кәсіби және кадрлардың АКТ-құзырлылығын қалыптастыруға даярлау жүйесін құру

2011 ж.

ҚР БжҒМ, ведомстволық ұйымдары (нақты көрсету)

АКТ-ны қолдану арқылы оқытушылардың жасаған үздік оқу материалдарын тарату механизмін құру

2011 ж.

ҚР БжҒМ

Сандық білім ресурстарын құру, талдау және тарату

2011 ж.

ҚР БжҒМ

Ұйымдастырушылық қамтамасыз ету, электрондық оқыту жүйесін пайдаланушыларды даярлау


Білім беру ұйымдарына электрондық оқыту жүйесін енгізуге жауапты ұйымдастыру құрылымын анықтап, құру

2011 ж.

ҚР БжҒМ

Аймақтық біліктілікті арттыру институттары мен оқу-әдістемелік кабинеттердің бағдарламасын жасап, үйрету курстарын енгізу

2011-2012 ж.ж.

ҚР БжҒМ, ведомстволық ұйымдары (нақты көрсету)

Сандық білім ресурстарымен жұмыс жасауға әдіскерлерді даярлау

2011 ж.

ҚР БжҒМ, ведомстволық ұйымдары (нақты көрсету)

Сандық білім ресурстары бойынша эксперттік кеңес құру

2011 ж.

ҚР БжҒМ, ведомстволық ұйымдары (нақты көрсету)

Білім беру ұйымдарына ретінде қосымша АКТ-маманы штаттық бірлік енгізу

2011-2015 ж.ж.

Білім басқармалары

Білім беру ұйымдарының ұйымдастырылу құрылымына ақпараттандыру бойынша директордың орынбасары штаттық бірлігін енгізу

2011-2015 ж.ж.

Білім басқармалары

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Қосымша

Тұжырымдаманы нормативтік-құқықтық қамтамасыз ету:

Қазақстан Республикасының «Білім туралы» Заңы 2007 жыл, 27 шілде № 319-III;

Қазақстан Республикасының «Ақпараттандыру туралы» Заңы 2007 жыл, 11 қаңтар № 217-3;

Қазақстан Республикасы Президентінің 2010 жылғы 7 желтоқсандағы № 1118 Жарлығымен бекітілген Қазақстан Республикасының 2011-2020 жылдарға арналған білім беруді дамытудың Мемлекеттік бағдарламасы

Қазақстан Республикасы Президентінің 2004 жылғы 11 қазандағы №1459 Жарлығымен бекітілген Қазақстан Республикасының 2005-2010 жылдарға арналған білім беруді дамытудың Мемлекеттік бағдарламасы

Қазақстан Республикасы Үкіметінің 2001 жылғы қаулысымен

Концепция информатизации системы образования Республики Казахстан на 2002-2004 годы, одобренная постановлением Правительства Республики Казахстан от 6 августа 2001 года № 1037;

Концепция создания и развития информационных систем Министерства образования и науки Республики Казахстан с учетом их интеграции с инфраструктурой «электронного правительства», 2007 г.;

Стратегический план развития образования на 2009-2011 годы;

Правила организации работы по подготовке, экспертизе и изданию учебников, учебно-методических комплексов и пособий, утвержденные от 5 июня 2008 года № 325 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации НПА РК № 5248);

Страновой отчет о внедрении информационно-коммуникационных технологий в систему общего среднего образования Республики Казахстан.

Қазақстан Республикасы Білім және ғылым Министрлігінің ведомстволық ұйымдары:

АҚ «Білім беруді ақпараттандырудың ұлттық орталығы» (nci.kz)

Білім беру жүйесінің басшы және ғылыми-педагогикалық кадрлары біліктілігін арттыратын республикалық институт (ripkso.kz)

Республикалық «Оқулық» орталығы (Интернет-сайты жоқ)

Тестілеу және мемлекеттік білім стандартының Ұлттық орталығы (testcenter.kz)

ҚР БжҒМ жанындағы информатика және басқару проблемалар институты (ipic.kz)

Білім сапасын бағалаудың Ұлттық орталығы (ncoko.kz)

Коррекциялық педагогиканың Ұлттық ғылыми-практикалық орталығы (satr.kz)

Республикалық ғылыми-практикалық орталығы «Дарын» (daryn.kz)

Ы.Алтынсарин атындағы Қазақ білім академиясы (nao.kz)

ҚР БжҒМ білім және ғылым саласындағы бақылау комитеті (educontrol.kz)

1 СТ РК 34.016-2004 «Технические и программные средства дистанционного обучения. Общие технические требования»

2 Анкетирование проводилось рабочей группой по внедрению системы электронного обучения в октябре-декабре 2008 года.

3 Анкетирование проводилось рабочей группой по внедрению системы электронного обучения в октябре-декабре 2008 года.

43



© 2010-2022