Рабочая программа по Информатике для 5 класса ФГОС

   Рабочая  программа по информатике для 5 класса основной школы составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования,  в соответствии с основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования.       Данная программа ориентирована на учебник для 5 класса "Информатика" авторов Л.Л. Босовой и А.Ю.Б...
Раздел Информатика
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа

по Информатике для 5 класса

ФГОС.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по информатике для 5 класса основной школы составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, в соответствии с основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования.

Рабочая программа базируется на учебно-методическом комплекте авторов Л.Л. Босовой, А.Ю. Босовой (линия учебников, имеющихся в федеральном перечне 2014-2015 уч.г.). В программе сохраняется авторский подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся. В ней учтено, что сегодня в соответствии с новым Федеральным государственным образовательным стандартом начального образования учащиеся к концу начальной школы приобретают ИКТ-компетентность, достаточную для дальнейшего обучения.

Общая характеристика учебного предмета «Информатика».

Информатика - это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.

Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий - одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.

Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.

Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.

В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса.

Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). В настоящей программе учтено, что сегодня, в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального образования, учащиеся к концу начальной школы должны обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. Далее, в основной школе, начиная с 5-го класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.

Место предмета в учебном плане.

Курс информатики изучается в 5 классе основной школы по одному часу в неделю. Всего 34 ч.


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (34 часа)

  1. Раздел 1. Введение в информатику (8 часов)

Информация. Информация, как данные, которые могут быть обработаны автоматизированной системой, и информация, как сведения, предназначенные для восприятия.

Основные виды информационных процессов: хранение, передача и обработка информации. Примеры информационных процессов в системах различной природы; их роль в современном мире. Кодирование информации. Исторические примеры кодирования.

Хранение информации. Носители информации (бумажные, магнитные, оптические, флэш-память). Передача информации. Источник, информационный канал, приёмник информации. Обработка информации. Обработка, связанная с получением новой информации.

Устройство компьютера: процессор, оперативная память, внешняя энергонезависимая память, устройства ввода-вывода. Роль программ в использовании компьютера. Носители информации, используемые в ИКТ, их история и перспективы развития. Представление об объёмах данных и скоростях доступа, характерных для различных видов носителей.

Раздел 2. Алгоритмы и элементы программирования (5 часов)

2.1. Базовые понятия (исполнитель, алгоритм, алгоритмический язык, программа для исполнителя) (3 часа)

Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных. Способы записи алгоритмов. Блок-схемы.

Разработка плана действий и его запись (задачи о переправе и переливаниях).

2.2. Основы логики (2 часа)

Преобразование информации путём рассуждений. Табличное решение логических задач.

Раздел 3. Использование программных систем и интернет-сервисов (13 часов)

Компьютер как универсальное устройство обработки информации.

Основные компоненты персонального компьютера (процессор, оперативная и долговременная память, устройства ввода и вывода информации), их функции и основные характеристики (по состоянию на текущий период времени). История и тенденции развития компьютеров. Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.

Графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые окна, меню). Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме: создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Стандартизация пользовательского интерфейса персонального компьютера.

Интернет-сервисы: почтовая служба.

Создание и обработка текстов; систематизация знаний о приемах и умений работы над текстом с помощью текстовых редакторов (поиск и замена, проверка правописания. Включение в текстовый документ списков, таблиц.

Графическая информация. Формирование изображения на экране монитора. Компьютерное представление цвета. Компьютерная графика (растровая, векторная). Интерфейс графических редакторов

Раздел 4. Работа в информационном пространстве (3 часа)

Передача информации. Источник и приёмник информации. Основные понятия, связанные с передачей информации. Передача информации в современных системах связи.

Роль ИКТ при передаче и обработке информации. Компьютерные сети. Интернет.

Качественные и количественные характеристики современных носителей информации: объем информации, хранящейся на носителе; скорости записи и чтения информации. Хранилища информации. Сетевое хранение информации. Поиск информации.

Информационная безопасность личности.

Гигиенические, эргономические и технические условия эксплуатации средств ИКТ.

Контрольные работы и тесты. 4 часа

Резерв. 1 час.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

учебного предмета «Информатика» 5 класс.


Наименование раздела

Кол-во часов

1. Введение в информатику

8

2. Алгоритмы и элементы программирования

2.1. Базовые понятия (исполнитель, алгоритм, алгоритмический язык, программа)

3

2.2. Логические значения

2

3. Использование программных систем и сервисов

13

4. Работа в информационном пространстве

3

Контрольные работы и тесты

4

Резерв

1

Всего

34



ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ КУРСА


Образовательные результаты структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности. Они включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты. Особенность информатики заключается в том, что многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ) имеют значимость для других предметных областей и формируются при их изучении.

Образовательные результаты сформулированы в деятельностной форме, это служит основой разработки контрольных измерительных материалов основного общего образования по информатике.

Личностные результаты:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

  • развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  • наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;

  • понимание роли информационных процессов в современном мире;

  • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;

  • ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;

  • развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;

  • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;

  • способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Мета предметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • смысловое чтение;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью;

  • владение обще предметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;

  • владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;

  • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

  • владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий: умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).



Предметные результаты:

  • формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами - линейной, условной и циклической;

  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей - таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права;

  • умение использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «кодирование», «алгоритм», «программа»; понимание различий между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;

  • умение описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них; использовать термины, описывающие скорость передачи данных; записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;

  • умение кодировать и декодировать тексты при известной кодовой таблице;

  • умение составлять неветвящиеся (линейные) алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);

  • умение использовать логические значения, операции и выражения с ними;

  • умение формально выполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин;

  • умение создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования;

  • умение использовать готовые прикладные компьютерные программы и сервисы в выбранной специализации, умение работать с описаниями программ и сервисами;

  • навыки выбора способа представления данных в зависимости от постановленной задачи.

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ.


  • Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой и учебником. При проверке усвоения материала необходимо выявлять полноту, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

  • Основными формами проверки ЗУН учащихся по информатике являются устный опрос, письменная контрольная работа, самостоятельная работа, тестирование, практическая работа на компьютере и зачеты (в старших классах).

  • При оценке письменных и устных ответов учитель в первую очередь учитывает показанные учащимися знания и умения. Оценка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися. Среди погрешностей выделяются ошибки и недочеты.

  • Ошибкой считается погрешность, если она свидетельствует о том, что ученик не овладел основными знаниями и (или) умениями, указанными в программе.

  • Недочетами считаются погрешности, которые не привели к искажению смысла полученного учеником задания или способа его выполнения, например, неаккуратная запись, небрежное выполнение блок-схемы и т. п.

  • Задания для устного и письменного опроса учащихся состоят из теоретических вопросов и задач.

  • Ответ за теоретический вопрос считается безупречным, если по своему содержанию полностью соответствует вопросу, содержит все необходимые теоретические факты и обоснованные выводы, а его изложение и письменная запись математически и логически грамотны и отличаются последовательностью и аккуратностью.

  • Решение задачи по программированию считается безупречным, если правильно выбран способ решения, само решение сопровождается необходимыми объяснениями, верно выполнен алгоритм решения, решение записано последовательно, аккуратно и синтаксически верно по правилам какого-либо языка или системы программирования.

  • Практическая работа на ЭВМ считается безупречной, если учащийся самостоятельно или с незначительной помощью учителя выполнил все этапы решения задачи на ЭВМ, и был получен верный ответ или иное требуемое представление задания.

  • Оценка ответа учащегося при устном и письменном опросах, а также при самостоятельной работе на ЭВМ, проводится по пятибалльной системе, т.е. за ответ выставляется одна из отметок: 1 (плохо), 2 (неудовлетворительно), 3 (удовлетворительно), 4 (хорошо), 5 (отлично).

  • Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком уровне владения информационными технологиями учащимся, за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные учащемуся дополнительно после выполнения им основных заданий.

Оценка ответов учащихся.

Для устных ответов определяются следующие критерии оценок:

оценка «5» выставляется, если ученик:

  • - полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

  • - изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую и специализированную терминологию и символику;

  • - правильно выполнил графическое изображение алгоритма и иные чертежи и графики, сопутствующие ответу;

  • - показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;

  • - продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

  • - отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

оценка «4» выставляется, если ответ имеет один из недостатков:

  • - в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие логического и информационного содержания ответа;

  • - нет определенной логической последовательности, неточно используется математическая и специализированная терминология и символика;

  • - допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;

  • - допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию или вопросу учителя.

оценка «3» выставляется, если:

  • - неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса, имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, чертежах, блок-схем и выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

  • - ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме,

  • - при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

оценка «2» выставляется, если:

  • - не раскрыто основное содержание учебного материала;

  • - обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала,

  • - допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, в чертежах, блок-схем и иных выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.


Оценка самостоятельных и проверочных работ по теоретическому курсу

Оценка "5" ставится в следующем случае:

- работа выполнена полностью;

- при решении задач сделан перевод единиц всех величин в, все необходимые данные занесены в условие, правильно выполнены чертежи, схемы, графики, рисунки, сопутствующие решению задач, сделана проверка по наименованиям, правильно записаны исходные формулы, записана формула для конечного расчета, проведены математические расчеты и дан полный ответ;

- на качественные и теоретические вопросы дан полный, исчерпывающий ответ литературным языком с соблюдением технической терминологии в определенной логической последовательности, учащийся приводит новые примеры, устанавливает связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу информатики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов, умеет применить знания в новой ситуации;

- учащийся обнаруживает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения.

Оценка "4" ставится в следующем случае:

- работа выполнена полностью или не менее чем на 80 % от объема задания, но в ней имеются недочеты и несущественные ошибки: правильно записаны исходные формулы, но не записана формула для конечного расчета; ответ приведен в других единицах измерения.

- ответ на качественные и теоретические вопросы удовлетворяет вышеперечисленным требованиям, но содержит неточности в изложении фактов, определений, понятий, объяснении взаимосвязей, выводах и решении задач;

- учащийся испытывает трудности в применении знаний в новой ситуации, не в достаточной мере использует связи с ранее изученным материалом и с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка "3" ставится в следующем случае:

- работа выполнена в основном верно (объем выполненной части составляет не менее 2/3 от общего объема), но допущены существенные неточности; пропущены промежуточные расчеты.

- учащийся обнаруживает понимание учебного материала при недостаточной полноте усвоения понятий и закономерностей;

- умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении качественных задач и сложных количественных задач, требующих преобразования формул.

Оценка "2" ставится в следующем случае:

- работа в основном не выполнена (объем выполненной части менее 2/3 от общего объема задания);

- учащийся показывает незнание основных понятий, непонимание изученных закономерностей и взаимосвязей, не умеет решать количественные и качественные задачи.


Для письменных работ учащихся по алгоритмизации и программированию:

оценка «5» ставится, если:

  • - работа выполнена полностью;

  • - в графическом изображении алгоритма (блок-схеме), в теоретических выкладках решения нет пробелов и ошибок;

  • - в тексте программы нет синтаксических ошибок (возможны одна-две различные неточности, описки, не являющиеся следствием незнания или непонимания учебного материала).

оценка «4» ставится, если:

  • - работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);

  • - допущена одна ошибка или два-три недочета в чертежах, выкладках, чертежах блок-схем или тексте программы.

оценка «3» ставится, если:

  • - допущены более одной ошибки или двух-трех недочетов в выкладках, чертежах блок-схем или программе, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.

оценка «2» ставится, если:

  • - допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями по данной теме в полной мере.

  • - работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме.

Практическая работа на ПК оценивается следующим образом:

оценка «5» ставится, если:

  • - учащийся самостоятельно выполнил все этапы решения задач на ПК;

  • - работа выполнена полностью и получен верный ответ или иное требуемое представление результата работы;

  • - оценка «4» ставится, если:

  • - работа выполнена полностью, но при выполнении обнаружилось недостаточное владение навыками работы с ПК в рамках поставленной задачи;

  • - правильно выполнена большая часть работы (свыше 85 %), допущено не более трех ошибок;

  • - работа выполнена полностью, но использованы наименее оптимальные подходы к решению поставленной задачи.

  • - оценка «3» ставится, если:

  • - работа выполнена не полностью, допущено более трех ошибок, но учащийся владеет основными навыками работы на ПК, требуемыми для решения поставленной задачи.

  • - оценка «2» ставится, если:

  • - допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями, умениями и навыками работы на ПК или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.

  • - работа показала полное отсутствие у учащихся обязательных знаний и навыков практической работы на ПК по проверяемой теме.


Тест оценивается следующим образом:


  • «5» - 86-100% правильных ответов на вопросы;

  • «4» - 71-85% правильных ответов на вопросы;

  • «3» - 51-70% правильных ответов на вопросы;

  • «2» - 0-50% правильных ответов на вопросы.



ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО -ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.


Учебно-методическое обеспечение.

  1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: учебник для 5 класса. БИНОМ. Лаборатория знаний (ФГОС);

  2. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика : рабочая тетрадь для 5 класса

  3. Бородин М. Н. Информатика. УМК для основной школы: 5 - 6, 7 - 9 классы (ФГОС). Методическое пособие для учителя. 2013;

  4. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика : методическое пособие для 5-6 классов, 2013

  5. metodist.lbz.ru сайт методической поддержки УМК.

  6. sc.edu.ru/ сайт Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов

  7. metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/eor5.php страница сайта, Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 5 класса



Материально - техническое обеспечение .


Компьютер - универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.

Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности - радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.

Принтер - позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.

Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети - дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.

Устройства вывода звуковой информации - наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.

Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения). Особую роль специальные модификации этих устройств играют для учащихся с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП.

Устройства создания графической информации (графический планшет) - используются для создания и редактирования графических объектов, ввода рукописного текста и преобразования его в текстовый формат.

Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; цифровой микроскоп; аудио и видео магнитофон - дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.

Управляемые компьютером устройства - дают возможность учащимся освоить простейшие принципы и технологии автоматического управления (обратная связь и т. д.), одновременно с другими базовыми понятиями информатики.

Программные средства


Операционная система.

Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).

Антивирусная программа.

Программа-архиватор.

Клавиатурный тренажер.

Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы и системы управления базами данных.

Звуковой редактор.

Программа-переводчик.

Система оптического распознавания текста.

Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).

Системы программирования (Кумир, Паскаль)

Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).

Браузер (входит в состав операционных систем или др.).

Программа интерактивного общения

Простой редактор Web-страниц



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате освоения курса информатики в основной школе учащиеся получат представление:

  • о понятии «информация» - одном из основных обобщающих понятий современной науки, о базовых понятиях, связанных с хранением, обработкой и передачей данных;

  • о методах представления и алгоритмах обработки информации;

  • о компьютерах - универсальных устройствах обработки информации, связанных в локальные и глобальные сети;

  • о различных видах программного обеспечения и задачах, решаемых с его помощью; о существовании вредоносного программного обеспечения и средствах защиты от него;

  • о направлениях развития компьютерной техники (суперкомпьютеры, мобильные вычислительные устройства и др.), о стандартах в ИКТ.

У воспитанников будут сформированы:

  • основы алгоритмической культуры;

  • умение составлять несложные алгоритмы;

  • навыки и умения, необходимые для работы с основными видами программных систем и интернет-сервисов (с опорой на их применение на протяжении всего учебного процесса по различным предметам);

  • начальные навыки коммуникации с использованием современных средств ИКТ.

Раздел «Введение в информатику»

Ученик к научится:

  • использовать термины «информация», «кодирование», «сигнал», а также понимать разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;

  • описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них; использовать термины, описывающие скорость передачи данных;

  • кодировать и декодировать тексты по кодовой таблице.

Ученик получит возможность:

  • узнать о том, что любые данные можно описать, используя алфавит, содержащий только два символа, например 0 и 1;

  • познакомиться с тем, как информация (данные) представляется в современных компьютерах;

  • познакомиться с двоичным кодированием текстов.

Раздел «Алгоритмы и элементы программирования»

Ученик научится:

  • использовать термины «алгоритм», «блок-схема», а также понимать разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;

  • составлять неветвящиеся (линейные) алгоритмы управления исполнителями;

  • выполнять без использования компьютера («вручную») алгоритмы анализа числовых данных и управления исполнителями.

Ученик получит возможность:

  • познакомиться со способами преобразования информации по заданным правилам.

Раздел «Использование программных систем и интернет-сервисов»

Ученик овладеет:

  • навыками работы с компьютером.

Ученик получит возможность:

  • познакомиться с программными средствами для работы с текстовыми и графическими объектами;

    • практиковаться в использовании основных видов прикладного программного обеспечения (редакторы текстов, браузеры и др.).

Раздел «Работа в информационном пространстве»

Ученик научится:

  • приемам безопасной организации своего личного пространства данных.

Ученик получит возможность:

  • познакомиться с принципами функционирования Интернета и почтовых сервисов в сети.

  • расширить представление о тенденциях развития ИКТ.

Календарно - поурочное планирование. 5 класс

Раздел

№ урока

Дата

Тема урока

Количество часов

Планируемые результаты освоения материала

Компьютерный практикум

план

факт

Предметные

Метапредметные

Личностные



Тема 1.Информация. Компьютер.

10 часов





1

1/1



Информация вокруг нас. Охрана труда.

1

общие представления об информации и информационных процессах;

формирование навыков и умения безопасного и целесообразного поведения при работе за компьютером, использовать термины «информация», «сообщение»

умение работать с учебником; умение работать с электронным приложением к учебнику;

умение самостоятельно определять цели своего обучения

навыки безопасного и целесообразного поведения при работе в компьютерном классе;

формирование ответственного отношения к учению


1

2/2



Компьютер - универсальная машина для работы с информацией

1

знание основных устройств компьютера и их функций

основы ИКТ- компетентности;

умение самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации

представление о роли компьютеров в жизни современного человека; способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных эргономических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ


1

3/3



Ввод информации в память компьютера. Клавиатура.

1

представление об основных устройствах ввода информации в память компьютера;умение использовать готовые прикладные компьютерные программы

основы ИКТ- компетентности; умение ввода информации с клавиатуры

понимание важности для современного человека владения навыком слепой десятипальцевой печати;

ответственное отношение к информации с учетом этических аспектов

Работа №1

«Вспоминаем клавиатуру»

1

4/4



Управление компьютером.

1

общие представления о пользовательском интерфейсе; представление о приёмах управления компьютером;

формирование умений структурирования информации

основы ИКТ- компетентности; навыки управления

компьютером;

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации

понимание важности для современного человека владения навыками работы на компьютере;

способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом

Работа №2

«Вспоминаем приёмы управления компьютером»

1

5/5



Хранение информации

1

общие представления о хранении информации как о

информационном процессе; представления о многообразии носителей информации

понимание единой сущности процесса хранения информации человеком и технической системой; основы ИКТ- компетентности; умения работы с файлами; умения упорядочивания информации в личном информационном пространстве

понимание значения хранения информации для жизни человека и человечества; интерес к изучению информатики

Работа №3

«Создаём и сохраняем

файлы»

4

6/6



Передача информации

1

общие представления о передаче информации как о

информационном процессе; представления об источниках информации, информационных каналах, приёмниках информации;

понимание единой сущности процесса передачи информации;

умение создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать

понимание значения коммуникации для жизни человека и человечества; интерес к изучению информатики


4

7/7



Компьютерные сети. Электронная почта

1

общие представления о компьютерной сети и об электронной почте, об электронном адресе и электронном письме;

умения соблюдать нормы информационной этики

основы ИКТ -компетентности; умение отправлять и получать электронные письма

понимание значения коммуникации для жизни человека и человечества; готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики

Работа №4

«Работаем с электронной почтой»

1

8/8



Кодирование информации

1

общие представления о кодах и кодировании; умения

кодировать и декодировать информацию при известных правилах кодирования;

умение перекодировать информацию из одной

пространственно-графической или знаково-символической формы в другую; владение основами самоконтроля

понимание значения различных кодов в жизни человека;

способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми


1

9/9



Метод координат

1

представление о методе координат; умение использовать термины «кодирование» и «декодирование»

понимание необходимости выбора той или иной формы

представления (кодирования) информации в зависимости от стоящей задачи

понимание значения различных кодов в жизни человека;

интерес к изучению информатики.



10/10



Контрольная работа №1 по теме «Устройство компьютера. Действия с информацией».

1

представления об основных понятиях данной темы;

систематизация знаний о компьютере как универсальном устройстве обработки информации

умение структурировать знания; умения поиска и

выделения необходимой информации;

владение основами самоконтроля;

владение умениями оценивать правильность выполнения учебной задачи;




Тема 2. Подготовка текстов на компьютере

6 часов





3

11/1



Текст как форма представления информации.

Компьютер - основной инструмент подготовки текстов

1

общее представление о тексте как форме представления информации; умение создавать несложные текстовые документы на родном языке; сформировать у школьников представление о компьютере как инструменте обработки текстовой информации; понятие о документе, об основных объектах текстового документа

основы ИКТ-компетентности; умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме

чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды

Работа №5

«Вводим текст»


3

12/2



Ввод и редактирование текста

1

знание основных правил ввода текста; умение создавать несложные текстовые документы на родном языке; редактировании как этапе создания

текстового документа; умение редактировать несложные текстовые документы на родном языке

Работа №6

«Редактируем текст»


3

13/3



Текстовый фрагмент и операции с ним


умение работать с фрагментами в процессе редактирования текстовых документов

Работа №7

«Работаем с фрагментами текста»

3

14/4



Форматирование текста

1

представление о форматировании как этапе создания текстового документа; умение форматировать несложные текстовые документы

Работа №8

«Форматируем текст»

3

15/5



Представление инфор-мации в форме таблиц

1

представление о структуре таблицы; умение создавать простые таблицы

владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы

наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности

Работа №9

«Создаём простые таблицы» (задания 1 и 2)

2.2

16/6



Табличное решение логических задач.

1

умение представлять информацию в табличной форме

умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы

владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации

Работа №9

«Создаём простые таблицы» (задания 3 и 4)


Тема 3. Компьютерная графика

5 часов





3

17/1



Наглядные формы представления информации

1

умение строить столбиковые и круговые диаграммы

умение выбирать форму представления информации,

соответствующую решаемой задаче; умение визуализировать числовые данные

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к самообразованию

Работа №10

«Строим диаграммы»

3

18/2



Компьютерная графика. Графический редактор

1

умение создавать несложные изображения с помощью графического редактора; развитие представлений о компьютере как

универсальном устройстве работы с информацией

развитие ИКТ-компетентности; умение выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче

готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ

Работа №11

«Изучаем инструменты графического редактора»

3

19/3



Преобразование графических изображений.

1

умение создавать и редактировать изображения, используя операции с фрагментами; представления об устройстве ввода графической

информации

развитие ИКТ-компетентности; умение выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче

чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды

Работа №12

«Работаем с графическими фрагментами»

3

20/4



Устройства ввода графических изображений

1

умение создавать сложные изображения, состоящие из графических примитивов

умение выделять в сложных графических объектах простые; умение планировать работу по конструированию сложных объектов из простых; развитие ИКТ- компетентности

способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой деятельности

Работа №13

«Планируем работу в графическом редакторе»


21/5



Контрольная работа №2 по теме «Текстовая и графическая информация в компьютере».

1

представления об основных понятиях данной темы;

систематизация знаний об обработке текстовой и графической информация в компьютере

умение структурировать знания; умения поиска и

выделения необходимой информации;

владение основами самоконтроля;

владение умениями оценивать правильность выполнения учебной задачи;




Тема 4. Обработка информации

12 часов





3

22/1



Разнообразие задач обработки информации. Систематизация информации

1

представление об информационных задачах и их разнообразии; представление о двух типах обработки информации представление о списках как способе упорядочивания

информации; умение создавать нумерованные и маркированные списки

умение выделять общее; представления о подходах к

упорядочению (систематизации) информации представления о подходах к сортировке информации; понимание ситуаций, в которых целесообразно использовать нумерованные или маркированные списки; ИКТ- компетентность

чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды


Работа №14 «Создаём списки»

4

23/2



Поиск информации

1

представление о поиске информации как информационной задаче

умения поиска и выделения необходимой информации; ИКТ- компетентность: поиск и организация хранения информации

первичные навыки анализа и критической оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов её использования

Работа №15 «Ищем информацию в сети Интернет»

1

24/3



Изменение формы представления информации

1

представление о кодировании как изменении формы представления информации

умение преобразовывать информацию из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую; умение перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи

понимание роли информационных процессов в современном мире


2.1

25/4



Преобразование информации по заданным правилам. Блок-схемы.

1

представление об обработке информации путём её

преобразования по заданным правилам

умение анализировать и делать выводы; ИКТ-

компетентность; умение использовать приложение Калькулятор для решения вычислительных задач

понимание роли информационных процессов в современном мире

Работа №16«Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор»

2.2

26/5



Преобразование информации путем рассуждений

1

представление об обработке информации путём логических рассуждений

умение анализировать и делать выводы

понимание роли информационных процессов в современном мире


2.1

27/6



Разработка плана действий и его запись. Задачи о переправах.

1

представление об обработке информации путём разработки плана действий

умение планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности; определять способы действий в рамках предложенных условий; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения поставленной задачи

способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом


2.1

28/7



Разработка плана действий и его запись. Задачи о переливаниях.

1

представление об обработке информации путём разработки плана действий

умение планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами; определять способы действий в рамках предложенных условий; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения поставленной задачи

понимание значимость подготовки в области информатики в условиях развития информационного общества




29/8



Контрольная работа №3 по теме «Обработка информации».

1

представления об основных понятиях данной темы;

систематизация знаний об обработке информации

умение структурировать знания; умения поиска и

выделения необходимой информации

владение навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; основами самоконтроля; умениями оценивать правильность выполнения учебной задачи


3

30/9



Создание движущихся изображений

1

представление об анимации, как о последовательности событий, разворачивающихся по определённому плану;

навыки использования основных приёмов создания презентаций в редакторах презентаций.


умение планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности; определять способы действий в рамках предложенных условий; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения поставленной задачи

понимание значимость подготовки в области информационных технологий в условиях развития информационного общества


Работа №17 «Создаём анимацию» (задание 1).

3

31/10



Создание анимации по собственному замыслу

1

умения выполнять базовые операции над объектами презентаций; создавать презентации на основе шаблонов

умение определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составления плана действий; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; ИКТ-компетентность

способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом

Работа №17 «Создаём анимацию» (задание 2).

3

32/11



Создание итогового мини-проекта

1

умения использовать основные приёмы создания презентаций

умение структурировать знания; умения поиска и

необходимой информации; ИКТ-компетентность

понимание роли информационных технологий в современном мире

Работа №18 «Создаём слайд-шоу»


33/12



Итоговое тестирование

1

представления об основных понятиях, изученных на уроках информатики в 5 классе

умение создавать обобщения, устанавливать аналогии, самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое умозаключение и делать выводы

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;




34

1



Резерв

1час

представления об основных понятиях, изученных на уроках информатики в 5 классе

умение структурировать знания; умения поиска и

выделения необходимой информации; ИКТ-компетентность

понимание роли информационных процессов в современном мире




ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО -ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.


Учебно-методическое обеспечение.

  1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: учебник для 5 класса. БИНОМ. Лаборатория знаний (ФГОС);

  2. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика : рабочая тетрадь для 5 класса

  3. Бородин М. Н. Информатика. УМК для основной школы: 5 - 6, 7 - 9 классы (ФГОС). Методическое пособие для учителя. 2013;

  4. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика : методическое пособие для 5-6 классов, 2013

  5. metodist.lbz.ru сайт методической поддержки УМК.

  6. sc.edu.ru/ сайт Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов

  7. metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/eor5.php страница сайта, Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 5 класса



Материально - техническое обеспечение .


Компьютер - универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.

Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности - радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.

Принтер - позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.

Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети - дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.

Устройства вывода звуковой информации - наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.

Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения). Особую роль специальные модификации этих устройств играют для учащихся с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП.

Устройства создания графической информации (графический планшет) - используются для создания и редактирования графических объектов, ввода рукописного текста и преобразования его в текстовый формат.

Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; цифровой микроскоп; аудио и видео магнитофон - дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.

Управляемые компьютером устройства - дают возможность учащимся освоить простейшие принципы и технологии автоматического управления (обратная связь и т. д.), одновременно с другими базовыми понятиями информатики.

Программные средства


Операционная система.

Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).

Антивирусная программа.

Программа-архиватор.

Клавиатурный тренажер.

Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы и системы управления базами данных.

Звуковой редактор.

Программа-переводчик.

Система оптического распознавания текста.

Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).

Системы программирования (Кумир, Паскаль)

Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).

Браузер (входит в состав операционных систем или др.).

Программа интерактивного общения

Простой редактор Web-страниц













ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате освоения курса информатики в основной школе учащиеся получат представление:

  • о понятии «информация» - одном из основных обобщающих понятий современной науки, о базовых понятиях, связанных с хранением, обработкой и передачей данных;

  • о методах представления и алгоритмах обработки информации;

  • о компьютерах - универсальных устройствах обработки информации, связанных в локальные и глобальные сети;

  • о различных видах программного обеспечения и задачах, решаемых с его помощью; о существовании вредоносного программного обеспечения и средствах защиты от него;

  • о направлениях развития компьютерной техники (суперкомпьютеры, мобильные вычислительные устройства и др.), о стандартах в ИКТ.

У воспитанников будут сформированы:

  • основы алгоритмической культуры;

  • умение составлять несложные алгоритмы;

  • навыки и умения, необходимые для работы с основными видами программных систем и интернет-сервисов (с опорой на их применение на протяжении всего учебного процесса по различным предметам);

  • начальные навыки коммуникации с использованием современных средств ИКТ.

Раздел «Введение в информатику»

Ученик к научится:

  • использовать термины «информация», «кодирование», «сигнал», а также понимать разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;

  • описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них; использовать термины, описывающие скорость передачи данных;

  • кодировать и декодировать тексты по кодовой таблице.

Ученик получит возможность:

  • узнать о том, что любые данные можно описать, используя алфавит, содержащий только два символа, например 0 и 1;

  • познакомиться с тем, как информация (данные) представляется в современных компьютерах;

  • познакомиться с двоичным кодированием текстов.

Раздел «Алгоритмы и элементы программирования»

Ученик научится:

  • использовать термины «алгоритм», «блок-схема», а также понимать разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;

  • составлять неветвящиеся (линейные) алгоритмы управления исполнителями;

  • выполнять без использования компьютера («вручную») алгоритмы анализа числовых данных и управления исполнителями.

Ученик получит возможность:

  • познакомиться со способами преобразования информации по заданным правилам.

Раздел «Использование программных систем и интернет-сервисов»

Ученик овладеет:

  • навыками работы с компьютером.

Ученик получит возможность:

  • познакомиться с программными средствами для работы с текстовыми и графическими объектами;

    • практиковаться в использовании основных видов прикладного программного обеспечения (редакторы текстов, браузеры и др.).

Раздел «Работа в информационном пространстве»

Ученик научится:

  • приемам безопасной организации своего личного пространства данных.

Ученик получит возможность:

  • познакомиться с принципами функционирования Интернета и почтовых сервисов в сети.

  • расширить представление о тенденциях развития ИКТ.



19


© 2010-2022