• Преподавателю
  • Информатика
  • ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ  ПРИ ОБУЧЕНИИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В настоящее время сфера труда и сфера подготовки кадров разошлись далеко в разные стороны. В последние полтора десятилетия произошли радикальные изменения в содержании всех профессий. Ряд специальностей оказались невостребованными, в тоже время возникло много новых. Всё это потребовало существенного повышения степени гибкости профессионального образования, т.е. создания механиз...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



О.А. Янчук

ГБОУ СПО «Новозыбковский промышленный техникум»,

Россия, Брянская область, г. Новозыбков



ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В настоящее время сфера труда и сфера подготовки кадров разошлись далеко в разные стороны. В последние полтора десятилетия произошли радикальные изменения в содержании всех профессий. Ряд специальностей оказались невостребованными, в тоже время возникло много новых. Всё это потребовало существенного повышения степени гибкости профессионального образования, т.е. создания механизмов, обеспечивающих его постоянную настройку на динамично меняющиеся требования рынка труда.

Приоритетами среднего профессионального образования провозглашаются развитие общего интеллектуального потенциала и универсальных умений будущих специалистов. Решению этих проблем способствует внедрение федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС).

ФГОС по информатике и ИКТ предусматривает изучение учебной дисциплины с целью овладения знаниями, составляющими основу научных представлений об информатике, информационных процессах, технологиях и моделях: овладения умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств ИКТ, организации собственной информационной деятельности, а также планирования ее результатов. Кроме того, ФГОС акцентирует внимание на развитие у обучающихся познавательного процесса интересов, интеллектуальных и творческих способностей с помощью средств ИКТ.

Сегодня функциональные возможности многих современных средств информатизации значительно опережают возможности их использования. Создаются электронные учебники, разрабатываются автоматизированные системы обучения. Применение информационных технологий обучения (далее - ИТО) существенно изменяет роль и функции педагога и обучаемых, оказывает значительное влияние на все компоненты учебного процесса: меняется сам характер, место и методы совместной деятельности педагогов и обучаемых; соотношение дидактических функций, реализуемых в системе «педагог-ИТО-обучаемый»; видоизменяются методы и формы проведения учебных занятий.

Схема «человек-компьютер» обладает неизмеримо большими возможностями и способна предложить принципиально новый подход к решению задач учебного процесса, отличный от традиционного. Роль преподавателя в условиях использования ИТО остается не только ведущей, но и еще более усложняется. Он подбирает учебный материал для диалога, разрабатывает структуры и алгоритмы взаимодействия обучаемых с компьютерными средствами обучения, формирует критерии управления действиями обучаемых и т. д. Содержание его труда меняется - работа все в большей степени приобретает характер наставничества, что требует от него не только постоянного обновления знаний и профессионального роста, но и широкой методической компетенции. Важнейшим условием эффективности профессиональной деятельности педагога в этих условиях становится компьютерная культура. Это значит, что преподаватель, использующий в учебном процессе ЭВМ, должен: знать возможности компьютера в своей предметной области и обладать навыками работы в условиях использования ИТО, уметь руководить работой обучаемых в группах, уметь подбирать и соответственным образом компоновать учебный материал, исходя из целей обучения, создавать проблемные ситуации на занятиях, писать собственные или в сотрудничестве с программистами обучающие программы. Данная технология помогает раскрыть значимость изучаемого учебного материала, повысить интенсивность его усвоения, развить и закрепить навыки практической работы, управлять учебной деятельностью, регистрировать результаты усвоения учебного материала, способствовать формированию у обучаемых рефлексии своей деятельности и т.д., а также высвобождает время за счет автоматизации рутинных этапов педагогической деятельности нетворческого характера (например: сообщение начальных сведений по изучаемому разделу, проверка практических работ и т.д.).

Вывод - компьютерная культура преподавателя становится решающим условием успешного использования ИТО.

Эффективность применения компьютерных технологий подчеркивается их существенными преимуществами:

- формированием у обучающихся исследовательских способностей, готовности принимать оптимальные решения, основных способов работы с информацией;

- развитием коммуникативных способностей, личностных качеств для продуктивного сотрудничества в условиях информационного общества.

Если соблюдать определенные педагогические условия, то на всех этапах образовательного процесса будут формироваться необходимые профессиональные компетенции будущих специалистов.

Основываясь на содержание стандартов третьего поколения можно сформулировать профессиональные компетенции, которые будут обеспечивать комплексную компетентность обучаемых в профессиональной сфере:

- возможность интеграции компьютерных технологий и традиционных методов обучения при изучении нового материала (использование тестовой программы в обучающем режиме для закрепления полученных знаний);

- формирование готовности обучающихся к самостоятельному выполнению практической работы на компьютере, применяя разработанные преподавателем методические указания и пособия или электронные учебники, поиск информации в сети Интернет;

- применение компьютера при диагностике результатов обучения (использование тестовой программы для контроля усвоенного учебного материала).

Особенностью использования в учебном процессе компьютерных технологий является применение:

- тренажеров - очень важная составная часть учебного процесса. Данные программы позволяют отработать конкретные знания, умения, навыки, позволяют выделить положительные моменты, такие как: обучающийся сам управляет учебным процессом, сокращается время выработки необходимых навыков, увеличивается количество тренировочных заданий, легко достигается уровневая дифференциация, повышается мотивация учебной деятельности.

- программ-тестов - позволяющих создавать тесты для проверки знаний и проводить тестирование в локальной сети, через интернет или на одиночных компьютерах. Тесты могут включать в себя задания различных типов: с выбором одного или нескольких верных ответов, с вводом ответа с клавиатуры, на установление соответствия, на упорядочение и на классификацию. Плюс таких программ-тестов в том, что обучающиеся не имеют возможности списывать друг у друга, преподаватель может быстро проанализировать результаты и сразу провести работу над ошибками.

- проектной деятельности - обучающиеся не просто пассивные поглотители информации, целью преподавания становится формирование у них навыков нахождения и отбора нужной информации. При выполнении проекта обучающиеся показывают самый высокий уровень самостоятельности - творческий. Он проявляется в ходе выполнения заданий исследовательского характера, когда необходимо овладеть методами и приемами познания, которые позволят увидеть новую проблему, найти способы применения усвоенных знаний.

- Интернет-ресурсов, которые позволяют находить новую актуальную информацию, делают обучение более интересным и познавательным, повышают уровень информационной культуры обучающегося, вызывают интерес к самообразованию и саморазвитию, позволяют разнообразить содержание и методику преподавания учебной дисциплины.

- мультимедийных презентаций - это один из самых перспективных маркетинговых инструментов, позволяющий одновременно задействовать графическую, текстовую и аудиовизуальную информацию. Иначе говоря, мультимедийные презентации представляют собой сочетание самых разнообразных средств представления информации, объединенных в единую структуру. Мультимедийные презентации позволяют каждому работать самостоятельно в собственном темпе, обучающимся, не обладающим хорошими коммуникативными способностями, успешно справляться с заданиями.

- работа в программе Mathcad - содержит сотни операторов и встроенных функций для решения различных технических задач. Программа позволяет выполнять численные и символьные вычисления, производить операции со скалярными величинами, векторами и матрицами, автоматически переводить одни единицы измерения в другие.

С помощью Mathcad обучающиеся могут документировать все вычисления в процессе их проведения.

-применение ИКТ во внеурочной деятельности - для развития познавательного интереса обучающихся, большую роль играет внеклассная работа по учебной дисциплине, которая сочетается с учебной работой, имея общую цель, хотя и отличается организационными и методическими формами. Внеклассная работа создает условие для более полной реализации потенциала обучающихся, для формирования творческих и практических умений.

На основе личного опыта применение информационно-коммуникационных технологий были сделаны следующие выводы о преимуществах данного вида технологий: ИКТ повышают мотивацию обучающихся к изучению учебной дисциплины; развивают творческие способности обучающихся, их самостоятельность; развивают и углубляют межпредметные связи; способствуют самореализации личности; повышают качество знаний по учебной дисциплине; мотивирует заинтересованность обучающихся в выполнении практических работ, активизирует профессиональное саморазвитие и эффективность усвоения материала благодаря интерактивности; позволяет моделировать и визуализировать процессы, сложные для демонстрации в реальности; позволяет индивидуализировать обучение не только по темпу изучения учебного материала, но и по логике и типу его восприятия обучающимися; облегчает преподавателю организацию образовательного процесса обучающихся, отсутствующих на практических занятиях;






Список литературы


1. Вакулюк, В. Мультимедийные технологии в учебном процессе / В. Вакулюк, Н. Семенова // Высшее образование в России. - 2011. - №2. - С. 101.

2. Гусарова, Е. Н. Современные педагогические технологии : учебно-методическое пособие / Е. Н. Гусарова. - М.: АПК и ПРО, 2011. - 176 с. - ISBN 5-9538-0139-5.

3. Жожиков, А. В. Культура и образование в условиях информационного общества / А. В. Жожиков // Информатика и образование. - 2012. - №9. - С. 107 - 108.

4. Образцов, П. И. Психолого-педагогические аспекты разработки и применения в вузе информационных технологий обучения: монография П. И. Образцов. - Орловский государственный технический университет. - Орел, 2012. - 145 с.

5. Попов, М. В. Технология применения компьютера в учебном процессе / Самыгин, С. И. Педагогика и психология высшей школы / С. И. Самыгин : Серия «Учебники, учебные пособия». - Ростов-на-Дону : «Феникс», 2013. - 544 с.

6. Семушина, Л. Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях : учеб. пособие для преп. учреждений сред. проф. образования / Л. Г. Семушина, Н. Г. Ярошенко. - М. : Мастерство, 2013. - 272 с. - ISBN 5-294-00062-8.

5



© 2010-2022