Корабль, ведущий в гавань возможностей…

За недолгий период работы мною был разработан алгоритм подготовки обучающихся к публичному выступлению. Во-первых, будущий докладчик самостоятельно составляет речь выступления, ведь мне важно увидеть каким образом ребенок воспринимает работу, до конца ли он знает и понимает свою работу.  Важность написания речи самостоятельно еще и состоит в том, чтобы ребенок проанализировал свою проделанную работу. Второе – это, конечно же, совместное обсуждение и редактирование текста выступления, при этом во... Мною был введен еще один, немаловажный этап в подготовке к публичному выступлению. Это запись репетиционного выступления обучающего на его камеру или фотоаппарат. После того, как ребенок видит свое выступление со  стороны, становятся не нужны никакие комментарии. Конечно, подготовка к выступлениям происходит не только перед какими-либо конференциями, но и на уроках информатики. Когда ребята не просто готовят доклады и читают их что называется «по бумажке», а делятся с одногруппниками  информацией по заданной ранее теме, проводят части уроков,  практические работы, в ходе которых все ребята задают вопросы, делятся своими знаниями, активно участвуют в работе группы. Конечно, все дети одаренные и к каждому нужен индивидуальный подход, нужно, наверное, умение увидеть, раскрыть одаренность и оказать помощь в ее реализации, которое приходит с опытом. Очень важна слаженная работа не одного учителя, а команды, в которую входят  весь педагогический коллектив учреждения, родители, администрация и «плыть» мы обязаны на одном корабле, ведущему нас в гавань возможностей достижения нашими детьми большего успеха в выполнении той или иной деятельности.
Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Корабль, ведущий в гавань возможностей…

Вишнякова Анна Магафуровна,

учитель информатики МБОУ «Лицей №1»


Одарённость - наличие потенциально высоких способностей у какого-либо человека. Б. М. Теплов, советский психолог, основатель школы дифференциальной психологии, определил одарённость как «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности». При этом одарённость понимается не как механическая совокупность способностей, а как новое качество, рождающееся во взаимовлиянии и взаимодействии компонентов, которые в неё входят.

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми

Конечно, одарённость обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха. Задача учителей и образовательного учреждения в целом, состоит в предоставлении такой возможности. Кроме наличия комплекса способностей, для успешного выполнения деятельности, ребенку необходимо обладать определённой суммой знаний, умений и навыков.

Кроме того, отмечается одарённость специальная - то есть одарённость к одному виду деятельности, и общая - то есть одарённость к разным видам деятельности. Часто общая одарённость сочетается со специальной. К примеру многие ребята нашего лицея успешно реализуют себя в учебной деятельности (как в гуманитарных, так и естественнонаучных дисциплинах) и достигают больших успехов в спорте.

Одаренный ребенок -это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Существуют две крайние точки зрения о частоте проявления детской одаренности: "все дети являются одаренными" - "одаренные дети встречаются крайне редко". В своей педагогической деятельности я придерживаюсь первой точки зрения. Ведь не всегда одаренность легко заметить, раскрыть и сложнее всего развить в детском возрасте - периоде становления способностей и личности.

Одаренный ребенок чаще всего является «неудобным» ребенком, но с ним всегда интересно работать.

В нашем лицее ежегодно проводится лицейская конференция «Фантазия. Творчество. Открытие», в которой участвует каждый лицеист. Ребята с интересом погружаются в исследовательскую и проектную деятельность, некоторые сами находят темы для исследовательских работ. В начале каждого учебного года все ребята предварительно определяются с темой своей будущей работы. В этом, конечно, активное участие принимают учителя-предметники.

Некоторые ребята, выступив на конференции «Ф.Т.О» и получив опыт публичного выступления раскрывают себя в других областях науки или творчества, а кто-то продолжил работу по своей теме. Так Седых Анастасия, сейчас обучающаяся 9 класса, будучи восьмиклассницей стала победителем в лицейской конференции «ФТО» с работой на тему «Решение задач с помощью кругов Эйлера». Испытав ситуацию успеха, Анастасия продолжила работу по данной теме, дополнив ее задачами ЕГЭ по информатике, непосредственно связанными с теорией множеств. В этом учебном году мы отправили данную работу для участия в VIII Соревнованиях молодых исследователей Сибирского Федерального округа «Шаг в будущее», проводимых Российской научно-социальной программой для молодежи и школьников «Шаг в будущее» в городе Красноярске, но, к сожалению, работа не прошла отборочный тур. При моей непосредственной поддержке Настя не опустила руки и не забросила данную работу. С ней она будет выступать на XX Региональной научно-практической конференции «Шаг в будущее, Сибирь» и думаю, получит свою «порцию» успеха.

Еще один одногруппник Седых Анастасии, Азаренко Денис, стал призером лицейской научно-практической конференции «Ф.Т.О.» с работой на тему «Решение систем уравнений с помощью метода Крамера и метода Гаусса». Денис как раз тот ребенок, которого можно назвать «неудобным». Он был достаточно замкнут, неулыбчив и совершенно скован при публичном выступлении. Но работу над этой темой продолжил и через некоторое время его работа была уже «Решение систем уравнений с помощью метода Крамера и метода Гаусса. Использование метода Крамера для автоматизации решения систем уравнений».

Денис прошел отборочный этап VIII Соревнований молодых исследователей Сибирского Федерального округа «Шаг в будущее», проводимых Российской научно-социальной программой для молодежи и школьников «Шаг в будущее» в городе Красноярске, и в ноябре он участвовал в вышеуказанных соревнованиях.

При подготовке к выступлению на данном мероприятии родители оказали огромную моральную и, конечно, материальную поддержку своему сыну. Моя же задача состояла в том, чтобы не только подготовить Дениса по предмету, но и помочь ему раскрыться при публичном выступлении. Подготовка к выступлению была некими репетициями темпа речи, уровня громкости голоса, движения рук и глаз, мы репетировали даже умение улыбаться. Несколько раз мне пришлось создать стрессовую ситуацию и Денис, думая, что будет читать доклад только мне, публично выступал перед классом с данной темой. Это было рискованно, но после всех репетиций, ребенок стал более открытым и перестал бояться публичного выступления и тех кто его слушает, он стал получать истинное удовольствие от плодов своего труда.

Так же, как и Настя, Денис будет выступать со своим докладом на XX Региональной научно-практической конференции «Шаг в будущее, Сибирь».

В этом году впервые Магар Владимир, обучающийся 11 класса выступит на Региональной научно-практической конференции «Шаг в будущее, Сибирь» с темой «Создание аудиоплеера на языке программирования Delphi» . Вова обучается в лицее только с 10 класса, поэтому для него это будет всего лишь второй опыт публичного выступления, первый был на лицейской конференции «Ф.Т.О.». И для того, чтобы выступление Владимира стало достойным, он не только принял мои советы, но и прослушал доклад Азаренко Дениса, а Денис в очередной раз испытал успех и гордость, ведь учить своего старшего товарища, как нужно выступать - это четь для лицеиста.

Таким образом, за недолгий период работы мною был алгоритм подготовки обучающихся к публичному выступлению. Во-первых, будущий докладчик самостоятельно составляет речь выступления, ведь мне важно увидеть каким образом ребенок воспринимает работу, до конца ли он знает и понимает свою работу. Важность написания речи самостоятельно еще и состоит в том, чтобы ребенок проанализировал свою проделанную работу. Второе - это, конечно же, совместное обсуждение и редактирование текста выступления, при этом возникает много вопросов у меня к обучающемуся и у ребенка ко мне, ответы, на которые мы также находим в ходе совместного обсуждения и поиска информации. На этом же этапе я делюсь с ребятами некоторыми секретами театрального мастерства, которые важны при публичном выступлении. Третьим этапом является запоминание текста, при котором участвуют обязательно родители. После этого наступает пора большого количества репетиций, в ходе которых текст выступления редактируется самим выступающим и, конечно же, мною. После нескольких репетиций нужна одно- или двухдневная пауза для осмысления текста и запоминая внесенных в него изменений. Следующим, обязательным этапом является выступление обучающегося на малой аудитории, чаще всего это становится для докладчиков неожиданным и соответственно они приобретают навыки и умения вести себя в стрессовой ситуации, те, ребята, которые являются слушателями обязательно задают вопросы докладчику. После этого обучающийся подготовленным выходит на аудиторию. Важным этапом является анализ выступления, в котором участвуют все те, ребята с которыми мы готовились к выступлению.

Мною был введен еще один, немаловажный этап в подготовке к публичному выступлению. Это запись репетиционного выступления обучающего на его камеру или фотоаппарат. После того, как ребенок видит свое выступление со стороны, становятся не нужны никакие комментарии.

Конечно, подготовка к выступлениям происходит не только перед какими-либо конференциями, но и на уроках информатики. Когда ребята не просто готовят доклады и читают их что называется «по бумажке», а делятся с одногруппниками информацией по заданной ранее теме, проводят части уроков, практические работы, в ходе которых все ребята задают вопросы, делятся своими знаниями, активно участвуют в работе группы.

Конечно, все дети одаренные и к каждому нужен индивидуальный подход, нужно, наверное, умение увидеть, раскрыть одаренность и оказать помощь в ее реализации, которое приходит с опытом. Ну и конечно же, очень важна слаженная работа не одного учителя, а команды, в которую входят весь педагогический коллектив учреждения, родители, администрация и «плыть» мы обязаны на одном корабле, ведущему нас в гаваньвозможностей достижения нашими детьми большего успеха в выполнении той или иной деятельности.



© 2010-2022