- Преподавателю
- Информатика
- Рабочая программа кружка «Занимательная информатика»
Рабочая программа кружка «Занимательная информатика»
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Асатрян С.В. |
Дата | 20.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Дальнеконстантиновская средняя общеобразовательная школа
Рабочая программа
кружка
«Занимательная информатика»
Участники: учащиеся 9 - 11 лет
Срок реализации 2 года
(1 час в неделю (всего 68 часов)
Руководитель:
учитель физики и информатики
Асатрян Светлана Викторовна
2013 - 2015 год
Пояснительная записка
Информатика как динамично развивающаяся наука становится одной из тех отраслей знаний, которая призвана готовить современного человека к жизни в новом информационном обществе.
Учебный предмет «Информатика» как самостоятельная дисциплина является образовательным компонентом общего среднего образования. Вместе с тем, он пронизывает содержание многих других предметов и, следовательно, становится дисциплиной обобщающего, методологического плана.
В этой связи особенно актуальными становятся вопросы создания учебных программ для изучения информатики в начальной школе.
Задача обучения информатике в целом - внедрение и использование новых передовых информационных технологий, пробуждение в детях желания экспериментировать, формулировать и проверять гипотезы и учиться на своих ошибках.
Простейшие навыки общения с компьютером должны прививаться именно в младших классах, для того чтобы на предметных уроках в средних классах дети могли сосредоточиться на смысловых аспектах.
Учащиеся младших классов испытывают к компьютеру сверхдоверие и обладают психологической готовностью к активной встрече с ним. Общение с компьютером увеличивает потребность в приобретении знаний, продолжении образования.
Современное общество предъявляет новые требования к поколению, вступающему в жизнь. Надо обладать умениями и планировать свою деятельность, и находить информацию, необходимую для решения поставленной задачи, и строить информационную модель исследуемого объекта или процесса, и эффективно использовать новые технологии.
Такие умения необходимы сегодня каждому молодому человеку.
Поэтому первой и важнейшей задачей школьного курса информатики является формирование у учащихся соответствующего стиля мышления, и начинать это следует в младших классах.
Развитие детей младшего школьного возраста с помощью работы на компьютерах, как свидетельствует отечественный и зарубежный опыт, является одним из важных направлений современной педагогики. В этой связи актуальными становятся вопросы о формах и методах обучения детей с первого класса.
Концепция обучения ориентирована на развитие мышления и творческих способностей младших школьников. Сложность поставленной задачи определяется тем, что, с одной стороны необходимо стремиться к развитию мышления и творческих способностей детей, а с другой стороны - давать им знания о мире современных компьютеров в увлекательной, интересной форме.
Поэтому очень важна роль курса информатики в начальных классах.
Во-первых, для формирования различных видов мышления, в том числе операционного (алгоритмического). Процесс обучения сочетает развитие логического и образного мышления, что возможно благодаря использованию графических и звуковых средств.
Во-вторых, для выполнения практической работы с информацией, для приобретения навыков работы с современным программным обеспечением. Освоение компьютера в начальных классах поможет детям использовать его как инструмент своей деятельности на уроках с применением компьютера.
В-третьих, для представления об универсальных возможностях использования компьютера как средства обучения, вычисления, изображения, редактирования, развлечения и др.
В-четвертых, для формирования интереса и для создания положительных эмоциональных отношений детей к вычислительной технике. Компьютер позволяет превратить урок информатики в интересную игру.
Программа курса ориентирована на большой объем практических, творческих работ с использованием компьютера. Работы с компьютером могут проводиться в следующих формах. Это:
-
ДЕМОНСТРАЦИОННАЯ - работу на компьютере выполняет учитель, а учащиеся наблюдают.
-
ФРОНТАЛЬНАЯ - недлительная, но синхронная работа учащихся по освоению или закреплению материала под руководством учителя.
-
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ- выполнение самостоятельной работы с компьютером в пределах одного, двух или части урока. Учитель обеспечивает индивидуальный контроль за работой учащихся.
-
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ - выполнение работы в микро группах на протяжении нескольких занятий
-
РАБОТА КОНСУЛЬТАНТОВ - Ученик контролирует работу всей группы кружка.
Занятия кружка информатики, их непохожесть на другие уроки несут детям не только приятные минуты совместной творческой игры, но и служат ключом для собственного творчества.
Основное направление - общеинтеллектуальное.
Основной вид деятельности - познавательная и игровая.
Тип образовательной программы - тематическая образовательная программа, направленная на получение воспитательных результатов в определенном проблемном поле и использующая при этом возможности различных видов внеурочной деятельности.
Формирование информационной грамотности ученика начальной школы направлено на:
-
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии, в том числе при изучении других школьных дисциплин;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
-
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
-
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной, деятельности.
Цели курса:
-
формировать представления об информационной картине мира, о современных компьютерных технологиях;
-
ознакомить учащихся с компьютером как инструментом для работы с информацией в современном информационном обществе;
-
подготовить учащихся к применению компьютера в разных случаях представления информации (графика, текст, публикация);
-
сформировать представления о преимуществах компьютерной обработки данных.
Задачи курса:
-
развивать общеучебные, коммуникативные элементы информационной культуры, т.е. умения работать с информацией (осуществлять ее сбор, хранение, обработку и передачу);
-
формировать умение описывать объекты реальной действительности, т.е. представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы);
-
формировать начальные навыки использования компьютерной техники и современных информационных технологий для решения учебных и практических задач.
Формируемые компетенции:
-
знать понятие информации, как информация воспринимается человеком;
-
Знать, как человек может представлять информацию;
-
иметь представление о компьютере, как об устройстве для работы с информацией;
-
уметь включить и выключить компьютер, выбрав указанную программу и завершить ее работу;
-
уметь пользоваться мышью и клавиатурой в ситуациях раскрашивания, выбора объекта, перемещения, пользоваться правой кнопкой мышью для вызова контекстного меню.
Формирование универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- умения находить ответ на вопрос о том, «какой смысл имеет для меня учение»;
- умение находить ответ на вопрос о том, «какой смысл имеет использование современных информационных технологий в процессе обучения в школе и самообразования».
Регулятивные УУД:
В процессе изучения выпускник научится:
-
- ставить учебные цели;
-
- использовать внешний план для решения поставленной задачи или достижения цели;
-
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее решения, в том числе, во внутреннем плане;
-
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль, сличая результат с эталоном;
-
- вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи и ранее поставленной целью.
Познавательные УУД:
В процессе изучения курса выпускник научится:
-
осуществлять поиск, сбор, фиксацию собранной информации, организацию информации в виде списков, таблиц.
Коммуникативные УУД:
-
развитие коммуникативных действий происходит в процессе выполнения практических заданий, предполагающих работу в паре, а так же работ, выполняемых группой.
Особенности программы
В литературе рассматриваются два аспекта изучения информатики:
- технологический, в котором информатика рассматривается как средство формирования образовательного потенциала, позволяющего развивать наиболее передовые на сегодня технологии - информационные;
- общеобразовательный, в котором информатика рассматривается как средство развития логического мышления, умения анализировать, выявлять сущности и отношения, описывать планы действий и делать логические выводы.
Так вот данная программа реализует именно второй подход.
Организация учебного процесса
Периодичность занятий - 1 раз в неделю (34 часа). Количество детей в группе 15 человек. Состав группы - постоянный
Прогнозируемые результаты
В результате изучения курса «Компьютерный час» учащиеся должны демонстрировать сформированные умения и навыки работы с информацией и применять их в практической деятельности и повседневной жизни. Ожидается, что в результате освоения общих навыков работы с информацией учащиеся будут уметь:
-
осознавать потребность в дополнительной информации;
-
определять возможные источники информации и стратегии их поиска;
-
осуществлять поиск информации в словарях, справочниках энциклопедиях, библиотеках;
-
анализировать полученные из наблюдений сведения;
-
с помощью сравнения выделять отдельные признаки, характерные для сопоставляемых предметов;
-
объединять предметы по общему признаку;
-
различать целое и части;
-
представлять информацию в табличной форме, в виде схем;
-
составлять и исполнять несложные алгоритмы;
-
создавать свои информационные проекты (сообщения, небольшие сочинения, графические работы)
-
организовывать информацию тематически, упорядочивать по алфавиту, по числовым значениям;
-
использовать информацию для принятия решений;
-
использовать информацию для построения умозаключений;
-
понимать и создавать самостоятельно точные и понятные инструкции при решении учебных задач и в повседневной жизни
-
работать с наглядно представленными на экране информационными объектами, применяя мышь и клавиатуру;
-
уверенно вводить текст с помощью клавиатуры;
-
создавать и преобразовывать информацию, представленную в виде текста и таблиц;
-
производить поиск по заданному условию;
-
готовить к защите и защищать небольшие проекты по заданной теме.
В ходе проведения занятий планируется работа по воспитанию настойчивости, собранности, организованности, аккуратности, умения работать в группе, бережного отношения к школьному имуществу, навыков здорового образа жизни; развития культуры общения, ведения диалога, памяти, внимания, наблюдательности, абстрактного и логического мышления, творческого и рационального подхода к решению задач.
Примерная структура занятия
-
Организационно-мобилизующий момент - 2-3 мин
-
Разминка (повторение ранее изученного) - 2-3 мин
-
Физкультминутка (двигательная игра) - 1 мин
-
Объяснение нового материала - 10-12 мин
-
Физкультминутка (упражнения для глаз) - 1 мин
-
Работа за компьютером - 10-15 мин
-
Рефлексия - 2 мин
-
Завершение работы компьютера - 2 мин
Примерный комплекс упражнений для глаз
-
Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабить мышцы глаз, посмотреть вдаль а счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
-
Посмотреть на переносицу и задержать взгляд на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
-
Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-С. Аналогичным образом проводятся упражнения с фиксацией взгляда плево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.
-
Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх - налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6, затем налево вверх - направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
Проведение гимнастики для глаз не исключает проведение физкультминутки. Регулярное проведение упражнений для глаз и физкультминуток эффективно снижает зрительное и статическое напряжение.
Учебно-тематический план - 1 год
№
Наименование разделов и тем
Общее
количество
учебных
часов
в том числе
теоретических
практических
1
Правила поведения и техника безопасности при работе с компьютером.
Компьютеры вокруг нас. Информация и её виды. Сбор и хранение информации. Как рисует компьютер?
3
2
1
2
Рабочий стол. Понятие и назначение курсора. Компьютерная помощница - мышь. Управление мышью. Кнопка «Пуск». Запуск стандартных программ. Компьютерное окно. Клавиатура. Её назначение и функциональные возможности
3
1
2
3
Стандартные программы «Блокнот», «Word», «Paint», «Power Point»
3
3
7
Стандартная программа «Блокнот». Набор и редактирование текста.
3
3
Инструменты стандартной программы «Блокнот», «Word»
5
5
8
Графический редактор Paint.
3
1
2
Инструменты стандартной программы «Paint»
5
5
Инструменты стандартной программы «Power Point»
5
5
10
Создание и защита презентации.
4
4
Итого
34
7
27
Учебно-тематический план - 2 год
№
Наименование разделов и тем
Общее
количество
учебных
часов
в том числе
теоретических
практических
1
Правила поведения и техника безопасности при работе с компьютером.
1 1
1
3
Основные возможности программы PowerPoint
2 3
1
2
4
Цифровой фотоаппарат Добавление в презентацию фото
3 3
1
2
5
Добавление в презентацию картинок, текстов, эффектов анимации, звука, видео
4 5
2
3
6
Составление тематических презентаций в программе PowerPoint
6 6
1
5
7
Цифровой микроскоп и датчики
2 3
1
2
8
Составление творческих проектов в программе PowerPoint
4 6
1
5
9
Конструктор «Лего»
6 6
1
5
10
Итоговое занятие. Повторение
1 1
1
Итого
34
9
25
Программное обеспечение:
-
Операционная система MS Windows 2007
-
Графический редактор MS Paint или PaintBrush
-
Текстовый редактор MS Word 2010
-
Компьютерная программа МИР ИНФОРМАТИКИ
-
Редактор Power Point 2010
Список литературы
-
1. Леонов В.П. Персональный комьютер. Карманный справочник. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. - 928 с.
-
2. Книга игр для детей. Кроссворды, ребусы, головоломки /сост. Г. Коненкина. - М.: Астрель,2003. - 192 с.
-
3. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер: 1-4 классы. В. И. Ковалько. - М.: ВАКО, 2007. - 304 с.
-
4. Кравцов С. С., Ягодина, Л. А. Компьютерные игровые программы как средство стабилизации эмоционального состояния школьников. С. С. Кравцов, Л. А. Ягодина//Информатика. - 2006. - №12.
Сайты сети интернет
-
1. standart.edu.ru/
-
2. zanimatika.narod.ru/Nachalka17_1.htm
-
3. koshki-mishki.ru/n4-9.html
-
Электронные пособия
-
1. Паутова А.Г. Информатика. Комплект компьютерных программ. Методическое пособие = СD. Москва. 2004г.
-
2. Мир информатики 1 -2 год обучения: Комплекс компьютерных программ Медиатека Кирилла и Мефодия
-
3. Мир информатики 3 -4 год обучения: Комплекс компьютерных программ Медиатека Кирилла и Мефодия