Рабочая программа кружка «Занимательная информатика»

Раздел Информатика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Дальнеконстантиновская средняя общеобразовательная школа








Рабочая программа

кружка

«Занимательная информатика»


Участники: учащиеся 9 - 11 лет

Срок реализации 2 года

(1 час в неделю (всего 68 часов)




Руководитель:

учитель физики и информатики

Асатрян Светлана Викторовна










2013 - 2015 год

Пояснительная записка

Информатика как динамично развивающаяся наука становится одной из тех отраслей знаний, которая призвана готовить современного человека к жизни в новом информационном обществе.

Учебный предмет «Информатика» как самостоятельная дисциплина является образовательным компонентом общего среднего образования. Вместе с тем, он пронизывает содержание многих других предметов и, следовательно, становится дисциплиной обобщающего, методологического плана.

В этой связи особенно актуальными становятся вопросы создания учебных программ для изучения информатики в начальной школе.

Задача обучения информатике в целом - внедрение и использование новых передовых информационных технологий, пробуждение в детях желания экспериментировать, формулировать и проверять гипотезы и учиться на своих ошибках.

Простейшие навыки общения с компьютером должны прививаться именно в младших классах, для того чтобы на предметных уроках в средних классах дети могли сосредоточиться на смысловых аспектах.

Учащиеся младших классов испытывают к компьютеру сверхдоверие и обладают психологической готовностью к активной встрече с ним. Общение с компьютером увеличивает потребность в приобретении знаний, продолжении образования.

Современное общество предъявляет новые требования к поколению, вступающему в жизнь. Надо обладать умениями и планировать свою деятельность, и находить информацию, необходимую для решения поставленной задачи, и строить информационную модель исследуемого объекта или процесса, и эффективно использовать новые технологии.

Такие умения необходимы сегодня каждому молодому человеку.

Поэтому первой и важнейшей задачей школьного курса информатики является формирование у учащихся соответствующего стиля мышления, и начинать это следует в младших классах.

Развитие детей младшего школьного возраста с помощью работы на компьютерах, как свидетельствует отечественный и зарубежный опыт, является одним из важных направлений современной педагогики. В этой связи актуальными становятся вопросы о формах и методах обучения детей с первого класса.

Концепция обучения ориентирована на развитие мышления и творческих способностей младших школьников. Сложность поставленной задачи определяется тем, что, с одной стороны необходимо стремиться к развитию мышления и творческих способностей детей, а с другой стороны - давать им знания о мире современных компьютеров в увлекательной, интересной форме.

Поэтому очень важна роль курса информатики в начальных классах.

Во-первых, для формирования различных видов мышления, в том числе операционного (алгоритмического). Процесс обучения сочетает развитие логического и образного мышления, что возможно благодаря использованию графических и звуковых средств.

Во-вторых, для выполнения практической работы с информацией, для приобретения навыков работы с современным программным обеспечением. Освоение компьютера в начальных классах поможет детям использовать его как инструмент своей деятельности на уроках с применением компьютера.

В-третьих, для представления об универсальных возможностях использования компьютера как средства обучения, вычисления, изображения, редактирования, развлечения и др.

В-четвертых, для формирования интереса и для создания положительных эмоциональных отношений детей к вычислительной технике. Компьютер позволяет превратить урок информатики в интересную игру.

Программа курса ориентирована на большой объем практических, творческих работ с использованием компьютера. Работы с компьютером могут проводиться в следующих формах. Это:

  1. ДЕМОНСТРАЦИОННАЯ - работу на компьютере выполняет учитель, а учащиеся наблюдают.

  2. ФРОНТАЛЬНАЯ - недлительная, но синхронная работа учащихся по освоению или закреплению материала под руководством учителя.

  3. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ- выполнение самостоятельной работы с компьютером в пределах одного, двух или части урока. Учитель обеспечивает индивидуальный контроль за работой учащихся.

  4. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ - выполнение работы в микро группах на протяжении нескольких занятий

  5. РАБОТА КОНСУЛЬТАНТОВ - Ученик контролирует работу всей группы кружка.

Занятия кружка информатики, их непохожесть на другие уроки несут детям не только приятные минуты совместной творческой игры, но и служат ключом для собственного творчества.

Основное направление - общеинтеллектуальное.

Основной вид деятельности - познавательная и игровая.

Тип образовательной программы - тематическая образовательная программа, направленная на получение воспитательных результатов в определенном проблемном поле и использующая при этом возможности различных видов внеурочной деятельности.

Формирование информационной грамотности ученика начальной школы направлено на:

  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии, в том числе при изучении других школьных дисциплин;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной, деятельности.

Цели курса:

  • формировать представления об информационной картине мира, о современных компьютерных технологиях;

  • ознакомить учащихся с компьютером как инструментом для работы с информацией в современном информационном обществе;

  • подготовить учащихся к применению компьютера в разных случаях представления информации (графика, текст, публикация);

  • сформировать представления о преимуществах компьютерной обработки данных.

Задачи курса:

  • развивать общеучебные, коммуникативные элементы информационной культуры, т.е. умения работать с информацией (осуществлять ее сбор, хранение, обработку и передачу);

  • формировать умение описывать объекты реальной действительности, т.е. представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы);

  • формировать начальные навыки использования компьютерной техники и современных информационных технологий для решения учебных и практических задач.

Формируемые компетенции:

  • знать понятие информации, как информация воспринимается человеком;

  • Знать, как человек может представлять информацию;

  • иметь представление о компьютере, как об устройстве для работы с информацией;

  • уметь включить и выключить компьютер, выбрав указанную программу и завершить ее работу;

  • уметь пользоваться мышью и клавиатурой в ситуациях раскрашивания, выбора объекта, перемещения, пользоваться правой кнопкой мышью для вызова контекстного меню.

Формирование универсальных учебных действий.

Личностные УУД:

- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

- умения находить ответ на вопрос о том, «какой смысл имеет для меня учение»;

- умение находить ответ на вопрос о том, «какой смысл имеет использование современных информационных технологий в процессе обучения в школе и самообразования».

Регулятивные УУД:

В процессе изучения выпускник научится:

  • - ставить учебные цели;

  • - использовать внешний план для решения поставленной задачи или достижения цели;

  • - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее решения, в том числе, во внутреннем плане;

  • - осуществлять итоговый и пошаговый контроль, сличая результат с эталоном;

  • - вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи и ранее поставленной целью.

Познавательные УУД:

В процессе изучения курса выпускник научится:

  • осуществлять поиск, сбор, фиксацию собранной информации, организацию информации в виде списков, таблиц.

Коммуникативные УУД:

  • развитие коммуникативных действий происходит в процессе выполнения практических заданий, предполагающих работу в паре, а так же работ, выполняемых группой.

Особенности программы

В литературе рассматриваются два аспекта изучения информатики:

- технологический, в котором информатика рассматривается как средство формирования образовательного потенциала, позволяющего развивать наиболее передовые на сегодня технологии - информационные;

- общеобразовательный, в котором информатика рассматривается как средство развития логического мышления, умения анализировать, выявлять сущности и отношения, описывать планы действий и делать логические выводы.

Так вот данная программа реализует именно второй подход.

Организация учебного процесса

Периодичность занятий - 1 раз в неделю (34 часа). Количество детей в группе 15 человек. Состав группы - постоянный

Прогнозируемые результаты

В результате изучения курса «Компьютерный час» учащиеся должны демонстрировать сформированные умения и навыки работы с информацией и применять их в практической деятельности и повседневной жизни. Ожидается, что в результате освоения общих навыков работы с информацией учащиеся будут уметь:

  • осознавать потребность в дополнительной информации;

  • определять возможные источники информации и стратегии их поиска;

  • осуществлять поиск информации в словарях, справочниках энциклопедиях, библиотеках;

  • анализировать полученные из наблюдений сведения;

  • с помощью сравнения выделять отдельные признаки, характерные для сопоставляемых предметов;

  • объединять предметы по общему признаку;

  • различать целое и части;

  • представлять информацию в табличной форме, в виде схем;

  • составлять и исполнять несложные алгоритмы;

  • создавать свои информационные проекты (сообщения, небольшие сочинения, графические работы)

  • организовывать информацию тематически, упорядочивать по алфавиту, по числовым значениям;

  • использовать информацию для принятия решений;

  • использовать информацию для построения умозаключений;

  • понимать и создавать самостоятельно точные и понятные инструкции при решении учебных задач и в повседневной жизни

  • работать с наглядно представленными на экране информационными объектами, применяя мышь и клавиатуру;

  • уверенно вводить текст с помощью клавиатуры;

  • создавать и преобразовывать информацию, представленную в виде текста и таблиц;

  • производить поиск по заданному условию;

  • готовить к защите и защищать небольшие проекты по заданной теме.

В ходе проведения занятий планируется работа по воспитанию настойчивости, собранности, организованности, аккуратности, умения работать в группе, бережного отношения к школьному имуществу, навыков здорового образа жизни; развития культуры общения, ведения диалога, памяти, внимания, наблюдательности, абстрактного и логического мышления, творческого и рационального подхода к решению задач.

Примерная структура занятия

  1. Организационно-мобилизующий момент - 2-3 мин

  2. Разминка (повторение ранее изученного) - 2-3 мин

  3. Физкультминутка (двигательная игра) - 1 мин

  4. Объяснение нового материала - 10-12 мин

  5. Физкультминутка (упражнения для глаз) - 1 мин

  6. Работа за компьютером - 10-15 мин

  7. Рефлексия - 2 мин

  8. Завершение работы компьютера - 2 мин

Примерный комплекс упражнений для глаз

  1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабить мышцы глаз, посмотреть вдаль а счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

  2. Посмотреть на переносицу и задержать взгляд на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

  3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-С. Аналогичным образом проводятся упражнения с фиксацией взгляда плево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.

  4. Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх - налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6, затем налево вверх - направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

Проведение гимнастики для глаз не исключает проведение физкультминутки. Регулярное проведение упражнений для глаз и физкультминуток эффективно снижает зрительное и статическое напряжение.

Учебно-тематический план - 1 год

Наименование разделов и тем

Общее

количество

учебных

часов

в том числе

теоретических

практических

1

Правила поведения и техника безопасности при работе с компьютером.

Компьютеры вокруг нас. Информация и её виды. Сбор и хранение информации. Как рисует компьютер?

3

2

1

2

Рабочий стол. Понятие и назначение курсора. Компьютерная помощница - мышь. Управление мышью. Кнопка «Пуск». Запуск стандартных программ. Компьютерное окно. Клавиатура. Её назначение и функциональные возможности

3

1

2

3

Стандартные программы «Блокнот», «Word», «Paint», «Power Point»

3

3

7

Стандартная программа «Блокнот». Набор и редактирование текста.

3

3

Инструменты стандартной программы «Блокнот», «Word»

5

5

8

Графический редактор Paint.

3

1

2

Инструменты стандартной программы «Paint»

5

5

Инструменты стандартной программы «Power Point»

5

5

10

Создание и защита презентации.

4

4

Итого

34

7

27

Учебно-тематический план - 2 год

Наименование разделов и тем

Общее

количество

учебных

часов

в том числе

теоретических

практических

1

Правила поведения и техника безопасности при работе с компьютером.

1 1

1

3

Основные возможности программы PowerPoint

2 3

1

2

4

Цифровой фотоаппарат Добавление в презентацию фото

3 3

1

2

5

Добавление в презентацию картинок, текстов, эффектов анимации, звука, видео

4 5

2

3

6

Составление тематических презентаций в программе PowerPoint

6 6

1

5

7

Цифровой микроскоп и датчики

2 3

1

2

8

Составление творческих проектов в программе PowerPoint

4 6

1

5

9

Конструктор «Лего»

6 6

1

5

10

Итоговое занятие. Повторение

1 1

1

Итого

34

9

25

Программное обеспечение:

  • Операционная система MS Windows 2007

  • Графический редактор MS Paint или PaintBrush

  • Текстовый редактор MS Word 2010

  • Компьютерная программа МИР ИНФОРМАТИКИ

  • Редактор Power Point 2010

Список литературы

  • 1. Леонов В.П. Персональный комьютер. Карманный справочник. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. - 928 с.

  • 2. Книга игр для детей. Кроссворды, ребусы, головоломки /сост. Г. Коненкина. - М.: Астрель,2003. - 192 с.

  • 3. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер: 1-4 классы. В. И. Ковалько. - М.: ВАКО, 2007. - 304 с.

  • 4. Кравцов С. С., Ягодина, Л. А. Компьютерные игровые программы как средство стабилизации эмоционального состояния школьников. С. С. Кравцов, Л. А. Ягодина//Информатика. - 2006. - №12.

Сайты сети интернет

  • 1. standart.edu.ru/

  • 2. zanimatika.narod.ru/Nachalka17_1.htm

  • 3. koshki-mishki.ru/n4-9.html

  • Электронные пособия

  • 1. Паутова А.Г. Информатика. Комплект компьютерных программ. Методическое пособие = СD. Москва. 2004г.

  • 2. Мир информатики 1 -2 год обучения: Комплекс компьютерных программ Медиатека Кирилла и Мефодия

  • 3. Мир информатики 3 -4 год обучения: Комплекс компьютерных программ Медиатека Кирилла и Мефодия



© 2010-2022