Конспект урока и презентация к уроку Компьютерные энциклопедии и справочники

Предлагаемый материал содержит конспект урока информатики в 9 классе по теме: «Компьютерные энциклопедии и справочники». Он разработан в соответствии с ФГОС и может быть полезен учителям информатики. Сформулированы цели, задачи урока в области предметных, метапредметных и личностных результатов, описаны виды деятельности учащихся на уроке, а так жеуниверсальные учебные действия. Данный урок позволит учащимся не только познакомиться с возможностями компьютерных и некомпьютерных источников информа...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок информатики в 9 классе. Учитель Кобызева Н. Б.

План-конспект урока. Информатика. 9 класс.

Тема урока: «Компьютерные энциклопедии и справочники»

Раздел программы: «Поиск информации»

Цель урока: формирование представления о компьютерных энциклопедиях и справочниках, некомпьютерных источниках информации.

Задачи урока:

Предметные:

  • сформировать представление о некомпьютерных источниках информации, о библиотечных каталогах, картотеке, каталожной карточке;

  • сформировать представление о компьютерных энциклопедиях и справочниках, познакомить с самыми известными справочными ресурсами Интернета;

  • создать условия для использования компьютерной энциклопедии «Кирилла и Мефодия» и осуществления поиска требуемой информации;

  • совершенствовать умение работать в текстовом процессоре (создание таблицы)

Метапредметные:

  • развивать умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности;

  • развивать готовность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

Личностные:

  • формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки в области компьютерных и некомпьютерных источников информации;

  • формирование умения анализировать, сравнивать, делать выводы;

  • осуществление контроля и самоконтроля;

  • развитие находчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели;

Виды деятельности учащихся:

Аналитическая деятельность:

  • приводить примеры ситуаций, в которых требуется поиск информации;

  • описывать возможные пути поиска информации с использованием и без использования компьютера, с использованием и без использования Интернета;

Практическая деятельность:

  • проводить поиск информации в Интернете.

Вид урока: комбинированный.

Тип урока: усвоение новых знаний и умений.

Оборудование/ресурсное обеспечение урока: компьютеры, мультимедийный проектор, доска, экран, презентации «Компьютерные энциклопедии и справочники», карточки заданий, доступ в Интернет.

Этапы урока

(время)

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

  1. Мотивационно-целевой этап

(1 мин)

Создание благоприятного климата на уроке

Приветствует учащихся, проверяет готовность к учебному занятию, организует внимание обучающихся.

Приветствуют учителя, проверяют наличие учебного материала на столах, организует свое рабочее место

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками

Личностные: психологическая готовность учащихся к уроку, самоопределение

  1. Актуализация знаний предыдущего урока и формулировка темы и целей урока (7 мин)

Актуализация опорных знаний и способов действий

Предлагает тест по теме: «Архивирование информации»

Учитель задает вопросы:

  1. Приходилось ли Вам самостоятельно искать нужную информацию, чтобы найти ответ на вопрос?

  2. Что может Вам помочь?

  3. Как искать информацию в библиотеке?

  4. Какая современные ресурсы вы знаете?

  5. Какое название можно дать таким ресурсам? (слайд 1)

- Вы догадались, о чем пойдет речь на уроке?

Что мы можем отнести к справочным ресурсам Интернета?

Что такое энциклопедия?

Что такое справочник?

Что такое словарь?

А если нет Интернета, то можно отправиться в библиотеку, там вы так же можете воспользоваться книгами, энциклопедиями и справочниками в библиотеке.

Предлагает совершить виртуальное путешествие в библиотеку. (Слайд 7)

Каким умением должен обладать любой человек, пришедший в библиотеку или обращающийся к электронным ресурсам?

Какова цель нашего урока?

Дети выполняют тест, выполняют взаимопроверку

Дети отвечают на вопросы 1-3, но затрудняются в формулировке ответов на вопросы 4,5.



О компьютерных энциклопедиях и справочниках.

Тема урока: «Компьютерные энциклопедии и справочники» (слайд 2)

Если учащиеся затрудняются ответить на вопрос, то можно воспользоваться слайдами 3-6.





Умением искать нужную информацию.

- узнать как можно больше о компьютерных и некомпьютерных источниках информации.

-научится использовать их в своей деятельности.

Познавательные: структурирование знаний, рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Регулятивные:

-развитие умения формулировать тему и цель урока

Коммуникативные:

Ориентация на партнера по общению, умение слушать собеседника, умение аргументировать свое мнение, убеждать и уступать

Личностные:

развитие логического мышления.

  1. Усвоение новых знаний (12 мин.)

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми темы

  • Объяснение понятий «каталог», «каталожная карточка», «картотека» (Слайды 8,9)

Вопросы: (Слайд 10)

  • Каким каталогом необходимо воспользоваться, если Вы знаете автора книги?

  • А если вы получили задание подготовить реферат или сообщение к уроку, например по биологии, где вы будете искать нужные книги?

  • Почему алфавитный каталог не поможет?

Поясняет:

«СК раскрывает фонд по содержанию и отвечает на вопрос, есть ли в библиотеке книга по той или иной теме. Он называется систематическим, потому что в этом каталоге карточки расставлены по определенной системе - отраслям знаний: художественная литература, научно-популярная, естественные науки, техника, история, искусство и т.д. каждый отдел имеет своё условное обозначение».

Знакомит с самыми известными компьютерными словарями и справочниками (Слайды 11-21). Предлагает обучающимся составить таблицу с названиями электронных ресурсов Интернета и их URL адресами.

Отвечают:

Алфавитным

В систематическом каталоге

Возможный ответ:

«Алфавитный каталог не ответит на вопрос, какие книги рассказывают о том или ином событии, предмете, явлении. Для этого надо обратиться к систематическому каталогу»





Составляют таблицу:

Ресурс

Адрес в Интернете

Рубрикон

rubricon.com

И т. д.

Познавательные:

Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов

Регулятивные:

планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата

Личностные:

развитие умения анализировать, сравнивать, делать выводы.

Коммуникативные:

умение работать в группах, развитие монологической речи

  1. Первичное закрепление материала (4 мин)

Установление правильности и осознанности изучения темы. Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу

Предлагает выполнить небольшой тест. Карточка

(Слайд 22)

Выполняют задание, осуществляют самопроверку

Познавательные:

выбор наиболее эффективных способов выполнения задания

Личностные:

навыки самоанализа и самооценки;



  1. Динамическая пауза (2 мин)

Эмоциональная разрядка

Включает электронную физкультминутку для глаз

Выполняют физкультминутку для снятия утомления

Здоровьесберегающая методика для снятия утомления

  1. Компьютерный практикум (11 мин)

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков

Предлагает выполнить практическое задание.

(Слайд 22-23)

Используя Энциклопедию Кирилла и Мефодия:

«Найти информацию о спутниках планет Солнечной системы»

Создать таблицу «Спутники планет Солнечной системы»

Выполняют парами задание «Создаем таблицу «Спутники планет Солнечной системы».

Закрепляют навыки поиска и систематизации информации, навыки представления информации в табличной форме.

Получают помощь в выполнении заданий, которые вызывают затруднение.

Личностные:

формирование навыков создания таблиц в текстовом редакторе;

формирование умений преобразовывать текстовую форму в табличную;

закрепление умений поиска и систематизации информации.



  1. Итоги урока, рефлексия (2 мин)

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых

Задает вопросы:

-Можете ли вы назвать тему урока?

- Вам было легко или были трудности?

- Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?

- Какое задание было самым интересным и почему?

- Как бы вы оценили свою работу?

Отвечают на вопросы учителя

Познавательные:

Построение речевого высказывания в устной форме, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Регулятивные:

контроль и оценка своей деятельности в рамках урока

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, формулирование и аргументация своего мнения

Личностные:

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

  1. Информация о домашнем задании (1 мин)

Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Задает домашнее задание

§3.5 стр. 35-36. Карточка с домашним заданием.

Работа с дневниками

Личностные:

формирование навыков самоорганизации

- формирование навыков письма

Тест по теме: «Архивирование информации»

Вариант 1.

Расставьте пункты алгоритма «Архивирование нескольких файлов» в правильном порядке:

  1. В появившемся окне прописать название архива.

  2. Нажать Ок.

  3. Подвести указатель мыши к папке и нажать правую кнопку мыши.

  4. Выбрать файлы для архивирования и поместить их в одну папку.

  5. В появившемся меню выбрать Добавить в архив.

1

2

3

4

5




Вариант 2.

Расставьте пункты алгоритма «Разархивирование информации» в правильном порядке:

  1. В появившемся окне указать в какую папку извлечь архив.

  2. Нажать правую кнопку мыши.

  3. Подвести указатель мыши к архивному файлу

  4. Нажать Ок.

  5. В появившемся меню нажать Извлечь.


1

2

3

4

5





Ключ:

1 Вариант

1

2

3

4

5

D

C

E

A

2 Вариант

1

2

3

4

5

C

E

A

D



Карточка тестового задания

1. Чем руководствуется библиотекарь при расстановке книжного фонда?

А) системой; Б) мнением читателей; В) внешним видом книги.

2. В библиотеке сведения о книге, записаны …

А) в журнале; Б) в книге жалоб и предложений; В) в каталожной карточке

3. Основатель Википедии

А) Сергей Брин; Б) Джимми Уэйлс; В) Вики Леандрос

4. Крупнейший энциклопедический ресурс Интернета не только в России, но и в мире

А) Сатирикон; Б) Рубикон; В) Рубрикон

Практическое задание

  1. Откройте браузер и наберите в адресной строке megabook.ru

  2. Конспект урока и презентация к уроку Компьютерные энциклопедии и справочники

  3. В строке поиска наберите Спутники планет

  4. Нажмите кнопку Найти.

  5. Заполните таблицу, используя найденную информацию.

Планета

Спутники

Земля

Луна

Меркурий

-





  1. Отформатируйте таблицу по своему усмотрению. Создайте красивый заголовок «Спутники планет Солнечной системы»

  2. Сохраните файл в личной папке.

Карточка - домашнее задание.

  1. Воспользовавшись компьютерной энциклопедией «Кругосвет» (krugosvet.ru), найдите информацию об одной из европейских стран и заполните таблицу. Например, в таблице представлена информация об Австрии:

Страна

Столица

Населе-ние

(тыс. чел)

Площадь

(км2)

Гос.

язык

Валюта

Флаг

Австрия

Вена

8220

83900

Немецкий

Евро

Конспект урока и презентация к уроку Компьютерные энциклопедии и справочники



  1. Таблицу сделайте в табличном процессоре Excel.

Литература (источники)

  1. Информатика и ИКТ учебник для 8-9 класса / Макарова Н. В. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. - 416 с.

  2. Информатика и ИКТ учебник для 9 класса / Угринович Н. Д. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. - 320 с.

  3. download.myshared.ru/o7RDujfly9ShIWjqHy9drQ/1409919032/313983.ppt

  4. nsportal.ru/sites/default/files/2012/05/03/katalogi_kartochka.ppt

  5. tundusch.ixrad.ru/metod/101.doc

20


© 2010-2022