Формирование познавательных интересов старшеклассников на уроках информатики

Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ


Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению активности и творчества в решении жизненно важных проблем.

Анализ современного состояния практики формирования познавательного интереса старшеклассников приводит к тому, что в настоящее время в школах в недостаточной степени реализуют содержательную и процессуальную стороны образовательной области "Информатика" в целях развития данного личностного образования школьников.

Уроки информатики вызывают интерес у учащихся разных возрастов, и связано это пока с тем, что компьютер сам по себе уже является стимулом к изучению предмета.

Таким образом, имеется противоречие между необходимостью целенаправленно формировать познавательный интерес личности и тем, что в деятельности отечественных образовательных учреждений решению данной задачи уделяется недостаточное внимание. Данное противоречие послужило основанием для определения темы исследования: «Формирование познавательных интересов старшеклассников на уроках информатики».

Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и апробировать программу формирования познавательных интересов у старших подростков на уроках информатики.

Объект исследования: формирование познавательного интереса.

Предмет исследования: урок информатики как средство формирования познавательного интереса старшеклассников.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

  • Рассмотреть основные направления в исследовании познавательного интереса личности;

  • Провести теоретический анализ проблемы формирования познавательных интересов старшеклассников на уроках информатики;

  • Выявить уровень сформированности познавательных интересов старшеклассников;

  • Разработать и апробировать программу формирования познавательных интересов старшеклассников на уроках информатики.

Теоретическая ценность исследования состоит в раскрытии структурно-содержательных характеристик, познавательных характеристик старшеклассников и особенностей их формирования на уроках информатики.

Практическая значимость исследования заключается в разработке дидактических материалов для решения задачи формирования у школьников познавательного интереса на уроках информатики.

Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников. Во введении обоснована цель и актуальность работы, выделены объект и предмет исследования, сформулирована цель и задачи исследования, теоретическая и практическая значимость работы.

В первой главе рассмотрены теоретико-методологические основы формирования познавательных интересов старшеклассников на уроках информатики, а так же концепция использования информационных технологий в образовательном процессе.

Во второй главе рассматривается проектная деятельность на уроках информатики как средство формирования познавательного интереса старшеклассников.

В заключении подведены основные результаты исследования.

Очевидно, что интерес как свойство направленности личности - сложное явление..

Такое суждение, с точки зрения Г.И. Щукиной, правомерно в том отношении, что оно направлено на выделение познавательного интереса как особой области интересов человека. Однако особенность познавательного интереса состоит не в простом ознакомлении с предметом. Суть познавательного интереса в том, что объектом его является сам процесс познавания, который характеризуется стремлением проникать в сущность явлений.

Анализируя различные определения познавательного интереса, мы пришли к выводу, что Г.И. Щукиной удалось шире и глубже, чем другим исследователям объяснить этот феномен. Ее выводы интересны и логичны. Она использует убедительные аргументы для корректировки определения познавательного интереса того или иного автора. Познавательный интерес представляет собой сплав важнейших для развития личности психических процессов. В интеллектуальной деятельности, протекающей под влиянием познавательного интереса, проявляются:

- активный поиск - догадка;

- исследовательский подход - готовность к решению задач;

- эмоции удивления - чувство интеллектуальной радости;

- чувство ожидания нового - чувство успеха.

Самым характерным для познавательного интереса волевым проявлением считается самостоятельность добывания знаний. Интеллектуальная, волевая, и эмоциональная стороны познавательного интереса составляют его единое взаимосвязанное целое. Важной особенностью познавательного интереса является то, что от человека требуется активный, творческий, деятельный поиск.

В своей деятельности учитель должен формировать познавательный интерес как устойчивую черту личности. Особую значимость познавательный интерес имеет в школьные годы, когда учение становится фундаментальной основой жизни. В школе объектом познавательных интересов учащихся является содержание учебных предметов. Познавательный интерес составляет тот важнейший мотив учения, который лежит в основе положительного отношения учащихся к школе, к знаниям, которые побуждают учиться с охотой, связан с радостными переживаниями от умственного труда, с постоянным стремлением углубляться в изучение одного или нескольких учебных предметов

Как мотив учения познавательный интерес имеет ряд преимуществ перед другими мотивами:

1. Познавательный интерес раньше других мотивов осознается школьниками. «Интересно» и «неинтересно» - основные критерии оценки урока.

2. Познавательный интерес в сравнении с другими мотивами более точно выражает мотивацию учения, ясно понимается.

3. Познавательный интерес (как мотив) более доступен для наблюдения. Его легче распознать, обнаружить, вызвать. А следовательно, легче управлять его формированием.

4. Познавательный интерес побуждает школьников заниматься увлеченно не только на уроке или в процессе подготовки домашнего задания.


Информатизация системы образования - одно из приоритетных направлений модернизации образования. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные компьютерные технологии. Сегодня компьютерная грамотность учителя и ученика достаточна для того, чтобы свободно работать на персональном компьютере и получать необходимую дополнительную информацию из различных источников. Это позволяет педагогам в процессе обучения, как в урочной, так и внеурочной деятельности, широко применять цифровые образовательные и Интернет-ресурсы, а именно:

  • в качестве подготовки рабочих программ, поурочных планов, дидактических материалов (тестовые задания), различных докладов, методических разработок;

  • использование электронных учебников и образовательных ресурсов на электронных носителях в качестве наглядных пособий, с их иллюстративными, анимационными возможностями;

  • использование программных ресурсов для создания собственных учебных пособий к урокам с помощью программ Microsoft Word, Microsoft PowerPoint, Microsoft Excel, Adobe Photoshop, Adobe Premier на этапе повторения пройденного материала

  • использование возможности компьютерного тестирования;

  • использование Интернет-ресурсов, для создания собственных учительских презентаций к урокам в качестве наглядности;

  • использование сети Интернет для активного поиска необходимой информации;

  • для участия в дистанционных олимпиадах, конференциях через сеть Интернет;

  • использование учащимися для подготовки домашнего задания;

  • для общения с коллегами и обмена опытом в сетевых сообществах.

В законе «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 года) отмечено, что «развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны».

До недавнего времени основной задачей учителя информатики было научить детей использовать компьютер для обработки информации: текстовый редактор, электронные таблицы, графические редакторы. Сегодня одной из наиболее актуальных тенденций развития современного общества является его информатизация. Необходимость применения новой программы обусловлена, с одной стороны, пересмотром содержания общего образования в целом, с другой стороны, потребностью развития информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Следует отметить, что использование межпредметных связей на уроке информатики значительно повышают познавательный интерес учащихся. Информатика определена как школьный предмет, способный повысить эффективность учебной деятельности, поддержать процессы интеграции знаний ученика, выбрать индивидуальный путь саморазвития, самообразования, реализации знаний. В процессе изучения курса «Информатики и ИКТ» универсальные учебные действия эффективно развиваются через проектно-исследовательскую деятельность.

В рамках опытно-экспериментальной работы мы рассмотрели метод проектов, как один из основных методов формирования познавательных интересов старшеклассников на уроках информатики. На уроках информатики метод проектов применять очень удобно. Усвоение теоретических знаний осуществляется как раз через выполнение проектов, во время выполнения которых учащиеся самостоятельно конструируют свои знания и ориентируются в информационном пространстве. Чтобы разработать какой-либо проект, учащемуся необходимо детально разработать проблему, поставленную перед ним. Во время решения проблемы используются различные методы и средства обучения, а так же применяются знания и умения из различных сфер науки, техники и творческих областей.

Один из видов проектов - творческие проекты, которые применяются в качестве повторения или обобщения пройденного материала. Основной целью таких проектов является формирование креативного мышления учащихся.

Формирование познавательных интересов старшеклассников на уроках информатики

Рис. 3. Условия проявления познавательного интереса и творческой активности старшеклассников.

На уроках «информатики и ИКТ» метод творческих проектов целесообразно использовать в старших классах 10-11 классов.

Линия «Компьютер»

В 10-м классе при изучении темы «Устройство ПК» учащиеся свой проект реализуют в виде информационных буклетов. Данный проект является итоговым уроком по данной теме. Ученики дома подбирают нужные им картинки устройств ПК, находят соответствующую информацию по этим устройствам, продумывают дизайн буклета, а на уроке все это систематизируют и готовят защиту. Затем проходит защита проектов, выясняются новые понятия, задаются вопросы. Таким образом, обобщаются теоретические знания по устройствам компьютера и проверяются умения работать в данной программе. Кроме этого приобретается опыт публичного выступления.

Линия «Коммуникационные технологии»

В 10-м классе при изучении темы «Разработка Web-сайтов происходит разработка своего мини сайта на интересующую их тему. Затем учащиеся в течение нескольких уроков создают полноценный сайт с интерактивными элементами (возможно и с видео) на интересующую их тему.

Линия «Информационные технологии»

В 10-м классе большое внимание уделяется работе с графической информацией. На уроках информатики в старших классах создаются коллажи, рисунки, посвященные какой-либо теме, анимационные открытки, небольшие анимационные сюжеты на свободную тему. С помощью ретуширования отсканированных фотографий создаются коллажи.

В 11-м классе при изучении темы «Защита информации от вредоносных программ» вся проектная деятельность осуществляется в программе PowerPoint в виде презентаций. Старшеклассники по несколько человек (в зависимости от количества учащихся в группе) разбиваются на группы, выбирают тему и проводят исследования с последующей защитой с использованием презентации.

В 11-м классе при изучении темы «Моделирование» ученики в графическом редакторе создают модель генеалогического древа своей семьи.

Проектная деятельность позволяет решить проблему мотивации, создать положительный настрой обучающихся, научить их не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает им учитель, а уметь применять их на практике для решения проблем, касающихся жизни.

Метод творческих проектов применяется и во внеклассной работе. Например, в рамках декады среди учащихся 10 классов проводится конкурс рисунков в любом графическом редакторе на тему «Рождественская открытка», среди 10-11 классов конкурс «Лучший коллаж» посвященный Новому году или Рождеству. Конкурс среди 10-х классов «Кабинет информатики будущего» (Школьники создают в графическом редакторе кабинет со всем оборудованием и мебелью, делают описательную часть проекта со всеми пояснениями).

Заключение

В «Стратегии модернизации содержания общего образования» говорится о том, что основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений, навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций учащихся в интеллектуальной, правовой, информационной и других сферах.

Чтобы сформировать компетентного выпускника во всех потенциально значимых сферах профессионального образования и, собственно, жизнедеятельности, необходимо применять технологии, развивающие, прежде всего, познавательную, коммуникативную и личностную активность нынешних учащихся. Мы считаем, что немаловажную роль в этом процессе занимает информатика как наука и учебный предмет, так как компетентности, формируемые на уроках информатики, могут быть перенесены на изучение других предметов с целью создания целостного информационного пространства знаний учащихся.

Основа деятельностного компонента системы образования на уроках информатики является проектная деятельность, которая вовлекает учащихся в решение актуальных жизненных проблем. При этом работа позволяет формировать коммуникативные компетентности учащихся, а именно расширять и углублять практические навыки и умения: аргументировать выбранную информацию, выслушать мнение товарища, терпимость друг к другу. Повышение уровня информационно-коммуникативной и учебно-познавательной компетентностей обеспечивает учащимся способность адаптироваться к быстро меняющемуся миру.

© 2010-2022