Проектный метод при изучении темы Базы данных на уроках информатики (конспект открытого урока)

Раздел Информатика
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План - конспект открытого урока информатики в 11 классе

по теме «Системы управления базами даных»

Предмет: Информатика

Продолжительность: 2 урока - 80 минут

Класс: 11

Школа: МБУ лицей №6 г. Тольятти Самарской обл.

Технологии: ИКТ, метод проектов.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности.

Средства обучения: персональный компьютер, проектор, MS Access (OpenOffice.org Base), раздаточный материал.

Цели урока:

Образовательная:

  • систематизировать теоретические знания по теме;

  • закрепить навыки работы с современными прикладными программами;

  • стимулировать учащихся к созданию новых уникальных разработок по информатике.

Развивающая:

  • совершенствовать умения коммутативного общения;

  • развивать познавательный интерес у учащихся к предмету;

  • развивать навыки и умения применять современные компьютерные технологии;

  • развивать творческое мышление.

Воспитательная:

  • воспитывать чувства ответственности за команду и ее участников, умение работать в группах;

  • воспитывать информационную культуру;

  • воспитывать уважения к сопернику;

  • формировать умение вести дискуссию, аргументировать свою позицию и умения работать в команде.

Ученики должны:

знать:

  • назначение и организацию информационных систем (ИС); классификацию ИС;

  • что такое база данных (БД); классификацию БД;

  • структуру реляционной БД (РБД);

  • основные этапы проектирования РБД;

  • основные этапы создания РБД;

  • какие существуют запросы к РБД; структуру команд различных запросов;

  • способы сортировки данных;

  • что такое вычисляемые поля и как они используются в запросах.

уметь:

  • проектировать многотабличную базу данных;

  • ориентироваться в СУБД;

  • создавать структуру баз данных и заполнять ее данными;

  • осуществлять в СУБД запросы с использованием конструктора запросов;

  • работать с формами;

  • осуществлять сортировку данных;

  • вести дискуссию;

  • аргументировать свою позицию;

  • работать в команде.

План урока:

I. Организация начала занятия.

II. Подготовка к основному этапу занятия, сообщение темы и целей урока.

III. Контроль знаний (работа с тестовой программой).

IV. Обобщение и систематизация знаний.

V. Самопроверка знаний (повторная работа с тестовой программой).

VI. Подведение итогов занятия, рефлексия.


Ход урока

I. Организация начала занятия.

Здравствуйте! Дорогие друзья, нам с вами предстоит напряженная интеллектуальная работа. Давайте настроимся и активизируем наше внимание на теме урока.

II. Подготовка к основному этапу занятия, сообщение темы и целей урока.

Тема сегодняшнего урока - «Базы данных. Обобщение знаний и умений». Цель - провести проверку, коррекцию и систематизацию знаний, навыков и умений по данной теме, подготовиться к продолжению изучения электронных таблиц, которые мы начали изучать в 9 классе.

III. Контроль знаний.

В начале урока проведем тестирующую работу (приложение 1), которая проверит уровень ваших знаний по данной теме в начале урока.

IV. Обобщение и систематизация знаний.

Десятки тысяч лет человечество накапливало знания, но лишь сегодня, в начале 21 века мы занимаемся их обработкой и сортировкой с помощью компьютера, новой вехой информационной эпохи стало появление БД. Без собственной БД не обходиться ни одна корпорация, ни одно учебное заведение или госучреждение. СУБД (системы управления базами данных) позволяют извлекать из большого количества информации нужные данные в определенном виде. Среди офисных программ СУБД всегда стояла особняком. Ведь в отличие от других программ этого пакета, применение СУБД в домашних условиях найти крайне сложно. По своим возможностям и сложности интерфейса СУБД ближе к профессиональным, а не к домашним программам, масштаб дома или даже маленького офиса для этой программы слишком мал. Вот и получается, что на практике лишь один пользователь из десяти установивших на свой компьютер, например, Microsoft Office хоть раз в жизни запускает Access. И лишь один из ста работает регулярно. Но жизнь показывает, что шансов преуспеть в сегодняшнем мире гораздо больше у того, кто дружит с этой программой, чётко знает все её возможности и сферы применения.

В течение двух недель вы создавали свою собственную БД. Вы самостоятельно заранее разбились на группы определили тематику проекта, и сегодня мы посмотрим, что у вас получилось. От глубины ваших знаний, эрудиции, аргументированности своей позиции, убедительности выступления зависит итог нашего заседания. Ведь недаром Цицерон сказал: «Поэтами рождаются, ораторами становятся».

Хочу напомнить, что на защите авторы всех проектов должны представить схему своих БД. Проекты должны быть многотабличные, нормализованные (разбиты на связанные между собой таблицы) и каждая таблица должна содержать одно или несколько ключевых полей.

Оценивать работу каждой группы будут ваши одноклассники - счетная комиссия, в которую вошли по одному представителю из каждой проектной группы, таким образом, каждый из Вас сегодня побывает и в роли докладчика, и в роли оппонента, и, возможно, в роли эксперта. С критериями оценивания проектов (приложение 2) вы все были ознакомлены заранее.

Итак, слово предоставляется создателям БД.

Первая группа представляет проект «Магазин музыкальных дисков»… Какие будут вопросы, пожелания по проекту, его защите? Спасибо, ребята.

Вторая группа представляет проект «Школьный секретарь»… Какие будут вопросы, пожелания по проекту, его защите? Спасибо, ребята.

Первая группа представляет проект «Библиотека»… Какие будут вопросы, пожелания по проекту, его защите? Спасибо, ребята.

Пока счетная комиссия (по одному представителю из каждой проектной группы) подводит итоги защиты проектов, я предлагаю вам вопросы для обсуждения.

Дискуссионные вопросы:

  1. Перечислите основные возможности СУБД.

Возможные ответы:

  • создание двумерных таблиц с разными типами данных
    (текстовой, числовой, дата/время, денежный, счетчик, логический, поле MEMO, поле OLE) ;

  • установка связей между таблицами;

  • сортировка и фильтрация данных;

  • создание производных объектов:

  • форм (позволяет вводить данные, может содержать внедренные объекты);

  • запросов (служит для отбора данных);

  • отчетов (печать данных по запросу);

  • макросов (инструкции для управления данными);

  • модулей.

  1. Какие базы данных можно создать?

Возможные ответы:

  • в домашних условиях: записная книжка, видеотека, книги, компакт-диски;

  • в лицее: АРМ (автоматизированное рабочее место) заместителя директора (любого), БД медицинского кабинета, БД учащихся класса.

  1. Выберите одну из предложенных БД вопроса №2. Определите поля, тип данных и информацию, которые будут содержаться в выбранной БД. Ответы запишите в тетрадь.

V. Самопроверка знаний.

А теперь проверьте, пожалуйста, тест, который вы сами выполняли в начале урока.

VI. Подведение итогов занятия, рефлексия.

Мир СУБД велик и практически безграничен, поскольку БД применяются сегодня везде - от крупной корпорации и сети Интернет до небольшого домашнего офиса. Вы начали знакомство с миром СУБД с программы Access, хотя некоторые ребята выполняли свои проекты в OpenOffice Base. И может статься, тем самым вы заложите основы своей успешной карьеры. Ведь разработчики и программисты для СУБД без работы сегодня не остаются.

Оценки за проекты… Оценки за тест и работу в тетради вы узнаете на следующем уроке.

А теперь я прошу Вас ответить на следующие вопросы:

  • Каковы мои главные результаты, что я понял, чему научился в ходе проекта?

  • Каковы были основные трудности при выполнении проекта?

  • В ходе урока мне больше всего понравилось.....

  • Совсем не понравилось на уроке....., потому что.....

Приложение 1

Тест по теме: «Системы управления базами данных».

1. База данных - это:

а) специальным образом организованная и хранящаяся на внешнем носителе совокупность взаимосвязанных данных о некотором объекте;

б) совокупность программ для хранения и обработки больших массивов информации;

в) интерфейс, поддерживающий наполнение и манипулирование данными;

г) определенная совокупность информации.

2. Примером фактографической базы данных (БД) является БД, содержащая:

а) сведения о кадровом составе учреждения;

б) законодательные акты;

в) приказы по учреждению;

г) нормативные финансовые документы.

3. Примером документальной базы данных (БД) является БД, содержащая:

а) законодательные акты;

б) сведения о кадровом составе учреждения;

в) сведения о финансовом составе учреждения;

г) сведения о проданных билетах.

4. Примером иерархической БД является:

а) страница классного журнала;

б) каталог файлов, хранимых на диске;

в) расписание поездов;

г) электронная таблица.

5. В иерархической БД совокупность данных и связей между ними описывается:

а) таблицей;

б) сетевой структурой;

в) древовидной структурой;

г) совокупностью таблиц.

6. Сетевая БД предполагает такую организацию данных, при которой:

а) связи между данными отражаются в виде таблицы;

б) связи между данными описываются в виде дерева;

в) помимо вертикальных иерархических связей (между данными) существуют и горизонтальные;

г) связи между данными отражаются в виде совокупности нескольких таблиц.

7. Наиболее точным аналогом реляционной БД может служить:

а) неупорядоченное множество данных;

б) вектор;

в) генеалогическое дерево;

г) двумерная таблица.

8. Поля реляционной БД:

а) именуются пользователем произвольно с определенными ограничениями;

б) автоматически нумеруются;

в) именуются по правилам, специфичным для каждой конкретной СУБД;

г) нумеруются по правилам, специфичным для каждой конкретной СУБД.

9. Структура реляционной БД полностью определяется:

а) перечнем названий полей и указанием числа записей БД;

б) перечнем названий полей с указанием их ширины и типов;

в) числом записей в БД;

г) содержанием записей, хранящихся в БД.

10. Структура реляционной БД меняется при удалении:

а) одного из полей;

б) одной записи;

в) нескольких записей;

г) всех записей.

11. В записи реляционной БД может содержаться:

а) неоднородная информация (данные разных типов);

б) исключительно однородная информация (данные только одного типа);

в) только текстовая информация;

г) исключительно числовая информация.

12. В поле реляционной БД могут быть записаны:

а) только номера записей;

б) как числовые, так и текстовые данные одновременно;

в) данные только одного типа;

г) только время создания записей.

13. значение выражения 0,7-3>2 относится к следующему типу данных:

а) числовому;

б) логическому;

в) строковому;

г) целому.

14. Система управления базами данных (СУБД) - это:

а) программная система, поддерживающая наполнение и манипулирование данными в файлах БД;

б) набор программ, обеспечивающий работу всех аппаратных устройств компьютера и доступ пользователя к нему;

в) прикладная программа для обработки текстов и различных документов;

г) оболочка операционной системы, позволяющая более комфортно работать с файлами.

15. В число основных функций СУБД не входит:

а) определение того, какая именно информация (о чем) будет храниться в БД;

б) создание структуры файла БД;

в) первичный ввод, пополнение, редактирование данных;

г) поиск и сортировка данных.

16. Предположим, что некоторая БД описывается следующим перечнем записей:

Иванов, 1956, 2400;

Сидоров, 1957, 5300;

Петров, 1956, 3600;

Козлов, 1952, 1200.

Следующие записи поменяются местами при сортировке по возрастанию этой БД, если она будет осуществляться по первому полю:

а) 1 и 4;

б) 1 и 3;

в) 2 и 4;

г) 2 и 3.

17. Экспертная система представляет собой:

а) компьютерную программу, представляющую в некоторой предметной области делать выводы, сопоставимые с выводами человека-эксперта;

б) стратегию решения задач, позволяющую осуществлять манипулирование знаниями на уровне человека-эксперта в определенной предметной области;

в) язык представления знаний;

г) прикладную программу, созданную на основе СУБД.

Приложение 2


«2» (Плохо)

«3» (Слабо)

«4» (Хорошо)

«5» (Отлично)

Эстетика оформления

Графическим иллюстрациям уделено слишком большое внимание, мешающее восприятию содержания проекта.

Графические и мультимедийные компоненты не отвлекают от содержания, но выполнены не всегда корректно - отсутствует гармония, пропорции, нет четкой графической концепции и общего стиля.

Элементы дизайна и содержания взаимодополняют и усиливают друг друга.

Элементы дизайна и содержание представляют собой обоснованное единство, усиливающее общее впечатление от представленных материалов и развивающее учащихся.

Оригинальность

Проект выполнен, главным образом, на основе минимального набора материалов и идей, заимствованных из ограниченного количества источников информации.

Проект выполнен на основе большой коллекции материалов и идей, заимствованных из разных источников информации.

Проект разработан на основе оригинальных авторских идей, усиленных большой подборкой материалов из разных источников информации.

Проект характеризуется большой оригинальностью идей, исследовательским подходом к собранным и проанализированным материалам, использованием широкого спектра первоисточников.

Мультимедийные средства

Использование видео-, аудиоинформации, компьютерной анимации практически отсутствует и/или дается в отрыве от содержания.

В материалах проекта используется довольно много элементов мультимедиа, однако это осуществляется несистематически.

В материалах проекта элементы мультимедиа представлены очень широко, и их использование всегда оправдано.

Материалы проекта богаты оригинальными элементами мультимедиа, усиливающими содержательную часть проекта и помогающими восприятию наиболее сложных вопросов

Выступление

Тема не раскрыта, исследования не неубедительны. Учащийся понимает выводы по определенному вопросу.

Тема раскрыта не полностью, исследования не неубедительны. Учащийся приводит аргументы в достаточном объеме.

Тема раскрыта полностью. Глубина знаний автора по теме исследования не вызывает сомнений. Учащийся самостоятельно делает выводы.

Тема раскрыта глубоко и полно, эрудированность автора во всех вопросах темы на высшем уровне. Учащийся самостоятельно делает выводы и принимает решения в ситуации неопределенности.


9

© 2010-2022